Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 744 0

Протяженность - 800 км. Число ходовых дней - 24. Сезонность - июнь - сентябрь. Категория сложности - I .

Маршрут проходит по Казахской ССР. Подъезд к началу пути - от города и станции Уральск. На этом участке маршрута пойменные леса протянулись более чем до половины пути. За селом Калмыково (454 км ниже Уральска) высокие лесистые яры встречаются все реже; ближе к морю берега становятся пологими, растительность исчезает.
В 16,5 км ниже Уральской пристани вход в Урало-Кушумский канал - начало оросительной системы.
В устье левого притока Барбастау неплохо ловится рыба, а на правом берегу Урала, у крутояра, удобное место для стоянки. Очень красивы места в 7 км ниже по течению - Кудряшов затон и Лубяной яр. Здесь сильное прижимное течение.
Миновав большой поселок Владимировку (79 км ниже Уральска) и ряд более мелких населенных пунктов, река подходит к поселку Коловертному с живописными окрестностями.
На 202-м километре на правом берегу Чапаевская нефтебаза, а за ней село Чапаево (бывший Лбищенск)- районный центр. В здании, где размещался штаб Чапаевской дивизии, музей В. И. Чапаева; можно осмотреть также бронзовый памятник полководцу, братскую могилу и памятник красноармейцам.
Ниже Чапаево населенные пункты встречаются реже. Через 21,5 км - устье реки Солянки (длина 46 км), соединяющей Урал с озером Челкар (площадь 24 тысячи га), расположенным между горами Сантас и Сасай. Воды озера солоны и непригодны для питья, но богаты рыбой. В жаркое время Солянка пересыхает.
За поселком Горячкином по правому берегу на протяжении 6 км тянется красивый Дыгинский яр красного цвета. Далее путь проходит мимо села Мергеневское, расположенного на высоком, безлесном Мергеневском яру. Затем на пути лесистый Станичный яр; на этом участке много заводей и мысков, лесные завалы, сильное течение. В 30 км ниже Мергеневского, у Денежного яра,- баржа для заправки судов горючим. Следующий большой поселок - Карши. Берега реки близ него лесистые.
На середине маршрута, в 400 км от Уральска, опасное место для судоходства, так называемая Кругловская прорва. Река здесь неширока; быстрое течение образует над глубокой ямой большой, сильный водоворот. Очень живописны лесистые берега у прорвы.
По мере продвижения вниз ландшафт меняется; все чаще встречаются безлесные берега, но удобных для стоянок мест по-прежнему много. У поселка Индерборский одно из самых интересных мест Зауралья - Индерские горы, Небольшие по высоте (52 м), причудливо нагроможденные скалы с острыми гребнями и мрачными ущельями окружают озеро, белое от кристаллов самосадочной соли, В озеро впадают соленые источники.
Продолжая течь по степи, Урал становится шире и глубже. По берегам можно видеть верблюдов. Почвы здесь солончаковые, берега порой вязкие, дно илистое. По мере приближения к Гурьеву чаще населенные пункты, много ветряков - с их помощью подается вода на огороды.
Маршрут заканчивается в Гурьеве - крупном промышленном и культурном центре, имеющем богатое революционное прошлое. В городе есть краеведческий музей. Останавливаться лучше на правом берегу, в районе речной пристани, где стоянка теплоходов, со-вершающих рейсы к Уральску. Гурьев связан с Уральском шоссейной дорогой (протяженность 540 км). На пароходе по Каспийскому морю можно попасть в Астрахань.
Одна из особенностей плавания по Уралу- сильные ветры, иногда делающие невозможным дальнейшее продвижение. Очень опасны быстрины у крутояров - их следует избегать, чтобы не допустить ударов судов о берег, что может вызвать обвалы.

Литература: 198, 210, 213, 225, 226.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию