16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 1994
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Оз. Маркаколь - р. Кальджир (ниже ущелья № 5) (н.- V к. с.)
Протяженность сплава - 110 км
Продолжительность: 14 - 16 дней
Сезонность: июнь - август

Оз. Маркаколь лежит на высоте 1449 м над уровнем моря в межгорной котловине между хребтами Курчумским и Азутау. Длина озера 38 км, площадь 449 кв.км, глубина 38 м, в него впадает 27 небольших рек, а вытекает лишь одна - Кальджир. На своем пути до Верхнего Иртыша Кальджир падает более чем на 1 км, прорываясь через многочисленные пороги и водопады, сосредоточенные в 5 ущельях. Расход воды в истоке (пос. Шумек) в июне-июле 22 м /с, лесистость бассейна - 15%. Через 7 км от озера река входит в первое ущелье - "Баррикада", в котором весьма сложные пороги, переходящие в водопадные участки, местами уклон выше 100 м/км при ширине реки 10 - 15 м. Возможность сплава в первом ущелье проблематична. За "Баррикадой" Кальджир выходит из гор и успокаивается. Уютная долина открывает участок "Казлишинских перекатов" длиной 18 км с уклоном 6 м/км, быстрым течением и разбоем на протоки. Ниже брошенной деревни Казлишинки на левом берегу палаточный лагерь геологов, через реку низко натянуты провода и трос. Вдали высокий хребет выходит к реке слева в поперечном направлении. Это начало 2-го ущелья - "Карагач", протяженностью 7 км с уклоном 13 м/км. Ориентиры: крутой левый поворот и серия шивер средней силы.
На участке серьезные пороги: "Вертушка", "Гравитация", "Пирамида". В середине ущелья - наиболее сложный участок - отвесный 2-метровый водопад, ниже - большая пенная яма. Через несколько сот метров на реке остров, за ним - мощные шиверы. Второе ущелье удобно разведать сразу все по тропе левого берега. По окончании 2-го ущелья на реке на протяжении 7 км препятствий нет. Третье ущелье Кальджира - "Желтые камни" - начинается в 2-х км ниже устья крупного правого притока - Карагача. Длина ущелья - 5 км, средний уклон - 20 м/км. В начале участка несколько шивер и несложный порог "Слоник" - глыба в центре русла - здесь удобно причалить к левому берегу для разведки, т. к. ниже мест, удобных для ночлега, в ущелье нет. В каньоне каскад сложных порогов ("Зубарики" и др.) с большим падением, мощной водой и бочками. За очередным левым поворотом река успокаивается, это подпор исключительно мощного порога длиной 1 км с огромным падением. Завершается порог мощным водопадным участком с массой камней. Вдоль Кальджира идет набитая тропа. Ниже - шиверы, заканчивающиеся перед устьем левого
притока, за которым река выходит из каньона. Далее на протяжении 21 км протянулся спокойный участок - "Горновские перекаты" со средним уклоном 4 м/км, прекращающийся в 5 км ниже автодороги Алексеевка - Горное. 4-е ущелье Кальджира - "Змеиный замок" - начинается в 5 км ниже автодороги. Протяженность каньона - 8 км, средний уклон - 15 м/км, берега здесь наиболее отвесные, в отличие от первых 3-х ущелий. В верхней части каньона несколько порогов с высоким валом. В середине участка - большой водопад Кальджира, расположенный за правым поворотом, незаметный с воды. В начале водопадной ступени у левого берега в русле треугольная каменная глыба. Водопад имеет трехступенчатый слив и вряд ли проходим. Сложный обнос по крутому правому берегу. Через километр относительно спокойного плавания за правым поворотом река вновь стиснута скалами в сужении русла - это мощный порог "Домино" длиной 600 м, насчитывающий 5 последовательных ворот между скальными обломками. Ориентир препятствия - плес до поворота реки вправо. Разведка по правому берегу. Наиболее сложны входная и выходная ступени. Проходить лучше сначала в левой, а потом в правой части русла. Ближе к концу 1 ущелья серьезный порог "Роковой" с большой полуподводной плитой в середине и скальными глыбами ниже. На протяжении последующих 24 км Кальджир катит свои воды по долине, участок называется "Петля". Перед 5-м ущельем появляются шиверы. Высота стенок каньона 10 м, чалиться для осмотра надо к левому берегу перед крутым правым поворотом. Самое сложное из препятствий каньона - порог "Шайтан", начинающийся сразу за правым поворотом после разгонной шиверы и имеющий 3 ступени сливов. Наиболее мощная 3-я - разделена надвое огромной полуподводной плитой, проход лучше слева. Через 1 км после "Шайтана" каньон кончается и река вырывается на равнину. Выехать с маршрута можно через пос. Буран.
Литература: 1, 11.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.