15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Дата: 10.08 - 2.09.2007 г.

Маршрутная книжка: № 1/4-607

Руководитель: Цветкова С.В. (Московская обл., г. Химки)

Справочные сведения о путешествии

1. Основная нитка маршрута Москва - Алматы- Текели- верховья р. Кора- сплав по р. Кора- переезд на р. Казан- Коксу, сплав до пос. Ленино - переезд в г. Текели- подъем по р. Кора- горная часть- пешком вдоль р. Чиже - Текели- Алматы - Москва

2. Протяженность: пешей части - 10 км (рад. выход), сплава - 260 км, горная часть- 105 км.

3. Продолжительность: общая - 24 дня, активной водной части - 14 дней; горной части- 8 дней.

4. Тип судов: 2-х местный катамаран - 5 штук;

5. Сроки проведения: с 10 августа по 2 сентября 2007г.

6. Количество человек - 10; (горная часть - 3 человека).

7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.

8. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ. Шифр: 177-00-66665555

Сведения об участниках путешествия

1 Цветкова Светлана Викторовна 1961 г. Москва, ЗАО АО «Кворум », Нач. управления маркетинга и рекламы Руководитель, катамаран–1, капитан
2 Туморин Виктор Владимирович 1967 ИОФРАН, Вавилова 38, научный сотрудник Катамаран–4, матрос
3 Горенбург Леонид Григорьевич 1975 ООО "Стратегика", консультант Катамаран–2, капитан
4 Шетухин Андрей Владимирович 1977 ООО "нетБридж Сервисиз". Катамаран–2, матрос
5 Комаров Сергей Васильевич 1967 ООО «КМ.РУ» Катамаран–3, капитан
6 Аксенов Дмитрий Олегович 1976 ЗАО "Альтер–Лого 21" ведущий специалист Катамаран–3, матрос
7 Кондратьев Владимир Александрович 1970 ЗАО «Комстар Директ» Катамаран–4, капитан
8 Медведев Петр Викторович 1961 Московский Физико– Технический институт, инженер Реммастеркатамаран–1, матрос
9 Торопов Максим Олегович 1977 ОАО МНПК "Авионика" Катамаран–5, капитан
10 Филиппова Ольга Александровна 1978 ООО «ГфК Русь» Катамаран–5, матрос

Сведения о катамаранах и экипажах

1. Катамаран-1. Объем примерно 1800 литров. Длина 4,1м. Ширина 190 см. Рама металлическая. Дно - из ТЕЗы. Экипаж: Цветкова Светлана и Медведев Петр.

2. Катамаран-2. "Тритон". Экипаж: Горенбург Леонид и Шетухин Андрей.

3. Катамаран-3. "Тритон". Экипаж: Аксенов Дмитрий и Комаров Сергей.

4. Катамаран-4. "Тритон". Экипаж: Кондратьев Владимир и Туморин Виктор.

5. Катамаран-5. "Рафтмастер". Экипаж: Торопов Максим и Филиппова Ольга.

На сплаве состав некоторых экипажей менялся.

Организация путешествия

В этом году мы задумали сходить в Среднюю Азию в августе. После глобального замерзания во время майского сплава по Паравани (сплав по "шестерочным" препятствиям во время метели оставил неизгладимое впечатление), очень хотелось теплой погоды. Без дождей. Кроме того, последние несколько лет слегка достало плавать по консистенции, напоминающей цементный раствор. Очень хотелось плыть по чистой воде. Я искала малопосещаемую (не люблю столпотворения на маршруте) малорасходную реку уровня - сильная пять - слабая шесть, которая была бы пригодна для сплава на катамаранах-двойках. Ребята из моей команды высказывали пожелания - чтобы не было пешей части ("Тритоны" тяжеловаты для пешки), чтобы "шестерочные" препятствия были достаточно локальными и просматриваевыми, и была возможность страховки. У основной части групы отпуск был 2 недели. Мне же, кроме того, хотелось походить пешком по горам. Трое человек из нашей группы, включая меня, могли пойти в поход на 3 недели. Честно говоря, больше всего я люблю тайгу. Памирские пейзажи - голые камни, как после атомной войны - не слишком милы моему сердцу.

Как же я была удивлена, когда после тщательного изучения возможностей для летнего сплава в Средней Азии, нашлась речка, которая не только удовлетворяла все требованиям, но еще и была таежной, по крайней мере, первую половину маршрута! Большое спасибо Саше Лифанову!

Итак, основа для похода была найдена - сплав по Казану - Коксу. Я сначала задумывала прийти туда втроем пешком и встретиться в начале сплава с остальной группой, которая могла бы приехать туда на машине, вылетев из Москвы на неделю позже, но ребята мои настаивали на том, чтобы мы забрасывались все вместе. Поэтому я решила сделать пешую часть после отъезда тех, у кого отпуск две недели.

Дальше я начала искать варианты для связки рек - по отзывам, этот маршрут можно было пройти быстрее, чем за две недели, и у нас могло остаться несколько дней в запасе. Наиболее очевидный вариант - переехать на машине и пройти низ Чарына, от конца Жаланашской степи. Сплава там на 2-3 дня, есть возможность посмотреть "Долину замков", при благоприятном раскладе - желающим пройти "Зубную щетку". Этот вариант нам понравился, и мы решили на нем остановиться. Но позднее мне попалась на глаза информация, что этой весной ребята из Новосибирска и Екатеринбурга прошли очень интересную давно забытую реку в том же районе, что и Казан. Река называется Кора (раньше называлась Кара-Ой). Ее ходили не полностью лет 20 назад, и после того надолго забыли. Фотографии прохождения мне очень понравились. Руководитель группы любезно прислал мне лоцию. Река оказалась с ледниковым питанием. В июле-августе там должно быть воды достаточно для сплава на "двойках".

Я списалась с турфирмой "Стек", находящейся в г. Текели и организующей транспорт для туристских групп. Также они делают регистрацию, лесной билет и пропуска в погранзону.

Когда мы добрались до Текелей, выяснилось, что регистрацию в субботу они нам сделать не могут, и нужно ждать до понедельника. Нам было предложено оставить паспорта для регистрации, а самим ехать на Казан - Коксу. Мы побоялись залезать в погранзону без каких-либо документов. Решили сначала сплавиться по Коре (на это мы могли потратить три дня), а потом, когда будет готова регистрация, поехать на Казан-Коксу. Этот вариант был не самым удачным - мы хотели перед прохождением Коры раскататься на другой реке - но так мы не тратили зря время на ожидание документов. Заехать в верховья Коры без документов мы не боялись - вдоль Коры идет дорога, и это совсем близко от Текелей. Если что - можно за день пешком дойти до Текелей, где находились наши паспорта.

Вариантов горной части у нас было два: в районе Алматы (если мы поедем на Чарын) и в районе Текелей (если мы будем сплавляться по Коре). Так как мы, после завершения водной части, оказались в Текелях, то пошли маршрут с заездом в верховья Коры и возвращением обратно в Текели по долине р. Чиже. Об изменениях порядка прохождения рек и о том, какую мы пойдем горную часть, я сообщала по мобильному телефону в МКК.

График движения на маршруте

Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
1–2 Москва – Алматы – Текели – заброска на р.Кору до 5–й пасеки– стапель   Самолет, машина
3 Сплав до каскада «Белый яр». Осмотр, обвоз вещей. Обнос катамаранов. 3; 1 Сплав; пешком
4 Сплав – ниже пор. «Зигзаг удачи». 3 сплав
5 – пор. «Западло»; – осмотр реки до моста; – Текели 4; 3,5 Сплав, антистапель; Пешком; машина
6 Переезд на р. Казан. Стапель   машина
16 г. Текели – переправа через р.Кора   машина
17 р. Кора – р. Салдыртас 14 пешком
18 Р. Салдыртас – подход под п. Кузнецова (1Б) 7 пешком
19 Пер. Кузнецова (1Б) – рад. выход на вершину – подход под пер. Тюйте 15 пешком
20 Пер. Тюйте – рад. выход на пер. Разминочный (МГУ?) – р. Койтас 10 пешком
21 Р. Койтас – слияние с р. Жаманкольсай 15 пешком
22 Слияние р. Койтас и р. Жаманкольсай – пер. Ак–Кезень (2200м)(НК) – пер. (1700м) (НК)– р. Чижа. 16 пешком
23 Р. Чижа – г. Текели 18 пешком

И того: активными способами передвижения: 370 км

Из них - пешком -110 км, сплав - 260 км.

Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута

Алматы связаны регулярным авиасообщением со многими городами, в том числе - с Москвой. В день есть несколько рейсов разных авиакомпаний. Но в сезон билеты нужно приобретать заранее. Мы связались с представительством авиакомпании "Air Astana" и просили предоставить нам возможность бесплатного провоза не 20кг, а 35 кг багажа, но получили отказ. Поэтому пришлось договариваться о скидках на месте, при регистрации на рейс. Кучу вещей пронесли с собой в салон как ручную кладь.

В Алматы нас ждал заранее заказанный через компанию "Стек" микроавтобус. Только менеджер перепутал, и вместо большого микроавтобуса, куда вошло бы 10 человек с рюкзаками, прислал нам микроавтобус на 7 мест. Шофер отказался всех везти. Я связалась с турфирмой, нам пообещали разрулить эту ситуацию. Поехали к рынку - искать машину. Наш шофер долго торговался, я злобно звонила директору турфирмы. Наконец, машину нашли, все погрузились и поехали. Но время уже было потеряно, и к тому моменту, когда мы доехали до Талдыкургана, где нам должны были сделать регистрацию, паспортный стол уже закрылся. Нас привезли в Текели на турбазу, пообещали сделать регистрацию в понедельник. Нас, естественно, такой расклад не устраивал.

Нам предложили оставить паспорта (заберете на обратном пути), а самим ехать в верховья Казана. Мы на такое не решились - ходить в другом государстве по погранзоне без документов - с нашей точки зрения, неосмотрительно. Попросили подвезти нас на р. Кора - она течет через Текели. Посмотрели - воды достаточно для сплава. Тогда я решила - сначала сплавимся по Коре, а потом, когда будут готовы документы, поедем на Казан. По Коре можно плыть и без паспортов - Текели рядом и, если что, туда можно сходить за день или доехать на попутной машине.

На Кору забрасывались на ГАЗ-66. Дорога плохая. До 5-й пасеки ехали примерно 2 часа.

Когда мы закончили сплав по Коре, несколько километров не доплыв до Текелей, нас привез на турбазу тот же ГАЗ-66. На турбазе мы переночевали, рано утром поехали на Казан все на той же машине. Нам повезло - нас довезли "колесами в воду", до моста через Казан. Дорога тяжелая, но машина сумела и проехать брод через Казан, и взобраться на перевал Тюйемойнак и спуститься с него.

После завершения сплава по Коксу (я связалась по мобильному телефону с "Стек" от водопадов), нас у плотины в пос. Ленино забрала машина и привезла на Турбазу в Текели. Там мы переночевали, помылись в бане. Утром часть группы уехала в Алматы на пойманных у рынка частниках, а мы втроем поехали вверх по Коре на попутной машине, завозящей туристов на летнюю турбазу в верховьях. Довезли нас до троса через реку. По окончании горной части мы шли пешком вниз по долине р. Чиже. Вдоль нее идет проселочная дорога, машны попадаются крайне редко. Нам удалось подъехать только несколько километров ближе к концу маршрута.

Из Текелей в Алматы мы уезжали на частной машине, договорившись с ней заранее, с вечера.

Для поездки следует помнить, что надо учитывать специфику иностранного государства и его законов при организации похода, а именно:

сплав по Коксу, с учётом заброски и выброски превышает в общей протяженности 5 дней, а значит, необходима обязательная регистрация в миграционной полиции Казахстана;

верхнее ущелье, для желающих сплавляться по Казану, находится в приграничной зоне, для посещения которой необходимо дополнительное разрешение в виде отдельной бумаги с печатью пограничных властей, р. Кора находится также в погранзоне в зоне действия того же погранотряда, что и Коксу, поэтому достаточно одного разрешения в погранрайон, чтобы посетить Кору в связке с Коксу;

верховья р. Коксу являются лесной зоной, для посещения которой необходимо разрешение Талдокорганского лесничества.

Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с Коксу возможны на дорогу на всём протяжении Верхнего ущелья. В котловине между Верхним и Ерзасайским ущельями вдоль реки, почти на всём протяжении котловины, идёт полевая дорога по правому берегу. По левому берегу идёт грунтовая дорога на расстоянии 2-3 км от реки. В Ерзасайском ущелье дорог нет, но вдоль реки в районе 59-63 препятствий стоят жилые хибары местных жителей (кстати, русских) и есть тропы в деревни (около 7 км через перевал). На протяжении котловины между Ерзасайским и Чонгораксим ущельями по левому берегу встречаются небольшие поселения по 2-6 домов, дорога проходит на небольшом удалении от реки. В Чонгоракском ущелье подходит к реке асфальтированная дорога по левому берегу, которая идёт вдоль реки почти до Кировского. Аналогичная ситуация на р. Кора. Более половины пасек обитаемы, а жители имеют авто- или мототранспорт, весьма приветливы и готовы помочь.

Общая характеристика р. Кора

Река Кора (ударение на последнем слоге) вытекает с ледников Бессонова и Сапожникова Джунгарского Алатау на высоте около 2850 м. Основное питание реки - ледниковое, поэтому максимума вода достигает к концу мая и паводок держится до конца июля. Расход в устье в это время достигает 50-70 м3/с. Расход, начиная с середины сентября (межсезонье) до середины апреля, значительно меньше и составляет 15-40 м3/с и зависит от погодных условий. Дождевые перепады воды дают до 10 м3/с в межсезонье и до 20 м3/с летом. Река до 1995 г. в туристских кругах, почему-то, фигурировала как Кора-Ой или Кораой.

На всем протяжении река находится в погранзоне и для ее посещения требуется разрешение у пограничного начальства.

По характеру рельефа и возможности сплава река делится на три основных участка:

Верхний участок, вытекающий прямо из-под ледников, имеет протяженность около 25 км. Участки с деревьями встречаются только в самом конце, так же, как и тропа. Среднее падение на этом отрезке около 28 м/км. По части расхода можно предположить, что в летнюю пору он вполне по силам для сплава на каяках (для неленивых каякеров, способных унести свои лодки в такой обстановке). Сплав на каяках, видимо, возможен практически от истока, так как ледники мощные. Категорийность участка - вопрос открытый. Хотя, за исключением первых 7 км из под ледника, когда уклон ещё больший, а воды мало, остальное, группами прошедшими реку в 1986-1987 годах, оценено не выше 5 к.с.

Средний участок - протяженность около 30 км, средний уклон не более 15 м/км. Зона - лесная, на всем протяжении есть тропы и лесная дорога, по которой можно уверенно передвигаться на вездеходах. Возможность сплава на надувных судах в межсезонье весьма ограничена (так как на участке много разбоев, требуются проводки). Летом участок вполне по силам вплоть до рафта и представляет местами уровень до 3 к. с., перекаты, разбои, отдельные камни в русле и небольшие сливы, при детальном просмотре - возможны завалы.

На этом участке расположены пасеки №№ 4-10 (некоторые заброшены), мосты встречаются, но, как правило, непригодные для тяжелого транспорта, и даже транспорта вообще. В первой половине участка находится турбаза фирмы "STTeK" (СТЕК). Участок изобилует уникальными объектами природы, богат животным миром (от медведя и барса до всякой мелочи) и очень живописен.

Нижний участок - от 4 пасеки до погранзаставы на окраине г. Текели. Протяженность - 14 км. Средний уклон - 30 м/км. (Согласно старым отчетам, уклон "Белого яра" - 110 м/км). Наиболее насыщенный препятствиями и интересный для сплава для широкого спектра спортивных судов. Вдоль реки дорога, изобилие плавника в качестве дров. Участок содержит препятствия 5-6 к. с. И практически непрерывный фон 3-4 к. с. В паводок видимо весь участок 5-6 к. с. В русле (особенно в ключевых участках препятствий) возможны бревна. Проходимый мост через реку, по которому дорога переходит с левого на правый берег, и который находится перед самым выходом из ущелья и каскадом "Текели", а в отчете будет фигурировать чаще всего, далее будем называть - нижний мост.

Последние 3-4 км река равнинная и течет в долине, в которой расположен г. Текели, сливаясь с р. Текели и р. Чиже образует р Каратал.

В плане освоения туристскими спортивными группами р. Кора одна из самых мало освоенных из доступных и тому есть объяснения:

- сплавные участки коротки и требуют обязательной связки с другими реками;

- много острых камней и техногенных препятствий, которые не раз затрудняли прохождение реки, вплоть до схода групп;

- на Коре надо "ловить" "нужную" воду;

Тем не менее, из различных источников можно сказать следующее:

В апреле-мае 1986 г. на реке были две команды под руководством и Тараскина и Говора из Новосибирска (в рамках связки с р. Коксу пройдены верхний, средний и частично нижний участки).

В 1987 маршрут с разным успехом повторили ещё две команды из г. Новосибирска, так же в связки с р. Коксу. До 1990 года на реке была команда водников ИПТМ СО АН СССР (г. Новосибирск) под руководством А. Шевченко и В. Тенетова, зашла она видимо недалеко, скорее всего не более 1-2 км за нижний мост (то есть на 3-4 км нижнего участка), которые не проходили предыдущие команды (команда заявлялась, но отчет не написан).

В 1991 году на майские праздники подвиг пыталась повторить команда Н. П. Сиволобова из ТК "Сплав" (г. Новосибирск) в рамках связки с р. Лепсы - примерно с того же места и с тем же результатом что и предыдущая команда (отчет утерян).

В 1995 году так же на майские команда И. Кувшинова (всё тот же "Сплав") в рамках связки с р. Коксу приехала на реку к нижнему мосту и, не найдя нужное количество воды, отказалась от прохождения.

Известно, что с тех пор до настоящего времени на реке была группа из г. Риги, которая поднялась на реку с расчетом пройти весь нижний участок, но частые прорывы и ремонты (а возможно и нехватка времени) не позволили команде осуществить сей замысел.

В последние годы реку посетили команда каякеров (описание сумбурное, что прошли - не понятно) и команда из Новосибирска-Екатеринбурга под руководством А. Боброва (май 2007г), которая и поделилась с нами информацией. Группа Боброва стартовала с 4-й ступени "Белого яра" и закончила маршрут перед нижним мостом.

Местные жители помнят на р. Кора за последние 15 лет не более 4 команд.

Описание сплава по р. Кора

Сплав начали от 5-й пасеки. Сначала - река без препятствий, сильное течение. (Фото 1) Расход воды мы оценили кубометров в 30 в секунду. Зачалились к островку у правого берега перед мостом на 4-ю пасеку. Под мостом - сужение русла и слив через всю реку. Оставили каты на островке около правого берега (узкая протока) и пошли вперед смотреть Каскад "Белый яр". По всем признакам, вода у нас была выше, чем у группы Боброва (в мае). Все препятствия каскада можно посмотреть с правого берега.

Каскад "Белый яр". (6С, ПБ) Каскад непрерывных сливов, обломков скал в русле на протяжении 1,5…2 км. Уклон местами достигает 100 м/км, средний уклон существенно превышает даже средний на всём нижнем участке. Начинается под мостом (Фото 2), который соединяет домики пасеки № 4 с основной дорогой. Ориентиром служит разработанная долина ручья, впадающего слева, в долине видно несколько строений. Мост виден издалека и чалка на правый берег не составляет труда.

В каскаде можно выделить 5 ступеней (по лоции Боброва), между которыми есть принудительные чалки или маленькие улова.

1. (6С) "Входная" ступень. Падение 10-12 м на 250 м длины ступени.

Через 20 м за мостом навал на камень в правой половине русла. Сразу за ним 2 м слив с боем в правобережные камни. Левый поворот. За камни возможна принудительная чалка перед огромным камнем на повороте. Затем горка с полуобливными камнями и бочками на протяжении 50-70 м, заканчивающаяся узким проходом под левым берегом, т. к. от правого отходят камни. Ещё около 60 м. пенной горки, заканчивающейся свалом через зубья. Между двумя огромными камнями по берегам (правый - высотой до 4,5 м с воды) струя делится на две части. Правая идет через плиту в затычку из камней. Левая сваливается ещё одной горкой до следующего обломка скалы от ПБ (высота до 4 м). Перед камнем уловцо для одного катамарана.

2. (6В) Водопадная ступень. Падение 20-25 м на 350 м. (Фото 3-7)

Струя разгоняется на горке 50 м и проходит через острые камни в русле, за которыми, через 10 м, двойной слив с общим перепадом 3 м между большими глыбами. Требует четкого маневра на заходе (с левого края), чтобы не попасть на зуб в центре. Ширина прохода - 2 м. Далее река идет через сито обливных и полуобливных камней примерно 80-100 м и делится на две части глыбой в центре. В левой части продолжается свал через камни и бочки ещё 50 м. Правая часть реки попадает в непроходимое сито камней.

Далее река падает ещё через два слива и вновь упирается в глыбу посередине реки. Габариты проходов примерно по 2,5 м (огромное бревно перегораживало проход). Ещё горка 50 м и узкий слив 2,5 м высотой с прижимами к камням, его образующим. Через 10 м последний каскад косых сливов с падением на 5 м через камни (на центральных глыбах свисают бревна плавника). Затем горка становится положе и позволяет забиться в камни правого берега.

В принципе, каждый из вышеописанных участков может быть пройден. Основная проблема - негде чалиться и негде страховать. По имеющимся сведениям, эти ступени никто никогда не проходил.

Далее, по лоции Боброва следует "День победы". Если мы правильно поняли описание, то группа, проходившая реку в 1987г (отч. 4921), начинала ниже последнего мощного слива. Мы стартовали оттуда же. Группе Боброва не хватило воды для прохождения этой ступени. Но оценили мы ее не как 6В, а как 6А.

3. (6А) Ступень "День победы". Падение примерно 10 м на 80 м. (Фото 8 - 9)

Начинается на правом повороте, где лежат последовательно 2 глыбы. Затем река пытается протискиваться между берегами и ещё одной глыбой посередине, кроме того много обливных и полуобливных камней. Справа - чистый проход через несколько сливов и обливных камней. Слева - обливные камни.

Стартовали с правого берега. Шли без вещей. Участок с крутым падением, состоящий из бочек и обливных камней. За левым поворотом начинается порог - большие камни в русле. Река делает S-образный поворот, на нем - каменная гряда. Чистый проход слева. Чалились на правый берег. Ольга с Максом не успели зачалиться перед бомом правого берега, зачалились за бомом в большом улове правого берега. Страховка спасконцами. Ставили чальщиков.

Чалки к берегу на р. Кора сильно затруднены - улова достаточно символичны. Поэтому для уверенной чалки нужно ставить на берегу людей, которые помогают чалить катамараны. Тактика прохождения была следующей: осмотр участка, выставление (если нужно) чальщиков/страховки, прохождение первого экипажа, сообщение по рации следующему, что можно идти и т.д. Часто приходилось вытаскивать катамараны на берег, чтобы дать место для чалки следующим экипажам.

Иногда, на более спокойном участке, вперед шел один экипаж ("до улова"), чалился самостоятельно, сообщал следующим, что можно идти. Следующие шли по очереди, сообщая по рации о том, что зачалились и можно стартовать следующему экипажу.

4. (5С) Ступень "Решето". Падение около 15 м на 400 м. (Фото 10-12)

Далее - поворот налево, затем - направо, крутое падение, проход по бочкам, сужение метров до 4-х. На выходе - два камня с легким навалом на правый и левый берега. Хаотическое нагромождение камней, между которыми есть чистые проходы. Чалились за выходными воротами направо. Все экипажи прошли своими, отличающимися вариантами. Андрей вывалился с катамарана при наезде на камень, но залез обратно сам. Страховка спасконцами. Ставили чальщиков.

5. (5С) Выходная ступень. Падение около 5 м на 200 м. (Фото 13-15)

Порог с двумя мощными сливами. Два ключевых места: заход - лавировка между камнями ближе к правому берегу. Затем - мощный слив по нагромождению камней, затем - быстроток с косыми бочками и валами. Далее - посредине реки огромный полуобливной камень, на который идет сильный навал воды. Проходить лучше справа (так все и делали). Справа- трек с отбойниками и бочкой в конце. Чалка к правому берегу (к полке). Дальше река слегка выполаживается. Порог проходили по очереди, выставляли чальщиков и страховку.

Далее, у правого берега, - деревья (бревна в русле), но их можно обойти, большой камень у правого берега, а потом камень в центре реки. Левая протока перегорожена бревном, его можно обойти справа. Описанный в лоции ручей не видно с воды.

Несмотря на то, что в отчетах 1986-1987 годов выделяется достаточно много препятствий, в целом для катамарана участок до нижнего моста можно охарактеризовать как фон 3-4 к. с локальными усложнениями. В целом идти его можно было бы с ходу за исключением пары мест: порогов "Зигзаг удачи" (в отчете Тараскина он фигурирует под названием "Под мостом"), "Зеркальный ключ" (начинается за одноименным притоком справа) и "Западло" (в том же отчете пр. № 57). Но идти с ходу всё это очень не рекомендуется по простой причине - в любом месте возможны завалы, а чалки сильно затруднены - их нужно намечать заранее, помогать чалиться идущим следом катамаранам. Принципиально все препятствия однотипны: сливы, бочки, камни в русле образуют достаточно узкие ворота, в которые следует попадать, опасность представляют именно эти камни, на которые весьма сильные навалы. Иногда попадаются деревья, усугубляющие ситуацию. Выделим наиболее запоминающиеся и (или) опасные участки реки, сопоставляя их с препятствиями означенными в отчете, нумерацию и классификацию Тараскина приводится в скобках за берегом обработки. (4, ПБ, 48-49С) означает: порог 4 к.с., обработка по правому берегу, по лоции Тараскина- 48-49С.

6. Порог (4, ПБ, 48-49С) в 100 м за правым притоком и сворота на пасеку № 3 (которую не видно с дороги) остров, левая протока меньше, в протоках начинается порог-горка после слияния проток узкие ворота между камней. Остров шли правой протокой, по ее центру, обходя обливники. Далее, через 300 м чалились справа. (Фото 16, 17)

Далее до пор. "Зигзаг удачи" шли сходу. Перед порогом чалились после бочки к правому берегу.

7. Порог-горка (4, ПБ, 50Т) между камней с косым сливом, в конце также ворота между глыбами, сливы. Шли по очереди, страховали с берега, помогали чалиться.

8. Порог "Зигзаг удачи" (5, ПБ, 52ТТ). На прямом участке, после левого поворота. На заходе короткая горка, затем два огромных валуна перегораживают реку от левого берега, огибать их следует аккуратно, уходя сразу за них в косой слив с обливником, через который все прыгали. Далее - весь поток собирается в центр, зигзагом. Все это финиширует в большой обливной камень с бочкой. Слева - чистый проход. Далее - слева камень, на который сильно валит. Нужно угребаться вправо. Русло расширяется, гряда камней. Далее - камни. Чистый проход и чалка. Падение реки на 50…70 м порога до 4 м. Моста, бывшего в восьмидесятых годах нет, видимо смыло, есть только тросовая переправа. (Фото 18-25)

Стартовали с правого берега, заходили впритирку к левому берегу. Все, кроме Ольги с Максом, заходили слева. Ставили страховку и чальщиков.

Здесь мы закончили сплав в этот день. Встали лагерем в 100 м ниже на полке правого берега. До моста по прямой (GPS)- 4, 5 км.

Следующий участок шли с вещами. Просмотрели шиверу немного вперед. Первыми шел экипаж №2. Проходили участок, чалились, сообщали по рации, что может идти следующий экипаж.

Сначала - остров, в протоках - шиверы. Слабая шивера за островом переходит неожиданно в сильный порог.

9. Порог "Зеркальный ключ". (5, ПБ, 57С) Достаточно большие сливы, около метра осложненные камнями в русле. Начинается за слабым левым поворотом, прямо напротив красивейшего места - Зеркального ключа, вытекающего из-под скалы и образующего зеркальную заводь под глыбами. (Фото 26-28) Просмотр, страховка с берега, чальщики. Прошли все экипажи удачно, только Ольга с Максом налетели на камни у правого берега, но не кильнулись.

От чалки после острова - три больших камня. Проход через левые ворота, далее - бочки, сливы.

10. Порог (5, ПБ, 62С) начинается перед правым поворотом сливом через всю реку высотой более метра, затем струя несет мимо камней, далее - поворот, сопровождающийся сливами и бочками. Чалка к левому берегу (или к правому) после поворота.

Первый кусок - от чалки до чалки - прошли удачно. Затем Андрей и Леня пошли вперед и сообщили по рации, что прошли сходу сложный порог ("Западло") - не смогли зачалиться перед ним. Я передала Андрею по рации, чтобы он прошел выше и встал, обозначая собой чалку. Через некоторое время он сообщил, что стоит после острова, и надо чалиться сразу за островом вправо. Пошли Володя и Витя. Не зачалились, пошли в порог сходу. Чуть позднее Володя сообщил, что они сидят на камне у левого берега. Потом - что зачалились.

Следующими пошли Оля и Макс. Опять не зачалились. Пошли в порог. Зачалились справа, пройдя половину.

Далее оставшиеся два экипажа пошли смотреть порог. Оказалось, что он начинается через 100 метров, и перечаливаться к стоящему на берегу Андрею не имело никакого смысла. Тем более, что выше намеченного места чалки было бревно, которое и мешало всем зачалиться.

Остальные экипажи прошли без происшествий. Страховали внизу порога (с воды) и в середине, с правого берега.

11. Порог "Западло". (5, ПБ, 65С) Большой камень справа, зуб посредине, основная струя идет влево. Далее - ворота, нужно попасть по центру, далее - бочка, большой булыган, несет влево. Проход вдоль самого левого берега, лавируя между камнями. Далее - поворот (страховка), чалка через 10м шиверы с мощными бочками. (Фото 29-32)

Леня с Андреем во 2-й части порога навалились на камень и где-то порвали кат от носа до кормы. Зачалились к правому берегу ранее намеченной чалки. Мы на берегу сразу не заметили, что баллон выпотрошен, заметили только после их экстренной чалки.

Оставшимися экипажами прошли еще следующий участок (300м) и на этом закончили сплав - не оставалось времени. (Пока катамаран зашивался, осмотрели участок до моста).

Там еще ряд препятствий, не сложных, но требующих четких чалок перед ними и, частично, предварительного просмотра. Далее река постепенно упрощается. (Фото 33)

Каскад "Мост" или "Текели" начинается за несколько метров до нижнего моста. (Фото 34) Характерным ориентиром служат стискивающиеся борта долины, от обоих берегов подходят скалы, между ними остается место только для реки и узкой полосы, на которой находится дорога.

Каскад протяженностью около 1,5 км непрерывных сливов камней, затычек, навалы на скалы. Мест для чалок практически нет, идти основную часть каскада - около 800 м можно только с ходу или очень долго обрабатывая, так как спуск на страховку по валунам труден, небезопасен, и требует опыта, внимания, а местами навыков горной страховки. За мостом дорога сразу же набирает высоту и уходит на гору.

Сложность основной части каскада в нашу воду можно оценить как 6В. Выходная часть на уровне 5С.

Заброска в верховья р. Казан

Заброска в верховья р.Казан возможна двумя способами:

- пешком через хребет со стороны г.Панфилов. Этот вариант реализован группой Лифанова и описан в их отчете 1996 г.

- на машине из г.Талды-Курган через пос.Рудничный, далее вверх по долине р.Коксу до слияния р.р.Караарык и Казан. Далее через перевал Тюемойнак до моста через р.Казан. Если повезет - уровень воды в реке будет приемлем для брода машиной и шофер согласится ехать через перевал - можно доехать до начала стапеля "колесами в воду". Нами был выбран этот вариант автомобильной заброски.

Из Талды-Кургана до пос. Рудничный идет асфальтированная дорога. Время в пути около 2 часов. От Рудничного грунтовая дорога уходит вверх по ущелью по правому берегу Коксу. Дорога пограничниками поддерживается в рабочем состоянии. В некоторых местах опасно нависают скалы, есть возможность камнепадов, поэтому в дождливую погоду необходимо соблюдать осторожность. Примерно через 1,5 часа дорога выходит в широкую котловину. Здесь стоят юрты пастухов. Пройдя через межгорную котловину, дорога выходит к висячему мосту через Коксу. Мост находится в плохом состоянии, но ГАЗ-66 через него проходит.

За мостом дорога начинает подниматься на перевал Омар. Подъем занимает около получаса. Затем начинается крутой и достаточно опасный спуск. Дорога узкая и извилистая, пробита в скалах, большой уклон. На ключевом участке водители, как правило, высаживают пассажиров, а в сырую погоду могут отказаться везти дальше. После спуска с перевала Омар еще 20 мин. до слияния р.р. Караарык и Казан. В месте слияния - мост через Казан и брод. Мост находится еще в более плохом состоянии, чем предыдущий. Брод глубокий, но мы проехали. Далее дорога идет по широкой долине Караарыка, (Фото 35) сворачивает на перевал. Мы попросили шофера высадить нас - было абсолютно не очевидно, что машина не перевернется. Доехал он до моста (в очень плохом состоянии) через р. Казан.

Описание сплава по р.р. Казан - Коксу

Начало сплава - от моста через р. Казан. (Фото 36) Шли с вещами. Ориентир 1-го порога - начало леса на отвесном левом берегу. Просмотр первой ступени - с левого берега. (С правого видно будет и за поворотом).

Препятствие 1. Порог "Динамо". Длина порога около километра. Порог состоит из трех ступеней.

Первая ступень (5B), длина ступени - 350 м, падение - 8-10 м. (Фото 37) Ступень начинается после левого поворота реки. На прямом участке серия узких пологих сливов в центре струи с навалами на надводные камни у берегов. После правого поворота навал на огромную скалу в центре русла. Проход слева негабаритен. (Фото 38) Ниже скалы справа русло перекрыто камнями, оставляющими узкий крутой слив высотой около метра под самым правым берегом, там тоже габаритный непроход. Перед сливом справа два небольших улова. Чалимся перед большим камнем, Один экипаж (Леня + Андрей) перетащились через камень, запирающий проход. Вылезли на него, перекинулись и поплыли дальше. Сели на большой камень, долго с него снимались. Дальше Митя и Сергей пытались повторить (без вещей), протиснулись в габаритный непроход, просочились туда, дальше сели на тот же большой камень. Долго с него снимались. Остальные экипажи, понаблюдав эти мучения, обнесли этот участок по берегу (метров 30). После непрохода через 20 м круто впадает правый приток. (Фото 39) Дальше - метров 100 шиверы с торчащими камнями.

Ниже слива - справа улов, от левого до правого берега идет каменная гряда с негабаритными проходами. Проход шириной 1.7 метра между скалой у правого берега, на которую идет несильный навал воды. Дальше правый поворот и мелкая шивера на прямом участке. Более чистый проход в центре реки. За шиверой начинается вторая ступень.

Вторая ступень (4В), длина ступени - 200 м. На прямом участке реки слалом между обливными и надводными камнями. Невысокие сливы и бочки. В конце ступени на правом повороте в русле лежит огромный камень - "изба", на него сильный навал воды (обходили кто справа, кто слева). (Фото 40) Чалились за большим камнем. Перед камнем каменная гряда перегораживает правую часть струи. Ниже камня слева мелкий перекат, справа - чистая струя. Слева камни полуобливные, справа - крупные надводные. Проход возможен по струе у левого берега с переползанием через обливной камень или у правого берега по узкому (до 2 м.) и извилистому проходу практически без течения. За ступенью стометровый быстроток, правый поворот и начало третьей ступени.

Третья ступень (5B), длина ступени 150м, падение 8 - 10 метров. Ступень начинается крутопадающей шиверой - горкой с узкими проходами и крутыми метровыми сливами в них. На надводные камни сильно наваливает струя.

Проход возможен по центру струи с уходом от навалов. В конце горки - каменный мешок. Река в центре перекрыта камнем - постаментом, левее которого каменная гряда. Габаритный непроход, проводили по камням справа. Туда мы обнесли рюкзаки по правому берегу, погрузили на каты, проводили суда по камням. Дальше собирались все вместе в улове, метров через 200. (Фото 41) Справа от постамента водопадный слив с камня высотой до 1.5 метров. Ниже водопада - слева еще один надводный камень и небольшой остров, делящий реку на две протоки. Между этим камнем и постаментом двухметровый проход, но вся струя идет вдоль правого берега по мелкому перекату в правой протоке. Чуть выше слияния двух проток левая струя наваливает на скалу у левого берега. Ниже слияния проток - быстроток с метровыми валами и два улова перед отвесной стенкой у правого берега.

Препятствие 2. Шивера. Длина порога - 200 м., падение - 2 м. Четкие ориентиры отсутствуют, в реке появляются отдельные острые камни, требуется интенсивный маневр на основной струе. Проходили тандемом, придерживаясь центра реки; ближе к берегам проход невозможен, слишком мелко. Это препятствие само по себе служит ориентиром следующего препятствия, следующего через 5 мин сплава.

Препятствие 3. (4С) Порог. Длина порога - 200 м, падение - 4 м, ориентир - правый берег из осыпного становится отвесным. Просмотр по правому берегу вдоль реки сложен. Река поворачивает налево. Просмотр возможен по луговине левого берега, но для этого требуется переправа. Порог представляет из себя россыпь крупных надводных и полуобливных камней, между камнями узкие (2,5-3 м) проходы со сливами высотой до 1,5 м, в центре препятствия река перегорожена крупным камнем, оставляющим узкий проход под левым берегом. В остальных местах изломанная линия движения пролегает по центру потока. Страховка возможна с любого берега, но проще с левого.

Прошли участок шивер. Зачалились перед порожком - камни в русле (торчащее бревно, застрявшее между камнями). Обходили под левым берегом, ждали друг друга. Ольга с Максом вылетели на камни, задели бревно. Остальные прошли чисто сходу по основной струе.

Препятствие 4. (4С) Порог. Длина порога - 200 м, падение - 5-6 м, ориентир - приток слева и скальный бом справа. Просмотр по левому берегу. Ближе к левому берегу в струе сухой камень высотой 5-6 м, через 15 м - полуобливник ближе к правому берегу и сухой камень под левым берегом. Через 10 м левая часть реки перегорожена большими камнями, ближе к правому берегу - подводный камень. Первый камень можно обходить как справа, так и слева. Далее проход ближе к правому берегу. Порог осматривали по правому берегу. Прошли без проблем. (Фото 42)

Встали лагерем на полке левого берега, в районе 5-го препятствия. Чуть ниже - левый приток.

Следующий участок, до пор. №9, идем следующим образом: сначала - два катамарана тандемом идут вперед, находят чалку. Сообщают по рации, что можно идти. Далее - остальные три экипажа с интервалами. В результате зачалились в начале 9-го порога. Его ни с чем не спутаешь.

Препятствие 5. Простая шивера.

После пологого левого поворота, ниже шиверы, на левом берегу - обширная поляна. Через 200 метров начинается поляна и на правом берегу. По обоим берегам видны пологие подъемы вверх, на левом берегу - на тропу вдоль левого берега, на правом берегу - на плато.

Препятствие 6. Порог длиной около километра. (Фото 43-44) Порог можно разбить на две ступени.

Первая ступень. (5B) Длина ступени - 300 м, падение - 7-9 м, просмотр по правому берегу. Ближе к правому берегу обливные камни, основная струя идет по центру реки, образуя валы 0,5 м. Ниже лежат два камня ближе к левому берегу и полуобливник ближе к правому берегу. Между ними чистый метровый проход. Еще через 10 м камень по центру, двумя метрами правее - еще один камень, проход между ними заперт следующим камнем (все камни сухие). Проход возможен только под левым берегом по водоскату длиной 5-10 м. В конце водоската метровый слив через подводный камень.

Ниже река поворачивает вправо и центр реки перекрыт обливниками. Узкий проход со сливом через камень расположен ближе к правому берегу. Ниже слива довольно солидная пенная яма. Дальше река падает ступеньками, образуя метровые валы, и резко поворачивает направо. Русло перегорожено упавшей скалой, на которую наваливается вся струя. Скала и камни под правым берегом сужают реку до 4 - 5 метров и оставляют единственный проход вдоль скалы. Ниже скалы - улов у правого берега, начинается вторая ступень.

Вторая ступень. (4C) Ступень тянется около 500 метров до конца поляны. Наиболее сложное место - первые сто метров. После первой ступени скорость струи падает. Примерно через 30 м после первой ступени большой камень у правого берега перегораживает практически всю реку, оставляя 4-5 -метровый проход ближе к левому берегу. Бой струи в камень незначителен. В проходе крутой слив около 1,5 м, затем 10-15 м быстротока, два крупных камня в центре реки со спокойным проходом между ними и, еще через 20-25 м, камень в центре с мощным навалом на него. Здесь, однако, и слева, и справа достаточно широкие проходы. Далее до конца ступени - непрерывная шивера с метровыми валами и отдельными крупными камнями в русле, несложно зачалиться в многочисленных уловах у правого берега.

Следующее препятствие находится в 150 метрах ниже по реке.

Препятствие 7. (4С) Порог. Длина порога - около 200 м, падение - 4-5 м, просмотр по любому берегу, ориентир - конец поляны на правом берегу и впадение ручья слева. Левая часть реки перекрыта каменистой отмелью с крупными камнями, проход ближе к правому берегу. Поворот реки влево, на повороте крупные камни, сливы между камнями до 1,5 м высотой и шириной 3-4 м. После этого несколько обливных камней в русле с бочками, чалка возможна к левому берегу ниже порога.

Отсюда около километра до следующего препятствия.

Препятствие 8. Простой порог длиной 300 метров. Ориентир - небольшой ручей, впадающий слева. Порог начинается через километр после предыдущего препятствия, чуть ниже впадения маленького ручья с левого берега. В пороге - отдельные полуобливные и обливные камни в русле с явно выраженными широкими проходами и крутые метровые валы.

Затем после крутого левого а затем сразу правого поворота реки катамараны зачалились на правый берег. Дополнительные ориентиры - начало большого, приподнятого на 5-10 м над рекой плато на правом берегу. На осыпи левого берега в 20-30 м над водой остатки сметенного лавиной леса. Это последний четкий ориентир следующего участка, просмотр которого обязателен. Место чалки необходимо выбирать заранее, поскольку уловов, в которых можно было бы одновременно зачалить несколько катамаранов, ниже нет.

Препятствие 9. Просмотр обязателен! (Фото 45-60) Порог длиной около 400 метров можно разбить на две ступени.

Первая ступень. "Эскалатор" (6А) Начинается шиверой с обливными и полуобливными камнями. Далее - центральное место: гряда камней перегораживает русло. Справа - обливники; чистых проходов нет, у левого берега - большой камень. За ним - небольшое улово. Есть чистый проход у левого берега, но в него можно попасть, только уйдя в улово за большим камнем. Вторая ступень идется вместе с первой.

Вторая ступень. "Турникет" (6B) Поток наваливается на огромный камень, справа от которого есть узкий проход (габарит), чуть ниже которой - обливной камень, а слева от большого камня - узкая щель с полметра шириной. Далее, у правого берега - высокий слив (метра полтора) с бочкой, в левой части русла он более пологий. Далее - шивера (камни, бочки).

Зачалились к правому берегу, перед порогом. Пошли на осмотр. Затем вернулись на место чалки, обнесли вещи и поставили страховку.

Два экипажа ушли вперед по склону, по тропе, спустились с рюкзаками к реке метров на 300 ниже пор. 9, остальные обносили рюкзаки понизу.

Поставили страховку - 4 спасконца в двух уловах в конце порога; один спасконец - в середине порога напротив камней - сдергивать с них кат, если он там застрянет; видеосъемку сверху с тропы, два фотоаппарата. Первый экипаж - Леня + Андрей - зашли по центру, по струе, потом выставили носики за камень у левого берега, сделали разворот, слились кормой в слив, сделали траверс, зашли справа от большого камня, слились в слив и сели на камень у правого берега, в узости, столкнулись с камня, ушли налево в пологую часть слива. Пошли дальше, сели на камень, проехали кормой, зачалились у правого берега, потом перечалились к левому берегу на страховку.

Вдохновленные удачей, следующими пошли Сергей и Митя. Они попали в левый проход, задели носом обливник, пошли кормой вперед. Дальше свалились в слив кормой. У Мити зацепилось весло за спас, поэтому ребята не выгребли, и катамаран навалило на огромный камень у левого берега, пропихнуло в негабаритную щель у левого берега. Там Серегу зажало между катом и скалой, он перелез на другой баллон. Кат, естественно, кильнуло, протиснув в щель. Оба гребца держались за катамаран. Леня и Андрей вышли на страховку, запихали кильнутый катамаран в улово левого берега.

Дальше на прохождение пошли Володя и Витя. Они попытались пройти у левого берега, но не успели, прыгали по центру через обливники. Дальше - сели на камень правым баллоном. Володя вылез на камень, катамаран спихнули. Носы повернули вправо, но не успели уйти. Их приложило к большому камню. Витю смыло, он пошел дальше на спасжилете. Поймали его на спасконец. Володя выпрыгнул на маленькую полочку большого камня. Кат был весь под водой, левым баллоном прижат к большому камню. Но на ровном киле.

Володя дергал катамаран, пытался спихнуть на струю. Стали думать - что делать. Перекинули Володе спасконец, он зацепил его за катамаран. Сдернули катамаран, но не с первой попытки.

Затем спасконец кинули Володе. Он взял его в руки, прыгнул - приземлился в воду около правого берега.

Все закончилось благополучно. У "Тритона" сломана продолина и две кницы.

На этой радужной ноте прохождение порога я решила прекратить. Оставшиеся катамараны перегнали за 1-ю ступень и зачалили на камни у правого берега, выходную часть порога обнесли.

Место для стоянки нашли на полке правого берега, примерно в 1 км ниже порога. "Тритон" разобрали, сдули, загрузили на наш с Петром катамаран. Далее мы сплавились до стоянки.

Препятствие 10. Порог "Трек". (5А) Длина порога около 300 метров. Порог начинается через 50 метров после предыдущего препятствия. Наиболее сложное место - первые 30 метров препятствия. У левого берега лежит обломок скалы, который перегораживает русло, оставляя проход под правым берегом шириной 4 - 5 метров. Струя наваливает на скалу в центре, а потом на правый берег образуя там трек с водяной подушкой. Общее падение на треке более 1,5 метров. Ниже трека в центре русла метровая бочка. За ней река постепенно выполаживается, в русле обломки скал, между которыми - метровые сливы и бочки. Порог заканчивается мелкой шиверой после правого поворота, за шиверой - бом на правом берегу. (Фото 61). Ключевое место-узкий проход - все прошли без проблем.

Три экипажа прошли еще с километр. (Сергей помогал чалить, его кат остался наверху - ребята пойдут завтра.) Обнесли вещи на широкую полку, поставили лагерь. Вокруг много малины, медвежьи следы.

Участок, который мы проходили сходу, очень динамичный. Мы с Петром посидели на камнях, но благополучно снялись.

Препятствие 11. (4B) Шестиступенчатая шивера. (Фото 62) Препятствие начинается за бомом правого берега, тянется около километра и представляет из себя шестиступенчатую шиверу. Первые две ступени мощнее, чем последующие. В шивере большое количество надводных и подводных камней, требующих интенсивного маневра в основной струе в центре реки в метровых валах и бочках. Препятствие проходили сходу.

Шли двумя тандемами - сначала два ката, потом еще 3.

Далее русло выполаживается, река делает плавный правый поворот и упирается в отвесный правый берег. Левый берег - высокий лесистый холм. Река в этом месте поворачивает влево практически на 90 градусов. Ширина реки в этом месте 5 - 6 метров, на правый берег идет сильный навал воды, причем в прижиме лежит обломок скалы, сужающий чистый проход до 3 метров. С обломка скалы вода падает полутораметровым сливом. (Фото 63) Перед поворотом каменная отмель отжимает воду к правому берегу. Здесь Сергей и Митя порвали кат в прижиме. А Оля с Максом в этот прижим вляпались и долго там висели. Но не кильнулись, столкнули-таки кат вниз. Остальные экипажи прошли чисто. Ребята долго шили катамаран, а остальные объедали малинник на берегу. (Фото 64)

Ниже этого места - 4-6 перекатов, не представляющих труда для прохождения, затем река поворачивает направо, в русле каменистый остров. Ниже острова река плавно поворачивает направо. Скалы зажимают реку с обоих сторон, образуя как бы выход из ущелья. Это ориентир следующего порога.

Препятствие 12. Порог "Ворота Казана". (4А) Длина порога - 70 м. Просмотр с правого берега. Порог расположен в 40-метровых отвесных берегах и скорее красив, чем сложен. Кульминация порога - метровый слив, который проходится по центру.

Прошли порог "Ворота Казана" сходу.

От порога до моста через Казан около 300 метров. Дальше плыли 10 км до Арасана. (Фото 65) Перед устьем Арасана небольшое место для стоянки на правом берегу. Встали лагерем. Заросли малины и клубники.

Путь к сернистому источнику Арасан проходит по хорошей тропе левого берега одноименной реки, текущей в живописном ущелье. (Фото 66) Тропа то поднимается на 50 - 60 метров над водой, то снова спускается к реке. Тропа идет вверх по притоку по левому орографическому берегу, затем переходит на правый. Брод плохой, глубокий. До источника идем 2,5 часа. Источник выглядит забавно: лужа такая, из нее течет ручеек в ванну в сарае. (Фото 67) Это даже не ванна, а бетонная коробка, в которую вода налита.

Искупались, пошли назад. Куча клубники и малины. (Фото 68, 69)

От лагеря до начала верхнего ("Чертова") ущелья сорок минут сплава по спокойной воде. Вход в ущелье хорошо заметен. От входа в ущелье можно подняться на высокий правый берег. Едва заметная тропа уходит вверх по курумнику и идет на высоте около ста метров над водой до правого притока Тентексай. При желании по этой тропе можно обнести 13 и 14 препятствия. Река перед ущельем поворачивает вправо, ее падение резко возрастает, в русле появляются крупные обломки скал. Это начало следующего препятствия. Мощь реки и скорость течения заметно возрастают, появляются большие валы и бочки. Минут через 20 сплава начинается порог №13. Чалимся уже после заходной шиверы, к правому берегу.

Препятствие 13. (5В) Порог. (Фото 70-73) Длина порога 600 - 700 метров. В пороге в нашу воду можно выделить три ступени. В первых двух ступенях правый берег отвесный, (в нашу воду можно пройти вдоль берега), на левом - крупный курумник, в третьей ступени по правому берегу можно пройти вдоль воды. Между ступенями 30 - 50 -метровые участки быстротока. Просмотр первых двух ступеней возможен с правого или левого берега, третьей ступени - с правого берега. Все ступени порога проходятся по центру струи по большим крутым валам и пенным бочкам. Наиболее мощная двойная бочка в конце второй ступени. После второй ступени необходимо зачалиться к крутой осыпи правого берега для последующего просмотра препятствий ниже.

Порог проходили в три приема, с промежуточными чалками. Страховку ставили на правом берегу, в двух местах. В одном месте приходилось пролазить по скалам правого берега. Все проходили по очереди. Все прошли нормально.

Подошли к 1-й ступени каскада "Тентек".

2-я ступень - попроще. Мощная струя под правым берегом. Все и проходили под правым берегом. На скалы правого берега - сильный навал, от которого нужно сильно отрабатывать. Чалка в большом улове правого берега.

Препятствие 14. Каскад "Тентек" ("Бесноватый") тянется до одноименного правого притока около двух километров. Порог делится на четыре ступени.

Первая ступень "Ребристая" (6А). (Фото 74- 79) Ступень тянется около 400 метров. Смотрели и страховали с левого берега. Длинная, с резким слаломом, навалом на многочисленные камни. Два ключевых места: в одном нужен резкий маневр справа налево перед большим камнем, на который навал, а в конце порога - резкий маневр опять справа налево перед камнем, на который тоже неслабо валит. Проход довольно сложен. Левая половина реки на заходе в ступень загромождена надводными камнями. В правой половине реки струя прорывается через две каменные гряды, сливаясь сливами высотой 1,5 - 2 метра. Первый слив более пологий в центре реки, за ним мощная бочка, ниже второго слива мощнейшая бочка. Дальше на стометровом участке требуется пройти сначала правее, для того чтобы обогнуть серию мощных бочек в центре реки, а затем левее, уходя от надводной скалы. Маневр осуществляется в высоких крутых валах.

В конце участка река поворачивает направо после навала на скалу у правого берега. Перед навалом в центре реки стоит надводный камень. Проход правее него через водопадный двухметровый слив с прикрытой водой скалы. В нижнем бьефе слива мощнейшая бочка. Дальше обломки скал оставляют проход шириной около 6 метров с горкой, которая кончается косым полутораметровым сливом. Ниже слива двухметровым петухом вспухает пульсирующий вал. Дальше еще около ста метров сплава по полутораметровым бочкам и валам. Заканчивается ступень полным аналогом начала порога "Трек", только ширина прохода здесь около пяти метров, а падение более двух. Во внутренней части трека пенный котел. Ниже трека 30 метров быстротока, у левого берега два небольших улова. Всю ступень необходимо проходить сразу. Промежуточная зачалка проблематична.

Этот порог все экипажи прошли разными путями. Страховку ставили в конце порога.

Вторая ступень. "Набережная" (5С). ( Фото 80-82) На протяжении всей ступени (100 м) по правому берегу тянется "набережная" из гладкой скалы, уходящей в воду под углом около 30 градусов. Левый берег отвесный, но вдоль воды можно пройти по крупным камням, продираясь сквозь нависающие с крутого склона кусты. От левого берега отходит надводная каменная гряда, постепенно сужающая реку до 10 метров. Габаритных проходов в гряде нет. Вдоль "набережной" участок быстротока с обливными камнями в русле, которые заставляют держаться чистого прохода у правого берега. Быстроток заканчивается боем в скалу правого берега, река поворачивает налево с падает косым водопадом. Высота водопада от 1,5 в центре реки до более чем 2 под правым берегом. За ступенью 40 метров быстротока, слева и справа небольшие улова. Страховали с левого берега. 2-я ступень - попроще, чем первая. Мощная струя под правым берегом. Все и проходили под правым берегом. На скалы правого берега - сильный навал, от которого нужно сильно отрабатывать. Чалка в большом улове правого берега. (Фото 83)

Дальше начинается 3-я ступень, самая мощная.

Третья ступень. "Решето". (6В) (Фото 84-94) Нам она показалась наиболее сложной. Ступень тянется около 300 метров. По правому берегу простой проход вдоль воды. Ниже ступени по крутому распадку можно подняться на плато правого берега в 50 метрах над водой. Вдоль берегов улова. Просмотр и страховка с правого берега.

Вода продирается через трое узких ворот. Левый от камня слив- негабарит, в остальные можно попробовать втиснуть кат.

Страховку поставили во второй части и внизу порога, там чуть попроще. Андрей и Леня не угреблись влево, намотались на камень и кильнулись. Андрей вылез на камень, Леня вылез на перевернутый кат и уплыл вниз. Одну морковку он поймал, но не успел ее закрепить. Поплыл дальше и, не доплывая второй линии страховки, зачалил кат на камни около левого берега.

Лене кинули спасконец. Он поймал его и пошел вызволять Андрея с камня (камень был ближе к левому берегу). Затем на помощь перечалились Сергей и Митя (выше этой ступени). Они кинули Андрею спасконец, Андрей прыгнул с камня на берег и пошел к Лене перечаливать кат на правый берег, где собралась вся группа.

Когда ребята отчаливали в спешке, они сняли со своего ката лежащий сверху кат Володи и не заметили, что он не привязан. Этот кат прошел порог без экипажа, очень чисто, показав всем, как надо ходить, и был пойман внизу порога.

Леня с Андреем чуть не кильнулись еще один раз, при перечалке. Вещи, отвязанные в начале третьей ступени, перенесли на стоянку на полке правого берега, примерно в середине 4-й ступени. На следующий день порог без приключений прошли оставшимися катамаранами, повторив путь пустого катамарана.

Четвертая ступень. (5А) Ступень тянется до реки Тентексай. В русле обливные камни, отдельные мощные бочки. Проходы достаточно широки, линия движения читается с воды. Перед окончанием ступени река делится на две протоки каменистым островом. Для того, чтобы зачалиться перед Тентексаем к правому берегу, идти необходимо по правой протоке.

Сходу, с несколькими чалками, прошли следующие 3 порога. Затем - участок шивер, на которых надо работать. Встали лагерем в 4,5 км по прямой ниже моста. Мест для стоянок полно. Заросли малины.

Препятствие 15. Порог "Мини-камикадзе". (5А, в большую воду 5B) Длина порога - 300 м, падение - 8 - 12 м. На крутом левом повороте реки в месте впадения реки Тентексай в русле лежат три - четыре гряды обливных и полуобливных камней, перегораживающих реку. Возможно, они объясняются селевыми выносами с Тентексая. Проходы в грядах достаточно широки - 4 - 5 метров, но расположены в шахматном порядке с интервалом 20 - 30 метров. В проходах крутые сливы высотой до полутора метров. Между сливами мощные полутораметровые валы и бочки. Основное падение приходится на первые 100 - 150 метров порога. Дальше концентрированная струя идет четко по центру реки с жесткими валами выше полутора метров. Уловов практически нет, течение, отражаясь от берегов, затягивает в центр. Порог заканчивается перед правым поворотом реки длинным плесом. Просмотр порога проблематичен из-за сложности форсирования Тентексая.

Препятствие прошли сходу.

Препятствие 16. Порог "Ксюша". (5A в большую воду 4C) Длина порога - 300 м. Порог расположен через 400 - 500 метров после предыдущего. Падение реки уменьшается. В русле большое количество мелких и средних полуобливных камней, прохождение требует четкого маневра. Препятствие прошли сходу.

Далее река выполаживается и представляет собой непрерывный ряд слабых и средних шивер, которые идут практически непрерывно на протяжении двух - трех километров. Затем в конце большой поляны на левом берегу начинается следующий порог.

Препятствие 17. Порог "Малина". (4C) Длина порога - 400 м. Порог начинается на левом повороте реки. За поворотом каменистая отмель делит реку на две протоки. Левая очень мелкая, правая представляет собой каменистый перекат. За отмелью река поворачивает направо и наваливает на громадный камень в центре русла. Проход возможен и справа и слева от камня, но уйти проще вправо в узкий четырехметровый проход между скалой и берегом (в малую воду слева проход чище). Ниже камня реку пересекает каменистая гряда из обливных камней, с которых идет каскад сливов до 1 метра, более чистых в правой трети реки.

Порог проходили сходу.

Участок до автомоста река течет в крутых берегах. Чуть выше автомоста в Коксу впадает крупный левый приток Ерменесай, горы расходятся. Река течет в широкой долине с ровным дном и пологими бортами. Правый склон безлесный с небольшими кустами низкой арчи, левый покрыт островками смешанного леса (в основном ель и береза). Река имеет широкую пойму, иногда делится на протоки островами. В большую воду здесь можно отметить шесть мощных шивер Катунского типа, то есть надводных камней в них почти нет, но валы стоят от полутора до двух метров в высоту. Линия движения четко читается с воды.

Конец Средней котловины определяется однозначно. Река входит в ущелье, заметно увеличивается падение, автодорога, шедшая невысоко над водой, уходит вверх. Это начало Среднего ущелья. До первого серьезного препятствия примерно 1,5 километра. На протяжении этих полутора километров небольшие шиверы и отдельные камни в струе. Дальше в описании будут даваться препятствия со старой нумерацией, характерные для рек пятой категории сложности. Отметим, что в большую воду список достойных для "пятерки" препятствий остается тем же.

Идем походной колонной. Первый катамаран местами чалился за препятствиями, страховал с воды последующие. Весь каньон прошли без просмотра - смотрели только "Рубикон". К лоции привязаться трудно (описание взято без изменений из лоции отч. Гринева). Несколько раз чалились, фотографировали.

Очень приятный участок для хождения сходу. До Рудничного дошли за 4час 40мин.

От следов мощного лавинного выноса до 5 пасеки 3 км. Пасеку с реки не видно. Ущелье узкое, V-образное. На всем протяжении с левого борта по желобам ежегодно сходят мощные лавины, перекрывающие ущелье. Река прорывает образовавшиеся снежные плотины. Происходит подвижка камней, местами разрушается автодорога. Наиболее мощный - первый конус. На правобережной террасе находится пасека. Перед устьем Б. Касбулака расширение долины. Разведку препятствий удобно производить по ПБ по автомобильной дороге.

Далее нумерация порогов начинается заново, с порога №6 - она взята из лоций, нумерация которых начинается от пос. Рудничный. (Видимо, препятствия 1-5 не стоят упоминания.)

Препятствие 6 (5В) "Первый пасечный". Расположен в 20 мин. ЧХВ от начала ущелья. Ориентир ПлПП, на ЛБ высокие, нависающие над дорогой острые скалы, слева по глубокому желобу впадает ручей. Длина 600 м, просмотр и страховка по ПБ. Начинается разгонной крутопадающей горкой длиной 150 м, струя идет вдоль ЛБ. Справа мель. В струе сливы и бочки. Ключевым местом являются два крупных слива высотой 1,8 и 1,2 м в конце горки. Здесь крупные камни сжимают струю, образуя ворота. Ниже ворот у ПБ улов для чалки, далее ПлЛП, после которого начинается каскад высоких валов. Здесь струя смещается под правый берег, пересекая ряд гряд. Затем 3-й каскад с сильным ровным сливом в 10 м проходе, а через 15 м еще один слив с бочкой. Ниже хаотичные камни, сливы и бочки. Заканчивается порог за ПП. Здесь возможна чалка на правый берег. Порог проходили сходу.

Препятствие 7 (4А) 3х-ступенчатый порог. Расположен в 50 м ниже Пр.6. Здесь река огибает крутой вынос правого притока. В 1 ступени 2 больших камня образует левый 6 м и правый 4 м проходы. В правом проходе - метровый слив. 2-я ступень аналогична первой, только правый проход 2,5 м, а левый 3 м. Порог проходили сходу.

Препятствие 8 (4В) Порог. В 20-25 м ниже, напротив лавинного выноса, между двумя большими надводными камнями находится крутой слив-горка. За порогом возможна чалка на правую каменистую отмель, однако, от места чалки сложно зайти в правую протоку следующего препятствия. Порог проходили сходу.

Препятствие 9 (4А) Шивера. Расположена на ЛП в местном расширении долины. Справа остров, поросший лесом, левее два каменистых острова. В середине шиверы справа впадает крупный приток. Во всех протоках масса камней. Наиболее полноводна левая протока. За поворотом возможна чалка на правый берег под автодорогой. Проходили сходу.

Препятствие 10 Бочка. В 50 м ниже чалки большой, поросший лесом, остров. В обоих протоках камни. Более простая левая протока. В правую протоку сложный заход через трое последовательных ворот. В слиянии проток - слив через плиту, высотой более метра с последующей бочкой. Чистый проход справа, но заход сюда осложнен сильной струей из крайней правой протоки. На следующем ПП лавинный вынос. Перед ним струя наваливается на одиночный камень. Проходили сходу.

Препятствие 11 (5В) Порог "Иуда". Расположен за лавинным выносом. Начинается за правым поворотом разгонной горкой. На левом повороте крутой слив между двумя большими камнями. Заход осложнен обливными камнями справа. В 13 м ниже еще один метровый слив с бочкой. Через 8 м пологий слив через все русло. Затем 60 м крутого падения, хаотичные камни, вал, бочки. За ним справа улово - удобная чалка. Порог проходили сходу.

Препятствие 12. Струйный порог. За 20-25 м спокойным участком 60 м крутая горка. В ее конце 3 слива с бочками. Порог переходит в шиверу. Порог проходили сходу.

Препятствие 13 Двухступенчатый порог. Находится на правом и левом поворотах. Здесь оба берега крутые, поросшие лесом. Правая часть русла забита камнями. В левой 2 прохода по 3 м со сливами 0,5-0,8 м. Осмотр всех порогов с правого берега. Порог проходили сходу.

Верхнее ущелье. От пятой пасеки до автомоста у совхоза Коксу. Длина 22 км. Река зажата в узком ущелье. Борта крутые, поросшие лесом. Встречаются скальные выходы и ровные террасы. Автодорога проходит по правому берегу. В устьях притоков, как правило, мощные выносы, оттесняющие реку к противоположному борту. В этих местах дорога поднимается на вынос. В русле сложные пороги. У погранзаставы самое большое расширение долины, а перед выходом в Коктальскую котловину проходит через скальный коридор. Стоянок на этом участке не очень много, поэтому начинать поиски лучше заранее. За Пр.13 около 700 м продолжение шиверы до крутого правого поворота долины. На повороте слева лавинный желоб.

Препятствие 14. Шиверы и струйные порожки. От этого поворота все препятствия можно идти сходу. Через 15 мин. ЧХВ следующее препятствие. Проходили сходу.

Препятствие 15 (4С) Порог. Расположен на левом повороте в 250-300 м ниже устья левого притока. Состоит из больших камней. Река наваливается на крайний левый камень. Отбой сильный. Ниже струя идет под правым берегом и давит на два надводных камня. Маневр сложный. Разведка возможна как справа, так и слева. Порог проходили сходу.

Препятствие 16 (5А) Порог-горка. Длина порога 400 метров, ориентир - селевой вынос в устье правого ручья, перед ним подтопленный лес у правого берега. Просмотр по правому берегу. Селевой вынос сужает проход до пятнадцати метров. У правого берега лежит несколько обливных камней. В центре реки, после двадцатиметровой дорожки валов, - мощный слив с бочкой. В двадцати метрах ниже него еще один крутой полутораметровый косой слив через всю реку. Более пологая часть слива расположена справа. Ниже река разливается до пятидесяти метров, но левые две трети реки завалены крупными сухими и обливными камнями, смытыми водой с селевого выноса. В малую воду по центру реки различим узкий бурный проход. В правой трети реки мелко, но проход шире и менее бурный. Ниже река разделена каменистым островком. Порог заканчивается на левом повороте. Порог проходили сходу.

Препятствие 18 (4А) Шивера. Отделена от порога 100 м быстротоком. В русле масса камней. От места чалки за устьем притока до конца шиверы примерно 5 минут. Порог проходили сходу.

Препятствие 19 (5В) Порог "Второй пасечный". Длина порога 200 м, ориентир - КрЛП, автодорога прямо над порогом поднимается метров на 30 выше реки, на ЛП видны огромные камни, просмотр по ПБ. Перед поворотом почти все русло перегорожено косой бочкой, оставляющий проход под ЛБ. На ЛБ слабый навал воды. После поворота река падает несколькими пологими мощными сливами с четкими языками в центре реки, за которыми стоят валы высотой более 2 метров в большую воду (до полутора в нашу воду). Ниже река поворачивает направо и порог заканчивается. Просмотр и страховка по ПБ. Порог проходили сходу.

Препятствие 20 (4С) Шивера. Струя идет под ЛБ, вал до 1 м, бочки. Шивера протянулась до ЛП. Ниже, на правом повороте, в устье притока струйный порожек, проходимый сходу.

Препятствие 21 (4В) Порог. Расположен перед устьем правого притока - р.Озерной. Река наваливается на два больших камня поперечной гряды. Слив более 1 м. На входе масса камней. За порогом улов длиной 30 м. Порог проходили сходу.

Препятствие 22 Порог. Расположен на прямом участке в 200-250 м ниже устья Озерной. Образован большими камнями, расположенными в шахматном порядке. Маневр широкий. Порог идется сходу.

Препятствие 23 (4А) Порог. 20 м быстротока отделяет его от предыдущего. В русле масса камней и 0,8 м слив. По берегам скальные стенки. Порог проходили сходу.

Препятствие 24 (4В) Валы. На ПП галечный остров. В левой протоке 9 косых встречных валов высотой до 1 м, затем ЛП, за ним в 100 м перед устьем левого притока - шивера, а в устье притока короткий крутой участок с 0,8 м валом, бочками и камнями. Порог проходили сходу.

Препятствие 25 (5В) Порог "Плотина". Расположен на прямом участке. Ощущается подпор. Порог образован размывом лавинного выноса. Плотина прорвана в центре. Порог короткий, метров 40, но очень крутой. На входе метровый слив и сброс с крупного обливного камня, ниже в струе торчит зуб. Заход справа закрыт заломом. Разведка с правого берега. Порог проходили сходу.

Препятствие 26 (5В) Порог. Расположен в 60 м ниже, под лавинным выносом. В пороге большое падение и сильный навал на обливной камень. За ним струя уходит влево и под скальной стенкой рассыпается в камнях. За правым поворотом еще одна горка с валом и камнями. Ниже протянулась легкая шивера, левый борт крутой, справа широкая терраса в 3-5 м над водой. Порог проходили сходу.

Препятствие 27 Порог. На широком участке реки обрыв травянистого лавинного желоба, следы лавин. Пологий правый поворот. Струя, пройдя короткий слив с бочкой, уходит под левый берег, где находится косая гряда с центральным проходом. В 40 м ниже струя, проходя через центральные обливные камни, бьет в надводный камень. Справа 6 м, а слева 3 м проходы со сливами. Можно пройти сходу.

Препятствие 28(5А) Порог. Начинается на слабом правом повороте, образованном выносом правого притока. Река перекрыта косой грядой крупных камней. Основная струя бьет в центральный зуб. Слегка косые ворота 2,5 м со сливом 0,7 м через обливной камень. Порог проходили сходу.

Препятствие 29 (5В) Порог с прижимом. Начинается в 100 м ниже предыдущего, струя идет вдоль левого берега, образуя более чем метровый сброс с бочкой, за ним трос и устье правого притока. Ниже прижим под скалу ЛБ. Перед ним в струе бочки и обливные камни, завалы ПБ. Разведка справа вдоль воды. Чалка на ПБ. Порог проходили сходу.

Препятствие 30 Порог. Расположен через 30 м спокойного участка за прижимом. Порог образован при строительстве автодороги. В центральной струе более чем метровый вал, навал на камни и прижим к надводным камням правого берега. Порог проходили сходу.

Препятствие 31 (4А) Шивера. Следует за Пр.30. Протяженность 150 м.

Препятствие 32 (4А) Струйный порог. Находится в 300 м ниже правого притока на прямом участке. Правый берег обрывистый. Камни оттесняют струю вправо, где она перепрыгивает через обливной камень с бочкой. Справа у берега 3 м проход. Длина порога около 100 м. Порог проходили сходу.

Препятствие 33 (5В) Порог. Находится за мощным лавинным выносом ЛБ на прямом участке. В русле очень крутое падение. Слив проходит через все русло. Справа просматривается вариант прохождения через трое ворот с метровыми сливами. Наиболее крутой - второй. За ним струя наваливается на обливной камень. Разведка справа. Порог проходили сходу.

Препятствие 34 (4С) Струйный порог. Начинается практически без разрыва с предыдущим порогом. Протяженность 400-500 м. Ключевой участок расположен в конце порога. Здесь крутое падение и сильный навал на правобережные камни. Разведка по правому берегу. Порог проходили сходу.

Препятствие 35 (4В) Двухступенчатый порог. Находится под скальной стеной ЛБ. На входе камни, под стеной в струе 1 м вал, ниже 30 м быстротока и 2 ступень в виде слива вороночного типа. Через 10 м ворота, за ними 120 м струйного порога с жестким валом и сильным давлением вправо. Вал, бочки. Разведка по ПБ. Порог проходили сходу.

Препятствие 36 (4С, в большую воду 5А) Порог. Каменистый остров делит реку на две протоки. Правая протока мелкая. Основная струя идет влево, образуя несильный навал на скалу левого берега. Правее прижима каменная гряда, через которую вода падает полутораметровыми сливами. Ширина сливов невелика, но вполне достаточна для прохождения катамарана. После первой гряды в русле лежат крупные обливные камни, оставляющие узкий извилистый проход в центре протоки. Порог кончается на сбое проток. Порог проходили сходу.

Препятствие 37 Струйный порог. Длиной 150 м. На левом повороте вал до 1 м. Порог проходили сходу.

Препятствие 38 Порог. Расположен на прямом участке в 100-150 м ниже предыдущего. Струя наваливается на большой центральный камень. Справа 3,5 м проход. Разведка по правому берегу. Следующий крутой левый поворот реки чист и не требует разведки. Отсюда до заставы Коксу довольно просто. Порог проходили сходу.

Препятствие 39 (4А) Порог. Расположен на прямом участке реки. Порог образован выходами коренных пород с правого берега. Слева камни. Спокойный вал более 1 м. За порогом река разбивается на рукава. Справа на террасе погранзастава. Вал 0,5 м, отдельные бочки. Порог проходили сходу.

Препятствие 40 (4А) Струйный порог. Длина 400 м. Расположен в устье крупного правого притока. В русле камни, вал. У 1 пасеки ключевой участок. Правая струя, пройдя 10 м ворота, бьет в камень, а левая проходит через 5 м ворота. За скальным выходом еще одна гряда с валом до 1 м. Общая протяженность препятствия 400 м. Порог проходили сходу.

Препятствие 41 (4С) Порог. Расположен на крутом правом повороте в 200 м ниже 1 пасеки. На входе надводный камень делит реку на две струи. Левая проходит через 1 м слив и раскалывается жестким валом. Правая наваливается на скальный выступ берега. На выходе из порога прижим к левой скальной стенке. Справа улово. Порог проходили сходу.

Препятствие 42 Порог. Расположен на прямом участке в 400 м от 1 пасеки. Образован коренными выходами. На входе навал на ЛБ, затем струя смещается под ПБ, где наваливается на камень и, встретившись с левой струей, образует сбойный вал и бочку. Левая струя просачивается через гряду камней. За порогом возможна чалка на ПБ. Порог проходили сходу.

Препятствие 43 (5В) Порог "Рубикон". (Фото 95-96) Ориентир - на ПБ погранпост (вагончик), на ЛБ ниже 1 ступени остатки бетонной конструкции. Расположен в скальном коридоре. Перед порогом небольшой подпор. Начинается порог 2-м перепадом в сужении коридора до 6 м. Струя через 12 м образует прижим к скальной стенке ПБ, отбой с противотоком под стенкой. 20 м скального коридора разделяют ступени. Во 2 ступени струя уходит под правый берег. Два последовательных слива. Первый ровный, высотой более метра, с валом. Второй - 1,5 м слив между двух обливных камней, ширина прохода 2 м. За сливом бочка. Порог просматривали с правого берега. Прошли без проблем. Страховка, съемка с правого берега.

Препятствие 44 (4А) Коридор. Через 60 м струя смещается влево и поворачивает направо. На повороте крутой слив, бочка и давление на выступ скалы. Далее, до автомобильного моста, на поворотах скальные стенки с довольно сильными прижимами. Коридор идется сходу. От троса ГРП до автомоста 150 м. У моста прижим к правому быку. Проходили сходу.

В поселке Коксу (на ЛБ) и Рудничном (на ПБ) есть магазины, почта и телефон. Через поселки проходит оживленная трасса Талды-Курган - Панфилов. Здесь автобусное сообщение с Талды-Курганом и, возможно, с Панфиловым. Зачалились примерно в 1 км ниже моста, к острову с мелкой протокой у левого берега. До магазина на левом берегу метров 400.

Река после автомоста течет в широкой просторной долине с пологими бортами. Встречаются отдельные мели, перекаты, шиверки. Через 30 минут сплава слева впадает река Коктал. Коктал в два раза уже и мутнее, чем Коксу. Начиная с впадения Коктала появляются разбои. Еще примерно через 30 минут сплава реку пересекает ЛЭП, справа к реке подходит автодорога. Через следующие 30 минут сплава справа на некотором удалении от реки виден поселок. Это совхоз Буденовский. Отсюда до конца долины еще 40 минут сплава по разбоям. Перед концом разбоев на правом берегу тянется невысокая полка с елями - идеальное место для стоянки. За 2 ч 10 мин. дошли до стоянки у сосен (единственные сосны в том районе, характерное место). Здесь мы заночевали. Вокруг помойка - это излюбленное место для отдыха местных жителей.

Ниже долина явно начинает сужаться, борта подступают ближе к реке, она начинает собираться в одно русло. Постепенно Коксу углубляется в ущелье, горы становятся круче. Справа видны шлейфы осыпей. Падение пока не увеличилось, по правому берегу проходит автомобильная колея. Ниже в русле начинают попадаться отдельные камни, валы. Наконец, слева подряд впадают два крупных притока Булатай и Ерменсай. Это ориентир окончания Нижней котловины и начала Нижнего ущелья.

На этом участке Коксу прорывает высокий скальный хребет и круто меняет направление течения с западного на северное. На всем протяжении ущелья борта крутые, местами скальные бомы. Между ними террасы. Автодорога, идущая по правому берегу, заканчивается перед скальной стенкой. Тропа посредством тросовой переправы переходит с правого на левый берег и поднимается на плато. Ниже на левом берегу появляются следы автомашин и какое-то подобие автодороги, которая пробита снизу. Ущелье то расширяется, то вновь сужается. Коксу проходит скальные коридоры. Береговая растительность по сравнению со Средним ущельем резко изменилась. Если там росли ели, березы, густой кустарник, то здесь типично среднеазиатский пейзаж: низкие чахлые кустики и отдельные деревья у уреза воды.

В реке все чаще встречаются несложные шиверы и порожки. От устья реки Караутал Коксу круто поворачивает налево, а затем направо, описывая петлю в прорыве хребта. Характер реки резко меняется. Правый берег в основном крутой, неприступный. На левом берегу почти на всем протяжении есть терраса. Эта петля от устья Караутала идется за 10-15 минут. В конце петли с интервалом 50 - 100 метров расположены три порога. Общая протяженность порогов около километра. Просмотр возможен по левому берегу.

Ущелье Ерзасай

Участок шли без просмотра. Довольно приятный участок. Шли походной колонной, страхуя друг друга с воды. (Лоция из отчета Гринева) Некоторых тросов, что описано в лоции, не видели.

Препятствие 47 (4 к.с). Валы. Длина 200 м. За устьем левого притока на протяжении 70 м валы, затем гряда камней, отходящая с левого берега, за левым поворотом валы, резкие, до 1 м, на протяжении 100 м. Проходили сходу.

Препятствие 48 (4 к.с.) Шивера с бочками.

Препятствие 49 (4 к.с.). Шивера с бочками. На террасе правого берега заброшенная стоянка геологов - ориентир порога. Чалиться для разведки на правый берег. Проходили сходу.

Препятствие 50 (4С, в большую воду 5А) Порог. Длина 400 м. Расположен на крутом левом повороте. На входе струя уходит под правый берег, где, проходя через поперечные гряды, образует слив с бочкой. После поворота навал на центральный камень, затем серия сливов, еще один навал на центральный камень, за ним чуть ниже слив с бочкой у правого берега, слева - гряда надводных камней. За местным левым поворотом струя идет у правого берега, слева после поворота - ворота 3 м со сливом 1.2 м. В конце порога мощная бочка и серия валов до 1 м, далее большой камень у правого берега и улово. Порог проходили сходу.

Препятствие 51 (4 к.с.) Шивера. Следует почти сразу за Пр.50.

Препятствие 52 (4С) Порог "Щеки". Ориентир ПлЛП, впереди видно сужение русла, образованное отвесной скалой справа и высоким каменным бомом слева. Порог очень фотогеничен. На ПБ памятник погибшему туристу-воднику, памятник с воды не виден. Справа скальная стенка, перед которой кончается колея дороги. На входе струя проходит через ряд бочек, на повороте серия валов и резкая бочка. За порогом под скалой большой улов с обратным течением. Порог проходили сходу.

Препятствие 53 (4А) Шивера. Начинается за плавным левым поворотом. Перед концом - тросовая переправа.

Препятствие 54 (4С) Порог. После впадения левого притока река описывает петлю, в последней части которой (200 м от устья) слив, через 70 м слабый прижим. Через 9 мин. хода от этого устья Коксу поворачивает направо, и через 200 м устье р. Караутал. Порог проходили сходу.

Препятствие 55. (5А) Порог "Караутал". Просмотр по ПБ. Перед устьем левого притока галечный остров с мелкой правой протокой. В левой протоке три последовательных слива до 1 м с бочками. От устья Караутала Коксу делает петлю в хребте, поворачивая сначала налево, затем направо. Правый берег петли крутой, на левом почти везде террасы. Порог проходили сходу.

Препятствие 56.(5А) Порог. Длина 400 м. Просмотр по ЛБ. Имеет характер горки, начинается шиверой на правом повороте, напротив которого песчаный пляж левого берега. Сразу за шиверой слева нагромождение камней, сливы между ними. Справа приток. За поворотом центральная струя перепрыгивает через плиту и бьет в центральный камень. За левым поворотом река сжимается с обеих сторон грядами камней, за левой грядой - улов, у правой - слив и бочка. Порог проходили сходу.

Препятствие 57. (5В) Порог "Зубы дракона". Длина 200 м. Начинается на следующем ПП примерно напротив устья левого притока. В конце правого поворота скала ПБ. Напротив поворота две резкие, мощные бочки. На прямом участке камни в русле. На левом повороте струя уходит вначале в каменную россыпь у правого берега, затем проходит плотину, перегородившую реку справа налево, через соответственно 4-х и 10-и метровые ворота. Первые ворота кончаются сливом 1.5 м, вторые - мощной косой бочкой с валом до 1.5 м. Затем бой в стенку левого берега. В 20 и 40 м два прижима у левого берега, улово. Разведка по тропе ЛБ. Порог проходили сходу.

Препятствие 58. (5В) Порог. Длина 150 м. Следует после предыдущего почти без паузы. Струя переходит под правый берег, где перепрыгивает через плиту, образуя резкий слив более метра и затем бочку, помощнее предыдущей. Порог проходили сходу.

Препятствие 59. (5А) Порог. Расположен в 60 м ниже, начинается пологим сливом с обратным валом, справа крутой слив между двух камней. Далее система резких жестких валов. На выходе из порога от левого берега отходит гряда обливных камней. Проходили по струе под правым берегом. На ЛБ стоит дом травника. Порог проходили сходу.

Препятствие 60 (4В) Порог. Отделен от предыдущего шиверой 300 м с мощными бочками и валами. На плавном левом повороте три островка в русле. Центральный остров, с отдельными деревцами и кустарником, в ряде мест соединяется с правым берегом каменными отмелями. Проход только у левого берега. В конце прохода 3-х метровые ворота, валы. Разведка по тропе ЛБ, затем, когда тропа ушла на перевал, по курумнику. Порог проходили сходу.

Препятствие 61 (4А) Струйный порог. Длина 80 м. Следует через 700-800 м. Валы и бочки. При появлении больших камней в русле - чалиться на правый берег. Порог проходили сходу.

Препятствие 62. (5А, в большую воду 4С). Порог "Свирепый Гарри". Начинается на слабом правом повороте 300 м шиверой с бочками и валами, струя идет под правым берегом. За поворотом 100 м быстроток, под правым берегом струя проходит ряд сливов, бочек. 1-я ступень порога начинается косыми бочками, перегородившими всю реку со сливами 1 м, затем слева узкий язык, полого скатывающийся с горки, справа -слив более 1.5 м с мощным обратным валом. Далее - навал на большой камень справа. Затем река разгоняется в скальном сужении и перед правым поворотом раскачивается серией валов, за которыми наваливается на обломок скалы у левого берега, с которого сваливается направо с 1.5 м бочкой. Часть воды забирается протокой, идущей вокруг скалы - это 2-я ступень. 3-я ступень начинается в 30 м ниже: струя, скатываясь в валах и бочках с горки, наваливается на скальный выступ левого берега и через скальное сужение выходит, расширяясь и образуя слева улов. Порог проходили сходу. Сложнее предыдущих.

Препятствие 63 (5В) Порог "Водопадный". (Фото 97-98) Расположен в 300 м ниже в скальном коридоре с низкими стенками. Ориентир - на ПБ еще один дом травника, вернее целое хозяйство. Перед левым поворотом в русле большой камень, который разделяет реку на две струи. Левая проходит через мощный слив 1.5 м с крутым бугром. У левого берега более высокий бугор. Далее мощный вал и навал на левый берег. Правая струя проходит под правым берегом и заходит на крутой косой слив с обломка скалы 2-2.5 м. Правый бугор является для обоих сливов общим. Разведка по ПБ. Страховка с ЛБ. Напротив порога - домик, за ним - трос. Порог проходили сходу.

Первыми этот порог прошли Леня с Андреем, затем Сергей и Митя, которые сделали носовую свечку, а вот потом - Володя и Оля, которые кильнулись. Володя оказался с внешней стороны кильнувшегося ката, но залез на страхующий кат. Ольгу с катом прибило в улов правого берега, но Ольга кат не удержала, его выловили чуть ниже. Уловов там полно - за этим порогом много мест для ловли. Ольга вылезла на берег сама. Мы с Петром уже вошли в шиверу, которой начинается порог, когда увидели, что кат, идущий перед нами, лег. Зачалиться нам было уже сложно, пошли в порог. Там был слив в правой части с большой косой бочкой за ним, в левой части - тоже бочка. Нас развернуло, но не кильнуло.

Выловив кат и гребцов, поплыли дальше.

Участок ниже Пр.63 можно идти сходу, линия движения хорошо читается с воды. Вода, однако, очень мощная и может при ошибке положить катамаран вверх килем.

Препятствие 64 (4В) Порог. Расположен на плавном правом повороте за устьем левого притока и образован размывом его селевого выноса. На крутопадающем участке обливные камни с жесткими мощными бочками и валом до 1.5 м. Порог проходили сходу.

Препятствие 65 (5А) Шивера. Длина 2 км. Каскад из 5 шивер, постоянно усложняющихся. Ориентир начала последней шиверы - остров с большим камнем вначале. После последней шиверы при появлении скальных стенок очередного коридора чалиться на левый берег.

Препятствие 66 (4С). Порог. Длина 300 м. Расположен на прямом участке реки, на входе в скальный коридор. На входе струя смещается от левого берега к правому, слева камни. В правой части крутой слив с обливной плиты. Затем Коксу входит в 200 м скальный коридор. На выходе из коридора давление на центральный камень, обходимый слева и справа. По выходу - расширение русла. Порог проходили сходу.

Препятствие 67 Шивера. На правом повороте и последующем участке валы и бочки.

Препятствие 68 (4В) Порог. На крутом левом повороте от правого берега отходит гряда камней. Резкие валы в струе. За порогом трос и спокойный участок реки. Порог проходили сходу.

Препятствие 69. (4В) Порог. Следует через 200 м ниже троса. Образован двумя последовательно стоящими глыбами в центре реки, с навалом на обе. Порог проходили сходу.

Препятствие 70 Порог. Длина 100 м. Следует через 500-600 м. На правом повороте перед устьем левого притока камень в центре реки, навал на него. Порог проходили сходу.

Препятствие 71 Шивера. Камни, валы, бочки.

Препятствие 72 (4В) Порог. Следует через километр. На крутом левом повороте от правого берега отходит гряда камней на всю реку, с узким проходом, в котором жесткий вал 1 м, далее прижим к правой стенке. Порог проходили сходу.

Препятствие 73. Шиверы. Через 400-500 м справа крупный приток, после которого Коксу круто поворачивает влево, потом направо. Через 200-300 м начинается каскад из трех шивер с валами, протяженностью около 2 км.

Препятствие 74 (4С) Скальный коридор. Длина 800 м. Коридор с невысокими стенками. В конце первой трети коридора - устье правого притока. Вход в коридор на левом повороте, здесь навал на правую стенку с последующим сливом, далее правый поворот, сужение, резкие валы до 1 м.

Ущелье Ку-Креу

Река прорезает предгорные отроги, высота скальных стенок до 40 м. Тропы по дну ущелья нет, скалы, бурелом, заросли колючего кустарника. Тропа появляется в расширении средней части ущелья и исчезает. В конце ущелья автодорога по правому берегу.

Препятствие 75 (4В). Вход в ущелье. Длина 600 м. Перед входом шивера с бочками и валами, за ней перед левым поворотом река наваливает на скальную стенку правого берега, далее описывает полупетлю и наваливает на стенку левого берега, после чего заходит в скальное сужение с валами.

Препятствие 76 (4С) Шивера.. Следует через 50 м спокойного участка в скальном коридоре со стенками до 10 м. Выше - крутые скальные выходы. В середине слив с плиты, далее на правом повороте резкие валы.

Препятствие 77 (4С) Порог. Образован двумя большими камнями в русле, первый отбивает почти всю струю на середину реки, перед навалом на второй камень, стоящий посередине, резкие валы, бочки. Второй камень большую часть струи отбивает налево, далее на резком правом повороте навал на стенку левого берега. Порог проходили сходу.

Препятствие 78 (4В) Порог. Сразу за поворотом шивера 40 м с жесткими валами. Далее слева - обливные камни, справа - надводные, между ними резкий слив с валом и жесткие бочки. Порог проходили сходу.

Препятствие 79 (4В) Порог. Следует после Пр.78 почти без паузы. Струя раскачивается в множестве резких и жестких валов и бочек. Порог проходили сходу.

Препятствие 80 (5А) Порог-прижим. На левом повороте река, разогнавшись на 40 м горке, проходит через систему жестких и резких бочек и бьет в стенку правого берега, справа две мощные бочки и улово за левым поворотом. Порог проходили сходу.

Препятствие 81 Шивера. Много камней в русле за левым поворотом. Бочки, валы.

Препятствие 82 (5А) Порог. Длина 120 м. Образован размывом большого валунного завала. На входе слив 1.5 м через все русло. Далее более сильная правая струя после навала на камень в правой части русла сваливается налево, образуя слив с косым валом. Через 30 м струя прыгает с плиты, образуя мощную бочку. Затем до правого поворота в русле отдельные камни, бочки, валы. Порог проходили сходу.

Препятствие 83 (4В) Порог. Длина 300 м. Расположен в устье крупного левого притока, образован размывом выноса притока. На правом повороте в левой части реки множество камней, горка с обливными камнями. За поворотом основная струя идет под правым берегом, с бочками и валами. На левом повороте навал на стенку правого берега. Порог проходили сходу.

Препятствие 84 (4А) Порог. Следует через 400 м после левого поворота. На входе большой камень слева отбивает струю направо, здесь тросовая переправа, затем струя, поворачиваясь влево, наваливает на центральный надводный камень. Порог проходили сходу.

Препятствие 85 (4В) Порог. Длина 400 м. Начинается через 300 м от троса на прямом участке. Сначала разгонная шивера 70 м, в конце шиверы струя наваливается на камень у правого берега, отражается влево, образуя на протяжении 60 м резкие валы с опрокидывающейся вершиной. По окончании валов - слева стенка с ущельем ручья. За стенкой крутой поворот направо, на котором струя наваливается на выступ скалы и сбрасывается с нее, образуя мощную бочку. За выступом улов. Струя смещается под правый берег. Порог проходили сходу.

Препятствие 86 (4С) Порог. Длина 700 м. Начинается перед высокой стенкой правого берега, на левом терраса перед правым поворотом реки. По левому берегу - устья двух крупных притоков. На входе сильный прижим у стенки левого берега, затем струя бьет в надводный камень посередине русла, левый прижим. Далее следует скальный коридор со стенками 40 м высоты, в середине коридора сужение створа с мощной бочкой через все русло. Коридор выходит в короткую котловину, справа остров с почти сухой правой протокой. Порог проходили сходу.

Препятствие 87 (4С) Трехступенчатый порог. Длина 500 м. Начинается в 300 м за островом, на левом повороте, сливом 1.2 м через все русло с обратным валом, не дающим возможности видеть с воды остальную часть порога (1-я ступень). Основная струя бьет в большой обломок скалы у правого берега со свалом налево, обилие валов и бочек - 2-я ступень. В 40 м ниже - 3-я ступень, русло сжимается скальными обломками до 12 м ширины, в сужении валы. Затем несколько сужений, левый поворот, на правом берегу мелкая осыпь. Порог проходили сходу.

Препятствие 88 (5А) Порог "Черные скалы". (Фото 99-100) Расположен после шиверы, перед правым поворотом в крутом скальном створе. Просмотр и страховка по ЛБ. На входе по центру мощный слив с бугром 1.5 м, за которым валы. Справа слив с падением 2 м с валом. Слева в камнях у левого берега 3-х метровый проход. На повороте река слабо наваливается на левую стенку. Опознали порог №88, он выделяется по сложности, зачалились перед порогом к правому берегу. Порог проходили с просмотром и страховкой с правого берега.

За поворотом открывается широкая котловина, по правому берегу дорога и водозаборные сооружения. На ночевку встали на правый берег, чуть ниже домика у гидротехнического сооружения, стоянка плохая.

Через 6 мин. хода на правом повороте на высоком правом берегу белый дом. Дом служит ориентиром тектонического разлома с четырьмя водопадами! Чалиться нужно сразу за домом перед ЛП, там, где дорога ближе всего подходит к реке.

Препятствие 90. Водопады (6В). (Фото 101-104) Длина 400 м. Водопады расположены в тектонической трещине под левым бортом долины. Справа терраса. В щели - четыре водопадных слива. Первый слив самый высокий - около 5 метров. Вода сливается двумя рукавами. После слива пенная яма, в левой части слива - небольшая проносная струя с пенным валом. Ниже 50 метров быстротока, который постепенно увеличивает уклон, переходя в водоскат и падает 3.5- метровым водопадом. Второй водопад падает ровно по всей ширине реки. За водопадом пенная яма и противоток по поверхности реки. Ниже второй ступени можно спуститься к воде. Через 60 метров после второго водопада третий водопадный слив высотой 2.5 метра. Вода падает более полого, чем во второй ступени, но после падения две могучие бочки и сильный бой в скалы правого берега. Дальше еще 60 метров быстротока и четвертый слив около 2 метров высотой. Этот слив самый пологий. За сливом крутой вал и сильнейший бой в нависающие скалы левого берега.

За порогом ущелье заканчивается, справа открывается широкая котловина, на правом берегу появляется автодорога. Порог вполне проходим и есть информация о прохождении его на катамаране. Вещи можно обнести за порог по автодороге на правом берегу. Подъем на дорогу в месте, где она ближе всего подходит к воде крут, но составляет не более пяти - шести метров. Спуск по пологой осыпи за скальным разломом. Протяженность обноса - 600-700 метров. Здесь есть сотовая связь.

Обнесли сначала рюкзаки в конец каньончика, потом - катамараны за 2-ю ступень. Один катамаран встал на страховку ниже 4-й ступени.

Первыми прошли Леня с Андреем. В 3-ю ступень заходили слева, потом - в центр, потом - влево, уходя от бочки у правого берега.

4-я ступень проще, чем 3-я.

Все повторили маневр. Порог смотрится страшно, но вода мягкая. В конце каньона загрузили вещи на каты и пошли дальше. (Фото 105)

В Последнем ущелье река прорезает холмистый хребет. Склоны скалистые. По левому берегу в десяти метрах над водой проходит асфальтированная автодорога. В конце ущелья слева виден скальный останец. Ущелье заперто плотиной, питающей арыки. В ущелье два простых порожка, не требующих разведки. В конце ущелья лесистый островок делит реку пополам. Лучше зачалиться к левому берегу перед островком или в левой протоке, в пос. Ленино. Здесь в городском саду можно встать лагерем, высушить суда и затем уехать.

Описание горной части маршрута

Дата участок маршрута Км характер пройденного участка
25.08.2007 г. Текели – переправа через р.Кора   Машина, грунтовая дорога. Трос через р.Кора висит все время.
26.08.2007 р. Кора – р. Салдыртас 14 Подъем сначала по руслу, броды с берега на берег, затем выход на террасы правого берега. Вечером шел снег.
27.08.2007 Р. Салдыртас – подход под п. Кузнецова (1Б) 7 Травяной склон, затем – снежник. Морена.
28.08.2007 Пер. Кузнецова (1Б) – рад. выход на вершину – подход под пер. Тюйте 15 Морена.
29.08.2007 Пер. Тюйте – рад. выход на пер. Разминочный (МГУ?) – р. Койтас 10 Остатки ледника, морена, травяной склон
30.08.2007 Р. Койтас – слияние с р. Жаманкольсай 15 Тропа по травяным склонам, местами заросли арчи и лес, брод.
31.08.2007 Слияние р. Койтас и р. Жаманкольсай – пер. Ак–Кезень (2200м)(НК) – пер. (1700м) (НК)– р. Чижа. 16 Тропа, заснеженные и травяные склоны склоны, тропа, дорога
01.09.2007 Р. Чижа – г. Текели 18 дорога

Итого 8 ходовых дней; 105км

Перевал Тюйте 1А*(3240)

Перевал Тюйте 1А* расположен в западной части хребта Каратау. Он соединяет долины рек Тюйте и Койтас. Общее время прохождения - около 1 ч. На подъем 35 мин., на спуск -25-30 мин. Подход к перевалу от озера, расположенного в цирке, порядка 40 мин. Движение целесообразно производить по правой стороне цирка, обходя конечную морену. Последний вал морены прошли траверсом, набирая высоту. Перевальный взлет шириной 90-100 м., протяженностью порядка 400 м., с наклоном 10 град., снежный, кое-где проглядывает лед. Дальше крутизна подъема увеличивается до 15 град. -80-100 м. Подъем без кошек. Седловина каменистая. Снежник заканчивается за 5-8 м. Тур расположен ближе к середине седловины. Спуск осыпной. Осыпь крупная, протяженностью около 300 м., 15-20 град. Озера, нанесенного на карту, внизу нет.

Перевал Николая Кузнецова 1Б (3350)

Характеристика - осыпной - осыпной.

Перевал МГУ (Разминочный?) (1Б, 3320)

Расположен в боковом отроге хребта Каратау;

Соединяет: два соседних отщелка д.р.Койтас;

Ориентация перевала: запад - восток;

Характер перевала: снежно-осыпной;

Описание прохождения горной части - в Дневнике

Особенности снаряжения

При подготовке к походу планировалось:

- Все продукты закупать на месте, в г. Текели

- Снаряжение на горную часть маршрута возить с собой все время, т.к. у нас было два варианта горной части, и мы не были уверены, что после завершения сплава вернемся обратно в Текели.

- Если бы мы не подъехали на машине "колесами в воду" на р. Казан, мы бы тащили груз в полторы-две ходки к началу сплава (у нас были тяжелые катамараны). Поэтому у нас были запасные упаковки (чтобы не перепаковывать рюкзаки)

- Рамы для катамаранов везли с собой.

Продукты можно без проблем купить в г. Текели. Там есть все необходимое - тушенка, картошка, крупы, супы и т.д.

Выяснилось, что вещи можно оставлять на хранение на турбазе в г. Текели. Поэтому, когда мы ехали на сплав по р. Коре, мы оставляли там горное снаряжение и ненужные пока продукты, а когда ходили в горы - водное снаряжение.

Горное снаряжение:

- примус и бензин

- ледорубы - 3 шт

- беседки- 3 шт.

- кошки - 3 пары

- карабины, жумары, спуск. устройства

Стоимость похода

Приведем основные статьи расходов на основную часть похода:

• Самолет Москва-Алматы - Москва (на 1 чел) - 12 100 руб.
  • Перевес груза на 10 чел. - 10000 руб.
  • Пропуск в погранзону + лесной билет + регистрация - 35 долларов с человека
  • Машина от Алматы до Текелей + Газ- 66 до начала сплава по р. Коре -325 долларов
  • Газ- 66 от Текелей до начала сплава на р. Казан - 400 долларов
  • Продукты - примерно по 50 долларов с человека
  • Машина Текели- Алматы (легковая) - 8000 тенге

Техническое обеспечение группы

• Видеокамера SONY DCR-PC100E.
  • Фотоаппарат "Pentax ESPIO 145M"
  • Фотоаппарат Nikon D70 с объективом 18-70/3.5-5.6
  • GPS Garmin Legend
  • Рации

Выводы и рекомендации

Мы прошли красивейший протяженный разнообразный водный маршрут в районе Джунгарского Алатау. Особенно восхищала местная природа: долина р. Кора - таежная местность, Казан и Коксу - большая половина маршрута также находится в тайге. Заросли малины, ягод (клубника, земляника, костяника и т.д.), растут грибы. Ловится рыба (форель, маринка, осман) - вода очень чистая. В долине Коры разводят пчел. В ущелья Казана и Коксу местные жители не заглядывают, природа нетронутая, множество медвежьих следов. И, самое неожиданное, - вообще нет ни комаров ни мошки!!! С другой стороны, как будто специально для контраста, выход из гор (горная часть маршрута) был по долине р. Чиже, пыльной, жаркой и вытоптанной многочисленными стадами.

Река Кора очень интересна для сплава на катамаранах-двойках. Летом (июль-август) воды в ней достаточно для успешного прохождения. Верхний участок "Белого яра", в принципе, возможен для прохождения (если повезет с уровнем воды) сильной командой, но к этому нужно специально готовиться, предварительно раскататься на верхнем участке или на другой реке. Этот участок крутопадающий (по данным старых отчетов - уклон более 100 м/км), без чалок и реальной возможности страховать. По имеющимся у меня сведениям, его никто никогда не проходил.

Интересно провести сплав по Коре практически от ледников (насколько мы видели, воды там достаточно) - такой вариант был частично пройден еще в советские времена, но его не повторяли.

Сплав по Казану интересен и динамичен. В нашу небольшую воду в верхних порогах было несколько негабаритных мест, но, тем не менее, наша группа успешно прошла основные сложные препятствия, обнеся меньше, чем обычно обносят другие группы. Аварийные ситуации, возникающие в походе, были успешно разрешены. Страховка всегда срабатывала, перевернувшиеся катамараны и экипаж оперативно вылавливались.

Рекомендуем, все-таки, проходить маршрут в последовательности: сначала Казан-Коксу, затем - Кора. Тогда, раскатавшись, повышается вероятность пройти сложные участки р. Кора.

Нужно иметь несколько дней в запасе: из-за того, что нам пришлось сначала идти на р. Кора (из-за неготовности для нас документов), на сплав по Казану-Коксу у нас оставалось 9 дней. Когда часть нашей группы начала болеть и нам пришлось стоять на месте, лечить больных, нами серьезно рассматривалась возможность схода с маршрута в Рудничном - времени оставалось в обрез. И только когда больные стали чувствовать себя получше, появилась возможность пройти маршрут до конца.

Сотовая связь есть в низовьях р. Кора, ниже моста, когда река выходит из каньона, и от водопадов на р. Коксу.

С организацией транспорта нет проблем, можно обращаться в компанию "Стек". Правда, нужно внимательно отслеживать оформление ими документов - ребята задумчивые, могут что-нибудь забыть или напутать.

Казан-Коксу традиционно посещается группами с Урала и из Сибири на майские праздники. Как ни странно, летом туда ходят редко, а зря - это вполне полноценный маршрут, очень красивый.

Дневник похода

10 августа, пт. Улетаем из Шереметьево, из нового терминала "С". Рейс в 23-05. Собираемся все в начале десятого. Перевес груза у нас 150 кг на 10 человек. С нас просят 15000 рублей, договариваемся на 10 000. При этом кучу вещей мы уже отложили в ручную кладь. Садимся в самолет, вылетаем.

11 августа, сб. В аэропорту Алматы нас ждала заранее заказанная машина но -увы - семиместная. А нас 10. Наша фирма почему-то решила, что нас будет 6 человек. В процессе общения по мобильному телефону с директором фирмы выясняется также, что пропуска в погранзону нам сделали на 8 человек. Шофер микроавтобуса отказывается везти 10 человек. Едем на рынок, шофер ищет нам такси. Сначала он хотел отправить троих на автобусе, но я начала сопротивляться и возмущаться, снова звонить в турфирму. Потеряли на всем этом процессе кучу времени. В Талдыкурган прехали только в 11-30, а ОВИР у них по субботам работает только до 11 часов.

Вобщем, на турбазу компании "Стек" в Текелях мы приехали в начале первого. Ребята пошли в магазин за едой. Покушали, поехали смотреть на р. Кору, протекающую через Текели. Кора показалась вполне проходимой. Признаков паводка мы не увидели. Вода белесо-голубоватая, чем-то напоминающая разбавленное молоко.

Решаем сначала сплавиться по Коре - регистрация будет готова только в понедельник. Очень не хочется терять зря время. Мы потратим на сплав 2-3 дня, а потом, получив все документы, поедем на Казан - Коксу.

Часть продуктов и горное снаряжение оставили на турбазе. Заезжаем на ГАЗ-66 вверх по Коре. Речка не слишком многоводна. Как и обещали, видели на ней два "шестерочных" участка - ниже моста, недалеко от Текелей, и "Белый яр". Заехали до 5-й пасеки, немного выше "Белого яра". "Белый яр" - очень сложное место. Большие камни, узкие проходы. Неслабый уклон. Лагерем становимся около дороги. По дороге ездят мотоциклы и машины - идет подготовка к ралли. Подъезжают к нам, интересуются. Начали строить катамараны.

Всю ночь шел дождь.

12 августа, вс. Встаем в 7. Дежурные сразу разбудили тех, у кого каты были сильно недособраны. Подъехал вчерашний пасечник на машине. Мы дособирали катамараны, рюкзаки погрузили на машину пасечника и отвезли к тому месту, где на реке значилась самая задница. Там на берегу есть заросшая травой полка: рюкзаки спрятали в небольшом распадочке. Встали на воду в 1 час дня. Сначала река без препятствий, только сильное течение. Тренируем чалки - чтобы не было столпотворения - и походный строй. Зачалились к островку у правого берега перед мостом на 4-ю пасеку. Под мостом - сужение русла и слив через всю реку. Оставили каты на островке около правого берега (узкая протока) и пошли вперед, смотреть Прорыв. Впечатляет. Идется, но частями. А между этими частями чалок нет вовсе.

Просмотрели самую сложную часть. Решили обнести катамараны до того места, где их можно спустить на воду (примерно 1 км обноса). Лагерем встали в том месте, где были спрятаны наши рюкзаки. Решаем, что будем делать дальше. Идем осматривать реку ниже. Далее - более реальное место. Уклон уже не такой. Но очень интересное место, вполне достойное. Возвращаемся в лагерь. Приезжает пасечник и угощает нас медом. Природа вокруг прекрасная.

13 августа, пн. Встали в 7 утра. Собрались и вышли на воду. Идем с полным просмотром. На местах чалок ставим людей помогать катам чалиться.

Участок представляет собой шиверу с крутым падением, состоящую из бочек и обливных камней. Все легко читается с воды. За левым поворотом начинается порог - большие камни в русле. Чалились на правый берег. Ольга с Максом не успели зачалиться перед бомом, зачалились за ним в большом улове правого берега.

Порог "Зигзаг удачи". Стартовали с правого берега, заходили впритирку к левому берегу. Слив с обливником, через который все прыгали. Все, кроме Ольги с Максом, заходили слева. После порога русло расширяется. Здесь в 17-45 мы закончили сплав. Встали в 100 м ниже на полке правого берега. Пошли за рюкзаками. Леня с Андреем решили перечалиться пониже, чуть не кильнулись. Принесли рюкзаки. Ночуем на широкой полке. До моста по прямой (GPS)- 4, 5 км.

14 августа, вт. Погода с утра, как всегда, прекрасная. Встаем в 7 утра, выходим в 10. Вещи взяли с собой. Просмотрели шиверу немного вперед. Первыми шли Леня и Андрей. Проходили участок, чалились, сообщал по рации, что может идти следующий экипаж.

В первый заход прошли удачно. Затем Андрей и Леня пошли вперед и сообщили по рации, что прошли сходу сложный порог - не смогли зачалиться перед ним. Я передала Андрею по рации, чтобы он прошел выше и встал, обозначая собой чалку. Через некоторое время он сообщил, что стоит после острова, и надо чалиться сразу за островом вправо. Пошли Володя и Витя. Не зачалились, пошли в порог сходу. Чуть позднее Володя сообщил, что они сидят на камне у левого берега. Потом - что зачалились.

Далее оставшиеся два экипажа пошли смотреть порог. Оказалось, что он начинается через 100 метров, и перечаливаться к стоящему на берегу Андрею не имело никакого смысла. Тем более, что выше намеченного места чалки было бревно, которое и мешало всем.

Посмотрели порог. Длинный. Решили зачалиться в середине, а затем пройти вторую часть. Так и сделали.

Леня с Андреем во 2-й части порога навалились на камень и повали кат от носа до кормы. Андрей истошно орал, чтобы их зачалили. Мы на берегу сразу не заметили, что баллон выпотрошен, заметили уже после чалки.

Я предложила Андрею и Лене разобраться, сидеть около дороги, ремонтироваться. Они отказались, сказали, что будут спешить и надеются еще что-нибудь сегодня пройти. Наиболее разумное в этой ситуации - пройти всем порог и ждать, пока Леня заклеится. Пошли смотреть участок до моста. Там еще ряд препятствий, не сложных, но требующих четких чалок перед ними и, частично, предварительного просмотра. Леня и Андрей заклеились к 17 часам. Решаю, что дальше идти без толку - у нас остался час сплавного времени, в 8 вечера за нами должна приехать машина. За этот час мы пройдем, от силы, один километр. Без просмотра, походной колонной идти нельзя - с большой вероятностью кто-нибудь или продерется, или поломается на камнях. Решили каты разбирать на дороге, мы с Олей пойдем в Текели искать машину или хотя бы позвонить в нашу турфирму (я не уверена была, что машина, обещанная нам, вернется за нами сегодня). Так и делаем. Дошли мы с Олей по дороге до места, где есть сотовая связь. Дозвонились до нашей турфирмы, выяснили, что других машин нет, и вернулись назад. На обратном пути встретили машину, везущую наших ребят. По воде мы не дошли до моста 3,5 км.

Приехали в Текели, на базу. Мылись в бане, в душе.

Завтра в 5 утра выезжаем на Казан. Ночевали на базе в палатках.

15 августа, ср. Выехали в 6-20. Отметились в Рудничном на погранзаставе.

Дорога плохая. Под перевал приехали в 16 часов. Всего ехали 9 часов. Брод, которого мы боялись, машина смогла одолеть. На перевал поднимались пешком, машина везла только вещи. Ужасная дорога. Приехали "колесами в воду". Мост через Казан весь гнилой. Встали лагерем у моста на правом берегу. Собираем каты. Берег безлесный, но есть плавник, отдельные деревья. Холодно. Несколько раз порывается идти дождь, но так и не решается.

Все устали, хотим спать.

16 августа, чт. Встали в 7 утра. Дособирали каты. В один прекрасный момент на противоположном берегу показались две грузовые машины - ЗИЛ 132-й и ГАЗ 66-й, полные солдат - пограничников. Мы немного подвинули вещи с дороги, машины проехали. К нам они не проявили никакого интереса, только спросили, откуда мы и сказали, что на 15 км выше два дня назад заехала группа из Набережных Челнов.

(Двое из этих ребят (Ихсанов и Сычев) сначала собирались идти в поход с нашей группой. Попросили выслать им все материалы. Потом стали настаивать, чтобы я взяла еще двоих (это было в то время, когда я еще не пригласила Макса и Олю). Таким образом, нас получалось бы 6 катамаранов- двоек. На "четверке" они идти не захотели. Я решила, что нас будет слишком много, 6 посудин - уже неуправляемая толпа, отказалась взять 6-й кат. Тогда татаре сказали, что в таком случае наберут еще людей и пойдут своей командой на этот же маршрут, тем более, все материалы у них теперь есть. И в это же время. На мои просьбы пойти на другую реку, чтобы не устраивать столпотворения (специально искала маршрут, на которой летом практически не бывает туристов) - ответили, что будут очень нам рады. Половина группы у них уехала из Рудничного - речка оказалась не по силам - а две "двойки" продолжили сплав.)

Собираемся, отчаливаем в 12 часов.

Метров через 200, там, где на левом берегу появляется лес - первый порог. Первую ступень проходили с осмотром по левому берегу. Чалимся перед большим камнем (конец первой ступени), там габаритный непроход. Один кат (Леня + Андрей) перетащились через камень, запирающий проход. Вылезли на него, перекинулись и поплыли дальше. Сели на большой камень, долго с него снимались. Дальше Митя и Сергей пытались повторить (без вещей), протиснулись в габаритный непроход, просочились туда, дальше сели на тот же большой камень. Долго с него снимались.

Остальные экипажи, понаблюдав эти мучения, обнесли этот участок по берегу (метров 30). Дальше - метров 100 шиверы с торчащими камнями, вторая ступень с большим камнем (обходили кто справа, кто слева). Чалились за большим камнем. Дальше - третья ступень с габаритным непроходом, проводили по камням справа. Туда мы обнесли рюкзаки по правому берегу, грузили на каты, проводили их по камням. Дальше собирались все вместе в улове метров через 200.

Прошли еще участок шивер. Зачалились перед порожком - камни в русле (торчащее бревно, застрявшее между камнями). Обходили под левым берегом, ждали друг друга. Ольга с Максом вылетели на камни, задели бревно. Остальные прошли чисто.

Далее осматриваем еще одно место - камни, по центру слив.

Встали лагерем в 17-30 на полке левого берега, в районе 5-го препятствия. Чуть ниже - левый приток. Собираем грибы, пожарили их. Очень много ягод. Пьем спирт с жимолостью. Прекрасная природа. Нет мошки и комаров совсем!!!

17 августа, пт. С утра дежурные встали в 7 часов, остальные - в 8. Вышли в 10-20. Сначала идем - два ката вперед, находят чалку. Далее - остальные три экипажа. В результате зачалились в начале 9-го порога. Его ни с чем не спутаешь. Пошли посмотреть.

Затем вернулись на место чалки, перекусили. Затем решили обнести вещи и встать на страховку.

Два экипажа сдуру упилили вперед по склону, по тропе, спустились с рюкзаками к реке метров на 300 ниже пор. 9.

Наконец, расставили страховку - 4 спасконца в двух уловах в конце порога; один спасконец - в середине порога напротив камней - сдергивать с них кат; видеосъемку сверху с тропы, два фотоаппарата. Первый экипаж - Леня + Андрей - зашли по центру, как шлось, потом выставили носики за камень у левого берега, сделали разворот, слились кормой в слив, сделали траверс, зашли справа от большого камня, слились в слив и сели на камень у правого берега, в узости, столкнулись с камня, ушли налево в пологую часть слива. Далее - пошли дальше, сели на камень, проехали кормой, зачалились у правого берега, потом перечалились к правому берегу на страховку.

Вдохновленные удачей, следующими пошли Лохматые (Сергей + Митя). Они попали в левый проход, цапанули носом обливник, пошли кормой вперед. Дальше свалились в слив кормой. У Мити зацепилось весло за спас.

Поэтому ребята не выгребли, и катамаран навалило на огромный камень у левого берега, пропихнуло в негабаритную щель у левого берега. Там Серегу зажало между катом и скалой, он перелез на другой баллон. Кат, естественно, кильнуло, протиснув в щель. Оба гребца держались за катамаран. Леня и Андрей вышли на страховку, запихали кильнутый катамаран в улово левого берега.

Все закончилось благополучно. У "Тритона" сломана продолина и две кницы.

На этой радужной ноте прохождение порога я решила прекратить.

Место для стоянки нашли на полке правого берега, примерно в 1 км ниже порога. "Тритон" разобрали, сдули, загрузили на наш кат. Три экипажа прошли еще с километр (Сергей помогал чалить). Один кат остался наверху - ребята пойдут завтра. Обнесли вещи на широкую полку, поставили лагерь. Вокруг много малины, медвежьи следы.

Участок, который мы проходили сходу, очень динамичный. Мы с Петром посидели на камнях.

Вечером пьем коньяк - "килевые".

Володя с Витей ремонтируют "Тритон".

18 августа, сб. Начали сплав в 11-00. У Сергея кат был оставлен чуть ниже пор. №9. Ребята сплавились до лагеря, а потом мы все вместе пошли 6-ступенчатую шиверу. Идем двумя тандемами - сначала два ката, потом еще 3. Леня с Андреем идут первыми. В последней ступени 6-ступенчатой шиверы Лохматые порвали кат в прижиме. А Оля с Максом в этот прижим вляпались и долго там висели. Но не кильнулись, столкнули-таки кат вниз. Долго шили его, а остальные объедали малинник на берегу.

Прошли порог "Ворота Казана" сходу. Дальше плыли 10 км до Арасана. Встали лагерем у устья Арасана. Заросли малины и клубники.

Через полчаса появились первые каты татар. Леня их зазвал к нам. Они встали лагерем выше по притоку.

Завтра пойдем в радиалку.

19 августа, вс. Встаем около 8 часов, собираемся в радиалку на минеральные источники. Выходим всемером, но Петр скоро возвращается в лагерь - плохо себя чувствует. У нас уже двое больных - Петр и Витя. У Вити высокая температура. Это Леня заразу в группу принес, он еще на Коре болеть начал.

Идем к источникам. Тропа идет вверх по притоку по левому орографическому берегу, затем переходит на правый. Брод плохой. Нас догоняют татаре. До источника идем 2,5 часа. Там уже сидят татаре и местные казахи - приехали на конях.

Источник выглядит забавно: лужа такая, из нее течет ручеек в ванну в сарае. Это даже не ванна, а бетонная коробка, в которую вода налита.

Искупались, пошли назад. Куча клубники и малины. Возвращаемся в лагерь в 15 часов.

Витьке плохо. И Петру тоже. Лечим их. Народ пишет пулю.

Вечером думаем, что делать дальше. Ребята болеют. Решаем встать рано и посмотреть на их самочувствие. Если будет получше - выйдем. А так… Утро вечера мудренее.

20 августа, пн. День рождения Ольги. Встаем в 6-30. Петру и Вите получше, чем вчера. Изъявляют желание идти. Минут через 20 сплава начинается порог №13. Чалимся уже после заходной шиверы, к правому берегу. Нас догоняют татаре.

Порог проходили в три приема, с промежуточными чалками. Страховку ставили на правом берегу, в двух местах. Все проходили по очереди. Все прошли нормально. Татаре идут очень неровно. У них несколько, кажется, абсолютных чайников. Ильяс перегоняет по очереди все каты.

Подошли к 1-й ступени каскада "Тентек". Она длинная, с резким слаломом, навалом на многочисленные камни. Два ключевых места: в одном нужен резкий маневр справа налево перед большим камнем, на который навал, а в конце порога - резкий маневр справа налево перед камнем, на который тоже неслабо валит. Этот порог все экипажи прошли разными путями. Страховку ставили в конце порога.

Я почувствовала себя плохо (вот что значит спать в палатке с Петей и Витей!) - сильная слабость, коленки подкашиваются, головная боль. Видимо, инфекция добралась и до меня. Вместо меня на кат сел Володя.

Дальше начинается 3-я ступень, самая мощная. Большие глыбы в русле; узкие проходы. Две гряды камней в русле. Верхняя гряда - два центральных слива, узковатых для прохождения. Можно идти или слева, или справа. Следующая гряда - три слива. Центральный слив наваливает на большой камень-дом в центре русла (высота камня - 3-4 метра), проходы узкие.

Лене кинули спасконец. Он поймал его и пошел вызволять Андрея с камня (камень был ближе к левому берегу). Затем на помощь перечалились Лохматые (выше этой ступени). Они кинули Андрею спасконец, Андрей прыгнул с камня на берег и пошел к Лене перечаливать кат на правый берег, где собралась вся группа.

Когда Лохматые отчаливали в спешке, они сняли со своего ката лежащий сверху кат Володи и не заметили, что он не привязан. Этот кат прошел порог без экипажа, очень чисто, показав всем, как надо ходить, и был пойман внизу порога.

Вечером печем блинчики, празднуем день рожденья Оли. Весло, которое ей везли в подарок, Леня с Андреем сломали при киле… Дарим, обещая починить (надо было дарить с утра!!!). Думаем, что делать дальше.

21 августа, вт. С утра идет дождь. Встаем в 8 утра. Но народ идти в порог не хочет; решаем дождаться солнышка, чтобы не было холодно. Петр болеет, начинаем его поить антибиотиками. Мне слегка получше. Часов в 10 утра дождик закончился, выходим на прохождение. Первыми удачно прошли Лохматые - они повторили путь пустого ката. Потом - Макс с Андреем. Потом на нашем кате прошли Володя и Митя. Все зачалились напротив лагеря. Собрали страховку, пошли в лагерь. Пообедали, собрали лагерь. Дальше - участок попроще, Петр говорит, что сможет его идти. Вышли в 16-10. Сходу, с несколькими чалками, прошли 4 порога. Затем - участок шивер, на которых надо работать. Встали лагерем в 18-00 в 4,5 км по прямой ниже моста.

Что-то холодновато. Заросли малины. Обсуждаем планы на завтра. Где будем покупать пиво и барана.

22 августа, ср. Вышли в 10-20. Идем походной колонной. Весь каньон прошли без просмотра - смотрели только "Рубикон". К лоции привязаться трудно. Несколько раз фотографировали. Экипажи слегка перестусовались - Витя + Макс и Ольга + Володя.

Очень приятный участок для хождения сходу. До Рудничного дошли в 15 часов. Зачалились примерно в 1 км ниже моста, к острову у левого берега. Андрей и Леня сходили на левый берег в магазин. До него метров 400. Купили коньяк "Казахстан", шпроты, пиво, фрикадельки в томатном соусе. В 16-10 начали плыть. В 18-20 встали лагерем у сосен (единственные сосны в том районе, характерное место). Вокруг - помойка - это излюбленное место для отдыха местных жителей. Пьем коньяк, едим шпроты и фрикадельки. Цивилизация.

23 августа, чт. Встали в 8-10 (дежурные - в 7). Вышли в 10-30. Идем без просмотра. Довольно приятный участок. Идем походной колонной, страхуя друг друга с воды. Володя с Олей кильнулись в пороге "Водопадный". Первыми этот порог прошли Леня с Андреем, затем Лохматые, которые сделали носовую свечку, а вот потом - Володя и Оля. Володя оказался с внешней стороны кильнувшегося ката, но залез на страхующий кат. Ольгу с катом прибило в улов правого берега, но Ольга кат не удержала, его выловили чуть ниже. Уловов там полно. Оля вылезла на берег сама. Мы с Петром уже вошли в шиверу, которой начинается порог, когда увидели, что кат, идущий перед нами, лег. Зачалиться нам было уже сложно, пошли в порог. Там был слив в правой части с большой косой бочкой за ним, в левой части - тоже бочка.

Напротив порога - домик, за ним - трос. Выловив кат и гребцов, поплыли дальше.

Тросов, что описано в лоции, не видели. Опознали порог №88, он выделяется по сложности. Смотрели его и страховали. На ночевку встали на правый берег, чуть ниже домика у гидротехнического сооружения, стоянка плохая. Леня и Андрей сходили к водопадам, нашли там рыбаков, купили рыбы за 250 мл спирта. Вечером жарили рыбу. Тепло.

24 августа, пт. Встали как всегда, вышли в 10-30. Минут через 5 были у водопадов. Энтузиазма проходить 1-ю и 2-ю ступень нет ни у кого. Обнесли сначала рюкзаки в конец каньончика, потом - каты за 2-ю ступень. Володя обнес кат до конца, встал на страховку.

4-я ступень проще, чем 3-я.

Я дозвонилась до нашей турфирмы, они предложили забрать нас сегодня вечером и увезти в Текели, чтобы мы ночевали на территории турбазы, а утром отправить тех, кто улетает, в Алматы.

В 16 часов мы были в Ленино, около плотины. В парке, где мы разбирали каты, много отдыхающих - празднуют свадьбу.

Разбираем каты, сушим. В 19 часов пришла машина, отвезла нас в Текели.

На турбазе паримся в бане. Классно! (Хотя баня так себе). Ночуем в палатках.

25 августа, сб. С утра ребята уезжают на самолет, а мы втроем идем на рынок, закупать продукты.

Потом на знакомом уже ГАЗ-66 едем вверх по Коре вместе с группой приверженцев Римской католической церкви. Куча местных теток и сексапильный священник из Польши. Всю дорогу они пели песни и молитвы. Выгрузили их на турбазе "Еловая" - 39 км по прямой от Текилей. Сидим на этой турбазе еще с час, с нами в машину загружают группу, которую Дмитрий поведет в горы на 2 дня.

К 16 часам доезжаем до переправы - через Кору натянут трос. (Фото 106) Все переправились на беседках. Группа уходит, а мы встаем лагерем около переправы - хочется отдохнуть. Неподалеку течет ручей. Готовим еду на примусе. Небо затягивает тучами.

26 августа, вс. С утра - дождь. Он шел всю ночь. Встаем около 8-и, выходим в 10-30. Сначала идем вдоль Коры вниз по течению, затем поворачиваем налево и идем вдоль реки Салдыртас. Сначала залезли на высокий борт долины, нам это не понравилось. Спустились по кулуару к речке. Идем вдоль реки, несколько раз бродим ее (по колено) - по берегам бомы. После стрелки (второй левый приток, если считать от устья) сворачиваем налево по ходу движения, поднимаемся на склон. Чередуются травянистые склоны и курумники. (Фото 107, 108) После стрелки прошли с километр, пересекли ручей. Через 200м встали лагерем. Дождь превращается в снег.

Примус разожгли в палатке. Пьем спирт, согреваемся.

Как только поели - дождь прекратился. Лагерем встали в 17 часов, в 18 уже поели.

Впереди видны снежники. Очень холодно.

27 августа, пн. Ночью дождя не было. Мы сцепили спальники, улеглись в них втроем. Ночью поэтому было тепло.

Проснулись в пол восьмого, поели. Вещи подсушили на появившемся солнышке. (Фото 109) Вышли в 10-30.

Сначала мы шли по травяному склону по правому (орог.) берегу ручья. Затем перебродили его, пошли по левому берегу. (Фото 110) Дошли до ледничка, пообедали. Пошли по ледничку вдоль правого по ходу борта долины. Шли в кошках (можно было пройти без них рядом по морене). (Фото 111)

Поднялись до конца ледничка, стали ориентироваться. Оказалось, что мы забрали сильно вправо, теперь нужно по леднику или морене идти траверсом цирка по направлению к перевалу. В 16-10 подошли под перевал Кузнецова 1Б. (Фото 112) Выложили из камней площадку, поставили палатку. (Фото 113) Весь день был солнечный.

28 августа, вт. Спалось мне неспокойно. Несколько раз вылезала из палатки подышать. Ночью было очень красиво: цирк, освещенный полной луной. Будильник прозвенел в 7-30, но встали только в 8-20. Когда солнышко пришло к палатке. Правда, собрались быстро и вышли в 10-40.

Через полчаса после выхода мы были уже на перевале. Подъем несложный, по морене. (Фото 114) Это перевал Кузнецова 1Б. Сняли записку туристов из Талды-Кургана 2006г. (Фото 115)

Оставили рюкзаки на перевале и пошли по гребню на вершину (справа по ходу) - прогуляться и посмотреть на окрестности. Мы с Витей не дошли, Петр поднялся. (Фото 116-119)

Вернулись с Витей на перевал, стали загорать, пока ждали Петра. (Это вершина 3482, угловая у перевалов Цирковой, Жаманкольский, Кузнецова). Петр вернулся, и в 12-20 начали спуск. Он труден: большие живые камни на морене. Шли траверсом цирка по правому борту по морене, вышли под пер. Тюйте в 16-00. Решили сегодня не подниматься - не известно, где за перевалом сможем встать лагерем. Если спуск по такой же живой морене - можем надолго застрять. Встали лагерем на моренном выносе. Нашли ручеек метрах в 100, под ледничком. Выровняли площадку, поставили палатку.

Местность фантастическая - морена, остатки ледника, яркое солнце…

29 августа, ср. Проснулись в 7-30. Яркое солнце, ветра нет совсем. Вышли в 10-08. На перевале Тюйте были в 10-40. Поднимались по остаткам ледника без кошек. Сняли записку туристов из Латвии, которые были здесь в июле этого года. Посидели на перевале с полчаса, пошли вниз по морене. (Фото 120) В 11 часов встали на отдых, Петр сбегал на перевал "Разминочный", снял две записки. (Фото 121) Потом пошли вниз. Вся долина Койтаса в облаках. Пообедали в 13-30, не доходя до ручья, по долине которого идет спуск к Койтасу. Дальше - идем по правому борту долины, метров в 30 над рекой, по тропинкам, временами хорошим, временами еле угадываемым.

В 16 часов уперлись в оползень из крупных обломков скал. Под ними течет ручей. Долго пробирались, лазая по скалам. Оползень зарос колючками. Наконец, прошли его. У Петра болит живот - видимо, последствие лечения простуды антибиотиками. Встали лагерем на уютной полянке около ручейка. Петра кормлю но-шпой и какими-то полезными микробами. Флору-фауну в желудке восстанавливаем.

Когда шли по леднику, он был весь усыпан божьими коровками. Видимо, всей стаей шли на нерест. Погода к вечеру опять разгулялась, светит солнце. Облачка пропали.

30 августа, чт. С утра вышли, как всегда, в 10. У Петра в желудке, кажется, прижилась новая фауна. На боли он сегодня больше не жаловался. Идем по правому орографическому берегу ручья, пока не появляются бомы. Бродим реку. На левом берегу сильно лучше: набитая тропа, периодически встречаются какие-то измерительные рейки. Прошли километра два, затем снова перебродили на правый берег - слева, издали видно, скалы. В одном из кулуаров - снежник с пещерой (видимо, промыла вода). Идем по правому берегу по нагретому солнцем склону.

Наконец, подходим к устью Койтаса. Там уже совсем иной пейзаж: все истоптано стадами и в дерьме. Через Чиже - остатки моста. (Фото 122) Витя, видимо перегревшись на солнце, пытается навести мост из валяющихся рядом гнилых бревен. Нам с Петром, первоначально намеревавшимся пройти вниз по реке и перебродить ее там, где попроще, не остается ничего, как бродить в районе разрушенного моста.

По правому берегу Чиже идет дорога. Витя идет на разведку (Мне интересно, не поднимается ли она за поворотом на перевал) - и исчезает больше, чем на час. Мы с Петром ждем. Наконец, Витя появляется. Он жалуется на боль в ногах и предлагает идти вниз по дороге. В наших планах же было - идти через еще два перевала. Я решаю переночевать здесь, хорошо подумать, а утром решить, как нам идти.

Попытались пройти чуть выше по течению и найти там место для палатки - увидели в долине правого притока домик; лают собаки. Решили пройти ниже по течению по дороге - там начинается растительность, есть полянки.

Сворачиваем поставленную было палатку, идем метров 300 по дороге. Там, среди кустов и деревьев, ставим палатку.

31 августа, пт. Встаем, как вчера, в 7-30. Готовим завтрак, собираемся. Витя хочет идти по дороге - погода жаркая, ему не охота жариться на склонах. Назначаем встречу в устье реки, по которой мы будем спускаться с перевала.

Подъезжает на лошадях местная семья - они живут в домике в долине соседнего притока, едут в гости. Говорят, что дорога ведет в Текели, заходит в горы, опять возвращается к реке.

Мы с Петром стартуем в начале одиннадцатого, идем немного назад по дороге, начинаем подниматься в лоб по травянистому склону к тропе, идущей на перевал. Поднимаемся метров на 100, отдыхаем. Затем начинаем подъем по найденной тропе. Троп много, по ним гоняют скот. На перевал поднимались почти 3 часа. Оттуда прекрасно видно, куда дальше идти. Спускаемся сначала по правому борту долины. Затем переходим на левый. Тропы идут траверсом. (Фото 123) Мы же видим, что нам нужно спускаться вниз, там идет нужная нам тропа. Спускаемся по травянистому склону, затем идем по нижней тропе траверсом. Затем идем на отрог, по которому спускаемся к месту брода через ручей. Оттуда начинается подъем на следующий перевал. Перекусываем у ручья. На перевал восходим за одну ходку (минут 40). Идем по тропе по правому борту долины, затем тропа петляет между скал и выходит на пастбище. Это и есть перевал. Там пасется стадо бычков. Проходим мимо, непринужденно помахивая ледорубами.

Спуск с перевала - по тропе. Троп много. Со второго перевала начали спуск в 14-30. Тропа вышла в долину ручья. Там много юрт, появляется дорога. (Фото 124)

По дороге мы и пошли. Встречный пастух говорит нам, что один москвич ждет нас внизу. От юрт спускались к Чиже час.

У воды видим сидящего Витька. Он ждет нас более 3-х часов. Он шел по дороге, вышел к тем же юртам. Витьке было плохо, у него шла моча с кровью. Отдыхаем, в 17-00 выходим и идем еще час. Видим ГАЗик и УАЗик. Они чинятся. Но в Текели поедут только в воскресенье.

Идем дальше по пыльной дороге. Юрта. Далее, в пересечении ручья и дороги ставим лагерь чуть выше по ручью. Много клещей.

1 сентября, сб. Утром собираемся и идем по пыльной дороге, усыпанной дерьмом. Вокруг - выжженная степь. (Звериный оскал Средней Азии). Дорога от реки поднимается на плато. Витька продолжает писать кровью. Мечтаем подъехать на машине. Очень жарко, вода в ручьях течет с пастбищ, с характерным запахом. Наконец, нас догоняет машина. Подвозит недалеко - всего километра 3. Дальше опять идем пешком. Уже на подходе к Текелям нас опять догоняет та же машина, немного подвозит - до рынка.

На рынке срочно покупаем пиво. Пока я не выпила 2 бутылки - не могла сдвинуться с места. Обезвоженный организм вожделенно накинулся на пиво и растворил его в себе без остатка.

Потом идем в кафе, кушаем. Покупаем продукты на ужин, приходим на турбазу. Моемся в бане, ночуем.

2 сентября, вс. С утра звоним шоферу, с которым договорились еще вчера на рынке. Он за нами заезжает, везет в Алматы. Там проедаем-пропиваем последние тенге. Улетаем в Москву.

Литература

При подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:

1. Отчет о водном походе 5 к. с. по рекам Джунгарского Алатау Караой и Коксу совершенном с 25.04 по 12.05. 1986 г. Руководитель А. Г. Тараскин.
  2. Отчет №4921 о водном походе пос.Капал = р.Караой = пер.Капальский = р.Ойсаз = р.Чижа = г.Текели = р.Коксу = Кировский, Шумаков Г.Н., апрель-май 1987г
  3. ОТЧЕТ о водном маршруте V категории сложности по рекам Коксу и Кора (Джунгарский Алатау, Казахстан), совершенном с 27 апреля по 12 мая 2007 г. Руководитель группы Бобров А. Л., Новосибирск
  4. О Т Ч Е Т о водном путешествии5 кат. сложностиврайоне Джунгарского Алатау по маршруту: р.Караарык - р.Казан - р.Коксу, совершенномс 28 августа по 16 сентября 2005 г. Руководитель группы:Гринев М. А.
  5. Чилик, Чарын, Казан, Коксу 1997 Отчет о водном спортивном походе шестой категории сложности по Тянь-Шаню, совершенном с 5 июля по 2 августа 1997 года Руководитель Лифанов А. В.
  6. Отчет о горном походе первой ( I ) категории сложности в районе Северного Джунгарского Алатау, совершенном в период со 28 апреля по 11 мая 2004 года по маршруту: Пос. Капал - пер. Капальский (1А, сн.-трав.) - р. Кора - р. Салдыртас - связка (пер. Цирковой (1Б-сн.) - пер. Жаманкольсай (1Б-сн) ) - пер. Тюйте (1А*) - р. Койтас - пер. (НК) - р.Чижа - г. Текели Ю, Руководитель: Е.Н Черемушкина

Точки GPS

• N44.86555°E78.75708° - турбаза в Текелях
  • N45.01992°E79.13038° - турбаза Еловая

Кора

• N44.93976°E78.89697° - первый лагерь
  • N44.93274°E78.88261° - мост, начало обноса.
  • N44.92600°E78.87583°- второй лагерь, конец обноса
  • N44.91376°E78.85762° - третий лагерь, после "зигзага удачи"

Пороги, которые отметили, когда ходил на разведку до моста

• N44.91234°E78.84640°
  • N44.91051°E78.83816°
  • N44.90407°E78.82680°
  • N44.89381°E78.81782°
  • N44.89045°E78.81419°

Казан-Коксу

• N44.66661° E78.89186° - погранотряд в Рудничном
  • N44.74485°E79.22971° - подвесной мост через Кору,
  • N44.75773°E79.48333° - стрелка Казана. Начало Коры.
  • N44.77444° E79.57694° - перевал
  • N44.77195°E79.58583° - разрушенный мост через Казан
  • N44.76588° E79.57703° - начало порогов
  • N44.75344°E79.51981° - мощный порог
  • N44.75319°E79.51321° - второй лагерь
  • N44.76385°E79.34818° - третий лагерь (уже на Коксу)
  • N44.80230°E79.39412° - горячие источники
  • N44.76534°E79.29708° - мощный порог перед четвертым лагерем
  • N44.76197°E79.29002° - четвертый лагерь.
  • N44.64682°E78.71767° - пятый лагерь в елках,
  • N44.73138°E78.47343° - порог с зубом перед шестым лагерем
  • N44.73872°E78.47231° - шестой лагерь
  • N44.74740°E78.47063° - начало обноса водопадов
  • N44.75262°E78.46941° - конец водопадов
  • N44.82500°E78.31000° - конец маршрута (плотина)

Пешая часть

• N44.91191° E79.19963° - спуск с Тюйте
  • N44.89564°E79.18984° - спуск с Тюйте
  • N44.89820° E79.14044° - стоянка после оползня
  • N44.90874° E79.04996° - мост (бревно)