15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2003
Июль 2003 г.

Автор - Зарубин Андрей (Усть-Илимск)

Веб-сайт автора: "http://buroonduk.narod.ru" rel="nofollow"

Участники:
Зарубин А.В. Зарубина Н.В.

Байдарка «Таймень-2»
Р. Эдучанка

Есть места на земле, находящиеся «под боком», в твоем районе, но до них не доходят руки, или ноги. Кажется «уж сюда то, я всегда схожу». Оставляешь такие маршруты на потом, думаешь, чем дальше заберешься, тем интереснее. Проходят годы, а все еще не был там и там… где хотел побывать много лет назад. Потом сходив в небольшой «домашний» поход открываешь «Америку». Таким открытием стал поход по Усть-илимскому водохранилищу, от речки Эдучанка до Усть-Илимска. Моя жена Наташа, с трудом согласилась пойти со мной в этот поход: «Грести пять дней по «морю», - это скучно», но в первый же день получила столько впечатлений, что не пожалела о содеянном. Я постарался идти в таежном стиле – не быстро, и не медленно, не ставя рекордов скорости, и не сидя на месте, так как будто постоянно живешь на природе.

«Море» - так у нас называют водохранилище. Коротко и удобно. Название досталось от эпохи «рукотворных морей». Усть-Илимская ГЭС одна из крупнейших в стране. Эх, сколько затопили земли и тайги. Трехсотлетние деревни, пашни, луга, все ушло под воду…

Первый день

"Старт"

От Усть-Илимска, по Братскому шоссе, до моста через речку Эдучанка доехали за 1ч. 15 мин. (на «Жигулях»). Выше моста, на удобной площадке, собираем байдарку и упаковываем вещи в гермомешки. За нами, с моста ненавязчиво наблюдают местные детишки. Через сорок минут сборов отчаливаем. Река шириной 30 метров, течение спокойное. Вдоль левого берега – дома, бани, огороды. Правый берег – дремучий лес. Примерно через полчаса начались пороги. Река подошла к хребту и сузилась до 3-5 метров. Каменная россыпь по правому берегу. Верхнюю часть порогов прошли вдвоем. Чувствую, дальше надо смотреть – русло забито камнями. Выходим на берег, иду вниз по камням смотреть пороги. Пороги в наши планы не входили – я ничего про них не знал. На карте, Эдучанка плавно сливается с Усть-Илимским водохранилищем. Ожидались топляки, забитый бревнами залив, но ни как ни камни. Обнос проблематичен – здоровенные булыганы по берегам не вдохновляют на переноску тяжестей. Намечаю траекторию движения, хотя выбирать особо нечего – речка сузилась до двух метров, воды маловато, камней многовато. Нижняя часть порогов не проходима в такую воду. Большие надводные камни – проходы между ними забиты камнями поменьше, сложная линия движения не дают шансов благополучно пройти пороги на нашей байдарке. Ставлю Наташу на фотосъемку, и вперед! Берега сливаются в одну сплошную полосу – все внимание к воде. Совсем не улыбается продырявить сейчас байдарку. При скатывании с камней, упираюсь в дно веслом – хочется облегчить участь байдарки. Удары о камни весьма ощутимы. Удачно выбрасываюсь на камни в намеченном месте – дальше не пройти даже одному. Пока по камням перетаскивал байдарку ближе к берегу, подошла Наташа. Отдал ей весла. Причальный конец привязал к шпангоуту, и регулируя длину веревки повел байдарку наподобие рыбацкого «кораблика». Метров через сто подошли к стоячей воде – начинается Эдучанский залив. На прохождение порогов ушло около часа. Интересно, посмотреть бы на эти пороги в середине мая, в пик весенней воды.

От Эдучанки до Усть-Илима    От Эдучанки до Усть-Илима
Через пороги

Эдучанский залив довольно большой, около восьми километров. Залив окружают высокие берега. На выходе из залива остановились отдохнуть и искупаться. Отличный пляж – ровное дно, песок и чистая вода. Обедать рановато – идем дальше вдоль берега. Недавно в этих местах прошли пожары. Сосны стоят обугленные, на ольхе и березе пожухли листья. Остро пахнет гарью. Подул восточный ветер, быстро поднялась волна. Подбрасывает как на качелях. Хорошо, волны широкие, не сильно захлестывает. Идем параллельно волнам, - не совсем приятная ситуация. Постепенно заворачиваем в залив Мельничный – здесь потише. Для обеда подыскали узкую песчаную полоску. Волна взбаламутила воду, пришлось ехать за чистой водой в открытое «море».

После обеда пересекаем Мельничный залив. На мысу много людей, машин. Шум, гам, громкая музыка – народ отдыхает, пьянствует, купается. Многие приехали сюда на выходные – на берегу стоят палатки, в воде видны сети. Такой отдых не для меня – люблю тишину и безлюдье. Сюда выходит дорога с братского шоссе. Дальше по берегу пристань, стоят дома, склад леса, козловые краны. После построек, на мысу остановились отдохнуть - отсюда будем пересекать «море». Ширина в этом узком месте пять километров. Курс держим на мыс, у залива Шумка. Видны песчаные обрывы. От берега до берега шли 1 ч. 15 мин. Остановились на ночлег на краю старой вырубки. Молодые сосны достигают высоты 8-9 метров. Наткнулись на старую оборудованную стоянку: столик, лавочки, таганок. Пару лет здесь никто не останавливался - на кострище вырос кустик шиповника. Приятное веселое место.

После ужина, Наташа уселась на берегу читать, а я пошел порыбачить. Блесна – вращающаяся, с двойным лепестком. Дно здесь ровное песчаное, без коряг и водорослей. Рядом со стоянкой поймал щуку и окуня. Еще одна щука сорвалась. Понимая, что больше рыбы нам не надо, прекращаю рыбалку. На все дела ушло минут пятнадцать. Увидев меня с рыбой, Наталья долго не могла поверить, что я ее поймал:

- Ты, рыбу на берегу нашел?
- Посмотри, она совсем свежая! – уверяю я.
- Почему тогда она не шевелиться? – продолжаются недоверчивые вопросы.
- Я ее оглушил. Попробуй сама поймать.

"Ой! Поймала!"

Книжка в сторону, жена вооружается спиннингом. Напоминаю правила заброса блесны. После десятка попыток, блесна летит в нужном направлении. Иногда блесну сопровождают любопытные окуни, но у них не хватает смелости попробовать железяку на зуб. Пойманную рыбу жарю на сковороде – утром не надо будет готовить завтрак, да и холодная рыба вкуснее. Немного прошел по берегу, возле старого кострища нашел топор, видимо забыли рыбаки. Пролежал на земле не меньше года. Заберу с собой – хороший топор.
Вечером подсчитал пройденное расстояние. Прошли 26 километров.

Второй день

За ночь, натянуло дым – где-то на юге горит тайга. Видимость ухудшилась, противоположный берег плохо просматривается. Идем вдоль берега. Песчаное мелководье. Иногда моросит дождик. Тепло. Прошли заливы Боровой и Сухой. Встречаются стоянки рыбаков. У безымянного ручья вышли на берег набрать жимолости и листа черной смородины – будем заваривать чай. Обедали на узком каменном мысу.

"ИЛ-12"

После обеда пошли унылые места. Выход на берег плохой. Берега, густо заросли кустарником и завалены упавшими деревьями. Дымка еще сгустилась – стало пасмурно как перед дождем. Возле большого треугольного залива – островок. Рядом бакен. Место обжитое рыбаками, завалено мусором, кострище еще теплое. Осматриваем островок и решаем идти дальше. Дальше хороших мест для стоянок нет, видимо стоило остановиться на островке. Вдоль берега тянуться острова. Идем между цепочкой островов и берегом. Присматриваем место для стоянки. Ничего подходящего нет, ни на островах, ни на берегу - все завалено упавшими деревьями, берега достаточно крутые. У островов работает бригада по очистке берегов от топляков и упавших деревьев. Челюстным захватом вытаскивают бревна из воды, распиливают на определенную длину и укладывают на баржи. Одна баржа уже нагружена лесом, еще две ждут своей очереди. Хоть что-то делается для очистки водохранилища. Затоплено кошмарное количество леса. В байдарочном походе по Илиму в 1993 году, мы с Наташей видели огромные заливы забитые гниющим лесом – настоящие лесные кладбища. Хотя вода в «море», в последние годы стала прозрачнее (видно дно на глубине 3-4 метра), появились водоросли. По Илиму затоплена так называемая «Илимская пашня», кормившая когда-то Восточную Сибирь. Приилимье, на протяжении многих лет, снабжало продовольствием две «Камчатские экспедиции» В. Беринга. По Илиму проходил путь в Якутию, и дальше на Дальний Восток. Отряды казаков прокладывали дорогу к Тихому океану, в приглянувшихся местах строили остроги. От Илимского острога был волок на реку Лена.

Постепенно продвигаясь между островами, вышли к устью Илима. Пересекаем залив и останавливаемся на первом попавшемся островке. На островке есть ровная площадка для палатки и костра. После того как расчистил удобный выход к воде, стало совсем уютно. Не успели поужинать, пошел дождь. Под дождем ставим палатку. Чай пили сидя в палатке, под стук капель дождя. Наблюдаем, как буксир тянет огромную связку плотов в сторону Усть-Илимска. Вязанка плотов растянулась метров на двести. Скорость небольшая, можно догнать на байдарке. Дождик ослаб. Одеваю накидку от дождя, и иду на берег побросать блесну. На втором или третьем забросе, на блесну «садится» окунь. После поимки нескольких окуней, зову супружницу поучаствовать в рыбалке. Наташа с недоверием отнеслась к этому занятию, но после первого пойманного окуня, настроение резко изменилось - не смотря на дождь, с азартом таскала рыбу. Окуни весом 250-300 грамм. Закончили рыбалку уже почти в темноте. Всего поймали 16 окуней. Пойманную рыбу посолил – отвезем домой.
Прошли за день 31 километр.

Третий день

Ночью была сильная гроза. Казалось, небо раскалывается прямо над головой. Как бы молния не жахнула в наш одинокий островок. Эффект грома усиливали окружающие Илим сопки. Когда пауза между молнией и громом стала увеличиваться, спокойно уснул, - гроза уходит. Дождь не дает рано выйти – долго дрыхнем в палатке. Основательно выспавшись, вылезаю из палатки. По склонам сопок поднимается туман – фантастические картины, какое-то ощущение нереальности происходящего. Долго стою, смотрю. Ради таких минут стоит выбираться из города. Наш островок – центр вселенной, а вокруг вращается мир. Это туман создал ощущение оторванности от остального мира.

От острова идем вдоль берега, курс на «сужение». Проходим край заливов и островов. В древние времена здесь проходила зона сжатия земли. Образовался хребет названный людьми «Ряжи». Участок суши от Илима до речки Бадарма по левому берегу, и до речки Жерон по правому, очень интересен в плане туризма. Множество сопок, стометровые скальные стенки, провалы-каньоны, подземные трещины-пещеры. Здесь находятся хорошо известные усть-илимским туристам скалы-останцы «Пять Братьев», «Симахинские Столбы» и другие менее известные скалы. Район до сих пор плохо изучен туристами, - народ крутит радиалки в основном возле «Пяти Братьев». Возможно сказывается отсутствие воды. Ручьев практически нет. Одна небольшая речка Симахинская. Воду можно найти только в небольших озерцах и болотах между скальных гряд.

На сужении переходим к левому берегу. Ширина водохранилища в сужении около километра. От сужения до Бадармы шли чуть более часа. На мысу, возле устья Бадармы, остановились на обед. Устье Бадармы окружают высокие сопки. Я планировал слазить на сопку поснимать пейзажи. Как назло опять нанесло дым, видимость плохая, правый берег скрылся из вида. Потом выяснилось, что кончилась пленка в фотоаппарате, а запасная осталась дома. Отменяем исследование местности до лучших времен – сюда день пути на байдарке из города. Чтобы утешится, пошел порыбачить. Тут же поймал щуку, а Наташа поймала окуня. Буду варить уху. Стоянка оборудована: есть столик, над костром натянут шнур для просушки вещей. Недостаток стоянки – мало хороших дров, точнее дрова есть, но за ними надо ходить. Люблю, когда дрова и вода в пяти метрах от костра. Обед затянули на три с половиной часа. В месте впадения Бадармы в залив, т.е. где кончается текучая вода и начинается стоячая (ну и наплел) находится «Бадарминский порог». Летом порог ничего из себя не представляет: вода стекает с лежащей поперек реки каменной плиты. Весной же, в середине мая, в пик весеннего половодья, сложность порога приближается к «пятерке». Довольно крутой слив, приличная «бочка» занимают почти всю ширину реки. Ниже всего этого безобразия бурлит пенный котел, метров пятьдесят быстротока и дальше тихая вода залива. Порогу предшествует шивера с валами и небольшими бочками. В особо высокую воду, в бочке переворачивало катамараны через корму, а про байдарки и резиновые лодки говорить нечего – река выплевывала гребцов метров на двадцать ниже порога. В 1973 году, перед затоплением Ангары и ее притоков, группы усть-илимских туристов (романтики комсомольских строек), в последний раз проходили Ангарские и Бадарминские пороги на деревянных плотах. Для троих это прохождение стало действительно последним – погибли в Бадарминских порогах. Над порогом, на скале, друзья погибших установили памятную плиту. С тех пор каждую весну на Бадарму съезжаются туристы и сочувствующие им. Долгое время, традиционно строились два-три деревянных плота, привлекались различные плавсредства: катамараны, байдарки, резиновые лодки, спасательные плоты. Было весело и интересно, но после того как молодое поколение стало брать с собой водки больше, чем могло выпить, я перестал ездить на весенний сплав. Стало скучно и неинтересно. Хотя, надо бы выбраться как нибуть...

От Бадармы до залива Черной речки, час хода. На ночлег остановились на каменном полуострове. Вечерняя рыбалка на блесну ничего не принесла. Поставил короткую сеть-сороковку.
Прошли 19 километров.

Четвертый день

Ночью опять гроза, дождь. Утром сырость, туман. Видимость метров двести. Если туман не рассеется, придется идти по компасу. Опыт есть, правда, не совсем приятные ощущения идти не видя берегов. Байдарка кажется такой маленькой, а «море» таким огромным. С выходом не торопимся. Из сетки достал десяток крупных окуней. Постепенно туман рассеялся. Пересекаем залив Черной речки. На мысу на каменном островке остановились отдохнуть. Здесь на блесну поймал несколько приличных окуней. Проехав «Ямный залив», остановились на сосновом мысу, - до города остался один переход. На обед жареная рыба. Погода разгулялась, появилось солнышко. Загораем, купаемся.

До устья речки Межница, конечного пункта нашего путешествия, доходим за два часа (с короткой остановкой на берегу). Отсюда, пешком до трамвая, примерно километр пути (до автобусной остановки примерно так же).
Прошли 17 километров.

Всего за весь поход пройдено 93 километра.