17 января 2013
Год путешествия: 2003
Экипаж: Гололобов Глеб и Федоров Сергей (Москва)
Плавсредство: байдарка Щука-3
Сроки: 06.07.2003-17.07.2003
На это путешествие нас подтолкнули отчеты предшественников и разные обзорные статьи. Хотелось, чтобы первый карельский маршрут проходил по самым нехоженным и необжитым местам этой таинственной республики, чтобы все было "по-карельски": речушки с порогами (простенькими для первого раза), озера, тайга. И вот, выбор сделан в пользу озера Кукас, лежащего среди гор в самой северной части Карелии на границе с Мурманской областью. Поезд №016 Москва-Мурманск до станции Чупа. Оттуда 50 километров до Нольозера-начальной точки маршрута. Как их преодолеть? Можно заранее по электронной почте договориться с местными турфирмами и вас встретят у поезда и довезут куда надо, а если хотите, встретят и в конце маршрута в условленном месте и в условленное время. А можно самому на станции искать частника и договариваться с ним. Мы пошли по первому пути, так как ехали в те края впервые и не хотели полагаться на волю случая. О цене: тертые калачи уложатся в 500 р., олухи могут заплатить и 1300. Мы отдали 900. Конечно, взять УАЗ-буханку, пожирающую уйму топлива и способную вместить в себя целую тургруппу, на двоих - не самое рациональное решение, но мы махнули на это рукой.
По дороге водитель и его напарник рассказывали нам о здешних местах, и каждое произнесенное ими слово усиливало наше влечение к Карелии. "За золотом на Кукас идете?" - спрашивал один и пускался в исторические обзоры о былых золотоискателях и их приключениях на Кукасе. А другой перебивал: "Если рыбу будете брать сетями, смотрите в оба! Рыбнадзор в Нотозере такой, что лучше не попадайся! А как до Кукаса дойдете, можете быть спокойны. Туда не всякий браконьер доберется". За окном в серых утренних сумерках под монотонное жужжание мотора проносились скальные выходы, подступающие вплотную к дороге, которые сменялись болотами и порожистыми пенящимися речушками. Наконец, машина доехала до указателя на Нольозеро, свернула влево и мы еще 16 километров тряслись по немыслимой местной грунтовке среди сумрачного хвойного леса. От поселка Нольозеро мало что осталось. Большинство домов разобрали до Путешествие к озеру Кукасфундаментов и растащили. Но в некоторых еще теплилась жизнь, кое-где были видны даже ухоженные картофельные грядки во дворах, курился дымок. Наконец, на третьем по счету мосту, УАЗик остановился. Пообещав вызволить нас с этого же места спустя 2 недели и пожелав удачи, ребята уехали. А мы, собравшись, упаковавшись и буквально умывшись репеллентом, двинулись в путь по речке Нольозерке в сторону Нольгубы и Нотозера .
Вот и шивера - первая в нашей походной жизни. Решаем идти напролом. Даже на таком детском "пороге" у "чайников" захватывает дух. Настрой боевой и хочется еще. Через 5 минут получаем что хотели - второй порожек. Не раздумывая, кидаемся в него. Что за черт? Лодка села на камень, ее слегка развернуло поперек течения, захлестывает вода. Ну и что с того? Разве мы не асы из асов? Я сижу на носу, который поднялся над водой. Опускаю вниз весло, чтобы оттолкнуться от камня, но поток не дает мне этого сделать, и весло, не достигнув камня, отбрасывается по течению. Серега меня поторапливает: он сидит на корме, и вода льет и брызжет прямо на него, в то время как я, сухой и неторопливый, неуклюже вожу веслом по воде, словно мешаю овсянку. Наконец, соскакиваем. Нольозерка - одно название что река. После порожка (всего их 5 или 6 маленьких) - разлив. Течение почти не угадывается и куда плыть по такой реке-озеру непонятно. Начинаем прислушиваться. Где шумит там, стало быть, порожек, а значит туда и плыть. А если ничего не шумит - плывем прямо.
Ориентируемся мы, видать, ничуть не хуже, чем проходим пороги. Но местность нам нравится. Глухой смешанный лес по берегам, на воде кувшинки, тишина. Миновали скалу с триангуляционным деревянным знаком на вершине, но на нее не полезли: хмурое утро не обещало удачных фотоснимков. Опять порожек. Решили обнестись на этот раз. Поразило количество черничника на берегу. Эх, рано мы сюда приехали, не поспела еще карельская ягода! С трудом, кое-как продрались через березнячок. Сразу за порожком начинается Нольгуба. Как-то неуютно на ней на первых порах туристу, привыкшему к узким речкам средней полосы. Куда ни глянь - одна вода. Хорошо еще, волны нет. Идем как обычно - прямо. Вот, на берегу справа, показалась сложенная каменная печка и каркас из палок над ней. Туристская баня! Без колебаний десантируемся. Сергей первый увидел в серо-дымчатой мгле двуглавый контур Иван-горы. Отлично! Теперь у нас есть ориентир. Начинаем осмотр: от берега вверх поднимается невысокая скала, вся поросшая черничником. Кругом сосново-березовое великолепие. Чуть наверху и левее - хорошая стоянка. Бегаем с фотоаппаратами и снимаем все подряд. Огромные валуны нам пока в диковинку и мы щелкаем чуть не каждый.
После отдыха стартуем, наконец, держа курс на Иван-гору. Плывем по Нольгубе, но местность становится не очень - мели и топляк. Береговая линия неровная, бухта за бухтой и не поймешь куда плыть. Если б не гора, мы бы наверняка потерялись. Путешествие к озеру Кукас
Наконец, после двухчасовых петляний по бухтам Нольгубы, вплываем в Нотозеро. Целый океан водной глади! Где-то слева от нас, отделенное от Нотозера узких скалистым хребтом, должно находиться озеро Пудос. Решаем не огибать этот хребет по воде, а штурмовать его волоком в районе отметки 37 (на карте-двухкилометровке) в том месте, где год назад шел Аркадий Копаница с компанией, тем более что нотозерская волна нам уже успела порядком поднадоесть. Поднимаемся в гору, утопая почти по колено в черничниках. В воздухе аромат северных трав и мхов. Забыта лодка, оставленная внизу, забыто снаряжение, все забыто. Скорее бы достичь вершины и увидеть сказочный вид - зеркало Пудоса, обрамленное каймой скал. Но странное дело: лезем, лезем, а конца-края этому подъему не видно. Серега решил, что мы грешным делом взбираемся уже на саму Иван-гору и что пора пока не поздно прекратить это безумство и спускаться вниз. Некоторое время спустя сомнения стали посещать и меня, и мы решаем вернуться к лодке.
Спустившись, увидели, что промахнулись от места подъема на полкилометра, если не больше. Путь до лодки занял минут 20 непрерывных прыжков по камням и через груды сухого плавника. Отчаливаем, огибаем полуостров и терпеливо плывем вдоль берега, ожидая, что за очередным мысом откроется вход в Пудос. Но в этот день нам не суждено было до него добраться, зато добрались до Частых островов, напротив которых и заночевали.
Лежа в палатке, я сделал для себя предварительный вывод, которому, впрочем, до сих пор пока не изменил: в Карелии лучше плавать по небольшим озерам. Красота озер особенно ощущается на стоянках: скалы, поросшие сосной, поля черники, причудливые северные мхи - все это превосходит, на мой взгляд, по красоте среднюю полосу. Но на больших озерах, вдали от берега, эта красота ускользает от взора. Остается борьба с волной, ветер и огромные водные пространства, порой нагоняющие уныние. Так я и не решил для себя, где мне больше нравится, а вот Сергей однозначно отдал предпочтение Карелии.
Путешествие к озеру КукасНа следующее утро, позавтракав, рванули дальше. Буквально через полчаса слева открылся вход в Пудос. А вот и Иван-гора зазеленела вдали. Мы уже успели по ней соскучиться. Последние несколько часов ее отделял от нашего взора этот злосчастный хребет, который мы так неудачно пытались штурмовать накануне. До горы дошли за час и встали напротив нее на острове. На нем две стоянки. Одна с видом на озеро, а другая - на Иван-гору. Недостаток первой - сильная продуваемость. Перед восхождением мы окопались на второй, более живописной на мой взгляд. Кругом валуны, меж них журчит вода и повсюду бронзовые гладкоствольные сосны. От одного вида Иван-горы захватывает дух. Путешествие к озеру Кукас
Ждать более не можем, а поэтому - в путь! Идем налегке, взяв с собой лишь деньги, документы, карту и шоколад. Прыгая по камням, перебрались на берег и решительно ломанулись в лес. Вершина скрылась из виду, но чувствовалось, что она где-то там, впереди и ждет нас, окутанная облаками. Сначала мы промахнулись и взобрались на какой-то хребет слева от основной вершины. С него, тем не менее, открывались потрясающие виды на окрестные озера и сопки. Запечатлев друг друга несколько раз, мы все же решили штурмовать основной пик. Для этого пришлось спуститься вправо-вниз метров на 70 в горное болотце и перебраться через него к главной горе. Выбрались с облегчением: болото не лужайка все-таки. Подъем на Путешествие к озеру КукасИван-гору - увлекательнейшее занятие: хватаясь за стволы и корни, то подталкивая друг друга снизу, то вытягивая за шиворот, преодолеваешь скальные уступы. В моменты перекура, ложишься на ковер из мхов и лишайников и сквозь плывущие внизу ленивые ватные облака, созерцаешь причудливую роспись озер. Острова, перешейки, мысы, а кругом вода, вода, вода…
Весь подъем занял чуть более часа. На самой вершине расположена конструкция из бревен, сколоченных в форме треугольника, костровище и непонятно кем заброшенный сюда бетонный цилиндр неподъемного веса, видимо замысленный как стул. Невероятные панорамы! Правда, обзор в северном направлении заслоняют деревья, но в целом очень впечатляет. Видна и Ирин-гора- второй значимый ориентир в этих местах. Протусовались мы на вершине около Путешествие к озеру Кукасчаса- ровно столько сколько требуется чтобы вдоволь насмотреться на окружающее великолепие и передохнуть. Затем решили возвращаться назад, уж больно сильно беспокоил наш оставленный без присмотра лагерь. Случайно, где-то на полпути вниз обнаружили туристскую тропинку, петляющую в черничниках, по которой и продолжили спуск. Вышли как раз куда хотели - к своей стоянке. А вечером я пошел на рыбалку. Сначала решил идти не на основное озеро, а сел в байдарку и заплыл в озерцо справа от острова (если стоять лицом к Иван-горе), называемое почему-то рекой Пудос, где и оставил метров 50 лески и пару блесен, так ничего и не поймав. Решив, что рыбалка в Карелии просто не может закончиться провалом, уже в серых сумерках (час ночи на часах) пошел на озеро Пудос. Там оставил еще 3 блесны (цепляются, заразы, за подводные камни), зато познакомился с двумя местными рыбаками, приплывшими на наш остров на моторке. Их мы встретили и на следующее утро, отплывая от столь полюбившегося нам места, когда я, оскандалившись накануне с рыбалкой по полной программе, посетовал, что в озере, по всей видимости, вообще нет рыбы. Рыбаки смеются, кивают на ведро. Полное! Кивают на другое, а из него торчит рыбий хвост такого размера, что даже смотреть туда страшно. У меня, наверное, был такой несчастный вид, что рыбак, махнув рукой, отдал мне целую коробку с червями. "А как же вы? - говорю, помня, что в этих краях червей нет, и рыбаки их вероятно откуда-то привезли. "Ничего, достанем как-нибудь", - отвечает. Еще блесен своих дал в придачу. "Свои, небось, все растерял?". До сих пор не могу себе простить, что не предложил ему денег.
Выйдя из Пудоса, двинули вдоль берега по Нотозеру, рассчитывая найти устье реки Винчи. Частые острова остались позади, зато слева открылся вид на Ирин-гору - наш следующий ориентир. Перед нами водная гладь - очередной разлив Нотозера. Левый берег круто отступает вдаль, но через пару километров снова подходит, почти смыкаясь с правым. Где-то на горизонте остается лишь сравнительно узкий водный проход, за которым берега снова расступятся, и перед взором опять предстанут бескрайние озерные просторы. До этого прохода плывем по открытому пространству, минуя справа большой красивый остров. Хочется и на него вылезти, и на Ирин-гору подняться, но еще сильнее желание поскорее добраться до Кукаса. Прошли сужение и точно - опять огромный разлив. Справа на холме едва различима маленькая деревушка, за ней вдали синеют горные хребты, похоже, Кольского полуострова. Но наш берег левый. Там, за каким-то мысом, должна быть Винча-губа, в конце которой шумит никогда не замерзающий Винча-порог.
Плывем далеко от берега, "Щука" ныряет вверх-вниз по волнам. Когда волна поднимает нос байдарки, над водой я, а Серега внизу. Мгновенье - и я ныряю вниз, чувствуя как в тот же миг Серега, поднимаемый волной, зависает чуть не над самой моей макушкой. Жутковато, но весело. Приближаемся к берегу, линия которого сильно изрезана. За каждым мысом ждем бухту, но все не то, да не то. В своем желании поскорее добраться до Винчи, забываем смотреть по сторонам, а смотреть есть на что. Почти на каждом мысу стоянка со столиком и костровищем среди сосен на возвышении. Наверное, красивые виды открываются отсюда. Вот в очередном "не том" заливчике видим ржавые остатки какой-то техники. То ли короба, то ли еще что-то плещутся у берега в волнах. А за этим мысом наконец-то Винча губа!
Путешествие к озеру КукасЕще четверть часа усилий - и слышен заветный шум воды. Винча-порог! (Порог, впрочем, для опытных туристов несложный, я бы даже сказал несерьезный. Направление течения воды- из Челозера в Нотозеро). Выбравшись из лодки, валимся на камни. Переведя дух, греем чай и распаковываем сухофрукты.
По левому берегу Винчи вьется тропинка среди сосен. По ней чуть позже мы пойдем к Челозеру, а пока долгожданный перекур и крепкий "таежный" чай. В трех метрах шумит кристальная холодная вода, и шум этот нагоняет дремоту. Откидываясь на нагретый солнцем камень, чувствуешь, как приятное тепло разливается по жилам, и гудят натруженные мышцы. Блаженные минуты. Волок в Челозеро недолог, метров двести. Тропинка, однако, озорная - петляет, попадаются валуны и корни. Пятиметровая "Щука" то и дело норовит застрять меж стволов на поворотах. Один раз крепко сели. Судно нелепо и смешно висит посреди леса в воздухе, зажатое сосенками. Вместо того чтобы аккуратно вынуть байдарку назад, подспустить баллон и попробовать снова или как-то по-иному, стали ее вперед пихать. Так забили, что ни туда, ни сюда. Чуть сосну не завалили, пытаясь ее достать.
Челозеро открылось нашим взорам своей живописной восточной бухтой. Тихое милое место. Нет тех утомительных для глаза океанских просторов, как на Нотозере, а вместо сплошных завалов плавника по берегам - кувшинки и густая осока, где так любят прятаться утки со своими утятами. Плывем на запад. Миновали залив по левую руку, и озеро вошло в некое подобие каньона, приняв вытянутую форму. Противоположные берега близко и все красоты видны как на ладони. Вдруг видим - на горизонте озеро пенится и бурлит. Явление настолько для нас необычное, что бросаем весла и начинаем вглядываться, пытаясь понять его природу. Пока гадаем да предполагаем, мимо пролетают какие-то диковинные птицы. Серега спешно пытается настроить фотоаппарат, но к моменту снимка, пернатые уже далеко. На фотографии - невразумительные букашки на фоне неба. Когда подходим ближе, явление оказывается местом впадения речки, соединяющей озеро Каменное с Челозером. Речка бурная, ее потоки, врываясь в озеро, пенятся, крутят воронки. Прямо здесь же - прекрасная стоянка с туристской баней, но увы - занятая. Мужик и молодой парень ловят рыбу. Везет же некоторым со стоянками! На вопрос есть ли тут еще места, машут в западном направлении, мол, навалом, каждые 100 м. До ближайшей стоянки, однако, плыли более километра, но зато по каким местам! Вдоль скалистого берега в лучах мерцающего сквозь ели солнца над золотисто-желтым каменным дном.
Наконец, зачалились. Стоянка метрах в 10 вверх по скале. Со столиком и скамейкой на кромке леса. Тут Путешествие к озеру Кукасже решаем рыбалить. Лезу в носовой карман лодки за червями и - о ужас! Коробка опрокинулась, и все содержимое рассыпалось. В отчаянии шарю руками внутри кармана и нахожу среди комьев земли одного червяка и две половинки. Сажусь и читаю себе лекцию. Путешествие к озеру КукасРастерять такое сокровище! "В наказание" за головотяпство отдаю червей Сереге, а сам лезу наверх за спиннингом. На серебристые блесны рыба вчера не хотела брать, попробую сегодня красненькие. Не успеваю толком прицелиться концом лески к ушку блесны, как снизу несутся радостные крики. Ага, Серега уже с окуньком! Зовет запечатлеть его с добычей, а заодно и помочь снять ее с крючка. Спускаюсь вниз, фотографирую, помогаю…Лезу обратно. Только беру в руки спиннинг, опять крики! Выглядываю со скалы вниз- так и есть- еще один. Снова спускаюсь, снова щелкаю на пленку и т.д., но на этот раз карабкаюсь назад очень быстро. Пулей хватаю удочку, наобум блесну…нет, это уже перебор! На радостный шум внизу не реагирую, с остервенением заканчиваю наладку, беру остальное барахло под мышку и спускаюсь к озеру. При взгляде в Серегин котелок чувствую зависть. Поймал, конечно! А пока слезал со скалы, еще одного.
Путешествие к озеру КукасОтхожу в сторонку и принимаюсь спиннинговать. А Серега через 10 минут уже финиширует - у него просто закончились черви. 7 окуней за 20 минут, максимум - полчаса! А я опять ни с чем. И чего этой рыбе не нравится? Может, в спиннинге дело? Не знаю, но подозреваю, что, скорее всего во мне. Чтобы утешиться затеваю вечернее купание. Поразила прозрачность воды. Ныряя, четко видишь все на глубине 5 метров, хотя флора подводная не впечатляет - одни камни. Кстати, эти камни - предмет головной, а также спинной, коленной и других болей беспечного купальщика: покрывают всю прибрежную линию и невероятно скользкие под водой. Спускаешься в воду и залезаешь обратно на корточках, иначе никак.
Забегая вперед, скажу, что на Челозере мы сделали остановку и когда возвращались с Кукаса назад. В памяти всплывает веселая картинка: я после купания загораю на огромном валуне. Рядом, у самой кромки воды, Сергей затеял вечернее бритье, сидит на корточках и мылится. Я закрываю глаза и слышу "О, черт!" и вслед за этим что-то булькнуло. Приоткрываю щелочку глаз и начинаю трястись от смеха: парень поскользнулся и оказался в озере, над поверхностью одна голова. Старый морской волк не в восторге: вымочил джинсы, рубаху. Пытается вылезти на берег, но на камнях скользит как на льду; в отчаянии возится на мелководье как каракатица, то и дело оскальзывается и съезжает обратно.
Ну, а на ужин - уха! К сожалению, мой в нее вклад был нулевым, но зато был рад за компаньона. И вечер в тот день был отличным: первый раз за все время небо было чистым и светило солнце. Со скалы, на которой мы находились, открывались чудные виды на Челозеро. Противоположный берег в сотне метров от нас уже был тенист и прохладен, вдоль него под сенью старых елей, прячась от солнца, неспешно плыл рыбак. Прошли еще две группы туристов на катамаранах в сторону Нотозера. Шли тяжело, по всему было видно, что ищут стоянку. Помахали нам рукой и вскоре исчезли за горизонтом.
Слева, в сторону Кукаса, Челозеро вырывалось из каньона окруживших его скал и разливалось на огромном пространстве. Были различимы живописные мысы, поросшие сосновым и еловым лесом, на горизонте темнели хребты гор. А когда солнце стало путаться в верхушках леса, мы пошли спать. Солнце в этих краях, кстати сказать, может доставить некоторые неудобства ночью - светит и греет палатку. Надо искать тень. Да и с установкой палатки на скалах тоже регулярно возникают проблемы - колья в породу не вобьешь, да еще и ровное место не просто подыскать. В этот вечер площадка была с наклоном и утром, вылезши на свет божий, я наблюдал со стороны потешную картину: Серега во сне съехал в палатке вниз, в результате чего у нее отвисла "грыжа" и ее здорово перекосило. Сам Серж проснулся в невероятной позе - коленки у ушей.
После завтрака тронулись в путь. Вышли в разливы Челозера и включили крейсерскую скорость. Встречный ветер гонит волну, мы весело по ним скачем. Вот берега снова подошли вплотную друг к другу, зажав озеро в узком каньоне, но затем опять расступились, дав свободу водной стихии. Где-то на левом берегу надо углядеть, не пропустить грунтовую тропинку, ведущую к Кукасу. Первым ее засек Серега. Высадились, подсушились и упаковались. Я еще не пришедший в себя после рыбацких обломов и решивший сменить тактику, наловил крупных перламутровых мух и слепней, которых бережно поместил в специальную банку. На Кукасе буду на них ловить рыбу. Тропка уходит вверх. Справа остается хатка местного обитателя - рыбака, около нее берет начало другая тропка, но сильно заросшая мелколесьем. По ней тоже можно добраться до Кукаса, даже быстрее, но мы были слишком нагружены, чтобы со всем барахлом, к тому же полусырым и тяжелым, сквозь кустарник ломиться.
Идти тяжело, но весело. Временами на дороге проступают гигантские валуны. Повсюду лосиный помет. Серега возмущен: до сих пор так не увидели ни одного лося, хотя следов характерных больше чем от коровьего стада, которое гонят по колхозному полю. Через полкилометра от дороги отходит ответвление вправо. Нам туда. Пересекли мостик с журчащим ручейком, еще один миновали…
Наконец, пройдя километра два, слышим что впереди что-то шумит. Речка Кукса! Мост из бруса, возведенный через нее, изрядно обветшал. Я остаюсь с манатками около переправы, а Серж пошел по тропинке влево, где с полянки среди соснячка, доносилась какая-то возня. Это была группа туристов, добравшаяся сюда на УАЗах и Нивах и набравшаяся нешуточных Путешествие к озеру Кукасощущений на местных грунтовках. Получив полезные сведения о месте стапеля, и сделав два чудных кадра водопада на Куксе, Серега вернулся, и мы пошли через мост дальше. Пройдя метров 200, мы углядели старые следы машины, ведущие через заросли травы влево. Последний рывок - и мы на Кукасе! Озеро сразило меня с самой первой минуты. Вертелся, крутился с фотоаппаратом, пытаясь уложить все великолепие в кадр, да так и не сумел. Пришлось сделать несколько снимков с этого места, но в разных ракурсах, и все они были удачными. Напротив нас в полукилометре - остров. Между нами и островом в переливающейся в солнечных лучах озерной глади словно застыла одинокая рыбацкая лодка. Еще не знали мы, то пройдет почти неделя, прежде чем мы снова увидим человека.
На сборку и погрузку ушло не более получаса, и вот мы, подгоняемые встречной волной, несемся вдоль северного берега к конечной цели на сегодняшний день - северо-восточной губе Кукаса, которая находится в 6 км от его крайней восточной точки, где приблизительно мы сейчас и находимся. Пролетаем мимо островков, подмечаем стоянку на скалистом берегу. Ощущения памятные. Попутная волна настигает лодку, возносит ее вверх, а мы, стараясь удержаться на гребне, лопатим веслами что есть сил. Но волна быстрее, уходит из-под нас, и мы летим в пучину как с горки. Путешествие к озеру КукасБрызги с весел, майка насквозь и солнце слепит глаза, отражаясь от воды и кажущихся янтарными камней дна. Огибаем мыс за мысом, а залива все нет. Наконец, по рельефу скал, окружающих Кукас со всех сторон, различаем как бы тоннель, ведущий вправо. В этом месте в центре озера большой красивый остров. Еще рывок - и мы под защитой гор. Волны нет и можно, свесившись за борт, оценить прозрачность воды и красоту белопесочного в этом месте залива дна. Глубина метра два, но видно каждую песчинку. Ощущение такое, что в этом озере вода святая. Неспешно плывем в каньоне, пока не попадаем в тихую красивую бухту. Это и есть северо-восточная губа Кукаса. Тут же рыбацкая стоянка и причал для лодок. Привязываем Путешествие к озеру Кукас"Щуку" к причалу, а сами с барахлом взбираемся наверх по скале, где среди сосен оборудована хорошая стоянка с костровищем, столом и скамейками, а также сушилкой для вещей и местом для палатки. На ветке сосны висит длиннейшая гирлянда из свечей зажигания, гильз, блесен и других ржавых свидетельств рыбацко-браконьерского ремесла.
В этот вечер мне наконец повезло. Я поймал своего первого окуня на блесну. Крупного, горбатого. Моя гордость и надежда - мухи, наловленные на Челозере- ожиданий не оправдали. Не уважает их местная рыба. А окуня запекли в фольге на углях с приправой и с удовольствием съели. Другой окунь, заблесненный мной, был отпущен по младости лет в родную стихию. Путешествие к озеру Кукас
Весь следующий день пропал впустую из-за обложного дождя. А через день он прекратился, и мы рванули на запад. Большое впечатление произвели скалистые берега, а также маленькие, но очень красивые островки, на которых мы то и дело высаживались по очереди, фотографируя друг друга с воды. Наконец, за очередным мысом, открылись океанские просторы. Впереди были видны центральные острова Кукаса, а слева - хребты г. Шуривара. Мы и поплыли к ним, мимо скалистых сосновых островов. Не доплыли менее километра и встали на приятной тихой стоянке на полуострове слева, если смотреть Путешествие к озеру Кукасна Шуривару. Тишина невероятная. Большое впечатление произвели муравьиные тропы, рассекающие черничники причудливыми извивами и сходящиеся у громадного муравейника под сосной на берегу. Тут я вечером утерял последнюю блесну, зацепив за подводный камень. А за две минуты до этого у меня сорвался окунь немалых размеров, насколько я успел его разглядеть. Серега тем временем затеял сбор коллекции камней, или "ценных минералов" как он их называл. Хотя камней действительно было много, и весьма красивых, я не заразился этим занятием, о чем сейчас жалею.
На следующее утро, причалив к подножию Шуривары и привязав Путешествие к озеру Кукаслодку к коряге у берега, мы начали подъем. Вообще, откровенно говоря, я сомневаюсь, что гора, на которую мы влезли, была Шуриварой. Если верить карте Шуривара отстоит от Путешествие к озеру Кукасберега километров на 5. Но с вершины нашего хребта открывался настолько красивый вид на юго-восточную губу Кукаса, что мы, посмотрев друг другу в глаза, решили считать этот пик Шуриварой и больше не возвращаться к этой теме. Тем более что никаких других высоких мест в округе мы не увидели. Хотели спуститься за хребет и посмотреть что там, но, глянув с вершины вниз, решили что не стоит: стена, точнее океан хмурого леса, бурелом. Пахнуло сыростью. Да еще туча надвигается. Нет, на вершине куда веселее. А потом был спуск вниз и переправа на противоположный северный берег губы к избе рыбака. Место глухое, укромное. Хижины две, расположены в густых зарослях травы. Дремотное жужжание насекомых, запах луговых цветов. Похоже это единственная лужайка во всей округе. Все остальное-тайга, скалы и вода. Путешествие к озеру КукасВ одной хижине висят старые сети, а в другой стоят стол, 2 кушетки с полками и печка. Начавшийся дождь очень кстати задержал нас на этом месте и вынудил не торопясь осмотреть северный рыбацкий быт. Чувствую как подкатывает легкая грусть, ведь завтра уже надо двигать обратно к Нольозеру. Время быстро летит. Сейчас ругаю себя, что не придумал какой-нибудь альтернативный вариант выброски. На Нотозере можно было взять на север - к станции Княжая. А так - лопатим по той же нитке, что шли сюда (фото kukas1.jpg, kukas2.jpg, kukas.noch.jpg). У Сереги по конец путешествия началась настоящая депрессия. Уезжать не хотел ни в какую, да я и сам раскис.
Путешествие к озеру КукасНа Нольозерке мы все-таки залезли на эту гору с триангуляционным знаком. На вершине каменно- валунный беспредел. Но пару хороших снимков сделали. Внизу у подножия стоянка. На сосне висит цель, а под сосной лежит смастеренный кем-то лук и стрелы. Путешествие к озеру КукасКто-то видно решил порадовать себя и последователей. На мосту в Нольозере дождались машину, которая нас сюда и забросила. Водитель про нас не забыл и даже почти не опоздал, за что ему отдельное спасибо. Приехали на Чупу уже вечером. Пацаны нам посоветовали не торчать на Чупе, а сесть на электричку Кандалакша-Лоухи и доехать до Лоухов, где станция, в отличие от Чупы, работает круглые сутки и больше поездов. Кстати, в поселке Чупа, который отстоит от станции на несколько километров, можно купить почти какой угодно рыбы почти в каком угодно виде. Цен, правда, не знаю.
Ну, вот и все. Поход окончен. На Лоухах глубокой ночью ловим поезд до Москвы.

Резюме
Путешествие к озеру КукасМеста замечательные. Но лучше долго не задерживаться на Нольозерке, в Нольгубе и на Нотозере, а сразу рвать на Пудос, к Иван-горе. Подъем надо совершить обязательно. Я думаю, стоит лазить вообще на любые местные возвышенности, с них потрясные виды, да и со спортивной точки зрения интересно. Основные красоты - от Челозера. С Челозера можно зайти на озеро Каменное. Мы туда ходили пешком вдоль порожка, места там весьма приятные. Но самый кайф конечно на Кукасе. Чтобы его хорошенько осмотреть, необходима хотя бы неделя. Ехать туда лучше с конца июля или в августе - поспевает ягода и больше грибов. Если возможно, стоит привезти с собой приманку для рыбы. Червей там нет. На Кукасе и Нотозере может подняться большая волна. Наверное, по таким просторам безопаснее ходить на катах, или, если все же идти на байдарках, надо взять с собой спасики, т.к. вода очень холодная. Кильнуться нам, слава богу, не довелось.