17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1986
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель группы Игнатов А.М.
Адрес руководителя: г. Тула, пос. Менделеевский, ул. Ленина,
д.2, кв. 23 тел. дом. 8 0872- 25-37-17, тел. раб. 8-0872- 21-47-27

Состав группы:
Игнатов Анатолий Михайлович 1951 КМС
Королев Александр 1953 1 р.
Боровков Александр Дмитриевич 1955 1 р.
Барчан А.В 1959 1 р.
Колатова Л.В. 1958 1 р.
Татагашкин Ю.С. 1958 1 р.

1. Справочные сведения о путешествии
1.4. Продолжительность похода: 16 дней
1.5. Категория сложности: пятая
1.6. Количество человек в группе: 6
1.9. Средство сплава: катамаран, каркасно-надувная лодка "Сеничкина"
1.10 Путешествие организовано: турклубом Тульского машиностроительного завода
1.11. Район путешествия: север Иркутской области и юг Якутии,север Якутии

Пути подъезда
В г. Бодайбо можно добраться самолетом из Иркутска или на пароходе.
В п. Маракан из Бодайбо ходит рейсовый автобус, но не регулярно, однако в автохозяйстве легко заказать спец. рейс. В пос. Маракан работает самая большая драга в СССР. Здесь можно ознакомиться с промышленной добычей золота. На р. Хайверга можно заброситься попутной машиной со старателями из п. Таракан. В конце июля-августе в районе р. М.Апахчи рабочие поселка заготавливают сено. Поэтому о заброске группы можно договориться с руководством драги.

Пути отъезда
Из п. Патом можно уйти на моторных лодках в п. Чапаево. Может оказаться, что группа не договорится с местным населением о моторках, тогда - по "зимнику" (летом хорошая тропа) пешком (13,5 км) выйти на правый берег р. Лена напротив п. Чапаево. В этом случае на берегу надо развести костер-сигнал. Обычно через 2-3 часа приходит моторка. Перевозчика как такового нет, а перевозят местные жители. В п. Чапаево есть почта, магазин, столовая.
Маршрут можно закончить в п. Мача, расположенном на правом берегу Лены ниже устья М.Патома. По Лене можно добраться в Ленск. Ежедневно ходит "Заря" (в 4 часа). Раз в неделю ходит пароход Якутск - Олекминск. На "Заре" до Ленска плыть 7 часов, на пароходе - 12 часов.
Из Ленска можно улететь в Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Мирный. В Ленске аэродром грунтовой, поэтому в случае непогоды лучше добираться до г. Мирный автобусом, который ходит каждый день в 7 утра по местному времени.
Из Мирного можно улететь в Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Москву.

2. Сведения о районе путешествия
Маршрут по р. Хайверга и р. Б.Патом проходит по географическому району - Патомское нагорье. Это бассейн реки Лены. В соответствии с административным делением маршрут полностью расположен в Иркутской области, в северной части выход с маршрута проходит по югу Якутии.
2. 1. Общегеографическая характеристика
Патомское нагорье расположено в междуречье Витима и Чары (Иркутская обл. РСФСР). Состоит из системы расчлененных глубокими долинами среднегорных массивов высотой l200-1300 м; наиболее приподнятые участки - на юго-востоке (до 1924 м). Сложено протерозойскими кристаллическими сланцами, известняками и кварцитами; на севере - нижнепослеозойскими породами.
Склоны до высоты 900-1100 м заняты лиственной горной тайгой, местами с примесью кедра; выше - заросли кедрового стланника и кустарниковой (карликовой) березки. Выше 1200 м преобладает каменистая тундра.
Ископаемые: добыча золота (Бодайбо, Артемовский и др.) и строительные материалы.
Наше впечатление о районе совпадает с вышеизложенным. По дороге из Бодайбо в Таракан и далее к верховьям р. Хайверга мы ознакомились с довольно значительной частью Патомского нагорья. Почти ровные, горизонтальные плоскогорья поросли рододендронами и кедровым стланником, круто обрываются вниз к руслам рек и ручьев. Здесь встречаются красные камни, в основном кварциты, как правило, сопровождающие золото.
По дороге на р. Хайверга, на перевале в районе р. Б.Анахчи поражают огромные глыбы почти прозрачного кварцита. В ручьях, в "золотом" песке находятся разноцветные "самородки". Это порода, содержащая слюду, так называемое "кошачье золото", которое вводило в заблуждение не одно поколение золотоискателей.
По берегам Хайверги (в верховьях) много ягод: голубика, брусника, иногда встречается клюква, обилие грибов.
По рассказам мараканцев Хайверга славится хорошей рыбалкой, однако группе местных рыболовов из 20 чел., прорыбачив сутки, удалось выловить 3 кг рыбы. По нашим наблюдениям рыбалка хороша в пороге "Непроход". После впадения р. Кевакши рыбачить на Хайверге невозможно: вода загрязнена старателями. На Б.Патоме ловятся хариус, ленок, таймень.
2.2. Гидрография
Реки Б.Патом и Хайверга являются реками бассейна Лены. Лена - одна из величайших рек СССР. Ее длина 4400 км, площадь бассейна 490 тыс. км. Начало (Б.Лена) берет из небольшого озера на западном склоне Байкальского хребта на высоте 930 м и впадает в море Лаптевых.
Большая часть Лены расположена в области повсеместно распространенных многолетнемерзлых горных пород и грунтов и покрыта тайгой. Значительная часть правых притоков Лены находится в Патомском нагорье. В свою очередь, Патомское нагорье разделено с ceвepa на юг двумя почти параллельными плоскогорьями, определяющими реки бассейнов Б.Патома (Мара, Б.Туюким, Тампер - слева, Таймендра, Хайверга, Топода, Челончен, Б.Таймендра - справа).
Лена делится на 3 основных участка - верхний - от истока до впадения р. Витим, средний - от Витима до Алдана и нижний - от Алдана до устья. В среднем течении Лена принимает крупные притоки справа - Витим, Б.Патом, М.Патом, Олекма с Чарой, Алдан. Основное питание Лена получает от таяния снегов (50% годового стока) и дождей. На грунтовые воды приходится 1-2%. Для водного режима характерны: высокое половодье (подъем воды в среднем течении 10-15м, в низовьях - до 18 м), летние дождевые паводки, небольшой сток зимой. По водоносности Лена занимает в СССР второе место после Енисея. Наивысшая температура воды + 19 С. В верхнем течении ледостав устанавливается с конца октября, в нижнем - с конца сентября. Вскрытие ото льда затягивается до середины мая в верхнем течении, до начала июня - в нижнем.
Наша группа маршрут проходила после небольших дождей. А до этого стояла до 30-ти градусная жара 1,5 месяца, все высохло, горела тайга. По мнению местных жителей воды в Хайверге и Б.Патоме было меньше обычного.
2.3. Климат
Климат района определяется отдаленностью от океанов и особенностью ландшафта.
Зима морозная, с большим количеством снега, лето короткое и жаркое. Близость Лены несколько смягчает проявление резко выраженного континентального климата.
2.4. Растительность
В верховьях Хайверги мы встретились с кедровым стланником, собирали шишки. Ниже стланник попадался реже, шишек было меньше. Лиственная тайга отстоит довольно далеко от реки, ей предшествует карликовая березка. Земля укрыта мхом, везде чувствуется присутствие вечной мерзлоты. Но по мере сплава тайга все ближе подходила к берегам и на Б.Патоме начиналась уже у самой кромки воды, а среди деревьев все больше появляются сосна и кедр.
На протяжении всего маршрута очень много ягод, грибов. В верхнем течении по ручьям попадается родиола розовая ("золотой корень").
2.5. Животный мир
Из животного мира мы видели лосей и уток. Местный охотник говорил, что есть медведи, соболь, глухари, лоси, утки. Охота была запрещена. Перед нами у группы туристов общественный контролер взял подписку о неприменении оружия.
Рыбы в верховьях мало - хариус, ленок. Хариус очень мелкий. На Б.Патоме ловится таймень, хариус, ленок.
Мошки и комаров было немного, но это объясняется очень жарким летом. Обычно, по рассказам местных жителей, мошки бывает очень много, но в связи с сильными пожарами над тайгой висела дымовая завеса, и мошка так не досаждала.
2.6. Население, населенные пункты, дороги
Население района определено его экономикой и близостью к Якутской АССР. На приисках в основном работают русские и украинцы. Первый город на Патомском нагорье, куда группа прилетела из Иркутска - Бодайбо.
Бодайбо - порт, расположенный на правом берегу Витима в месте впадения в него реки Бодайбинки. В городе 12,8 тыс. жителей по данным переписи 1968 года.
Вдоль автодороги Бодайбо-Таракан расположен ряд поселков, обслуживающих драги.
Таракан - самый большой поселок, главное назначение которого - обслуживание самой большой драги в СССР. Здесь есть магазин, автобаза, столовая, гостиница, в которую достаточно просто поселиться.
На маршруте нам встретилась база геологов, после левого притока р. Лупахтах осталось пожарище от избушки якута. На слиянии р. Хайверга. и р. Б.Патом на правом берегу брошенная база геологов. Там живет охотник из Бодайбо, который фиксировал всех, кто проходил по реке. По Б.Патому много избушек охотников. Останавливаться в них можно, но после себя необходимо оставить все как было и обязательно плотно прикрыть дверь, а, если надо, то и прижать ее бревном.
За 30 км от устья находится Якутский поселок B.Патом. Ниже устья Б.Патома в 25 км правом берегу Лены находится п.Мача.
Пос. Чапаев расположен выше по течению относительно устья Б.Патома. И в Маче, и в Чапаеве останавливается "Заря".
Дороги с автобусным сообщением Бодайбо - Кропоткин и Бодайбо - Маракан. Скорость передвижения 35 км/ч, но это все-таки дороги.
Хорошо освоенная и давно проложенная вездеходами трасса Маракан - устье Б.Анахчи в верховьях Б.Патома. Зимой 1982-83 была проложена новая вездеходная колея (зимник) от устья B.Аначи к верховьям Хайверги. От Хайверги зимник идет к прииску, расположенному в 17 км от ее устья, преимущественно по правому берегу.
В верховьях Хайверги работают геологи. К их базам ведет колея вездехода, ответвляющаяся от трассы Б.Анахчи - верховья Хайверги.
Наконец, от п. Б.Патом до Лены (напротив пос. Чапаев) идет зимник.

3. Организация путешествия
Тульские туристы давно интересуются бассейном р. Лена, расположенном на севере Иркутской области. Изучали материалы, появляющиеся в печати. беседовали с туристами, побывавшими в районах Северного Забайкалья и Якутии. Слышали очень лестные отзывы о природе этого края.
Судя по материалам, выпускаемым нашей печатью, сложных рек для сплава в этом районе нет. Однако, информация, полученная из ЦМКК о том, что правый приток Б.Патома - р. Хайверга - достаточно интересный маршрут, а подходы - простые (в связи с открывшейся дорогой в п. Маракан), определили выбор района нашего путешествия.
Изучив материалы о районе путешествия, полученные из туристических отчетов в Библиотеке Московского городского туристского клуба, из литературы и устных отчетов, получив карту района и схемы порогов, мы определили сроки путешествия и начали подготовку к маршруту.
Решено было идти на 2-х судах: катамаран и каркасно-надувная лодка. Группа состояла из 6 человек (4 человека - экипаж катамарана и двое - экипаж лодки). Все члены экспедиции уже имели опыт прохождения водных маршрутов IV и V категорий сложности.
За месяц до похода все документы были представлены в Тульскую областную МКК, которая имеет право выпуска групп на водные путешествия V категории сложности.
Отъезд группы был назначен на 1 августа эл/поездом Тула-Москва, далее до Иркутска - поезд, до Бодайбо - самолет и до Маракана - автобус.

4. Техническое описание
4.1. График движения
1-5 августа 1986 года
В 14-30 сели в поезд Москва-Иркутск. В Иркутск прибыли 5.08.86 в 4 часа утра (Московское время или в 9 часов по местному (разница 5 часов).
5 августа 1986 года
Прибыли в Иркутск в 4-00 по Москве. Прямо от вокзала на автобусе №20 отправились в аэропорт, где нас ждало первое разочарование - билетов нет, взяли на ближайшее число, т.е. 13 августа. На этом мы не успокоились. Стали собирать всех желающих улететь в Бодайбо. Набралось 40 человек. Составили список и написали заявку на дополнительный рейс.
6 августа 1986 года
Сидим в аэропорту. Желающие улететь понемногу улетают, а мы надеемся на спецрейс. Такое тяжелое положение с билетами получилось потому, что перед нашим приездом 1,5 месяца горела тайга, видимость была очень плохая, и самолеты не летали.
7 августа 1986 года
В 15-00 дали спецрейс ! (здесь и далее время местное) В Бодайбо прилетели в 17-30, пошли пешком до автостанции (можно подъехать и на автобусе, но ходит он очень редко, да и не далеко).
На автостанции узнаем, что скоро будет автобус до Маракана. В 18-30 - выехали. Дорога идет вдоль реки Бодайбинка. Через 40 мин пути у нашего автобуса отлетело колесо. Долго обсуждали как выйти из положения, потом водитель на попутной машине уехал обратно в г. Бодайбо. В 21-30 прибыл другой автобус. Перегрузили вещи и почту (посылки, письма), которая ехала с нами в автобусе и в 21-50 двинулись дальше. В 1-50 прибыли в Маракан, переночевали в гостинице (она открыта всю ночью).
8 августа 1986 года
Встали в 7-30 и сразу же пошли к диспетчеру автостанции, где узнали, что вечером в 18-00 на р. Хайверга идет машина с рабочими драги на рыбалку и за вениками для коров. Пошли к начальнику прииска, договорились, чтобы нас взяли и забросили на Хайвергу. Возражений не поступило, и мы с осветленными лицами и окрыленной душой пошли дозакупать продукты. Из дефицита свободно лежит греча, со сгущенным молоком и тушенкой плохо.
В 16-00 узнаем, что сейчас на драгу едет 2-ая смена и мы вместе с ней можем совершить экскурсию на самую большую в СССР драгу. Чем мы и спешим воспользоваться.
B 18-50 отъезжаем из Маракана. Сначала ехали вдоль Патома, затем дорога начала петлять, то ныряя в воду, пересекая реку, то опять выбираясь на сухое место. В общей сложности до Хайверги 45 раз переехали Патом в брод. У притока Анахчи стоит охотничье зимовье, здесь повернули вверх по Анахчи. Недалеко, через 1-2 км ещё одна избушка. Когда проехали р. Челончен, пошли на перевал, очень крутой подъем. Все склоны покрыты кедровым стланником, который местами выгорел из-за больших пожаров. С перевала видна долина реки Хайверги. Затем дорога идет вниз и вдоль реки, часто пересекая её.
В 21-45 подъехали к избушке у притока Игношкин ключ (или Игношка).
9 августа 1986 гoда
Проснулись поздно - в 9-ОО. Позавтракали и занялись постройкой катамарана. Лес в 500 м от берега. Заготовили слеги. Начали сборку. Вдоль Игношки много "золотого корня" и грибов. После полудня пошел мелкий дождь.
10 августа 1986 года
До 14 часов собирались и упаковывали вещи. Собирались так долго потому, что вчера, хотя дождь был и небольшой, но вещи подмокли. Пришлось ждать пока все проветрится. День хороший, переменная облачность, но тепло и сухо. Обед решили сделать здесь же.
Вышли в 15-00. Воды в реке очень мало, на перекатах суда приходилось где проводить, а где и переносить через каменную дорогу.
В 17-00 подошли к порогу №1. Пороги 1-5 особой сложности для нашей группы не представляют и хорошо просматриваются с воды. Шли кильваторной колонной со взаимостраховкой с воды. Между порогами сплошные шиверы, воды очень мало, катамаран и лодка буквально "продираются" по камням. Малая вода создает для нашей группы дополнительные трудности не только в прохождении препятствий, но и в разделении их одного от другого, т.к. они сливаются в одно многокилометровое нагромождение камней.
Порог №6 более ярко выражен, чем все остальные. Проход хорошо просматривается с воды. Порог прошли вдаль правого берега - первый слив, по центру - второй и третий, правее - четвертый. Порог простой.
Встали на стоянку в 21-00. Тут заметили, что обшивка лопнула на лодке по шву(перетерлись нитки, да и какая лодка выдержит такое издевательство над собой, ведь они предназначены для хождения по воде, а не по камням). Поужинали, разговорились, небо очень звездное, легли поздно.
11 августа 1986 года
Встали в 9-00, разбудили дежурные на завтрак. После завтрака занялись ремонтом лодок. Дырок оказалось очень много и на лодке, и на катамаране. Провозились до обеда. После обеда командир со своим матросом пошел вдоль Хайверги на просмотр, чтобы лучше сориентироваться. Дошли до устья р. Б.Ковали. Это от лагеря километра 2. Остальные занялись рыбалкой, но рыбы маловато. В 21-00 ужин и отбой.
12 августа 1986 года
8-00 - подъем, завтрак, сборы. Утро пасмурное, температура воздуха 11 градусов, но дождя нет. Вышли в 12-20. До правого притока р. Б.Ковали шли 40 мин., т.к. все русло забито камнями. Все время приходится выходить и проводить катамаран и лодку.
В 14-15 дошли до устья р. Кендылачи с правой стороны и р. М.Мустах - слева, встали на перекус. Вдоль правого притока встречалось много "золотого корня".
После этих притоков воды в Хайверге стало побольше.
Порог № 7. Просмотр с воды. Прошли кильватерной колонной ближе к правому скалистому берегу. Далее зачалились после левого притока р. Лупахтах. Здесь раньше стояла изба якута по кличке "Князь", но в этом году она сгорела. Здесь встретили мальчика лет 14, который со старшими приехал из Б.Патома на каникулы.
Порог №8 представляет собой крупную шиверу, заканчивающуюся сливом. Просмотр с воды.
В 20-05 подошли к устью р. Сиган(левый приток). За этим притоком начинается каньон "Сиганский каскад". Встали на стоянку. 21-00 - ужин и отбой.
13 августа 1986 года
Подъем в 8-00, завтрак. После завтрака пошли просматривать каньон. Пороги все завалены камнями, особо сложных для прохождения катамарана и лодки нет. Пришли с просмотра в 12-40. Пришлось объявить вынужденную дневку, т.к. на катамаране опять сильно протерло оболочку о камни. Надо опять штопать. Погода стоит отличная. Солнце. Температура воздуха 12-15 градусов. В устье р. Сиган неплохая рыбалка.
Ужин в 21-00 и отбой.
14 августа 1986 года
Подъем в 7-00. В 10-00 начинаем сплав. Переправились на правый берег, еще раз просматриваем заход в каньон, это порог №9. Заход в порог по центру, затем ближе к правому берегу. Проходим порог по очереди - сначала лодка, потом катамаран и в таком порядке все пороги до конца каньона. Страховка лодки с берега, катамарана - с воды на лодке.
Порог №10 представляет собой крутой водопадный слив - 1,5 м высотой. Проход под левым берегом, где слив более пологий. Страховка с 6epeгa. В конце порога удобная чалка.
Порог №12. Особых трудностей при его прохождении не возникло. Но в связи с малой водой обоими экипажами был продемонстрирован настоящий слалом при увертывании от валунов. Проход порога ближе к правому берегу. Страховка с берега.
Порог №13 прост. Проход по центру. Страховка с воды. Самыми интересными оказались 14,15,16 пороги. Проходили все три порога вместе. Линия движения не сложная. Взаимостраховка с воды.
Пороги № 14 И 15 прошли по мощному центральному сливу между острыми полуобливными валунами. В конце порога № 15 пришлось проводить суда, т.к. выход из порога так забит камнями, а поток разбивается на такие мелкие струи, что даже лодка не могла протиснуться.
Затем плес, левый поворот и порог №16. Проход по центру. В конце порога чалка на правом берегу за огромными валунами. Вся линия движения хорошо просматривается с воды. Особой сложности эти пороги для нашей группы не представляют, т.к. суда очень маневренны, а члены группы имеют достаточный опыт в преодолении препятствий такого типа.
Чуть ниже 16 порога на галечной косе по правому берегу остановились на перекус. (17-00 до 17-30). После перекуса пошли дальше. Прошли пороги 17,18,19. Линия движения несложная и хорошо просматривается с воды. Шли кильватерной колонной. Встали на стоянку в 19-00 за порогом №19 на высоком правом берегу, на относительно ровной площадке. Прямо за террасой стоит огромный голец в виде башни. Весь берег зарос багульником. На противоположном склоне следы свежего (этого года) пожара.
Река делает резкий поворот вправо (на 70°), в вершине угла ручей падает водопадом.
Погода с утра прохладная , пасмурная, температура воздуха 10-12 градусов, к вечеру "разгулялось", даже ненадолго выглянуло солнце.
15 августа 1986 года
Встали в 8-00. Погода отличная: солнце, тепло. Очень обильная роса. Пришлось немного посушиться.
В 11-00 начали сплав. Прошли порог №20. Особой опасности он не представляет. Проход по левой протоке, по центру. Поперёк всего протока стоячие валы. Правой протоки как таковой, можно сказать, нет, просто между камней просачивается вода.
До порога 21 прошли еце несколько перекатов и около 1З-00 прошли порог 21. Порог представляет собой мощные валы, сливы и пенные ямы. Линия движения не сложная, ближе к правому берегу и к центру.
Стали на перекус у входа в каньон " Водопадный" на правом берегу. После перекуса все пошли на просмотр. На просмотр ушло 2 часа. Начинается каньон порогами с четкими чистыми сливами, становящимися все более мощными. Судя по следам на камнях, обычно уровень воды метра на 1,5 выше, а в паводок на 3-4 метра. После очередного мощного слива порог с двумя сливами и оба наглухо закрыты, т.е. по этой воде 24 и 25 пороги не проходимы. Просмотрели и "непроход", дошли до площадки, где устроен туристский "Музей", потом вернулись обратно. Решили пройти до первого водочного слива, а все остальное обнести, т.к. сливы где-то по 1,7-1,8 м, очень крутые, а остальные пороги забиты беспорядочными громадными камнями и весь поток упирается прямо в завалы.
17-30 - начали сплав. Прошли пороги №22 и 23 с хорошей страховкой с берега т.к. впереди "непроход". Провели суда до "непрохода", вытащили их на берег, разгрузили, решили обносить по правому берегу до "Музея" (как и просматривали), хотя он и не очень удобен для этого. Все вещи переложили в рюкзаки, лодки привязали на всякий случай к камням и пошли к "курумнику". Днем прошел небольшой дождик и камни, покрытые мхом были мокрые. Сделали две ходки с вещами и, хотя весь путь занимает не более 1 км, в лагерь пришли уже в десятом часу.
После ужина все сразу пошли спать. Погода к вечеру испортилась, температура воздуха 13-14 градусов, пасмурно.
16 августа 1986 года
Встали поздно, сказывается вчерашняя усталость. После завтрака пошли обносить суда. Все закончили к 14 часам. Потом ходили снимать "Непроход". Противоположный берег более удобен (пологий) для обнос, но трудно со стоянкой, да и лодки на левом берегу зачалить сложнее а потому обнос был бы дальше. Разведали обстановку - ниже по течению сплошные мощные шиверы, хорошо просматриваемые с воды. После обеда решили устроить баню. На склоне много брусники, клюквы.
В "Непроходе", под водопадом, хорошо берет хариус. Погода к вечеру совсем испортилась, пошел мелкий противный дождик а с утра было солнце, но 13-14 градусов (тепло).
17 августа 1986 года
Подъем в 8-00. Моросит дождь, вылезать из палаток нет никакого желания. Потихоньку собираемся. Часов в 11 выглянуло солнце, стало веселее. Еще раз сходили вперед на разведку. В 12-00 вышли. Сплошные мощные шиверы, порог просматривается с воды, простой, шли с хода кильватерной колонной.
Вскоре подошли к порогу №33. Порог мощный, большое нагромождение камней, подводные плиты, но четкие мощные сливы, жесткие бочки и прижимы. Порог прошла сначала лодка, потом катамаран, страховка с берега. Далее идет 30-ти минутная мощная шивера и пенные ямы. После шивер - плес. В 15-00 стали на перекус, 15-15 - вышли. В 15-40 подошли к порогу № 34. Порог представляет собой несколько мощных сливов и две косые метровые бочки, перед второй бочкой водопадный слив. Порог прошли по центру, ближе к правому берегу. Сначала лодка, потом катамаран, страховка с берега.
За порогом мошная шивера (минут 20), потом плес и перекатики, и так до самого Б.Патома. Устье р. Кевакты прошли в 18-25. Вода в ней желтая от работы старателей в верховьях. Так и несет Хайверга две струи, не смешивая. У левого берега вода прозрачная, голубая, у правого - желтая, мутная. Но постепенно река становится мутной.
Минут за 20 до устья Хайверга начинает делиться на протоки, разливается, чувствуя подпор воды. В Патоме вода чище. Сегодня прошли 56 километров. Встали в брошенном поселке в самом устье Хайверги в 20-45.
Встретил нас инспектор с собаками. Он вообще-то охотник, но регистрирует все группы, которые проходят мимо. В специальную тетрадь переписал всю группу и адрес руководителя.
18 августа 1986 года
Подъем в 8-00. К этому времени два любителя уже натаскали кучу грибов, которых здесь столько, что даже косой трудно скосить. Побеседовали еще с инспектором. Сам он охотник-промысловик, зарабатывает в год 6-7 тыс. рублей. На лето его направили в устье Хайверги для наблюдения за порядком, регистрации туристских групп с целью предъявления в дальнейшем претензий, если с их стороны будут замечены какие-либо неправомочные действия.( рубка кедра - штраф 1000 руб., медведь - 700 руб.)
Посоветовал спрятать ножи. Сказал, что в Патоме рыбы больше, чем в Хайверге, есть хариус, ленок, таймень.
Вышли в 12-00. Перекусы делали на воде, приставали к берегу только по острой необходимости. По Патому нам надо пройти 280 км, а вода в реке зеркальная, и кажется, что никуда не течет, и только на редких перекатах видно, что течение довольно быстрое (5-6 км/час }.
В 17-00 левой протокой прошли мимо лесистого островка. Вскоре Патом становиться глубже, течение замедляется. В 19-00 прошли устье Тонода. В устье - остров.
Встали в 20-35 на правом низком берегу. Берег похож на булыжную мостовую, очень ровную и удобную.
Весь день был пасмурный. Тучи низкие, несколько раз принимался моросить дождь, 1O-12 градусов. Сегодня прошли 75 км, скорость Патома стала ниже - 3-4 км/час. Вечером опять дождь.
19 августа 1986 года
Подъем в 7-00, завтрак, вышли в 9-30. Погода стала лучше, иногда даже проглядывало солнце, температура 10 градусов. Через 20 минут прошли устье Челенчена, в устье - остров. На стрелке стоит избушка и следы пребывания человека (железная бочка, козлы и т.д.).
В 10-40 проплыли избушку на левом берегу. Правый берег обрывистый, скальный. Метрах в 200-х ниже избушки на левом берегу ключ.
В 13-00 перекус на воде.
В 14-50, после очередного острова, на правом берегу, на косогоре брошена лодка "Казанка" и избушка метрах в 30-ти от берега. В избе большие запасы продуктов. Вокруг много брусники и очень красивый вид. Все осмотрели. Дальше пошли в 15-10.
Сегодня в воздухе висит с утра дымка. Очевидно, тайга продолжает гореть.
Когда отошли от охотничьей избушки над нами покружил немного самолет АН-2 и улетел, наверное пожарники. Стала сильно спускать левая гондола на катамаране, поэтому причалили и встали на ночлег в 19-30. Заклеились, спать легли в десятом часу. На предыдущей и этой стоянках ловится хариус на "кораблик".
20 августа 1986 года
Встали рано, в 6-30, завтрак, вышли на воду в 8-50, моросит мелкий дождь, который почти не прекращался весь день. Утром 3 градусов, вода в Патоме 11 градусов.
В 12-30 подошли к устью Тамперы. Здесь встретили трех рыбаков на 2-х моторках. В глубине еле видна избушка охотника, к ней от берега хорошая тропа со ступеньками. От рыбаков узнали, что до пос. Патом еще 140-160 км.
С утра встречный ветер, идти очень тяжело. Перекус в 13-00 на воде. Из-за ветра почти стоим на месте.
Встретили 6 якутов в палатке на 3-х моторках. Приехали рыбачить. По их словам до пос. Патом 100-110 км. В 19-00 встали на стоянку. Ветер затих, а днем он нас здорово донимал. Дождь не прекращается.
21 августа 1986 года
Подъем в 7-00, завтрак, вышли в 9-00. Погода нас не балует - дождь идет мелкий и нудный, а ветер мы почувствовали, как только сели на воду. Опять предстоит тяжелый, трудовой день.
В 11-00 прошли большой правый приток. На берегу две хорошо заметные избы. Берега пологие, густо покрытые тайгой. По левому берегу небольшой низовой пожар, Над рекой на высоте 1,5-2 метров висит слой дыма. Горизонт сквозь него еле просматривается.
В 13-00 сухой перекус, причалили на полчаса размяться. Плыть, не работая веслами невозможно - ветер гонит суда вверх по течению, так что работать приходится не покладая рук.
В 13-30 опять за работу. В 18-00 встали на стоянку. Берега очень живописные, много брусники. Ветер стих, дождь перестал, но воздух и земля все пропитано влагой. Рыбаки поймали тройку хариусов на "кораблик".
22 августа 1986 года
Подъем в 7-00, завтрак, вышли в 9-30. Дежурные опять набрали и наварили грибов. Да, грибов очень много. Погода хмурится. Часов в 10-00 опять пошел мелкий дождь. Около 11 часов нас догнали "позавчерашние" якуты, говорят до Патома 60 км.
В 12-00 прошли большой левый приток Муода. Чуть ниже устья избушка.
В 13-00 перекус на воде. Ветер сегодня не такой сильный и стал возможен пассивный сплав, что очень облегчает нашу жизнь. Дождь прекратился.
В 14-00 прошли избушку на правом берегу на открытом месте, за устьем ручья.
В 15-30 - избушка на левом берегу сразу после больших камней (5,6 м), плохо видна с воды.
В 18-30 впереди показались сопки. Погода значительно улучшилась.
В 19-00 встали на ночлег.
23 августа 1986 года
Вышли в 9-00. Погода пасмурная, но без дождя и ветра. До пос. Патом совсем недалеко : по берегам встречаются палатки косарей, рыбаки на лодках.
В 13-45 подошли к пос. Патом. Встретил нас пожарный инспектор, записал данные.
Оказывается, Бодайбинский район закрыт для туристов из-за пожаров. Так что мы попали сюда случайно. Кроме нас по Хайверге прошли в этом году уфимцы, минчане и с Тонода - саратовцы.
Сегодня же разобрали суда, ужин и отбой. Погода разгулялась, потеплело. Завтра предстоит марш-бросок: пос. Патом - пос.Чапаев.
24 августа 1986 года
Встали около 4-х часов, собрали вещи и вышли в 6-00. Всего надо пройти 13,5 км. Дорога начинается от первого (или от последнего, как больше нравится} дома поселка (а весь поселок 4-6 домов), под прямым углом к реке.
До перевала дорога неплохая, довольно сухо, потом начинают встречаться болота, До перевала дошагали в 7-20, а к Лене вышли в 8-50. Напротив на том берегу пос. Чапаев. Около домика на нашей берегу разложили костер - сигнал, что мы хотим переправиться. В 9-40 прошла "Заря" вниз по течению. В 10-30 перевез нас якут из пос. Патом, который приехал встречать своего сына, который должен прибыть тем же пароходом, который ждем мы.
Штатного перевозчика в Чапаеве нет, перевозит тот, кто захочет. На берегу просили капитана "Зари" заехать за нами, но он отказал. В Чапаеве есть магазины, почта. Ходит одна "Заря" - день вверх, день вниз.
Подошел пароход "Красноярск". Отплыли в 13-30. Прибыли в Ленск в 00-30. На пароходе есть буфет, ресторан. На кухне договорились - сварили ужин в своих котлах.
25 августа 1986 года
Переночевали на лавках на автобусной остановке. К шести часам пришли на автостанцию. Автобус до Мирного ходит один раз в сутки в 8-00. В 12-30 были в Мирном.
Съездили на экскурсию на карьер, где добывают алмазы. Карьер "Мир" , глубина 500 м, зрелище потрясающее, машины кажутся букашками. Взяли билеты на 26 августа на 00-55 (Москвы). Три билета до Москвы и три до Красноярска, там пересадка, т.е. до Красноярска летит ИЛ-12 (2,5 часа), далее пересадка на ТУ-154 до Москвы. В Красноярске можно свободно купить билеты на этот же рейс до Москвы.
Ночью 26-27 августа были в Москве.
27 августа 1986 года
На первой электричке поехали в Тулу.

4.2. Лоция реки Хайверга
До р. Игношка река мелководна. Постоянно делится на протоки, в русле множество перекатов, камней, мелей.
ПОРОГ № 1. Расположен в устье р. М.Дохолог. Порог состоит из 3-х ступеней, которые плотно забиты камнями. Проход виден с воды, но слалом достаточно сложен.
ПОРОГ № 2. Расположен после небольшого правого притока. Мощная струя, проход по центру.
ПОРОГ № 3. Расположен после левого поворота. На правом, затем на левом берегах огромные глыбы. На повороте шивера, затем спокойный участок, русло сужается. Множество камней "делают" порог достаточно сложным. Заход в порог ближе к правому берегу, поэтому разведку лучше делать ниже по правому берегу.
ПОРОГ № 4. Расположен за правым поворотом. По берегам каменные глыбы. Начинается порог полуметровым сливом через всю реку. Заход в порог по центру, затем ближе к правому берегу. Заканчивается порог длинной шиверой.
ПОРОГ № 5. Расположен на левом повороте. Порог короткий. Основная струя проходит ближе к правому берегу.
ПОРОГ № 6. Расположен перед р. Мустах. Порог - "лестница". Перед порогом и после шиверы, плотно "забитые" камнями. Порог простой.
ПОРОГ № 7. Расположен после впадения р. Кендылачи. Начинается шиверой, плотно забитой камнями. Струя переходит от левого берега к правому через гряду камней. Собственно порог - "свал" воды под правым скалистым берегом. За порогом - плес.
ПОРОГ № 8. Шивера, заканчивающаяся сливом средней мощности.
"Сиганский каскад" (пороги с № 9 по № 12), разведка порогов в малую воду желательна, а в среднюю и большую - обязательна.
ПОРОГ № 9. Расположен на входе в каньон в 200 м от устья р. Сиган. Начинается слабой шиверой. Затем река сужается, в русле валуны, между которыми четкие сливы, валы, пенные ямы, "бочки". Заход по центру, а потом вдоль правого берега.
ПОРОГ № 10. Мощный порог. Начинается слабой шиверой. Затем две трети реки перекрывает крутой водопадный слив. У левого берега слив пологий. В конце порога удобная чалка.
ПОРОГ № 11. Простой порог с камнями в русле. Проход по центру.
ПОРОГ № 12. Расположен за левым изгибом реки. Состоит из 3-х ступеней. Проход под правым берегом.
ПОРОГ № 13. Слабый порог. В русле камни, чистый проход под правым берегом. После порога - плес.
ПОРОГ № 14. Расположен за правым поворотом. Начинается шиверой с камнями. Затем усложнение порога. Острые полуподводные камни требуют точного захода и маневра. В конце порога - плес.
ПОРОГ № 15. Начинается слабой шиверой. Множество полуподводных и надводных камней. Есть проход в центре русла, который требует тонкого "слалома". За порогом - плес.
ПОРОГ № 16. Левый поворот после плеса. Начинается слабой шиверой, затем серия сливов. В конце порога громадные валуны от правого берега перекрывают реку почти до центра. Немного ниже такие же валуны от левого берега. Удобная чалка за валунами правого берега.
ПОРОГ № 17. Расположен вдоль левобережного скального берега. В русле хаотично разбросаны камни. Заход ближе к правому берегу, затем необходимо смещаться в центр потока. Основной поток сливается под левым скалистым берегом. Вдоль скалы мощный поток с пенистыми ямами (бочками) и валами.
ПОРОГ № 18. Расположен на левом повороте. В конце порога правая мелкая протока соединяется с основным руслом. Линия движения по центру потока.
ПОРОГ № 19. Порог начинается на плавном левом повороте вдоль правого обрывистого 6epeгa. Множество сливов с камнями в русле. Порог длинный, линия движения хорошо просматривается с воды.
ПОРОГ № 20. Порог начинается слабой шиверой. Перед порогом камни в русле. В право уходит узкая протока. Основной поток под левым берегом (водопад по скалам левого берега) в русле слив с подводной плиты 1.2 - 1.5 м. За сливом пенная яма. В конце порога, после впадения мелкой протоки, - плес.
ПОРОГ № 21. Порог начинается слабой шиверой на правом повороте. Затем река поворачивает влево. Русло сужается, образуя мощные валы, сливы и пенные ямы.
Каньон "Водопадный" (пороги №22-31). Разведка порогов обязательна.
ПОРОГ № 22. "Турбинный". Расположен за правым поворотом на входе в каньон. Порог представляет собой три чистых слива в узком русле с мощным потоком. Первый слив 0,7 м; второй - 1 м; третий - 1,5 м, падает под углом 45 град. За последним сливом быстроток и плес около 50 м.
ПОРОГ № 23. Расположен через 50-60 м после порога № 22. Порог ступенчатый. В центре камень, слева от камня - слив через полуподводные плиты, справа - чистый слив. Мощный поток, постепенно сужаясь во второй ступени, "разбивается" на подводных плитах, образуя пенные ямы. До № 24 слабая шивера.
ПОРОГ № 24. "Водопадный". Расположен в сужении русла. Состоит из пяти мощных сливов.
24.1. Водопадный слив 1,5 м. В русле камни, через которые река "падает" двумя сливами. Левый крутой, падает почти вертикально, образует мощную пенную яму. Правый пологий, образует косой слив с центрального камня. После слива струя "наваливается" на правобережные плиты.
24.2. Через 10-12 м после 24.1 слив высотой 1.2 - 1.3 м через всю реку.
24.3. Полуобливной камень в центре русла. Справа и слева от камня сливы высотой 0,5 м. За камнем есть "тень", которую можно использовать для остановки.
24.4. Две трети русла от правого берега перегорожено громадными камнями. Под левым берегом слив с плиты высотой 1,5 м. Струя после слива "бьет" в скальный выступ, образуя мощный отбойный вал.
24.5. Через 12-15 м после 24.4 струя "наваливается" на камни в центре потока, которые образуют "косые" ворота. За порогом плес.
ПОРОГ № 25. "жандарм". Расположен после плеса в 60-70 м от № 24. Русло на 3/4 перекрыто небольшими камнями. Чистый заход в порог под правым берегом.
25.1. Полуметровый слив через всю реку. Мокрый вспененный поток 25-30 м, в конце ступени еще один слив.
25.2. Начинается мощный слив высотой 0,7 м. Правая часть струи "падает" через обливной камень. Под левым берегом обливная плита. Мощный вспененный поток длиной 25-30 м.
25.3. В центе потока торчит "Жандарм". Поток обходит его, образуя с обеих сторон сливы высотой 1 м. Левая струя более мощная. Через 8-10 м "навал" на громадный камень. Правая струя через 10-12 м "идет" через обливной камень и "наваливается" на правобережную плиту.
25.4. Узкие ворота, образованные правобережной плитой и громадными камнями левого берега. Затем мощная струя через 30-35 м перед сужением образует слив через подводные камни. Справа и слева от струи "спокойная" вода - удобное место для чалки.
25.5. На изгибе поток "вспенивается" подводными камнями, затем мощный слив высотой 1,2 - 1,4 м. Река "поворачивает" вправо. "Бешеный" поток, "разбиваясь" на камнях, "падает" сливами. Порог переходит в НЕПРОХОД.
ПОРОГ № 26. НЕПРОХОД. Начинается на правом повороте. Река на протяжении 80-1OO м теряет по высоте 20 м. Русло "забито" камнями (некоторые величиной с одноэтажный дом, между которыми водопады высотой до 5 - 6 м.
ПОРОГ № 27. Начинается из-под самого непрохода и состоит из 4-х мощных сливов разной высоты.
27.1. Слив чуть больше 1 м, расположен в 3-4 м от старта.
27.2. Слив 1 м, расположен в 15 м от 27.1. Здесь мощность потока увеличивается.
27.3. Слив 1,2 м в воротах между камней в центре русла. После слива мощный вспененный поток.
27.4. Слив 1,3 м, чистый в левой части русла, а в правой - обливные камни. За сливом есть чалка к правому берегу.
ПОРОГ № 28. Длина порога около 50 м. После гребцы камней вспененный поток "падает" сливом со множеством подводных камней, При высоком уровне воды этот порог идется совместно с № 27.
ПОРОГ № 29. Водопад. Представляет собой чистый водопадный слив высотой 2 м. Перед сливом несильный прижим к правобережному скальному бому. Слив крутой. В центре за сливом мощный "встречный" поток образует громадный "стояк". В левой и правой частях слив более пологий. За сливом длинный "язык" мощного потока. Вдоль правобережных скал - встречный поток.
ПОРОГ № 30. Начинается чистым сливом высотой 0,5-0,8 м. В русле появляются камни. Второй слив высотой 0,6 м также чистый. После 3-го слива - мощный поток. После того, как течение несколько успокаивается, от правого берега русло перегораживают камни. Здесь удобная чалка к правому берегу.
ПОРОГ № З1. В начале мощная струя идет вдоль крутого скального левого берега. Здесь в русле хаотично разбросаны камни. В пороге две четкие линии движения. Одна вдоль левого берега, вторая - в центре, где сложный слалом между камнями. В конце порога - плес.
ПОРОГ № 32. Мощный длинный порог за правым поворотом. Перед порогом на повороте шивера. В начале порога русло плотно "забито" камнями. Чистый проход под правым берегом. На "входных воротах" слив 0,5 м, затем второй слив 0,6 - 0,7 м между обливными камнями. Русло "сжимается" правобережной плитой с камнями левого берега. Еще 2 слива около 1 м, мощность потока слабеет, и струя переходит в плес. Разведку лучше проводить по правому берегу.
ПОРОГ № 33. Расположен на зигзаге реки. Порог начинается бурной шиверой. Река поворачивает влево, а затем вправо, образуя прижим к левобережным камням.
ПОРОГ № 34. Прямой мощный слив с крутым падением. В пороге мощные валы и пенные ямы. По берегам - крупные валуны. Разведка возможна по обоим берегам. Дальше мощные шиверы тянутся почти до устья.

5. Итоги, выводы, рекомендации
Водный похож по маршруту пос. Маракан - верховье р. Хайверга - устье р. Хайверга - р. Б.Патом - пос. Патом, протяженностью 442,5 км является маршрутом пятой категории сложности.
От п. Маракан до верховья р. Xaйверга в жаркое сухое лето можно добраться на попутном транспорте, а в дождливое (или обычное) лето - на машине можно добраться только до притока Б.Патома - М.Анахчи. А дальше идет пеший поход к р. Хайверга. В дождливое лето этот путь местами заболочен, но дорога четко обозначена.
Этот участок пути (верховье М.Анахчи - верховье Хайверги) достаточно тяжел физически из-за значительной заболоченности и длинного тягуна к перевалу.
Сплав по р. Хайверга доступен хорошо подготовленным группам. Характеризуется 34 порогами, из которых 2 непрохода (русло перегораживается огромными глыбами, и поток разбивается на несколько струй и падает водопадами), и 47 шиверами. Начиная с 9 порога, практически все пороги требуют тщательной разведки и организации страховки.
Маршрут имеет достаточно удобный подъезд и отъезд. Возможна заброска к началу сплава.
Общее впечатление о маршруте немного портят старатели, которые "моют" золото в верховьях р.Кевакта. Вода в Левакте, а заодно и в р. Хайверга. ниже устья Кевакты - коричневая от глины.
В районе путешествия еще есть реки, представляющие интерес для сплава: р. Тонода и Челончен. Если р. Тонода, по словам геологов, мелководна, часто растекается по широкой долине протоками, то р. Челончен довольно мощная река, по площади водосбора и расходу воды не уступает р. Хайверга. В верховьях Челончена имеется водопад. Сложность маршрута по р.р. Челончен и Тонода - четвертая. В верховьях Челончена можно попасть из п. Перевоз (вертолетом или пешком). Можно сплавиться по р. Хайверга до р. Кевакта, подняться в верховья р. Челончен через 2 водораздела. До верховья р. Тонода сначала до р. Хайверга, затем переход через водораздел на р. Тонода.
На р. Хайверга можно попасть еще одним способом. Из п. Маракан сплавиться по р. Б.Патом до устья р. Таймендра (3 к/с) и, перейдя водораздел, выйти на р. Сиган, а затем вдоль Сигана к р. Хайверга. Пеший переход в этом варианте будет сложнее.

6. Перечень схем
Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)Отчет о водном туристическом путешествии пятой категории сложности в районе Забайкалья (река Хайверга, река Большой Патом)