15 января 2013
Тип материала: Лоция Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1998
Лоция Николая Капранова - 1998

Средний Башкаус: от Усть-Улагана до р.Тускол

От Улагана около 2 часов сплава по спокойной реке со скоростью ~ 7 км/ч. В 1 км выше пос. Кара-Кудюр навесной мост через Башкаус. От села Кара-Кудюр река течет в невысоких берегах, поросших лесом. Уклон до 5 м/км. Отмели, несложные перекаты. Через 35 минут сплава от устья ручья Кара-Кудюр(левый приток) к реке подходит дорога. Впереди, слева на склоне видны строения. Затем два ручья с левого берега, трудно различимые с воды, и через 5 минут после них первые две шиверы в невысоком скальном коридоре. Шиверы несложные, проходятся сходу. Характер реки меняется, долина сужается, берега-скальные выходы, скорость течения возрастает. Через 1 час сплава от Кара-Кудюра продолжается цепь несложных шивер, проходимых сходу.
П.88 - Через 1 ч 20 мин сплава от Кара-Кудюра. Поворот русла по дуге. Справа высокие скалы, слева скальный берег. Проходится сходу, однако иногда засорен бревнами. Через 12 мин сплава справа впадает р.Паспарта в узкой скальной щели. За ней две шиверы и через 10 мин сплава начинается каньон "Щель".
П.104 - Каньон "Щель". Каньон начинается на крутом левом повороте. Перед ним на высокой полке правого берега возможна стоянка. Скальные стены высотой около 25 м. Длина каньона 300 м. Несложный, идется на взаимной страховке, но может быть засорен бревнами, лучше просмотреть. В конце каньона высоко над водой перекинут скотопрогонный мост. Через 7 мин сплава левый водопадный приток. Здесь п.108.
П.108 - Большие валы, проходится сходу. Через 15 мин каньон "Глубокий". На 3 км до каньона "Глубокий" множество шивер и порогов средней сложности, разделенных плесами.
Каньон Глубокий: Ориентиры - за 500 м до каньона левый поворот в невысоких 20-ти метровых скалах. Берега высокие, но не отвесные, цепь шивер до еще одного левого поворота, перед ним, ближе к правому берегу большая скала, затем резкий правый поворот и река входит в каньон длиной 2,5 км. Из-за отвесных высоких скал каньон невозможно просмотреть сверху. Первые 600 м спокойные, затем на правом повороте п.116 - слив и два мощных обратных вала. Через 150 м слева небольшая валунная отмель, до нее от входа в каньон 8 мин сплава. Обязательна чалка к левому берегу для просмотра п.117.
П.117 - "Колючий". Правый берег - отвесная скала. В правой трети русла стоят последовательно три больших камня. Вход в порог слева, выход в правой части русла, прижим к правому берегу. Чалка за порогом в левую суводь. Далее до конца каньона сложных препятствий нет. Через 10 мин слева крупный приток Аспаты. Еще через 10мин берега понижаются - это конец каньона. Здесь неплохие места для стоянок, в частности перед подвесным мостом на правом
берегу напротив устья левого притока - Джондук. От устья Джондука слабые перекаты. Через 30 мин сплава со скалы правого берега впадает водопадный ручей. Сразу за ручьем река набирает мощь. Через 15 мин сплава слева впадает заметный ручей, справа отмель. Еще через 8 мин на левом берегу можно заметить остатки моста. Они видны метров за 300, перед левым поворотом. Через 5 мин сплава устье левого притока - Тускол. Здесь хорошая стоянка.

Нижний Башкаус

Через 5 мин сплава от устья Тускола с высокой скалы правого берега водопадом впадает ручей Московский - ориентир начала Нижнего ущелья Башкауса. Чалка к правому берегу в устье ручья для разведки п.133.
П.133 - "Безлюдный". Порог начинается сразу за устьем ручья длинной разгонной шиверой длиной 400 м, затем с интервалом в 100м следуют два ключевых места: обратный вал через всю реку и наиболее сложная часть порога с большим падением и несколькими ярко выраженными сливами. Мощные бочки, камень у левого берега с сильным навалом на него. Осмотр по правому берегу. Далее простые шиверы 134 и 135. Затем впереди видны огромные камни, перегораживающие все русло. Немедленная чалка к правому берегу - впереди один из сложных порогов Нижнего Башкауса - "Баррикадный".
П.136 - "Баррикадный". Начинается мощным навалом на скалы и река устремляется узким стремительным потоком в проход у правого берега. Уклон около 3 м/20 м участка, сильный сбой струй. Далее струя наваливает на скалы левого берега с мощным отбойным валом, основная часть струи проваливается в ворота, высота слива около 2 м. Далее еще одни ворота, попроще, но несколько засорены камнями. Затем у правого берега примерно 40 м потока и около 500 м сложной воды с множеством камней в русле, как сухих, так и полуобливных. Проход по левой части русла. Через 9 мин сплава от п.136 очередная связка порогов 141 и 142, до них несложные, но мощные шиверы.
П.141 - "Крутой". Ориентиры: светлый бом справа, сразу за ним чалка к правому берегу для разведки и обноса вещей за порог 142-"Мельница". Порог "Крутой" представляет собой систему крутых сливов с общим падением около 5 м. Длина 70 м. Основное направление струи в пороге справа налево, последняя часть порога наиболее крута - слив около 3 м. Сильный свал воды к скале левого берега, прижим к козырьку левого берега. Ниже слива огромный камень в русле делит поток на две неравные части: левая, более слабая струя выносит на валунную отмель, правая, более мощная через 100 м уносится в порог 142, у правого берега небольшая суводь для страховки и чалки перед "Мельницей".
П.142 - "Мельница". Длина 250 м. Сложный порог с непростой линией движения. Представляет собой длинную серию сливов в воротах самой различной конфигурации и заканчивается неприятным камнем с сильным навалом струи на него. Страховка реальна только в конце порога. Стоянка возможна только в конце порога на высокой полке левого берега, хотя и несовсем удобная, но разумнее пройти п.143.
П.143 - "Пирамида". Через 400 м после п.142. Простой струйный порог, за ним серия мощных шивер 144-148, проходящихся сходу. Перед самым устьем правого притока - Оныш два мощных прижима сначала к левому берегу, затем к правому. Чалка к правому берегу сразу за устьем Оныша. Здесь лучшее на Нижнем Башкаусе место для стоянки и дневки.
П.153 - Ниже Оныша в 5 мин сплава по простым шиверам 149-152. После левого поворота справа начинается скала, впереди виден карман в скальном выходе высотой около 5 м. Порог с неприятным карманом в скале правого берега и сильно засоренной камнями левой частью русла. Рекомендуется осмотреть с правого берега. Наиболее простой вариант прохода непосредственно у левого берега. Через 1мин сплава от п.153 ручей слева, а еще через 4мин справа со скалы высотой 70 м падает ручей. За его устьем начинается несложное п.154, требующее просмотра и, возможно, страховки для уверенной чалки перед одним из сложнейших порогов - "Ключевой".
П.155 - "Ключевой". Три ступени, сложный обнос вещей за весь порог по курумнику левого берега с элементами скалолазания. Перед порогом плес 200 м, чалка к правому берегу.
Первая ступень - горка, образованная огромными валунами, через которые мчится вниз кипящая река. Левая часть струи бьет в выступ скалы правого берега, за которой большая суводь.
Вторая ступень - серия неприятных ворот с косыми сливами и мощными бочками. Река вначале поворачивает направо, затем резко влево и начинается третья ступень, впрочем слитая в единое целое со второй. Здесь череда ворот, в правой части карманы в скале правого берега. После порога суводь у левого берега. На левом берегу ниже порога возможна стоянка.
После перечалки на правый берег требуется провести основательную разведку для выработки тактики прохождения связки "Капкан" - "Мясорубка" - "Каменный остров" - "Камикадзе". До "Капкана" 1,2 км.
П.156 - Длинная мощная шивера с линией движения по основной струе. На повороте переходит в п.157.
П.157 - Два слива: первый простой, второй более сложный, требующий четкого прочтения струй.
Согласно статистике, значительная часть трагических происшествий на этой самой серьезной связке порогов на Башкаусе происходила из-за ошибок, допущенных на последних перед "Капканом" препятствиях. Через 100 м после п.157 начинается п.158.
П.158 - Водопадный слив через всю реку высотой около 1,5 м. Затем струя наваливает на камень у правого берега. Прохождение этого участка лучше подкрепить серьезной страховкой.
П.159 - "Капкан". Слева бом, справа огромные валуны, обломки скал. Перед порогом заметен подпор. Обнос вещей по сложной тропе правого берега. Струя в пороге делится на два неравномерных языка: левый-основной шириной 4-5 м вначале полого падает на 2-2,5 м, затем подпирается обломком плиты с образованием мощной водяной подушки и вертикально падает вниз с высоты около 3 м. Правый язык в зависимости от уровня воды либо вообще полусухой, либо представляет собой дугообразную крутую горку. Ниже водопадного слива мощнейший прижим к береговым камням и к камням в русле. Вторая ступень порога относительно проста и более похожа на мощную шиверу. Перед плавным поворотом реки вправо небольшая суводь у левого берега, далее река устремляется в п.160-"Мясорубка".
П.160 - "Мясорубка". Один из сложнейших на Башкаусе. Начинается разгонной шиверой и состоит из целой серии ворот, в большей или меньшей степени засоренных обломками скал. В правой части в ключевом месте порога эти обломки носят название "Ножи Мясорубки". Реальный проход в левой части русла осложнен огромной глыбой, затрудняющей попадание в левую часть русла. Выходные сливы круты и весь порог заканчивается мощнейшей бочкой.
П.161 - "Каменный остров". Начинается непосредственно за последним сливом "Мясорубки" и представляет несколько сливов в двух протоках, разделенных небольшим островом из наваленных камней. Хорошо просматривается только правая протока, она заканчивается шиверой, без промежутка переходящей в п.162.
П.162 - "Камикадзе". Сложный порог, который не может быть обнесен и требует тщательной подготовки при прохождении. Возможны несколько вариантов, как самого прохождения его тактики. При ширине реки над основным сливом около 34 м (1-я ступень) возможна переброска вещей на пологий левый берег и прохождение порога на разгруженных судах. 2-я ступень очень мощная, начинается сразу после первой ступени на плавном левом повороте.
П.162 - Простое. Быстрая струя с валами по центру через 100 м после п.162.
П.164 - Крутой слив за локальным левым поворотом и через 50 м начинается п.165.
П.165 - Слева скальный бом, затем валунная осыпь с левого берега, в конце порога скалы на правом берегу на левом повороте реки, сужение с большой коричневой глыбой. Чистый слив у правого берега. Чалка на плесе за левым поворотом на правый берег для осмотра п.166 "Стиральная доска".
П.166 - "Стиральная доска". Несложный, но мощный. За ним простое п.167, переходящее без разрыва в сложное и мощное п.168.
П.168 - "Троглодит". Длинный участок реки (п.167+ "Троглодит") со слаломом среди обломков скал и камней и с мощной водой в конце участка с прижимом к левому берегу. Разведка порога по правому берегу. За порогом на правом берегу место для стоянки на песчаном пляже.
П.169 - "Свинья". Через 50 м после п.168. Коварный порог, клыки которого при небольшой и средней воде значительно осложняют его прохождение. Осмотр порога после перечалки на левый берег. Через 150 м чалка в суводи левого берега до выступающей в русло высокой глыбы для осмотра п.170 (500 м) и следующего сразу за ним п.171 (200 м). Возможна чалка к левому берегу непосредственно перед устьем ручья Кызылгак(правый приток). П.171 начинается сразу за устьем притока. В высокую воду чалка перед устьем Кызылгака значительно осложнена.
П.171 - Вначале два чистых слива в воротах, затем серия обливных камней в центре и навал на камень у правого берега и на выходе большой обливник в центре. За порогом плес 150 м. Линия движения весьма запутана, бочки держат, поэтому участок требует внимания.
П.172 - Шивера, не требующая особого внимания. Ниже на правом берегу в березняке неплохое место для стоянки.
П.173 - Начинается сложным нагромождением камней, свал к правому берегу, как правило, выносит в непроходы, уход влево затруднен, но необходим, выход по центру.
П.174 - Шивера, требующая просмотра для чалки перед сложным п.175, в середине которого с левого берега водопадом впадает р.Огозо. Разведка по правому берегу. Необходимо также наметить тактику прохождения очередной связки и место обноса вещей за пп.176-177.
П.175 - "Огозо". Серия мощных сливов через всю реку в локальных сужениях реки. Заканчивается за 100м до п.176.
П.176 - "Семейный". Мощный порог со значительным падением представляет крутую горку с огромными котлами после ключевых сливов. Короткий, но впечатляющий. Мощная струя ниже порога пстепенно затихает в извилистом скальном коридоре перед порогом "Упрямый".
П.177 - "Упрямый". Мощный порог на плавном левом повороте. Русло сильно засорено камнями, поток мечется среди них с сильными навалами на камни и береговые скалы. Заканчивается скальным сужением. На ровной площадке правого берега в конце порога оригинальная стоянка над рекой.
П.178 - Длинный порог (450 м), в котором можно насчитать 9 сливов, разделенных участками быстротока. Заход в первую ступень у левого берега, затем 5 ступеней по центру и три последних слива снова у левого берега. Начало сразу после "Упрямого". За порогом плес 200 м. Разведка по правому берегу.
П.179 - Две ступени, которые желательно просмотреть с правого берега. Первая ступень - несколько сливов, самые мощные в начале ступени, перед скальным сужением чалка к правому берегу для просмотра второй ступени, после нее плес 150 м.
П.180 - "Яйцо". Две ступени. Первая - дорожка валов и сливов перед локальным левым поворотом, после нее необходимо зачалиться перед второй ступенью к левому берегу. Эта часть порога более сложна. Правая часть реки перегорожена огромным камнем размером до 8 м ("Яйцо"), предпочтительный проход порога в левой части.
Через 90 м начинается короткий, но мощный п.181 в скальном коридоре, еще через 200 м несложный п.182, представляющий длинный пологий слив со стоячими валами. Далее до устья р. Ковалдут(правый приток) простой участок с несложными пп.183-187. Чалка перед устьем ручья Ковалдут для осмотра п.188 к правому берегу. Здесь есть площадка для стоянки.
П.188 - Мощная шивера с обилием камней, более чисто в левой части русла. За шиверой на правом берегу неплохое место для стоянки.
Через 50 м начинается длинная шивера (п.189), разведка по любому берегу. Затем перед левым поворотом чалка к левому берегу для разведки значительно более серьезного п.190.
П.190 - Резкое сужение русла, 200 м обилия камней и бочек. Ниже плес 200 м, в конце которого обязательна чалка к левому берегу для осмотра п.191
П.191 - Мощный порог на относительно прямом участке реки. Наиболее сложна выходная часть порога.
Перед резким правым поворотом чалка к левому берегу для определения тактики прохождения короткого п.192. Здесь возможна стоянка.
П.192 - Порог представляет собой горку с сильным навалом на левобережную скалу, ниже которой возможна чалка, как к правому берегу, так и к левому для организации страховки и съемки.
Дальше можно идти сходу до шиверы (п.196), расположенной на плавном правом повороте реки перед входом в каньон "Загадка".
П.196 - Шивера средней сложности. Длина 250 м, берега сложены валунами, вход простой, более сложно на выходе, где струя сжимается отвесными скалами до 12-15 м, уклон заметно возрастает. Перед входом в каньон на левом берегу традиционно завал из нанесенных рекой бревен. В каньоне плавный левый поворот, двигаться строго вдоль правого берега для 100% чалки к правому берегу перед п.197. Чалка весьма сложна в воду выше средней, тогда приходится выбрасываться на редкие прибрежные камни и идти по грудь в воде при осмотре и обносе вещей. В малую воду чалка к коренным камням правого берега.
П.197 - "Тесный". Один из сложнейших на Башкаусе. Просмотр по огромным валунам и глыбам правого берега. Длинная заходная шивера с несколькими мощными поперечными бочками. Затем прыжок с крутого слива правее камня в центре русла и через другой камень. Через 15 м весь поток устремляется в ворота шириной 2,5 м между левым скальным берегом и огромной скалой правее. Через 20 м ниже в центре русла еще одна огромная скала. Левый слив шириной около 2,5 м уходит под левобережную скалу с отбойника на правой скале, здесь виден карман. Правый слив широкий и безопасный, но в него будет трудно попасть при большой воде и высокой скорости течения. Основная струя бьет прямо в скалу.
Ниже порога озеро метров 40 длиной. Необходима перечалка и перевоз вещей на левый берег, опасная в большую воду, в крохотную суводь перед п.198.
П.198 - "Калибр". Мощный и коварный порог. Расположен на правом повороте. В створе порога на левом берегу удобное место для стоянки. Порог представляет серию сливов через гряды камней и заканчивается сильным прижимом к скалам правого берега. Сложность в значительной степени зависит от уровня воды.
После простой шиверы (п.199) справа впадает р. Ареан. Сразу после устья более сложная шивера с опасными навалами на камни (п.200), осмотр по правому берегу. Шивера (п.201) частично подтоплена.
Далее река расширяется и превращается в озеро длиной метров 800 с торчащими из него мертвыми деревьями, образовавшееся в результате мощного обвала горы с правого берега. След обвала виден издалека. Чалка к правому берегу перед резким сужением русла для осмотра нового порога "Селевой".
Порог "Селевой". Самый мощный и опасный на Башкаусе. Порог расположен на прямом участке реки, где раньше были пп.202-205. Длина порога около 500 м. Порог молодой, поэтому он ежегодно меняет свой вид. Мощные водопады, бывшие здесь раньше, исчезли. Весь порог завален крупными глыбами, уклон большой, вода мечется между глыбами иногда уходя под них. Непрерывные крутые сливы и мощнейшие бочки до предела засоренные камнями. Нижняя часть разбивается на две протоки, одинаково трудно проходимых. Выходные валы и далее быстроток. На всем протяжении порога эффективная страховка невозможна. Можно поставить только нижнюю страховку.
П.206 - Мощный порог сразу за предыдущим. Сильный бой в скалы правого берега.
П.207 - Мощная шивера. Начинается от бома левого берега. Далее длинная, около 1 км, простая шивера (п.208), за ней с правого берега впадает ручей-водопад, здесь начинается п.209.
П.209 - Мощный порог с резким падением и обилием камней.

Далее простые пп.210-211. П.212 простой, но с крутым падением (3 м на 50 м порога). Перед устьем левого притока Чебдар еще один порог со значительным падением. Пп.214-215 - слабые шиверы с прижимами к левому и правому берегам. Через 40 минут сплава от Чебдара - мост через Башкаус, через 2 км Башкаус впадает в Чулышман.