Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 1056 0

Дата: 6-15.08.2009 г.

Руководитель: Смирнова Т.В. (Санкт-Петербург)

Из библиотеки МКК Федерации студенческого спортивного туризма Санкт-Петербурга

Прислал Олег Абызов

1-2. Титульный лист, оглавление

3. Справочные сведения о путешествии

3.1. Проводящая организация - СПбГПУ

3.2. Место проведения - Республика Карелия, Олонецкий район

3.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части (км) продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный II 145 10 8 06.08.09 -15.08.09

3.4. Подробная нитка маршрута: Верхний Олонец - р. Топорная - оз. Вагв-озеро - оз. Ут-озеро - р. Олонка - пос. Верховье

3.5. Обзорная карта региона

См. отдельную страницу в масштабе 1 см = 2 км (карта отсутствует).

3.6. Определяющие категорию сложности препятствия маршрута

Вид препятствия К.т. Длина Наименование и характеристика Путь прохождения
шиверы на р. Топорная II 80-200 м мелкокаменистые шиверы с большим падением и интенсивным лавированием в струе По основной струе; в мелких местах проводка
Завалы на реке Топорная II - Завалы, перегоражи-вающие всю реку, состоящие из 2-20 стволов, часто с ветками  
шиверы на р. Олонка IIу 100-250 м Мелко- и крупнокаменистые шиверы с большим падением и интенсивным лавированием в струе По основной струе в наиболее водном протоке
порог II 300 м Торос-порог, крупнокаменистая шивера с большим падением и интенсивным лавированием в струе По основной струе в наиболее водном протоке
порог II 120 м Болос-порог, крупнокаменистая шивера с интенсивным лавированием в струе и прижимом к ряжевой стенке левого берега По основной струе
порог II 250 м Сари-порог, крупнокаменистая шивера на повороте реки с интенсивным лавированием в струе По основной струе

3.7. Состав группы

  ФИО Опыт и обязанности в группе
каяк Смирнова Татьяна Владимировна V (у), IV (р), руководитель
каяк Звягинцева Полина Николаевна III (у), II (р), Зам. руководителя, начмед
Экипаж №2 (Таймень-2) Буйневич Михаил Валерьевич II (у), Штурман, фотограф
  Кравченко Евгений Юрьевич II (у), Нач. Транс.
Экипаж №3 (Таймень-2) Абызов Олег Витальевич II (у), Нач. фин.
  Зернов Алексей Владимирович II (у), летописец
Экипаж №4 (Катран) Куликов Николай Викторович II (у), Нач. рем.
  Крайнева Екатерина Андреевна II (у), завхоз
Экипаж №5 (Таймень-2) Спиридонова Любовь Викторовна ПВД
  Лубченков Андрей Константинович ПВД, фотограф

3.8. Отчет о походе хранится в библиотеке МКК Федерации студенческого спортивного туризма Санкт-Петербурга в помещении турклуба "Парус" (Санкт-Петербург, Лиговский пр. д.80).

3.9. Поход рассмотрен МКК Федерации студенческого спортивного туризма Санкт-Петербурга, шифр полномочий 178-06-332320000.

4. Содержание отчета

4.1. Основной задачей похода было совершение водного путешествия 2 категории сложности недалеко от Санкт-Петербурга. По устной рекомендации бывалого инструктора была выбрана река Олонка с препятствиями 2 категории трудности. Так как сама Олонка имеет недостаточную длину для маршрута 2 к.с., на карте был высмотрен ее правый приток река Топорная. Никакой информации о последней не было ни у туристов, ни в библиотеке ПКТ, ни в Интернете, т.е. предстояло первопрохождение этой реки. Этот факт делал поход особенно интересным, хотя все догадывались, что на реке, скорее всего, будет много завалов. В то же время близость Топорной к таким известным своими сложными препятствиями рекам, как Уксун и Тулемайоки, позволяли предполагать наличие и на ней достаточно сложных препятствий.

4.2. Варианты подъезда и отъезда

К началу маршрута (пос. Верхний Олонец) можно подъехать от ж/д станции Олонец местным автобусом Олонец-Петрозаводск (ходит 5 раз в день) или проходящими автобусами Видлица-Петрозаводск (1 раз в день) и Сортавала-Петрозаводск (1 раз в день). Из Санкт-Петербурга можно доехать прямым автобусом СПб -Петрозаводск (ходит 3 раза в день). Возможен подъезд этими же автобусами в обратном направлении - от г. Петрозаводск.

Отъезд от конца маршрута из г. Олонец возможен как ж/д транспортом (поезд №658А Питкяранта - СПб), так и автобусом Петрозаводск - СПб, проходящим через Олонец. Практика показала, что автобусом уезжать легче и дешевле.

4.3. Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с маршрута возможны, начиная с Ут-озера, где находится одноименный поселок. На всем протяжении р. Топорная, несмотря на ее близость к оживленным трассам и довольно крупным населенным пунктам, возможности сойти с маршрута нет, т.к. река протекает в абсолютно нетронутом лесу, и действующие дороги отсутствуют.

На реке Олонка аварийный выход возможен почти в любом месте, поскольку всего в нескольких километрах находится либо оживленная трасса "Кола", либо жилые населенные пункты.

4.4. Изменения маршрута

Остался непройденным заявленный участок 30 км реки Олонка, проходящий по населенным пунктам и на котором отсутствуют какие-либо препятствия. Связано это с непредвиденно большой затратой времени на преодоление и расчистку завалов на реке Топорная. К тому же вода в населенных пунктах, как мы имели возможность убедиться, весьма низкого качества, т.е. просто грязная. Спортивная (порожистая) часть похода пройдена полностью.

4.5. График движения

День пути Участок пути Км Ходовое время Определяющие препятствия Метеоусловия
1 Р. Топорная от ЛЭП до входа в верхний каньон 4,4 6 ч 35 мин Мелкие шиверки, завалы, бобровые плотины, рухнувший мост Ясно; утром - +14о, днем - +20о
2 Верхний каньон – 300м до ручья из оз. Рогарам 5,6 8 ч 15 мин Каменистые шиверы, мощные завалы Ясно; утром - +10о, днем - +20о
3 Ручей - приток из оз. Каларви 6,3 8 ч 20 мин Мощные завалы, старицы Ясно; утром - +6о, днем - +22о
4 Приток из оз. Каларви – старый мост 6,8 7 ч 25 мин Каменистые шиверы, мощные завалы, бобровые плотины, рухнувший мост Переменная облачность, кратковременные дожди, сильный ветер; утром +14о, днем -+18о
5 Старый мост – оз. Вагв-озеро – Блуасей - оз. Сюриламби 26,9 6 ч 20 мин Каменистые шиверы, завалы, топляки Переменная облачность, утром - +16о, днем - +21о
6 Р. Топорная от оз. Сюриламби до оз. Ут-озеро 7 2 ч 25 мин Порог под мостом (2 к.т.); каменистые шиверы С утра – переменная облачность, +18о
  Оз. Ут-озеро 7 1 ч 35 мин Нагонная волна После 13-00 – дождь, сильный западный ветер
  Р. Олонка от оз. Ут-озеро до конца верхнего порожистого участка 17 3 ч 45 мин Безымянные шиверы (2 к.т.) и пороги (2у к.т.) верхнего порожистого участка  
7 Р. Олонка выше Торос-озера – оз.Торос-озеро – нижний порожистый участок – пос. Ковера 26 5 ч 35 мин Торос-порог (2у к.т.); Болос-порог (2 к.т.), безымянные шиверы нижнего порожистого участка (2 к.т.) Пасмурно, временами дождь, +18о
8 Р. Олонка от пос. Ковера до пос. Верховье 38 8 ч 10 мин Сари-порог (2 к.т.) Дождь, грозы, порывистый ветер; +16о

Всего пройдено активным способом 145 км, затрачено 58 час 25 мин ходового времени. Из них:

  • Река Топорная - 57 км - 39 час 20 мин
  • Озеро Ут-озеро - 7 км - 1 час 35 мин
  • Река Олонка - 81 км - 17 час 30 мин..

График подробно приведен далее.

4.6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

06.08.09

От г. Олонец до поворота на пос. Верхний Олонец можно доехать за 1 час на любом автобусе, идущем в сторону Петрозаводска. Дорога (трасса "Кола") достаточное время идет вдоль Олонки, поэтому можно оценить состояние реки в низовьях. В пределах жилья река везде сильно захламлена, а в Олонце еще и пахнет нечистотами. Сразу отпало желание в конце маршрута идти рекой до железной дороги. От поворота до собственно Верхнего Олонца - 2 км по грунтовой дороге фото 2), до р. Топорная - еще 10 км по ней же. Сходили в поселок и договорились с владельцем трактора о подброске к реке на его тракторе (фото 1). Владелец трактора оказался егерем местного лесхоза (кстати, закрытого 2 года назад) и прекрасно знал все окрестности (фото 3). Он подтвердил, что по р. Топорная никто никогда не ходил, но в связи с этим идти по ней невозможно из-за бесчисленных завалов. Мы, однако, настаивали на запланированном варианте, и егерь довез нас не только до пересечения дороги с Топорной, но и по лесной дорожке до ЛЭП, пересекающей и эту дорожку, и Топорную. На пересечении ЛЭП и Топорной мы и организовали стартовый лагерь, т.к. грунтовка сейчас обновляется, через реку кладут новый мост (фото 4), и собираться возле дороги на берегу реки невозможно. Берега реки густо залесены, как видно на фото 4, а ЛЭП - расчищена, на ней достаточно хорошо собирать лодки (фото 5). Ширина реки в месте старта - 4-5 м, глубина - около 0,5 м, течение постоянное и хорошо заметное (примерно 4 км/ч). Весь остаток дня собирали лодки и упаковывали снаряжение.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии


07.08.09

Торжественно открыли сплав по Топорной (фото 6). Целых 40 м. Далее за первым же поворотом - завал из бревна поперек реки (фото 7), за ним - еще один, и еще, и т.д. Через 1 км - уже не завал, а завалище - это был мост на лесной дороге, но мостом он был, похоже, до финской войны 1939 г. (фото 8). После обноса моста в русле реки стали попадаться камни, даже шиверки, но воды маловато, к тому же за ночь вода упала примерно на 5 см, поэтому на шиверках - проводки (фото 9). Речка очень интенсивно петляет, завалы - каждые 5-10 м, их и пилим, и рубим, и перелезаем, и подлезаем под них (фото 10-12). Вода в реке довольно холодная - около 15о, т.к. помимо стока из озера Топорного река имеет постоянную подпитку из родников. Через 4 часа такого "хода", когда мы достаточно отошли от оживленной дороги, начались бобровые плотины в дополнение к просто завалам (фото 13). 2 витка реки с завалами и плотинами вообще обнесли по берегу. В дальнейшем от обносов отказались, т.к. русло реки глубоко промыто, вылезать на берег с гружеными лодками тяжело, а по берегам - откровенный бурелом. На ночлег встали в еловом лесу на правом берегу перед входом в каньонный участок реки (это место хорошо читается по карте).

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

08.08.09

Каньонный участок начинается мелкокаменистой шиверой длиной 100 м с заметным падением и обилием камней. За ночь вода упала еще на 5 см, так что проводка (фото 14). Потом плес 50 м и снова шивера, и так 3 раза (фото 15). Паводковый уровень воды примерно на 40 см выше, т.е. в паводок эти шиверы - нормальные пороги 2у с интенсивным лавированием в струе. Кончились шиверы (т.е. кончился каньон) - начались травянистые берега и снова завалы (фото 16). Егерь говорил, что когда-то тут были покосы, и в то время реку и впадающие родники расчищали. Те времена давно прошли, остались родники, из-за которых вода становится заметно холоднее (около 12о), а река - глубже (в центре - по пояс). Изменился характер завалов - теперь это не 2-3 бревна поперек реки, а 5-6, упавших друг на друга с разных берегов. Расстояния между завалами нередко не превышают корпуса лодки. Обносы невозможны, т.к. травянистые берега - глинистые и высокие - 1,0-1,5м (фото 17). Некоторые завалы по возможности разбираем. По-прежнему, речка очень сильно петляет, из-за чего трудно установить общее ее направление. Продвижение по реке идет очень медленно, т.к. в основном не идем, а расчищаем дорогу. Ночевать встали в сумерках на высоком травянистом левом берегу перед очередным витком с завалами.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

09.08.09

Снова завалы в травяных берегах. Но буквально через 300 м после стоянки справа впал заметный ручей, после которого общее направление реки стало отчетливо на юг, что позволило точно определить наше положение на карте. Иногда попадаются участки по 50-70 м чистой воды, особенно когда по берегам растет еловый лес. Бывшие покосы закончились, русло расширилось до 6-7 м и углубилось до 1,0-1,2 м (фото 18-19). Течение по-прежнему достаточно заметное, в русле попадаются отдельные камни. Завалы в среднем стали попадаться реже, зато сами завалы стали мощнее - по 15-20 стволов, к тому же нередко с мощными ветвями (фото 20). Через завалы перелезаем, прорубив проход в ветвях (фото 21). Появилась и еще одна неприятность - стали попадаться старицы, на развилках с которыми далеко не всегда понятно, какое русло является основным, особенно если это основное русло как следует завалено. В таких местах выход на берег из-за ила по берегам сложен и неприятен, поэтому завалы стараемся разбирать, хотя бы наполовину, чтобы можно было провести под берегом или перелезть. Заночевали прямо в лесу на правом берегу после впадения заметного правого притока, отмеченного на карте. Вода в притоке заметно теплее воды в Топорной.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии


10.08.09

После притока - 300 м (!) чистой воды, затем долина реки сужается в следующий каньонный участок. Стенки каньона в данном месте с обеих сторон достигают 25-30 м, поросли мощным лесом, поэтому участок начинается мощным завалом. Его долго пилили и разбирали (фото 22), а потом, как и в первом каньоне, пошли серии 100-метровых шивер с 50-метровыми плесами между ними. Шиверы приходится проводить, т.к. мелко, и почти на каждой лежит бревно поперек. После заметного левого поворота происходит перераспределение длин: шиверки становятся по 50м, а плесы (с завалами) - по 150-200 м. Общая длина каньонного участка по карте - около 4 км. После него долина резко расступается, берега снова становятся травяными, зато начинаются бобровые плотины (фото 23). Встать лагерем на этом участке негде - по берегам трава, кустарник и кочкарник. Решили дойти до старой дороги с мостом, отмеченными на карте. Лучше бы мы этого не делали - мост рухнул лет 20 назад, на него нанесло кучу бурелома сверху, а от дороги не осталось и следа. Образовался чудовищный завал, обнести который невозможно из-за дремучего кустарника по обоим берегам. В результате решили бревнами, торчащими из завала как противотанковые ежи, замостить дыры в завале и сделать таким образом настил к мосту, по которому затем и перетащить лодки. За завалом еще сохранился участок настила моста, по нему тащить и спускаться на воду было относительно несложно (фото 24). Пока преодолевали мост, наступила темнота, поэтому встали почти сразу за мостом в ельнике на левом берегу.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

11.08.09

Стоянка была над маленькой шиверой (30 м), потом короткий участок с несложными завалами, и снова начинается каньонный участок, когда высокие берега подходят к реке то с одной, то с другой стороны. Река шарахается от одной морены к другой, на поворотах 100-150-метровые шиверы (фото 25), между ними 300-метровые плесы. Самые водные струи в шиверах либо завалены, либо загорожены свешивающейся черемухой, поэтому все шиверы опять приходится проводить, идти удается короткими кусками по 5-10м (фото 26). Камни в шиверах покрыты темными водорослями, поэтому их плохо видно, и проводить очень скользко. Такого пути около 4 км, затем каньон сжимается, и длина шивер возрастает до 300 м, увеличивается и скорость воды в них. После третей длинной шиверы каньон резко заканчивается, долина реки расширяется и становится откровенно заболоченной, растительность преимущественно - ольха и осина. Шивер больше нет, зато появляются топляки и бревна, свисающие на разной высоте. Глубина реки выросла почти до длины весла, т.е. почти 2 м, стенки русла илистые, поэтому откровенно радуемся, что почти нет завалов, а если и есть - то в 1-2 бревна, это мы теперь играючи перескакиваем. Как-то неожиданно справа впадает крупный приток, но по карте ему должен предшествовать левый, которого мы не видели, поэтому не поверили, что это нужный приток. Однако через 20-25 мин. хода по гладкой воде вылетели в большое озеро. Его очертания не оставили сомнений - это Вагв-озеро (фото 27-28)! Вода в нем откровенно теплая - +21о, что резко контрастирует с ледяной водой Топорной. Берега озера заболочены, стоянок нет, поселок Вагв-озеро на орографическом левом берегу имеет довольно заброшенный вид, поэтому понеслись искать продолжение реки. Оно находится слева от единственного возвышения, поросшего цветами, примерно в 1,5 км от впадения при движении на юг. Продолжение Топорной (почему-то этот участок на карте назван Блуасей) - шириной 8-10 м, течение медленное, около 1 км/ч. Почти сразу начинаются мелкие каменистые шиверки длиной 15-20 м с такими же короткими плесами. Падение воды заметно меньше, чем раньше, но все равно проводки, правда, вода теперь теплая. Через 35 мин. такого хода въехали в Аллайнен-ярви - небольшое озеро-плес с болотистыми берегами. Стоять на нем негде, идем дальше. Продолжение реки ровно напротив входа в озеро, но выход сильно зарос хвощом и тростником. Нужно рубиться по центру прямо сквозь растительность. В протоке есть вялая шивера, трудности не представляет. Почти сразу - выход в следующий плес Сюриламби почти идеально овальной формы. В нем расставлены рыболовные сети, а выход из него перегорожен забором из вбитых в дно кольев, есть узкий проход под левым берегом, т.е. нужно быть очень внимательными, байдарочников тут не ждут. Далее идет спокойная протока в осиновом лесу, и снова плес с рыболовными сетями. Несколько поодаль от берега видна моренная гряда, даже подумали, что на ночлег придется вылезать на нее, но неожиданно на правом берегу в конце плеса обнаружилась организованная стоянка на цветочной полянке. Илистый выход в воду, а в остальном - превосходное место.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии


12.08.09

Проехали следующий плес и уперлись в шиверу, уходящую под развалины старого деревянного моста, вместо которого сейчас строится новый, железобетонный. По мосту проходит вполне приличная грунтовая дорога, а под ним из естественных препятствий и строительных отходов образовался нормальный порог 2 к.т. (фото 29-32). Правда, ниже продолжение этой шиверы и следующие 3 пришлось опять проводить, т.к. река разбегается на мелкие протоки в камнях, а самые водные из проток, как правило, перекрыты кустами (фото 33). Зато в этих шиверах живут раки - ребята поймали двух прямо при проводке. Теперь мы поняли, что за ловушки были сложены на организованной стоянке. Это означает, что вода в Топорной - очень чистая. Кончились шиверы - берега стали ниже и явно болотистей, зато закончились проводки. На радостях так разогнались, что совершенно неожиданно вылетели в Ут-озеро. Выход реки расположен как раз напротив края поселка Утозеро, растянувшегося вдоль всего западного берега озера (фото 34). И вот тут нас и накрыл давно подползавший циклон: плотный облачный фронт, дождь и сильный юго-западный ветер. Для обоих каяков и поддувного "Катрана" прохождение озера превратилось в пытку. Чтобы хоть немного спрятаться от ветра, пришлось идти под самым западным берегом (т.е. вдоль поселка). Встать на берегах озера, помимо поселка, негде - либо болото, либо частолесье, поэтому озеро проходили без остановки.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

Олонка вытекает из южного окончания Ут-озера. Вместо отмеченной нежилой деревни Шулка теперь выстроен новый коттеджный поселок, нечто вроде частной базы отдыха, где выход на берег запрещен. Олонка вытекает как раз посреди этого поселка и начинается несложной шиверой - заход в слив под правым берегом, переход в центр и снова к правому берегу (фото 35). Но через 50 м стоит новый мост, соединяющий обе половины базы отдыха, а под ним все завалено булыжником, т.е. обнос. Обносили по "частному" левому берегу с милостивого разрешения и под надзором охранника с собаками. В истоке река имеет ширину около 15 м и глубину около 1 м. За первым же поворотом следуют 2 несложные шиверы длиной 20-25 м, а затем - так называемая старая плотина: ряд железных арматурин, воткнутых в дно, как забор, обложенных булыжниками. С трудом нашли узкий проход под правым берегом. За этой плотиной на левом берегу идет участок молодого соснового леса (не приватизированного!), где наконец удалось пообедать. На Олонке в эту пору года нет ровной воды. Ниже по течению каждые 100-200 м идут шиверы длиной 50-100 м все возрастающей сложности. Довольно быстро слева впадает крупный приток Пекки, после чего ширина реки вырастает до 25-30 м, течение примерно 3-4 км/час, на шиверах - до 5 км/час. Шиверы с обилием камней, требуется интенсивное лавирование в струе, пересечение струи, а также умение выбрать с воды самый водный язык из множества, на которые разбегается река в шиверах (фото 36-38). Наконец (примерно через 1 час хода после притока) очередное препятствие отличается от остальных наличием ряжевой стенки на правом берегу. Проход под самым берегом вдоль ряжа (фото 39,40), т.к. левые 2/3 реки - просто булыжная мостовая. После этого препятствия идут 2 самых сложных порога верхнего течения Олонки. Каждый из них 300 м длиной со 100-метровым текучим плесом между ними и начинается под живописным песчаным обрывом левого берега. Множество камней, заметное падение воды, из-за чего требуется очень интенсивное лавирование в струе и постоянное пересечение почти всей реки (фото 41-43). По данному уровню воды это 2у. Если бы вода была на 15-20 см выше (т.е. интенсивность течения была больше), были бы нормальные пороги 3 к.т. Т.к. этот участок реки не населен, все препятствия на карте не отмечены. Каждый из Тайменей нашел свой камень в этих порогах, а то и 2. Берега вообще стали выше, настоящая речная долина, поэтому некоторые проблемы со стоянками. Однако, препятствия закончились. Место для лагеря нашли на правом высоком берегу сразу за травянистым островком в русле реки.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

13.08.09

Вскоре после нашей стоянки впадает хилый правый приток из болотного разлива, отмеченного на карте, и река отчетливо поворачивает налево. Ширина Олонки в этом месте доходит до 30-35 м. Следует серия из 6 или 7 шивер умеренной сложности - лавирование в камнях, но падение воды небольшое, и вариантов прохождения несколько. Течение явно замедляется, т.к. уже ощущается подпор Торос-озера. Перед впадением в Торос-озеро река раздваивается. Над левой протокой виден новый железобетонный мост на трассе "Кола", и мы радостно поехали к нему. А на самом деле продолжение реки - в правой протоке, выходящей в основную часть озера. По левому берегу в центре поселка Торос-озеро есть старый ярко-голубой мост, там и выход в продолжение реки. Сразу за мостом идут два мелких, но несложных слива (фото 44), а затем две более серьезные шиверы с резкими поворотами и переходом струи от берега к берегу, видимо, они и обозначены как Торос-порог (фото 45-46). После Торос-озера ширина реки уменьшилась до 20-25 м, зато снова река течет в высоких берегах. После правого поворота реки в ее центре расположен остров (есть на карте), вокруг него следующая шивера с более-менее понятным проходом. А следом идут еще две достаточно серьезных: снова интенсивное лавирование, переход струи от берега к берегу, мелкий выход при высокой скорости течения (фото 47,48). К тому же дождь мешает видеть воду. На следующем правом повороте реки по левому берегу идет ряжевая стенка, и, как и выше по течению, проход под берегом вдоль нее (фото 49). Буквально в 100 м ниже слева впадает Болос-ручей, так что это был Болос-порог, хотя предыдущие две шиверы были намного сложнее. После впадения ручья ширина реки возрастает до 40 м, препятствия практически прекращаются (была пара простых мелких шивер и три полузавала от упавших гигантских деревьев, фото 50). Олонка плавно петляет в высоких живописных берегах, поросших лесом, но временами встречаются песчаные обрывы (фото 51,52). Много мест для стоянок, но мы потратили много времени на Топорной, теперь нагоняем. Около 3 км река течет вдоль шоссе, но из-за глубины долины его не видно, а только слышно. Когда река снова отвернула от шоссе, встали на ночевку на правом берегу на старой лесной дороге, подходящей к реке.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии


14.08.09

Сегодня мы должны дойти до Олонца или его предместий, т.к. кончаются сроки отпусков, и мы должны уезжать. Река, по счастью, бежит довольно резво и без препятствий, правда, сильно петляет. Долина реки по-прежнему глубокая, поэтому не мешает порывистый ветер при грозах. Откосы долины покрыты лесом, некоторые деревья опасно наклонены, поэтому с опаской проходим повороты под обрывами. На очередном крутом правом повороте издали слышна мощная, но мелкая шивера - это Сари-порог. Основная струя как бы стекает с размытой моренной гряды левого берега и прижимается к высокому правому (фото 53), а за поворотом налево - еще 300 м обычного каменного разбоя. Скорость течения не особенно большая, но маневренность необходима, а видеть чистые проходы мешает ливень. В 200 м ниже первой ступени реку пересекает ЛЭП, под ней - продолжение порога, менее сложное и более мелкое (фото 54). После очередного витка налево-направо препятствия в реке кончаются. Берега отчетливо понижаются и явно заболачиваются, скорость течения падает. По левому берегу вместо леса идет кустарник и травостой. Где-то в этом кустарнике впал левый приток Улванка, но среди болотных разливов и стариц ее точно не опознали. Ширина реки не менее 40 м, берег окаймлен тростником. Как только снова появился более-менее сухой сосновый лесок, сразу встали на обед на левом берегу, кстати оказался и перерыв в грозах. Далее к реке по левому берегу подходит местная грунтовая дорога с не особенно интенсивным движением и пару километров идет вдоль реки. Потом их пути расходятся, долина реки снова углубляется, склоны каньона поросли лесом, преимущественно лиственным. Есть проблемы с выходом на берег даже для короткого отдыха, зато не мешают грозы, т.к. ветер до низа каньона почти не доходит (фото 55). В русле реки попадаются топляки, т.е. требуется постоянное внимание. Несколько раз реку пересекали ЛЭП, потом стали попадаться травянистые острова в русле. Тем не менее, к жилью выехали как всегда неожиданно: лес внезапно пропадает, а сквозь завесу дождя впереди видны дома и канатный пешеходный мост через Олонку. Чтобы попасть на трассу "Кола", встать нужно на правом берегу, а тут - коровий загон. Пришлось подниматься вверх по течению метров 250-300, чтобы встать в лесу выше поселка. Лес сильно мусорный во всех смыслах, и на высокий берег не очень удобно подниматься, но в данном случае выбирать нам не приходилось, т.к. уже смеркалось.

Отчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной КарелииОтчет о водном путешествии II к.с. в Южной Карелии

15.08.09

От лагеря до остановки автобуса в поселке Верховье, до которого мы дошли, по тропинкам и дорожкам идти около 1,5 км. Решено закончить маршрут здесь, т.к. ниже идут сплошь населенные пункты (Верховье - предместье Олонца) и отвратительно грязная вода. Спортивного интереса отрезок реки до железной дороги не представляет, все намеченные препятствия уже пройдены, а троим буквально завтра нужно выйти на работу. Собираем лодки под тентом, почти ничего не сушим, т.к. почти непрерывно идет дождь. Автобусы на Санкт-Петербург проходят здесь утром (около 8), в полдень и в полпервого ночи. Успели сложиться к полудню, но автобус проходящий, и всю группу с вещами взять не смог. Поэтому половина группы уехала, а вторая половина возле обочины ждала ночного автобуса.

4.7. Потенциально опасные препятствия на маршруте

4.7.1. Многоствольные завалы на реке Топорная

Преодоление этих препятствий опасно травмами конечностей из-за возможного попадания их в многочисленные промежутки между стволами и ветками, обусловленные их хаотическим нагромождением. К тому же элементы завалов не закреплены и в процессе их преодоления произвольно перемещаются.

4.7.2. Шиверный слив под мостом на грунтовой дороге в нижнем течении р. Топорная

Препятствие организовано не только естественными камнями, но и строительными отходами, которые имеют острые края и металлические фрагменты, что дополнительно повышает риск повреждения кожи участника и оболочки лодки.

4.7.3. Безымянные шиверы в верхнем течении реки Олонки

В межень сложность этих препятствий выше, чем в половодье, интенсивность лавирования в камнях требует схоженности экипажа и его грамотных действий. Если группа начинает маршрут в Ут-озере, эти препятствия оказываются на пути в первый день похода, т.е. слаженность действий экипажа может оказаться недостаточной. В нашем случае схоженность была достаточной, но не было информации об уровне трудности препятствий.

4.7.4. Торос- и Болос-пороги в среднем течении р. Олонка

В межень сложность этих препятствий выше, чем в половодье, интенсивность лавирования в камнях требует схоженности экипажа и его грамотных действий.

4.7.5. Сари-порог в нижнем течении р. Олонка

Порог появляется несколько неожиданно после протяженного участка гладкой воды. Из-за значительной ширины реки в данном месте возможна только нижняя страховка.

4.7.6. Техника безопасности на маршруте

Все препятствия на маршруте участники проходили в спасжилетах и касках.

Все шиверы и пороги проходили с просмотром с воды, первым всегда шел руководитель, который затем вставал внизу на нижнюю страховку. Остальные экипажи проходили препятствия поочередно, строго соблюдая дистанцию, чтобы в случае ошибки предыдущего экипажа следующий имел возможность его обойти. Препятствие должны были пройти как минимум 2 экипажа, встающие на страховку, после чего руководитель шел дальше. Просмотры с берега для большинства препятствий были неудобны, а из-за их значительного количества и бесполезны. По данному уровню воды шиверы Олонки явились отличной школой "чтения воды".

4.8. Наиболее интересные географические и исторические объекты на маршруте

Географически долины рек Топорная и Олонка являются типичными для Южной Карелии и особого интереса с этой точки зрения не представляют.

Исторические памятники г. Олонец, основанного в 16 веке, не поддерживаются в должном состоянии и даже не отмечены на схеме города. Необходимо потратить много времени и сил, чтобы их разыскать, но увиденное не стоит этих усилий. Хотя на карте исторических памятников возле Олонца отмечено даже наличие древних петроглифов, нам их увидеть не удалось.

4.9. Дополнительные сведения о походе

В отличие от рек, часто посещаемых туристами, река Топорная активно заселена бобрами, которые в ряде случаев и являлись "источником" завалов на реке (см., например, фото 13). Нескольких бобров в вечернее время видели в непосредственной близости от группы, когда внезапно выходили из-за очередного поворота.

Совершенно не характерна для карельских рек постоянная подпитка ключевой водой, как это происходит в реке Топорная. В этой реке всегда есть вода, т.к. она вытекает из озера и принимает ключи и множественные притоки на всем протяжении до Вагв-озера. Вода в реке по этой причине неожиданно холодная, зато очень чистая, если в ней живут раки.

Олонка практически постоянно течет в довольно глубокой долине, что также не особенно характерно для равнинных рек. Для постановки лагеря приходится достаточно высоко подниматься. В то же время на всем протяжении маршрута отсутствовали каменистые берега. Растительность и тип местности этого района более характерен для средней полосы России, чем для Карелии: отсутствуют торфяные болота и сосновые леса, на Топорной часты травяные берега, а на Олонке берега покрыты преимущественно лиственными породами деревьев (ольха, осина, черемуха).

4.10. Расходы на путешествие

Для одного участника расходы составили:

  • проезд на поезде СПб - Олонец - 430 руб. + 24 руб. провоз багажа
  • проезд на автобусе Олонец - Верхний Олонец - 110 руб. + 10 руб. провоз багажа
  • стоимость питания на 10 дней - 752 руб.
  • проезд на автобусе Олонец* - СПб - 410 руб. + 40 руб. провоз багажа

(* - пос. Верховье является предместьем г. Олонец, поэтому билеты выписаны из Олонца; билеты приложены к маршрутной книжке).

Кроме того, 200 руб. затрачены на комплектацию общегрупповой аптечки.

Участники проходили маршрут на собственных судах. Общественное снаряжение было либо личной собственностью участников (котлы, таганок, оба спасконца), либо предоставлялось безвозмездно проводящей организацией (групповой тент).

4.11. Итоги, выводы и рекомендации

1. Было совершено первопрохождение реки Топорная.

Ожидалось, что на реке будут завалы, правда, мы не думали, что в таком количестве. Часть завалов группа распилила, разобрала, расчистила проходы, так что следующим будет уже немного легче. Достаточно пройти еще 2-3 группам, и прохождение реки Топорная будет сравнимо с прохождением рек Волчья, Вьюн или Ящера, на которые она немного похожа. Чтобы не проводить многочисленные шиверы на Топорной, ее следует проходить не в межень (конец июля - начало августа), а в начале или середине июля. Река достаточно интересна, на всем протяжении имеет достаточную ширину и хорошую скорость течения.

2. Пройден маршрут 2 категории сложности, очень насыщенный препятствиями 2 категории трудности.

Основная цель маршрута - река Олонка - достаточно насыщена шиверами и порогами 2 категории трудности, особенно на участках от Ут-озера до Торос-озера и от Торос-озера до Болос-ручья. Торос-порог и 2 последние шиверы верхнего участка в среднюю воду будут иметь 3 категорию трудности (мы шли в межень), в половодье, видимо, они упрощаются. Всего на Олонке насчитали около 15 порогов и шивер вместо положенных по Регламенту 5.

3. Маршрут можно начинать в Ут-озере, но возникают иные проблемы. Во-первых, самый сложный участок оказывается в самом начале маршрута. Во-вторых, длины самой Олонки недостаточно для маршрута 2 к.с., и маршрут придется заканчивать в Ладожском озере как минимум в Усть-Тулоксе или в пос. Салма. При этом большой кусок реки (около 50 км) от Верховья до Нурмойлы, который представляет собой бесконечное поселение вдоль реки, необходимо пройти за один день, так как там просто негде встать. Вода в населенных пунктах грязная, как неоднократно отмечалось в отчете. Например, в Верховье идет сток прямо в реку из коровьего загона. Выход в Ладогу может быть осложнен нагонной волной, тем более берег здесь не заслонен островами, как на северо-западе озера.

Паспорта препятствий водного похода

Район Хребет, массив Река название Категория трудности Местоположение на реке, общая характеристика
весна лето осень зима
Ю. Карелия - Топорная Без назв. 2 2 2 - Завалы на всем протяжении реки от Топорного озера до Вагв-озера, всего около 500 шт., перегораживающие всю реку, состоящие из 2-20 стволов, часто с ветками
Ю. Карелия - Топорная Без назв. 2 - 2 - мелкокаменистые шиверы с большим падением и интенсивным лавированием в струе; расположены вдоль всей реки в каньонных участках долины реки; в межень – проводки
Ю. Карелия - Топорная Без назв. 2 2 2 - Каменистый слив под мостом на грунтовой дороге ниже плеса Сюриламби
Ю. Карелия - Олонка Без назв 2 2 3 - Примерно 5 км от истока Олонки, сразу после ряжевой стенки правого берега; крупнокаменистые шиверы с большим падением и интенсивным лавированием в струе, переход струи от берега к берегу
Ю. Карелия - Олонка Торос-порог 2 2 3 - 1,5 км ниже Торос-озера, крупнокаменистые шиверы с большим падением и интенсивным лавированием в струе
Ю. Карелия - Олонка Болос-порог 2 2 2 - В 1 км ниже Торос-порога; крупнокаменистая шивера с большим падением и интенсивным лавированием в струе
Ю. Карелия - Олонка Сари-порог 2 2 2 - Примерно в 10 км ниже пос. Ковера (выхода шоссе на правый берег реки) крупнокаменистая шивера на крутом левом повороте реки с интенсивным лавированием в струе и прижимом к правому берегу
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию