16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1999
Руководитель: Верхотуров М.А. (Уфа)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

1. Справочные сведения о путешествии:
    1. Сведения об участниках путешествия;
    2. Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута;
    3. График движения;
  2. Техническое описание маршрута;
  3. Итоги, выводы и рекомендации
Справочные сведения о путешествии

Основная нитка маршрута - г. Уфа - г. Новосибирск - Чуйский тракт - Усть-Улаган - п. Саратан - мост через р. Башкаус ниже устья р. Иолдо - сплав по р. Башкаус - мост через р. Башкаус перед р. Чулышман - Усть-Улаган - Акташ - Кызыл-Маны - пер. Карагем - Карагемская поляна - сплав по р. Карагем - Аргут - Катунь - п. Иня - Новосибирск - Уфа.

Протяженность общая - 358 км.

Продолжительность общая -35 дней.

Тип судов - 4-х местные и 2-х местные катамараны.

Сведения об участниках путешествия

8.Сахаутдинов Фарит1960Чуя- Катунь 5Улоцманматрос К4-2
9.Лямин Александр1964Кара-Алаха- Ак- Алаха- Аргут 6Уврачкапитан К2
10.Старшов Виктор1963Жом-Болок-Ока 5Уматрос К2

Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута

Подъезд, внутримаршрутные переезды и, возможно, выход планировались на ГАЗ-66 Юры и Олега Демьяновых г.Новосибирск. До места начала сплава по Башкаусу - мост через Башкаус ниже р.Иолдо, мы добрались вместе с нашей второй уфимской группой (рук. Армут Вахов) на ГАЗ-66 Олега Демьянова. Далее, 7 августа после нашего прохождения Башкауса, Юра Демьянов должен был встретить нас выше моста через Башкаус, находящегося недалеко от его впадения в Чулышман. Затем мы должны были переехать к началу Мажойского каскада на Чуе и после его прохождения - заезд на той же машине за перевал Орой. Отъезд с Аргута из Ини на автобусах или попутном транспорте.

Выход с каждой из речек возможен следующими путями: с Башкауса через Телецкое озеро до поселка Артыбаш и оттуда до Бийска или Горно-Алтайска. Этот вариант стал последние годы вполне реальным с появлением достаточного количества коммерческих катеров, ходящих по озеру; по дороге идущей по левому берегу вдоль Чулышмана вверх по течению через перевал на п.Усть-Улаган и далее через п. Акташ по Чуйскому тракту. С Чуи и Аргута выезд по Чуйскому тракту.

График движения

ДатаДень путиУчасток маршрутаКмВремяХарактер пути
24.07- 27.07 -Уфа -Новосибирск - Чуйский тракт- п.Акташ-п.Саратан - мост через Башкаус ниже р.Иолдо---
28.071---Стапель
29.072до п.Предбанный28 км4 ч 16 минканьоны "Змейка","Открытый"
30.073за п. Кара-Кудюр32 км6 ч 25 мин"Предбанный", Саратанский каньон
31.074р.Тускуль34 км3 ч 26 минканьоны "Щель", "Глубокий"
01.085р.Оныш7 км7 ч 18 мин"Безлюдный", "Баррикадный", "Крутой", "Мельница"
02.086за "Ключевым"4 км6 ч 40 мин"Ключевой"
03.087над "Камикадзе"1 км10 минПороги, обход бомов
04.088Просмотр "Капкана", "Мясорубки","Каменного острова"---
05.089Обнос катамаранов, разведка выхода по осыпи между "Капканом" и "Мясорубкой"1.6 км пешка2 чБомы, осыпь
06.0810между "Троглодитом" и "Свиньей"1.2 км6 ч"Камикадзе", "Стиральная доска", "Троглодит"
07.0811середина п.1711.3 км6 ч"Свинья", пор.170
08.0812над "Упрямым"2.6 км6 чОбнос выхода пор.170, прохождение "Огозо"
09.0813до "Калибра"10 км6 чОбнос "Семейного", прохождение "Упрямого ", "Томского", "Тесного"
10.0814мост через Башкаус12 км8 ч"Калибр", обнос "Селевого", пороги
19.0823Обнос вещей6.5 км пешком2 ч 10 мин1-ый каньон
20.0824Дневка---
21.0825устье р.Карагем30 км9 ч-
22.0826"п-в Сапожникова"23 км8 ч 15 мин"Надолбы", "п-в Сапожникова"
23.0827устье р.Аргут - р.Катунь - устье р.Чуя74 км8 ч"Белый", "Раздельный" и др.
24.0828п.Иня, антистапель4 км35 минСплав
25.08-Горно-Алтайск - Барнаул - Новосибирск---
26.08-Уфа--Поезд

Техническое описание маршрута

26.07. В 4.50 московского мы приехали в Новосибирск на поезде № 112. В 9.00 местного времени на ГАЗ-66 Демьянова О. выехали в направлении Чуйского тракта. Ночевали в начале подъема на Сёминский перевал.

27.07. В 22.00 приехали к мосту через Башкаус ниже р.Иолдо, где и встали двумя группами на стоянку на левом берегу чуть выше моста. Накрапывал небольшой дождь.

28.07. Сборка судов. Погода ясная. Но общее впечатление подпортило местное население. Время покоса, и пока мы собирали суда и готовили остальное снаряжение, за нами наблюдали. После обеда отдельные представители начали нами и снаряжением интересоваться более предметно. Сначала просто был разговор ни о чём, просили закурить, потом стали требовать плату за лес, дрова и пр., угрожали милицией. К ночи принесли 1- 2 кг рыбы начали её нам продавать. После продажи объявился хозяин рыбы и также начал требовать свою пайку спирта. Дежурить у костра пришлось всю ночь, страсти едва не вылились через край. Мелкие вещи все были убраны под/в палатки, катамараны привязали к ним же.

29.07. Встали в 6.00. Собрались к обеду. Трогательные минуты расставания с коллегами из Уфы. Встретимся снова только в Уфе. Этой группе и группе С. Таболина (г. Ростов- на Дону) мы будем оставлять записки.

В 14.40 вышли. Острова, разбои. В 15.28 прошли правый приток р. Кара-Теш.

56.- 59. Через 1 км после устья р.Кара-Теш справа, начинается связка однотипных порогов 4 к.с. с наличием в русле обливных камней, сливов, но с достаточным пространством для маневра.

60. "Обманка". При подходе к порогу кажется, что подходишь к каньону, но перед каньоном ручей справа и виден скальник дальше. Здесь же, появившиеся скальные ворота короткие и за ними скальника нет.

61. III каньон - "Змейка" 5B. Причалить для просмотра 1-й части каньона к правому берегу. Середину каньона и выход лучше смотреть с левого берега. На заходе плавный правый поворот с валами и сливами. Вдоль левого берега крупнокаменистая отмель. За двумя "домами" у левого берега через 100- 120 м после начала порога есть места для чалки и просмотра по левому берегу. После этих чалок слив через обливной камень 1 м, через 12- 15 м еще слив 1,5 м с бочкой, затем еще слив около 1,5 м, прямой участок 70- 80 м с валами до 1,0 м и с большим, широким необливным камнем в конце. Проход в левые ворота и сразу поворот на 90? вправо, два слива до 1м, прижим к правой скале слабый и до конца каньона ничего нет. Чалка у правого берега.

Шли без разведки. В 15.45 подошли к каньону "Змейка". Прошли его минут за 5 сходу тандемом. Впереди каньон "Открытый".

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю62. IV-й каньон "Открытый" 5В. Начинается с разгонной шиверы вдоль стоянки на правом берегу. Перепад высот на участке 70- 80 м около 4-х м. Валы бочки и перед V-образной диафрагмой ("горлом") справа есть место для чалки, однако тесное, катамараны нужно сразу вытаскивать на отмель. Вход в V-образную диафрагму шириной около 1,5 м. Просмотр возможен с дороги, т.к. после диафрагмы до левого поворота особых сложностей нет, а на левом повороте дорога подходит к обрыву правого берега и с нее видно ключевое место каньона: два слива в конце прямого участка по 1 м, на левом повороте навал на камни в центре русла - проход слева - навал на выступ скалы левого берега - навал на "дом" у правого берега, два слива по 1 м через гряды камней - проход справа, еще раз справа и на правом плавном повороте на выходе два прохода справа.

Шли с предварительной разведкой "горла" по обоим берегам. В 17.10 закончили прохождение каньона "Открытый". В каньоне не было ни непрохода, ни слива 1,5м (у нас воды, вероятно, больше). Проход шириной метра 3.

До поселка Саратан на правом берегу и на 6 км ниже его препятствий на реке нет.

63.- 71. Однотипные пороги (IV к.с.) камни в русле, сливы до 1,0 м. Линия движения видна с воды, место для маневра есть.

Шли без разведки. В 17.30 прошли п.Саратан. В 17.38 - правый приток р.Саратан. В 18.20 - крупный правый приток, через него автодорожный мост. В 18.42 - левый приток. В 18.52 - правый рукав левого притока р.Келескель. В 19.04 - левый рукав р.Келескель. Минут через 5 встали на левом берегу прямо напротив фермы. Дров - "море". Впереди порог "Предбанный". Погода ясная. Закончился первый день сплава.

72. - "Предбанный" 4В. На прямом участке виден скальник по обоим берегам высотой 8- 10 м и перед ним каменистое мелководье. Справа на берегу зимовье с фермой. Причалить на просмотр к правому берегу перед отмелью. Там есть небольшое место для ночевки. Пор. "Предбанный" длиной 100 м в скальном коридоре. На входе слив 1,2 м с камнем в центре, проходили и слева и справа. В самом коридоре препятствий нет и на выходе из порога слив через гряду камней высотой до 1 м. После порога река делает левый поворот, справа начинается галечная отмель и река, огибая ее, входит в Саратанский каньон, для просмотра которого надо причалить к началу галечной отмели. Отсюда, вверх по правому берегу поднимается тропа на просмотр начала каньона. Общая протяженность каньона около 6,5 км. Препятствия по длине каньона распределены равномерно.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю73. - "Камень преткновения" 5С. Начинается от входа в каньон, на правом повороте в конце галечной отмели правого берега - I cтупень - слив с камнем в русле. Через 80- 90 м на левом повороте большие камни в русле образуют вторую ступень, далее идет 170- 180 м относительно спокойной воды. Идти лучше вдоль левого берега, учитывая при этом, что в III,основной, ступени перед выходом к "Камню преткновения" есть навал на контрфорс левого берега. "КП" - это стоящий в русле в 10 м ниже свала струи от левого берега, огромный обломок скалы, в стену которого под углом 45? бьёт основная струя. Выше него, напротив контрфорса тоже стоят крупные камни. После пор.73 - прямой участок около 500 м, на нем 5-6 сливов до 1,5 метров с полуобливными камнями. Есть места для чалки. По берегам курумник. На правом повороте слева впадает ручей и справа, сразу за поворотом еще один ручей. На повороте левая часть русла забита камнями. Проход под правым берегом через слив более 1,5 метров. За поворотом прямой участок около 500 м без особых препятствий, затем левый поворот и еще 400- 500 м чередующихся сливов, бочек, обливных камней.

74. - "Интеграл" 5А. После прямого участка скальные стенки берегов начинают сжиматься и на протяжении 350- 400 м река петляет от прижима к прижиму, в конце этого участка, после короткого- 20 м плеса, слив более 1,0 м. Струя идет в правой части слива, а через 15 м быстротока еще один слив около 1,5 м. Правая часть от центрального камня перегорожена обливными камнями, в левой в центре зуб, справа сваливает на зуб и надо уйти влево. После слива можно зачалиться только к правому берегу.

75. - "Трек". Короткий, но мощный порог. На входе слева и справа выступают контрфорсы. В центре струю разбивает продольная гряда полуобливных камней, далее в русле большой камень - "островок", который делит поток на два рукава. Левая струя сваливается с гряды и камня под козырек левого берега с косым валом около 1,5 м. Правая струя через 1,5 метровый слив сваливается на плоскую вогнутую плиту правого берега и, описав по ней дугу, по треку сливается с левым потоком. Сложность в точном заходе. Надо пропустить "между баллонов" первые камни продольной гряды и затем, довернуть вправо на край слива. Далее вода выносит сама, от трека сильный отбой. Далее по берегам снова курумник. На протяжении 500 м до правого поворота, еще на прямом участке около 500 м до левого поворота и еще 250- 300 м за левым поворотом река не имеет выраженных препятствий. Чередуются сливы до 1,5 м, бочки, камни. Есть места для чалок.

76. - "Скальный коридор". Протяженность около 300 м. Местами русло сужается до 6- 8 м. Красиво. Русло петляет. Много прижимов и "грибов". После выхода из "Скального коридора" остается пройти чуть больше 1 км порожистой части каньона, на которой располагаются сливы водопадного типа высотой до 2 м через всю ширину реки. Между сливами везде можно зачалиться. Первый слив через 150 м после "Скального коридора", затем через 150- 200 м один за другим еще два слива, через 200 м еще, после левого поворота на прямом участке еще два слива и река делает правый поворот, последний порожистый поворот каньона, слева впадает ручей. На повороте русло забито камнями.

77. - "Проводка". Основная струя идет к повороту под левым берегом и на повороте двумя ступенями сваливает вправо, во всех сливах есть зубья, но место для маневра есть и, главное, за поворотом гладкая вода.

Горы расступаются и русло расширяется до 70- 80 м, а потом и до 100- 120 м. Дно каменистое, глубина 1- 2 м. Скорость течения 2-2,5 м/сек. До поселка Каракудюр препятствий нет совсем: перекаты, валы на сбое струй, слабые шиверы.

30.07. Вышли в 11.35, т.к. чинили один из наддувов К4-1 - сильно травил. Прошли "Предбанный" и после шиверы зачалились на самом входе в Саратанский каньон. В 14.30 в середине порога "Проводка" встали на левом берегу около впадающего ручья на обед. Разведывали слева только "Камень преткновения". Левый берег менее высокий, есть тропы. Было жарко, поэтому бродить по тайге в снаряжении оказалось достаточно тяжело. Страховка "морковками" была организована после "камня" с левого берега. Прохождение проблем не вызвало. Шли по центральной струе, уходя от прижимов. К4-1 ушёл от "камня" влево, К-2 и К4-2 – вправо. В 16.30 вышли с обеда. Через несколько минут Саратанский каньон закончился. В 20.00 встали после Каракудюра на ночевку на левом берегу, почти на острове. Погода была хорошая, но к вечеру начала портиться.

31.07. Вышли в 10.50. Погода отличная.

Через З км после п. Каракудюр, от устья р.Чибилю течение ускоряется, появляются валы, отдельные камни, небольшие шиверы. Еще через 6 км сплава появляются препятствия, которые можно охарактеризовать как пороги и шиверы

78. - 88. 4 категории сложности. Валы, сливы, бочки, прижимы и отбойные косые валы. Высота валов 1,0- 1,2 м. Это длится на протяжении 5- 6 км. Затем река несколько сглаживается, появляются

89. - 92. - скальники, справа впадает река Паспарта, через 1,5- 2 км река входит в каньон "Щель", во второй части каньона перекинут мост. Препятствия представляют из себя слив с небольшой шиверой вскоре после р.Паспарта, затем в 1 км ниже мощный косой слив с боем в скалу левого берега и далее во второй части каньона два небольших слива. Через 300- 400 м после моста к зимовью Кюрозы река из каньона выходит в большое улово. Через 50 м спокойной воды река выходит из улова и устремляется вскачь по камням каньона "Глубокий" . По некоторым лоциям указывается, что от каньона "Щель" до "Глубокого" - 2- 2,5 км. На этом отрезке нет отвесного скального коридора, однако берега представляют из себя чередование скал и осыпей, непригодны для стоянок. Строение берегов здесь, да и ниже от Аспату до Тускола мало отличается от Нижнего каньона. Начинается непрерывная каньонная часть маршрута.

93. - 108. Первые три километра без четко выраженных препятствий, встречаются несложные шиверы III к.с., отдельные камни, валы.

109. - 115. На протяжении 2 км река ускоряется, затем высота стенок поднимается до 70- 80 м, ширина русла 8- 10 м. Валы становятся жестче, круче, высотой до 1 м. Между шиверами небольшие плесы. Затем на короткое время берега понижаются. К берегу подходит конная тропа. Здесь брод глубиной около 1 м, дно галечное.

116. После брода правый поворот, начинается шивера, через 200- 250 м  несложный порог с большим количеством камней в русле. По обоим берегам каменистые осыпи. Основная струя из центра уходит вправо, в прижим.

117. "Колючий" 4C. Через 200 м быстротока, несложный, заход слева по основной струе с уходом в центр, обилие камней в русле, несколько ступеней до 1 м. Название порог получил, видимо из-за колючих зарослей по берегам.

118. - 124. Далее до устья р.Джундук идут несложные в техническом исполнении шиверы, но валы до 1,5 м, сливы, камни позволяют приравнять их по сложности к порогам 4 к.с.

125. - 132. На участке от устья р. Джундук до р.Тускол каньонный характер русла не изменяется, скорость течения реки 8-10 км/час. По номерам в лоции насчитывается 8 шивер, однако шиверы имеют по несколько ступеней и поэтому первые 6 км от р.Джундук шиверы с валами и сливами по 1,5 м идут с интервалом в 1 мин, т.е. 150- 200 м от ступени до ступени. Особенно резкие перепады, валы, сливы на 3-м и 4-м километре от р.Джундук. На одном из правых поворотов река делает сброс на 2 м, сваливаясь сначала на широкий обливной зуб. Этот слив под левым берегом. Справа ниже слива можно встать на страховку с воды, зачалиться. Берега скальные. На 7- м километре река поворачивает на запад, препятствия становятся проще и до Тускола сплав по спокойной воде с несложными шиверами около 4 км. Чалка ниже устья Тускола в 20- 30 м. Дальше мест для стоянки нет.

В 11.36 - правый приток - р.Паспарта. В 11.50 отошли от Паспарты. Рыбы нет. В 12.05 мост в каньоне "Щель". В 12.16 левый приток между каньонами "Щель" и "Глубокий". В 12.52 - крупный левый приток Аспаты. В 13.12 - следующий левый приток - р.Джундук. С 13.20 до 13.37 перекус. В 13.56 – маленький правый приток. В 14.26 - левый приток - р.Тускол (Тускуль). Погода отличная.

01.08 Ночью шел небольшой дождь. Вышли в 9.30.

От устья р.Тускол идет прямой участок 500 м быстротока, затем левый поворот. Просмотреть по берегу не удастся, да это и не обязательно. Перед поворотом справа спускается поросшая лесом лощина ручья Московского - возможный вариант ухода с реки.

133. Сразу за поворотом 300 м несложной шиверы до правого поворота. Чалка вправо перед поворотом.

134. - "Безлюдный" 5С. Короткий порог длиной 50- 60 м, три слива пологих, но мощных, 1,7 м, через 15 м один от другого. Заход в первый слив справа, чуть ниже в центре обливной камень, вторые два слива в нашу воду видимых камней не имели, более пологие языки были левее центра. После порога справа большое улово для чалки.

Через несколько минут встали перед "Безлюдным". Перед ним пара небольших сливов с бочками. В 10.11 закончили прохождение "Безлюдного". Разведывали, проходили чуть правее основной струи.

135. Через 100- 150 м несложная шивера в изгибе русла, идти без разведки. Еще через 150- 200 м на крутом левом повороте справа бом, сразу за ним галечная отмель. Чалка справа к концу отмели. Дальше река перегорожена "баррикадой" из огромных скальных широких обломков.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю136. - "Баррикадный" 6 В. Длина 350- 400 м. Перепад высот 10 - 12 м. На входе в порог перед "баррикадой" двое ворот. Левые широкие, чистые, но вся вода бьет в скалы. Правые ворота в зависимости от уровня воды от 2-х до 3-х м. Струя тоже бьет в скалу, но отбойная струя из левых ворот сбивает судно вправо мимо скалы в винтовой слив до 2 м с косой бочкой и пенной ямой. Затем 60 - 70 метров быстротока надо использовать для выхода от правого берега в центр и набрать скорость перед следующей коварной ступенью. Ворота шириной 5 - 6 метров находятся в центре русла, но в сливе и под сливом стоят два зуба в центре. Левая часть слива закручивается косым валом с обратным гребнем и падает в яму более 2,5 м. Третья ступень в середине порога через 40 м. В центре огромный камень - "дом". Слева в русле много камней. Справа от центра слив с несколькими обливными камнями в две ступени. Дальше через 15 метров навал на правый плоский камень-скалу, около него еще слив. Далее можно идти и вдоль правого и вдоль левого берега одинаково. Остается на выходе 1 большой - около 2-х м и 2 небольших слива.

В 13.00 закончили прохождение "Баррикадного". Шли справа.

137. - 140. Шиверы средней сложности. Расстояние 1,5- 2 км. Чалка справа перед порогом "Крутой". Ориентир - вода проваливается, а ниже слева скальный обломок перегораживает реку.

141. - "Крутой" 5С. Короткий (50-60 м) порог, несложный, но очень мощный. Линия движения, как и в "Безлюдном" - справа налево. Нужен хороший разгон и после первого большого слива удержать судно носом ко второму сливу и на 8- 10 метрах добавить скорости. Чалка сразу за порогом сразу.

В 14.30 завершили прохождение "Крутого". Проходили слегка сместившись вправо.

142. - "Мельница" 5С. Длинный (200 м) порог с небольшим уклоном без мощных сливов и прижимов, но с обилием камней в русле, что требует постоянной лавировки и выверки положения судна. Линия движения лучше просматривается у правого берега, хотя по некоторым лоциям возможен проход слева - центр.

От "Мельницы" нам досталось по полной программе. Было пасмурно. Изредка накрапывал дождик. Уровень воды несколько подрос. Справа, недалеко от начала порога, находится осыпь, по которой периодически сходят мини-сели и которые, судя по всему, образовали и поддерживают порог в нужном состоянии. Когда мы ходили на разведку порога, то имели удовольствие наблюдать "микросель". Только мы прошли осыпь, как сверху сначала начали сыпаться камешки, затем камни, а под конец с бешеной скоростью и с соответствующим звуком полетели здоровенные булыжники, которые отскакивали от осыпи и часть из которых падала на берег, а часть - в реку. Особенно же крупные каменюки долетали чуть ли не до середины Башкауса. Обратно с разведки мы возвращались перебежками, прячась, по возможности, за большими глыбами, и смотря все время вверх по склону - не начнется ли чего аналогичного снова.

Первым в порог пошел К4-1. Он двигался ближе к правому берегу, а для того, чтобы обойти справа один из основных сливов, слишком приблизился к берегу, за что и был наказан - после прохождения очередного слива катамаран бросило вправо, в результате чего он оказался близко к выступающим от берега камням, где почти сразу его развернуло и после неудачной попытки зачалиться, левый баллон был зажат под камень. С трудом, минут через 10, он был вытащен, после чего удачно закончил прохождение порога. К2 пошел левее и на обливнике в районе все того же основного слива сделал оверкиль, но экипаж успешно зачалил катамаран на левый берег, по которому порог разведывал и организовывал страховку К4-2. К4-2, просмотрев по левому берегу порог и его прохождение предыдущими судами, вдоль него без проблем и прошел порог. В 16.25 закончили прохождение "Мельницы".

143. - "Пирамида" 4С. В центре глыба 5 м высотой. Справа от нее часть прохода внизу забита камнями, но еще правее к берегу совсем чистый проход, пологий слив. Слева от скалы можно слиться, продираясь по камням.

144. - 148. Простые шиверы. Справа появляется березняк на низком берегу, через 600- 700 м впадает правый приток - р.Оныш. Чалка сразу за устьем. Здесь отличная стоянка, переправа на левый берег Оныша, стоянка на террасе выше, место для бани выше по Онышу.

В 16.48 встали на Оныше.

02.08. Ночью шел дождь. Вода поднялась примерно на 40- 50 см и утром продолжала прибывать. Пасмурно. В 11.50 вышли.

149. - 152. Простые шиверы на протяжении 2-х км. Слева впадает ручей, через 700- 800 м справа впадает ручей.

153. Шивера в устье ручья, сложнее предыдущих. Через 50- 70 м

154. Крутой слив более 1,5 м в косых воротах левее центра. Слева скала, затем, каменистая осыпь и впереди русло сужается и падает вниз. Это порог "Ключевой". Чалка слева к осыпи. В расширении русла перед порогом неглубоко (0,3- 0,5 м).

В 12.05 встали слева перед порогом "Ключевой". Когда мы подошли к порогу, то вода была относительно небольшая, но она продолжала быстро подниматься.

155. - "Ключевой" 6В. Один из красивейших порогов Башкауса. Состоит из трех ступеней. Первая длиной около 80 метров. Сброс воды по камням в центре русла без просматривающегося прохода для катамарана. Имеются очень большие шансы сломать катамаран или повиснуть рамой на очередном "зубе". Первый слив второй ступени проходит наискосок через всю реку и разбит на правые и левые ворота. Правые более чистые и пологие, но попасть в них можно из первой ступени. На подступах к левым воротам стоят два больших скальных обломка, отбойные струи от которых сбрасывают влево на нагромождение камней. После первого слива струя проходит еще два слива, затем прижим к скалам правого берега. В центре большой камень, обойти его лучше справа, затем через 10 м еще слив, через 10 м опять камень в центре, его лучше обойти слева, после еще слив, быстроток 70- 80 м и третья ступень: 4-5 сливов 1,5-2 м высотой, последний из них в начале левого поворота на 90 градусов.

Штатная стоянка находится за левым поворотом на левом берегу. Чалка слева около больших плоских камней: на один камень убираются целиком два катамарана.

Отчет о водном туристском путешествии по АлтаюПрелесть 1-ой ступени заключается в большом падении уровня воды; в разделении находящимся по центру камнем всего потока на две части, причем вода в левой части струи очень конкретно сваливает влево, а у правой - вправо, мало того, в обоих случаях это заканчивается скальными берегами, в которые бьют соответствующие части разделенного надвое потока. И если, когда мы подошли, еще возникали мысли насчет прохождения слева, то с ростом воды, а это происходило на глазах, они растаяли очень быстро. Справедливости ради, следует заметить, что свал воды вправо и соответствующий навал на скалу правого берега тоже не становились ласкающими глаз, а совсем даже наоборот. Единственно возможный вариант прохождения заключался в максимально близком прохождении справа от центрального камня, а затем тут же уход еще правее - на центр. Секундное замешательство могло привести к непредсказуемым последствиям. Правда, при этом необходимо было становиться лагом к основному сливу и бочке, что не хотелось делать в связи с большой мощью последних. Но выбора не было, т.к. лучше лагом упасть в бочку, нежели быть размазанными по правой скале.

На первопрохождение уговорили К4-2, т.к. все-таки 4 тонны. К4-2 прошел идеально, но даже его водоизмещения не хватило, чтобы при заныривании в какой-то момент не уйти в бочку целиком.

Следующим пошел К4-1. И, то ли экипаж чуть зазевался, то ли напор воды еще более усилился, а может боязнь резко стать лагом, заложенная в крови, взяла верх, но судно не успело уйти влево, и тут же было подхвачено мощнейшим свалом воды вправо. Гребцам К4-1 и остальным, находившимся на берегу, показалось, что еще мгновенье и судно со всего маху будет прижато к скале правого берега, но поток, идущий вдоль нее, не позволил этому произойти и судно благополучно закончило прохождение первой ступени. Вода к этому моменту поднялась еще выше и К2 благоразумно решил обнести 1-ую и 2-ую ступени "Ключевого".

Отчет о водном туристском путешествии по АлтаюОтчет о водном туристском путешествии по АлтаюПосле же выделения в большом количестве адреналина и для восполнения затраченной энергии мы решили пообедать. В 16.40 закончили обед. Прохождение 2-ой и 3-ей ступеней оставалось возможным только вдоль левого берега. Но вода поднялась на столько, что после 1-ой ступени образовался мощный круговорот, который значительно препятствовал нормальному попаданию во 2-ую. Первым пошел К4-1. Катамаран завели под самый выход из 1-ой ступени, и оттуда, пытаясь пересечь струю, он и стартовал. Это, хоть и с большим трудом, но удалось и К4-1, пробивая валы и бочки, успешно прошел 2-ую ступень. 3-ью же ступень мы просто не обнаружили - ее залило водой. К4-2 смог зайти во вторую ступень только со второй попытки, далее же также удачно прошел ее до конца. За сутки вода прибыла более чем на 1 метр. В 20.30 закончили прохождение "Ключевого". Встали на стандартной стоянке на левом берегу на левом повороте за "Ключевым". За это время вода прибыла еще.

03.08 Ясно, но вода за ночь прибыла и продолжает прибывать. На "Ключевом" на 1-ой ступени залило входной камень. Об этом мы узнали, когда относили журнал к рефлектору над "Ключевым".

Следующие препятствия являются предверием самого опасного участка каньона. Опасность заключается в том, что в случае аварии на одном из этих порогов судно или отдельный участник могут быть унесены в пор."Капкан" и "Мясорубка". Преследование их на судах, особенно в "Мясорубке" чревато новой аварией. Преследование по берегу возможно справа до "Камикадзе", а слева только от "Капкана" до "Каменного острова". Почти все, описанные в тетради грота "Камикадзе" несчастные случаи произошли по причине переворотов или смыва участников в п. 157, 158, некоторые в 1-й ступени "Капкана".

156. От стоянки река уходит влево за скалу, там через 50- 60 м короткий порог с прижимом к камням левого берега, сливы и валы 1,5 м.

157. Через 150- 200 м быстротока с валами 1- 1,5 м, несколько сливов между большими обливными камнями.

158. На левом повороте на 35- 40 метрах через всю реку 2-х метровый слив водопадного типа. Справа перед сливом большой камень с острой вершиной (треугольный), 2 м высотой. У левого берега в створе слива такой же камень. Ниже в центре в 4-х м за сливом острый обливной камень 2м х 2м. Проходить надо от центра чуть левее, там наиболее пологий слив. Справа слив падает отвесным водопадом. В сливе надо поймать отбойной косой вал от левого камня и уйти вправо от зуба 2 х 2. Через 50 м еще один слив высотой до 1 м, в левой трети от берега камень. Идти надо вдоль правого берега. Чалка возможна в непосредственной близости от порога "Капкан" (5- 15 м) к правому берегу.

Прошли на пределе нервов и сил по паводковой воде несколько сот метров и зачалились метров за 200 перед "Капканом". Вода стала "дурная". Все залито, но было несколько мощнейших бочек, которые мы с трудом, но обошли.

Отчет о водном туристском путешествии по АлтаюОтчет о водном туристском путешествии по Алтаю159. - Капкан 6 В. Ориентир порога - серые скалы по левому берегу, крутое падение воды в первых двух ступенях. Первая ступень-левая половина русла перегорожена камнями, в правой два узких водопадных слива 2,5 м на острые зубья - непроход. Через 15 м вторая ступень - два пологих слива 1,5 м в центре, сжатых камнями, во втором в правой половине камень. Через 25 м еще слив 1,5 м чистый. Через 50 м слив с проходом у правого берега, затем через 40 и 30 м еще два слива по 1,0 м и через 50 м пор."Мясорубка" за плавным правым поворотом. Пороги "Капкан", "Мясорубка", "Каменный остров" необходимо просмотреть все, и после этого принимать решение о вариантах обноса или прохождении.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю160. - "Мясорубка" 6С. Начинается через 40- 50 м за плавным правым поворотом. Перед 1-й ступенью быстроток около 30 м, сложно зачалиться. В первой ступени в центре реки поперек стоит камень шириной 7- 8 метров, чуть выше его на обоих берегах еще по большому камню. Заход справа от широкого камня может привести к аварии. Проход слева возможен и далее линия движения наиболее ясна в левой части струи. Необходимо сделать правильную оценку возможностей судов и экипажа. Обнос судов удобнее делать с отвязкой баллонов. Сразу за большим камнем с полосой, справа на выходе из "Мясорубки" есть маленькая гавань, где можно собрать и спустить по очереди суда. Отсюда удобно выходить в правый слив "Каменного острова".

161. - "Каменный остров" 6А. Начинается за устьем ручья левого берега. Большая каменная глыба-остров делит реку на два потока, ниже в 10- 12 метрах, еще одна треугольная глыба, затем идет навал левой струи на выступ скалы левого берега. Правая струя также сваливает под левый берег, но уже ниже. Через 30 метров гладкого быстротока начинается первая ступень порога "Камикадзе". Все это напротив грота с террасой на правом берегу. Здесь находится одна из известнейших стоянок Башкауса.

Плохо, когда воды нет.  Но также плохо, когда её слишком много. Обнесли вещи на стоянку над пор."Камикадзе". Когда вернулись, у К4-2 лопнул на солнце от давления левый передний наддув. Ниже "Капкана" с левого берега грандиозное зрелище – ручей падает с высоты метров 200. Порог "Мясорубка" также вызывает большое уважение. В малую и среднюю воду все идут слева. Но в нашу воду туда не попасть. Основная масса воды идёт прямо, т.е. часть бьет в центральную глыбу, а часть идет в правый проход. Огромнейшая плита, которая перегораживает с правого берега русло и в которую бьет правая часть паводковой струи, гудит.

Правый берег на этом участке реки – скалы, тропа местами повреждена. Чуть выше, в лесу, огромные глыбы, покрытые мхом. Много зарослей шиповника и гибрида чёрной смородины.

04.08. Стоим над "Камикадзе". Выясняем варианты выхода с Башкауса из-за очень большой воды. В "Капкане" все входные глыбы полностью в воде. Ни в одной из записей, находящихся в журнале, мы не встретили описания такого уровня воды !!! А множество трагедий в Нижнем ущелье происходило именно на этой связке порогов даже в среднюю и малую воду.

05.08. Вода начала падать. Было принято решение о дальнейшем сплаве, начиная с "Камикадзе". Обнесли катамараны и собрали их перед "Камикадзе". Ходили на разведку по описанному в журнале пути выхода из ущелья.

06.08. Впереди - Камикадзе.

162. - "Камикадзе" 6В. Имеет две ступени. На заходе в первую ступень 25-30 ти метровый шиверистый участок с обливными камнями. Основная струя от левого берега переходит в правую половину, продольная гряда камней в центре реки. Правее от нее есть возможность пройти, но это если начинать ниже "Каменного острова". Вдоль левого берега тоже идет струя. В створе слива в центре стоит группа из 4-х крупных камней. Слив пологий, но высокий, в 4- 5 м бочка и еще через 5- 7 м пульсар, за которым в струе камень. Сброс через камень выше 2,5 метров. Основная задача уйти после слива влево от пульсара. Вправо хуже, т.к. нависает скала. На плавном левом повороте - вторая ступень "Камикадзе" - два слива в правой половине реки высотой до 2-х м, слева у берега большие скальные обломки. Линия движения очевидна, основная задача - не прижиматься к правым скалам.

Основная задача в большую воду - держаться подальше от правого берега, т.к. вся струя быстро и жестко к нему прижимается, а затем идет вдоль него, где на катамаране идти совсем не безопасно. Сплав начинали с конца "Каменного острова". Вперед опять пустили К4-2. Но мощь струи не позволила ему уйти от правого берега, и он, несколько раз погладив правым бортом скальную стенку, с большим трудом сместился к левому берегу только к середине порога. К4-1 это удалось гораздо в большей мере, а К2 - в еще большей, чем К 4-1. Выходной слив проходили вдоль левого берега. Его мы просмотреть не могли, а издали он производил очень серьезное впечатление. Так и оказалось, но все суда прошли его успешно.

163. - 165. Далее плавный длинный изгиб реки, на котором через каждые 30 метров валы и бочки до 1 м на протяжении 400- 500 метров - 3 шиверы по 50 метров каждая, между ними быстроток, отдельные валы, камни.

166. - "Стиральная доска" 5А. Скальник с правой стороны заканчивается и начинается каменистая осыпь с редколесьем - здесь пор."Стиральная доска". Порог находится на прямом участке и линия движения по основной струе видна от начала порога. Длина порога около 100 м. Приличный уклон.

В нашу воду все это было залито "дурной" водой с сопутствующими ей валами, бочками и мощной струей. Всё же впередиидущее превратилось для нас в один длинный (около 600 метров) порог, который для нас и стал "Троглодитом".

167. В конце пор.166 справа опять начинается скальник, и порог почти сразу переходит в шиверу, идущую до п. 168 "Троглодит". Сначала шивера не сложная, но затем сливы становятся круче, камней все больше. Скальник справа заканчивается. Перед левым поворотом ступень со сливом 1,5 м у правого берега затем еще одна поменьше. За поворотом в 20 м слева у берега наклонный камень - дом 6 м высотой. Около него слив 1,5 м. Через 20 м еще слив на прямом участке и опять впереди левый поворот, забитый огромными скальными обломками (самый высокий высотой 6- 7 м). За ними ничего не видно, проход по основной струе, около этих обломков, один слив перед поворотом за 15 м, второй на самом повороте. Здесь сложно, но можно зачалиться вправо. От этого поворота виден и пор."Троглодит", и короткий правый поворот у выступа скалы левого берега.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю168. - "Троглодит" 6В. От поворота 20- 25 м разгона по валам, затем слив через всю реку до 1,5 м, затем через 10- 12 м еще слив с языком около 2 м косой справа налево, струю отбрасывает под левый берег, справа несколько камней. Через 15 м еще такой же слив, тоже косой. Через 5 м еще один поменьше около 1,5 м. На уровне его в центре реки начинается "Троглодит" - продольный острый камень длиной 6- 7 м - в нашу воду сверху он был закрыт водой и виден только снизу, проход между ним и левым берегом 6- 7 м. Заканчивается еще одним пологим сливом. Чалка справа. Слева скала, но ниже перед пор."Свинья" можно зачалиться. Справа, между порогами "Троглодит" и "Свинья" находится еще одна штатная стоянка.

"Троглодит" наметили проходить сначала по центру, затем слева от скального обломка, за ним смещаться вправо, чтобы пройти выходной слив максимально справа. Первым пошел К2. Он идеально прошел этот сложнейший порог - с места старта с правого берега, он сразу же, не доходя до основных препятствий, пересек струю, прошел середину порога вдоль левого берега, затем, пользуясь тенью бочек и камней, также резко пересек реку слева направо и вдоль самого правого берега пробил выходной слив "Троглодита". Все, находящиеся на берегу, были очень воодушевлены этим прохождением, которое со стороны смотрелось как легкое и непринужденное. Четверки не могли себе позволить такую амплитуду передвижения и поэтому пошли с гораздо меньшей. Следующим пошел К4-1. Сначала все шло по плану, но перед скальным обломком катамаран попал в относительно небольшую бочку, из которой он вышел не сразу и, самое главное, не вправо (ближе к обломку), а влево. В связи с произошедшим,  пришлось идти по основной струе, с которой планировалось уйти, воспользовавшись тенью скального обломка. В результате, при пересечении струи, судно налетело на следующий, но уже незначительно торчащий из воды обломок, облизало его слева и только после этого, воспользовавшись теперь уже его тенью, ушло вправо. Выходную часть порога К4-1 прошел аналогично К2. К4-2, учтя опыт прохождения порога предыдущим судном, прошел без особых проблем.

Дошли до стоянки между "Троглодитом" и "Свиньей". А так как препятствия в сочетании с уровнем воды превратили прохождение каждых 100 метров реки в очень непростое и долгое мероприятие, требующее значительных нервных и физических затрат, и в связи с тем, что мест, пригодных для стоянок, не предвиделось, то мы решили остановиться на ночевку. Тем более,что подспудно мы пытались протянуть время для того, чтобы вода упала более значительно и, соответственно, идти, как нам казалось, стало бы гораздо легче.

07.08. Вода упала, но, как всегда, не так сильно, как хотелось бы.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю169. - "Свинья" 5С. 100- 120 м сплава по быстротоку правее центра, затем слив влево в косые ворота. Слив крутой, напоминает второй слив в "Баррикадном", но после него относительно спокойно и до него тоже. При заходе главное удержаться на языке в правой половине слива. Слева слишком круто и открыт зуб. Если взять много вправо - можно навалиться на гряду камней и развернуться в сливе лагом. Справа в районе слива выступает скала, похожая на свинью. Дальше 50- 80 м быстротока, слева стоят скальные обломки - дома - 3-4 шт.

Как и все предыдущие пороги, начиная с Камикадзе, из-за большого количества воды порог был залит до неузнаваемости. Так как основная струя воды и соответственно основные препятствия находились возле правого берега, то порог проходили ближе к левому берегу, после чего на него же и чалились. Для этого суда заводили выше по течению – к непосредственному выходу из "Троглодита".

Отчет о водном туристском путешествии по АлтаюОтчет о водном туристском путешествии по Алтаю170. - "Кызылтагский" 6А. В начале порога видны сливы до 1,5 м, камни в русле по 3- 4 м в поперечнике и все это с интервалом 10- 12 м. Но проходы ярко выражены и каких-то явных препятствий нет. За правым поворотом на протяжении 400 метров характер порога не меняется. На левом повороте справа начался скальник и несильный прижим к нему, за левым поворотом еще 200- 250 метров таких же препятствий. На выходе - нагромождение скал с маневром от левого берега вправо-влево-вправо и все это сопровождается сливами около 1,5 м.

По мнению многих групп, это скорее порог, нежели шивера, как часто это препятствие называется в отчетах, а сложность у него - 5С-6А. У этого препятствия нет устоявшегося названия, мало того, в некоторых отчетах оно описывается как два - п.170. и п.171. После п.170, который мы назвали "Кызылтагским", река резко успокаивается.

Посмотрели п.170. Очень длинное (около 800 метров) и серьезное препятствие, в нашу воду - порог категории сложности 6B. Полноценную страховку организовать невозможно. По центру реки идет мощная струя, образующая валы и бочки. Уйти с нее очень тяжело, а единственный путь - это проход по левому берегу, затем выход в центр, дабы обойти слив с бочкой, находящиеся по этому же берегу, а потом надо резко уходить с центра струи вправо или влево, т.к. по центру находилась бочка, в которую попадать ну очень не хотелось, т.к. даже стоя недалеко от нее на берегу, сверху не было видно нижнего уровня воды.

Первым пошел К4-1, зайдя, как и планировали слева и, обойдя слив с бочкой справа, экипаж сделал попытку снова приблизиться к левому берегу, но сила струи не дала сделать это в полной мере и судно попало в самую серьезную часть бочки, находящуюся ближе к левому берегу. Судно уходило влево и поэтому нос был развернут в соответствующую сторону. В результате, как это обычно бывает при прохождении бочек, катамаран остановило, развернуло влево вдоль бочки, затем нос левого баллона моментально оказался под водой, а еще через несколько секунд был ею выплюнут но уже без капитана. В благодарность за подаренную ей жертву река отпустила значительно облегченный нос левого баллона. Затем, секунд через десять, судно, после испытания на вибростенде, благополучно покинуло злополучную бочку и еще через несколько десятков метров успешно зачалилось на левый берег. А чуть ранее, страховка, находящаяся почти сразу за бочкой на левом берегу, сработала отлично, выловив плывущего гребца.

Сиё происшествие значительно повлияло на активность проходивших следом К4-2 и К2, т.к. никому не хотелось повторять путь руководителя и испытывать судьбу еще раз. Первое из них - К4-2, ввиду своего объема решило лучше попасть в первый слив с бочкой, дабы не попасть в кульминацию данного порога. Что им успешно и удалось, "блямкнувшись" с первого слива, они активно отработали влево и прошли между центральной бочкой и берегом. К2, ввиду своей большей маневренности, перед первым сливом и бочкой резко ушел вправо, пересек струю и прошел справа от основной бочки. Времени было уже достаточно, и мы встали на ночевку слева от выходной части п.170 в скалах. Тем более, что у одного из участников группы, Федьки Сахаутдинова, был День Рождения.

08.08 Обнесли выходную часть пор. "Кызылтагский" в связи с тем, что слева к реке подошла скальная стенка, и это не давало возможность ни до конца разведать препятствие, ни организовать какую бы то ни было страховку, а на правый берег, в условиях большой воды перечалиться не представлялось возможным, в то время как подход к выходному сливу порога представлял из себя сплошную кашу, да и сам слив, даже издалека, смотрелся очень внушительно.

171. - 172. Очень простые шиверы, короткие. Справа поросший лесом плоский берег. Здесь можно встать на стоянку, т.к. дальше можно встать только на "Упрямом".

173. - 174. Несложные, но мощные шиверы. Через полкилометра левый берег поднимается, русло сужается до 10- 15 метров, впереди пор."0гозо". В середине порога слева впадает водопадом р.0гозо. Просмотр необходим, тем более, что через 150 м после "Огозо" за правым поворотом пор. "Семейный" и сразу за ним "Упрямый" и "Томский".

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю175. - "Огозо" 6А. Длина порога около 100 м. Падение 10- 12 м. До устья р.Огозо лучше идти левее центра. В пороге 4-5 сливов: перед устьем двойной косой слив вправо и затем еще 3-4 слива от 1,5 до 2,0 м в правой части русла. Чалка за порогом вправо.

В нашу воду он уже не представлял той сложности, которую мы ощутили на предыдущих порогах. Было несколько, с достаточными интервалами между ними, бочек, а заканчивалось это достаточно серьезным сливом типа "горка", но уже без бочки. Линия движения достаточно прозрачна - обход бочек и пробивание слива по центру.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю176. - "Семейный" 6В. Протяженность менее 100 м. После порога "Огозо" правый изгиб русла и сразу влево сброс в порог, заканчивающийся прижимом к скале, расположенной поперек реки в конце порога, и выходом вдоль правого берега шириной 6- 8 м. Порог мощный. На заходе слив до 1 м в нем зуб в центре. Проход левее. Зуб не позволяет точнее зайти в первый водопадный слив высотой 2,5-Зм. Если пройти правее, то до слива приходится еще бороться с прижимом к правым камням. Через 10 метров еще один слив около Зх метров с косым валом, отбивающим влево под скалу. Через 15 м третий слив около 2,5 м. После чего слабый прижим в поперечную стену и выход справа. Чалка за выходом справа. Сразу же начинается порог Упрямый.

Очень мощный и красивый в нашу воду порог. Но, в связи с тем, что мы уже опаздывали на встречу с машиной, ждавшей нас около моста через Башкаус, находившегося недалеко от его впадения в Чулышман, то мы решили обнести п."Семейный", представлявший из себя очень мощный и крутой спад воды, который всей своей силой бил сначала в поперек расположенную скалу левого берега (создавая водяную подушку, часть воды из которой уходила налево и образовывала круговорот вдоль скалы левого берега), а затем, резко развернувшись, в скальный выступ правого берега. Велика была вероятность разломать катамараны о выступ правого берега и затем долго их чинить, что нас и остановило. Встали на стоянке в конце пор. "Упрямый".

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю177.- "Упрямый" 6А. Длина 120- 130 м. Большой уклон. На заходе две гряды камней, проходить лучше слева, прыгать через зуб во второй гряде. Затем сплавляться по левой половине струи 35- 40 м до квадратного 3х3 м камня в центре, около него два слива около 2 м высотой и после навал на выступ левого берега. Надо уйти в центр и до выхода из порога ещё два пологих слива с валами на расстоянии 40- 50 м. Чалка справа. Наверху над порогом между камней есть место для стоянки.

09.08. К4-1 и К4-2 обнесли "Семейный" полностью, а К2 обнес входную и прошел выходную его часть. Прошли "Упрямый". Четверки проходили вдоль правого берега. Двойка зашла по центру, но затем, не успев сместиться вправо, не очень удачно прошла основную часть порога.

178. - "Томский" 5А. Через 50 метров после п.177 на прямом участке 3 ступени со сливами 1,5 м и камнями в русле.

Прошли "Томский", он не очень запомнился.

179. - 196. Цепь шивер, половину из которых смело можно называть порогами 5 к.сл., а отдельные по мощности напоминают п."0гозо", "Упрямый" и гораздо сложнее п."Безлюдный", "Мельница". Сливы в шиверах 1,5- 2 м, валы до 1,5 метров, навалы на камни -"дома" в русле. Облегчает задачу то, что между шиверами есть возможность расслабиться, перевести дух, много места для чалки на любой берег. Протяженность этого участка 10 км, по сложности можно охарактеризовать следующим образом: 1 км после "Томского" до поворота русла на С-В и 2 км после этого поворота характер шивер похож на пор."Томский", затем 2,5- 3 км шиверы ослабевают, русло расширяется, но перед устьем реки Комылтыт (Ковалдут на схеме) справа в русле появляется обилие камней, нужна постоянная лавировка и подстраховка. Через 2 км, после впадения ручья слева, шиверы заменяют классические прижимы на каждом повороте: у выпуклого берега - камни, у вогнутого валы и прижим к скалам. Это продолжается еще 2- 2,5 км - 5-6 раз. Когда слева начинаются высокие желтые скалы с подобием пещер в них на большой высоте (выпавшие куски породы), надо быть внимательными.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю197. - "Тесный" 6В. Непроход в середине порога в воду чуть ниже средней. Щели 1,5- 2 м. Длина порога около 100 м. В среднюю воду и больше появляется проход справа.

Вечером прошли "Тесный". В нашу воду непрохода, естественно, не было. Этот порог - последний шестерочный на Башкаусе, если, конечно, не считать "Селевой". Он тоже устроил нам "показательные выступления". Сначала, без особых проблем порог прошла 2-ка. Порог идется по правому берегу, т.к. где-то ближе к середине, слева находится мощный слив с бочкой, справа от которого чистый и пологий сход струи. Затем косой слив с небольшой бочкой справа, который все-таки лучше проходить левее, но затем большой скальный обломок по центру, который тоже проще проходить справа. Затем, несколько перестраховавшись, и за счет этого попав в правую бочечку, но, далее безболезненно обойдя основной скальный обломок справа, прошел К4-1. А после этого, заменив Федю Сахаутдинова на Владимира Денисова, пошел К4-2. И тут произошел несколько курьезный случай, добавив нам напоследок адреналина. Вновь севший на судно гребец плохо подогнал под себя коленную посадку, в результате чего, уже на слабенькой входной бочке (предыдущие суда проходили ее справа), он успешно был выбит из седла, а так как судно в бочке притормозило, то он прошел весь порог в свободном плавании. К4-2 же весь порог пытался его догнать, но, даже догнав, на такой сильной струе ребятам не удалось вытащить его на судно, тем более, что им же было необходимо и активно работать, дабы самим не залететь, куда не надо. Благо, после порога находился довольно спокойный участок воды, на котором, наконец, они и смогли ему помочь.

Встали на стандартную стоянку слева от "Калибра". Для этого необходимо чалиться на самом входе в порог "Калибр", сразу за скалой левого берега, идущей вдоль всего порога "Тесный". Переправа с правого берега на левый, даже в условиях большой воды, в этом месте проблем не вызывает.

198. - "Калибр" 5С. Начинается в 50 м за п.197 сплошной грядой камней поперек реки, через 10 м еще одна гряда, и еще. После чего вода, просочившись между камней, собирается правее центра и делает дугу вдоль правой скалы влево.

10.08. Прошли "Калибр". Проходили вдоль левого берега, линия движения хорошо просматривается.

199. От "Калибра" до "Селевого" чуть больше 1,5 км сплава, на первых 500 м пара прижимов, затем около 1км "Селевое" озеро. Чалка справа на осыпь в конце озера.

Дошли до "Селевого".

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю200. - "Селевой" 6D. Отдельные участки возможны для прохождения, но в середине порога непроход у огромного "дома" и в конце перед разбоями водопадный слив через зубья. Осыпь на правом берегу живая. Поэтому характер порога постоянно меняется. Порог образовался в 1990 году и, вероятно, через 10-15 лет порог можно будет ходить, т.к. он сгладится. Обнос 350- 400 метров.

201. - 216. На протяжении 8 км расположены шиверы с обилием камней, со сливами 1- 1,5 метра, иногда крупные камни, жесткие валы. В устье Чебдара на левом берегу классная стоянка. На правом тоже есть стоянка.

217. Последний прижим к левому берегу в 300 метрах ниже устья Чебдара. Дальше препятствий нет. Разбои. До устья Башкауса - 7 км.

Разобрав на обносе К4-2, шли до моста через Башкаус на двух судах - двойке и тримаране (К4-1 + баллон от К4-2), что оказалось тоже совсем нескучным занятием в связи с тем, что на тримаране сидело восемь человек с грузом, а полноценно могли работать только четверо. Он из-за своей массы стал плохо управляемым, а валы и бочки, находящиеся на этом участке в нашу воду, тащили и швыряли его совсем не так, как нам казалось должны были нести и раскачивать, даже с учетом его массы и водоизмещения. Вода хоть и падала, но все равно оставалась выше средней.

11.08. Дождь. ГАЗ-66 Юры Демьянова, нас не дождавшись, уехал в Новосибирск. Отправили Айдара Яхина и Федю Сахаутдинова через Телецкое озеро домой в связи с тем, что "проснулись" старые раны у Айдара. Федя – сопровождающий, изъявил желание сам. Катамаран-двойку они забрали с собой. Ищем машину. Сушим вещи. В связи с потерей времени из-за паводка и опозданием на заказанную машину, приняли решение идти сразу на р.Карагем, а потратили как раз столько, сколько было у нас запланировано на прохождение Мажойского каскада р.Чуя. Празднуем успешное рохождение Башкауса и Армагеддон.

12.08. Встали в 04.00. В 05.00 должны уехать на УАЗ-452, найденном в п. Балыкча. Ночью местные аборигены стащили у нас 3 наддува от К4-1, гидрокостюм и срезали сушившуюся морковку.

К обеду приехали в п.Акташ. Договорились на утро следующего дня о машине ГАЗ-66. Забрали заброску, оставленную у местных жителей на подъезде к началу маршрута. Вечером - деревенская баня.

13.08. В районе 06.00 выехали в сторону Чаган-Узуна (Белтир). Традиционно, пеший переход на Карагем начинался от фермы на реке Джело и проходил через перевал Карагем (2850 м). В начале 90-ых годов через перевал до Карагемской поляны была проложена тракторная дорога, которая, однако, к концу 90-ых уже довольно сильно разрушилась. Перед подъездом к перевалу вначале идет относительно горизонтальный участок дороги, затем длинный пологий спуск и снова крутой подъем серпантином, после которого - только спуск в долину реки Йолдо-Айры. Вдоль Йолдо-Айры дорога с перевала идет сначала по правому берегу, а метров за 800 до левого притока с красивыми водопадами переходит на левый берег и перед устьем притока слева возвращается на левый. Через 150- 200 метров после брода начинается лес и есть хорошее место для стоянки. Следующее хорошее место для лагеря есть через 1,5 км.

Дорога очень непростая, даже для ГАЗ-66. К обеду доехали под финальный серпантинный взлет на перевал Карагем, начинающийся от перемычки между двух небольших озер. Дальше ехать было рискованно, т.к. дорога была мокрая и скользкая.

Началась пешка. На перевал поднимались минут 45. Пошел снег. При спуске с перевала открываются красивейшие панорамы. Спустившись до появления воды и кем-то принесенных, но сильно влажных дров, пообедали. Шли в основном по тропе, т.к. по дороге идти было гораздо труднее, тем более, что местами она сильно разрушена. Встали на ночевку на левом притоке Иолдо-Айры.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю14.08. До Карагемской поляны дошли за четыре часа. Последние километры шли по дороге, которая, уйдя от реки вверх, хорошо сохранилась на правом берегу Йолдо-Айры.

15.08. Сборка судов.

16.08. В 09.50 вышли на радиалку в сторону озера Абыл-Оюк. В 10.50 подошли к броду через Левый Карагем, здесь он разбивается на несколько проток. Тропа до брода сильно заболочена и поэтому часто разветвляется и теряется. Перебродили Л. Карагем и пошли дальше вверх по течению Абыл-Оюка. В 11.50 подошли к крупному крутопадающему среди больших камней и глыб левому притоку р. Абыл-Оюк(Правый Карагем). В 12.50 встали около одного из крайних разлапистых кедров, находящихся на границе леса, на перекус. В 13.45 подошли к озеру Абыл-Оюк. Где-то в районе 15.00 пошли обратно с верхней оконечности озера. Обратно дошли быстрее на час.

17.08. В 11.55 начали сплав. Схема 1Схема 2.

Участок реки до первого ущелья не представляет сложности.

1. - "Стартовый". Начинается сразу за впадением р.Калын-Агач. Длина около 400 метров, большое падение. Просмотр с правого берега.

2. - "Олимпийский". Начинается через 20 метров после суводи, завершающей предыдущее препятствие. Сложны вход и выход из порога. Просмотр лучше делать с правого берега. На входе в порог - мель. Основная струя идет левее мели и разбивается на мелких подводных и обливных камнях. Чистых проходов слева нет. Центральная часть порога проще. Большая скорость течения, много камней, сливы. На выходе струя, идущая вдоль правого берега, после правого поворота реки уходит к левому берегу, отражается от левобережных камней и устремляется в узкий проход между надводным и полуобливным камнями со сливом около 1,5 метров. Затем следует еще один метровый слив, и река делает левый поворот. В этом месте необходимо зачалиться.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю3. - "Эридан" 5С. Начинается сразу за порогом номер 2, наиболее опасны вход и выход из порога. Вход представляет собой сброс воды между двух островов из крупных камней. На расстоянии 30 метров река падает на 4 метра в корридоре шириной 4- 5 метров. В левую протоку с места чалки попасть практически невозможно. После центральной протоки в центре русла - камень, сразу правый поворот и прямой участок с большими камнями и сливами. За следующим правым поворотом начинается выходной участок порога. В русле лежат три крупные глыбы, между которыми проходы по полтора - два метра и далее еще один камень. Между ним и берегами - узкие проходы. Левая струя наваливает на левобережные камни, и отражаясь от них, устремляется на этот одиночный камень. После сильного навала на камень, струя образует два слива 1 и 1,5 метра с крутыми пенными ямами.

4. Начинается сразу за крутым левым поворотом Карагема. Просмотр возможен по обоим берегам. В русле много камней, особенно в правой части.

5. - "Трамплин". Начинается на левом повороте реки. Просмотр с правого берега. В начале порога Карагем разбивается на два каменистых рукава мелью. В протоках сливы до одного метра высотой. На выходе - ворота из трех камней, между ними - полуобливной, со сливом 1,5 метра. Расстояние между камнями 3- 3,5 метра. После слива через 15 метров скала делит поток на два.

6. Ориентир порога - бом на правом берегу. Просмотр с левого берега. На входе в порог много обливных камней. У бома река делает небольшой левый поворот и на скальную стенку бома идет сильный навал. Далее русло разбивается островом на две протоки.

7. Длина 400 метров. Большая скорость течения, камни, сливы. Проходили по центральной части русла. На участке шиверы ниже р.Кан-Оюк под длинным правобережным бомом почти все русло перегорожено большой нависающей лиственницей.

8. Перед порогом два острова. После второго острова река сужается, образуя ворота между камнями с мощным сливом, за ними шиверистый участок длиной 40 метров. Затем струя сбивается грядами камней сначала вправо а потом влево, на скальную стенку. Под стенкой - прижим. Просмотр с правого берега.

9. - "Россыпь" 5В. Ориентир: после левого поворота справа - скала. Чалка перед скалой. Длина порога около 300 метров. На входе в порог ступенька со сливом в центре русла. Далее струя делится на две части: одна сваливается вправо под скалу, другая проходит через ряд ворот.

Наиболее сложная часть первого ущелья - участок от р.Камрю до р.Кара-Айры. Просмотр этого участка по правому берегу очень затруднен бомами, и обрывистыми склонами. Лучше делать просмотр с левого берега, так как выход от Карагема на тропу правого берега на этом участке очень сложен.

10. - "Нокдаун". Расположен на S-образном участке сразу за впадение Камрю. Несколько лет назад порог был полностью перекрыт сошедшим слева селевым потоком. Но сейчас Карагем снова пробил свое русло и о селе напоминают только стволы деревьев, торчащие над водой из склона левого берега, сам склон и уникальный элемент порога - вертикально, как телеграфный столб, стоящий по центру русла высокий ствол дерева. В пороге крутое падение и мощные сливы, но особой сложности он не представляет. Гряда камней в районе вертикального ствола легко обходится слева.

11. - "Крутой" 5В. Начинается у левобережного бома, метров через 70 после "Нокдауна". В пороге крутое падение и мощные сливы. В начале порога основная струя несильно наваливает на левобережный бом. Затем, пройдя метров 50 вдоль бома, река поворачивает вправо и образует несколько мощных сливов. На выходе из порога на левом повороте сильный прижим к правому берегу, перед прижимом слив около 2 метров.

12. Расположен в 150 метрах ниже предыдущего. Вдоль левого берега небольшой бом, река сжимается каменистой отмелью. Короткий, не более 50 метров, порог представляет собой серию сливов высотой до одного метра. В струе обливные камни.

13. Расположен через 150 метров после предыдущего. После правого поворота Карагем делает крутой вираж влево, струя налетает на крупные камни у правого берега и затем на левый скальный берег. Вдоль струи и в струе - обливные камни. В пороге большое падение, высокая скорость потока, сливы.

14. - "Бобслей" 5В. На входе в порог - остров. Левая протока в верхней части забита камнями. В правой, основной протоке расположена самая сложная часть порога. Падение на этом участке 4- 5 метров, много выступающих и обливных камней, узкие проходы, мощные сливы. На слиянии проток за последним сливом в узком проходе сквозь гряду камней находится прижим к левобережному бому. Ниже бома русло вновь делится на две протоки. Левая прямая и каменистая, в ней меньше воды, чем в правой. Правая делает длинный плавный левый поворот вдоль скальной стены правобережого бома.

15. - "Малыш". Начинается на правом повороте сразу за предыдущим препятствием. В верхней части порога ряд чистых сливов, в нижней - гряда камней с проходом по центру, на выходе большой камень в центре русла. Между порогами 15 и 16 четырехсотметровый шиверистый участок с сильной струей. Место чалки к левому берегу перед порогом 16, который надо обязательно просматривать.

16. - "Любаша" 5В. По правому берегу в пороге идет скальная стенка, левый берег - осыпной. В первой половине порога на левом повороте несколько крутых мощных сливов и сильнейший бой в скалу правого берега. Далее следует правый поворот и за ним все повторяется, но бой в скалу менее мощный.

17. - "Магнит". Расположен через 150 метров после предыдущего на правом повороте реки. Просмотр по скальному левому берегу. На входе в порог имеется слив, затем следует несильный прижим к выступающей скале левого берега, ниже которого навал на скальный обломок в русле и еще один прижим к скале левого берега. Далее слабовыраженный островок делит русло на две протоки. В левой мелко и много камней, в правой камни более крупные и есть проходы.

18. - "Не проходите мимо" 5В. Небольшая правобережная полка с лесом, идущая от предыдущего порога, заканчивается бомом на левом повороте реки, где и расположен порог. На входе в порог Карагем делится тремя скальными глыбами на две части с мощными сливами, причем в нижней части сливов есть выступающие камни. Далее в русле много камней, сливы в узких проходах. Заканчивается порог сильным прижимом к правобережному бому.

19. Начинается сразу за порогом 18. В пороге серия сливов между обливными и надводными камнями. В конце порога слева бом, затем поворот направо и правобережный бом, на который идет несильный навал. Метров 300 идет шивера и ущелье заканчивается.

Разбои, мелко. В 12.18 – левый приток. Вскоре зачалились справа перед началом 1-го каньона. В 13.00 начали обнос вещей. Дошли до правого притока – Кан-Оюк. Пообедали. В 16.00 вышли обратно и в 16.45 подошли к судам. В 17.00 начали прохождение каньона. В 20.00 закончили сплав перед 6-ым порогом. Прошли "Эридан". Остальные отдельные препятствия выделить тяжело. Сплошная шивера-порог. Водя средняя. Но для 4-ок маловато.

18.08. В 10.45 вышли на воду. Погода отличная. Встречаются расчески и завалы. В 12.10 подошли к правому притоку – р.Камрю. Слева – сель и тоже приток. Разведали каскад порогов, находящийся ниже впадения Камрю и успешно его прошли. Удачно преодолели и остальные именные препятствия, но в конце 1-го каньона на безобидном, с виду, месте порвались так, что основной наддув чуть не ушел. Долго не могли зачалиться, т.к. левый баллон держался только на носовом и кормовом наддувах. Зачалиться помог К4-2, который безболезненно прошел этот участок чуть раньше и подстраховывал нас за поворотом на правом берегу. Собрав порванные баллон и оболочку, вылезли из миниканьона, за 1 час дошли до Камрю и еще 45 мин шли до стоянки.

19.08. Заклеили баллон, начали зашивать оболочку. Сушили искупанную видеокамеру, но она, к нашему большому сожалению, так и не заработала. После обеда вышли на обнос вещей в сторону Кара-Айры. До Камрю шли 50мин, а затем до Кара-Айры – 1ч 20 мин. Пришли к 17.00. Баня.

20.08. Дневка. Зашивали оболочку, собирали бруснику.

21.08. В 08.00 вышли в сторону катамаранов. Оказалось, что мы не дошли метров 800 до устья Кара-Айры, т.е. препятствий, кроме пары несильных прижимов, там уже не было. К месту с оставленными катамаранами спускались по веревке. В 11.00 вышли, за несколько минут дошли до устья, привязали вещи и в 11.25 вышли дальше. Через 6 минут подошли к началу 2-го каньона.

20. - "Белый Бом" 5В. Расположен на входе в ущелье, длина порога около 100 метров. Правый берег представляет собой высокую скальную стенку. На входе в порог мощный слив, затем идет относительно простой участок, который заканчивается грядой больших камней, выступающих в поток от левого берега. Между грядой и скалами правого берега на небольшом правом повороте в сужении русла присутствуют несколько мощных сливов, а на гряде камней имеется залом из больших деревьев. За сужением следует крутой левый поворот, с навалом на правобережные скалы, затем несколько сливов и порог заканчивается.

21. Расположен сразу за порогом 20, длина 500 метров. Валы, редкие камни в русле.

22. - "Сарлыки" 5А. Длина около 100 метров, большое падение воды. Начинается порог на правом повороте, а заканчивается после плавного левого поворота реки. В верхней части порога много обливных камней, несколько мощных сливов. Далее основная струя перекрывается большим заломом на гряде камней, единственный проход в этом месте - узкие ворота из камней под левым берегом. Затем основная струя уходит под левый берег, где образует навал на большой камень в русле.

23. Начинается сразу за порогом 22. Длина около 800 метров. Валы, редкие камни в русле. Идет до осыпного каньона, где переходит в очередной порог.

24. - "Винт" 5В. Начинается на плавном левом повороте осыпного каньона. Длина более 100 метров. Это мощный порог с большим количеством камней в русле и значительным падением воды. На входе в порог - мощный слив с плиты и далее сливы и навалы на камни следуют один за другим.

25. Идет от предыдущего порога до конца ущелья. В 300 метрах ниже порога есть прижим к правобережным скалам.

За ущельем Карагем разбивается на протоки, в которых надо остерегаться заломов. Основная протока идет сначала ближе к левому берегу, а перед устьем Каинды-Одру переходит к правому. Расстояние между вторым и третьим ущельями -7 км. Ориентиром начала третьего ущелья служат окончание разбоев и скала на правом берегу, обрывающаяся прямо в воду. Длина ущелья около 5 км и начинается оно с п.26.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю26. - "Разбойники" 6А. Расположен на правом повороте реки, имеет обрывистые берега, слева впадает ручей. На входе в порог, сразу за небольшой разгонной шиверой, следует мощный слив с бочкой после него. Ниже слива река делится на три протоки с крутым падением воды. В левой протоке много камней, очень узкие проходы, от берега выступают стволы деревьев. Заход в правую протоку осложнен выступающим камнем, внизу она делится на островом на две части, в русле много камней. В средней протоке тоже много камней, но она была наиболее приемлимой для прохождения при нашем уровне воды. Заход в нее осложнен большим заломом на стрелке с правой протокой. За слиянием проток река делает левый поворот, ниже которого следует участок с большим падением, в русле отдельные камни, сливы.

27. Начинается сразу за порогом 26. В русле отдельные камни, валы. Примерно через 1 км река огибает сначала высокие отроги левого берега, а затем правого.

28. Мощная шивера длиной около 300 метров. Заканчивается на правом повороте и переходит в порог "Трек".

29. - "Трек". Начинается на правом повороте серией мощных сливов и бочек. Далее на левом повороте сильнейший прижим к скалам правого берега с метровой водной подушкой над наваливающей струей.

30. В этом месте река уходит в лесистое ущелье.

31. - "Средний".

32. - "Луговой". Перед началом порога справа впадает ручей. В пороге река делает сначала левый, потом правый повороты. Ниже порогов река успокаивается, долина расширяется, и вскоре начинаются разбои.

На входе во 2-й каньон - бревно, которое мы распилили, перебравшись на правый берег. Было 12.15. В 13.45 вышли из 2-го каньона. Его препятствия нас не очень впечатлили. На следующем участке реки много разбоев. В 14.15 причалили на обед перед п. "Разбойники". В 16.30 вышли на его прохождение, он, в отличие от многих предыдущих, похож на порог. Проходили по центральной протоке.

33. - "Чибитские пороги" 5С. Представляют из себя протяженный (около 4-х км) участок, который характеризуется большим падением, значительным, по сравнению с верхними ущельями, расходом воды, узостью русла, но без скальных берегов, что приводит к появлению большого количества валов и бочек, обладающих достаточной мощностью.

Очень понравился участок Чибитских порогов. Совсем непохож на все предыдущие препятствия Карагема, зато похож на "Трубу Сапожникова", находящуюся на Аргуте. Это его уменьшенная копия. Прошли без разведки, но с адреналином. Вода поднялась и была выше средней. В 19.00 впали в Аргут. Встали, как и два года назад, на правом берегу Аргута сразу за впадением в него Карагема. Устье Карагема изменилось до неузнаваемости.

22.08. В 09.45 выход.

Ниже устья встречаются отдельные перекаты. Перед правым поворотом слева видно устье ручья (водопадный слив), затем на левом берегу затон и за крутым левым поворотом начало преп.33.

33. - "Степной". Река здесь течет в песчано-глинистом каньоне, который заканчивается у моста через Аргут. Порог простой, расположен на входе в каньон. Ниже моста расширение долины, отдельные перекаты. Перед пос. Аргут, расположенном на левом берегу и состоящим из 10-15 домов, устье р.Куросай, которая впадает каскадом водопадов. За поселком подходит отрог. Река делает левый поворот.

34. - "Куркурек". В центре сливы с валами до 1,5 м. У левого берега надводные камни. Через 100 м в центре обливник. Порог простой. Устье р.Куркурек незаметно. Ниже порога спокойно 3 км. На местном первом повороте преп.35.

35. - "Коротыш". Длина 80 м. Короткий, мощный порог. Осматривать нужно с левого берега. В центре, на входе, мощная бочка, за ней валы. Между ней и обливным камнем у левого берега - основной слив. Левее камня еще один слив менее мощный. На выходе несильный прижим к левому берегу на правом повороте. У правого берега улово.

Ниже порога 3 км спокойно. На левом берегу несколько новых домов. После правого поворота (здесь слабая шивера) слева видны скалы. Перед ними слева устье р.Кулагаш. Нужно причалить к правому берегу за 200 м до скал для просмотра порога.

11.45 – левый приток р. Кулагаш. До него шли без разведки.

36. - "Надолбы" 6А. Порог длинный - 700- 800 м, двухступенчатый. Длина ступеней примерно одинакова, между ними перед правым поворотом и на повороте -быстроток 100 м. 1-я ступень начинается на небольшом левом повороте, затем прямой участок до правого поворота. На входе гряда обливников. Затем от правого берега к центру несколько больших надводных камней -"Надолбов", между которыми сливы. Левее центра большой обливник с 2-x метровой бочкой, через 50 м левее центра - надводный камень. Между скальным левым берегом и этими камнями узкие сливы шириной 5 м. Ниже слива и в центре мощные бочки, валы. За поворотом в начале 2-й ступени косая обливная гряда, в которой чистый слив ближе к правому берегу. Затем основная струя собирается в центре и на резком левом повороте валит в ворота между двумя огромными обломками у правого берега и зубом левее центра. На обломки сильный навал. Ниже прямой участок с мощной струей, бочками, валами. Чалка к правому берегу. Ниже 700 м быстротока. За правым поворотом у левого берега 7-метровый камень - "Часовой" - это ориентир начала преп.37.

"Надолбы" шли с просмотром и страховкой по ступеням. Сначала шли вдоль правого берега, затем смещались на центр, а в конце порога шли вдоль левого берега.

37. - "Труба Сапожникова" 6А. Чалка к левому берегу около "Часового" или в 150 м выше. Длина препятствия 1,5 км. На всем протяжении большой уклон, мощные сливы, бочки, валы. В трубе можно выделить 2 наиболее сложных места. Первое находится там, где правый берег - скала. На входе 2 косые гряды обливников от левого берега. Справа прижим к скалам. Ниже несколько бочек и большая бочка от левого берега к центру. На выходе в центре обливник, справа и слева узкие сливы. Возможна чалка слева. Длина участка 150 м. Второе находится там, где левый берег осыпной с узким распадком. Длина 50 м. На входе в центре и справа мощные бочки, слева слив, но струя после слива попадает в центр на мощную косую бочку, в 5 м ниже которой зуб - полуобливник на выходе улова слева. Ниже правый поворот, затем левый и у правого берега виден огромный камень, прямоугольная грань которого смотрит вверх по течению. Это ориентир конца "Трубы". Чалка к левому берегу в 100 м ниже камня. Через 100 м на левом повороте начинается входная шивера п/в Сапожникова. Основная идея при сплаве - придерживаться центральной струи, выходя из нее, где необходимо, под левый берег.

"Трубу Сапожникова" шли с воды. Шли вдоль левого берега, иногда смещались к центру. Подошли к порогу-водопаду Сапожникова.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю38. - "Порог-водопад Сапожникова" 6В. Начинается от устья р Ябелю-Ярык. Длина 400 м. Правый берег отмель. Левый осыпной, местами обрывистый. На входе три надводных камня от левого берега к центру, ниже, в центре и правее центра два обливника с пенными котлами. За ними у левого берега еще две гряды обливников. Основная струя, формируясь в центре, через 80 м попадает в мощную бочку, которая перегораживает реку, оставляя узкий проход со сливом на обливники. Еще через 40 м мощный слив в центре, образованный надводными камнями справа и слева. Ниже еще 50-70-метровый участок сплошной пены, заканчивающийся косой бочкой в центре и свалом воды на чемодан высотой 3- 6 м у левого берега. За ним основная струя разбивается на гребенке обливников, которая идет с отмели, расположенной ближе к правому берегу. Правая протока узкая, но мощная, с несколькими сливами и бочками. Основной свал с гребенки - в левую протоку – с прижимом на выходе к камням у левого берега. Порог сразу за правым поворотом переходит в преп.39.

39. - "Седая" 6А. Длина 800 м. За правым поворотом галечный остров в центре. Левая протока основная, в ней мощные бочки, валы. Правая более мелкая. При слиянии проток ближе к правому берегу подводный камень. Между ним и правым берегом узкий слив шириной 3 м через обливные зубья. Основная струя идет левее надводного камня с прижимом к нему. Здесь мощный слив, валы до 1,5 м. Это наиболее сложное место шиверы. Ниже прямой участок 600 м до правого поворота. На нем валы, бочки, отдельные надводные и обливные камни. На правом повороте преп.40.

В 15.00 закончили обнос вещей по тропе левого берега за шиверу "Седая". Вода большая. Прохождение "порога-водопада Сапожникова", который мы обнесли два года назад, и шиверы "Седой" закончили к 20.00. Проходили вдоль правого берега, затем, после окончания основных препятствий ПВ Сапожникова, пересекая струю, переходили на левый берег и шли вдоль него, иногда чуть отходя к центру. Начинало смеркаться.

23.08. Постарались выйти пораньше.

40. - "Угловой". Левый берег - скальная стенка. Здесь в обход бома идет тропа. Осмотр порога лучше проводить справа. Правый берег отмель. Длина порога 150 м. От правого берега на входе гряда обливников с бочками. За ними на выходе валы. Порог простой. Под левым берегом несильный прижим. Через 30 м на прямом участке шивера 80 м. За ней на прямом участке преп.41.

41. - "Медвежий". Длина 300 м. Представляет собой мощную шиверу. На входе и в середине препятствия валы, бочки, на выходе в центре надводный камень, к нему прижим. Слева и справа сливы, ниже левого слива вал до 1,5 м.

42. - "Иедыгемский" 5С. Порог начинается через 100 м после преп.41. Осмотр по левому берегу. Длина 300 м. S-образный порог. На входе в центре русла обливные и надводные камни разбивают струю на две части. После сбойки струй вся вода на правом повороте попадает в мощную косую бочку, занимающую весь центр и левую часть русла. Справа узкий слив. Ниже бочки валы до 2 м. Затем на левом повороте вся узкая струя наваливает на большой обливной зуб у правого берега. Перед устьем Иедыгема улов слева, а само устье - в 50 м ниже поворота. Ниже устья Иедыгема мелководная шивера длиной 70 м. Слева и по центру камни, справа чистый проход. За шиверой начало преп.43.

43. - "Остров" 5А. Длина 100- 150 м. В пороге галечный остров, левая протока основная. При слиянии проток крутое падение, валы, левее центра бочки. В левой протоке у конца острова обливной зуб. Правый берег при слиянии проток скальный, на левом огромные камни. Ниже спокойный участок 1,5 км в небольшом каньоне. В конце крутой правый поворот, затем левый. На поворотах прижимы к береговым скалам.

44. - "Зиг-Заг". За ним чалка к высокому правому берегу в 150 м выше притока слева для осмотра преп.45.

45. - "Стерегущий" 5В. Входная шивера длиной 150 м переходит в порог, расположенный на правом повороте. На повороте остров с деревьями. Просмотреть левую протоку до конца нельзя. Левый берег сначала пологий, затем обрывистый. С правого берега левая протока через остров не видна. В правой протоке горка, после которой прижим к скалам правого берега.

Ниже порога - до устья р.Бортулдаг - спокойный участок. За устьем на правом повороте прижим к скалам левого берега, затем правого и вновь левого берегов. Далее, до устья р.Юнгур несложный участок с несильными шиверами на поворотах. От устья р.Юнгур - сужение долины. Река входит в так называемый Юнгурский прорыв. На поворотах шиверы с прижимами под скальные стенки берегов, сливы, валы до 1,5 м, мощные улова. Ниже устья руч.Б.Ары-Юл несложная шивера 150 м, быстроток 100 м. За крутым левым поворотом начинается преп.46.

46. - "Б.Ары-Юльский" 5С. На повороте на левом берегу зимовье. Длина порога 150 м. С правого берега осыпь. На выходе косая гряда надводных камней от правого берега к центру. Ниже 4 обломка: три ближе к левому берегу, четвертый за косой грядой. Основной слив по центру через обливник. Более безопасный проход – вдоль левого берега между берегом и обломками. В конце порога большие валы. Продолжается левый поворот. Левый берег - высокие черные скалы. За поворотом сужение, узкие проходы, сливы, бочки, валы до 2 м. Затем прямой участок 800 м. Видна красноватая осыпь по левому берегу и поворот долины вправо - это ориентиры преп.47.

47. - "Белый" 6А. Длина порога 2,5- 3 км. Порог длинный, мощный, опасный. Условно делится на 4 части. 1 часть.Длина 200 м. На крутом правом повороте мощный слив, валы до 2 м, у левого берега улово, прижим к скалам справа. Ниже в центре большой обливник, на который попадает струя со слива. Справа валы. Слева узкий проход.2 часть. После правого поворота прямой участок 600- 700 м с бочками и валами. Участок заканчивается сужением. Имеются надводные камни и зубья в центре и слева. 3 часть. Длина 150 м. Расположена на крутом левом повороте. В центре обливник, с него свал воды. Перед обливником слева бочки. 4 часть. Длина 1,5 км. Расположена на правом повороте, затем идет прямой участок и крутой левый поворот. Здесь мощная шивера, сливы, валы. За левым поворотом конец порога.

Справа виден распадок. На левом берегу в 600 м выше устья р.Коир возможна стоянка. От устья р.Коир до устья р.Ело Аргут течет в узкой долине, берега скальные. Ширина реки 30 м. На поворотах сливы, валы, прижимы под скалы.

48. - "Зуб Ело". Простой порог. Длина 30 м. В скальном коридоре в центре русла лежит надводный камень. К нему прижим. Через 600 м на правом повороте начинается преп.49.

Отчет о водном туристском путешествии по Алтаю49. - "Раздельный" 6А. Длина 200 м. Расположен в начале 7-километрового каньона. Порог опасен, трудна страховка. На входе несколько бочек, сливы, затем через всю реку мощная бочка. Основной слив под скалой правого берега. Ниже опасный карман у правого берега. Левее центра крупные обломки скал. На выходе еще одна бочка от центра к правому берегу.

50. - Каньон почти до устья р.Шавла. В каньоне сливы, шиверы, прижимы к стенкам каньона. В одном из сужений пологий слив высотой 2 м. Каньон заканчивается сужением 10 м. От пор."Раздельный" до устья р.Шавла 45 минут сплава. Ниже устья р.Шавла Аргут спокоен до левого поворота.

51. - простая шивера между устьями двух левых притоков, валы.

52. - "Туганский". - мощная шивера длиной 100 м. Ориентиры: на входе слева в русле высокий камень-призма. На правом берегу избушка. Хорошо просматривается с воды. Несколько обливных и надводных камней в русле, сливы, бочки.

53. - "Слив ЛАС". - расположен на правом повороте. У левого берега надводные камни, в центре слив 1,5 м, за ним бочка.

54. - шивера длиной 1 км. Начало на левом повороте. Здесь валы, бочки. Ниже в центре русла скалы, хорошо видные с воды.

55. - несложная шивера после левого поворота.

56. - "Тихоня". Длина 150 м. Начало на небольшом правом повороте. На входе полуобливник в центре реки, за ним бочка. Слева и справа сливы, затем участок быстротока 50- 70 м и мощная бочка в центре. Валы на выходе до 1,5 м. После порога прямой участок 2 км до левого поворота. Ширина русла до 40 м. Перед поворотом можно пристать к левому берегу для просмотра преп.57.

57. - "Атланты" 5В. Длина 250 м. Ориентиры: левый поворот, сужение, причудливые скалы на правом берегу с черными натеками. За поворотом прямой участок с большим уклоном, большие валы и бочки по всей ширине реки. Более чистый проход у левого берега. Через 150 м в центре надводный камень. За ним бочка. Напротив камня - устье правого притока Сато-Кулар. Основная струя идет справа от камня через мощную бочку-котел более 2 м. Между камнем и скалой левого берега чистый проход. Через 50 м слив в косых скальных воротах, после которго от мыса правого берега тянется косая бочка. К мысу сильный прижим. После ворот у скал улова.

58. - "Дикая". Длина 200 м. Начинается через 100 м после пор."Атланты" на прямом участке, продолжается на правом повороте. Основная струя, минуя обливники, идет вдоль левого берега, образуя валы до 1,5 м. Через 200 м п.59.

59. - "Игольное ушко". Длина 200 м. Через 200 м после преп.58 расположено скальное сужение, далее в центре русла надводный камень. Слева обливники. Через 300 м следует левый поворот, затем прямой участок 800 м. На этом участке отдельные надводные и обливные камни.

60. - "Ленивая". - на плавном правом повороте сужение в скальных берегах.

61. - "Ворота" 4С. Длина 50 м. В сужении основной слив ближе к скальному мысу правого берега, за сливом через реку бочка-котел. Валы достигают 1,5 м.

Через 80-100 м стрелка рек Аргута и Катуни. На стрелке устроен туристами музей, баня. Возможное место для стоянки. Правда с дровами могут быть проблемы.

Дошли до устья Чуи. На "Ары-Юльском" размяли затекшие ноги. Проходили порог, прижавшись к правому берегу. "Белый" прошли с воды. "Раздельный" разведывали. К4-2 прошел, чуть сместившись влево от центра, первым. К4-1 проходил вдоль правобережной скалы. Порогом "Ворота" успешно закончили прохождение рек Башкаус, Карагем и Аргут. Обедали в "Кафе Аргут". Встали на стоянку на левом берегу Катуни чуть ниже устья Чуи.

24.08 За 35 мин дошли до п.Иня. Вышли на остановку около 13.00. Оба автобуса уже ушли. К вечеру около 17.00 переехали на асфальто-бетонный завод, расположенный за поселком на левом берегу Катуни. Попутных машин практически нет.

25.08 С утра начали дежурить, но машин очень мало. Около 12.00 выехали на трех легковушках, о которых договорились с вечера. Около 16.00 были в г.Горно-Алтайске. В 16.20 уехали на рейсовом автобусе в г.Барнаул, куда приехали в 22.30. Минут через 45 на микроавтобусе уехали в г. Новосибирск. В 3 часа ночи были в г.Новосибирске.

26.08 В 07.08 местного времени выехали из г.Новосибирска на поезде Новокузнецк – Кисловодск.

Итоги, выводы и рекомендации

1. Запланированный маршрут - Башкаус - Мажойский каскад Чуи - Карагем - Аргут и соответствующий ему график были вполне реальны для вышедшей в поход группы. До 01.08 мы шли в графике и не испытывали никаких проблем с его соблюдением. Затем, из-за паводкового уровня воды, тот участок, который мы планировали пройти за 5 дней, мы преодолели за 6 (шли по большой воде) + 3 дня ждали спада паводкового уровня. На переезд к Карагемскому перевалу мы потратили 2.5 дня, вместо запланированного одного. На прохождение Карагема и Аргута мы планировали 6 дней, а реально прошли за 5, правда, не считая досадной, на ровном месте, аварии К4-1 на выходе из I-го ущелья Карагема. В результате мы, как и планировали, вернулись домой 27.08.

2. Реальными считаем прохождение: Нижнего ущелья Башкауса - за 4-5 дней, можно и за три, но необходимо чтобы повезло с уровнем воды; Карагема - за 3-4 дня; Аргута от Карагема до Ини - за 2-3 дня.