16 января 2013
Абакан
Групповуха перед расставанием.
Группа в составе: 2 ката четверки и 4 каяка
Кат 1 - Жигарев Андрей, Лапшинов Андрей, Михалева Ольга, Кадлубович Ольга, Михалева Маша.
Кат 2 - Меркулов Андрей, Дуэль Борис, Воскобойникова Елена, Меркулов Леша, Воскобойникова Ксюша, Дуэль Миша.
Каякеры: Кривоногов Михаил, Воскобойников Петр, Воскобойников Арсений, Пономаренко Владимир.

Она
Группа в составе: 1 кат и 3 каяка
Кат - Жигарев Андрей, Лапшинов Андрей, Дуэль Борис, Воскобойникова Елена, Воскобойникова Ксюша, Дуэль Миша.
Каякеры: Кривоногов Михаил, Воскобойников Петр, Воскобойников Арсений.

Слова: Воскобойникова Петра и Жигарева Андрея,
музыка: Лапшинова Андрея и Дуэля Бориса.
АвторыПетр и Андрей.
Дорога
Трудности начались еще до отправления поезда Москва - Барнаул, когда выяснилось, что в багажный вагон каяки сдать невозможно, вопреки всем предварительным обещаниям родного МПСа, что багажный вагон будет коммерческим и оплата производится на месте.
В итоге после долгих переговоров мужской части команды с бригадиршей поезда удалось вступить в полуформальные отношения, и каяки с катными рамами запустили в вагон. Все влезло через дверь кроме Пируэта, который пришлось вносить через окно. Пируэт вообще вел себя непристойно, отказываясь спать на третьих полках, и успокоился только к вечеру на потолке в проходе.
Из Барнаула без приключений добрались до аэропорта в Горно-Алтайске, где быстро отметились, искупавшись в Катуни (быстро - потому что вода холодная).
В 10:00 следующего дня мы сели в МИ-8.
Примечание: 15 человек с грузом влезают в МИ-8, если выкинуть все кресла, но при этом пилоты сказали, что в горах они не могут садиться вертикально - нужно место для маневра. Да и вообще это, видимо, предел.
Описывать виды Алтайского хребта и Телецкого озера словами - дело заведомо зряшное. Фото через иллюминаторы получились слабые.
Большой Абакан
Через 1.5 часа полета мы оказались в устье р. Еринат, прямо напротив дома Агафьи Лыковой.
Все еще впереди…
Р. АБАКАН НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО СПОРТИВНОГО ИНТЕРЕСА. В верховьях Абакана - завалы да сплошные шиверы и разбои, в межень маловодные.
На всем течении реки можно отметить два порога, представляющих интерес для катания каякеров. Это пороги Карбонак и Курген.
Карбонак - это небольшой катальный вал с хорошими уловами для захода.
Курген - это валы типа "Лосево", для захода нужно бросить плавающий шнур вдоль левого берега.
Общее впечатление о р. Абакан - это курорт.
За 12 дней полдня была гроза и один день дождь, в остальное время жара.
Практически все по очереди сгорели, а грустные каякеры на замечание женской части команды, что мало взято крема от загара, придумали афоризм: "лучшее средство от загара - гидрокостюм". У гребцов незакрытые части тела, в основном кисти рук, очень сильно пострадали от солнца.
По берегам реки кондовая тайга - сплошные кедры, стоим в основном на галечных отмелях. Красоты дикой природы довольно часто нарушают моторки, хотя люди здесь спокойные и вежливые. Рыбалка у нас была не очень, сначала мы думали, что не умеем правильно ловить, но потом нам сказали, что основной лов идет в сентябре-октябре. Ну, вообще 2-3 хариуса в день ловили - на закуску хватило. Грибы, видимо из-за очень жаркой погоды, все трухлявые.
Б. Абакан в среднем течении
Основной местный природный ресурс - это смородина и кедровые шишки.
Самое большая достопримечательность Абакана это горячий ключ - этакий таежный курорт республиканского значения. В районе впадения в Абакан притока Бедуй, начинается "слоновья" тропа, которая через час приводит вас в "дачный" поселок у горячего ключа. Поселок представляет собой разномастное сборище избушек и вагончиков, в которых живут, лечатся и отдыхают со всего прилегающего края: тувинцы, шахтеры из Кемерово и даже, говорят, наезжает сам генерал-губернатор Лебедь. В поселке есть дизель-генератор, вертолетная площадка и радиостанция. Собственно горячий ключ - это лечебный термальный источник, известный уже более 200 лет.
Мы всей группой поднялись до источника, после чего наиболее легкая часть группы пошла покорять г. Бедуй 2 265м, а наиболее стойкая осталась отстаивать честь родного города на дне рождении у шахтеров*. Все удачно справились со своими задачами.
Б. Абакан с г. Бедуй
Лирическое отступление. Я заранее хочу сказать, что не навязываю свое мнение, и все совпадения с другими походами и ситуациями являются случайными. НО! Как выяснилось уже на Абакане, наш завхоз СОЗНАТЕЛЬНО не взял в поход (представителей украинской национальности просьба закрыть глаза) САЛО!!! Искренне считая, что его можно заменить шоколадом. В связи с чем, одному из авторов этих строк пришлось весь поход применять свои недюжинные деловые качества в добывании оного продукта.
Описывать великолепный вид на долину Абакана с г. Бедуй невозможно, а описывать разносолы дня рождения у шахтеров не буду, а то побьют.
Наши спасители - шахтеры!
Естественно мы все, а некоторые и по несколько раз, полежали в "ванне" горячего ключа, причем Петя получил почетное звание главного упаковщика, засунув сразу восьмерых в этот ключ.
Весь сплав по Б. Абакану занял у нас 12 дней, включая 4 дневки.
Во время одной дневки делали баню. Камни довольно плохие - трескаются при нагревании, поэтому просто нагрели кучу камней и потом перекатывали под тент.
В одной старице поймали щуку, чем очень удивили местных рыбаков - по их утверждениям, она там не водится.
Бывает утро такое...
Каякеры, сублимируя, скакали со всех встреченных скал.
На одной стоянки был устроен день Нептуна: все, кто ни разу не сидел в каяках, решили попробовать. Попробовали и выяснили, если в тебе больше 100 кг в каяк без спаса не садись! День Нептуна удался - основная масса (в прямом смысле слова) искупалась.
Последнюю стоянку сделали сразу после впадения Оны. От нее около 4-х часов до Абазы*.
Из Абазы часть группы уехала в Москву, а остальные - 1 кат и 3 каяка - двинули на Ону.
А бывает такое...
На этом месте, почему-то закончилась музыка, хотя гитара и оба гитариста остались, так что далее речитатив.
Резюме по Абакану - если хотите просто отдохнуть с детьми любого возраста и взрослыми любого уровня техники (вплоть до полного отсутствия). Садитесь на кат, начинайте от горячего ключа и вперед. Есть несколько мест, где разбудит и покачает. Очень красиво, можно полазить по горам.
"Большой Он" - почти чистый авторский текст Петра.
Большой Он
От Абазы нас забросили в поселок Б. Он. В поселке осталось два дома и человек 10 народу - метеорологи и лесник. Магазина и электричества нет. Я и Миша раньше бывали в этих местах, и вот нам удалось осуществить давнюю мечту сплавиться по р. Большой Он. Кат остался в базовом лагере немного ниже поселка. А каякеры втроем на пустых каяках (не могу молчать! каяки у них были всегда пустые, добро ехало у нас на кате) должны были сплавиться за один день на максимально возможное расстояние.
Фото в тексте и справа - это не фото, а скриншоты, фотоаппарат залило, и фото не получились.
УАЗ - "буханка", с которым договорились с вечера в поселке, заехал за нами вовремя. И в 10:00 мы уже были на мосту через р. Стоктыш - левого притока р. Б. Он. Это последнее место на трассе Абаза - Ак Довурак, где дорога подходит к реке. До Саянского перевала осталось километров 20, до поселка Б. Он - 35. Туда нам надо вернуться до вечера по любому, т.к. с собой только термос и бутерброды.
По реке Стоктыш до реки Б. Он километра полтора. Воды мало, 2 - 3 куба, падение где-то 50 м/км. Сливы по метру или около, но очень часто, довольно прикольно, настоящий "крикинг". Идем все сходу, котлы глубокие, нигде не заклинивает. Далее после впадения в Б. Он, воды немного прибавилось, а падение уменьшилось. Река течет в живописном лиственном лесу, прямо как в парке. Встречаются завалы, воды пока мало. Через два часа такого сплава река опять выходит к дороге. Местность становится более открытой, реку то и дело пересекает ЛЭП. Многочисленные притоки приносят все больше воды - река уже 5-6 кубов. Общее падение впечатляет, особенно оглядываясь назад. Перепад всего сплава около 600 м на 35 км, из них основное падение приходится на верхние 2/3 реки. Выделить отдельные пороги невозможно, сплошной пер, но довольно много уловов и больших камней. Тактика прохождения такая: первый с камерой в боксе идет сходу, если очень стремно, просматривает, остальные ждут 1-2 минуты и за ним. Страховку с берега организовать просто нет времени. Съемки, в основном, с воды. Опасно, но иначе не успеть. Во многие плюхи влетаем сходу всей толпой, так что со съемкой часто пролет.
Три часа такого сплава, и после нескольких камней, у меня побиты руки, да и вода ледяная. Решили перекусить и заодно сориентироваться. Время 14:00, понять, где мы по карте очень сложно - все смешалось в этой гонке. Рыбаки на берегу нас даже не видят, у них и мыслях нет, что по этой "брусчатке" можно плыть. Думаем, что это где-то середина реки. Все вместе это напоминает "Греческое ущелье" на Мзымте, только во много раз длиннее и насыщеннее. Еще час такого сплава и справа впадает большой приток Уюк.
После него река пригодна для сплава на катах. Появляются прогоны, можно расслабиться. И вот, во время очередной расслабухи, сходу влетаем в офигенный порог. Когда все позади, оглянувшись, понимаешь, какие съемки пропали, но на повтор нет времени.
Порог начинается 3-х метровым сливом с огромной бочкой. Далее каскад мощных обливников с прижимами и подлыми поганками. Родейных бочек нет, все какое-то стремное. Обсудив впечатления, мы так и не поняли, кто как ехал, но первый слив все объехали, это точно. Затем следуют еще несколько менее мощных порогов. В 17:00 были у впадения реки Малый Он. Далее порогов нет, в 18:00 были в лагере.
Необходимо отметить, что наш развлекательно-оздоровительный поход по реке Большой Он явился, несомненно, Большим Подарком для реальных каякеров.
С некоторой долей уверенности можно сказать, что это было первопрохождение. В итоги фото и видео мало, впечатлений море.
Она
Мы стояли чуть ниже поселка Б. Он и ждали наших каякеров. Сама стоянка образовалась в результате прокладки дороги - плотно утрамбованное "футбольное" поле из щебенки. Кроме нас стояла еще одна группа - турклуб из Новокузнецка и время от времени наезжали рыбаки* (были выходные).
Кстати, рыбы в Оне практически нет. Все время, пока мы стояли, с ночи шел мелкий непрерывный дождь, который несколько поднял уровень воды в реке. Вообще, погода на Оне постоянно плохая, солнце появлялось иногда с утра на несколько часов. Местные объясняют это тем, что река течет между "железных" гор, притягивающих облака. И правда, в некоторых местах туман не рассеивался даже на солнце.
Утром двинули дальше, весь сплав по Оне занял 3 дня.
В нашу, скорее всего среднюю воду, катальных мест было достаточно. Особенно нужно отметить нижние Онские пороги, которые заслуживают нескольких дневок. Но отсутствие времени не дало в полной мере насладиться прелестями данных порогов.
До Кубайки легко ориентироваться по мостам. Самое тяжелое место, в смысле стоянок, в районе Кубайки - мы встали через 0.5 -1 час после Кубайки на левом берегу. Берег высотой 2 м, вдоль берега на высоте 2-3 м здоровенное бревно, являющееся часть пентагона, хорошо видное с воды.
Стоянка после Кубайки.
Нижние Онские пороги начинаются после резкого поворота реки влево, там прижим к правой скале и приличная косая бочка. Слева можно все обойти. Кстати, на левом берегу -хорошая стоянка. Далее смотри лоции. При нашей воде канализация слева у 1-го порога для четверки маловата, а по струе самое оно.
На реке, в отличие от Абакана много туристов, а хорошие стоянки только у нижних Онских порогов (по левому берегу). Правда, знакомые туристы говорят, что в очень большую воду их заливает.
Резюме по Оне - очень приятная четверочная река (еще раз оговорюсь, в нашу среднюю воду) для катов и каяков, скучать некогда, даже шиверы веселые. Гидра обязательна, на протяжении всех трех дней все даже на четверках мокрые, несмотря на "непромокаемые" костюмы. Был день, когда я пожалел, что не взял верхнюю половину от гидры. На байдах лучше не ходить.
Уезд
Уезжали из Абазы в Абакан на "Форде Транзите" с прицепом. Договаривались с вечера, так что с утра выехали и прямо к поезду.
В обратную сторону мы решили не рисковать и отправили каяки багажом.
Ну вот и все дружок … (Абаза)
Пользуясь, случаем, хочу выразить благодарность шахтерам Кемеровской области за спасение самой ценной части нашей команды.

* Звездочкой обозначены места, где удалось добыть сало.
Список используемой литературы:
1. Долговременная память Кривоногова Миши. Он был здесь давно и по другой воде, поэтому все было совершенно другое.
2. Многочисленные диспуты: это уже порог или еще нет? Причем на Абакане мы пороги принимали за перекаты, а на Оне - наоборот.
3. Песни из репертуара куста ТЯП-ЛЯП.

Абакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - АбаканАбакан - Большой Он - Она - Абакан