18 января 2013
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
Автор - Сергей Шендеровский (Ярославль)

Хочу поделиться своими впечатлениями от похода по озеру Топозеро и реке Поньгома в Карелии на надувных байдарках "Щука". Эти лодки пока мало известны за пределами Москвы, а информация о них в Интернете в основном ограничивается рекламой-отзывами-комментариями ("http://stalker.lib.ru/" rel="nofollow") на сайте автора и производителя Щуки Михаила Чернецкого, статьей Андрея Чупикина ("http://chupikin.boom.ru/" rel="nofollow") и не всегда конструктивной перепалкой между "щуководами" и "щуконенавистниками" в fido. (Уже после нашего похода появились еще несколько отзывов, в частности Михаила Трускова о подъеме со Щукой вверх по течению бечевой ("http://www.skit.by.ru/equipment/canoe/shuka_trusk.htm" rel="nofollow")). Обычно все справедливо отмечают неоспоримые достоинства Щуки на сплаве по мелким шкуродерным рекам. Наш поход показал, что эта лодка отлично ведет себя и на больших открытых водоемах, и в довольно сложных порогах с небольшим расходом воды, что делает ее удачным выбором для многих маршрутов по рекам Карелии и европейского Севера России. Надеюсь, этот текст будет полезен тем, кто собирается приобрести такую лодку, стоит перед выбором или еще не успел как следует обкатать ее.
Сам маршрут и его прохождение отражены здесь весьма кратко. На реке мы пользовались очень приличной лоцией Афиногенова ("http://www.kulichki.com/moshkow/TURIZM/ponxgoma2.txt" rel="nofollow"), единственное существенное добавление к ней - описание прохождения порога Корней.

Несколько предварительных замечаний
Это мой первый поход на Щуках. Маршрут считается второй категории сложности, состоит из большого Топозера (более 70 км в длину), недлинного волока, нескольких озер поменьше, реки Поньгома и маленького перехода по заливу Белого моря - губе Домашняя. Препятствия на реке - около 60 порогов 1-3 категории сложности - в основном мелкие шкуродерные шиверы и несколько сравнительно мощных порогов-сливов, один из которых, Корней, обычно считается непроходимым для байдарок. Препятствия на озерах (помимо расстояния) - сильные ветра и шторма. Особо оговорюсь - не пытаюсь распространить оценку достоинств лодки для более крупных водоемов (открытое море и крупные заливы, озера типа Ладожского и Онежского) и "белой воды" (пороги с большим расходом воды, крупными стоячими валами, бочками и т.д.). И так "ниша" не маленькая. Тем более, что мой водный опыт хоть и довольно длительный (с 1975г.), но по технической сложности весьма ограничен - та же Поньгома в 78 г. в большую воду с обносами некоторых порогов (в тексте есть лирическо-технические отступления о том походе для сравнения и из ностальгических побуждений), Мста, Лосево. Последние годы - детские походы по спокойным речкам средней полосы, Карельского перешейка и Урала. Ходил на Салютах и Тайменях. Есть некоторый пеше-горно-лыжный опыт. Приоритетом в водном походе для меня является отдых и природа, а препятствия - желательным, но не обязательным дополнением. С этой точки зрения и пишу. Я не оговариваю в каждой оценочной фразе, что это мое скромное мнение. Поэтому любителям слэнга предлагаю самостоятельно мысленно расставить милую их сердцу аббревиатуру, а горячих поклонников других плавсредств прошу не воспринимать последующее как пропаганду. С отмазками покончено, перехожу к делу.

Весной 2001 мы купили две надувные байдарки Щука-3 (Щ-3. В дальнейшем цифра с тире перед ней означает номинальное количество гребцов, а без тире - номер байдарки в нашей группе), поскольку старый наш Таймень-3 стал маловат для резко растущей по весу и объему семьи (моим сыновьям - 14 и 15). Кроме того, решили перейти от матрасных походов к чуть более интересным в техническом плане. Маршрут Топозеро - река Поньгома - губа Домашняя был выбран по соображениям красоты, сочетания озер, реки и кусочка моря, ненаселенки, характера порогов - практически безопасных для жизни, но интересных для нас технически.

Состав группы - 7 человек на трех Щуках-3 (Щ1,Щ2,Щ3).
Сергей Шендеровский, 41 - руководитель, капитан Щ1; опыт см. выше
Саша Шендеровский, 14 - матрос Щ1; детские походы по спокойным речкам с 4-х лет
Илья Шендеровский, 15 - капитан Щ2; детские походы по спокойным речкам с 5-и лет
Света Шендеровская (моя жена) - матрос Щ2, завхоз, фотограф, летописец; Мста, Лосево, альпинистский и пеше-горный опыт
Валера Данилов, 47 - капитан Щ3, главный рыбак; Кереть на катамаранах; месяц после операции аппендицита
Ксюша Григорьева, 18 - матрос и хозяин Щ3; детские походы по спокойным речкам
Наташа Данилова (жена Валеры) - пассажир-рулевой Щ3; впервые в жизни в походе; не умеет плавать, испытывает безотчетный страх перед водными пространствами, которые нельзя переплюнуть с разбега.
(Некоторые, может быть на чей-то взгляд лишние, подробности я привел, чтобы подчеркнуть качества лодки)

Поход (без подъездов) продолжался с 7 по 23 августа 2001 (7-14 - Топозеро с дневкой на о-ве Тараскин, 15-23 - оз. Левицкое - оз.Поньгома - река Поньгома - губа Домашняя с дневкой на озере Поньгома.). От Лоухов до Кестеньги быстро и хорошо доехали на УАЗе с тентом (Юрий Михайлович, т.(8)-814-39-22182). Природа нас баловала. Погода прекрасная: в основном переменная облачность или ясно, иногда дождь, один раз очень сильный ливень со шквалом, часто сильные ветра и шторма на озерах. Море ягод (черника и голубика, остатки перезрелой морошки, очень крупная почти созревшая брусника) и грибов (сначала подосиновики, ближе к Белому морю белые). Рыбы не очень много, но нам хватило: на Топозере - хариус и щука, на реке - окунь (клюет на макароны!), щука, плотва.

Топозеро очень красивое. Надеюсь, туристы, бороздящие его вдоль и поперек под парусом, опишут его подробно. Очень понравились микрофьорды острова Ваннешуари, монолитные гранитные пляжи и скалы с прослойками кварца на мысах островов и материка, песчаные бухты острова Тараскина, там же неисчерпаемые плантации черники и великолепная панорама с верхней площадки геодезической вышки. Несмотря на свой древний вид, вышка очень надежной и продуманной конструкции, построена на совесть и до сих пор весьма прочна, хоть и наполовину сгнила. Несущие стойки и балки из очень толстых бревен скреплены мощными скобами, все перекладины лестниц солидного диаметра и врезаны ласточкиным хвостом, даже по последнему пролету из одной стойки с поперечинами мы (я и Света) поднялись хоть и осторожно, но без проблем. Вышка внушает уважение к людям, ее строившим. На карте она отмечена точкой с цифрами 155 (в последнем издании атласа цифры исчезли).

О ветрах. Не знаю всегда ли так, но при нас на основной акватории Топозера почти все время дул юго-восточный ветер с умеренным волнением . Что интересно, при стабильной погоде он часто усиливался вечером, дул всю ночь и стихал к рассвету. В аэродинамической трубе в районе островов Кукат - Хамегеншари - Шелькашари - Нумушари во время ночного перехода 13-14 августа (ошибка с точки зрения безопасности, но романтики - выше крыши, к тому же наблюдали полярное сияние) ветер незадолго до рассвета за какой-то час с резким усилением сменил направление на почти противоположное запад-северо-западное. Начался шторм, и мы были буквально выброшены прибоем на песчано-каменистый пляж мыса материка напротив острова Раяшари, вместо запланированного мыса острова Нумушари. Еще более крепкий шторм был на озерах Вокшозеро - Волиналамбина 18 августа, когда два дня подряд, не стихая, дул сильный западный ветер. Линейки для измерения высоты волн у меня с собой не было, мнения участников варьировались от "вам по пояс будет" до "скроет". Барашки на гребнях волн я бы уменьшительно-ласкательным суффиксом уже не снабжал. К счастью, ветер был попутный, и мы, стримаранившись, под развернутыми плечами пролетели оба озера насквозь за час, не сумев оценить их красот.

Об упомянутом выше ливне со шквалом. Нам предстоял переход с той стоянки, куда нас выбросил ночной шторм, мимо острова Раяшари в ветровую тень острова Нумушари и дальше на выход из Топозера. В двухстах метрах от берега Наташе показалось, что она оставила на берегу фотоаппарат, и мы с Сашкой вернулись его искать. Не найдя аппарат (он, конечно, оказался в кармане у владелицы) мы присоединились к остальным экипажам, ждавшим нас у берега Раяшари, и тут на горизонте заметили растущую черную тучу. Поскольку до Нумушари было километра два, да еще под впечатлением от ночного шторма, я решил перестраховаться, и мы высадились на Раяшари и натянули тент (Петрович, спасибо!). Привалили наветренный край бревнами и буквально через пять минут уже держали его спинами под сильнейшим шквалом и ливнем, продолжавшимися минут десять. Хороши бы мы были на воде. Наташе-растеряше была объявлена благодарность за дезинформацию. Так что будьте осторожны, следите за небом, держитесь вместе, "зонтики" далеко не прячьте.

Тем не менее Топозеро оказалось более "домашним", чем я предполагал. Весь рельеф материка и островов прекрасно просматривается, берег всегда четко виден, ориентироваться по карте легко.

О стоянках. На Топозере очень чистые. Знаешь, что не ты здесь первый, но кроме кострищ и мест под палатки других доказательств нет. Людей, точнее плавсредства (чаще парусники) видели только издалека. Резкий контраст на реке. Некоторые стоянки (к счастью не все), извините за выражение, засраны в фигуральном и прямом смыслах слова. Боюсь, что причина не только в большей нагрузке (добавляются группы, начинающие с озер Лулло и Поньгома) на меньшую площадь, но и в разном отношении к берегу туристов-путешественников Топозера и не лучшей части "чистых" водников, интересующейся главным образом уровнем смеси адреналина и алкоголя в крови. Не жду дискуссии на эту тему. Как говорится, помогите материально. Однако, и по реке шли поначалу в одиночестве, только в районе Стола мы догнали несколько групп.

Волок из Топозера в Левицкое. Протока до дамбы широкая и глубокая. От дамбы две тропы. Одна прямо (продолжение протоки) - сырая, петляет среди кустов и деревьев, расстояние метров 700. Упирается в пляжик и приличную стоянку на берегу Левицкого. По этой тропе мы перенесли рюкзаки. Другая, несколько длиннее, идет сначала по дамбе, потом сворачивает с нее налево, выходит на Левицкое метрах в 300 от первой, гораздо лучше: сухая, твердая, широкая. Кусок тропы метров в 30 кривой, но основное препятствие, как выразилась Света, - невероятное количество подосиновиков, растущих прямо на тропе и в непосредственной близости от нее. По ней мы вдвоем с Валерой без перекуров, но и без спешки за час (а дело было ночью) перетаскали три байдарки, а потом перегнали их на стоянку.

О воде на реке и порогах. Уровень воды невысок (мягко говоря). В начале я все удивлялся - как же мы шли здесь на Салютах в июле 78-го? На Корнее стало очевидно падение глубины Поньгомы (пардон за каламбур). Тогда не было скальных выступов у правого берега. Вода заполняла все русло и неслась наклонно, перегибаясь на плитах. Если бы не кое-где застрявшие в камнях бревна, с технической точки зрения прохождение Корнея было бы (как я сейчас думаю) относительно несложно - только не падай, струя не дура - вынесет. Кардинально изменились Мостовой и Морской пороги. Мостовой в 78-м был тоже весь залит, в начале слив с хитрой подводной плитой перед ним (она развернула нас кормой на сливе) и приличный прижим. Дальше весь этот сад камней торчал только отдельными верхушками, шивера была мощной с неясным фарватером и острыми камнями (одна из наших Салюток за несколько секунд ушла на перископную глубину с разрезом около метра, а чуть раньше мне с большим трудом удалось избежать классического "галстука" - сомневаюсь, что в августе 2001-го на поньгомских шиверах можно было бы где-то намотаться). Морской сильно проиграл от малой воды - в 78-м это был мощный поток с хорошими стояками.

Теперь о том, как было в этот раз. Большинство порогов - мелкие шкуродерные шиверы, действительно хорошо обучающие рулежке. Все они очень толково описаны в лоции Афиногенова. Некоторая путаница (возможно, из-за разного уровня воды), возникла только в конце, после Мостового. На Тайменях идти в такую воду грустно. У сборной группы из Ростова и Северодвинска (наши дети назвали их космонавтами из-за сухих гидр наподобие ОЗК, пузатых спасжилетов и касок) к Мостовому кончился запас клея, заплат и терпения. На катамаранах скучновато, хотя веселая компания из Краснодара и Николаева на К-2 и К-4 не унывала. Был один каякер на каркасно-поддувном из Луганска (и с ним дядька с девушкой на пузатом кате-2), но мы не поняли - то ли он новичок (хотя и далеко не юноша), то ли очень уж жалел каяк. Стол он проскребся под правым берегом, держась руками за обливники, Роман и вовсе большую часть прошел ногами, в сливы, даже почти чистые, не лез, Корнея обнес. Поскольку наша вполне чайниковая группа с большим удовольствием и без особого напряжения прошла все, могу утверждать, что на Поньгоме Щука - оптимальный вариант. (Тем более в августе, когда погода, грибы, ягоды, нет гнуса и мало народу, но для других лодок мелко).

На Падуне катались, навесив над сливом "прицел", сначала для разведки сборным мужским экипажем, затем штатными, под конец втроем с пассажиром Наташей. Проходится чисто, каменная лунка в сливе не мешает. Кстати, Падун мало изменился по сравнению с большой водой, видимо это сильно зависит от расположения по отношению к озерам и другим порогам, и собственной "конструкции". Выходная шивера только стала сильнее выражена и мельче.

На Столе катались в косой слив и котелок справа от него (это более простой путь) с последующим разворотом в струю, идущую вдоль каменной гряды. Видимо, этот маневр определяет 3 категорию Стола для каркасных байдарок, и не всем тайменщикам он удается, однако на Щуке выполняется довольно легко. Наклонная плита у левого берега нас не привлекла - уж больно шкуродерно (пленка воды 2-3 см с ребрами) да и мало удовольствия в том, чтобы стучаться кормой о камень за сливом. На мой взгляд, так же неинтересен путь под правым берегом - нам, во всяком случае, хватило посмотреть на прохождение каякера.

Роман тоже прошли довольно чисто, штатными экипажами (с обносом груза). Люди, которых мы встретили на пороге, сказали, что кто-то перед нами порвался на ледорезе. Обходите его справа, хотя это и так очевидно. В начале второй части (после моста) очень интересен вираж у камня, дальше по струе в сливы, бочечки и валы (совсем небольшие в нашу воду). Ну и, как водится, шкуродер на выходе.

Корней, потеряв, так сказать, суммарную мощь, сохранил мощь локальную и значительно выиграл в смысле технической сложности. В малую воду он обычно считается непроходимым для байдарок, во всяком случае это, пожалуй, единственный реально опасный порог на Поньгоме, и этим он выбивается из ряда остальных поньгомских порогов. Первая ступень - короткая крутая шивера или, если хотите, длинный пологий слив через нагромождение мелкосидящих подводных и обливных камней. Сомневаюсь, что в нем возможен сколько-нибудь осмысленный маневр. Затем короткая, метров десять, пауза гладкого быстротока. И подряд два слива. В первом из них центральная и правая струи потока образуют два косых вала с узким глубоким провалом между ними и бьют в каменный зуб с эффектным фонтаном в центре основного слива. Зуб мешает простому сплаву по струе. Ниже зуба две косые поверхностные бочки, образующие треугольник, там ничего страшного. А дальше традиционная шивера, только помощнее других. Поглядев весь вечер и утро на порог, я решил идти его одним сборным мужским экипажем, разумеется, на разгруженной байдарке, а остальные обнести. От плиты у левого берега по диагонали в направлении центра через каменный лабиринт первой ступени просматривается относительно прямолинейный желобок, весьма сомнительный для Тайменей, но вполне достаточный для Щуки. Потом в паузе надо развернуться налево градусов на 60, набрать скорость и перескочить с вала центральной струи на вал правой и далее в основной слив в вершину треугольника бочек впритирку левым бортом к зубу. Других разумных вариантов (кроме обноса, конечно) я не увидел, хотя как я уже сказал, Корней сильно меняется в зависимости от уровня воды, в другое время все может выглядеть иначе. Работавшему матросом Валере показалось, что мы были недалеки от киля, но я думаю, что он просто не привык сидеть в бедренных упорах и принял мое откренивание за готовность к перевороту. Нам обоим очень понравилось, но повторять не стали, чтобы не дразнить жен, не разделявших нашей эйфории. Так что статистики нет, но все же думаю, для Щук Корней стабильно проходим, причем в управляемом режиме. Если говорить о других плавсредствах, то на катах компания из Краснодара его прошла (мы подошли чуть позже и не видели), а парень из Северодвинска из группы тайменщиков-космонавтов (они, естественно, обносили) говорил, что несколько лет назад в большую воду они его проходили на КНБ "Катран". Насчет каркасников не знаю. С одной стороны, прошли мы довольно чисто, ничего особо не цепляли, значит, и хорошо пролеенный разгруженный Таймень должен проскочить. (В Сети есть фотографии прохождения Корнея на Таймене без матроса "http://water2000.narod.ru/other/pongoma.htm" rel="nofollow"). Но с другой - цена промаха для Щуки и Тайменя несопоставимы, а целиться с воды - не то же самое, что с берега. Во всяком случае, я в Корней на Таймене не полез бы.

Если Корней - самый эффектный и мощный, то Мостовой - самый сложный и тяжелый физически порог. Вот уж где нарулились, вспотели все. "Космонавты", которых мы к вечеру там догнали, первую байдарку разрезали в самом начале и остальные проводили все полверсты - трудились по полной программе. Это был их последний порог, они сходили у моста. Утром, когда мы уже готовились проходить и осматривали с левого берега начало, подъехали катамаранщики из Краснодара и Николаева. Легкая двойка прошла без особых проблем. За ней груженая четверка с пятью парнями шла так: садилась на камень, один или двое человек слезали и кое-как спихивали ее, и через пять метров все повторялось. Мы отпустили их примерно к зигзагообразным сливам в середине шиверы, устали ждать и поехали (груженые). Обогнали метрах в двадцати за сливами. При этом единственный раз более-менее сели на камни - при обгоне вышли из струи и не успели вовремя вернуться.

Морской порог, как я уже сказал, очень проиграл в мощи и красоте из-за низкого уровня воды, шиверы очень мелкие - мы попали в самое начало прилива.

Кстати, о приливе. Вопрос - как заранее определить его время? Ответ дается у Афиногенова - надо накануне посидеть подольше у костра за поздним ужином, дождаться кульминации Луны, добавить 2 часа - вот вам и максимум прилива. Есть там, правда ненавязчивая оговорка "при благоприятных обстоятельствах". Поскольку вместо них могут случиться неблагоприятные, как то: новолуние, плохая погода, усталость или отсутствие продуктов для позднего ужина, то тем, кто, вопреки национальной привычке решил не полагаться на авось, могу порекомендовать ссылочку для расчета восходов и заходов Солнца и Луны ("http://www.astro.tomsk.ru/calc" rel="nofollow"). Координаты устья Поньгомы примерно 65.4 гр. с.ш. 34.4 гр. в.д. Остается один неразрешенный мной вопрос: по расчетам выходило, что кульминация Луны должна была быть 23 августа днем в 16.30 (не проверил), а максимум прилива был примерно в 21 час, т.е. с зазором не в 2, а в 4,5 часа. Нестыковка возможна из-за часовых поясов и летнего времени, так что для пущей точности засинхронизируйтесь заранее, например по заходу Солнца. Между прочим, я впервые в жизни обратил внимание и поразился, какой хитрый график восходов и заходов у Луны. Не успокоился, пока не повертел кружок бумаги (горизонт), насаженный набекрень на наклонный карандаш (Земная ось), щуря глаз на расставленные на столе ластики (Солнце и Луна).
Приливное течение довольно шустрое, постарайтесь им воспользоваться. Кроме того в отлив узкий скалистый остров напротив устья Поньгомы становится полуостровом - придется обходить или ждать. Опять же будьте внимательны: шторм на море не то же самое, что шторм на озере.
В губе шли против довольно сильного ветра с дождиком, но разогнать волну со стороны материка там особо негде. (В 78 году ветер был попутный, и мы катались на большущих пологих волнах. Как это отразилось на деревянных кильсонах Салютов догадайтесь сами, но было весело.) В этот раз всем понравилась ярчайшая, быстро меняющаяся радуга над морем.

От места разборки в Кузему ведет хорошая лесная тропа (метров 500), потом короткий кусок старой плохой (для машин) дороги, потом новая дорога (все повороты направо). В поселке от перекрестка налево. Идти без груза минут 25. Кому лень тащить - можно обратиться в Куземе к Виктору Андреевичу Степанову, дом 6, кв. 2, бортовой ГАЗ, в любое время, к любому месту и очень недорого. Мы так и сделали. До старой дороги, правда, все-таки дотащить пришлось. (А в 78 мы ночью шли болотом по гати - двум досочкам).

Теперь о Щуке

Постараюсь по возможности избежать повторения общих мест. Вначале одно замечание касательно критики производителя и призывов к нему что-то изменить. Я не разговаривал с Чернецким на эту тему, чужая душа - потемки, но предполагаю, что человек, до сих пор работающий в НИИ по своей специальности (пишу это с иссиня-белой завистью) и делающий бизнес для прокорма, вряд ли будет из кожи вон лезть, чтобы задушить всех конкурентов, вытеснив их с рынка "абсолютной" байдаркой. Да и все равно всем не угодишь. Щука в теперешнем виде технологична, пользуется платежеспособным спросом - что еще надо человеку, чтобы встретить старость? Так что вот лозунг момента: "Нам нельзя ждать милостей от Чернецкого, взять у него Щуку и доделать под себя - наша задача!".
Итак, какие я сделал доработки.

Главный недостаток Щуки (как и всегда, продолжение достоинства, высокой маневренности) - плохая устойчивость на курсе, вертлявость. Это врожденное свойство любого плоскодонного судна и никакое перераспределение груза тут не поможет. Да простят меня уважаемые участники дискуссии на эту тему за резкость и язвительность, но их спор о том, в какую сторону и каким концом вперед должно плыть бревно, мне сразу показался полным бредом. Я сам физик по образованию и восхищаюсь гением Бернулли, но у меня всегда было стойкое подозрение, что как только обтекание становится чуть-чуть неламинарным (то есть сразу), да еще сверху ветер дунет наискось, да еще форма корпуса - не благородное бревно, а сложная и непостоянная бугорчато-складчатая (этакая загогулина, понимаешь), то тут сама природа не знает, в какую сторону в следующий момент она завернет, забыв про взаимное расположение центров масс и сопротивления. Вспомните знаменитую притчу про теоретика, с легкостью объяснившего график, перевернутый вверх ногами. И добрые моряки всех времен и народов, не забивая себе головы попытками рассчитать и предсказать слабо поддающиеся расчету и предсказанию воздействия стихий, ставят РУЛЬ (по научному - кучу воздействий первого порядка малости кроют, как бык овцу, воздействием нулевого порядка). Скажете - руль приделать хлопотно. Но вертлявость - это естественное слабое место Щуки, ее надо компенсировать. Вот вам аналогия - любой чайник знает, что если не пролеить (не наклеить протекторы) Таймень, то поход по шкуродерной речке будет сплошным мучением, а то и вовсе преждевременно закончится вместе с запасом клея и заплат, поскольку оболочка у стрингеров и кильсона - естественное слабое место каркасника. Так что не ленитесь. Наверное, лучше сделать для подвески руля жесткий транец-намордник (точнее напопник), но у меня прекрасно работал и мягкий в виде шестиконечного креста из стропы и веревочек, натянутый на обвязку. Руль - обычный тайменевский. В стремена влезать нам так и не надоело до конца похода, это гораздо проще, чем регулярно одним веслом упираться, а другим табанить, пытаясь удержать курс. Даже просто прямо поставленный, руль играет роль стабилизатора. А управляемость и устойчивость на курсе в шторм - это вообще вопрос элементарной безопасности. Так что считаю Щуку без руля таким же полуфабрикатом, как и непролеенный Таймень. (У меня была полемика на эту тему с Андреем Чупикиным, и я решил сделать оговорку. Если вы техничные гребцы и можете держать курс на полном автомате и/или ходите только по горным речкам, где нет больших плесов и тем более озер, может быть, рули вам и ни к чему. Но нам на Топозере, да и потом, они очень даже пригодились.)

Другой недостаток - слабая продольная жесткость (некоторые даже говорят "никакая", но я думаю, что это крайнее мнение принадлежит забывшим взять помпу-лягушку, или накачавшим ее сухую на жаре). На подобном маршруте гибкость часто, наоборот, достоинство. Тем не менее, я пришил к деке дополнительные петли и привязал к ним жерди. В каяк и даже в Таймень Щука при этом не превратилась (и слава Богу), но жесткость повысилась заметно (особенно помогает при не очень накачанных баллонах). Я бы сказал, соотношение гибкости и жесткости приблизилось к оптимальному для данных препятствий. Кроме того: с жердями легче скатамараниваться, особенно экстренно; переносить байдарку; перелазить на берег, если нельзя причалить бортом; ставить парус (у меня был самодельный "Стриж" 2,5 кв.м. - баловство, но удовольствия море). Только как следует обстругайте жерди, а лучше еще обклейте скотчем рядом с гребцами. Я в самом начале второй части Романа загнал себе щепку под ноготь на всю глубину и ехал до конца порога с выпученными глазами.

Обвязка еще добавит жесткости, а заодно и послужит основой для крепления руля.

Бедренные упоры (они подробно описаны у Чупикина) - очень полезная вещь, не обращайте внимания на поговорку про взаимоотношения немастера с каподастром. Упоры не помогут вам, если а) у вас напрочь (как класс или временно) отсутствует координация движений; б) у вас острый приступ радикулита, в) вы забыли их надеть. А если вы еще хоть краем уха слышали сакраментальное "Дно к струе, крен на препятствие", то большей части потенциальных килей (речь, напомню, не о "белой воде") вы успешно избежите.

Про юбки. Я одну для себя переделал, остальные оставил как есть. На тренировке на гладкой воде мы из них выпадали без проблем. Есть ли опасность захлеста ими ног в сильной струе - не знаю. Если кто пробовал - поделитесь опытом. Во всяком случае не пытайтесь затянуть резинку от трусов на горловине, во-первых толком не получится, для этой кордуры нужен реп с полиспастом, во-вторых опасно. Лучше нашейте репейник и делайте складку.

Баллоны у нас держали хорошо. Но концы медицинской трубки со временем слегка растягиваются - лучше обмотайте их изолентой. Привяжите веревочкой затычки и следите, чтобы эти веревочки не попали в трубки - а то будет травить.

Шпангоуты. Во время тренировочных килей (когда я падал один и самостоятельно), в результате резкого перекручивания пара шпангоутов выпала, но осталась внутри. Как в реальности бывает - не знаю, но лучше их привязывать.

ТТХ Щуки, с учетом этих доработок, выглядят следующим образом.
Озеро. Мнение, что Щука тут значительно уступает Тайменю - ошибочно, точнее, относится к Щуке без руля, то есть полуфабрикату. Я не плавал на Тритоновских изделиях, но могу сказать определенно: Щука на озере по совокупности жизненно важных параметров намного лучше Тайменя. Скорость я не сравнивал, не с кем было соревноваться. В любом случае, 1 км/ч погоды не сделает, поход - не регата. А в озерно-речном походе и подавно полдня ремработ съест небольшое преимущество Тайменя. Пресловутая сверхпарусность Щуки - миф, возникший по вине плоского дна, не сопротивляющегося дрейфу. Лекарство все то же - руль. Щука прекрасно слушается руля, уверенно держит курс, небольшой боковой снос при резких поворотах чувствуется только на узкой петляющей речке и к нему легко приспособиться. Главное отличие - поведение в шторм. Щука плавно огибает волну, не зарывается и не прыгает, ее не заливает. Отлично держится к волне и носом и лагом, кормой так вообще качка почти не ощущается. Крутая волна ссади-сбоку лишь слегка заносит корму. Можно легко скатамараниться на ходу даже в сильный шторм, как это мы сделали на Вокшозере. Для этого нам пришлось разворачиваться и маневрировать под разными углами к волне - вот уж где все в полной мере оценили лодку. Только, образно говоря, держите ленточки ваших бескозырок в зубах - единственный случай, чуть не окончившийся килем, произошел, когда матрос и пассажир Щ3 разом бросились ловить сорванную ветром шапку. По мнению некоторых участников - на Тайменях мы тут утопли бы. (На самом деле ничего страшного с нами не случилось бы - спокойно отсиделись бы на берегу.) Все швы фартука и деки Щуки, конечно, текут, но это сказывается на комфорте, а не на безопасности. Не лень - проклейте. Единственное "но", или знак вопроса: не знаю, каковы шансы одинокого экипажа, если, не дай Бог, вдали от берега в холодную погоду внезапно спустит один баллон. Случалось ли подобное с кем-нибудь? Во всяком случае, ходить желательно парами, а лучше тройками и не разбегаться. А может, кто-нибудь изобретет и будет производить аварийную гондолу с соответствующим крепежом?

Шиверы. В них Щука прекрасно себя чувствует. Про Таймень я уже и не говорю, а по сравнению с катамараном идти гораздо интереснее. Дежурная фраза "высокая живучесть в шиверах" требует дополнения. Щука не только сэкономит вам силы, нервы и идиоматические выражения при прохождении, время и клей с заплатами после, но и, самое главное, позволит вам с удовольствием пройти те пороги, которые из-за хитрого сочетания шкуродерущей, набороломающей и киляющей компонент с другим судном вы предпочтете обнести. Смотрите только, что у вас прилегает ко дну. Все твердое, в том числе пряжки герм - наверх. Бич тезы - крупный песок озерных пляжей, забивающийся между дном и чехлами баллонов. У нас все потертости дна случились в первый день порогов на этих пупырышках, пряжках и случайно попавшем под коврик трофейном красивом плоском камушке. Пришлось делать генеральную уборку. Ну и "Много пыли на дороге, много грязи на пути. Вытирайте чище ноги перед тем, как в дом войти".

Пороги со сливами, бочками и валами. Пока у меня нет достаточно обоснованного мнения на эту тему, таких порогов на Поньгоме в малую воду было немного, и мощью они не отличались. В единственном по-настоящему серьезном, Корнее, Щука вела себя достойно. Какого-то повышенного увязания в бочках или вихляния в валах мы не заметили. Возможно, наш советский турист при необходимости найдет новые резервы повышения жесткости и бочкопробиваемости. А вот "врожденные" качества - маневренность по направлению и скорости, как говорится, не пропьешь. Щуку легко развернуть на месте, остановить или разогнать до максимальной скорости буквально на длине корпуса. В будущих походах надеюсь проверить Щуку на чуть более мощных порогах.

Вместимость. Другая дежурная фраза "лишнего места на Щуке нет" соответствует действительности в том смысле, что место (как и деньги) не бывает лишним, а только запасным. Места не просто много - его навалом. Речь, конечно, идет о варианте двое на Щ-3. (Вариант двое на Щ-2 мало приемлем в походах с порогами в первую очередь из-за фехтования веслами). Я, помимо обычного снаряжения и продуктов, набора котлов до 8 л, сковородок и раскладной жаровни, возил еще парусное снаряжение, аварийно-дежурные дрова (привычка, на Поньгоме не лишняя - в некоторых местах исключительно здоровый лес почти без сухостоя). Да еще в Щ3 сидело трое, и все продукты, и кое-какое "приданое" Щ3 везли Щ1 и Щ2. Примерно на третий день, когда съели хлеб, часть продуктов, и произошла естественная утряска, я уже не знал, чем заполнить многочисленные и немалые пустоты в байдарке. Под юбку среднего очка запихать можно очень много. Кстати, у меня не хватило мозгов догадаться, зачем под фартуком пришиты красные тряпочки в виде карманов, мешающие укладке. Для улавливания мелких вещей при киле? Лучше класть мелочь в гермы и привязывать. Я эти тряпочки отпорол, и стало вообще хорошо и просторно. Только по возможности кладите вниз тяжелое (по моему опыту - не очень критично, остойчивость хорошая, а на серьезных порогах все равно разгружаешься) и, обязательно, мягкое/сыпучее.

Про малый вес все понятно. С лягушкой, веслами, рулем, жердями и прочими прибамбасами и мокрая, Щука весит, конечно, уже не 14 кг, но с Тайменем язык не поворачивается сравнивать, да и на загривок мягкий баллон гораздо приятнее класть, чем штевень.

Сохнет лодка, по моему, дольше Тайменя, там внутри куча слоев ткани, нам во всяком случае высушить на месте не удалось, да и выворачивать наизнанку на грязи не стоит, но ничего страшного - свернули как есть и досушили дома.

Для неэнтузиастов, наверное, довольно сложен процесс качественной предпоходной сборки с выворачиванием наизнанку, залезанием в нос и корму и тщательным расправлением там баллонов. Однако все это делается дома, заранее и не спеша (если время и жилплощадь позволяют). Мне пришлось в день отъезда собрать три байдарки, одну из них дважды из-за перекрутившегося баллона, может быть поэтому и ворчу.

Единственная серьезная претензия к изготовителям (хотя пока никаких серьезных негативных последствий) - откровенно слабый материал деки. Швы при накачивании пока не ползут, но дырки видны. Кроме того к деке пришиваются силовые элементы - бедренные упоры, петли. Подо все надо подводить усиливающие накладки, особенно под переднюю петлю упоров. Иначе под нагрузкой полимерная пленка дековой ткани рвется и отслаивается от основы. По мелочи - кромки можно бы и оплавить, швы могли бы быть поаккуратнее и поточнее, на поперечных швах чехлов баллонов не мешало бы зигзаг вместо прямой строчки пустить, чтобы ткань растягивалась равномернее. Серая теза дна на одной моей байдарке гораздо слабее желтой на другой. Но в целом эти мелочи на ложку дегтя не тянут.

Оправдано ли название "Байдарка для чайников"? Для маршрутов такого типа - несомненно. В том смысле, что она повышает безопасность и прощает ошибки, за которые тайменщик крепко поплатился бы, если не здоровьем, то снаряжением. Позволяет пройти пороги, недоступные экипажу с данным уровнем подготовки на другой лодке, причем в управляемом режиме, а не пассажиром в "автобусе".
Не вижу в этом ничего плохого или обидного. Если какой гранд будет утверждать, что грамотно оценить препятствие как непроходимое и технично его обнести/провести доставляет ему удовольствие, я усомнюсь в его искренности. Тут, конечно, может возникнуть некая беспечность и беспочвенная переоценка своих сил. Однако осторожность и критическое отношение к себе - все же свойство человека, а не плавсредства. К тому же сидеть на камне неприятно и на Щуке, так что стимулы к работе над собой есть.

Резюме таково: и маршрут, и лодка хороши и сами по себе, а в комбинации просто прекрасные. Рекомендую.

Сергей Шендеровский

По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)По Топозеру и Поньгоме на "Щуках" (август 2001 г.)   (впечатления)