Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 656 0

Автор: Игорь Губанов

Авторы фотографий: Губанов И.В, Горшков А.П.

Дневник похода

Мысль пройти по верховьям Южной Тумбялавы возникла у нас еще в 2005м году, когда мы шли вверх по Лаптапаю через Сортлоры на Тумбялаву: если среднее течение так красиво, то, что же тогда делается там наверху, в горах? Но по тем или иным причинам мы ходили в другие места Приполярного Урала.

Мы - это трое участников того похода вверх по Лаптапаю: Анатолий Трушкин - наш капитан и вдохновитель; Сергей Замордуев, Игорь Губанов - матросы - рыбаки и вновь примкнувшие к нам бывалые походники Юрий Николаенко и Анатолий Горшков (Палыч). Все из Зеленограда.

Нитка похода: поселок Сивая Маска - р. Уса (32км)- р. Лемва (31км) - р. Пага (16км) - р. Кокпела (28км) - р. Тумбялава (Европ.) (~17км) - перевал (~15км) - р. Тумбялава (Юж.) (25км) - р. Кокпела (13км) - р.Войкар (84км) - р. Горная Обь (150км) - г. Лабытнанги. От поселка Сивая Маска до Усы где-то 7км.

Наши плавсредства: четырехместный катамаран водоизмещением 1, 5 т, оснащенный водометным двигателем "Кальмар" и надувная байдарка "Ласточка". Рис 01.

Обычно, езда в поезде до места назначения, довольно скучное "полухмельное" занятие длиною в двое суток.

Но в этот раз нам повезло: вместе с нами в вагоне ехала многочисленная группа байдарочников (человек 12 самого разного возраста; по - моему они собирались от ст. Полярная заброситься на Пайпудыну и потом спуститься вниз по Ельцу в Усу). Так вот у них была гитара, и у них был самый поющий капитан по имени Илья (впрочем, они все прекрасно пели). И были два незабываемых дня бардовских песен.

День 1-й - 03.08.08

В Сивой Маске мы были в полдвенадцатого, спокойно выгрузились и уже в 12.00 в местном сельпо нашли водителя 4-ки Жигулей, который за 1тыс.р. согласился нас довезти до реки. Примерно через час, в две ходки мы уже были на реке. Сборка катамарана, надувание "Ласточки", загрузка и часа через два мы пошли вниз по Усе. Фото 02.

Водометный двигатель "Кальмар" мы использовали впервые, опыта хождения на катамаране с водометом у нас не было никакого. Поэтому, ориентируясь на скудные описания из Интернета, рекламный ролик, а в основном на здравый смысл, мы предполагали использовать движок при сплаве вниз по течению, на плесах, помогая и управляя веслами. (О технических возможностях и характеристиках "Кальмара", а также об особенностях его использования в условиях прохождения рек Приполярного Урала применительно к условиям нашего похода более подробно будет изложено ниже). Кроме того, я думал, что байдарка на веслах вполне сможет конкурировать с катамараном. Но очень скоро мы поняли, что это не так: скорость байдарки на этом участке Усы составляла 6-7км/час (по навигатору), а катамарана - 8-9км/час. Поэтому я стал быстро отставать: пришлось достать веревочку и привязаться к катамарану. Скорость упала приблизительно на 1-1, 5км/час, но идти стало значительно веселее.

Часа через 3 зачалились на левом галечном берегу. Погода нормальная: температура 10-12 градусов, ветерок сдувает комариков. Можно отмечать начало похода и воздавать хвалу нашему покровителю пророку Илье.

День 2-й - 04.08.08

Сплошная облачность, иногда моросит дождь. К полудню подходим к устью Лемвы. Поднимается довольно сильный юго-западный ветер; для нас он левый боковой, почти встречный. Приходится прижиматься к берегу. Перекус устраиваем уже на Лемве, недалеко от Юнъяхи, прячась в ивняке.

Вода в реке ниже среднего уровня и на некоторых перекатах уже приходится выскакивать и проводить катамаран и байдарку. На плесах скорость тоже упала до 4-5км/час (но это против течения). На ночевку встали на галечном мысу, но палатку смогли поставить только метрах в тридцати от воды на песчаной ровненькой отмели поросшей травой. Палыч достал баночку с червяками, которых он наковырял еще в Сивой Маске, и пошел сооружать доночные снасти. Как ни странно, но удочки тут же заработали, на каждую подсечку по ершу, а то и по два, величиной с мизинец. Уехать за 2000 верст от Москвы, чтобы адреналинить вот на этом! Вот эта по-нашему!

День 3-й - 05.08.08

Погода ничуть не изменилась. Продолжаем экспериментировать с "Кальмаром". К вечеру подошли к д. Епа, где встретились с тремя рыбаками из Инты на двух надувных лодках типа "ЛАС". На первой - "Ямаха", вторую, также как и мы, тащат на веревке. Они спускаются вниз по Лемве от "тумановской" дороги, куда их забросили на вездеходе. Вверху ловили хариуса, но мелкого. Фото 03.

Распрощавшись, отошли за поворот и встали на ночевку недалеко от Епы. Ветер стих и появились тучи комаров, мошки и гнуса. Пришлось забираться на высокий берег и ставить палатки там.

День 4-й - 06.08.08

С утра погода немного улучшилась. Дул все тот же юго-западный ветер и в разрывах облаков начало появляться солнце. Часа через два добрались до Паги. Перед этим на левом высоком берегу Лемвы Сергей нашел первые многообещающие подосиновики, как оказалось первые и последние в этом походе. Фото04. (Дальше, ближе к Войкару и на Горной Оби, были всякие разные маслята - подосиновики, но их едва - едва хватало в суп и на баночку маринованных. А вот ягод, вообще никаких не было.) Вошли в Пагу и километра через два остановились на левом берегу, перед небольшим сливчиком, на перекус и впервые половить хариуса. Большого изобилия не было, но на суп и на малосол нам хватило. Пока готовили обед, откуда-то снизу примчалась моторная лодка и остановилась ниже по течению в устье какого - то ручья на другом берегу. Ребята быстренько приняли по 100 грамм, надели короба и ушли по ручью, видно за "нашими" красавцами подосиновиками.

К вечеру погода совсем разгулялась. На ночевку выбрали место на правом высоком берегу Паги, недалеко от места впадения Кокпелы. Хотел попробовать половить хариуса на мушку, но только обнаружил, что сломан замок ручки моей Libr-ы, да еще и сапог порван: придется завтра и то и другое ремонтировать.

07.08.08 - день 5-й

С утра отличная погода: быстро с помощью Толи Трушкина произведен ремонт катушки и сапога, приготовили завтрак. Часов в 9 уже пошли. Через полчаса встретили две байдарки. Поприветствовали друг друга. Это были последние встреченные нами туристы; людей мы теперь увидим только через две недели.

К вечеру погода начинает портиться, накрапывает дождь. Воды в Кокпеле много, кусты по обоим берегам стоят в воде. Приходится продираться сквозь них. На бечеве стоят первым Юра, вторым Толя Горшков.

Второй, поскользнувшись на камне, падает в воду и сдергивает первого. Оба насквозь мокрые, хотя и отжались, идти будет прохладно. Ищем стоянку и встаем на живописном лугу в цветах, в комарах и в мошке.

Пилим несколько сухих берез и сооружаем большой огонь. Пока Толя Г. с Юрой сушатся, под моросящим дождем, мы делаем ужин. Обычный вечер туриста - водника.

08.08.08 - день 6-й

Выходим без дождя, но ветер приличный. Часа через два набрели на какую - то ямку, там полным - полно хариусов. Пока мы с ним разбирались, пошел проливной дождь и рыбалку пришлось свернуть. Но на обед - то мы уже надергали достаточно.

Дальше хуже: стала прибывать вода, промокли все до нитки. Кое как ковырялись еще часа два и встали на старой, заросшей вездеходке на правом берегу. Место ровненькое, просто блеск! фото 05.

09.08.08 - день 7-й

Дождь не прекращается: то сильнее, то тише. Все уже мокрое. Решили сделать вынужденную дневку. Все - таки выходной день, в смысле сегодня суббота. По чуть-чуть ловим хариуса. Поиски грибов ничего не дали.

Гуляем под тентом, поминаем не злым - добрым словом Илюшу. Фото 06. Мангал перенесли под край тента, Горшков пытается на нем сушить одежду. Появились "пробоины" в тенте. По случаю большого дождя Палыч "свою" индивидуальную палатку не ставит, спим все вместе в 4-х местной Rino-4. Нормально.

10.08.08 - день 8-й

С утра все еще моросит, но ветер уже разрывает сплошные облака. Идти становиться полегче. На очередном траверсе " наматывает камень на вал". Один из недостатков водомета, но он устраняется довольно быстро (минут 5-10) и случается не так уж часто. Фото 07.

Кокпела выходит из заросших берегов в тундру. Перекатов все больше, начинаем набирать высоту. На каждом таком порожке - 1-2 м, а на некоторых и 4-5м (по навигатору).

К вечеру входим в Тумбялову. Она впадает в Кокпелу пятью рукавами, заваленными камнями. Встаем на левом высоком берегу: наличие бочки, остатки дров и утоптанная тундра говорят о популярности этой стоянки.

11.08.08 - день 9-й

С утра опять моросит. Воды в реке мало, но она прибывает. Камней хватает. В некоторых местах вода заливает заросшие с обеих сторон берега, приходится прорубаться по кустам. Дрова пока еще можно собрать в ивняке, но немного сухих с собой иметь надо. Дождь к вечеру опять усилился и приходится вставать на ночевку не по запланированному времени, а по наличию стоянки и по наличию дров. В этом походе основным тормозящим моментом является дождь (Илюша не скупится). Фото 08.

12.08.08 - день 10-й

Погода все та же: моросящий дождь.

На одном из перекатов ребята на бечеве уперлись и крепко рванули: в результате у меня на байдарке лопнул резиновый люверс, за который крепится чалка. Устроили перекус, а заодно и ремонт.

К вечеру тучки разогнало. Долго выбирали стоянку: ровных, удобных мест уже нет - сплошной кочкарник. Только после восьми, наконец - то удалось подыскать что-то подходящее, но зато с плавником и на поляне из золотого корня. И с этой точки хорошо видна цель: вход на перевал. Фото 09.

Дождь прекратился, и сразу потянуло холодом с севера. Это была, пожалуй, самая холодная ночь за весь поход.

13.08.08 - день 11-й

Утро необыкновенно яркое, безоблачное и теплое.

Но идти по реке уже практически невозможно. Палыч уже раза три падал в воду: отжимается и догоняет. Прошли правый приток - река Тумбялававож - еще примерно километр и все, дальше тащить катамаран по этим каменюкам совсем бессмысленно. Фото 10.

Останавливаемся на левом берегу. Разбираем катамаран и лодку, делаем перекус. Забираем с собой палатки, личные вещи и часть продуктов.

Забираемся повыше от реки по левому берегу. Кочкарник невысокий и почти не заболочен: можно было - бы сказать, что идти приятно, но очень жарко и тучи мошки и комаров очень портят впечатление от пешки. Фото 11.

Проходим первый снежник и входим в предперевальное ущелье. Дальше мы сегодня не пойдем: до водораздела сегодня уже не дойти, да и не хочется ночевать на заболоченном перевале. Дров тут совсем нет, пригодились дрова, которые мы заготовили еще на Лемве и одна из трех досок, которые были найдены еще в Сивой Маске для палубы катамарана.

14.08.08 - день 12-й

Встали рано. Погода прекрасная, легкий ветерок. Взяли рюкзаки и налегке часа за полтора вернулись к оставленным накануне вещам. Перекусили и, собрав плавсредства и оставшиеся продукты, отправились в лагерь. На этот раз идти было полегче, может - быть потому - что втянулись, а может - быть из-за того, что ветерок стал посильнее и не так досаждали комары. Часа в три мы уже были около палаток, передохнули и двинулись на перевал. Обошли слева по ущелью заболоченные озерки и начали набирать высоту (с 360 до 516м). Уклон на этом участке довольно приличный ~ 25°. Юра Николаенко шел впереди и проскочил по реке к снежнику значительно выше того места, где надо было свернуть на водораздельный перевал. Но навигатор упорно показывал, что идти надо было по тому притоку, у которого остановились мы. Пришлось мне сходить к Юре и выяснить, почему он так упорно дожидается нас именно там. Фото 12.

Оказалось, что он действительно промахнулся, но и с этой точки можно было выйти на водораздел. Мы поднялись с ним по довольно крутому склону и перед нами открылась картина перевального плато. Решили, что он оставит свой рюкзак здесь, а мы пойдем по "правильному" пути. А ветер все усиливался. Через полчаса мы были на водоразделе и были вынуждены спрятаться от ветра под живописной скалой ("Великой хантыйской стеной"). По такому случаю Толя Трушкин достал две шоколадки, которые ему презентовал в поход его горячо любимый внук (спасибо тебе Данечка, ты выручил нас в самый критический момент). Фото 13.

Назад шли, что называется на крыльях ветра. Ветер толкал в спину с бешеной силой и мысль - "А что же там с палатками? Если унесло, то где и как их искать?" - не оставляла ни на секунду.

Пришли уже в темноте, часов в 10, и сначала показалось, что ничего не произошло, но присмотревшись…

Маленькую палатку расстелило по земле и нещадно трепало ветром. У нее просто сломало дуги. А большую, кемпинговую при каждом порыве ветра гнуло в разные стороны, но она каждый раз вставала и восстанавливала свою почти первоначальную форму. У нее, только оторвало тесемки, которыми тент крепился к дугам с подветренной стороны. Следующие 1, 5 часа мы сооружали каменную стенку с подветренной стороны (благо камней навалом) и укрепляли дуги предбанника дополнительными растяжками. Зато потом, поставив стол в предбаннике и достав холодные и "горячие закуски", мы остаток ночи поминали Илюшу и его зловредную натуру. Фото 14.

15.08.08 - день 13-й

К утру дождь и ветер прекратились, но очень сильный туман, даже верхушки горок не видны. Позавтракали, собрались и пошли. Опять появился ветерок, комариков сдувает - идти одно удовольствие. Не зря, значит, вчера Илюшу ругали. Часов в 12 мы уже у водораздельной стенки и без перекуса пошли вниз. Очень много следов от стада оленей, но их, видно, уже перегнали на соседнее пастбище, в долину Игядейегана (мы идем по долине его левого притока). Виды здесь живописнейшие, ничего красивее здесь на приполярном Урале я еще не видел, это общее мнение. Фото 15. Долина в узком ущелье с большим перепадом по высоте, все притоки берут начало со снежников… Часа в три мы уже были на высоком мысу по левому берегу в месте слияния притока с Игядейеганом (Тумбялава Южная или Азиатская). Начиная с этого места, берега уже в зарослях ольховника, где всегда можно собрать достаточно сушняка. Пробую ловить хариуса, но его здесь просто нет, да и мелковато.

16.08.08 - день 14-й

Отправляемся за остатками вещей к перевальной стенке. Опять поднимается ветер, не очень сильный и теперь уже с северо-запада. Он тащит очень низкие облака и, поэтому все время моросит. Идем быстро, задерживаемся только на снежниках, пофотографироваться. Фото 16. Мы идем к перевальной стенке, а Юра - к снежнику на европейской Тумбялаве, где позавчера он оставил свой рюкзак. Через полчаса он появляется, надеваем рюкзаки и уходим в нашу последнюю ходку перевальной пешки.

Ветер постепенно усиливается и, когда мы возвращаемся назад, уже ясно, что опять придется переставлять палатки и прятаться от ветра. Выбираем подходящее место в зарослях ольховника.

Стартовать мы решаем с этого места, поэтому Толя Трушкин собирает катамаран. Байдарка пока поедет в собранном виде на катамаране.

17.08.08 - день 15-й

Грузим катамаран, но что-то уж очень много у нас вещей для такой "заросшей" камнями речки. Фото 17.

Я бы взял свой рюкзак и пошел пешком, но командир строг: будем проводить катамаран груженным. Метров через 500 "сплав" закончился. Перешли вброд на другую сторону, разгрузились в очень неудобном месте и обнесли 1, 5 км. по правому берегу (на самом деле нужно было - бы обнести еще 2-3 км, катамаран был - бы целее, да и быстрее бы получилось). Катамаран провели пустым, потом опять загрузили. После поворота реки вправо она вышла в долину и стала дробиться на множество проток. Катамаран тащили практически по камням, удерживая его сзади на веревке.

В этот день мы прошли 4 - 4, 5 км! Протерлись нитки на оболочке, стали интенсивно травить оба баллона. Нужен ремонт.

Встали на левом берегу, палатки поставили в глубокий и мягкий мох. Спать на такой перине - блаженство!

Командир объявил на завтра, по случаю ремонта, полудневку.

18.08.08 - день 16-й

Я встал рано, часов в 5, и решил, пока все спят, сходить вниз по реке и разведать, что там делается ниже, а заодно и попробовать ловить хариуса. Оказалось, что уже через километр все протоки собираются в одну и вполне можно начать сплавляться. С хариусами тоже было все в полном порядке.

Вернулся я часов в 7. Погода отличная. Народ уже начал просыпаться. Я разделываю и солю рыбу для коптильни. Фото 18.

Все шло по плану. Однако сразу после завтрака поднялся ветер, опять притащило тучки, и посыпала морось. Проводить ремонтные работы в таких условиях (искать дырки и клеиться) очень сложно. Поэтому пришлось открыть передний и задний входы палатки и перебраться с баллонами туда. Но ремонт затягивался, находились все новые и новые пробоины и мысль о том, чтобы после обеда идти дальше, как планировали, отпала сама собой. А к вечеру моросящий дождь плавно перешел в проливной, так что этот день оказался еще одной вынужденной дневкой. Фото 19.

19.08.08 - день 17-й

Этот день особенный - это день рождения нашего командира А.С.Трушкина. К этому дню готовится, прежде всего, он сам, ну и конечно мы. Предполагалось, что этот день мы проведем на запланированной стоянке, ну и, конечно же, устроим дневку. Но неудачи предыдущего дня, не дали осуществиться этим планам. Поэтому, утро этого дня было, как обычно деловым и энергичным: быстро собрались, приготовили завтрак, загрузились и пошли. Однако приходилось очень часто поддуваться и, когда на одном из островов была найдена подходящая лужа (большая и закрытая от ветра), то тут же было решено остановиться и продолжить поиски дыр. Меньше часа понадобилось, чтобы обнаружить все не найденные пробоины и заклеить их. Настроение резко пошло в гору. К тому же ветер продул облака, показалось солнце, радуга.

Обед прошел весело, с шутками, с поздравлениями и подарками.

Километров через 5 - 6 река снова входит в ущелье, но здесь долина гораздо шире, до километра. Серьезных препятствий нет: слив - плес, слив - плес. Только в некоторых местах небольшие прижимы под кусты. Чуть дальше река входит в лес, и сразу же попадаешь на завалы из лиственниц. Прохода тут нет, приходится обносить метров 100. Еще километра 1, 5 и попадаешь в место, которое на карте - двухкилометровке обозначено как два озера. На самом деле - это разбой реки на протоки с неявно просматривающимися струями, приходится идти наобум, по интуиции. Часто налетаем на камни (большие и скользкие). Приходится соскакивать с катамарана и проводить его на руках (в некоторых местах довольно глубоко).

В спину дует очень холодный и сильный северо-западный ветер. Фото 20.

Командир находит довольно уютное место под ивами, куда ветер почти не достает. Устраиваем праздничный ужин по полной программе: командир припас на этот случай бутылочку Курвуазье, ну а водочка у нас и так была.

20.08.08 - день 18-й

На следующий день выходим поздно: солим рыбу. Да и вообще не очень торопимся - все-таки день рожденья вчера был.

Река дальше снова собирается в одно русло, но смотреть все равно надо очень внимательно: то и дело налетаешь днищем байдарки на камни. На этом участке (до впадения справа ручья вытекающего из Сортлор) попадается только один приличный (для байдарки) порожек. Фото 21. Примерно через километр - еще один, посерьезнее. В 2005-м мы его даже не заметили, было очень много воды. Вскоре выходим на плес и на правом берегу видим большой палаточный лагерь - геологи. Фото 22, 23.

Мы почти две недели не видели людей, а тут сразу столько: все молодые, веселые, гостеприимные. Девчонки пригласили нас к себе в хозблок (у них в этой палатке кухня и столовая), накормили жареной рыбой, пончиками, чаем напоили. Повара у них просто класс, так вкусно готовят! Тут надо сказать, все продукты мы брали из расчета, что 20-го мы будем уже в Шурышкарах, и там будем докупаться. В результате к этому моменту у нас оставалось совсем немного гречки, пачка макарон, а сахара грамм 300. У геологов тоже напряженка была с продуктами (у них связь не работала), но, тем не менее, они нам сахара насыпали почти килограмм! Тепло распрощались, сфотографировались на память, и пошли вниз выбирать стоянку для ночлега. Встали на стоянке, на которой мы уже были когда-то в 2005-м, в километре от геологов. Очень красивое место! Фото 24, 25, 26.

21.08.08 - день 19-й

Утром, едва отошли от стоянки, было слышно шум вездехода геологов по левому берегу. Наверное, повез ребят на работу.

Погода отличная, даже солнышко показалось. Дай, думаю, поснимаю прямо с воды, из лодки. На одном из перекатов не заметил вовремя камень, уйти в сторону не удалось. Перекат был так себе, выскочил из лодки, но не удачно. Поскользнулся на камне и упал в воду. При этом выронил из рук весло. Погнался за веслом, течением стало сносить байдарку. Пока вытаскивал байдарку на берег, весло уже уплыло на глубину. И вот стою я на берегу, все мокрое, полные сапоги воды, даже кепка мокрая (только фотоаппарат сухой) и наблюдаю, как мое весло уплывает все дальше и дальше. Мужики на катамаране уже проплыли весь плес и им не до меня. Я им еще посвистел, покричал для очистки совести, нет, не слышат. Разделся я догола, выжал одежду, как смог, вылил из сапог воду. Оделся и побежал высматривать свое весло, нигде нет. Вдруг смотрю, на другом берегу, мужик какой-то появился. Пригляделся, да это ж Юра. (Значит, не забыли, не бросили одного тут замерзать). Перейти к нему вброд не могу, а переплыть - так нечем грести. Пошел по берегу, нашел какую-то корягу и с ее помощью кое-как перебрался на другую сторону. Оказывается, они на катамаране, на следующем перекате тоже на бульники налетели и пробили баллон. И в данный момент, делают вынужденный перекус и заодно клеят катамаран. Походили мы с Юрой по берегу, но весла так и не увидели и решили вернуться потом сюда на этот плес уже на катамаране, поискать весло. Эта идея, возвращаться за веслом, никого не обрадовала. Поэтому, после перекуса, немного обсушившись, я сам пошел по берегу в надежде, что весло не утонуло и его где-то вынесло на берег. И действительно, перед следующим сливом на отмели, я сначала нашел сначала чью-то сломанную удочку, а потом, подняв голову, увидел и свое весло. Видно, весь мусор река смывает сюда, на эту отмель.

Вернулся я на байдарке, гордый до соплей, ну просто герой! Мужики тоже были рады, ну конечно, теперь не надо тащиться назад против течения и терять время.

Где-то через полчаса мы дошли до Кокпелы Азиатской, а к вечеру были на той самой стоянке, где в 2005-м праздновали день рождения А.С.Т, чуть ниже места впадения Погурея в Кокпелу (там даже елочка с нашими конфетными фантиками осталась стоять).

22.08.08 - день 20-й

До Войкара от нашей стоянки примерно четыре километра. Обычно, на этом участке Кокпелы и в устье Логорты, всегда много народа. В этот раз совсем никого. Только чуть ниже устья встречаем одинокую байдарку, ее вели вверх два молодых парня, а еще километром ниже - вторая байдарка, ее проводил пожилой мужчина. Потом, в Лабытнангах, мы его встретили на вокзале, и он рассказал нам, что они шли в одной команде через Бурхойлу и Варчато, и собирались вместе подняться по Лагорте и уйти в Европу, но в этот день они его бросили, и ему пришлось одному скатиться по Войкару и добираться в Лабытнанги.

После прохождения последнего порога на Войкаре, перед впадением Варчатовиса, можно было бы уже запускать двигатель, но у нас оставалось всего 2, 5 литра бензина и, если - бы мы израсходовали его здесь, то на Горную Обь ничего не осталось - бы. А это, наверняка, проблемы, особенно, при встречном северо-западном ветре. Поэтому, зная, что в устье Варчатовиса стоит кемпинг (5 - 6 хорошеньких срубов, даже банька есть), решили зайти туда: вдруг там кто - ни будь есть на моторках и у них есть 92-й бензин.

Пусто, никого нет, все закрыто. Уже собрались, было уходить, как сверху по Варчатовису, с ревом ворвались несколько моторок!!! Оказалось, что это ребята из Швейцарии приехали к нам отдыхать, порыбачить на Варчато! Собственно, отдыхающих - трое, остальные - то ли свита, то ли обслуживающий персонал, непонятно. Из этих троих, только один настоящий швейцарец (по-русски ни бум-бум), двое - наши, русские, но поданные Швейцарии. Когда они узнали, что на верху мы ловили хариуса (мы с Сергеем как раз с утра сходили за хариусом, что б на перекус было), сразу оживились и попросили показать его.

Выбрали самого крупного, и давай с ним сниматься. Т.к. у меня на груди висел фотоаппарат, то именно мне они и предложили снять их. У каждого из них был свой цифровик, ну я и снял (только на свой забыл сфотографировать). За это и за то, что угостил их малосольным хариусом, мне был презентован простенький, но качественный швейцарский нож (пустяк, а приятно). Фото 27.

Пока я занимался этой ерундой, Толя Трушкин договорился с их водилой насчет 5-ти литров бензина (надо же, и бензин оказался, да еще и тот, который нам нужен!) Но деньги ему были не нужны, а попросил он харюзовых мушек. А были они только у меня, пришлось отдать коробочку на благое дело.

На том и расстались. Они сели в свои моторки и умчались продолжать свой отдых, помахав нам ручкой, а мы им. Теперь нам бензина хватит аж до Шурышкар, а там мы докупим, сколько надо.

Мы тоже поставили движок, и пошли вниз. Чуть ниже перекусили и рванули до намеченной стоянки (кстати, удобных стоянок на этом участке Войкара не так уж много). Ниже встретили одну команду на двух надувных лодках, по-моему, рижане. Они поставили свои две палатки прямо на галечной отмели.

23.08.08 - день 21-й

На следующий день пошли рано и почти тут же увидели еще одну большую команду на двух катамаранах, с женщинами и детьми. С ними мы не разговаривали, далеко было. Они уже загрузились и пошли сразу за нами, но отстали, хотя мы несколько раз останавливались половить щук, их больше не видели. Фото 28.

Нашей задачей в этот день было добраться до так называемого "Княженичного" мыса в Войкарском соре, от которого до Усть Войкара по прямой 7км.

Когда вошли в сор, ветер был почти встречный, юго-западный. Скорость, конечно, упала до 6-7км/час. Отмели хорошо просматривались, но до мыса мы добрались довольно поздно, часов в 8. Дожди, конечно, размочили "сапропель", но ходить по ней можно. Сапоги вязнут только по щиколотку, а не по колено, как здесь, обычно, бывает. Следов много, видно какая-то большая команда тут недавно стояла. Среди человеческих следов видели и свежие медвежьи следы.

Пока перенесли вещи, а идти тут по "сапропели" метров 300, пока поставили палатки, тент натянули, уже сумерки. Но Сергей решил еще за грибочками сходить. И, вдруг, бежит назад. Глаза бешенные. Медведи!!! Рассказывает: "Хожу, смотрю на землю. И, вдруг, спиной чувствую, какое-то движение. Оборачиваюсь, а сзади, метрах в 5, стоит на задних лапах медведица, чуть подальше два маленьких медвежонка. Медведица постояла так секунды 2-3, а потом развернулась и рванула в глубь леса, а за ней медвежата". Чуть позже они еще раз появились, но зашли уже с другой стороны, с той, где мы зачалили катамаран и байдарку. Толя Трушкин на них накричал и больше они уж не появлялись, но рыбу на ночь я все же убрал подальше под тент.

Видно туристы, рыбаки-охотники и отдыхающие из Усть Войкара их приучили к остаткам пищи, вот они и повадились сюда.

24.08.08 - день 22-й

На следующий день нам нужно было побыстрее добраться в Усть Войкар, там докупить продукты и, если будет - бензин.

Ветер все тот же, юго-восточный. Для нас он боковой, в правый борт и сносит нас влево, на заросшее травой мелководье. В какой-то момент "Кальмар" засосал траву и намотал ее на вал. Скорость сразу упала раза в 2, но на воде снять движок не получиться. Поэтому идем так, помогая веслами. До поселка добрались не за час, как планировали, а за два.

92-го здесь нет, все ходят на 80-м и сразу мешают его с маслом. Сегодня выходной и, поэтому магазин закрыт. Ищем дом продавца и, с ним и его женой, возвращаемся в магазин. Выбор не большой, но все, что нам нужно, есть: гречка, манка, пшено, рис, сахар, хлеб черствый. Берем всю водку (аж три бутылки). Не задерживаясь, отправляемся дальше: нам еще где-то надо перекусить и как можно ближе подобраться к Шурышкарам. Бензин купить можно только там.

К вечеру, когда до Шурышкар остается 8-9 км, подходим к какому-то рыбацкому поселку на левом берегу Оби. Встать здесь можно, берег ровный и твердый, но ходят люди и бегают собаки, да и где брать дрова? Решили пройти подальше, поближе к лесу. Но везде либо залито водой, либо болото. Встали на высоком берегу, на песке. Под палатки наломали и настелили ольховник. Палатки ставили в полной темноте, при свете фонаря, под моросящим дождем. Все в грязи и в песке, да еще и плавучий рыбоприемник шумит. Это была самая кошмарная стоянка за весь поход.

25.08.08 - день 23-й

До Шурышкар добрались за час. По левому берегу протоки много рыбацких хантыйских домиков: много взрослых, много детей.

В Шурышкарах на берегу много моторных лодок, но на них, в основном стоят "Ямахи", а значит, они заправляются 80-м бензином. Поговорили с водителем одной из машин, он нам сказал, что 92-й в поселке есть и даже позвонил какому-то не-то Мише, не-то Сергею, заведующему распределением горючего от поселковой потребкооперации. Но он оказался занят где-то на электростанции, пришлось его ждать. Пока ждали, всякие бомжеватого вида личности, пытались впарить вместо бензина бензинно-маслянную смесь. С одним из них спелся наш Юра; бензин он не принес, но пришел навеселе. И только Толя Трушкин дождался шефа оптово - розничной продажи бензина и привез его на мотоцикле местного большого "почитателя водного туризма". Теперь у нас было литров 18 бензина, этого должно хватить до Лабытнангов. Прикупили еще свежего хлеба и сушек. Попросили у мотоциклиста мобильник (здесь Билайн не работает - только "Ермак" от Мегафона) и Трушкин дозвонился Виктору Николаевичу Якушину в Лабытнанги, нашему хорошему другу и доброжелателю о времени прибытия в Лабытнанги, возможно он встретит.

На том и распрощались с гостеприимными Шурышкарами. Когда выходили в Горную Обь, навстречу нам шел "Метеор". Он просигналил нашему утлому суденышку, как настоящему речному судну, с какой стороны будет нас обходить (пустяк, а приятно). Вышли в Горную Обь и тут же зачалились на перекус, по времени уже пора.

В этот день мы планировали пройти Вандиязы и где-нибудь там заночевать. По дороге нас догнал катер водной милиции. Сначала они, было, проскочили мимо нас, но потом развернулись и подплыли к нам. Мы думали, что они по службе, оказалось, просто поболтать: где были, что видели, что и где ловили. И разбежались, вернее они улетели вперед, а мы потихонечку за ними.

Вандиязы мы не увидели, потому что пошли левым берегом и Вандиязы оказались за большим островом. К тому же мы залезли в какую-то левую протоку, которая на карте была показана, но по причине малой воды, выхода из нее не оказалось. Пришлось вернуться и пройти по соседней правой протоке.

Справа, появился сказочной красоты остров: высокий с песчаным пляжем, наверху чистенький, как в парке, лиственничный лес, ровные места для палаток.

Но время еще было, решили еще часок пройти. Не стоило этого делать!!!

Туча, которая шла за нами, догнала нас и закрыла заходящее солнце. Стало совсем темно (8 часов по Москве), поднялся сильный ветер; хорошо еще, почти попутный. Куда идти, где вставать на ночь? Залезли в какую - то протоку и встали опять прямо на песчаном пляже (как оказалось, это был остров Туш Вож - сюда то мы и должны были дойти сегодня). Хорошо, мы не далеко залезли в протоку (воды в ней совсем не было, и обойти остров слева мы бы не смогли). Фото 29, 30.

26.08.08 - день 24-й

С утра великолепная погода. Наловили щучек, Сергей сходил, набрал грибов. Решили устроить полудневку.

Дело в том, что на этом острове, на другом его конце, стоит рыбацкий домик нашего друга Виктора Николаевича Якушина, который живет в Лабытнангах. Дом этот - в виде цистерны, чтобы не сожгли, как сожгли его предыдущий домик - вагончик. Кто сжег? Может быть, местные ханты нахулиганили, а может быть пьяные отдыхающие, которые часто сюда приезжают на выходные из Салехарда и Лабытнангов. Неизвестно. Рядом с домиком стоит бюст М.И.Калинина, того самого Всесоюзного старосты (как он попал сюда - это отдельная смешная история). Так вот ему тоже досталось от вредителей - его расстреляли в грудь и в голову. Когда мы были тут в прошлом году, решили привезти алебастр, краску и отреставрировать его. Наш Палыч - известный мастер по этой части - не забыл, купил все, что нужно в Москве и тащил все это через перевал, а сейчас вот отправился на реставрационные работы. Все остальные занялись приготовлением обеда: я решил приготовить щуку в томатном соусе, и замариновать грибы в дорогу. Обед удался на славу!

Перетащили плавсредства через сапропель, чтобы не лазить по протоке, сплавились вниз, к нижней части острова, и осуществили приемку реставрированного дедушки Калинина. Ничего получилось, узнаваемо. Краски только маловато. Фото 31.

Пошли дальше. Сегодня мы должны дойти до острова напротив Катровожа. Там на мысу, где, обычно, стоит плавучий рыбоприемник, с другой стороны отличная стоянка. Это примерно 30 км.

Когда уже почти добрались, пошел проливной дождь. Так что разгружались, ставили палатки, натягивали тент, сушились и все прочее под, уже привычным, дождем.

27.08.08 - день 25-й последний

Нам осталось пройти примерно 60 км. до Лабытнангов. Погода прекрасная, легкий ветерок в спину. Все протоки на Лабытнанги стоят без воды, даже в Илвальскую протоку вход закрыт. Но мы туда и не собирались; заходить в протоки есть смысл только в том случае, если дует сильный встречный северо-западный или северо-восточный ветер, или есть время и желание пособирать грибы-ягоды, и половить шурагаев.

Часов в 6 зачалились на пристани паромной переправы и быстренько разобрали катамаран и байдарку. (Разбираться лучше бы было с другой стороны, снизу по течению. Там травка, а здесь - камушки.) У нас осталось 4, 5л. бензина. Фото 32.

Через час подъехал Виктор Николаевич со своим верным оруженосцем Володей на двух машинах. Так что сушиться нам было некогда, побросали вещи на машины и поехали на вокзал (окончательно упаковывать вещи в рюкзаки будем уже на вокзале).

Виктор отвез нас в город в магазин, где мы докупили продукты в поезд.

Постояли еще часок с Виктором и Володей, поболтали о том, о сем, повспоминали свои прежние приезды. (Если бы мы приехали в Лабытнанги на день раньше, то Виктор, как и раньше, устроил бы нам чудную баньку у себя на работе, а потом подбросил бы нас прямо к поезду, как в былые времена).

Распрощались. Упаковали вещи в рюкзаки. Договорились с проводницей нашего вагона, чтобы переночевать на своих же местах и не бегать потом утром из вагона в вагон. Все получилось просто чудесно! Теперь можно сесть и отметить окончание нашего похода. Через два дня мы будем в Москве.

О "Кальмаре"

Технические характеристики

  • Тип двигателя - Honda GXV 50 внутреннего сгорания, четырехтактный, карбюраторный с воздушным охлаждением, бензиновый
  • Мощность - При 3500 об/мин - 2, 5 л.с. (1, 47 кВт)
  • Число цилиндров - один
  • Объем двигателя - 49 см3
  • Топливо - Бензин А-92 (АИ-95)
  • Смазка - Масло SAE 10W-30 класса SJ или SL по API
  • Часовой расход топлива на максимальных оборотах - не более 0, 9 л/час
  • Тяга на швартовых - 18 кгс
  • Емкость топливного бака - 0, 5 л
  • Объем заливаемого в двигатель масла - 0, 25 л
  • Сухая масса без ЗИП - не более 9, 5 кг
  • Габаритные размеры - не более 630*320*300 мм

Двигатель заводится без проблем, с первого раза. Скорость катамарана, замеренная по навигатору, с четырьмя "бойцами" (~300кг.) и при полной загрузке (еще 300кг.) по течению составила примерно 9-11 км./час. Против течения - 4-5 км./час. Попытки помогать катамарану веслами позволяют повысить скорость движения на 1, 5-2 км./час, но при этом очень мешают управлять катамараном с помощью румпеля (самим водометом).

Средний расход топлива в нашем походе составил примерно 0, 9 - 1 л. на 10 км. (Водная часть, пройденная на моторе - приблизительно 300 км, при этом было затрачено 28 литров бензина).

Кроме того, любой турист - водник, хоть раз, поднимавшийся вверх по течению реки, сталкивался с необходимостью переправляться, по той или иной причине, на другой берег - траверсировать. Этот, самый изматывающий физически, технический прием требует высокой слаженности от всех гребцов катамарана для удержания заданного угла между продольной осью судна и направлением струи. С применением "Кальмара" такая операция стала легкой и непринужденной забавой с минимальными потерями времени.

Возможность использования водометного двигателя на мелководье позволяет эффективно применять его практически на всем протяжении водной части маршрута. Обычный винтовой двигатель, в нашем случае, уже давным-давно пришлось бы "похоронить" где-нибудь в лесу или в тундре в надежде забрать его на обратном пути или в следующем походе. Так, в 2003-м году, когда мы поднимались на Ветерке -12М от Мужей вверх по Мокрой Сыне, нам пришлось закопать двигатель чуть выше стрелки на Сухой Сыне, т.е. сразу, как только вошли в горную часть реки. Конечно, использовать "Кальмар" для подъема против течения по порогам невозможно, не та силушка. В этом случае пороги проходятся по старинке - на бечеве с шестом (кстати, шест мы собирали, используя три цевья от байдарочных весел).

Недостатки, заложенные в самом принципе водометного двигателя (возможность засасывания мелких камней, травы и мусора со дна водоема), не являются критическими, хотя и приводят к снижению скорости движения и иногда требуют остановки, снятия фланца и очистки вала водозаборного винта. С этой целью, требуется доработка узла крепления транца к заднему шпангоуту катамарана. Необходимо также подумать об увеличении емкости топливного бака, но эта задача достаточно проста.

В целом, опыт применения водометного двигателя "Кальмар" и его эффективность в водно - пешем походе среднего уровня сложности, в таком как наш, следует охарактеризовать в высшей степени положительно и рекомендовать его всем туристам - водникам, испытывающим интерес к водно-моторным способам повышения мобильности водного похода.

О применении навигатора

В нашем случае использовался GPS-навигатор Garmin eTrex Legend, поэтому все высказываемые здесь соображения относятся, в первую очередь, к данному прибору.

Применение навигатора в водном походе позволяет, в первую очередь, существенно повысить качество планирования графика (времени) движения по выбранному маршруту. Что для этого нужно?

1. Удалить или не устанавливать векторную карту России, поставляемую в комплекте с навигатором (впрочем, после установки нужной нам карты предыдущая карта будет автоматически удалена);

2. Найти или самому сделать векторную карту нужного района и требуемой детализации.

3. Загрузить эту карту в навигатор и, желательно, ее проверить.

4. Нанести все "критические" точки (притоки, стоянки и пр.) на привязанную к координатам топографическую карту.

5. Загрузить файл точек в навигатор и проверить, как они ложатся на векторную карту навигатора.

Технология изготовления векторных карт, их загрузка в навигатор, настройка Garmin E-Trex достаточно полно изложена в огромном количестве различных источников в сети и, поэтому здесь не излагается. Ниже приведены ссылки на некоторые из них.

В общем, GPS - навигатор E-Trex Legend, достаточно удобен, надежен и эффективен. Но некоторые замечания все же хотелось бы сделать.

1. О питании навигатора

Навигатор питается от двух элементов АА. При непрерывной работе их хватает на 15-16 часов. Переход на работу в режиме отключения GPS дает незначительную экономию - 3-4 часа.

Понятно, что использование навигатора в этих двух режимах в длительном походе совершенно не рационально. Я, обычно, применяю батарейки Duracell Turbo. Включаю навигатор только кратковременно для того, чтобы уточнить местоположение и расстояние до намеченной на сегодня точки, скорость движения и высоту, иногда, чтобы сделать путевую точку - обычно места стоянок. Применяя навигатор в таком режиме, удается растянуть время жизни батареек до двух недель. Четырех батареек хватает на весь поход (дней 25).

2. Теперь немного об определении местоположения и точности этого определения

Как правило, навигатор в походе используется в режиме "GO TO" ("переход"), т.е. движение осуществляется либо к заранее созданной точке (еще дома), либо к точке, созданной уже в походе, к примеру, в соответствии с планами на сегодняшний день дойти до какого-либо определенного пункта.

В этом режиме, когда вы подходите к какой-то точке на местности, на экране навигатора ваше местоположение отображается с помощью так называемого "символа местоположения" - треугольника черного цвета, который своим острым углом всегда показывает на точку местоназначения. Другими словами, вы можете идти совсем в другую сторону, а указатель, как стрелка компаса, будет поворачиваться в сторону заданной точки. На самом деле, происходит поворот указателя относительно изменяющейся карты местности.

Когда вы наконец-то пришли в точку назначения и вам достоверно известно, что вы находитесь именно там, куда так стремились попасть (ну, например, это устье реки, по которой предстоит подниматься), а пресловутый "символ местоположения" утверждает, что вы находитесь совсем в другом месте (например, на берегу той самой реки), то вы сразу же задаете себе вопрос: "Почему, как такое могло случиться?". Вы вспоминаете, как сканировали помятую топографическую карту, как фотошопили ее, как привязывали ее к координатам в OziExplorer-е, как заводили точки маршрута и загружали их в навигатор, как, наконец, загружали непроверенную векторную карту. Конечно, ошибки могли появиться на каждом из этих этапов подготовки навигатора к походу. Но сейчас речь идет о другом, о том какую ошибку в определении местоположения дает сам навигатор.

Если задаться вопросом, а что же нам показывает тот самый "символ местоположения" или попросту указатель, то любой здравомыслящий человек скажет, что указатель вершиной своего острого угла показывает на точку вашего местоположения. На то он и указатель. В конце концов, именно так работает указатель компьютерной мышки. Для того чтобы выяснить, так ли это, проведем эксперимент: остановимся в произвольной точке нашего пути с включенным в режиме GoTo навигатором и покрутимся вокруг собственной оси на одном месте. Если указатель вершинкой треугольника показывает на точку нашего местоположения, то при повороте на 360° указатель совершит полный оборот в противоположном направлении вокруг вершины острого угла. И он вращается, но не вокруг вершины острого угла, как мы ожидали, а вокруг некоторой точки, находящейся внутри темного, как ночь треугольника "символа местоположения"! Таким образом, мы выяснили, что острый угол указателя показывает на заданное нами направление движения, а точка нашего истинного местоположения находится где-то внутри этого черного "символа". Не зря, видно, в гарминовской инструкции его так упорно называют именно "символом".

Это обстоятельство сразу переводит навигатор из разряда точных приборов в разряд дорогих, но полезных игрушек. Но это еще не все! Размер треугольника указателя: 2мм - основание, 3мм - высота. Размер масштабной линейки - 6мм. Если на странице карты навигатора вы выводите Zoom-ом масштаб, ну скажем, 1, 2км, то зона неопределенности вашего истинного местоположения при этом составит 600м! А что показывает в этот момент навигатор? А навигатор в верхней части экрана на странице спутников показывает, что при наличии уверенного приема от шести спутников, точность определения вашего местоположения составляет 5метров! Понятно, что все не так страшно: нужно просто перейти на более крупный масштаб карты, но это не всегда удобно, поскольку переключение масштабов дискретно и многие детали карты, являющиеся ориентирами на местности просто исчезают из поля видимости. Напрашивается также и другая мысль: изменить форму указателя местоположения, например, на окружность с перекрестием в центре и вне окружности - стрелка. Стрелка - для указания направления движения, перекрестие - указывает местоположение, а окружность - указывает на точность позиционирования. Только как это осуществить? В качестве окружности можно было бы использовать "окружность точности", которая возникает на экране на странице карт при плохом приеме сигналов от спутников. Но нигде в документации на навигатор не приводятся данные, при каком пороговом значении появляется окружность точности и соответствует ли ее размер в масштабе карты той точности, которую показывает навигатор на странице спутников.

По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"По Тумбялаве Европейской в Тумбялаву Азиатскую на катамаране с "Кальмаром"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию