15 января 2013
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Команда Гоблинов, г. Владимир. Июль-август 2004 г.

Автор: Сергей Булыгин (Владимир)

Дело капитана - сажать судно на мель.
Дело старпома - снимать судно с мели.
(Ю.И. Визбор. Из записных книжек)

Предисловие

Сразу оговорюсь: по Охте - масса материала в сети, поэтому приводить здесь очередную лоцию не имеет смысла. Тем более что лучше Афанасенкова всё равно не получится, а заниматься откровенным плагиатом не в наших традициях (Ух, как завернул, у нас есть традиции!!! Ай да Пушкин, ай да сукин сын!)
Почему Карелия? В этом году опять хотелось на Кольский (не потому что там уже были, а потому что в прошлые года тоже хотелось… :). Опять неувязочка - никто из Гоблинов не мог посвятить походу более 2-х недель. Поэтому единственным разумным вариантом оставалась Карелия. Опять же, Ворчун и Младший Гоблин не могли с полной уверенностью подтвердить свое участие и с чистой совестью свалили выбор маршрута на меня.
Почему Охта? А бог его знает. Почему-то, блуждая по туристическим сайтам, взгляд падал именно на Охту. Неудивительно, т.к. ей посвящено немереное количество отчётов. Просмотрев, по меньшей мере, штук пятнадцать, сделал вывод, что это как раз то, что нам нужно. Во-первых, проблем с забросом-выбросом нет. Во-вторых, состав неизвестен, а Охта - универсальная речка (по Афанасенкову). В-третьих, продолжительность сплава, судя по отчётам, максимум 14 дней. Существенным недостатком является высокая посещаемость реки, но не может же все быть только хорошо.
Итак, решено, Охта так Охта. Где-то за месяц до предполагаемого отъезда Гоблины собрались у меня на работе, и тут выяснилось, что нас кинули! Причём в прямом смысле этого слова! Ворчун и Младший Гоблин авторитетно заявили, что отпуск в этом году не совпадает с желаниями. Полный облом… Честно говоря, меня сие известие настолько огорошило, что я было предложил провести отпуск в дачно-загоральном варианте, но, спасибо Боцману, который твёрдо сказал что-то типа: "А хрен ли нам, правильным пацанам дома сидеть…".
Значит, нас осталось двое.… А кат, прошу заметить, четвёрка. Наш старый антикварный "Салют" был списан на местные рейсы ещё два года назад; имелась новёхонькая шкура для "Тайменя", но не хватало скелета, всего лишь… Решили искать народ. После долгих, мучительных размышлений и проведённых переговоров к нам присоединился мой старый друг по школе Костя из Иванова, Боцман уговорил идти своего коллегу с работы вместе с женой. У них была возможность взять у знакомых напрокат "Таймень-3". И, наконец, последние два участника - наши боевые подруги. Закупили билеты, устроили совместное заседание, дабы разъяснить чайникам (а их, как ни верти, получалось пять против нас двоих; правда, Костик один раз видел собранную байду и, вроде бы даже садился в неё :-) кто есть ху. Распределили должности: т.к. из семи участников похода только один Костя не имел никакого отношения к здравоохранению, то его единогласно назначили доктором команды, дабы никому обидно не было :. Справедливости ради надо отметить, что один раз мы таки выбрались на природу для проверки состояния арендованной байды, там все участники смогли понемногу ощутить себя мореходами.
А дальше… Дальше по прошлогоднему сценарию: за четыре дня до отправления приехал Константин, вручил нам "морковку", спас, каску, карту-пятисотметровку и порадовал известием, что на работе случился какой-то аврал и в отпуск его не пущают. Полный анамнез… Так у нас и получилась команда фифти-фифти - на трёх мальчиков - три девочки (до этого ни в одном походе такого соотношения не бывало, впрочем и в Интернете я такого не встречал - значит, мы будем первыми :-)!!!). Таким образом, вырисовывался следующий состав по экипажам:

1. Катамаран-4:
1) Бутылкин Сергей Николаевич (Гоблин Боцман, он же Баунти или Старший) - капитан, завхоз, фотограф.
2) Сергеев Дмитрий Вячеславович (в походе наречён Гоблин Базилио) - старпом, главдичьснаб, фотограф.
3) Комарова Ольга Александровна (в походе наречена Гоблин Совесть) - матрос, будильник команды.
4) Сорокина Галина Николаевна ( в походе наречена Гоблин Вжик) - матрос, главгрибснаб.

2. "Таймень-3":
1) Булыгин Сергей Алексеевич (он же Доктор Ливси, он же Гоблин Сникерс или Средний) - адмирал, летописец, завспирт, генератор идей.
2) Соколова Елена Витальевна (в походе наречена Гоблин Клёпа), матрос.

Краткое описание маршрута, заброска и выброска

Сплав происходит на границе северной и средней Карелии, является одним из наиболее популярных маршрутов в данной республике, что является, пожалуй, самым существенным его недостатком.
Охта - крупный правый приток самой большой реки Карелии - Кеми. Вытекает из Кевятозера, общее её направление - на северо-восток. Как и большинство рек данного региона, Охта представляет собой цепь озер, соединённых короткими порожистыми речными участками, за исключением нижнего течения, где озёр нет и пороги чередуются плёсами. На пути от Кевятозера до Кеми - 11 озер, наиболее крупные из них - Муезеро, Юлеозеро, Лежево, Воронье. При хорошем ветре на них разгоняется довольно высокая волна, отсюда два вывода: необходимо обеспечение непотопляемости каркасных судов и тех, кто ими управляет; для катамаранов основную проблему составляет вмордувинд, что, впрочем, справедливо и для длинных плёсов, особенно на Гнилой Охте.
При планировании дневных переходов необходимо учитывать, что на участках Чуруж - Юлеозеро (Гнилая Охта) и порог Немес - озеро Лежево стоянок нет. На первом участке стоянок нет вообще никаких; там, в принципе, проблематично найти кусок берега, где можно хотя бы причалить для того, чтобы размять руки-ноги. Единственная стоянка - метрах в 200 от Чуружа на правом берегу и, затем ещё ниже на 100 м на левом. На втором участке при большом желании можно найти место, чтобы выбраться на берег по нужде, но не более того. Первая более-менее сносная стоянка находится метров за 800 до впадения Охты в Лежево, на правом берегу последнего левого поворота реки. Отсутствие стоянок и унылость берегов этих участков с лихвой компенсирует отличная рыбалка.
Последнее крупное озеро - Воронье. Его смело можно назвать самым красивым на маршруте. Изрезанная береговая линия с множеством живописных островов, полуостровов, пляжей. Наверное, единственно место, где всегда можно найти стоянку на любой вкус. Там же расположен Остров Добрых Духов - своеобразная туристическая Мекка.
При входе в крупные озёра имеются полуразрушенные деревянные лотки, построенные в те доисторические времена, когда на Охте проводили лесосплав. На выходе из озёр имеются плотины - бейшлоты, вернее их развалины. Рекомендуемые для предварительного просмотра плотины находятся при выходе из Алозера, Вороньего. Бейшлоты на Муезере, Лежеве можно смело идти сходу.
Различных порогов на реке свыше тридцати. Наиболее интересные сосредоточены на последнем участке, после Корнизозера: Пичепорог, Ойнегайне, Лоунапорог, Хемег, Кивиристи, Печкопорог, Тютерин, Охтапорог. До Вороньего озера заслуживает внимания порог Пебозерский, расположенный при выходе в Пебозеро. У всех наиболее сложных порогов имеется хорошая тропа обноса.

Заброска
Заброска на Охту возможна несколькими путями. Во всех случаях лучше заранее дозвониться до местных извозчиков и заказать машину прямо к поезду. Расценки в этом году были от 2,5 до 3-х тыс. руб. с группы.
Из Беломорска или Сосновца. В этом году с Москвы на Мурманск ходили всего два поезда. Наш в Сосновце не останавливался, поэтому нас встречали в Беломорске, хоть оттуда добираться немного дальше. Воспользовались мы услугами Зимина Олега. Занимается он заброской туристов около 10 лет, места знает отлично. У него Уазик-фургон, группа в 6-8 человек влезает запросто. Телефон в Беломорске (814-17) 2-22-10. Всем известный Черемухин Леонид с бизнесом завязал, вместо него трудится его сын Владимир, владеющий грузопассажирским УАЗом, с фургоном несколько большего размера. Беломорский телефон 2-13-14 (Леонид), телефон сына, к сожалению потерял. Оба доставляют по желанию клиента либо на Козледеги, либо на Охтинский мост ниже Куккумозера, либо, непосредственно на Муезеро. Первый вариант малоприемлем ввиду отсутствия воды в этом ручье. Мы воспользовались последним вариантом, что сокращает маршрут ровно на один ходовой день.
Возможен заброс из Сегежи. Тел. (814-31) 3-80-80, Александр. Судя по-всему, это целая организация, специализирующаяся на забросе турья. Во всяком случае, мне предложили различные транспортные средства. Ареал деятельности - достаточно широкий. В сети встретил очень хорошие отзывы. Заброс до Охты для нашей группы обошёлся бы в 3000 руб., для группы поменьше - в 2500, т.к. в распоряжении организации имеется и легковушка. E-mail: rotal@yandex.ru

Выброска
Мы остановились незадолго до Подужемской плотины, на левом берегу перед длинной бетонной дамбой. По просёлочной дороге оттуда - около километра до трассы Санкт-Петербург - Мурманск. В этом месте как раз находится развилка на Кемь, здесь останавливается рейсовый автобус. Можно по трассе перейти через плотину (ещё около 600 м) - там находится конечная остановка. Автобусы ходят с 6.30 до 21.00. Местные извозчики могут попытаться обмануть, сказав, что все автобусы отменены. С нами этот номер не прошёл. При наличии лишних средств, в посёлке можно нанять машину. Из Кеми в этом году до Москвы ходили два поезда, оба утром, так что ночевка на вокзале неизбежна. Лучше это делать в нижнем зале, где находятся предварительные кассы - не так душно, как наверху. Билеты можно взять всегда, правда не факт, что большая группа попадёт в один вагон, хотя три года назад в нашем вагоне было всего десять человек. По обе стороны от вокзала - круглосуточные магазины. Междугородный телефон находится в получасе ходьбы, идти прямо от вокзала до автомобильной дороги, там свернуть налево.

Дневник

27 июля 2004 г.
12 ч. 06 мин.
Мы уже в поезде № 212 Москва-Мурманск. Как это уже стало традицией, в вагоне жуткая духота, дышать нечем.
Что можно сказать предварительно о нашем походе? Пока с полной уверенностью могу только сказать, что скучать не придётся, будет весело. Веселуха будет! Изначально планировалось участие семи человек, но одного не пустили в отпуск. Двое дипломированных Гоблинов отказались от мероприятия почти сразу; мотивировали они своё штрейкбрехерство разными причинами и на уговоры не поддавались. А жаль! Получилось, что из старой команды - всего два человека, Сергей Николаевич, ну и моя скромная персона. С нами - ещё один авантюрист, Дима. Но самое интересное, я бы сказал, самое красивое, что есть у нас, это три дамы, вот…
Сборы во Владимире, накануне отъезда, прошли под девизом: "А фен можно с собой взять?" Смех смехом, но такого количества всяких дезодорантов я ещё не видел. В связи со всем вышеизложенным вес рюкзаков (естественно мужской половины) увеличился до 50 кг против прошлогодних 40!
Следствием всего перечисленного стало то, что до Москвы мы впервые добирались "цивилизованно": арендовали за 1000 рублей Фольксваген-Транспортёр и через 3 часа были на Ленинградском вокзале, т.е. около 21.00. Т.к. наш паровоз отправлялся в 1.18., необходимо было убить четыре часа времени, и мы добросовестно принялись его убивать, развлекаясь экскурсиями по вокзалу и окрестностям, созерцанием бомжей и коллег-туристов. По сравнению с событиями трёхлетней давности, первых стало больше, а вторых, почему-то, меньше. Некоторые из нашей команды умудрились даже поспать на рюкзаках, благо служители правопорядка обращали на нас столько же внимания, сколько обожравшийся кот на вчерашний недоеденный пельмень. Те, кто поответственнее, пытались найти весовую, дабы избежать недоразумений при посадке в поезд, но безуспешно. Вернее, весовую я нашёл, но она не работала.
На удивление, сели в поезд без проблем. Вес рюкзаков проводников почему-то интересовал ещё меньше, чем мы милиционеров; хотя мы с Боцманом на всякий случай старательно делали вид, что в недрах наших рюкзаков упрятано нечто невесомое. Оперативно, за 15 минут всё было разложено по полочкам и тут выяснилось, что не последний килограмм груза составляет бутылка шампанского!!! Она, т.е. бутыль, была тут же извлечена на свет божий и уничтожена по прямому назначению. Нет, о борт вагона мы её не разбивали, она была испита до дна на перроне за пять минут до отправления.
Перед сном сели немного перекусить. Т.к. санитарная зона продолжалась что-то очень долго (не как в прошлом году, когда её просто не было), пришлось вспомнить азы асептики и антисептики: руки обрабатывали спиртом!!! Быстренько перекусили и по матрёшкам.
Сегодня первым проснулся Дима, всех разбудил, сели кушкать. Изучали схему маршрута, ждём Лодейное Поле, чтобы хоть чуть-чуть подышать свежим воздухом.

19 ч. 58 мин.
В Петрозаводске вышли на вокзальную площадь, сфотографировались с видом на город, на том же месте где и три года назад. Димка побежал в магазин за пивом, вернулся с водкой. Пришлось взять её с собой, а что делать? Не бросать же.
Скоро должен быть Медвежьегорск. День проходит размеренно: сон - стоянка - пиво - водка - разговоры - сон. Затем цикл повторяется. Тем не менее, появляются предвестники чего-то страшного, неизвестного; что-то давит и мешает нормально жить. Не сразу, но потом я понял, что случилось: Боцман НЕ СПИТ!!! То есть, ночью-то он, конечно, спал и после завтрака немного, и потом совсем немного перед обедом, но разве это для Боцмана сон? Не те масштабы. Обычно в поезде, в суточном расписании он отводит этому занятию не менее 23 часов. Во всяком случае, в прошлом году за двое суток дороги мы наблюдали его бодрствующим от силы часа два, считая погрузку и выгрузку, а в позапрошлом и того меньше. Ох, не к добру это, ох не к добру!!!
Фраза дня, произнесённая на очередном перекусе:
Лена, раскладывая на столе провиант: "Что-то у нас яйца разные!"
Боцман: "Левое, правое…"

28 июля 2004 г.
11 ч. 06 мин.
Теперь приступим к описанию прошедшей ночи и наступившего утра.
Паровоз опоздал с прибытием в Беломорск на 15 минут, что, впрочем, не помешало нам в обычном авральном темпе выброситься из вагона. На перроне вблизи стоял один-единственный мужик; подойдя к нему, я поинтересовался, не он ли является Олегом Зиминым, на что получил утвердительный ответ. Машина его стояла практически рядом, это был УАЗик-фургон; места нам хватило, и даже осталось. Закидав народ в фургон и набрав воды на колонке за станцией, рванули в путь. Я сидел рядом с Олегом, который оказался интересным собеседником. По пути он рассказывал о разных группах, которые ему приходилось забрасывать: об охотниках, рыбаках, "новых русских" и т.д.
Не успели мы отъехать от Беломорска, как нас остановил милицейский кордон. Попросили предъявить документы. Оказалось, ищут убийцу, и случилось всё около часа назад. Ведь чувствовал я, что должно что-то случиться; не зря Боцман не играл в "сурка"! Но, слава богу, долго нас не задерживали, отпустили, показав на всякий случай или для острастки фото преступника. Какая отвратительная рожа! Справедливости ради надо отметить, что, возможно, отпустили нас быстро благодаря удостоверению Боцмана, которое у него всегда при себе. Есть хоть какая-то польза!..
Где-то на середине пути, уже на грунтовой дороге, Олег остановился на перекур. Надо сказать весьма кстати. К тому времени Лена уже сидела на моём месте, а я подпрыгивал на капоте и, в результате, задница всё настойчивее требовала перерыва. Народ в фургоне, как выяснилось, тоже колбасило изрядно и все были не в восторге от этого аттракциона. Особенно весело было наблюдать за лицами девушек, когда Олег в ответ на вопрос "А долго ли ещё ехать?" пошутил: "А мы ещё и не ехали…" Уладив кое-какие дела, тронулись далее. По поводу точки заброса Олег посоветовал ехать либо на Охтинский мост, что ниже Куккомозера, либо сразу на Муезеро. При подъезде встретили машину конкурента Олега, отвозившую группу на мост, что и определило выбор нами Муезера.
На место прибыли в 4.45. Олег отказался от чая и сразу уехал. По карте это самая северная точка полуострова к востоку от о. Троица. Попытались сориентироваться на месте - над озером густой туман и ни хрена не видно. И тут началось… Полчища пернатых друзей, явно давно нас поджидавших, с радостным жужжанием бросились нам в объятия. Первым делом был извлечён антикомарин и накомарники - друзья немного охладили пыл и мы занялись обустройством. Место оказалось очень неплохое, прямо на берегу озера. Новенький стол, с дровами проблем нет, места под две палатки достаточно, а если подняться чуть вверх, так там можно разместить целый полк. Наскоро поставили домики, сварганили не то ужин, не то завтрак; завхоз расщедрился на конфеты, завспирт на три полноценных тоста. Немного разомлев, некоторое время просто сидели за столом и балдели вместе с комарами; Дима же пытался охотиться в двадцати метрах от лагеря, охотничек наш Шарик! И поохотился! Минут через десять вернулся с рябчиком, которого подстрелил из … пневматического ружья. Всеобщее ликование, и довольные, ложимся поспать в семь утра.
К 11.00 все проснулись. Туман полностью рассеялся, но небо затянуто облаками; изучали противоположный берег Муезера в подзорную трубу, заметили к северо-востоку триангуляционную вышку, не отмеченную на карте. Начинаем потихоньку стапель, а в это время на озере понемногу усиливается волнение. Народ чувствует себя достаточно бодро, поэтому в планах на сегодня дойти до истока Охты из Муезера с заходом на остров Троица, дабы завтра со свежими силами пройти Гнилую Охту до Юлеозера.

23 ч. 20 мин.
Собирались неспешно; во время сборки байды умудрились поставить один шпангоут задом наперёд. Обедали супом из рябчика, рекомендую. Волнение всё усиливалось, и к моменту старта на озере стали появляться барашки.
Вышли около шести вечера курсом на запад. Катамаранщики сразу поотстали; мы сначала старались не отрываться, но не получилось. Радует, что ветер и волны попутные. Прошли мыс, сразу за которым находится остров Троица. Узнали его не сразу. Для рекогносцировки зачалились в самой его западной точке, я пошёл по северному берегу и метрах в двухстах обнаружил неплохую стоянку, а рядом церковь. Вернулся, мы обоими судами подошли к вышеописанной стоянке и отправились на экскурсию.
Церковь расположена на симпатичном пригорке, поросшем в человеческий рост иван-чаем. Выстроена, на мой взгляд неспециалиста, в классическом "северном" стиле, своего рода мини-Соловки: деревянная, высокая, красивый резной купол. С противоположной стороны вход, перед ним доска с объявлением, что Троицкая церковь построена в 1602 г. и является памятником архитектуры. Внутри ещё одно объявление, гласящее, что стоянка на острове ограничена одними сутками. Помещение достаточно чистое, вместо алтаря стоят иконы, на полочках все посетители оставляют записки за здравие родных и близких. Мы не стали исключением и оставили свою запись, в подсвечнике зажгли свечку на время нашего пребывания. Рядом расположен сделанный из ствола дерева короб для сбора пожертвований. За церковью находится погост, часовня с двумя огромными крестами внутри (во всю стену) и склеп с полуразвалившимся гробом. В целом место красивое, но оставаться здесь дольше, тем более вставать на ночёвку не хочется. Появляются какие-то тягостные мысли, сразу на ум приходят Вий, всякие там вампиры и прочая дребедень (Замечу, что потом все остальные признались, что у них возникали подобные ощущения. Прим. автора).
От Троицы пошли на мыс на северном берегу Муезера по азимуту 30. Волнение к тому времени усилилось ещё больше, причём направление волн стало теперь перпендикулярным нашему курсу; катамарану как-то по барабану, а нам пришлось идти галсами. На мысу оказалась неплохая стоянка, но занятая какими-то молодыми ребятами на "Тайменях". За мысом ветер стих, идти одно удовольствие. Стоянки есть, но немного и заняты. Вдали, на восточном берегу видны развалины деревни Ушково. Мы идём по совершенно спокойной глади озера, прикрытые от нехилого восточного ветра восточным же берегом. Хотя "идём" - это громко сказано. Идёт Лена. Просто она изъявила желание поработать. Вёслами. Не знаю, что с ней случилось, но факт остаётся фактом. Наверное, акклиматизация… Я, пользуясь случаем, релаксую и ловлю рыбу на спиннинг, вернее, на дорожку. Помня, сколько блёсен я засадил в аналогичных условиях на Энгозере, ловлю на твистер: один сход неплохого окуня, несколько вялых поклёвок. На следующем, последнем перед плотиной мысу, обнаружили симпатичную стоянку. Решили встать здесь, т.к. стоянка возле плотины занята большой группой. На берегу Боцман сразу вытащил трёх небольших окуней - рыба есть, ловить надо уметь.
Разбили лагерь, правда, мне пришлось переносить палатку. Когда я почти собрал её, то заметил подозрительно большое количество муравьёв. Присмотревшись, отметил метрах в трёх немалых размеров муравейник. Позднее обнаружились ещё несколько штук, разбросанных вокруг лагеря.
Сели ужинать. Благодаря комарам, которым по барабану антикомарин и спирали, весело уничтожили двойную дозу спирта. В результате, на пятом тосте Боцман недосчитался седьмого члена экипажа, а Лена по поводу антикомариных спиралей добавила, что она каждому может вставить спираль в нужное место.
Комары озверели, все удочки и спиннинги зацеплены за дно, и мы ложимся спать.

29 июля 2004 г.
15 ч. 51 мин.
Вынужденная дневка.
Около 5-6 утра пошёл дождь, поливал без перерыва до 15 часов. Завтракали под тентом, пробовали ловить рыбу, потом разбрелись спать. Димка всех по очереди пытался подбить на рыбалку с байды. Я не поддался его сладким речам, т.к. перспектива мокнуть посреди озера, хоть и заради самого процесса, меня не прельщала. Разбудили меня сразу по окончании дождя. Небо равномерно затянуто серой пеленой, но ничего не льётся. Метрах в 30 от берега в байде болтаются Дима, Сергей и Галя. Рыбу ловят. Рыбаки, ёшкин кот. Мы хором уговорили их оставить это занятие и вернуться. На удивление, поймали штук 30 разнокалиберных окуней. Сварили уху, извлекли стерилизатор - коптим рыбу.
Только что состоялся совет племени. На повестку дня вынесли один вопрос - идти сегодня или не идти. Собственно говоря, для меня этот вопрос не возникал - впереди длинный участок без стоянок до самого Юлеозера. Однако Ольга почему-то стала настаивать на немедленной отправке, аргументируя это тем, что надо быстро-быстро пройти весь маршрут и вернуться домой. Зачем, это останется одной из величайших загадок истории. Рискну предположить, что она забыла выключить дома утюг. Хотя это всего лишь гипотеза и истинную причину мы, к сожалению, никогда не узнаем. Хотя истина, как известно, где-то рядом. Впрочем, я отвлёкся. Итак, совет состоялся: после совместного изучения карты и лоции здравый смысл возобладал, и мы сели есть уху с копчёными окунями. Это, смею заверить, намного интереснее. А если бы ещё и не уничтоженная вчера сегодняшняя доза спирта, то!..

30 июля 2004 г.
21 ч. 15 мин.
Вчера после обеда мы с Леной отправились на разведку к плотине. По пути таскали окуней. Что-то они изменили своё мнение и на крючок стали бросаться просто дуром. Впрочем, причина, наверное, проста - просто я поставил блесну. У плотины обнаружили несколько человек с большой группы, оказалось, калужане. Сама плотина ничего собой не представляет - проход совершенно чистый, сливом его назвать язык не поворачивается. Дальше река теряется в камышах. На обратном пути встретили молодёжь на двух "Тайменях", которых мы видели на стоянке после Троицы. Девушка во втором экипаже попыталась безуспешно стрельнуть у меня блесну - помочь было нечем. Надёргали ещё окуней на ужин, в общем, был рыбный день. Собирались лечь рано, чтобы пораньше встать, но получилось всё равно около полуночи.
"Ту-ту-ту-ту, ту-ту-ту!" "Ёпрст…" Первая фраза принадлежала Ольге, которая добровольно взяла на себя неблагодарные обязанности будильника. Произнесено это было громко и на весь лагерь в 5.45 утра. Вторая фраза произнесена мысленно, принадлежала мне, как минимум.
Небывалое дело, в 8.00 мы уже взяли курс на плотину. У калужан в лагере никого не видно, только дымок костра - видимо, копошатся дежурные. Прошли плотину, после чего мы с Леной ушли в отрыв. Договорились подождать наших на стоянке после Чуружа. Берега болотистые, река сильно меандрирует. До Чуружа дошли за 40 мин. Охта при слиянии делает правый поворот и возникает ощущение, что это она впадает в Чуруж, а не наоборот. Сразу при слиянии на левом берегу есть плохонькая небольшая стоянка, куда пришлось выбраться по большой нужде. Вставать здесь можно только в случае крайней необходимости - комарино. Минуты через 4 на правом берегу обнаружилась приличная стоянка. По лоции до неё было 10 мин. Метрах в 200 слева впереди стояла группа катамаранщиков, и мы, решив, что место встречи дальше, пошли вперёд (в дальнейшем выяснилось, что если идти на байде, время по Афанасенковской лоции надо сокращать минимум вдвое. Прим. автора) под их несколько удивлёнными взглядами (типа, кто это в такую рань?). Идём не торопясь, ловим окуней, а впереди, если верить лоции - три шиверы. После первой показались наши. Остальные шиверы прошли вместе, и мы снова ушли в отрыв. Пейзаж медленно, но неумолимо становится всё более унылым. Лес постепенно отступает от берегов, которые превращаются в болото. Береговая линия представлена зарослями хвоща, кое-где торчат чёрные высохшие стволы сосен и оптимизма не добавляют. Тем более река - сплошной плёс, вскоре повернула на северо-восток и началась полная ж…! Приличный северо-восточный вмордувинд, который, если верить карте, будет нас радовать минимум 6-7 км, т.к. впереди - относительно прямой участок. Полный абзац… "И пошли они реками широкима, прыгая волнами глубокима…". А до городу Парижу, т.е. до Юлеозера, ещё как до этого самого Парижа раком… Стоит одному бросить весла, тут же начинается движение вспять. Представляю, как несладко будет здесь на кате. На перекур пришлось забраться в береговые заросли: одной рукой держишь сигарету, другой держишься сам за пучок хвоща, чтобы не снесло. Радует то обстоятельство, что благодаря Костиной пятисотметровой карте (очень подробной и правильной) вскоре должна быть меандра в западном направлении, тогда ветер будет попутным. И точно: стоило свернуть, как ветер стих, УРА!!! В этом месте река делает примерно полутора километровую S-образную меандру на запад, справа лес подходит ближе к реке и вдалеке уже угадывается спасение в виде долгожданного озера. Есть! Наконец-то!
Юлеозеро начинается с большой стоянки на правом берегу. Берег напоминает набережную: в воду полого опускаются громадные плиты, исписанные названиями городов чуть ли не всех республик бывшего СССР, включая Израиль. Над плитами гордо стоит нагло ухмыляющийся в деревянные усы идол. За ним - большая поляна, столик, две бани. В целом очень неплохая стоянка, но немного загаженная. И немудрено, ведь здесь, наверняка, останавливаются все группы после нудной шлёпалки по Гнилой Охте.
Высунув языки, выползли на берег; немного перекусили, чем порадовал завхоз, а порадовал он немногим. Осматривали в трубу меандру, поджидали наших. Минут через 50 показались два ката (двойка и четвёрка), что мы видели сегодня после Чуружа. Причалили, стали готовить обед. Группа состояла из четырёх мужиков лет по 50 и двух дам. Познакомились, нас пригласили за стол. Оказались этакие монстры, прошли весь Алтай, Саяны, много из Урала, Кутсу. От борща мы отказались, а вот фирменный аперитив попробовали. За милой беседой нас научили второй тост произносить за алтайского бога погоды, фамилия которого Бурхойла (как река на Полярном Урале) и жахать. Смысл этого действа сводился к следующему: в кружки наливался аперитив, произносился тост, после чего все дружно произносили: "Ка-а-к ж-жахнем!!!". Самое основное в этом мероприятии то, что "ж-жахнем" произносится резко и громко, на всё озеро, и в этот момент кружки с размаху соприкасаются. Получается очень весело. Предложили идти совместно, подстраховать нас на порогах. К сожалению, выяснилось, что они планируют выезд дня на четыре позже нас. Пока мы жахали, подошли калужане на пяти байдах. Ещё через час появились наши: выпали на берег с языками ниже колен. Злые, как черти без работы. Немного отдохнув, вместе приняли стратегическое решение покинуть проходной двор и, если позволит ветер, добраться до выхода из Юлеозера.
Оставив наших отдыхать, отправились дальше. Направление движения получалось опять северо-восточное, волны поднялись нехилые, с барашками, и, миновав два мыса, поняли, что кат не пройдёт. Вернулись на 1-й мыс, откуда уходила группа "молодёжи". Странный у них график - когда все встают на стоянку, они отправляются куда-то в ночь. Филины. Мимо прошли "монстры" и тоже зачалились на 2-м мысу. Дождались кат и стали разбивать лагерь. Устроили грандиозную помывку в волнах на мысу, наблюдали чудо технической мысли и победу ленивого разума над природой в виде группы москвачей на кате с мотором. Отужинали: боевые 100 гр.!!! Сегодня день был тяжёлый.

31 июля 2004 г.
13 ч.52 мин.
Сто грамм с устатку вчера превратились в полтора литра спирта. Похмелья не было. А с соседнего мыса до "темноты" раздавались "жахи".
Проснувшись около 6 утра, выполз на разведку посмотреть, не стих ли ветер. Над озером стоял густой туман и, что удивительно, ветер при этом усилился. Я решил воспользоваться благоприятной ситуацией, залез в палатку и протрубил опять отбой до 8 утра. К этому времени от тумана не осталось и следа, чего не скажешь о ветре. Настроение, глядя на волну, неважное. Как представишь, что опять придётся упираться против ветра, так сразу хочется забраться обратно в палатку. Но делать нечего, стали, не торопясь, собираться; к 11 часам ветер чуть стих, хотя это и громко сказано. Просто "барашков" стало поменьше. Всё равно мы воспользовались случаем и ломанулись вперёд.
За вторым мысом, как и ожидалось, ветерок работал в полную силу, и экипажу катамарана приходилось довольно кисло. Но всё когда-нибудь кончается, поэтому после острова в протоке между Юлеозером и Ригорекой вышли на пространство, защищённое от ветра. Здесь дождались кат, безуспешно махая спиннингом. Облака развеялись, вышло солнце, и мы опять ускакали вперёд, договорившись встретиться на мысу в Алозере. Без приключений обогнули большой полуостров, разделяющий Юлеозеро и Алозеро, дошли до мыса между двумя частями последнего после заброшенной деревни Ригорека и остановились поджидать наших; как было договорено, без перекуса. Я сходил на разведку, осмотрел в трубу плотину и сел писать непутёвые заметки, в то время как Лена пыталась напрячь свою ассоциативную память и выучить названия элементов конструкции байдарки. Надо сказать, это у неё получилось довольно быстро благодаря звуковым ассоциациям стрингера со стрингами, кильсона с кальсонами, а шпангоута со шпаной. Тут как раз и наши подоспели, что-то на удивление быстро. Сразу устроили бунт: "Почему нет костра, почему не накрыт стол…" вопреки достигнутым ранее договорённостям. Бог с ними, костёр уже горит, сейчас "позавтракаем, червячков накопаем - и на рыбалку!"

22 ч. 5 мин.
После перекуса и скоростного сбора окрестных грибов вышли в "море" и взяли курс на плотину. Пересекали озеро опять под встречным ветром. Подошли к правому лотку плотины вместе с ещё одной группой о трёх "Тайменях" (В одном экипаже капитаном был немалых размеров парниша, матросом с ним шла таких же габаритов дама, почему мы и прозвали их "качками". Прим. автора). При ревизии выяснилось, что через этот, с позволения сказать, лоток можно только проводить. А если проводить, то только детский надувной круг. Впрочем, и это непонятно как. Дно лотка выполнено брёвнами, над ними менее 5 см воды. За лотком творится вообще чёрти что: какой-то нереальный ручей, забитый камнями по самое не могу. "Качки" решили-таки попытаться прорваться здесь.
Мы же отправились на поиски левого лотка, нашли сразу. Между обоими протоками имеется небольшой остров, мы прошли протокой между островом и плотиной и сразу оказались в нужном месте. Шумело там хорошо, мы зачалились слева от слива и отправились на смотрины. Левый лоток, в свою очередь сам состоит из двух. Правый мы не смотрели, а левый показался подходящим. Сразу за лотком начинается несложная шивера длиной метров 150, после которой река впадает в небольшое озерцо, поименованное в некоторых отчётах Щучьим. Проблема в том, что на дне лотка торчит какая-то дрянь (по описаниям), которая заставляет многие экипажи заниматься здесь ремонтом. Решили чужой байдой не рисковать и её обнесли. Проход правым лотком не рассматривался, т.к. лень было переправляться и его осматривать. Вчетвером сели на кат (я, Боцман, Дима и Галя) и миновали препятствие, причём в лотке даже ничего не чиркнули. Пока пересаживались, грузились, перед плотиной показалась ещё одна группа. Присмотревшись, с удивлением узнали в них "качков". Видимо стало им совсем худо, что решили вернуться через плотину и искать левый проход. Решили понаблюдать: двое прошли чисто, а третий экипаж повеселил всех: вошли в правый лоток, где основательно засели. Но главное ещё впереди. Капитан вылезает посреди лотка и начинает стаскивать байду с мели; а течение в этом месте, прошу заметить, очень даже заметное. Капитан байду с мели снять-то снял, а вот занять своё место не успел. А та уплыла. Без него. Хохот над озером стоял просто неприличный, причём больше веселились соратники пострадавших. Финал этой сцены мы не увидели, т.к. отправились далее на поиски стоянки.
На левом берегу озерца оказалось неплохое стойбище, но занятое. При выходе из озера имеется весёленькая шивера, где мы решили подождать отставший кат. Здесь нас обогнали "качки". За шиверой - ещё одно озерцо и сразу порог Немес, представляющий собой несколько шивер на довольно крутых поворотах и протоках. Порог симпатичный, но совсем несложный, хоть и именной. Прошли его без просмотра. Очень хорошую стоянку на правом берегу сразу после Немеса перед нашим носом оккупировали "качки". Дождались кат, порадовали их сим известием. Теперь делать нечего, ближайшие две стоянки расположены перед самым озером Лежево. Радует, что на этом участке, как пишут, неплохая рыбалка, что и подтвердила вытащенная мной вскоре на спиннинг щука. Не считая ее, был один сход и ещё один момент достойный отдельного описания, чтобы войти в золотой фонд рыбацких баек. Клюнуло что-то не слишком большое, понемногу вываживаю, вдруг - резкий удар и сопротивление на другом конце лески резко возросло. Подвожу поближе - очень даже приличная щука, которая, как только показалась на поверхности, сделала пируэт и уплыла по-английски, не прощаясь. На блесне же остался сидеть некрупный окунь; покусанный, он вместе со своими собратьями украсил наш ужин.
На протяжении от Немеса до озера Лежево встретилось несколько несложных шиверок и перекатов, что не помешало на последнем, увлёкшись рыбалкой, сесть посреди реки на мель. В целом участок проходится намного проще, чем Гнилая Охта, да и пейзаж не такой тоскливый. На последнем левом повороте, когда до озера оставалось не больше километра, увидели стоянку на правом берегу, не ахти какую, но тут уж было не до выбора, тем более что сзади показался неопознанный катамаран конкурирующей фирмы. В общем, стоянку мы быстренько оккупировали, дождались наших, после чего с торжественным видом наблюдали скорбный проход безнадёжно опоздавшего на это место катамарана. Лиц восседавших на кате мы не заметили, но думаю, их выражение мало чем отличалось от выражения лиц наших при виде занятой перед самым носом стоянки на Немесе.
На ужин сварганили грибной суп, гречку с тушёнкой. На десерт - копчёная щука и окуни, на сей раз на ольхе, которой тут растёт немерено.
В завершении описания вечера хочется отметить вопиющий факт, который, думаю, стоит вынести на суд Верховного Совета Гоблинов, а именно: ещё на вчерашней стоянке появился дурацкий обычай меняться палатками. Суть этого антигуманного действа сводился к следующему: одна пара оккупировала целую палатку, четыре же уставших человека вынуждены были ютиться в другой. Естественно, инициатором данного нововведения был Боцман, никому другому такая мысль и в голову не пришла бы (см. отчёты по Чусовой 2002 и Лонготъеган 2003. Прим. автора). На следующую ночь проходила частичная смена состава в "большой" палатке; на следующую - опять смена, после чего цикл, по бесчеловечному замыслу неугомонного Боцмана, должен был повторяться. Сегодня подошла очередь наша. Бог с ним, мы люди не гордые, уединимся в ссылку, хотя лично я против превращения похода в чёрти что, вот...

2 августа
19 ч. 49 мин.
Так, что у нас было вчера? А вчера, вроде бы, если мне память не изменяет, был ходовой день. Причём такой насыщенный, что даже некогда было сесть за "непутёвые заметки". Поэтому приступаю к описанию событий, имевших место вчера на территории северной части республики Карелия.
Встали мы в 8.30. Я, естественно, не выспался, т.к. заботливый Боцман, долго выбирая место под палатку, умудрился поставить её в самом "удачном" месте. Точно по центру палатки располагался хороший бугорок, вокруг которого пол плавно понижался. Естественно, что в течение ночи вместо сна мы периодически скатывались на все четыре стороны.
На судах у нас тоже произошла смена составов: в авангарде, т.е. на байде изъявили желание идти Боцман и Галя. Нас с Леной соответственно переселили на катамаран. Отчалили около 11 часов с традиционной присказкой: "Земля, прощай! В добрый путь!" Минут через 15 вышли в Лежево. Как принято, хорошая волна, к счастью для ката, на сей раз боковая, не в лоб. Мы сразу взяли курс на северо-запад, на мыс с виднеющимися в трубу развалинами одноимённой с озером деревни. Боцман, учитывая волну, взял ближе к берегу. На небе - ни облачка, постепенно мы приняли загоральный вид. По пути опробовал новый твистер - поклёвка была просто чумовая, но подсечь не успел.
Примерно за час подошли к деревне, где был запланирован перекус и нас уже ждал Боцман. Совершили экскурсию по деревне, в поисках единственной более-менее сохранившейся избы, где по описаниям, должен быть музей туристической утвари. Тщётно. Вернее, избу нашли, но её уже давно облюбовали под свою резиденцию местные, непонятно откуда взявшиеся рыбаки. Вернулись, устроили перекус на берегу. Место симпатичное, красивый вид на озеро, вытянувшееся на северо-запад. Благодаря отличной погоде душа поёт, настроение боевое. Наверное, когда небо затянуто и идёт мелкий дождь, как было во время вынужденной днёвки, настроение в этом месте бывает прямо противоположным. Но у нас оно было очень даже хорошим, и мы отправились дальше. Обогнули мыс, на котором стоит деревня. За мысом сворачивала лагерь целая банда байдарочников, по приблизительным подсчётам человек двадцать. Мы, не останавливаясь, двинулись прежним курсом на плотину, которая угадывалась на противоположном берегу залива в северо-западном направлении по понижению леса и характерному разрыву камней в береговой линии. Плотину прошли сходу, слив чистый, не требующий просмотра. Лену, сидящую впереди справа, немного окатило водой, о чём мы узнали по весёлому взвизгиванию. Сразу за плотиной начинается симпатичная водная аллея с быстрым течением, обрамлённая нависающими над водой деревьями и выводящая в мелкое, заросшее всякой растительностью, но чистое Торосозеро. Судя по обилию рыбацких стоянок, здесь неплохая рыбалка, а по предположению Димки и неплохая подводная охота. На низком правом берегу, поросшим невысокими соснами, зачалились на перекус на одной из стоянок. Море черники, голубики, заросли морошки, но ягод маловато; видимо, эту плантацию облюбовали местные старатели. Здесь нас обогнала банда, встреченная на мысу, оказалась разнообразной по возрасту группой ярославцев на 12 "Тайменях". Затем, когда мы уже отчаливали, мимо прошли "качки".
После выхода из озера, метров через 300-400 начинается Пебозерский порог. Первую ступень, состоящую из длинного лотка с приятными высокими валами, прошли сходу, неплохо покатались. В некоторых лоциях она называется Мельничным порогом. Перед второй ступенью зачалились в устье шустрой левой протоки, где уже стояли все 15 обогнавших нас на Торосозере байд, и отправились смотреть порог. К моменту, когда мы подошли к сливу, порог прошли четыре байды, с 50-процентным успехом. На всех камнях устроились зрители, азартно обсуждая проходы. Порог состоит из очередного лотка. Проблемы возникают в двух местах: при входе в лоток струя уносит в правую, забитую камнями протоку; а на выходе из лотка торчит здоровенный обливняк. Одну байду, по словам наблюдавших, развернуло в середине лотка, вторая при нас села на выходной булыжник, где её тут же намотало на камень. Сие зрелище несколько поколебало зародившееся поначалу намерение пройти порог на байде (напомню: на чужой и без фартука). Затем неудача постигла ещё один экипаж. У "качков" без проблем прошло только одно судно, остальные печально лежали в затопленном состоянии у берега, чем-то, напоминая толстых наевшихся аллигаторов на отдыхе.
Всё-таки решили байдой не рисковать, идти только на кате. Шли почти тем же составом, вместо Гали - Лена. Думаю, наше прохождение доставило немало удовольствия собравшимся зрителям. Полный аншлаг, заняты все места. Немудрено, т.к. премьера спектакля была одновременно и окончанием гастроля. Для начала мы не учли силы течения, и нас таки стало стаскивать в правую протоку. Приложив некоторые усилия, браво налетели правой гондолой на разделявшую потоки гряду, на радость собравшимся, которые, почуяв, что это только начало представления, тут же стихли и перенесли всё внимание на нас. Мы не обманули зрительских надежд и, стащив баллон и сделав балеринку вправо, не успели вписаться в лоток и торжественно сели теперь уже левым бананом на камнях левого же берега метров за пять до лотка. Восторгу собравшихся не было предела. Тут же стали раздаваться доброжелательные комментарии. Пришлось на бис выполнить ещё одну балеринку влево; вошли в лоток и под ждущими продолжения взглядами вылетели из порога, в завершение программы победно задев обливняк на выходе (правда, слегка). Потом мы с Боцманом выслушали от экипажа в свой адрес несколько фраз, ставящих под сомнение наше положение "людей с опытом". В общем-то, правильно, облажались мы по полной программе.
Без приключений пересекли Пебозеро. Подходящих стоянок не было, и мы решили перевыполнить план - дойти до озера Воронье, что и было выполнено. На Вороньем была изначально запланирована днёвка. Прошли широкую протоку и встали на скалистом мысу правого берега при входе в озеро. Место красивейшее, мыс представляет собой маленький полуостров, продуваемый со всех сторон. C северной стороны мыса открывается вид на знаменитый ларёк и Остров Добрых Духов. Между каменными плитами сооружён из брёвен длинный стол с лавками. Некоторое время занял поиск мест под палатки, но, в конце концов, эта проблема была решена. Свою палатку я поставил между камнями буквально в трёх метрах от прибоя, и всю ночь мы слушали пение волн, вернее могли бы его слушать, если бы не затянувшийся ужин.
Во время вечернего купания заметили напротив небольшую группу, в полном составе парившуюся в бане. Разглядывая в подзорную трубу, обнаружили с их стороны не меньший интерес к нашим скромным персонам, проявлявшийся в изучении нас при помощи бинокля.
После ужина Дима с Олей уединились в палатке (был их день), мы же вчетвером ещё некоторое время посидели за приятной беседой, любуясь природой. Через полчаса Серёга с Галей ушли спать. Мы же решили для сна принять чуть-чуть, и только я потянулся за канистрой, как из малой палатки вылезли довольный Димка и не менее довольная Ольга и тут же к нам присоединились. В общем, сидели мы долго…
Утром меня разбудил звук падающего в воду тяжёлого предмета, после которого окрестности огласились умиротворённым фырчаньем. Приблизительно через пять минут звуки повторились. После четвёртого дубля я не выдержал и выбрался посмотреть, что происходит. В воде рядом с нашей палаткой сидел "китайский пчеловод", в котором, присмотревшись, на сколько позволяли глаза, можно было узнать Димку. "Последняя рюмка вчера была лишней…" - резюмировал он вчерашний вечер и предложил присоединиться к нему, добавив, что "здесь выдают глаза". Я не рискнул последовать его примеру, вместо меня присоединилась Лена.
День проходил под девизом: "В Будуне снова засуха". Положение усугублялось тем, что на небе - ни единой тучки, солнце шпарит как в Турции.
Позавтракав около 10.30., решили исправить положение дел и смотаться на байде до ларька - Дима, Лена и я. На длинном мысу маленького островка перед заведением заметили призывный стенд, сделанный из жердей, с единственной надписью "ЛАРЁК", дабы страждущие не промахнулись. Само заведение представляет две бревенчатых хибары. На прибрежных камнях расположились "качки", вставшие здесь на стоянку ещё с вечера. Их кислые физиономии не предвещали ничего хорошего. Облом. Пива нет. НЕТ!!! "Качки" сообщили, что признаков недавнего присутствия здесь живительной влаги не обнаружили, но, тем не менее, покидать стоянку до утра в тайной надежде на чудо не собираются. Без особого энтузиазма в голосе поинтересовались, нет ли у нас водки; получили ожидаемый ответ, в общем-то, правдивый. С собой у нас её действительно не было, не было её и в лагере - был спирт, причём в количестве, недорассчитанном даже на наши скромные персоны.
Вернувшись, занялись постройкой бани. Перед нашим мысом, на песчаном пляже таковая уже имелась, однако её габариты вселяли ужас. По всей видимости, перед нами здесь останавливалось племя троллей или взвод солдат как минимум. Баню мы решили немного уменьшить, конструкцию печки оставили без изменений. За запчастями мы с Димкой смотались на стоянку напротив, уже покинутую. На одном из кустов обнаружили пластиковую бутылку с посланиями предшественников. Смысл подавляющего их большинства сводился к "SOS, внезапно кончилось горючее!" Видимо все эти бедолаги рассчитывали на спасительный оазис в виде ларька, который, судя по самым ранним письменам, датированным 2003 годом, обманул всеобщие надежды. Короче, ЛАРЁК НЕ РАБОТАЕТ!!!
Дальнейшие работы по переделке бани осложнились одним пренеприятным обстоятельством. Ветер почти полностью стих, и воздух наводнился разнокалиберными шишигами, от больших до очень больших. Впрочем, кусались все. Почти все - до крови. В основном это были слепни самых разных модификаций, которые летали над головами на бреющем полёте и пикировали без предупреждения. Боцман, обгоревший накануне до отёков, прятался в тени. Мы с Димкой периодически заныривали в озеро, каждые десять минут смачивали водой банданы, что ненадолго спасало от жары, но не от пернатых, которые после каждого купания утраивали свои атаки. Чтобы хоть как-то избавиться от надоедливых друзей, мы бегали по берегу, махали руками до полного высыхания. Затем работы возобновлялись минут на пять, после чего весь процесс повторялся снова. В результате, баня была готова часов через пять.
В ожидании, пока прогорят дрова в печи, решили убить время рыбалкой. Черви, решив, что испытаний на сегодня явно маловато, устроили нам проверку на выживаемость и дружно стухли без предупреждения. Попробовали ловить на слепней - клёв хороший, но потенциальная наживка, только увидев, что наши руки теперь заняты длинными "телескопами", сразу же ринулась на штурм. Рыбалка закончилась минут через пять…
Спасла баня. Она уже готова, мы тоже. Идём париться!

22 ч. 20 мин.
У-у-ух! Банька явно удалась! Давно так не парились!!! Аж полиэтилен расплавился. Сколько заходов сделали - боюсь соврать. Рожи у всех красные, довольные.
Уха уже готова, ОН разведён, садимся. Сегодня у нас запланирован приём в Гоблины.

3 августа 2004 г.
22 ч. 28 мин.
"Ой, где был я вчера - не скажу, хоть убей…"
Вчера состоялся праздничный ужин, посвящённый, во-первых, банному дню, а, во-вторых, приёму в племя Гоблинов четырёх новых членов. Испытания водой, ветром, солнцем и слепнями они выдержали достойно. Напоследок мы устроили им поодиночке небольшое шуточное испытание высотой. После этого каждому было дано походное имя: Диме - Базилио (за круглые темные очки), Ольге - Совесть (без комментариев), Лене - Клёпа (за широкие прорезиненные рыбацкие штаны ярко-жёлтого цвета), Гале - Вжик.
Во время торжественного ужина мимо нас прошла группа на пяти "Тайменях" под белорусским флагом и встала на стоянке напротив. К этому моменту мы уже дозрели до песен, а Боцман и Вжик уединились в палатке. Через некоторое время с противоположного берега стали раздаваться робкие напевы. Напевы постепенно крепли. Последовал обмен гимнами, затем в течение получаса оба берега старались друг друга перепеть. Победил опыт. После исполнения Леной концептуального произведения "Молодость моя - Белоруссия" последовало приглашение в гости. Мы ответили своим приглашением, и ещё около пяти минут происходил обмен любезностями. Мы сдались первыми, вчетвером стащили кат и только было собрались отчалить, как на шум выскочили Боцман и Вжик. Отправились вшестером, как положено с "Из-за острова на стрежень". Встретили нас крайне гостеприимно. Оказалось, группа молодых учителей из Слуцка с учениками, на Охте - второй раз. Пели песни, травили байки, "обменивались опытом" и адресами. Пили наш коктейль и белорусскую водку, которая, честно говоря, не понравилась. Видимо, она нас и сгубила.
Изрядно посидев, загрузились на кат и по синусоиде отправились к своему лагерю. На берегу выяснилось, что утеряна Ленина сплавная кеда. Мы вдвоём с Боцманом минут двадцать колбасились в протоке между лагерями в поисках утерянного обмундирования, но тщётно.
Дальнейший ход событий, честно говоря, описать сложно. Как и когда народ расползся по палаткам - история умалчивает, так как свидетелей не было.
Утро… "Лучше бы я умер вчера", - такая предательская мысль вертелась в голове у всех. Сказать, что личный состав плющило со страшной силой - ничего не сказать. Тем не менее, в сомнамбуле народ свернул лагерь и в 14.30. мы покинули гостеприимный мыс. Белорусы же остались на плановую днёвку.
Сразу взяли курс на Остров Добрых Духов. Место, не зайти на которое, сплавляясь по Охте, я бы приравнял к уголовному преступлению. Сам остров вытянут с запада на восток примерно на полтора километра. У западной его части расположено две бухты; одна с южной стороны, другая, главная, с северной. Несчитанное количество самых разнообразных памятников туристического зодчества предстало перед наши взором. Беседка и колодезь с торчащими из него ногами, пулемёт "Максим" и компьютер, чудо-юдо-рыба-"воблядь" и качели для мамонтов, сундук на цепях и колесо для гадания... И неимоверное число идолов, различных маленьких поделок. Нечего и говорить, что всё сделано из подручного материала, в основном дерева.
Мы оставили свою запись в Духотеке, хранящейся в деревянном сундуке, покатались на качелях, выложили в южной бухте из камней слово "Владимир" и устроили перекус в северной бухте.
Еле-еле добрались до плотины на северном берегу озера и остановились у стоянки метрах в ста справа. Сходили на разведку. Плотина представляет собой широкий, почти во всю реку, слив по бревнам, разделённый опять же брёвнами на несколько отдельных потоков. Сразу за плотиной - несложная шивера, метров сто длиной. Проходимыми представлялись, на наш измученный нарзаном взгляд, два слива ближе к нашему берегу. Однако идти плотину сегодня ни у кого желания не возникло, поэтому на редкость дружно и радостно народ принял известие об остановке на ночь. Метрах в ста к востоку обнаружили ещё одну стоянку, менее загаженную; перебрались туда.
После обустройства лагеря все занялись разными делами: девушки набрали немного грибов, мы с Димкой ходили на байде порыбалить, Боцман, как обычно, спал. Немного позднее я с Леной прогулялся до плотины. В сливе, причём в одном и том же месте, вытащил на блесну штук двенадцать приличных окуней. Брали сразу же. На обратном пути встретили первую увиденную в Карелии гадюку, которая тихо лежала поперёк тропы, где полчаса назад прошли мы, и никуда не торопилась.
Ужинали быстро, но вкусно. Поправили здоровье под свежесделанные маринованные грибочки. Уразумев, что "неосторожный опохмел ведёт к длительному запою" решили расходиться по матрёшкам и укладываться баиньки.

4 августа 2004 г.
15 ч. 16 мин.
Сегодня вышли около полудня. Первым плотину прошёл кат, без приключений, и встал сразу за сливом справа, чтобы сигнализировать нам проход. Тут произошла неувязочка: слив с воды совершенно не виден, я не понял сигналов Боцмана и забрал слишком влево. Ошибка стала очевидной слишком поздно: пытаясь резко уйти вправо и вписаться в слив, мне не хватило места и времени, в результате я крепко посадил байду точно серединой на бревно так же точно посреди слива. Сели намертво. Специально так не получится. Выбраться некуда - с обеих сторон несутся потоки воды по скользким брёвнам. Народ с ката не нашёл ничего лучше, как для начала нас сфотографировать. Только потом у Боцмана и Базилио проснулась-таки совесть, и они попробовали бросить нам "морковку", дабы попытаться стащить судно. Неудачно. Решили обойтись своими силами. Балансируя, как цирковой медведь, на бревне вместе с байдой, кое-как выбрался, еле-еле примостившись на маленьком незанятом фрагменте бревна. Осторожно стащил "Таймень" и едва успел в него запрыгнуть, как байду подхватило течением, и мы миновали слив. Кат дождались после шиверы. При беглом осмотре печальных последствий для шкуры не обнаружили.
Почти сразу за шиверой - порог Олений, миновали по основной струе сходу. Поняли что это он, только когда очутились в Корнизозере, последнем озере на маршруте. С полчаса ловили рыбу - много окуней и одна щука.
Сразу за озером начинается длинная, но несложная шивера. Русло раздваивается, здесь надо уходить в левую протоку, в которой расположен Пичепорог. Справа, судя по описаниям - мелкий шкуродёр. Перед самым порогом на правом берегу - стоянка, оккупированная ярославской бандой. По всей видимости, пипл устроил здесь днёвку и развлекается, кто во что горазд - купается, ловит рыбу, обкатывает порог, загорает и просто спит. Зачалились на правом берегу перед лагерем и отправились смотреть порог. С воды видно только его начало, основная часть прячется за S-образным изгибом реки. В целом порог несложный, представляет из себя длинную, метров 300-400, довольно быструю и бурную шиверу, расположенную на нескольких плавных поворотах реки. Осмотреть его желательно если идти на байде, так как в одном-двух местах нужен энергичный манёвр от одного берега к другому. Прокатились как обычно: сначала кат, затем байда. После порога обе протоки соединяются и на правом берегу есть неплохая стоянка в заливчике, где мы остановились, дабы освободить "Таймень" от воды и заодно перекусить. Пока я писал дневник, Базилио выудил ещё одну щуку.

5 августа 2004 г.
20 ч. 15 мин.
Что-то лень мне было вчера вечером садиться за свои опусы. Поэтому продолжаю описание минувшего дня.
Покинув стоянку после Пичепорога, вскоре подошли к порогу Кожаный, миновали сходу: недлинная шивера, в середине - небольшой слив, в котором надо уйти вправо. На стоянке у порога готовилась к выходу "молодёжь".
Шли не торопясь, по пути на длинном плёсе ловили окуней. Перед Ойнегайне, расположенном на левом повороте, нас нагнала группа из двух здоровенных, как авианосцы, катов, грузоподъёмностью раза в два превосходящих наш. Восседали на них шесть не менее объёмных мужиков в камуфляже и две совсем не объёмные девушки. Глядя на мужскую часть экипажа, становилось понятным, для чего промышленностью выпускаются такие дредноуты. В нашем кругу их сразу же прозвали "генералами". "Генералы" сходу прошли Ойнегайне. Глядя, как кат проваливался в слив, мы зачалились на правом берегу для осмотра. Порог короткий, заход несложный, в конце имеется метровый слив и несколько бочек. Для начала прокатились мужской частью на катамаране, с нами шла Ольга-Совесть. Ощущение провала, лёгкий душ, всеобщий восторг - и мы уже в разливе чалимся к плитам. Затем последовало длительное блуждание по берегу, задумчивое чесание репы в созерцании слива. Эти магические действа совершались с целью поиска ответа на вопрос: идти на байде или нет. Собственно говоря, в том, что байда пройдёт, никто не сомневался. Сомнения были в количестве воды, которое наберётся без фартука, ещё точнее, что её количество превысит грузоподъёмность судна и до берега придётся добираться не в байде, а рядом с ней. Гордиев узел лихо разрубил Боцман в тот самый момент, когда я уже направился к месту старта с намерением всё-таки поиграть в подводную лодку. Смотрю, а неизменный соратник уже провёл корабль практически до слива. Пришлось присоединиться, и мы завершили проводку вдоль правого берега по плитам. Что ни делается - всё к лучшему.
А время уже наводило на мысль, что пора бы искать стоянку. Рядом, метрах в пятидесяти от "генералов", таковая имелась, но перспектива вставать по соседству почему-то никого не радовала. Поэтому мы с Боцманом быстро спустились метров на пятьсот вниз, где в начале очередного переката и нашли не ахти какое, но стойбище. Остановились там.
Пока я ловил рыбу на перекате, мимо прошла "молодёжь". Не устаю удивляться графику их движения! По противоположному берегу бродила троица рыбаков, видимо из местных, поэтому пришлось повысить бдительность.
Некоторое время мучались в сомнениях, разводить ли жидкость из канистры, т.к. убывала она почему-то катастрофически быстро. Парадокс, над которым долго будут ломать головы лучшие умы человечества: мужским составом в прошлые года продукт употреблялся в гораздо более скромных количествах, значительная часть его применялась как валюта, многое возвращалось домой. В этот же раз… Это я к тому, что сомнения решились достаточно быстро в пользу "разводить", что и было сделано с половиной оставшегося содержимого.
Спать легли рано. В полной мере прочувствовали, как правильно мы поступили, когда решили отойти подальше от "генералов". Долго не давали уснуть песни из соседнего лагеря под дребезжащий аккомпанемент безнадёжно треснувшей гитары…
Сегодня день был полон впечатлений. Встали около 8.00. Быстрый завтрак, выход на воду. Погода, наконец, решила вести себя по-карельски, поэтому немного испортилась. Периодически накрапывает моросящий дождик, если это количество влаги можно назвать дождём, причём в основном, почему-то, на порогах.
Минут за пять дошли до Лоунапорога, осмотрели по правому берегу. Шиверообразный порог, в конце - несколько сливов по ширине реки, на выбор. Везде необходим слалом. Мы предпочли в середине порога уйти вправо, с тем, чтобы миновать слив с плоской подковообразной плиты по центру, ближе к левому берегу. На наш взгляд там велика вероятность сесть на кате или сложить байду, во всяком случае, при нашей низкой воде. На кате шли с Вжиком. Точно уйти вправо не успели, поэтому слегка засели, но ненадолго. Потом с Боцманом прошли на байде, почти чисто, только в одном месте, опять же при уходе вправо, немного не успел забросить корму в чистый проход, поэтому едва нас не развернуло задом наперёд. Спасибо Боцману - вовремя выскочил, удержался.
За порогом на левом берегу собиралась хохляцкая группа в "жовто-блакитных" спасах. Практически сразу идут две короткие шиверы, в общем-то, их можно даже назвать порожками. Во всяком случае, если уж Немес, Кожаный, Олений, именуются порогами, тем более именными, то я не вижу причин не назвать порожками эти две шиверы. Тем более что у них есть даже какие-то сливы. Проходятся без проблем по основной струе.
Не торопясь прошли очередной плёс и вот показался Хемег. Перед ним стоит "молодёжь". Зачалились рядом для осмотра. Из того, что мы успели увидеть на Охте, этот порог я бы назвал самым красивым. Перед его началом река делает поворот вправо, затем влево на 180 градусов в виде подковы, берега резко сужаются и поднимаются скальными стенами над водой. Течение резко ускоряется и несёт по валам метров 150 до широкого разлива. Потенциальные проблемы возникают в двух местах. Примерно в середине порога - сильный прижим к выступающей скале правого берега, после которого надо пересечь струю и уходить влево. Правый выходной слив забит острыми камнями, в нашу воду непроходим. Левый - чистый, только на выходе торчат три обливняка, их надо оставить слева, проход по краю ровной плиты по правому борту.
Как обычно, сначала прошли на кате, из дам настала очередь Лены-Клёпы. Потом с Боцманом оседлали "Таймень", попрыгали по валам, увернулись от прижима, в последний момент закинув корму, пересекли струю и с довольным видом выскочили в разлив по намеченному плану, сорвав небольшие аплодисменты. Оба раза прошли совершенно чисто. Остались подстраховать "молодёжь", которые решили пройти мужской частью команды. Ребята не успели уйти от прижима, в результате кильнулись и их потащило в правый слив, где они и застряли в камнях отдельно от байды. Мы с Серёгой выловили ниже уплывший запасной спас, собравшийся было штурмовать сходу Кивиристи; ребята же отказались от помощи, перетащили через каменный завал байду, прыгнули в неё с обратной стороны и направились к берегу. В благодарность за проведение спасработ мы заработали полпачки сигарет "Золотое кольцо". Вовремя, т.к. у нас с ними тоже появился напряг, благодаря местным лешим, которые каждое утро похищали у Базилио с вечера открытую пачку. Сразу же наблюдали проход "генералов" и "хохлов".
Пересекли разлив, остановились на левом берегу перед первой ступенью Кивиристи. Перед нами обнеслись "качки", стоявшие здесь ночь, и "генералы". Тропа обноса широкая, можно проехать на танке. Воспользовались, перенесли вещи и байду. Вместе с "качками" наблюдали прохождение Кивиристи "хохлами". Долго любовались красотой порога, жалели что нет рядом монстров, встреченных нами на Юлеозере. Ужасно хотелось покорить Кивиристи, но благоразумие взяло верх. С тоской обнесли кат за каньон третьей ступени, сфотографировали на прощание гордый порог, не прощающий ошибок и легкомысленного к себе отношения, о чём красноречиво говорили таблички над второй ступенью, и отправились в путь.
Пороги Белый и Чёрный шли сходу по основной струе, перед Печкопорогом остановились для осмотра. После длинной прямой шиверы находится слив под правый берег, в который надо точно вписаться во избежание ремонта, далее шивера продолжается. Кат прошёл в своём основном составе, остановился для подстраховки после слива. Мы с Леной прокатились с ветерком, точно вписались в слив, приняв при этом хороший душ. Свою порцию бодрящей воды получили оба, в основном, конечно же Клёпа. Со слов наблюдателей с катамарана, в какой-то момент байда совершенно скрылась в брызгах. Жаль только, не догадались щёлкнуть фотоаппаратом.
Не останавливаясь, миновали шиверу, и, не заметив, порог Петрушка. После Петрушки остановились, в основном, чтобы освободиться от воды, которой нас щедро одарил Печкопорог. Заодно перекусили. Во время краткого обеда Совесть попыталась затеять бузу на тему "А не дойти ли сегодня до Охтопорога?" Сие предложение при всеобщем рассмотрении не показалось целесообразным, поэтому решили встать где-нибудь между Муравейными порогами.
На длинном плёсе перед Муравейными порогами сделали ещё одну остановку с промысловыми целями. Девушки собирали грибы, мы ловили рыбу. У меня сорвалась приличная щучка килограмма на два, самое обидное, что прямо из рук. Неудачу сполна компенсировал Базилио. Уже отправляясь дальше, заметили в кустах стаю уток. Тут же у Димки проснулся охотничий инстинкт, хотя, справедливости ради надо отметить, что он (инстинкт) и не засыпал. Подойдя вплотную к кустам, наш охотник подранил приличного селезня, который сдуру ломанулся прямо на кат, где его одним движением руки ловко поймал Боцман, точно за шею.
Закончив промыслы, отправились дальше и вскоре достигли Муравейных порогов. После второго остановились на ночлег. Во время обустройства лагеря мимо, в который уже раз, прошла "молодёжь", подтверждая свою репутацию полуночных странников.
Из утки получился шикарный супчик, под который единогласно развели жалкие остатки из канистры. На второе предполагался плов по-адмиральски, но тут я малость облажался с количеством риса, в итоге получилась "мишкина каша". Пришлось несколько раз откладывать из котла излишки риса на прикорм.

Дальнейший ход событий восстанавливаю по памяти уже во Владимире.

6 августа 2004 г.
Утром мы не предполагали, что провели последнюю ночь на Охте. Планировалось сделать ещё одну стоянку на Охтапороге, чтобы с утра выбираться в Кемь. Получилось всё иначе.
Утренние сборы не заняли много времени, хотя мы и не торопились. Быстро миновали ещё два Муравейных порога и шиверу у разрушенного моста старой лесовозной дороги. Длинный плёс перед порогом Тютерин шли не торопясь, ловили рыбу. Сам Тютерин вовремя не заметить сложно. Шум его слышен издалека, хорошим ориентиром служит широкая поляна прямо перед порогом на левом берегу. Мы с Леной, оторвавшись от остальной группы, успели до подхода наших осмотреть порог. На широкой поляне сворачивали лагерь несколько групп: калужане, "качки" и "молодёжь". Во время осмотра "молодёжь" сообщила, что кто-то из калужской группы пытался вчера пройти на байде, в результате ремонт окончился только сегодня. Сам порог представляет широкий, относительно пологий слив до 2-х метров по плитам. Дело осложняется торчащими в хаотичном порядке острыми зубьями. За сливом - короткая и мелкая шивера. Возможное в высокую воду место прохода у левого берега при нашей воде было совершенно сухим, с него мы осматривали порог. Как раз подошли наши и мы, не мудрствуя лукаво, быстро обнесли кат и байду, даже не разгружая.
Следующий плёс был пройден аналогично предыдущему, т.е. еле-еле. Сход ещё одной щуки. Через час достигли порога Курна, возле которого на правом берегу - шикарная стоянка. Жаль, что не встали здесь. Очень рекомендую устраивать здесь последнюю ночевку, т.к. на Охтапороге стоянки изрядно загажены. Догнавшие нас калужане устроили катание в пороге в спасах, Димка, насмотревшись, последовал их примеру.
От Курны до Охтапорога около десяти минут хода. Народу - немерено. Кроме групп, стоявших на Тютерине, там уже колбасилась приличная по количеству народа банда на нескольких здоровенных рафтах. По некоторым приметам (например, наличие бензопилы) мы сделали вывод, что это так называемая "организованная" платная группа.
Порог начинается каменной грядой, перегораживающей реку слева направо. Узкий проход есть только у левого берега, где находится сложный слив. Дальше порог на протяжении 200-300 метров продолжается бурной шиверой с приличным уклоном. Как рассказали очевидцы, в сливе сегодня выбило из упоров одного из "генералов". "Качки" отложили проход до завтра, а калужане и "молодёжь" решили не рисковать и обнесли порог, тем более что они собирались сегодня быть в Кеми. Мы последовали их примеру. После обноса встали на перекус, устроили вече. Стоянки все, извините, засранные, но и ночевать в Подужемье, в непосредственной близости от стойбищ аборигенов, желания было мало. Вече постановило идти быстрым ходом, если встретится приличная стоянка, то ночевать.
После Охтапорога течение резко замедляется, река становится широкой - начинает сказываться подпор плотины Подужемской ГЭС. 1,5-2 километра - и мы уже двигаемся по Кеми, которая в этом месте очень даже приличной ширины. Получилось так, что от порога до Подужемья мы добрались примерно за 1,5 часа. Забрезжила реальная перспектива оказаться сегодня уже в Кеми, и мы решили воплотить её в жизнь.
Под антистапель выбрали место перед бетонной дамбой на левом берегу. Напротив стоял местный Уазик; подошли, поговорили с водилой. Выяснилось, что автобусы в Кемь не ходят, местные за доставку берут 1 тыс. руб., сам везти отказался, сославшись на то, что ждёт с рыбалки начальство. Метрах в двадцати разбирались калужане, которых встречал автобус. Нас не встречал никто, поэтому мы с Базилио отправились в посёлок, дабы разузнать, каким образом местное население попадает в Кемь. Интересное оно всё-таки, это местное население! Автобусы ходят, причём до 9 часов вечера. Забавно, какой смысл водиле был нас обманывать, если всё равно сам не повёз?
Так как до последнего автобуса оставалось чуть более часа, то был объявлен аврал. Народ было кинулся разбираться-собираться, как погода решила внести свои коррективы. Пошёл дождь, самый сильный за время нашего пребывания в Карелии. Вещи успели немного промокнуть, сами тоже. Дождь кончился минут через двадцать, но всё равно мы безнадёжно не успевали на автобус. По окончании просушки и упаковки рюкзаков решили попытать счастья, и пошли с Боцманом на Мурманскую трассу ловить попутку. Бывает же! Не успели выкурить по сигарете, как тормознули Уазик (прямо как после фанты) с фургоном. Извозчик, молодой парень, согласился доехать за оставшейся у дамбы бандой и доставить её к вокзалу Кеми за символическую плату в 300 рублей.
В результате вышеперечисленных событий, мы оказались на вокзале в начале двенадцатого вечера. В здании уже слонялись без дела несколько групп, в том числе и "молодёжь". Сразу же взяли билеты на утренний поезд, правда, в разные вагоны. Два места в вагоне с "молодёжью", четыре - через вагон.
Покупку билетов отпраздновали двойным походом в ближайший магазин за пивом!!! Нирвана.… Кстати, это единственное, что я мог сказать после первого глоточка. Утолив, как следует жажду, затеяли праздничный ужин (уже 7-го августа), после которого отправились на первый этаж к камерам хранения устраиваться баиньки в стиле "а-ля бомж".
Поезд наш задержали более чем на три часа, поэтому отправились мы из Кеми уже во втором часу дня. Практически весь день просто отсыпались. Под вечер в гости пришли Саша с Юлей из группы "молодёжи". Сидели долго и весело, обменивались впечатлениями, травили байки, уничтожили все запасы.
8 августа, в Москве, на первой же электричке добрались до Курского вокзала, сразу пересели на автобус - и вот мы уже дома.

Некоторые выводы, сделанные дома

1) Охта - действительно универсальная речка. Интересна и новичкам и бывалым.
2) Рыбалка хороша. Достаточно иметь спиннинг с набором блёсен, лучше небольших вращалок - и без рыбы остаться сложно.
3) Народу - немерено. Поэтому для тех, кто любит уединение, лучше подыскать что-нибудь другое. Вообще, в Карелии таких мест, наверное и нет. В плане загаженности стоянок Охта смело занимает первое место из того, что я видел до сих пор.
4) Исходя из пункта 3, распорядок дня лучше сместить на 2-3 часа раньше. Ранний подъём и выход будет с лихвой компенсирован отсутствием проблем с поиском стоянки. Пару раз мы так поступали, и в то время когда основной народ находился в поисках места, у нас уже был разбит лагерь.
5) Соотношение мальчиков-девочек всё-таки надо смещать в сторону первых. Отступление от классики 4:1 чревато последствиями: если при таком соотношении ещё можно переспорить прекрасный пол и принять разумное решение, то при равном составе начинается разброд, а спирт уничтожается почему-то в повышенных количествах :-).

Благодарности

В заключении хочется сказать огромное спасибо помогавшим мне людям:
1) Канищеву Сергею - за компьютерное обеспечение и моральную поддержку;
2) Котову Юрию - за сканирование фотографий;
3) Бесову Александру - за предоставленные цифровые фотографии;
4) "Скитальцу" и лично Слепцову Илье - за сотрудничество;
5) Тов. Сталину - за наше счастливое детство :-).