15 января 2013
Год путешествия: 2004
Август 2004 г.

Автор: Вячеслав Федоров (Санкт-Петербург)

Состав группы:

"Жуковка":
Слава - Дима - 2 халявщика

31 июля, суббота
На Охту приехали ближе к вечеру. Поезд № 12 СПб-Мурманск. Отправились в 00.10 с Ладожского вокзала. В поезде было жарко даже для июля, а окна, как всегда, не открывались. Их не смог открыть даже проводник, даже ключом. Ходили дышать в тамбур. Еще одно открытое окно было в WC . Когда Ольга вернулась оттуда, она сказала, что туалет - единственное место в вагоне, где можно нормально дышать (но переезжать туда отказалась). Димка попросил резинку для очков, после чего немедленно получил несколько советов от бывалых:
- приколоть очки к ушам степлером,
- одеть резинку на очки, не вынимая ее из трусов,
- замотать голову с очками скотчем и т.д.
Димка немного подумал, но все-таки выбрал просто резинку.
Поезд опоздал примерно на полтора часа. В Беломорске были где-то в полшестого. Сразу загрузились в микроавтобус и через три часа (что, в принципе, достаточно быстро) были на месте, у моста через Охту между плесами Куккомозера. По шоссе ехали весело и быстро, а по разбитой грунтовке - медленно и подпрыгивая. Стоянка - на левом берегу за мостом, чуть-чуть в стороне от реки. На стоянке Макс первым делом поднял флаг семинара, который затем поднимали на всех стоянках. Еще одно из первых впечатлений - полно комаров (но примерно к середине похода к ним привыкаешь).

* В данном описании я ориентировался на свои наручные часы. Рассказы других участников могут отличаться от моего в зависимости от их восприятия времени.

Начиная с позднего вечера, начали подъезжать группы, в основном москвичи. Макс и Сергей собрали свои байдарки еще с вечера. Тетки искупались и были тому сильно рады. Поужинали, попели и легли спать.

1 августа, воскресенье
1-й день похода
Проснулись примерно в 8.30. Не спеша, поднялись, позавтракали. Мы с Ваней собрали байдарки.
Небо хмурое, но дождя нет. Правда, солнца тоже не видно. Вчера за приезд выпили вина.
*Я был против того, чтоб Хозяину наливали вина, но был подвергнут всеобщему осмеянию, что это, мол, предрассудки, отсталость, и вообще, пусть пьет, что наливают. Посмотрим…
Вокруг нас тоже идут сборы. Группы собираются. Кто-то стучит пассатижами, кто-то надувает баллоны, кто-то дает нецензурную инструкцию по сборке. В общем, работа кипит.
К 11 часам небо ясное. Солнышко. К полудню облаков нет вообще.
Собрались, загрузились, примерно в полпервого отчалили. Сразу же прошли маленький перекат и вышли во второй плес Куккомозера. Берега - болото с кувшинками. Дошли до плотины на выходе. Кажется, что воды в реке мало. Мы с Димкой прошли первыми, справа, потихонечку отталкиваясь руками от дна, остальные, кажется, проводили. Забыл спросить.
Сразу за плотиной небольшой порожек. Потом еще 2 в ряжевых стенках. Проход несложный, но камни везде. Как от камней не уходи - а свой все равно поймаешь.
Дошли до порога Лестница. Вроде воды хватает. Порог прошли с наплыва, не просматривая. Все так или иначе зацепились. Но все прошли, вроде никто не пробился.
Вышли в озеро Муезеро и пошли к острову Троица. Когда подошли к нему, Ваня сказал, что в байдарке вода, и надо на берег. Вылезли, посмотрели - оказалось, 2 дырки по кильсону. Где пробился - неизвестно, может, и старые дырки. Гребли до острова чуть больше часа. Надо зашиваться, а заодно можно и пообедать.
Димка, помешивая кипящий суп, ошпарился, причем сильно. Ирка, на просьбу достать аптечку, ответила, что она глубоко, и вообще, само заживет. Помазали мылом - и хватит. На берегу полно голубики и дров, хотя стоять и неудобно. Стоянки нет, просто берег.

* Странно. 4 байдарки. Вещей минимум. Но ни у кого ничего в байдарки не влезает. Откуда столько барахла?.. Но кое-как запаковались. Все самое большое оказалось у Вани, в "Таймене".

Вышли с обеда через два часа. Ваня заклеился, вроде не течет (в смысле, байдарка). Быстро догребли до восточной оконечности острова и пошли смотреть Церковь Николая Чудотворца 1602 г. Церковь очень красивая, действующая, в хорошем состоянии. На алтаре (и по всей церкви) - записки с просьбами и молитвами, деньги, между записками - конфеты и сигареты (наверно, Николай Чудотворец курит и любит сладкое, я так думаю). На острове много черники.
Вышли с острова где-то без двадцати пять. Через полчаса подошли к плотине в конце Муезера. Плотина разрушена, судовой ход - чистый, ровный. Потом примерно 30-40 минут река течет в низких болотистых берегах. Стоянок нет. Течения практически не ощущается, из-за этого не видны валуны в русле. Пару раз цепанулись. Остальные, надеюсь, тоже. После впадения слева реки Чуруж на правом берегу хорошая стоянка, практически единственная на этом отрезке. Причалили около 18.00. Погода хорошая. С комарами тоже все нормально - полно. Сушимся, ремонтируемся, отдыхаем, купаемся, клеим байдарки.
Сегодня вечером засиделись допоздна. Макс поймал щуку средних размеров и окунька с плотвичкой. Зажарили и съели. А Макс вдруг достал кальян (теперь понятно, откуда столько барахла), раскурил его, еще развели спирт - тут веселье и покатило, да еще с гитарой.
Спать легли далеко за полночь.

2 августа, понедельник
2-й день похода
Нас разбудил Макс примерно в 9.20 зычным басом: "Подъем! Миски на базу!" Утром он плавал проверять вчерашние сети. Ничего не поймал, по крайней мере, так сказал.
Погода прекрасная. У Димки - последствия вчерашнего ожога, пузыри. Он их иголкой колет.
Вышли в полдень. Скоро начались легкие перекаты через небольшие плесы. Всего я насчитал 4 переката. Потом - стоянка слева, но скорее обеденная, чем для ночевки. Берега низкие, болотистые, камышовые, тростниковые и т.д. Слева - еще стоянка на 1 палатку. На обед встали около 14.00, т.к. Сергей и Таня пробились, снимаясь с камня, а он оказался острый. Вообще, камни в реке есть, и много, некоторые очень неприятные. С воды их не видно, течения практически не ощущается.
Встали на левом берегу. Стоянка неудобная, болото, но что делать, надо клеиться. Погода прекрасная. Пока готовится обед, все купаемся.
Выходим с обеда в 16.00. Через 5 минут после отплытия проходим устье реки Одава. Устье читается хорошо. Затем, при глобальном повороте реки на запад - развилка, направо уходит то ли глубокий залив, то ли рукав, то ли еще что-то.
К 16.45 доплыли до стоянки на правом берегу перед выходом в озеро Юляозеро. На бараньем лбу стоит деревянный дед (с внуком), заметный издалека. Стоянка неплохая, несколько мест для бани. По озеру начинаются стоянки. Мы остановились ненадолго на мысу, погуляли, искупались. Вообще, для купания используем каждую возможность. Жара сильная.
Прошли через протоку на юго-восток в оз. Юзмозеро, и почти сразу же на северо-восток в оз. Ригорека. С ориентирами проблем нет. Со стоянками тоже. Затем по правому берегу заброшенная деревня Ригорека. В жилом виде сохраняется один дом (по-видимому, рыбаками, судя по сушившимся сетям) и баня. Но баней пользоваться без хозяев не стали, хотя и хотелось, поплыли дальше.
Встали на Алозере, за деревней. Обогнули мыс, в бухте за ним оказалась прекрасная стоянка. Единственное - не так много дров, но это ерунда, все равно же найдем. Времени - семь вечера.

* Макс говорит, что мы гребем слишком быстро, так не планировалось. Значительно опережаем график гребли. В общем, лосями оказались (и лосихами). Поэтому время переходов - так, ориентировочно.

На стоянке опять первым делом - купаться. Потом половина народа расползлась по палаткам - жара дает себя знать. Да и устали за день. Поход только начинается, к тому же целый день дул устойчивый v _ mordu _ wind (по Ваниной терминологии для обозначения ветра). Димка опять лечит ожоги. Попутно выясняем, что самое эффективное использование крема от ожогов - втирать его за два часа до ожога.
Тихий спокойный вечер с гитарой, без комаров. Красота…

3 августа, вторник
3-й день похода

Это сладкое слово - дневка! Кого интересует описание реки - вполне может про этот день не читать.
Как оказалось, для дневки встали очень удачно. Место прекрасное. Отлично продувается. Всегда есть какая-нибудь тень. Погода - класс! Солнце постепенно поднимается, мы, не торопясь, завтракаем.
Потом, как это обычно бывает на дневках, занимаемся, кто чем. Макс клеит поддувы (вчера нечаянно оторвал шланг воздухозасоса), Димка играет на гитаре и дудочке, я пишу все это и разгадываю японские кроссворды, кто-то купается, ест чернику и просто отдыхает.
Сергей и Таня пошли отрабатывать киляние и подъем байдарки обратно прямо с воды. Заплыли на глубину (для правдивости). Только забыли накачать и заткнуть поддувы. В результате чуть не утопили байдарку, в поддувы налилась вода. Но занятия продолжили. Макс с Ваней куда-то уплыли, наверно, на рыбалку.
Тетки втроем на "Таймени" тоже куда-то уплыли, скорее всего, купаться.
Полное умиротворение.
Макс с Ваней наловили полмешка окуней. Мимо прошли несколько групп на катах, рафтах и байдарках.
Еще я занимался мелким ремонтом байды. Димка сушит ожог и читает. Ирвина Шоу. Интеллектуал!.. Ужин начинаем готовить в десятом часу.
Засиделись долго. Ваня достал чагу, заварил ее. Вкусно.

4 августа, среда
4-й день похода

День начался, как обычно. Первой проснулась, как всегда, Ирка, приготовила завтрак. Мы не спеша вылезли, лениво поели, неторопливо собрались и поплыли нога-за-ногу.
Первое препятствие - плотина через Алозеро. Не очень сложно, но и непросто. В плотине 3 рукава. Идти лучше левым, слева же тропа осмотра и обноса. Сразу за плотиной шивера. Необходимы маневры. Неплохо бы и страховку. На самой плотине "Таймень" провели, чтоб "шкуру" не портить. Самое неприятное здесь - камни на выходе, уже на плесе Пюхавелли. Вроде, все прошел, все позади, но струя еще течет, и сильно. И тут вдруг начинаются камни… Поймали парочку.
Сергей и Таня где-то на шивере или на плотине пропоролись, причем хорошо. Зашились примерно за час. На плесе по левому берегу - стоянка. Затем подряд - несколько перекатов. Проходятся без осмотра. Далее на правом подковообразном повороте порог Немес. Оказалось, что это несложная 2-ступечатая шивера. Прошли без осмотра. Не все сразу поняли, что прошли именной порог, думали - просто шивера. Ниже на правом берегу хорошая стоянка. Потом еще несколько простых перекатов.
Затем Охта течет в топких болотистых берегах, большие меандры, стоянок нет, течения тоже. Слева впадает река Саянда.
В конце концов вышли в оз. Лежево. Вокруг красота, солнышко, облачка, ветерок, и ни одной хорошей стоянки. Справа на мысу - занята. Слева на мысу - не очень хорошая. Устроили сухой перекус и поплыли дальше. Переплыли озеро. Дело к вечеру, но плыть еще вполне можно, темнеть начнет не скоро. На берегу, немного не доплывая до развалин деревни Лежево, песчаный пляж, стоянка так себе, к тому же рыбаки. Увидев пляж, тетки дружно заявили, что это самая классная стоянка, и что мы больше не найдем ни одной нормальной стоянки до самого Белого моря. Но поскольку соотношение м/ж было 5/3, то поплыли дальше.
Дошли до плотины на выходе из оз. Лежево. Плотина - слив чистый, гладкий, ровный, загляденье. Потом пара камней в реке - и мы в Теросозере. Берега - болото. Стоянок нет. Вернее, есть одна на правом берегу, но мы даже на берег выходить не стали, пошли дальше. Дело к вечеру.
Очередное препятствие - длинный лоток с ряжевыми стенками и длинным-длинным чистым сливом, как на горке. Только в конце, на выходе, валы и камни. Прошли без осмотра, но благополучно.
Перед выходом в оз. Пебозеро - порог Терос. Это препятствие серьезнее всех предыдущих. Осмотр и тропа - слева. Начинается шиверой, потом течение ускоряется, река разделяется на два рукава. Идти лучше левым рукавом. Правый - мелкая шкуродерка, выход не виден, обзор загораживают огромные валуны и бревна. Слева - мощная струя в ряжевых стенках, в русле камни. На выходе тоже острые камни, не просто неприятные, а опасные. Настоятельно рекомендую осмотреть порог перед прохождением. На пороге Сергей с Таней получили очередные дырки, остальные прошли более успешно.
Встали на стоянку сразу под порогом справа. Место неплохое, тем более, что уже давно вечер. С дровами не очень хорошо, зато очень хорошо с мошкой, кусачей. Погода прекрасная - спасибо Хозяину! Нужна жидкость для снятия стресса!

*Ходили смотреть на Терос со стоянки. Пожалуй, его можно проходить обоими рукавами. Если бы только побольше воды. В правом рукаве на входе мелкая шкуродерка, можно продраться. Но на выходе струя чище, хотя надо избегать сброса влево, на камни. К тому же осмотр правого рукава затруднен, т.к. тропа идет вдоль левого берега.

Ели жареных окуней и курили кальян.

5 августа, четверг
5-й день похода

Погода с утра хмурая, редкий дождик. Вышли со стоянки в полпервого. За полчаса перегребли остаток Пебозера, оз. Хиизярви, вышли в оз. Воронье. В протоке между Хиизярви и Вороньим - прекрасные стоянки по обоим берегам. Жалко, что вчера чуть-чуть не дошли. Но это обычная туристская истина - лучшая стоянка всегда за поворотом. В самом оз. Вороньем много хороших стоянок и на островах. В начале второго дошли до острова "Добрых Духов".
Остров "Добрых Духов" - отдельная история. О нем можно писать целые книжки и путеводители, но лучше просто один раз самому его увидеть, что мы и сделали.
Остров "ДД" расположен с правой стороны по ходу движения к плотине на выходе из озера, немного не доходя до сужения озера, его "талии". Мимо не проплыть. Его видно сразу по обилию фигур на берегу. Много хороших мест для причаливания, особенно пляж на северной стороне острова.
По острову мы бродили примерно два часа. Оставили на нем несколько сувениров, весьма скромных по местным меркам. Отчалили ближе к трем. Погребли дальше. Минут за 30 догребли до плотины. Перед плотиной и за ней есть стоянки, в т.ч. с банями (хотя каркасы бань есть практически на всех стоянках по всему маршруту).
На плотине мощный слив, бревна, камни, с наплыва совершенно не видно - куда идти. Осмотр справа. Желателен сигнальщик.
Прошли хорошо, без потерь, и тут же остановились пообедать. Распогодилось. Появилось солнце. С обеда вышли в полшестого. Сразу за плотиной небольшие перекаты, потом, перед Корнизозером, небольшой несложный порожек (по описанию - Олений). Проход правым берегом, в конце выход в середину. Корнизозеро полно водорослей, как впрочем и во всех небольших озерах (о чем я раньше не упоминал, но это так, к слову). На Корнизозере стоянки есть, на правом берегу, но немного.
На выходе с озера один за другим два острова. Идти левыми протоками, правые наглухо перегорожены. В русле камни, но их не видно из-за отсутствия течения. Поэтому шли медленно. На втором острове - стоянка. В реке - шивера, камни.
После второго острова начинается, соответственно, третий. Идем опять левой протокой. Правая перегорожена. Начинается Пичепорог. Перед порогом - стоянка на правом берегу с очередным деревянным идолом. Осмотр и тропа обноса тоже справа.
Порог - длинный каменный коридор со стремниной и поворотами. В русле - камни, камни, камни, валы, и опять камни… и валы. Проходится, в общем, нормально, только надо уметь читать воду и успевать уворачиваться от камней. В пороге есть пара суводей, в которые можно зачалиться. На выходе - камни, но не особо опасные, легко обходятся. Просмотрели примерно половину порога, потом плюнули на это дело и пошли. Прошли хорошо. Только Сергей с Таней в одном месте хорошо зацепились, но смогли сняться самостоятельно.
За Пичепорогом есть пара хороших стоянок, и в конце острова, и на коренном берегу, но мы пошли дальше, хоть времени было уже ближе к семи, а лучшая стоянка, согласно классикам, в полседьмого. Опять потянулись болотистые берега, опять минус течение плюс камни равно плыть скучно и осторожно. Пока плыли, поняли, что каска в водном походе в основном нужна для того, чтобы чайки на голову не гадили.
Дошли до порога Кожаный. Сначала мелкая шивера, в конце - хороший мощный слив вправо, в сторону берега. Прошли с наплыва, в принципе, ничего сложного, порог до конца просматривается с воды. За порогом - стоянка на правом берегу (так себе).
Следующее препятствие - порог Ойнегайне. Встали на стоянку над порогом на правом берегу, пришлось перегребать заходную шиверу. Еще одна хорошая стоянка под порогом справа. Завтра Макс обещал тренировку по полной программе.
Порог начинается мелким перекатом на левом повороте, который переходит в мощную шиверу с центральной струей. В конце - слив с валами и бочками. Но всего один более-менее серьезный камень на весь порог (в центре). На мой личный взгляд порог особой сложности не представляет, если есть внимание и снаряжение. В общем, утром поглядим, что к чему.
Поужинали. Глядя на котел с чаем, приходят в голову разные мысли по поводу чаепития. Примерно такие: "…чай из котла вытекает двумя мощными струями, разделенными ручкой от котла; слив ровный, аккуратный, и заканчивается подставленной под него кружкой, в которой есть отдельные водовороты. Мощность струи зависит от сезонного наклона котелка. Сама струя иногда бывает замусорена плывущими чаинками, но особой сложности не представляет…" Наверно, это уже белая горячка…

6 августа, пятница
6-й день похода

Очередная дневка. Точнее, полудневка. Но проснулись все вдруг на удивление рано. Поутру висел туман, но вскоре вышло солнце, и небо прояснилось.
С завтрака до обеда кувыркались в Ойнегайне. Развлекались, как могли. Сначала просто его прошли, затем сидели на бочке, заходили из струи в суводи и обратно, проходили траверсом из суводи в суводь, проходили порог лагом (боком) и т.д. Потом Ваня высадил Ирку, завязал очко (у байдарки) и стал развлекаться в одиночку. Причем катался по валам так, что не верилось, что это "Таймень", а не каяк. Там же придумали новую фигуру - "канделябр", это когда три байдарки одновременно встают на "свечку". Правда, на практике не попробовали.
Потом на плесе за порогом отрабатывали оверкиль (в хорошем смысле этого слова), занимались спасработами, спасением утопающих и прочими полезными вещами. Выяснили, что показатель высшего мастерства - это оверкиль при посадке участников (особенно на берегу). Затем пообедали и стали собираться дальше.
Вышли где-то в 17.25. Через 10 минут подошли к порогу Лоунапорог. Проходили его с осмотром около часа. Сначала начинается длинная шивера с камнями и правым поворотом. Затем валы, бочки, сливы с плит, но места для прохода достаточно. Под порогом есть стоянки.
В полседьмого пошли дальше. Сразу же на правом повороте - порог Каменный. Прошли с наплыва, не напрягаясь. Но некоторое внимание при прохождении необходимо, есть интересные моменты. Затем за левым поворотом небольшой перекат. Течение не особо сильное. Попадаются камни, не видимые с воды.
В начале восьмого дошли до порога Хемег. Встали на стоянку на левом берегу над порогом и пошли его просматривать. Сначала идет крутой S -образный поворот с короткой каменной перемычкой, на подходе даже видно русло, текущее поперек. Даже не сразу понятно, что это такое. По этому повороту хорошо видно начало порога. Тропа и осмотр - слева. После поворота направо течение начинает ускоряться, после левого поворота уже начинает сосать в порог. Сам порог представляет собой мощный прямой водоскат в узких каменных стенках, такой каменный желоб. Живописно. В русле камней немного, в основном струя чистая. В конце порога струя разделяется на несколько рукавов. На выходе по центру камни, лучше уходить влево, избегая камней, при этом лучше заранее просмотреть, где именно лежат камни, и как лучше идти. В конце порога на мысу на правом берегу стоянка, но максимум на две палатки.
Везде предупреждения: ВОРУЮТ! Это написано и в бутылках, развешанных вдоль порога, и краской на плите около стоянки над порогом. Туристы, будьте бдительны! Что ж, будем бдительны.
Как выразился Ваня, порог - канализационная труба, по которой тебя несет, как … и выносит на плес. Возможно и так, завтра посмотрим. Жалко, что байдарка в палатку не влезает, даже в тамбур. Придется к дереву привязать.

7 августа, суббота
7-й день похода

Очередные неспешные сборы. Выходим примерно в третьем часу. Определили точки фото-видео-съемки и страховки и пошли в порог. Прошли достаточно легко, никто не пробился, не сел на камень и пр.
После Хемега идет широкий плес с высоким левым берегом, а за ним… - Кивиристи. Наконец-то. Столько разговоров, ожиданий, и вот он - перед нами!
Кивиристи сильно отличается от всех предыдущих охтинских порогов. Это - сразу все! Стихия воды! И мощь, и величие, и красота. Можно долго писать и восхищаться, но не буду. Да, впрочем, словами это не передать, фотографиями тем более; надо самому увидеть и почувствовать все это великолепие.
Традиционно в Кивиристи выделяют три ступени: вход, водопад, каньон. Вход - порог в каменных стенках, похожий на Хемег в миниатюре, с высокими валами; затем некая помесь плеса с шиверой - в центре струя и камни, по сторонам обширные суводи. Затем после короткого перерыва - вторая ступень, самая сложная. Слева - водопад, справа - мощнейший водослив с котлом внизу, поворот на 90 градусов влево, опять мощнейший сброс на камни и опять кипящая масса воды и пены. Над водопадом слева - обзорная площадка со скамейкой, а также различные таблички об удачном прохождении или не очень. Вторая ступень практически сразу же переходит в третью - каньон. Это красивейший порог в высоких каменных стенах в форме интеграла - крутой поворот налево, длинный коридор с мощнейшей струей, высокими стоячими валами и прижимами к правой, а затем левой стенке, плавный поворот направо и выход. На выходе - камни.
Если обносить порог целиком, то перед 1-ой ступенью надо пристать к левому берегу с травянистым склоном. Отсюда уходит хорошо набитая тропа обноса, которая выводит прямо к концу порога, слева стоянка. Так как Кивиристи в целом делает большую левую петлю, то тропа достаточно короткая и удобная. Тот, кто хочет обнести только водопад, после 1-ой ступени может пристать к левому берегу, отнести байдарки (или еще что) за водопад к левому повороту и продолжить прохождение. Мы сделали именно так. Еще думали - идти 2-ю ступень или не идти. Посмотрели, подумали, потом опять посмотрели, еще подумали, снова подумали, на всякий случай посмотрели - и не пошли. Решили, что очко хоть и дюралевое, но не железное. Еще теоретический вариант - обнос 2-ой ступени по правому берегу до протоки, и выход в каньон из нее. Макс сказал, что это плохая мысль. Может быть. На практике не пробовали.
Как снимать на фото-видео и страховать, каждая группа решает по-своему. Тут что-либо советовать сложно. Пройти бы!
Мы проходили так. Ваня с Ирой отнесли "Таймень" с вещами сразу к концу порога, остальные отнесли туда только вещи. Потом прошли 1-ю ступень, зачалились слева, обнесли водопад и пошли в каньон. Сначала прошли двумя байдарками (экипаж третьей - на страховке), потом третья со страховкой с воды и с берега. Ира запечатлевала эти бессмертные мгновения. 30 секунд страха - и мы на плесе. Кивиристи пройден! Русло достаточно чистое. Лучше держаться чуть-чуть влево от центра (правее - большие стоячие валы, вдоль берегов - прижимы, сливы, навалы и прочие гадости). У нас все это получилось. Прошли без проблем (ну, почти без проблем). Потом "Вьюн" Макса отнесли наверх, к началу каньона, и Макс с Ваней прошли его еще раз. Идеально прошли! Молодцы, как по учебнику.
На стоянку встали за порогом на правом берегу. Еще стоянка есть справа, практически над каньоном (причаливать, разумеется, после порога), с воды она не видна.
Вечером первый раз была гроза, потом радуга. В общем, Кивиристи пройден, все живы, байдарки целы. Ну и хорошо, пора это дело отметить…

8 августа, воскресенье
8-й день похода

Проснулись относительно рано. Позавтракали и пошли еще раз проходить Кивиристи. По-моему, здесь на тропе обноса водятся специальные слепни, которые знают, что туристов, несущих байдарки, можно кусать спокойно, чем они с удовольствием и занимаются. Снова проходили 1-ю и 3-ю ступень, водопад обносили; шли по две байдарки - сначала я с Ирой на "Жуковке", Сергей с Таней; потом я с Ваней, а Макс с Олей. Все благополучно, хоть и покачало от души. Потом загрузили вещи и около часа дня вышли. Пошел дождь. Как говорит Ваня: "Теперь коротко о погоде - "Бр-р-р!!!" Достаточно быстро дошли до Печкопорога. До этого было еще несколько препятствий, в том числе, по словам Макса, два порога, то ли Черный и Белый, то ли Темный и Светлый, что-то вроде того. И их, и остальные шиверы прошли с наплыва. Препятствия не особо сложные (особенно после Кивиристи), но требуют внимания и осторожности. Иногда надо перегребать от берега до берега.
В Печкопороге - короткий вход, разделение на два рукава. Налево - мелко, шкурник, неохота. Направо - мощный слив, разделенный надвое большим валуном. С воды он не виден. Лучше идти вправо и проходить левым языком слива, хоть это и не очень просто, нужен своевременный маневр, иначе все может кончиться спасработами, чего очень не хотелось бы. Далее порог сразу же переходит в длинную шиверу. Идет дождь. Потом плесы чередуются с небольшими перекатами и шиверами.
К половине третьего подошли к порогу Муравейный. Пришлось несколько раз перегребать от одного берега до другого. Такой своеобразный серпантин. Порог заметен по старой заброшенной избе на левом берегу. За Муравейным встали на обед. Идет дождь. На стоянке на дереве висит мишень для дартс и комплект дротиков. Хотя для Охты в этом ничего удивительного нет. Я бы даже не удивился, увидев баскетбольное кольцо с мячом. Но не увидел.
С обеда вышли часа в четыре. Стоянок по берегам мало. Берега низкие и топкие. Дождь вроде заканчивается. Через час дошли до порога Тютерин. Определяется по лысой поляне на левом берегу на правом повороте. Причалили и пошли его просматривать. На поляне несколько мест для стоянок, но как с дровами - не знаю. Думаю, как везде - есть, но за ними надо идти.
Сам порог - большая наклонная покатая плита поперек всей реки, на которой лежит другая. Перед плитой и за ней - валы, камни, в центре небольшие бочки. Плита - шкуродерка, очень мелко, запросто можно ее не проплыть, а прошкрябать. Общая форма порога - подкова рожками влево. Тропа обноса короткая и удобная.
"Таймень" и "Свирь" обнесли. Макс с Олей на "Вьюне" разгрузились и пошли в порог. Я тоже отнес вещи, посадил на 1-й номер Ваню (Димка поленился лезть в порог - попу пожалел) и тоже пошел в порог. Мы с Максом шли немного разными путями, но оба благополучно, хотя немного камней и половили, особенно на выходе. На мой взгляд, при прохождении Тютерина, самое главное - правильный заход, потом уже несет, на плите не остановишься и не перегребешь.
Примерно в семь вечера пошли дальше. Дождь кончился, но небо хмурится. Около восьми дошли порога Курна, пройдя который и встали на ночевку справа под порогом. Еще большая хорошая стоянка справа над порогом. Между ним и Тютериным стоянок нет. Курна представляет собой узкий каменный желоб в невысоких каменных берегах на левом повороте с плавным гладким водосливом, как в аквапарке. В принципе, проходится без осмотра, но если есть желание, осмотр справа.
Недалеко от берега - болото с дровами и обилием голубики. Грибов в этом году, по-видимому, не предвидится (пара подосиновиков не в счет).

9 августа, понедельник
9-й день похода

Вышли со стоянки в 14.20. В 14.30 дошли до Охта-порога. На этом наш дневной переход закончился. Встали над порогом на правом берегу. Стоянок здесь много, в том числе под порогом, а также за ним на плесе. Над порогом - скорее, одна большая стоянка с несколькими костровищами. На небе - снова солнце.
В Охта-пороге самое сложное - на входе. Порог начинается сильным большим сливом с неоднозначным входом, сразу под сливом бочка, сбойка струй, отбивные струи влево на камни, далее мощная шивера с сильным течением и обилием камней, в некоторых местах бочки, потом плавный поворот направо, косой слив и опять камни. Необходимо постоянное маневрирование, иногда достаточно крутое, а также умение читать воду и видеть камни. Настоятельно рекомендую осмотр с обоих берегов, особенно вход.
Мы встали на стоянку, поставили палатки и пошли проходить порог. Прошли все по-разному, в том числе вход. Мы с Димкой прошли на удивление чисто. Макс с Ольгой вроде тоже. Сергей с Таней в середине порога сели на камень, пришлось вылезать и сниматься с камня (воды по колено), после чего они продолжили прохождение и благополучно его завершили. Затем на их "Свири" пошли Ваня с Ирой и классически сели на камень. Но тоже прохождение не бросили, а мужественно снялись с камня и прошли все до конца. После этого они пошли еще раз на "Жуковке", более удачно.
Для тех, кто собирается обносить порог, справа (не вдоль самого берега, а чуть в стороне) идут две параллельные набитые тропы, выводящие к плесу за порогом. Почему две - не знаю, так сложилось. Наверно, так удобней.

10 августа, вторник
10-й день похода

Последний день на Охте. Со стоянки вышли в полдень. Еще раз проходить порог не стали, время поджимало. Примерно в 7 минутах гребли после порога на правом берегу - хорошая стоянка. С плеса под порогом видны высоковольтные вышки, цивилизация. Через 15 минут после выхода вышли в Кемь. Охта кончилась. Дошли до плотины, причалили к левому берегу, перед бетонной стенкой.
Пошли искать машину, на которой можно уехать. Договорились с бортовым ГАЗом, чтобы он довез нас до Белого моря, до Рабочеостровска. Решили пару дней постоять на Белом море. Доехали за 45 минут. Байдарки не разбирали. Вещи не распаковывали. Очень удобно. Все закидали прямо так. Выгрузились - и на тебе, плыви, море рядом. Зашли в магазин, подкупили продуктов, попили пива. Около шести вечера вышли дальше.
Пресной воды у нас с собой 35 литров. На сколько ее хватит - не знаю, надеюсь, что на день. Есть ли вода на островах, тоже неизвестно.
Часа за полтора догребли до какого-то острова (впоследствии оказалось, остров Сосновец) с лесом и дровами, где и остановились на южной стороне. Хорошо, что успели догрести до начала прилива, иначе бы могли никуда и не угрести.

*Адмирал: "Что Макс? Что Макс? Макс целый день гребет, а матроса догнать не может!"

Между островами очень часто мелко. Самый пик отлива. Часто вместо гребли отталкиваемся веслами от дна. Пару раз приходилось вылезать из байдарки и проводить ее. Море, называется!..
На острове полно черники, брусники, голубики, морошки. И шикши. Ягода такая. Наверно, местные жители ягоды не едят. Дров также полно. Комаров всех сдувает - класс! Начался вечерний прилив. До скольки он продлится, не знаю. Как-то непривычно со всеми этими приливами-отливами.

11 августа, среда
11-й день похода

Вышли, как обычно, далеко за полдень. Погребли к островам Северный и Южный Кильяки. Они прекрасно видны и торчат двумя пузырями к юго-востоку от Сосновца. Северный Кильяк показался нам не таким интересным, поэтому погребли к Южному. На море небольшое волнение, волны со всех сторон, и в борт, и в киль, и в руль, но до меня как-то не дохлестывает, в основном, достается Димке. Везде мели и торчащие из воды камни. Хотя для байдарки сесть на мель посреди моря - несомненный признак мастерства. Приходится перегребать прилив, но его пик уже прошел, так что гребется нормально. Минут за 40 прошли от стоянки до Южного Кильяка. Причалили с северной стороны, на камнях, и полезли на сопку оглядеться, пофотографировать, да и вообще. На Южном Кильяке удобный ориентир - триангуляционный знак на сопке, хотя и без него все понятно.

*Странно. Вода в байдарку наливается сама, даже выше ватерлинии, а вот выливаться сама не хочет, даже если за бортом уровень воды ниже. Парадокс.

Чуть-чуть отойдя от стоянки, поняли, что попали на очередной остров непуганой черники. Ее просто до неприличия много (это, не считая других ягод). А поскольку склоны местами крутые, а черника растет просто везде, то время от времени за ней даже нагибаться не надо, срывай ее на уровне рта и ешь. С сопки открывается классный вид на окрестности и близлежащие острова. Далеко на горизонте можно даже разглядеть Соловки. Пока мы гуляли, на нашу с Димкой байдарку нагадили чайки. Почему-то синим цветом. Причем рядом стоят три синие байдарки (у "Таймени" фартук синий), так ведь нет, им обязательно надо нашу, белоснежную, испачкать.
После обеда пресной воды осталось 15 литров. На островах воды не нашли. Решили пополнить запасы в устье реки Мягрека. Для начала перебрались на соседний остров Лукин. Нашли более-менее приличную стоянку как раз напротив Южного Кильяка. Встали в сосняке метрах в 100 от берега (во избежание нежелательных встреч с местными).
Стоянка удачная: трава, мягко, дров - целый остров, ну и как водится, ягоды.
Макс с Серегой уплыли пополнить запасы воды, а мы занялись стоянкой - сложили камин, сделали скамеечки и т.п.
С пресной водой ребята возвратились часа через три с небольшим, очень мокрые и неприлично выражающиеся. Оказалось, что в устье так же мелко, воды по щиколотку, байдарка еле проходит, но не везде, комаров тучи, в самом устье вода соленая, надо подниматься выше по течению. Нам объяснили примерно то же самое, но крайне нецензурно. Зато воды теперь хватит. Уже хорошо.
Небо хмурое. Слегка прохладно. Видать, лето кончается.
Поужинали, поболтали, поели мидий, да и пошли спать.

12 августа, четверг
12-й день похода

Очередная дневка. Очередное разложение. Очередная тренировка лени. Успешная.
Днем погода прояснилась. Погуляли по острову, поели ягод, немного облагородили стоянку (вытаптывали траву и рубили ветки). Думаю, что эта стоянка была бы удобна, как база для плавания на окрестные острова в радиалки. Пели песни, варили обед. Потом часть народа уплыла за ягодами на Южный Кильяк (хотя такое ощущение, что в отлив туда можно добраться пешком). Привезли черники на ужин. Макс плавал на рыбалку, но ничего не поймал, говорит - мелко, глубины не хватает. Конечно, если глубины байдаркам не хватает, то откуда ее рыбе хватит?.. Чтобы утешиться, Макс ушел собирать мидий, из-за чего опять опоздал на ужин. Ужин готовили на морской воде, чтоб сэкономить пресную. Сегодня вечером было пюре, оказалось вполне вкусным.
Спать легли за полночь, твердо решив встать в 7 утра и, соответственно, со всеми сборами и завтраками выйти в 9 часов, чтобы пораньше приехать в Кемь. Посмотрим. Ночью поднялся сильный ветер. Как бы погода не подвела.

13 августа, пятница
Последний день похода

Уже 9-й час. Вода еще не кипит. С утра ветер, холодно, лето кончилось. Небо сереет хмурым.
Но, наконец, позавтракали, пошли грузиться. Идти далеко, так как отходим почти в самый отлив. Воды как раз хватило на завтрак. Пошел дождь. Не хватало еще, чтобы в пятницу тринадцатого случилось что-нибудь непредвиденное.
Вышли в 20 минут одиннадцатого. До Сосновца гребли полчаса. В море - волнение, волны такие, что постоянно перехлестывают через байдарку. Соседние байдарки видны по каскам и взмахам весел. Но это не страшно. Больше устаем на мелях, которых полно. Время от времени вылезаем из байдарки и проводим ее посреди какого-нибудь пролива (как святые апостолы). Самая большая глубина и самые большие волны в проливе Кемская Салма. От всей души советую ходить на Белое море только фанатам гребли против ветра, по волнам и на мелководье.
За два часа догребли до Рабочеостровска. Обогнули лесной причал. Опять мель, все еще отлив. Пришлось метров сто тащить байдарки по илу. Удовольствия мало. По щиколотки в иле, грязь, тяжело, этот отлив, блин!.. Достал. Две байдарки и все шмотки несли на плечах, чтоб не пачкать. Когда все разложили на берегу, выглянуло солнце, настроение поднялось.

*Анекдот похода. Крокодил Гена: "Чебурашка, ты меня хорошо слышишь?" Чебурашка: "Гена! Ну, посмотри на меня! Ну, могу ли я тебя плохо слышать?!…" Такой вот анекдот.
Какой в этом смысл?.. Никакого…

Разбираемся, переодеваемся, сушимся. И, конечно, по пиву. К трем часам все были собраны. И тут как раз к берегу подошел прилив, блин… Рядом автобусная остановка. В Кемь уехали кто на рейсовом автобусе, кто на маршрутке. И те, и другие ходят относительно часто, уехать - не проблема.
Поезд до СПб в 20.55. № 11. Все. Домой.

Эпилог
Охта - удивительная река. В плане туризма. Туристы сюда приезжают не просто ради того, чтобы пройти очередную речку, пройти очередные пороги, ловить рыбу, собирать грибы, ягоды… Да, все это, конечно, тоже. Но это - не главное. Туристы приезжают сюда жить. На неделю, на две, на месяц. Судя по тому, что встречаешь на острове "Добрых Духов", многие готовятся к походу по Охте заранее и тщательно. Охта - это философия, образ жизни. Охта отличается от всех других карельских рек. Не препятствиями, не сложностью, не природой, а каким-то особым, Охтинским, духом.
Сюда нельзя ехать как на очередную речку (пройти, поставить галочку о прохождении, уехать и забыть). Сюда надо ехать именно как на Охту. Это событие в жизни, ступенька в познании себя, друзей, тех, кто рядом, случайных знакомых. И отдых. Конечно, отдых.
Охта уникальна. В Карелии десятки рек, но Охта - одна. Таких больше нет. Если вы когда-нибудь соберетесь на Охту, езжайте на две недели, не меньше (хотя пройти ее можно и за неделю). И приезжайте сюда не ради порогов или чего еще, а ради самих себя. Не пожалеете…