18 января 2013
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 1905 0

Автор: Александр Галкин

Оригинальный текст отчета на сайте автора (PDF, 23,2 МБ). В оригинальном отчете в п. 2 фрагменты хронометража включены непосредственно в текст технического описания (отдельно для пешей и водной части).

Маршрут: г.Москва - ст.Слюдянка - пос.Кырен - а/п."Ока" - р.Ока - р.Тисса - р.Сархой - пер.Сархойский - р.Хараганта - пер.Цзун-Тулэгтэг-Дабан - р.Цзун-Тулэгтэг-Гол - р.Тулэгтэг-Гол (сплав) - р.Тзнгисин-Гол (сплав) - р.Шишхид-Гол (сплав) - р.Кызыл-Хем (сплав) - р.Ка-Хем (сплав) - пос.Эржей - г.Кызыл - г.Москва

Предисловие ко 2-й редакции

Если некоторое время рассматривать карту Саян, то невольно обращаешь внимание на однин из крупных истоков Енисея, реку Шишхид-Гол. После получения данных по расходу воды и улонам русла, интерес к этой реке возрастат многократно, поскольку становится очевидным, что река должна быть перспективна в спортивном отношении. Однако этот интерес сильно сдерживает понимание того, что Шишхид-Гол протекает по территории соседнего государства - Монголии. Во времена СССР, идея поездки за границу с целью сплава казалась совершенно нереальной. На самом деле, в отношении рек Моголии это было не так.

Наша группа обратила внимание на Шишхид-Гол в 1982 году. Проработав вопрос несколько глубже, чем изучение гидрологических характеристик реки, мы вскоре узнали, что на Шишхиде уже побывали московские водники, и что монгольская граница не является сильной преградой для выхода к реке и сплава по ней. Мы связались с Анатолием Родиным, который к тому моменту уже два раза участвовал в сплаве по этой реке. Во время нашей встречи, он поделился со смой имеющейся у него на тот момент информацией по реке - предоставил краткую лоцию Шишхид-Гола, занимавшую несколько машинописных станиц. К сожалению, у Анатолия не имелось никакого картографического материала и схем порогов. Опираясь на полученные материалы, мы приступила к разработке этого своеобразного маршрута.

Нам повезло с картографией. С большими сложностями были получены оригиналы настоящих географических карт интересующего нас района Восточного Саяна. Это были километровки и двухкилометровки Генштаба МО СССР. Мы сделали с них черно-белые копии, опустив, как положено, "шапку" с грифом "Совершенно секретно". Мне пришлось потратить несколько дней, чтобы раскрасить копии цветными карандашами и сделать похожими на оригинал. Теперь копии стали почти идентичны оригиналу. Обладание таким качественным картографическим материало, по тем временам было маленьким чудом. (При подготовке данной редакции отчета, я много времени провел в интернете, пытаясь найти карты этого района. Двухкилометровки нашел, а километровки нет, их не оказалось. Потому, в разделе 5 отчета я привожу снимки тех самых, раскрашенных карандашами копий. )

Поскольку р.Шишхид-Гол протекает по территории суверенной и независимой Монголии, официально оформить данно путешествие было в то время совершенно невозможно. По договоренностью с московской городской МКК, которая была в курсе, куда мы идем, группа оформила маршрутные документы на похождение традиционной связки "Билин - Кызыл-Хем - Каа-Хем". Маршрутная книжка была оформлена на В.Снегирева

Билин был выбран из-за того, что путь в его верховья частично совпадал с пешим переходом на Шишхид-Гол. Также, сплав по Билину был нашим запасным вариантом на случай проблем, которые все же могли возникнуть при нелегальном переходе границы СССР. Рассказывали, что наши пограничники иногда посещают на вертолете перевалы, где установлены пограничные столбы.Они проверяют наличие государственных гербов. Дело в том, что некоторые наши пешие туристы, посещавшие изредка тот район, позволяли себя, мягко говоря, брать эти гербы на память, в качестве сувениров. Причем, предпочитали исключительно монгольские гербы, на которых изображен красиво мчащийся на коне всадник. По слухам, обнаружив в какой-то момент пропажу, обиженная монгольская сторона слала в наш МИД Ноту. По инстанции вопрос спускался на места, и пограничников отправляли на досмотр госграницы. Сдается мне, что и монгольские гербы изготавливали тогда в нешей стране, да и закрепляли их на столбах наши же пограничники. Вот такая крепкая дружба была между нашими странами.

Учитывая сказанное выше, к границе нашей Родины мы вышли в некотором волнении. Но нам повезло, никаких пограничников мы не встретили, и нелегальный переход на сопредельную территорию прошел успешно. Мы знали, что у монголов вообще не было никаких пограничников, поэтому по монгольской земле мы передвигались совершенно спокойно. Не возникло никаких проблем и при возвращении домой. В районе в пос.Уш-Бельдир мы никого из представителей властей не видели, хотя и посетили этот поселок.

Что касается самого маршрута, то он, как и ожидалось, оказался очень интересным. Но более тяжелым, чем мы первоначально предпологали. Во-первых, мы потеряли неделю времени на ожидание самолета в Кырене, и маршруте вынуждены торопиться, т.к. он был расчитан на стандартные 30 дней. Во-вторых, тем летом на Шишхид-Голе оказалась высокая вода. Еще при начале сплава, мы обратили внимание на фрагменты зеленой травы, которая иногда просматривалась на притопленных береговых полках, на глубине около метра. Много позже, когда в интернете стали появляться отчеты о сплаве по Шишхид-Голу, я решил сравнить наши снимки порога, расположенного у впадении р.Бол.Чавач (мы его называли "Чавашским", а теперь он носит имя "Монгольский"), со снимками других групп. Одна из таких групп (см. ссылку 1 в конце раздела) шла маршрут в 2002 г. и попала, как они пишут, в малую воду. В кульминационной части порога, у них нах наблюдался пологий слив, справа от которого на высоты 2.5 - 3 м возвышался обломок скалы. В нашу воду, в основном сливе стояли две 3-метровых пульсирующие "бочки". Скалу, если смотреть на нее от устья р.Бол.Чавач, было почти не видно. Просматривалась только ее верхушка - в виде обливного "зуба". С другого берега, с высокой полки, расположенной ниже порога, этот обломок скалы был виден очень хорошо, т.к. возвышался над водой на 3 - 4 метра.

Высокий уровень воды в реке не способствовал нашему быстрому прохождению маршрута. Из-за дефицита времени и мощной воды, мы не рискнули идти Чавашский (Монгольский) порог. Мы были вынуждены разобрать наши суда, спуститься пешком на несколько километров ниже и построиться заново. С возвращением домой мы опозадали на неделю.

За время, прошедшее с окончания нашего похода, некоторые препятствия Шишхид-Гола изменили свои первоначальные названия. Современная лоция реки и текущие названия порогов приведены в отчете А.Родина от 1997 г. (см. ссылку 2 в конце раздела). И хотя А.Родин побывал на Шишхид-Голе четыре раза, как никто другой знает эти реку, прошел ее при разных уровнях воды и на разных судах, с предложенным им разделением реки на участки и с некоторыми оценками сложности этих участков согласиться трудно. Так, А.Родин выделяет в своей лоции участок под названием "Тенгисинголькая шивера", который начнается в устье Тенгисин-Гола и имеет протяженность 25 км. Из приведенного им описания следут, что эта шивера идет непрерывно, что здесь высокая скорость потока, много камней, мест для чалок нет и т.д. Т.е. участок выделен, как сложный. В лоции, по которой мы шли в 1982 году (также полученной от А.Родина), данный участок не был выделен никак. Мне это кажется вполне справеделивым, поскольку данный участок (в нашу, конено, воду) является довольно постым и ничем не примечательным в спортивном отношении отрезком реки, не вызывающим при сплаве абсолютно никаких трудностей. И нормальных мест для чалок там было волне достаточно - мы спокойно чалились на обдед и пловить рыбу.

Также, А.Родин дает описание Годарского каскада, который начинается сразу за Тенгисинголькой шиверой и длится до впадения справа р.Хара-Барам-Гол. Из препятствий этого участка автор выделяет только пор.Березовый - это название фигурировало и в нашей лоции. У нас был описан еще и пор.Безымянный - в современной лоции его уже нет. Оба порога не представляют никакой сложности для сплава и едва различимы среди остальных несложных препятствий данного участка реки. Поэтому, на мой взгляд, присвоение этому участку собственного имени как-то мало оправдано.

За р.Хара-Барам-Гол начинается следующий именной участок, который у нас носил название Медвежьих шивер. У А.Родина он теперь называется "Верхние щеки". В нашу воду участок был довольно напряженным для прохождения, поскольку мощь воды и уклон русла здесь были существенно выше, чем ранее. Да и препятствия (шиверы и несколько порогов средней сложности) следовали непрерывной чередой, не давая группе времени на передышку. Однако, на "щеки" этот участок похож мало, непрерывного каньона здесь нет, имется множество мест, где можно выйти к воде. В целом, он напоминает что-то вреде Шивитского каскада Бий-Хема, только продолжительней, сложнее и помощнее. Мне кажется, название "Медвежьи шиверы" было более удачным и лучше соответствовало характеру расположенных здесь препятствий.

Пороги "Трек" и "Плотина" свои названия сохранили. Но 1-каскад "щек" (в нашем варианте) теперь носит название "Средние щеки". 2-й каскад "щек" (так он назывался у нас) теперь отсутствует, сразу за средними "щеками" следует Монгольский (наш Чавашский) порог. За ним расположен каньон "Нижние щеки", он же "Труба" (у нас фигурировало название "Труба". По лоции Родина, за Монгольским порогом следуют пороги Пограничный и Советский (второй, судя по всему, является входным порогом "трубы", в нашей версии лоции). Последний порог "трубы" (в нашей версии, выходной порог "трубы") теперь называется порог "Шамро" - в честь погибшего на реке в 1990 г. водника Юрия Шамро.

Первая редакция данного отчета була написал мною непосредственно после завершения нашего путешествия. Отчет был передан в московскую городскую МКК - Николаю Рязанскому. В библотеке МГКТ отчет, по понятным причинам, появиться тогда не мог, и о дальнейшей его судьбе мне ничего не известно. Относительно первоначальной версии, текущая редакция содержить некоторые незначительные исправления и дополнения. Так, например, добавлен список состава нашей группы, который уже можно не скрывать. Также, исправлен фрагмент хронометража (километраж) на участке от устья Тенгисин-Гола до начала Медвежьих шивер. В первой рекации, из-за ошибочно указанного масштаба карты (1 см - 1 км, вместо 1 см - 2 км), километраж этого участка был занижен вдвое. Мои текущие замечания выделены в тексте отчета курсивом и помещены в скобки.

Июнь 2009 г.

Ссылки

1. Отчет А.Родина о прохождении реки в 1997 году
  2. Информация о сплаве в 2002 году

1. Организация путешествия

1.1. Краткие сведения о районе путешествия

Таких сведений, к сожалению, не так много. Весьма интересна и познавательна книга Обручева "В сердце Азии" [2], где рассказано о нескольких экспедициях, которые предпринял автор с целью изучения Тувы (см. список литературы в конце отчета). В работах [1] и [3], носящих более научный характер, можно найти данные о климатических и геологических особенностях района, о его животном и растительном мире. Также, там есть полезная гидрологическая информация, приведены характеристики основных рек района.

В данном отчете мы не будем подробно перечислять эту информацию и отправляем читателя к указанной выше литературе. Необходимо сказать лишь несколько слов о климате района. Поскольку район Бол.Саяна относится к горной системе, имеющей общее название "Саяны", может показаться, что районы Западного Восточного и Большого Саяна имеют приблизительно одинаковые климатические и другие характеристики. Так оно в целом и есть, но район Бол.Саяна, особенно в нижнем течении Шишхид-Гола, отличается от других более суровым климатом. Как было сказано в одной из книг: "Климат района суровый, лето короткое, снег может выпасть в первых числах сентября". Эти особенности мы наблюдали собственными глазами: в период пешего перехода через Бол.Саян стояла неплохая теплая погода, дождей почти не было. На южной стороне хребта погода была хуже - стало холоднее, было много частых и сильных дождей. На Шишхид-Голе погода стала еще хуже - утром густые туманы, переходящие в сильный, но быстро прекращающийся дождь, днем резкая и частая смена погоды от совершенно ясного неба до сильных дождей, дожди и грозы по ночам. Но стоило нам выбраться в долину Бусин-Гола, как погода резко изменилась к лучшему - последние дни нас сопровождало ясное небо, и за все время сплава по Кызыл-Хему и Ка-Хему не было ни одного дождя, хотя долина Шишхид-Гола была по-прежнему забита облаками, что было хорошо видно из Уш-Бельдира.

Еще один факт, подтверждающий, что климат в нижнем течении Шишхид-Гола более суровый, чем, скажем, на Кызыл-Хеме - ягоды смородины и других растений, которые на Шишхид-Голе были еще зелеными, а на Кызыл-Хеме уже перезревшими и опадали.

Конечно, не исключено, что наша группа встретилась обычными "хитростями" погоды или было просто неудачное дождливое лето (не зря на реке была большая вода). Тем не менее, другим группам не стоит надеятся на очень хорошую погоду в этом районе (как, впрочем, и в других районах).

Основной полезный вывод, который можно сделать из всего сказанного выше - это примерно определить граничные сроки проведения похода. Такими сроками, как нам кажется, будет период от середина июля до конца августа. Раньше и позже этого времени идти хуже по погодным условиям.

1.2. Паспорт маршрута

Нитка маршрута: г.Москва - ст.Слюдянка - пос.Кырен - а/порт `Ока` - р.Ока - р.Тисса - р.Сархой - пер.Сархойский - р.Хараганта - пер.Цзун-Тулэгтэг-Дабан - р.Цзун-Тулэгтэг-Гол - р.Тулэгтэг-Гол (сплав) - р.Тэнгисин-Гол (сплав) - р.Шишхид-Гол (сплав) - р.Кызыл-Хем (сплав) - р.Ка-Хем (сплав) - пос.Эржей - г.Кызыл - г.Москва.

Время проведения похода: 14 июля - 23 августа 1982 г.

Количество человек: 14.

Средства сплава: два 4-х местных катамарана, плот на поперечных гондолах.

Количество дней на маршруте:

• всего 38;
  • походных 21;
  • пеший переход 7;
  • сплав 10.

Протяженность пешего перехода: 126 км.

Протяженность обносов: 14 км.

Протяженность сплавного участка: 406 км.

Общая протяженность маршрута: 446 км.

Пройденные перевалы в районе хр. Бол.Саян:

Сархойский, 2010 м;

Цзун-Тулэгтэг-Дабан, 2400 м.

Р.Тэнгисин-Гол на участке от устья Тулэгтэ-Гола:

• протяженность 54 км;
  • средний расход в устье приблизительно 40-50 кубометров/сек;
  • средний уклон 4 м/км;
  • максимальный уклон 8 м/км.

р.Шишхид-Гол на участке от устья Тэнгисин-Гола:

• протяженность 85 км;
  • средний расход в устье примерно 200 - 250 кубометров/сек;
  • средние уклоны составляют 6 м/км на всем участке в среднем, 8 м/км на участке от устья Тэнгисин-Гола до впадения Джабаш-Гола, 9 м/км на участке от Джабаш-Гола до впадения Турши-Гола, 5 м/км от Турши-Гола до слияния с Бусин-Голом.

Р.Кызыл-Хем:

• протяженность 85 км;
  • средний летний расход в устье (ур.Янзели) составляет 460 кубометров/сек в июле и 340 кубометров/сек в августе;
  • средний уклон 3 м/км.

Р.Каа-Хем от стрелки до п.Эржей:

• протяженность 88 км;
  • средний летний расход в пос.Усть-Ужеп составляет 720 кубометров/сек в июле и 530 кубометров/сек в августе;
  • средний уклон 2 м/км.

1.3. Состав участников и конструкция судов

В группу входило 14 человек, из них 2 женщины. Почти все участники раньше ходили в совместные сложные походы, имели опыт длительных пеших переходов.

Интегральный опыт группы включал в себя маршруты но рекам Башкаус, Китой, Чаткал, Онот, Хара-Мурин, Снежная, Катунь, Ка-Хем, Кызыл-Хем, Баш-Хем, Кантегир, Ока, Обихингоу и др.

Сплав проходил на двух 4-х местных катамаранах и плоту. Оба катамарана уже ходили в сложные походы, плот был специально изготовлен для этого путешествия.

Список участников

4. Владимир Подрезов
  5. Наталья Галкина
  6. Марина Тихменева

Суда имели следующие основные характеристики

1. Катамаран 4-х местный: длина 4.7 м, диаметр гондол 0.55 м, гондолы односекционные, из ткани "БЦУ", чехлы из плотного капрона.
  2. Катамаран 4-х местный: длиина 5.2 м, диаметр гондол 0.6 м, гондолы трехсекционные, выполнены из плотного прорезиненного капрона.
  3. Плот: размер 7х2.6 м, подгребицы А-образные, настил из капроновой сетки с добавлением деревянных плошадок. 5 поперечных гондол диаметром 0.6 м и длиной 2.8 м, оболочки выполнены из плотного капрона, камеры из ткани "БЦУ".

1.4. Подготовка путешествия

Подготовка к походу носила обычный характер и включала следующие традиционные этапы:

• разработка маршрута, подготовка картографического материала;
  • создание, ремонт и подготовка снаряжения;
  • разработка раскладки и графика дежурств, закупка продуктов и т.п.

Основным при разработке маршрута было получение максимальной информации по р.Шишхид-Гол, где сосредоточены все сложные препятствия маршрута, и сбор информации о районе в целом. Нам было известно, что этот маршрут уже ходили московские туристы. Мы вышли на одного из участников первопрохождения реки, который рассказал нам следующее.

Первый раз Шишхид-Гол пытались пройти на деревянном (ставном) плоту в 1971 году туристы под рук.В.Чумакова. Группа выходила к начальной точке сплава через перевал Дэргутуруг-Дабан, в надежде начать сплав с р.Дэргутуруг-Гол. Но на реке была обнаружена крупная наледь и водопад, и сплав был начат от устья Дэргутуруг-Гола. Сплав проходил в среднюю воду. Группа успешно преодолела большую половину Шишхид-Гола, где выделила пор.Березовый, участок Медвежьих шивер, пороги "Трек" и "Плотина". Все эти препятствия были пройдены, за исключением мощного пор."Плотина", где плот был потерян. Дальше группа шла по левому берегу реки пешком до Уш-Бельдира. Ниже "Плотины" група выделила участок, названный "Щеками" (отмечено 2 каскада порогов) и 6-ти километровый каньон "Труба". Наиболее сложными, по их мнению, здесь были пороги 2-го каскада "щек" и пороги "трубы". В районе пос.Уш-Белдир группе удалось переправиться на правый берег на лодке местных рыбаков. Из Уш-Бельдира они пытались улететь самолетом, но, прождав неделю, построили еще один плот и прошли оставшуюся часть маршрута по воде до Эржея.

Через 4 года группа под руковдством Чумакова опять вышла на этот маршрут. Пеший выход был аналогочен предыдущему, сплав был начат с Дэргутуруг-Гола и проходил в среднюю воду на плоту типа "ПСН" с гребями. Группа успешно прошла весь маршрут, но из-за того, что "ПСН" мало подходил для сплава по мощной воде, на Шишхид-Голе были обносены пор."Плотина" и основные препятствия "щек". В мощной "бочке" выходного пороге "трубы" плот был поставлен на ребро и чудом не перевернулся. Оставшаяся часть маршрута - реки Кызыл-Хем и Ка-Хем - была пройдена успешно, и сплав был закончен в Эржее.

В 1980 группа под рук. А.Родина вышла к верховьям Тулэгтэг-Гола через пер. Цзун-Тулэгтэг-Дабан, и прошла р.Тэнгисин-Гол и все препятствия Шишхид-Гола на понтонном плоту.

Дополнительно к этой информации, А.Родин любезно предоставил нам краткую лоцию реки с описанием основных препятствий и указанием их ориентиров. Весь маршрут он оценил как "хорошую пятерку".

Также, нам удалось достать хороший картографический материал района, копия которого приведена в данном отчете с учетом наших поправок и обозначением препятствий.

Исходя из всей имеющейся информации, нами был составлен график движения, разработана продуктовая раскладка и подобрано необходимое снаряжение (список снаряжения и замечания по раскладке приведены в Приложении).

Кроме чисто спортивных и познавательных целей, которые характерны для любого категорированного похода, мы ставили для себя задачу также составить подробную лоциию Шишхид-Гола, зарисовать схемы его основных препятствии, запротоколировать наше движение на маршруте в виде хронометража. Предполагалось пройти маршрут за 30 календарных дней ("Москва-Москва"), организовав заброску в Иркутск и отъезд из Кызыла самолетом. Реальный график движения оказался существенно жестче запланированного (о причинах этого будет сказано ниже), и мы опоздали с возвращением на неделю. График нашего движения приведен в разделе 2.1 в пересчете на подъезд до ст.Слюдянка поездом (несколько участников похода ехали поездом, доставив основную часть продуктов и снаряжения).

1.5. Подъезды и отъезды с маршрута

Подъезд к начальной точке маршрута - месту брода на левый берег р.Оки - включает несколько этапов:

• г.Москва - ст.Слюдянка. До Слюдянки, расположенной на берегу оз.Байкал, можно доехать поездом, или же добираться самолетом до Иркутска, а оттуда электропоездом до Слюдянки.
  • Ст.Слюдянка - пос.Кырен. От вокзала ст.Слюдянка в Кырен несколько раз в день ходят рейсовые автобусы, но купить билеты в день приезда почти невозможно. Есть возможность заказать билеты из Москвы, направив письмо на автобазу пос.Култук, где находится гараж рейсовых автобусов. Также, до Кырена можно добраться автобусом из Иркутска (ходит один раз в день). Более надежный и традиционный способ - доехать от Слюдянки на автобусе (остановка в поселке, у книжного магазина) до автобазы в пос.Култук, расположенной в начале Тункинского тракта. Здесь надо ловить попутные машины - бензовозы, лесовозы, просто грузовики т.п. Самое надежное - стоять у ворот автобазы в 4 утра, когда начинают разъезжаться бензовозы. Именно этим вариантом воспользовались мы. Машины берут одного-двух человек в кабину.
  • Пос.Кырен - а/п "Ока". Это самый "трудный" участок подъезда. От Кырена до а/п "Ока", расположенном на берегу р.Оки, надо лететь местным рейсом (в пос.Орлик самолеты не летают). В этом году "АН-2" в Кырене не базировался, и летали только "ИЛ-14" из Улан-Удэ. Мы прождали в Кырене вылета 7 дней. Лучший (но более дорогой) вариант - лететь самолетом через Улан-Удэ, купив прямой билет из Москвт до а/п "Ока".

Конечная точкой маршрута у нас был пос.Эржей на Ка-Хеме. Оттуда до Кызыла ходит катер "Заря" (один раз в день, в 12 часов). Если катера по каким-то причнам нет, то придется брать моторку и плыть до какого-либо поселка, расположенного ниже, откуда выбираться автобусом.

Из Кызыла лучше всего лететь, несмотря на видимое отсутствие билетов. Можно выбираться и обычным способом - по Усинскому тракту до Абакана (14 часов в автобусе), откуда поездом до Москвы.

2. Техническое описание маршрута и хронометраж

В этом разделе приведен график движения нашей группы и дано техническое описание маршрута отдельно по следующим участкам:

• пеший переход;
  • сплав по р.Тулэгтэг-Гол и Тэнгисин-Гол;
  • сплав по р.Шишхид-Гол;
  • сплав по р.Кызыл-Хем и Каа-Хем.

В процессе прохождения маршрута мы вели хронометраж своего движения. Временные отметки осуществлялись с округлением до ближайших 5 минут. Километровые отметки делались с точностью 1 км.

Следует сказать, что на многих участках маршрута (особенно на воде) хронометраж является, пожалуй, единственным надежным средством, позволяющим привязаться к ориентирам на местности (конечно, с поправкой на уровень воды). На воде такие ориентиры - это крупные притоки или однозначно трактуемые объекты, типа поселков. Километровые отметки, приведенные в хронометраже, относится именно к таким ориентирам и получены по данным картографического материала. Они позволяют группе оперативно оценивать расстояния.

На пешей части маршрута, хронометраж снимался по участнику, идущему первым, а при сплаве - относительно движения плота. Техническое описание маршрута приведено по дням движения. В конце каждого дня указано суммарное чистое и рабочее ходовое время за день. Под рабочим временем имеется ввиду разница между временем выхода группы на маршрут после ночевки, до момента окончания движения и остановки на ночлег (но за вычетом времени, ушедшего на обед). Таким образом, в рабочем времени, кроме времени, затраченного на сплав, также учтено время, ушедшее на разведку, организацию страховки, (отдых) "перекуры" и т.п. Как нам кажется, сравнение чистого и рабочего ходового времени позволяет косвенно оценить сложность пройденного за день участка.

Также, в конце описания каждого ходового дня приведены данные о количестве сделаных ходок (для пешего перехода) или чалок (для водной части), указано примерное количество пройденных за день километров. В заключении данного раздела приведены интегральные итоги хронометража по основным участкам и по маршруту в целом, рассмотрены меры по обеспечению безопасности на маршруте.

2.1. График движения

37 г.Кызыл – г.Москва самолет - - -
Итого 446 81:40 126:20

2.2. Пеший переход к месту начала сплава

Пеший переход протяженностью примерно 126 км занял 7 полных ходовых дней. Условно его можно разделить на 5 характерных участков:

От переправы через р.Оку до брода через р.Сархой (протяженность 47 км). На этом участке хорошая дорога, а затем (от пос. Балыкта) хорошая тропа идет правым берегом р.Тиссы (тропа идет также и по левому берегу). На участке практически отсутствуют заметные спуски или подъемы, тропа идет по ровной правобережной полке Тиссы. Трудностей, связанных с поиском тропы и ориентировкой на местности не возникает - тропа устойчивая, иногда более слабая на заболоченных участках. В настоящее время вдоль Тиссы, до устья ее левого притока Тэргэте идет тракторная дорога, переходя с берега на берег Тиссы. Теоретически, если удасться договориться, можно заехать и дальше, до р.Сархой. Попытаться взять трактор надо обязательно (в качестве оплаты берут спирт, но "цены" постоянно растут), ведь в случае успеха это поможет существенно сэкономит силы группы и избавит участников от шагания по ровной и монотонной дороге. О тракторе можно договориться в поселках Орлик или Балыкта.

От брода через р.Сархои до устья р.Хараганты (около 33 км). Кульминационный момент на этом участке - поиск тропы, уходящей от Сархоя на его левобережное плато. На плато, довольно хорошая конная тропа выводит к Сархойскому перевалу (небольшой седловине между двумя лесистыми горками), за затем вновь спускается к Сархою в районе руч.Хужирта-Горхон. Далее, вдоль Сархоя, по его левому берегу идет отличная дорога (точнее, хорошо набитая скотопрогонная торопа), которая перед устьем р.Хараганты раздваивается - основная идет вверх по Сархою, а более слабая, но вцелом хорошая и устойчивая тропа, сворачивает в долину Хараганты, не выходя на ее стрелку.

От устья р.Хараганты до начала подъема на перевал Цзун-Тулэгтэг-Дабан (около 19 км). Основная тропа идет левым берегом Хараганты, затем уходит на ее правый берег и снова возвращается на левый - обходит сильно заболоченный левобережный участок. Тем не менее, по левому берегу тоже идет слабая тропка, которой мы и воспользовались, чтобы не терять время на два брода Хараганты (этот вариант хорош только для сухой погоды, в дожди здесь будет труднопроходимое болото). Основная неприятность при движении в верховьях Хараганты - поиск распадка ручья, выводящего на перевал. Как это ни странно, но поиск выхода на перевал был для нас осложнен наличием очень хорошего картографического материала: все участники постоянно занимались изучением карты, поиском ориентиров на местности, привязкой их к ориентирам на карте, и т.п. Надо отметить, что несмотря на высокое качество карт, некоторые ориентиры на них обозначены не совсем верно. Например, каньонные стенки на Хараганте и некоторых ее притоках - это не всегда скалы, часто это просто крутые земляные или крупнокаменистые осыпи. Также, характерная высота 2239.6, расположенная в месте поворота от Хараганты на перевал, практически не выделяется из окружающего ландшафта. Единственным устойчивым ориентиром, после которого надо начинать искать распадок ручья, стекающего с перевала, может являться граница леса в верховьях Хараганты. Граница леса здесь - это отдельные редкие деревья по обоим берегам реки, откуда прекрасно просматриваются грандиозные скальные цирки горного хребта, расположенного в верховьев Хараганты. Условно, граница леса начинается после последнего крупного левого притока, круто спадающего в Хараганту с левобережного склона.

Подъем на перевал от Хараганты до места спуска к р.Цзун-Тулэгтэг-Гол (около 12 км). Для этого участка характерно отсутствие устойчивой тропы. Двигаться приходится по ернику, часто встречаются заболоченные участки. Тропа то появляется, то исчезает, и на нее лучше не ориентироваться, т.к. направление движения определяется однозначно. Более устойчивая тропа появляется на спуске с перевала. Выход на перевал нам пришлось осуществлять, стартуя непосредственно от Хараганты. Этот выход включает два достаточно крутых подъема. Первый начинается прямо от Хараганты и идет до широкой плоской котловины, в конце которой расположено озеро. Второй подъем идет от озера до седловины перевала. На спуске, с перевала тропа идет сначала через великолепные альпийские луга, по левому берегу ручья, стекающего с перевала. Затем луга сменяются травянистыми полками и осыпями. Особое внимание надо обратить на финальную часть этого участка, где тропа спускается к воде и делает несколько бродов ручья. Не стоит уходить с тропы и идти дальше по высокой левобережной полке - вскоре впереди будет левый приток, текущий в каньоне. Также, стоит отметить, что в районе впадения ручья в р.Цзун-Тулэгтэг-Гол совершенно нет места для организации нормального ночлега, плохо с лесом.

Спуск по р.Цзун-Тулэгтэг-Гол и р.Тулэгтэг-Гол (около 15 км). Пожалуй, для нас это был самый трудный участок пешего перехода. Отчасти из-за того, что участники уже устали, отчасти из-за довольно плохого состояния тропы, которая здесь сильно заросла карликовой березкой, часто теряется и сильно заболочена. На всем протяжении спуска вдоль реки, совершенно нет приемлемых мест для стоянки. Также, повышенного внимания требует подход к каньону в устье р.Тулэгтэг-Гол, где тропа ветвится, и надо придерживаться правых, идущих ближе к реке троп, если предполагается сплав в каньоне, или левых, выводящих к р.Тэнгисин-Гол, если сплав решено начать ниже каньона.

В целом, пеший переход труден не столько физически, сколько психологически. Пейзажи до верховьев Сархоя достаточно однообразны. Движение по Тиссе оставляет невеселое впечатление оттого, что приходится двигаться по хорошо наезженной дороге, где лучше бы ехать. А при движении вдоль р.Цзун-Тулэгтэг-Гол и р.Тулэгтэг-Гол людей угнетают бесконечные заболоченные полки.

Однако, нельзя не отметить исключительно приятные впечатления, полученные от посещения долины Хараганты, выхода на перевал и самого перевала, а также от участка спуска к Цзун-Тулэгтэг-Голу. Здесь открываются прекрасные виды на окружающие хребты Больного Саяна, радует глаз многоцветье альпийских лугов и обилие золотого корня, который, появившись в низовьях Хараганты, исчезает только после первых километров сплава по Шишхид-Голу.

17 - 24 июля

В Слюлянку прибыли поездом 17 июля, около 12-ти дня. После обычных "культовых" мероприятий (посещение магазина, почты, купания в Байкале и т.п.), добрались автобусом до автобазы в п.Култук. Но поймать сегодня машину или автобус не удалось, поэтому спустились по небольшому ручейку, текущему в поселке, вниз, к лесочку, где и заночевали.

Рано утром (около 5 часов) следующего дня мы были у ворот автобазы, но часть бензовозов, на которые мы расчитывали, уехала в 4 утра. Тем не менее, в течении дня ходили отдельные бензовозы, на которых мы добирались по одному-два человека. Около 15:00 вся группа собралась в аэропорту п.Кырен.

На взлетной полосе стоял "ИЛ-14", уже готовый к отправке в порт-"Оку". Кроме нас и еще одной группы (мы были в очереди вторыми), желающих лететь больше не было. Мы закупили билеты, погрузились в самолет и с нетерпением ожидали взлета, радуясь небывалой удаче. Но наша радость была преждевременной. Вскоре объявили, что надвигается грозовой фронт, и рейс откладывается на завтра.

Мы выгрузились и разбили лагерь в лесочке напротив взлетной полосы (фото 1). Постепенно прояснилась обстановка с самолетами. Оказалось, что в этом году "АН-2" не базируются в Кырене, и летает только "ИЛ-14" из Улан-Удэ, делая дополнительно один-два челночных рейса из Кырена в а/п "Ока".

В ожидании нашего рейса мы провели в Кырене следующие 6 дней: то погода была нелетной, то не было свободных мест в самолете (были заняты пассажирами из Улан-Удэ), то в "Оку" надо срочно отправить группу местных школьников, и т.д. А то свой брат-турист предъявляет липовые удостоверения авиаторов и улетает ближайшим рейсом, минуя очередь. Кроме этого, много билетов идет из кассы "налево", местным жителям.

25 июля

В этот день нам наконец удалось воспользоваться услугами "Аэрофлота" - на 7-ой день ожидания в Кырене, наша группа загрузилась в "ИЛ-14", и около 17:00 по местному времени мы были уже а/порту "Ока". Подождав около часа "пазик", который курсирует от а/порта до пос.Орлик, мы загрузились в автобус, и еще через час были на правом берегу р.Оки, в месте брода на ее левый берег. Все наши попытки найти трактор для переправы не удались (трактора идут, но без прицепов, а машины отказываются из-за высокой воды в Оке). Переправа вброд была невозможна, и мы решили собрать катмаран и челноком перевезти на нем на ту стороны Оки вещи и людей.

26 июля

Утром, за несколько рейсов переправили на левый берег Оки всех людей и вещи. Переправа заняла около 45 мин (фото 2).

На левом берегу стоят несколько летников, рядом проходит тракторная дорога в сторону пос.Балыкта, с движения по которой и начался наш пеший переход.

Сначала дорога преодолевает небольшой крутой подъм, влезает на пригорок и входит в лес, затем плавно спускается и поворачивает в сторону долину Тиссы.

Вскоре показалась и сама Тисса, дорога пошла по ее правому берегу. Впереди виден поселок Балыкта, расположенный на правом берегу реки. Поселок довольно крупный, есть магазин (купили здесь немного хлеба), можно попробовать договориться насчет трактора в верховья Тиссы (нам это не удалось, все машины были на сенокосе).

Сразу за поселком долина Тиссы круто поворачивает направо (по ходу движения). Дорога идет некоторое время по правому берегу и вскоре подходит к месту брода на левый берег. По правому берегу дальше идет хорошая конная тропа.

Сама дорога, переходя с берега на берег, идет практически до устья Сархоя. Глубокого смысла двигаться пешком по этой дороге нет - слишком много на ней бродов. К тому же, она и так сыграла с нами злую шутку - погода стояла жаркая, дорога сильно пылила, пыль набивалась в ботинки, и к тому времени, как мы сошли с дороги на тропу, у большинства участников горели подошвы ног (на следующий день все мучались мозолями).

Конная тропа, по которой мы пошли дальше, пройдя по берегу Тиссы поднимается вверх, обходя короткий правобережный бом на Тиссе, а затем снова спускается на полку. Следует короткий болотистый участок, а затем снова небольшой подъем. Тропа выводит на широкую правобережную полку и идет в 2-х метрах от реки (фото 3). Появляются деревянные столбы ЛЭП (возможно, телефон), тропа идет по просеке этой ЛЭП.

Вскоре опять следует небольшой подъем тропы, на левом берегу Тиссы просматриваются дома зим. Бухык-Хобзэшэ. ЛЭП уходит куда-то в сторону. Круто спустившись с бугра, тропа метров 5-7 идет берегом заболоченного озера (озеро остается слева). Здесь настлана гать.

Дальше идет хорошая сухая тропа, которая обходит разбои Тиссы по коренному правому берегу.

На ночевку встали не доходя 200 м до домов урочища Хасурта, на берегу протоки, на прекрасной ровной плошадке.

В течении дня хороших мест для стоянки встречалось много.

• Чистое ходовое время: 4:08
  • Рабочее ходовое время: 5:52
  • Количество ходок: 16
  • Пройдено, км: 28

27 июля

Пройдя дома и загоны ур.Хасурта, тропа снова выходит на просеку с ЛЭП, но вскоре ЛЭП опять исчезает. Следует брод небольшого мелкого ручья, и тропа выходит на заболоченную полку (фото 4).

Долина реки заметно расширяется. Тропа взбирается на крутой правобережный склон, откуда видно зимовье левого берега. Тропа бродит ручей Дугорак-Жалга - правый приток Тиссы, и спускается к воде.

Тропа идет берегом реки и вскоре выходит на широкую, местами заболоченную безлесую поляну, обходит болота по берегу, затем углубляется в лес. В лесу тропа сухая, но этот участок длится недолго - вскоре тропа становится заболоченной и сильно разбитой.

Через некоторое время тропа становится суше и поднимается на правый высокий берег Тиссы напротив устья р.Тэргэте - крупного левого притока. Через Тэргэте в устье перекинут мост.

Тропа плавно спускается вниз, бродит небольшой ручей, правый приток Тиссы, и выводит к месту разбоев Тиссы. Здесь тропа раздваивается - правая бродит протоку и уходит на остров, а левая идет по заболоченной правобережной полке, расположенной у подножья лесистого склона.

Остановились на ночлег прямо в месте развилки троп, на широкой сухой полке. При движении вдоль Тиссы хороших мест для стоянок встречалось достаточно.

• Чистое ходовое время: 4:32
  • Рабочее ходовое время: 7:12
  • Количество ходок: 21
  • Пройдено, км: 17

28 июля

Быстро собравшись, двинулись в путь по левой тропе, которая обходит болото у подножья правобережного склона и постепенно взбирается на этот склон. Тропа сухая и чистая. Взобравшись метров на 70 вверх по склону, она делает его траверс. Слева от тропы встречается маленькое озерцо, после него тропа спускается к берегу Тиссы и идет в 50 -70 м от воды. Открывается неплохой вид вверх по долине Тиссы, виден распадок Сархоя.

Тропа выводит на большую заболоченную луговину, бродит небольшой правый приток Тиссы, руч.Балыктыг-Дабан, и продолжает движение по луговине.

Вскоре тропа входит в лес и раздваивается. Правая выводит к Сархою, в то место, где раньше был мост, а теперь стоят только одни его фермы. Левая тропа выводит к месту брода через Сархой, метрах в 200-х выше останков моста. Бродить лучше в месте разбоя Сархоя на два рукава, в верхней оконечности острова. В высокую воду брод здесь может оказаться весьма сложным, а в нашу воду брод был приемлемым (фото 5).

Конная тропа, по которой мы шли, уходит вверх по долинеТиссы. Вверх по долине Сархоя, по его левому берегу, идет слабая тропка, которая постепенно удаляется от реки, поднимается вверх и выводит к высокой земляной осыпи левого берега Сархоя. Здесь тропа разбивается на множество мелких тропок. На карте обозначено, что тропа должна круто взлетать на высокое левобережное плато Сархоя и идти там параллельно реке в 150 - 200 м от воды. Тот факт, что тропа не идет по долине Тиссы, объясняется видимо тем, что тропа обходит узкое и труднопроходимое ушелье нижнего течения Сархоя.

Предприняли разведку, в результате которой нашли слабую тропку, круто взлетающую на плато. Была также найдена другая тропа (хорошо набитая), которая спускалась к Сархою и шла вверх по его течению у самой воды. Решили не рисковать и не идти вдоль реки, а придерживаться тропы, совпадающей по направлению с тропой, обозначенной на карте.

Тропа круто лезет вверх, взлет метров 100. Затем следует более пологий подъем, и тропа выводит на всхолмленное и слегка заболоченное плато, поросшее карликовой березкой. Здесь тропа рассыпается на множество мелких тропок, но передвигаться не сложно и без тропы.

Нашли первый ручей и встали там на ночлег на неплохой ровной площадке. Сходили на разведку тропы в сторону гор - тропу не нашли. Видели озеро Дозор-Нур на Тиссе.

• Чистое ходовое время: 3:40
  • Рабочее ходовое время: 7:17
  • Количество ходок: 23
  • Пройдено, км: 14

29 июля

Утром продолжили путь по заболоченному плато. Вскоре последние мелкие тропки исчезли. Предприняли разведку и нашли метрах в 200-х выше по склону отличную конную тропу. Внимателно изучив карту пришли к следующим выводам: в районе устья Сархоя обозначено два выхода на плато. Первый - по тропе, которой шли мы. Этим вариантом редко пользуются, поэтому тропа очень слабая. Второй выход - по тропе от летника Буурал-Морито на Тиссе. Этим вариантом, судя по всему, часто пользуются пастухи для перехода к пастбищам в верховьях Сархоя. Учитывая сказанное выше, лучше выходить на плато по тропе, идущей от летника.

Как бы там ни было, но тропа существует. Вскоре она бродит на правый берег ручья и идет по его плоской береговой полке. Затем тропа переходит на его левый берег. На ручье заболоченное озерцо.

Плато становиться более всхолмленным. Тропа делает частые небольшие спуски и подъемы. Появляется крупное озеро, из которого вытекает ручей. Тропа обходит озеро справа и делает короткий крутой взлет. Через 10 минут у тропы видим свежий геознак, рядом с ним огромная куча дров для костра - видимо, геологи организуют семку местности.

Слева от тропы озеро. Тропа делает подъем и выводит на небольшой перевал, который мы условно назвали "Сархойским". Высота перевала 2010 м (фото 6).

Седловина перевала выражена слабо, если бы не ритуальное дерево с многочисленными дарами духам гор, то выход на этот перевал можно было бы принять за очередной рядовой подъем тропы.

Чуть ниже перевала расположено болотце. Из него вытекает ручей, по которому предстоит спускаться. Тропа обходит болотце слева и плавно теряет высоту (фото 7). Тропа сырая и заболоченная. Вскоре она выводит к руч.Шоно-Жалга, в месте брода на его правый берег. Затем тропа траверсирует правобережный склон ручья. Слева по ходу встречается крупнокаменистая осыпь, открывается вид на долину Сархоя, где грандиозным каменным куполом возвышается скала Саган-Ула (2437 м). Просматриваются и снежные хребты Большого Саяна.

Тропа окончательно спускается в долину Сархоя, выходит к летнику у руч. Хужирта-Горхон, метрах в 300-х выше устья. Ручей мелкий, вытекает из узкой долины каньонного типа.

У летника много мелких тропок, набитых животными. Здесь наша тропа потерялась. Мы спустились к руч.Хужирта-Горхон в 100 м ниже летника, где и перебродили на его правый берег (хотя основная тропа, по всей видимости, проходит у подножия левобережного склона Сархоя, там где на руч. Хужирта-Горхон видна наледь.

Сархой течет в широкой долине с крупными ровными полками по обоим берегам. Сразу за бродом руч.Хужирта-Горхон, тропа выходит на заболоченный участок, по которому мы напрямую двинулись в сторону левобережного склона Сархоя. Вскоре вышли на основную тропу. Она представляла собой уже мощную, ровную и сухую скотопрогонную тропу. Эта тропа идет без заметных подъемов и спусков - темп движения группы заметно возрос.

Вскоре подошли к подножию скалы Саган-Ула (фото 8), восточный склон которой обрывается в долину Сархоя величественной отвесной стеной.

Здесь нас ожидала весьма неприятная встреча с большим стадом местных то ли коров, то ли яков (кто-то предположил, что это бурятская корова - помесь обычной коровы с яком). Это были крупные лохматые животные с острыми рогами. Но самое главное, что завидев нас, вся эта братия наклонила головы в нашу сторону и молча уставилась на наши яркие оранжевые рюкзаки. Пришлось сделать крюк в сторону реки и обходить эту недружелюбную компанию, которая во время этого маневра не спускала с нас глаз.

Вскоре тропа вывела к летнику, который был обитаем - в загоне пасся скот, и разъезжал на лошади пастух. Мы уже стали скучать по людям и решили побеседовать с пастухом. Но завидев нас, он пустился во всю прыть прочь. Предположили, что это монголы незаконно перегоняют свои стада через перевалы и пасут их на нашей территории.

Характер тропы постепенно меняется: становиться больше заболоченных участков. Местность вокруг более всхолмленная, чем раньше. Следует брод двух ручьев. Сразу за вторым бродом, слева от тропы видно озеро. Тропа, которая раньше шла в удалении от реки, стала потихоньку приближаться к Сархою.

Время позднее, дойти до р.Хараганты, как планировалось, мы сегодня не успеваем, поэтому решили спуститься к Сархою и встать у воды на ночевку.

Хорошие места для стоянок сегодня встречались довольно часто.

• Чистое ходовое время: 5:18
  • Рабочее ходовое время: 8:50
  • Количество ходок: 24
  • Пройдено, км: 25,5

30 июля

После завтрака, вышли на покинутую вчера тропу и продолжили путь. Тропа сначала идет вдоль реки, затем плавно поднимается на правобережную полку.

Встретили геологов (3 чел., палатка, радиостанция), которые собирают в этом районе образцы флоры на камнях (мхи и т.п.). Они сообщили, что на Хараганте водится много медведей.

Тропа бродит пересохшее русло ручья, идет краем лесистого склона и поворачивает в долину р.Хараганты, не выходя на стрелку Хараганты и Сархоя. Затем тропа плавно спускается к Хараганте и идет по полке, заросшей карликовой березкой. Вскоре, напротив устья второго по ходу правого притока Хараганты, она вливается в мощную скотопрогоннную тропу, идущую от стрелки.

Хараганта течет в довольно широкой долине с обширными береговыми полками и дает Сархою около 50% воды. Тропа идет недалеко от воды, по сухой полке левого берега. Затем она удаляется от воды и идет правым краем заболоенной луговины. Здесь первый раз в этом походе встретили золотой корень и эдельвейсы.

Обойдя луговину, тропа входит в лес, где расположен крупный загон для скота.

Тропа снова выходит к реке в районе устья сухого русла ручья (1-й левый приток Хараганты, обозначенный на карте), обходит крутые берега русла (каменистая осыпь) вдоль кромки берега Хараганты.

Обойдя сухое русло, тропа поднимается на высокий травянистый левый берег Хараганты, пересекает несколько небольших ручьев.

На карте обозначены сначала брод тропы на правый берег Хараганты, затем, через несколько километров, брод обратно на ее левый берег. Решили эти броды не делать, т.к. тропа, хотя и более слабая, идет дальше и по нашему (левому) берегу.

Вскоре тропа упирается в сильно заболоченный участок, протяженностью 1 - 1.5 км. В сырую погоду передвигаться здесь будет тяжело. Видимо, тропа бродила на другой берег в обход этого участка.

Тропы на болоте не было, поэтому шли напрямую, по кочкам. Лучше держаться ближе к лесистому склону.

Болота кончаются перед устьем р.Мал.Хараганта (правый приток Хараганты). Здесь начинается сухой лесной участок, с правого берега приходит хорошая тропа.

Несмотря на хороший картографический материал, ориентироваться на этом участке непросто: многие из обозначенных на карте притоков пересохли, с тропы плохо просматриваютя окружающие вершины, которые в изобилии указаны на карте, каньоны на притоках зачастую оказываются крутыми земляными или каменистыми осыпями.

Видели красивый водопад - в каньоне, на противоположном берегу Хараганты, на высоте 100 - 150 м (каньон не обозначен на карте).

Примерно напротив следующего правого притока Хараганты (на карте обозначен каньон, но он просматривается плохо) остановились на ночлег - на сухой полке правого берега, с великолепным видом на окружающие горы (фото 9, 10).

Предприняли разведку на предмет поиска ручья (лев. притока), текущего, как обозначено на карте, в каньоне. От него тропа должна уходить на правый берег и вести на перевал. Разведка обнаружила крупный ручей, но не в каньоне, а в крутых берегах из крупной гальки. Тропа бродит ручей и идет дальше, в верховья Хараганты.

• Чистое ходовое время: 5:37
  • Рабочее ходовое время: 8:54
  • Количество ходок: 25
  • Пройдено, км: 19.5

31 июля

Утром предприняли еще одну разведку, перейдя на правый берег Хараганты. Там оказалось сплошное болото, без всякого намека на тропу. Вернулись назад, на левый берег, добрались до крупного левого притока (сюда дошла вчерашняя разведка). На левом берегу притока виден загон для скота. На карте обозначено, что тропа переходит здесь на правый берег Хараганты и дальше плавно поднимается вдоль ручья, текущего с перевала. Однако, на том берегу тропа не просматривалась, а на этом берегу хорошая тропа бродит ручей и идет своей дорогой дальше, в верховзя Хараганты.

Метров через 50 после брода ручья, находится точка условной границы леса: дальше по долине Хараганты встречаются только отдельные редкие деревья. Отсюда хорошо просматриваются грандиозные скальные цирки хребта, замыкающего верховья Хараганты (фото 11). Также однозначно просматривается широкий распадок двух ручьев, который ведет на перевал.

Между ручьями слабо выделяется высота 2239.6, которая обрывается в долину Хараганты крутым склоном. Снизу кажется, что долину перегородила каменная плотина, за которой находится большое озеро.

Прошли по тропе левого берега Хараганты еще метров 300 и перебродили на ее правый берег в месте разбоя реки галечными островками. На правом берегу сделали разведку вверх по склону и вверх по Хараганте, но не обнаружили никакого подобия тропы, ведушей в сторону перевала.

Начали подъем вверх по склону вдоль ближайшего ручья, двигаясь по его правому берегу метрах в 100 от воды. Весь склон здесь зарос мелкой березкой, иногда встречаются неприятные участки с крупными камнями, поросшими мхом. Крутизна подъема около 30 градусов, протяженность примерно 200 - 250 м.

Вскоре вышли на берег ручья, вдоль которого поднимались. Ручей течет в каньонообразном русле, берега крутые. Прошли еще 50 метров уже более пологого подъема и здесь обнаружили фрагменты слабой тропы, которая спускается к воде и ведет в сторону перевала.

У ручья устроили обед и осмотрелись. Отсюда прекрасно просматривается верховья долины Хараганты (фото 12), где на одном из участков река течет в красивом каньончике. По берегам реки видны пастбиша. Предположили, что гропа, так уверенно шедшая вверх по Хараганте, и с которой мы отвернули на перевал, ведет к этим пастбищам. На перевал троп нет, так как им, видимо, очень редко пользуются

Oбнаруженная нами тропа выводит на широкую плоскую заболоченную луговину, где часто теряется и ветвится (фото 14). На тропу здесь можно не ориентироваться, а идти прямиком в сторону перевала - направление выхода на него определяется однозначно.

Вскоре за небольшим бугорком, которым заканчивается луговина, открывается вид на перевал и предперевальное озеро.

К перевалу ведет еще одна заболоченная луговина, но более сырая, чем предыдущая. Подошли к озеру, которое оказалось довольно большим водоемом с чистой прозрачной водой. Прошли водоль его берега, пересекли очередной заболоченный участок (200 м) и вышли наконец к финальному подъему на перевал.

Взлет на перевал короткий (около 100 м), но крутой. На перевале стоят пограничные столбы, они в очень хорошем состоянии (фото 15). Кругом великолепные альпийские луга с цветами. В сторону Хараганты отлично просматриваются хребты Бол. Саяна. В сторону Монголии долина просматривается только на пару километров, затем она поворачивает направо и становится прикрытой для зрителя близлежащим боковым хребтом.

Название перевала на нашей карте не обозначено. По аналогии с соседними перевалами, условно назвали его Цзун-Тулэгтэг-Дабан. Высота перевала 2.400 м, он выводит в долину р.Цзун-Тулэгтэг-Гол.

С перевала ведет слабая и немного сырая тропа, она круто спускается травянистым склоном вдоль ручья, текущего с перевала - сначала идет его правым берегом, затем бродит на левый. Левобережные склоны гор имеют здесь яркий красноватый оттенок. Лес не просматривается.

Тропа становится суше и отчетливей, видны многочисленные следы мелких копытных. Долина ручья сужается, берега становятся круче, появляются скальные стенки по берегам.

Следуют две подряд осыпи, состоящие из пластинчатых камней красноватого оттенка (фото 16). Первую осыпь пропа проходит у самой воды, она хорошо здесь видна. По второй осыпи тропа плавно поднимается на левобережную полку, а ручей, вдоль которого она идет, входит в короткий каньончик.

Открывается вид на долину р.Цзун-Тулэгтэг-Гол. На ручье встречается наледь (фото 17). Подряд следуют еще две осыпы, через которые идет тропа. В конце второй осыпи тропа спускается к воде и делает брод на правый берег. Тут же следует обратный брод на левый берег.

Тропа спускается к воде не зря - по верху пройти здесь трудно, т.к. вскоре будет левый приток, текущий в каньоне с крутыми скальными стенками.

От ручья тропа вновь поднимается на береговую полку. Здесь она очень отчетливая и хорошо набита. Отсюда видно стрелку ручья и р.Цзун-Тулэгтэг-Гол. До реки около 1 км. Насколько видит глаз, ее берега сильно поросли карликовой березкой. Долина реки широкая, по берегам обширные полки.

Тропа поворачивает в долину реки Цзун-Тулэгтэг-Гол и придерживается края ее левобережного склона.

С трудом нашли место для стоянки - пришлось подняться метров на 10 вверх по склону и разбить лагерь на расположенной здесь скалистой террасе. Площадка довольно ровная, есть дрова (рядом лежала одинокая сухая лиственница). До воды метров 200. Организовать стоянку у реки также возможно, но хорошее место найти трудно - берега сильно поросли кустами и карликовой березкой.

• Чистое ходовое время: 4:20
  • Рабочее ходовое время: 7:50
  • Количество ходок: 30
  • Пройдено, км: 15

1 августа

Ночь и утро были холодными, ветренными, но небо было ясным. Бустро собрались и продолжили путь, в надежде выйти к обеду к р.Тэнгисин-Гол - начальной точке сплава. Но финальный участок пешего перехода оказался не таким простым, как мы предполагали.

Сначала здесь идет прекрасно набитая тропа - она продирается сквозь заросли карликовой березки, плавно теряя высоту. Но вскоре тропа начинает ветвиться и исчезать на заболоченных участках. Через некоторое время тропа уходит на левый приток Цзун-Тулэгтэг-Гола, обозначенный на карте. Долина реки плавно поворачивает направо, и тропа выходит на заболоченный участок.

В районе следующего левого притока, тропа теряется и метров 300 идет прямо по гальке левого берега Цзун-Тулэгтэг-Гола. Затем тропа обнаруживается на левобережной полке, в 20 м от реки, в густых зарослях карликовой березки.

Качество тропы становится все хуже и хуже - она идет по кочкам и сильно заболочена. Удалившись от реки метров на 200 - 250, она больше не подходит к реке и идет на таком расстоянии до начала каньона на р.Тулэгтэт-Гол.

Река течет в широкой долине, по обеим берегам расположены ровные заболоченные полки. Слабый лес растет только на склонах гор или встречается в виде отдельных небольших рошиц.

Впереди видна долина Тулэгтэг-Гола, обрамленная в красивый горный пейзаж. Устья Тулэгтэг-Гола с тропы не видно.

Воды на тропе становится все больше, хотя мы идем в хорошую сухую погоду. Похоже, после дождей этот участок будет весьма труднопроходим.

Наконец длинная полка сменяется лесистыми холмами. Тропа идет через седловину между двумя из них. Осюда просматривается р.Тэнгисин-Гол, текущая в широкой заболоченной долине.

Сразу после седловины, тропа выходит к каменистому руслу высохшего ручья, где теряется. Находим ее в густом кустарнике, чуть впереди. Тропа поднимается на левобережный склон и выходит еще на одну селловинку. Внизу, метрах в 100 течет р.Тулэгтэг-Гол, которая делает здесь правый поворот и входит в каньон.

Решили провести разведку и оценить возможность прохождения каньона Тулэгтэг-Гола. Первоначально предполагалось начать сплав на р.Тэнгисин-Гол, в 2-х км выше устья р.Тулэгэг-Гол, там, где к воде подступает коренной и лесистый левый берег - этот склон хорошо просматривался с последней седловинки.

Разведка показала, что сплав в каньоне возможен, препятствия здесь средней сложности, в основном шиверы. Но есть два-три порога с узкими проходами. Воды для сплава достаточно. Решено искать место для верфи выше каньона.

Также, разведка обнаружила хорошую тропу, идущую вдоль берега реки. Видимо, в районе последнего сухого русла ручья, где мы потеряли тропу, она раздвоилась. Правая тропа отвернула к Тулэгтэг-Голу и шла затем вдоль берега - ее и обнаружила наша разведка. Эта тропу мы проследили до устья Тулэгтэг-Гола, где он ушла вниз по долине Тенгисин-Гола.

Спустившись к реке, с трудом нашли подходящую ровную плошадку для верфи и установки лагеря (фото 18 и 19), поскольку все береговые полки густо заросли карликовой березкой. Ближайщий лес находился в 70 - 100 м вверх по склону.

В этот день удобных мест для стоянок не встречалось.

• Чистое ходовое время: 3:45
  • Рабочее ходовое время: 6:25
  • Количество холок: 19
  • Пройдено, км: 13

2 августа

Со вчерашнего вечера погода резко изменилась в худшую сторону. Набежали тучи, которые стали клубиться по склонам долины, создавая фантастические пейзажи. Вскоре все это вылилось в серию мощных гроз, сопровождаемых сильным дождем и ветром, во время которых нам приходилось прерывать работу по постройке судов. В промежутках между ливнями ненадолго появлялось солнце, и казалось, что погода меняется к лучшему. Но вскоре снова шел сильный дождь, и многочисленные молнии били в соседние горы.

Воды в реке заметно прибавилось, чему мы порадовались, т.к. это упрошало сплав в каньоне.

Погода помешала закончить строительство судов к сегодняшнему вечеру, как мы сначала планировали. Также, на темпах строительства сказалась и усталость участников, накопленная за время трудного пешего перехода. Но в целом, к вечеру были почти готовы оба катамарана, а плот был готов на 80% - были полностью собрана рама и подгребицы, подвязаны гондолы, изготовлены две греби, заготовлен частично лес для настила.

Леса в районе постройки достаточно, но это исключительно лиственница. Первые елки мы встретили только на Шишхид-Голе, в 5 - 6 км ниже устья Тенгисин-Гола.

2.3. Сплав по р.Тулэгтэг-Гол и р.Тэнгисин-Гол

3 августа

До обеда закончили портройку судов, спустили их на воду, подготовили страховочное снаряжение. После обеда начали сплав.

Из-за сильных дождей, воды в реке значительно прибавилось, и каньонный участок Тулэгтэг-Гола стал напоминать какую-нибудь классическую кавказскую реку в мае - высокая скорость течения, множество обливных камней с узкими проходами между ними, крутые повороты... Правда, такой интересный участок идет всего метров 300. Затем стены каньона расходятся, долина расширяется, и из препятствий на реке остаются только перекаты.

Все суда достаточно успешно миновали препятствия каньона, однако на дало себя знать отсутствие адаптации к воде. Так, например, после неострожного наезда катамарана на камень, один из членов его экипажа был выброшен за борт. А экипаж плота не успел вовремя сманеврировать и выехал на гребенку обливных камней. Но в целом, все участники остались довольны таким "бурным стартом".

В более низкую воду каньон может оказаться не только неинтересным, а просто непроходимым. Тогда имеет смысл идти до устья Тулэгтэг-Гола, подняться пару километров вверх по Тэнгисин-Голу и строиться там.

Прорвавшись в долину Тэнгисин-Гола, река разливается на множество небольших проток, петляет среди галечных островков, поросших низкими кустами. Такой участок длится метров 200 - 300. Прошли его, придерживаясь центральных проток.

Вскоре влились в Тэнгисин-Гол. Весь сплав по Тулэгтэг-Голу занял около 30 минут чистого ходового времени. Для более точной привязки хронометража, это время в хронометраж не вошло, и за начальную точку отсчета водной части хорнометража было принято устье Тулэгтэг-Гола.

Р.Тэнгисин-Гол при впадении Тулэгтэг-Гола - это полноводная река шириной 10 - 15 м и глубиной 1.5 - 2 м. Река течет в широкой заболоченной долине, сильно меандрирует. Скорость течения небольшая. Берега представляют собой унылое зрелише - кругом болота с кочками и отдельными озерами. Даже нет намека на места для стоянки. Река совсем не подходит к коренным берегам и петляет среди этих болот. Но вверх по долине просматриваются великолепные горные виды на хребты Бол. Саяна.

На ночевку встали на небольшом песчанном островке (фото 20), расположенным перед сильным меандром (река здесь течет в обратном направлении).

• Чистое ходовое время: 2:50
  • Рабочее ходовое время: 5:00
  • Пройдено, км: 12

Примечание: время сплава по р. Тулэгтэг-Гол (30 мин) в хронометраж не вошло.

4 августа

Утром продолжили сплав. После длинного меандра, когда с километр плыли в обратном направлении, а потом еше столько же назад, река наконец подошла к коренному правому берегу, где рос лесок.

Долина реки стала уже, скорость течения возрасла, в русле появились камни, начали встречаться перекаты.

Слева, из мощного распадка вытекает река Дэргутуруг-Гол. По берегам появляются сухие травянистые полочки. На реке все чаще встречаются шиверы.

После впадения справа р.Хэлтэсиин-Гол, река Тенгисин-Гол становится по-настояшему быстрой - следующие друг за другом шиверы и несложные порожки идут до самого его устья.

На карте участок русла реки в районе устья Хэлтэсиин-Гола обозначен каньонным - на самом деле это высокие травянистые береговые полки обрываются к воде крутыми отвесами.

На высоком левом берегу виден летник. Через некоторое время после этого, обширные береговые полки почти исчезают и сменяются крутыми лесистыми склонами - река принимает типичный горно-таежный вид.

На ночлег остановились на прекрасной ровной полочке правого берега, приблизительно не доходя 3 км до устья Тэнгисин-Гола.

• Чистое ходовое время: 7:20
  • Рабочее ходовое время: 7.25
  • Пройдено, км: 41

2.4. Сплав по реке Шишхид-Гол

5 августа

Сегодня устроили полудневку - доделали настил у плота, изготовили запасную гребь, отремонтировали снаряжение. Вышли на воду после обеда (фото 21).

Перед стрелкой Шишхид-Гола, на реке встречаются несколько островов, проход правой или левой протокой. На левом берегу видны постройки, но людей не видно. В целом, устье Тэнгисин-Гола населено, сюда ведет грунтовая дорога от озер, из которых вытекает Шишхид-Гол, здесь пасут скот чабаны.

Наконец-то и Шишхид-Гол! Его ширина здесь около 70 - 80 м, течение быстрое, но препятствий нет (фото 22). Чуть ниже устья Тэнгисин-Гола, на правом берегу видели юрту и людей, которые с удивлением проводили нас взглядами.

По берегам стали видны бомы, в русле реки встречаться острова. Вскоре появились первые шиверы - с обилием крупных камней, разбросанных по всей ширине русла, чем-то напоминающие первые ступени мельзейского каскада Каа-Хема.

Здесь впервые столкнулись с неприятным эффектом, который затем постоянно приследовал нас на воде - это движение против солнца. Как Шишхид-Гол, так и Кызыл-Хем имеют общее направление течения на запад и юго-запад, поэтому послеобеденное солнце, лучи которого отражаются воде, сильно слепит экипаж и существенно осложняет прохождение препятствий.

Напротив одного из высоких бомов, зачалились за красивыми скалами правого берега: немного отдохнуть и половить рыбку. Не зря в Москве нам говорили, что это самая рыбная саянская река, что здесь водятся 3-х метровые таймени. Наши рыбаки примерно за 20 минут поймали пару тайменей (по 3 - 4 кг каждый) и штук пять крупных линков. Ловля шла в два спининга на блесну

Встали на ночлег на ровной полке правого берега, зачалившись в тихой песчанной заводи. Отсюда вниз по долине просматриваются неприступные склоны горы Хайту-Агуй-Ула (3065 м) - одной из самых высоких в этом районе. Несмотря на ясное небо, на вершине этой горы клубятся облака.

Рыбаки опять наловили тайменей - от 3 до 7 кг (фото 23). Вечером устроили рыбный ужин - кроме обычной еды была уха из голов и плавников тайменей, рыба копченая и жареная. Всю рыби съесть не смогли, часть оставили на завтрак. Рыбакам приказано резко ограничить лов.

• Чистре ходовое время: 2:25
  • Рабочее ходовое время: 3:20
  • Пройдено, км: 26

6 августа

Под утро начался сильный дождь, небо плотно закрылось низкими облаками. Сожалея о том, что погода окончательно испортилась, начали неспеша собираться и готовить завтрак Но к 12 часам дня дождь неожиданно прекратился, и появилось синее небо. Оказалось, что это были не дождевые тучи, а туман, плотно засевший в узкой долине Шишхид-Гола. И в следующие дни часто повторялась такая же история.

Долина реки стала уже, по берегам стало больше крутых бомов. С нетерпением ждем первого порога - Березового. По имеющемуся у нас описанию, он появляется вскоре после того, как высоко на скалах правого берега встретятся первые березы - до этого берез нет. Действительно, замечаем небольшие березки, а вскоре впереди отчетливо просматривается сужение со сливом и валами -пор."Березовый".

Порог не сложный, но мощный. Ширина реки здесь метров 15, берега скальные. Порог представляет собой локальный пологий слив около 1.5 м с метровыми валами за ним. Слив занимает левых две трети русла реки, под правым берегом небольшая "бочка". Шли порог с ходу, придерживаясь правого краем основной струи.

Этим порогом открывается участок мощных, но простых препятствий верхнего Шишхид-Гола . Он кончается незадолго до впадения слева р.Ихэ-Джажца-Гол. На этом участке встречаются в основном шиверы с мошным валом, разделенные короткими быстринами. Сложность препятствий возрастает равномерно - это одна из особенностей особенность Шишхид-Гола

Вскоре прошли еще один именной порог - Безымянный. Порог простой, такого же типа, что и пор.Березовый.

Вскоре долина реки вновь расширяется, следует спокойный участок с островами, но скорость течения по-прежнему остается высокой. Слева впадает крупный приток - р.Ихе-Джажца-Гол, а справа р.Хара-Барам-Гол.

На этом спокойный участок заканчивается, и начинается один из наиболее технически сложных участков на реке - Медвежьи шиверы (фото 24). По рассказам очевидцев, здесь встречается много медведей (отсюда и название), но мы ни одного не видели, хотя наблюдали много свежих следов. Медведей встретили только в "щеках".

Медвежьи шиверы тянутся примерно до впадения слева крупного притока - реки Джабаш-Гол. Участок насчитывает около 15 шивер и три-четыре порога. Он имеет значительный уклон, и как следствие этого - высокую скорость течения (фото 25). Река течет в узкой долине, делая резкие повороты в местах выхода скал, обрывающихся к воде красивыми высокими бомами. Как правило, все препятствия Медвежьих шивер расположены в районе выхода этих скал.

В имевшемся у нас описании, участок Медвежьих шиверы был представлен как довольно простой и не требующий разведки. Поэтому идем его сходу. И как расплата за такую беспечность - переворот флагманского катамарана в первом же пороге.

Порог начинается сразу за крутым правым поворотом, и на подходе практически не просматривается. За этим правым поворотом сразу следует более плавный левый поворот, затем идет шивер 1. Порог представляет собой следующее: две гряды мошных "бочек", перегородивших две трети русла реки справа (под выпуклым берегом!) , затем серия прямых валов по центру. При заходе в порог, флагманский катамаран придерживался классической линии, принятой при движении с ходу - прижался к выпуклому берегу, чтобы в случае неприятностей можно было использовать струю для ухода под вогнутый берег. Но выскочив из-за поворота, экипаж не успел даже "глазом моргнуть", как попал в первую гряду "бочек". Здесь судно сильно подтопило, но отпустило - из "бочки" карамаран вышел развернутым поперек течения. Была потеряна лопасть от весла, и пока экипаж тремя веслами разворачивал катамаран, судно лагом вошло в следующую гряду "бочек", где было перевернуто. Два члена экипажа почти сразу выбрались на берег, т.к. переворот произошел всего метрах в 3 - 4 м от правого берега. Двое других гребцов выбрались на перевернутый катамаран и ушли на нем дальше.

Экипаж второго, более мощного катамарана, шел в кильватере за флагманом, на расстоянии около 20 м. Они видели переворот флагмана, но уйти от бочек тоже не успевали, и приняли единственно правильное решение - набрали максимальную положительную скорость и постарались как можно более ровнее войти в "бочку. Несмотря на солидный запас плавучести, судно сильно подтопило, но отпустило, хотя оно было на грани переворота. Догнав перевернутый катамаран, который скребся по камням правого берега, ребята зачалили его в правобережном улове, сразу за порогом.

Плот, при заходе в порог, замыкал колонну, но не стал прижиматься к выпуклому берегу, а шел по центру, по основной струе, т.к. с плота просматривался левый поворот, следующий сразу за правым, где возможно мог быть прижим. При таком заходе плот только краем зацепил первую гряду "бочек", и благодаря дружной работе экипажа успел уйти влево от второй гряды.

При перевороте никто не пострадал, почти ничего не потеряли, но подмокла кинокамера "Красногорск".

Такой поворот событий заставил нас более критично посмотреть на то описание реки, которым мы располагали. В результате, мы пришли к выводу, что имеем дело с высокой водой, поскольку в отдельных местах на глубине метра у берегов просматривалась свежая зеленая трава. Как известно, высокая вода сильно меняет характер препятствий, и шутки с ней плохи. Решили осторожно идти до первого подходящего места, где остановиться на ночлег.

Возвращаясь к порогу, где произошел переворот катамарана, следует сказать, он типичен для Шишхид-Гола. Характерной особенностью многих порогов этой реки является нестандартный заход, поэтому при движении без просмотра не надо прижиматься к выпыклому берегу, лучше придерживаться основной струи.

Прошли еще несколько довольно мощных шивер, нашпигованных "бочками" и имеющих неприятные жесткие валы. Прохождению сильно мешало солнце, светящее прямо в глаза (фото 26, 27).

Зачалились на песчанном пляже правого берега, приблизительно в 4-х километрах ниже устья р.Хара-Барам-Гол.

Пока рыбаки вытаскивали очередного тайменя (весом 15 кг), установили вешки для замера уровня воды, т.к. нам показалось что вода прибывает и даже катит по дну камни - от реки шел какой-то необычный шум. Если вода поднимется, придется делать дневку и ждать спада воды.

Тайменя-рекордсмена пришлось отпустить - мы и так наловили столько рыбы, что хватит на несколько дней. Он долго плавал у берега, а затем нехотя удалился.

• Чистое ходовое время: 3:33
  • Рабочее ходовое время: 3:55
  • Количество чалок: 8
  • Пройдено, км: 23

7 августа

Утром проверили вешки - уровень воды остался без изменений, несмотря на грозовой ливень, который шел всю ночь. Решено продолжать сплав.

Храктер остальных препятствий Медвежьих шивер мало чем отличается от предыдущих: валы, "бочки", высокая скорость течения.

Из общей картины несколько выделяется участок с шиверой 13, переходящей в порог. Порог расположен на правом повороте, в скальном сужении. Его длина около 150 м, просмотр по правому берегу. Порог начинается разгонным участком с валами. Затем, в левой части струи стоит "бык", за ним река входит в скальное сужение. Здесь, у скал правого берега расположена мощная "бочка", за ней идет серия жестких прямых валов. По центру порога находится гребенка обливных камней. Струя у левого берега достаточно чистая и спокойная. Оптималная линия движения в пороге следующая: заходить по центру, прижимаясь левым бортом к "быку", затем смещаться к самому левому берегу.

Выделяются также 15-я шивера, с большими валами под левым берегом, и следующий за ней порог, имеющий мощные сливы с обливняков у левого берега (фото 28).

Условно, Медвежьи шиверы заканчиваются перед впадением слева р.Джабаш-Гол. Здесь река на время затихает.

Внимательно изучаем правый берег в поисках правого ручья Хадряс-Гол, после которого находится пор."Трек". Вскоре увидели его - ручей круто падает в Шишхид-Гол (фото 29), за ним находится остров, после которого следует сужение русла и правый поворот. Дополнительный ориентир порога - на высоких скалах левого берега виден острый скалистый пик. Просмотр порога с правого берега.

Остров делит реку на два рукава, порог находится в левом. Собственно, порог представляет соббой дугообразный участок с прямыми валами и прижимом к скалам левого берега. На входе в порог расположен локальный пологий слив высотой около 1.5 м. В нашу воду открылся проход мелкой правой протокой, через гребенки обливных камней с узкими проходами.

Остров мешает просмотреть левую протоку, переправиться на него не просто. Поэтому решили не терять время и идти правой протокой. Все суда успешно прошли порог и зачалились ниже, в мощном улове правого берега.

Следующее серьезное препятствие на реке - порог "Плотина", являеющийся одним из самых мощных и опасных порогов Шишхид-Гола. По описанию, "Плотина" находится через несколько километров после пор."Трек". На самом деле, плыть до места чалки перед "Плотиной" около 7 минут. Чалиться надо в устье левого притока, в самом начале скалистого участка (черные скалы по обоим берегам). Отсюда до порога метров 500 - 600. Если по каким-то причинам не удается зачалиться у этого притока, то надо идти вплотную к левому берегу, пройти входную шиверу с валами и зачалиться непосредственно в устье крупного левого ручья Турши-Гол, впадающего в Шишхил-Гол практически в начале пор."Плотина". Но эта чалка может быть только аварийной, входную шиверу и порог необходимо предварительно просмотреть.

Мы зачалились в устье левого притока, в 500-х метрах выше порога "Плотина". Пойдя на разведку, неожиданно обнаружили мощную и хорошо набитую тропу, идущую вдоль реки по заболоченному склону, метрах в 50 от воды. Тропа на карте не обозначена, но ей, видимо, часто пользуются. Только непонятно, кто. Во всяком случае, на тропе много свежих медвежьих следов.

Прошли по тропе до небольшого возвышения, откуда хорошо просматривался порог. С этого места до порога было около 150 м, но встречное солнце сильно слепило, и мелкие подробности не просматривались. Однако было видно, что порог имеет мощным водосброс, всю реку здесь перекрывают пару крупных "бочек", за которыми идет цепочка прямых валов. Проход основным водосбросом казался весьма проблематичным. Однако, просматривалась возможность прохода под самым левым берегом, краем основного слива (см. схему 1).

Детальную разведку и прохождение порога решили отложить на завтра. Наметили место чалки перед порогом - галечная отмель левого берега в устье ручья Турши-Гол.

• Чистое ходовое время: 1:09
  • Рабочее ходовое время: 4:20
  • Количество чалок: 5
  • Пройдено, км: 13.5

8 августа

Как и было запланировано, пройдя входную шиверу, все суда зачалились перед "Плотиной", в устье р.Турши-Гол. Просмотр порога с галечной отмели левого берега. Правый берег здесь - невысокие скалы. Длина порога - около 70 - 80 м.

Вблизи порог кажется еше более грандиозным, чем издалека. Это действительно плотина - река, делая плавный правый поворот и сузившись до 15 метров, сливается с подводных плит, перегородивших почти все русло. Здесь расположены две мощнейших "бочки", следующих с интервалом 4 - 5 метров. Высота "бочек" 2.5 - 3 м, они имеют жесткий обратный вал. Особенно впечатляет вторая "бочка". Серия 1.5-метровых валов за ней кажется уже просто тихим плесом.

О прохождении порга центральным водосбросом (в нашу воду) не могло быть и речи - слишком высока вероятность переворота даже для крупного плота. Утешает, правда, то, что за порогом идет достаточно протяженный спокойный участок.

Нет ничего проще, чем обнести "Плотину" - крупная галечная отмель левого берега, где зачалились суда, в нашу воду была уже островом и отделялась от берега довольно приличной протокой, по которой, при желании, можно было провести суда или даже сплавиться. Но мы выбрали другой вариант прохождения. Заключался он в следующем. На входе в порог, в левой части струи стоит одинокая и довольно крупная скалка. В нормальную воду проход левее скалы, видимо, полностью забит мелкими камнями, но в нашу воду камни были затоплены, и образовалась протока, позволяющая обойти центральный водосброс у левого берега, почти не задев главные "бочки". Однако, такой маневр требует очень точной и аккуратной работы, т.к. надо будет проходить серию узких обливных ворот, где судно может раскантовать и выбросить в основную струю.

Ниже порога была расставлена страховка. Оба катамарана точно выдержали намеченную линию движения и успешно преодолели порог (фото 30), но при прохождении плота произошел комичный инцидент. Дело в том, что плот при чалке перед порогом плотно сел на крупные полуобливные камни, вокруг которых было довольно глубоко. Для помощи в снятии плота, плотовый экипаж пригласил несколько катамаранщиков. После того, как плот был сброшен на струю, катамаранщики не успели уйти на берег и впрыгнули на плот. Здесь они, естественно, сразу же вцепились в греби, не давая плотовикам работать. Буквально на первых метрах сплава, заднюю гребь, которую не успели вовремя приподнять в сливе, заклинило в камнях, в результате чего кормовая подгревица была частично "выдернута". Усердием носовых гребцов -катамаранщиков, которых не смогли одолеть даже "штатные" плотовики, в самом кульминационном месте сплава, нос плота был отброшен влево (перепутали комады "право" и "лево"!), и плот ткнулся носом в берег. Затем, как обычно бывает в таких случаях, задняя гребь, оставшаяся на струе, смела с кормы часть экипажа. Плот раскантовало, он немного зацепил кормой финальную "бочку" порога и успешно зачалился ниже. Упавшие в воду люди отделались легким испугом - один тут же выбрался на плот, а другой быстро доплыл на берегу.

После такого прохождения, у плотовиков создалось впечатление, что катамаранщики специально забрались на плот, чтобы проделать все эти безобразия, прикончить наше судно, и раз и навсегда разрешить извечный вопрос - "что лучше, катамаран или плот?". А катамаранщики, после того, как постояли на плоту, крутили головами и говорили слова, типа: "вещь себе", "страшный аппарат" и т.п. Извечный вопрос так и остался неразрешенным.

Возвращаясь к порогу "Плотина", надо заметить, что он тоже относится к категории "с изюминкой". Имеется в виду опять-таки не стандартная линия движения в пороге - под левым вогнутым берегом. Нельзя не отметить и тот факт, что большая вода упростила прохождение порога. В низкую воду для прохождения будет доступен только центральный водосброс.

От "Плотины" до начала "щек" идет относительно спокойный участок, здесь иногда встречаются шиверы с валами. Основной ориентир начала "щек" - это устье крупного левого притока, р.Бага-Турши-Гол. Здесь становится очевидным, что река входит в скалистое ушелье, где высокие отвестные скаль правого берега имеют характерный белесый цвет (это "белесые скалы").

За устьем Бага-Турши-Гола река делает довольно крутой правый, а затем левый поворот. На поворотах несложная шивера. Когда мы подошли к Бага-Турши-Голу, нам было еще не совсем понятно, где начало "щек". Решили чуть-чуть проплыть и зачалиться на левом берегу, сразу за левым поворотомм на первой подходящей площадке - на сегодня планировалась полудневка и просмотр "щек". Чалка за поворотом оказалось не из лучших, особенно для плота - чалиться пришлось к крутому каменистому берегу с кустами, прямо на струе. Но чалиться необходимо, т.к. впереди находится порог с мощным валом - первый серьезный участок "щек" (схема 2).

Посмотрели порог с высокого левого берега, откуда была видна серия мощных и немного косых валов на участке длиной 50 метров. У левого берега расположено несколько небольших "бочек". Достаточно чистый проход есть между этими "бочками" и центральными валами - по нему и прошли порог все суда (фото 31, 32).

Сразу за порогом, на левом берегу имеется хорошая травянистая полочка, почти идеальное место для стоянки. По всей видимости, это единственное место для лагеря в начале "щек", т к дальше река имеет скальные берега.

Установив лагерь, отправились на разведку каскада "щек".

Условно, "щеки" Шишхид-Гола разделены на два каскада - 1-й каскад расположен на участке от устья р.Бага-Турши-Гол до временного выхода реки из скал чуть ниже левого притока, р.Бага-Изодог-Гл. Основной ориентир завершения 1-го каскада - это плесовый участок 100 м, где справа находится крутая каменистая осыпь (до этого справа были только скалы), а слева есть небольшая лагуна с песчанным пляжем и уловом. Дальше по берегам скал почти не видно, растет лесок, и кажется, что "щеки" закончились. Но это не так - впереди сложный и опасный 2-й каскад "щек", переходяший в каньон длиной 6 км, которому первооткрыватели дали название название "Труба".

Препятствия 1-го каскада "щек" мало чем отличаются от предыдущих препятствий, разве что река течет в каньоне, да немного мощнее стала вода.

Разведка дошла до устья левого притока, р.Бага-Изодог-Гол. Здесь наметили место для чалки - тихая заводь прямо в устье реки. В 1-м каскаде "щек" мы выделили три участка (схемы 2, 3 и 4), разделенные относительно спокойными быстринами. Каждый участок, в свою очередь, состоял из нескольких ступеней. Но все это деление на участки и ступени весьма условно и сильно зависит от уровня воды, поэтому мы не стали обозначать ступени на схемах.

Также, разведка обнаружила на высоком левом берегу очень хорошую тропу. Видимо, это та же самая тропа, что мы видели в районе пор."Плотина".

• Чистре ходовое время: 0:43
  • Рабочее ходовое время: 5:30
  • Пройдено, км: 5.5

9 августа

Утром приступили к прохождению 1-го каскада "щек". Все три судна без происшествий и без промежуточных чалок дошли до устья р.Бага-Изодог-Гол (схемы 3 и 4, фото 33, 34, 35 и 36). Выявились первые особенности припятствий в "щеках" - это довольно жесткие, хотя и небольшие (до 1.5 м) валы, которые в некоторых ступенях не удается миновать.

Следующая разведка оказалось более тяжелой, чем предыдущая - пришлось обходить высокие левобережные скалы (правда, по хорошей тропе). Наметили очередную чалку - в улове у левого берега (схема 4).

Участок до улова прошли по воде без всяких приключений - здесь расположена шивера с валами, маневр не сложен. Оставшийся участок 1-го каскада представляет собой две четко выраженные короткие ступени с небольшими сливами и валами. Но вода здесь очень оказалась очень жесткой, и одного из членов экипажа флагманского катамарана выбило за борт каким-то пустяковым, на первый взгляд, валом.

Зачалились на правом берегу, за осыпью, которая является основным ориентира окончания 1-го каскада "щек"(фото 37 и 38). По имевшемуся у нас описанию, просмотр 2-го каскада "щек" надо проводить с правого берега.

Устроили здесь обед, и пока он готовился, осуществили просмотр 2-го каскада.

2-й каскад "щек" начинается метров через 100 - 150 ниже правобережной осыпи. Река делает плавный правый поворот, за которым находится входная шивера.

В метрах 100 ниже осыпи, чуть выше по склону идет хорошая тропа, которая приводит к устью р.Бол.Чавач - крупному правому притоку. В устье ручья стоит старая избушка. К сожалению, с тропы препятствия 2-го каскада почти не просматриваются. Для осмотра надо сойти с тропы и двигаться вдоль кромки невысоких скал правого берега.

Препятствия 2-го каскада "щек" существенно отличаются от 1-го. Разогнавшись на входной шивере, река сужается. Заметно увеличивается уклон русла. Далее, с короткими промежутками следуют 5-7 мощнейщих ступеней, нашпигованных прямыми и косыми валами, "бочками" (форо 39). "Бочка" одной из ступеней (под правым берегом) превзошла все наши ожидания - даже со скал правого берега мы оценили высоту ее обратного вала в 3 с лишним метра (схема этого участка была, к сожалению, утеряна).

Но это были, как говорится, еще цветочки... В районе устья р.Бол.Чавач, сразу после входных ступеней следует кульминационный порог "щек", который мы, по имени впадающего здесь притока, стали называть Чавашским порогом (схема 5, фото 40, 41 и 42).

Порог расположен на прямом участке. Левый берег - высокая скальная стенка, правый - крупные камни, затем высокая скальная стенка. Основная струя в пороге идет под левым берегом, у стены. Она чистая, без камней, но с жесткими валами. В центральной части порога и ближе к правому берегу лежат отдельные скалки и крупные камни, образуя в правой части русла серию сложных сливов в воротах.

Наиболее сложных участок порога начинается сразу ниже Бол.Чавача, который впадает непосредственно в порог (переправа через него в нашу воду была порблематичной). За устьем ручья река собирается одним руслом и примерно через 15-20 метров после устья сужается до 6 - 8 м. В этом сужении в правой части русла стоит громадный обливной "зуб", слева от которого вспухают две косые пульсирующие "бочки", высотой 3 метра. Справа от "зуба" тоже есть проход - здесь подряд идут прямые "бочки" по 1.5 метра.

Линия движение в пороге довольно однозначна - по основной струе. Кульминационную часть порога (обливной "зуб") теоретически можно пройти правее "зуба", но попасть в эти ворота с сильной основной струи, идущей у левого берега, в нашу воду было практически невозможно.

Ниже находятся еще две ступени Чавашского порога, следующие с интервалом в 50 м, предтставляющие собой 3 - 3.5-метровые косые "бочки", перегородившие всю реку. Камней и "зубьев" не видно.

Сразу за этими ступенями начинается каньон "Труба", хотя какого-либо характерного разрыва между Чавашским порогом и "трубой" не видно. В начале "трубы" река резкий левый поворот и дальше не просматривается. По описанию, оба берега каньона "Труба" предтставляют собой отвесные стены высотой 10 - 15 м, там почти нет мест, где можно спуститься к воде. Длина "трубы" составляет 8 км. Из препятствий отмечены пару порогов на входе и один на выходе.

По имевшейся у нас информации, по правому берегу участок реки ниже этого порога разведать невозможно. Действительно, там просматривались высокие и крутые скальные выходы, была видна 200-метровая скальная стенка. Но по данным других групп, шедших Шишхид-Гол в следующем после нас году, про правому берегу вдоль всей "трубы" идет хорошая тропа.

Однако, мы были уверены, что дальнейший осмотр реки возможен только с левого берега. Там тоже был виден бом около 100 м высотой, за которым, правда, просматривались выходы на высокую левобережную полку.

Учитывая наш жесткий дефицит времени (мы уже опаздывали с возвращеним на несколько дней), высокую сложность и опасность порогов 2-го касада "щек" и "трубы", трудности с организацией надежной страховки за обозримый промежуток времени, было принято решение обнести Чавашский порог. Точнее, построить суда заново ниже порога, где-нибудь в районе "трубы".

Конечно, Чавашский порог никак нельзя считать непроходимым. Явного "непрохода" здесь нет, но по нашей выской воде он был исключительно труднопроходимым и опасным. Скорее всего, в нормальную или низкую воду, после тщательной разведки по левому и правому берегам, при хорошо продуманной страховке, выборе аварийных чалок, участок может быть пройден дня за два-три. Но даже в низкую воду останется вероятность того, что после переворота судно и люди уйдут в "трубу", где очень трудно проводить спасработы. В любом случае, просматривать лучше сразу все - Чавашский порог и "трубу".

Для осуществления обноса нам было необходимо переправиться на левый берег. Для катамарана это не проблема - быстро пересечь на отрицательной скорости спокойный участок реки шириной метров 70. Для плота это сделать сложнее. Поэтому, чтобы случайно не "уйти" в следующий порог, переправили катамараном на другой берег веревку и по ней маятником зачалили плот.

Место для разборки судов замечательное: ровный песчанный берег, тихая заводь... Единственно, пока обедали на правом берегу, видели на этом берегу черного гималайского мишку (с характерным белым пятном на груди), который с интерересом наблюдал за нашей командой, стоя на задних лапах. Там, где бродил мишка и разбили лагерь.

• Чистое ходовое время: 0:15
  • Рабочее ходовое время: 4:45
  • Пройдено, км: 3

10 августа

Сегодня образовлась вынужденная полудневка: до обеда занимались разборкой судов, просушкой и распределением снаряжения.

Тропу, хотя и не очень сильную, нашли в лесу, метрах в 50-ти от лагеря. По ней и двинулись в обход 2-го каскада "щек".

Сначала тропа идет почти без подъема, но затем следует затяжной крутой взлет в обход бома в районе Чавашского порога. Подъем заканчивается после выхода тропы на седловинку небольшого лесистого "перевала". Отсюда просматривается долина Шишхид-Гола в районе "трубы". Характерный ориентир "перевала" - деревянный столб, покрашенный красной краской и стоящий в 15 метрах сбоку от тропы.

Вскоре тропа спускается к Шишхид-Голу. Здесь она часто теряется, ветвится, и приходится тратить некоторое время на ее поиски. Спуск тропы идет не напрямую, а как бы по касательной к направлению русла реки. Тропа теряет высоту плавно, пересекает на своем пусти несколько крупных ручьев.

Наконец тропа выводит на берег Шишхид-Гола и вливается в весьма мощную тропу, идущую вдоль берега реки. Не исключено, что с "перевала" надо спускаться к реке более круто и сразу выходить на эту "дорогу".

Обнаруженная тропа очень похожа по характеру на тропу левого берега, встреченную нами в районе пор."Плотина" - она сильно набита, имеет ширину около полуметра и хорошо втоптана в мягкий грунт.

Река, в точке выхода тропы и ниже, течет в каньоне со стенками 10-15 м по обоим берегам. Левый берег - более пологий, здесь имеется ровная полка шириной 20 - 50 м, на правом берегу полок нет и часто встречаются отвесные бомы.

Двинулись дальше по полке левого берега. Пока что никаких особо сложных препятствий в "трубе" обнаружено не было - только мощная вода, высокая скорость течения, отдельные прижимы и "бочки". Такбе, поке не видно ни одного хорошего спуска к воде. Правда, мы еще не видели участок окончания 2-го каскада "щек" и начала "трубы".

Сегодня мы планировали дойти до сложного и мощного порога, расположенного, исходя из описания, на выходе 6-ти километровой "трубы". Если этот порог будет решено тоже обнести - будем строиться ниже него. Если нет - то выше. Однако, неожиданно наша прекрасная тропа стала круто лезть на бом, где вскоре потерялась. Поскольку время было позднее, мы вернулись по тропе на 500 м назад и здесь, на довольно ровной площадке, разбили лагерь. Место хорошее, но здорово заросшее мхом и мелкой карликовой березкой.

После установки лагеря, на поиск тропы отправились две развед-группы. Одна попыталась пройти по тропе дальше, забираясь на бом. Другая ушла вверх по склону, в надежде найти верхнюю тропу, идущую в обход бомов.

Результаты обоих рзаведок были мало обнадеживаюшими. Первой не удалось пройти бом, причем за этим бомом были видны следующие бомы. Выводы первой разведки: дальше там пройти нельзя. Вторая разведка обнаружила слабую тропку в 100 м выше по склону - она шла параллельно реке. Решено было завтра попробовать обойти бомы по ней.

Вечером опять порадовали наши рыбаки, установив очередной рекорд: был пойман таймень весом 25 к. и "ростом" 140 см (фото 43). Это было очень кстати, т.к. наши продукты на исходе.

Детальный хронометраж в этот день не проводился, поскольку мы часто шли без тропы, и характерных ориентиров на местности не было.

• Чистое ходовое время: 2:30
  • Рабочее ходовое время: 3:45
  • Количество ходок: 10
  • Пройдено, км: 7

11 августа

По обнаруженной вчера верхней тропе удалось пройти всего пару ходок. Затем она уперлась в совершенно непроходимую крупнокаменистую осыпь, поросшую мхом и кустами, где и потерялась. Поиски никаких результатов не дали.

Предполагая, что такая солидная тропа, по которой мы вчера шли вдоль реки, не можнет бесследно исчезнуть, выслали еще две разведки - вверх по распадкам двух мелких ручьев, между которыми мы остановились. Первая разведка (по правому ручью, если смотреть на левобережный склон снизу) дала отрицательный результат: тропы нет и пройти нельзя. Вторая (по левому ручью) дала более обнадеживающий результат: тропы нет, но пройти вроде бы можно. Пол словом "пройти" имелась ввиду возможность выйти по склону выше всех бомов, обойти их (по тропе или нет - это уже не было важно) и спуститься к реке в районе выходного пор" трубы". Также, возникло и альтернативное предложение - строиться там, где мы ночевали, и дальше идти по воде.

При очень большом желании, по одному из ручьев (правому) к воде спуститься можно (можно человеку - это доказали вчера рыбаки), но спустить по весьма крутому и заросшему кустами руслу суда, одно из которых к тому же плот, казалось весьма проблематичным. Кроме того, при старте из этой точки, предстоит идти "трубу" без разведки, в пределах прямой видимости, с подстраховкой с воды, Однако, непонятно, как организовать одновременный старт всех судов - полки у воды нет, а скорость течения высокая. Но основная неприятность данного предложения состояла, конечно, не в этом. Главное - это выходной порог "трубы", который, как утверждала лоция, требует обязательной разведки. В описание было отмечено, что пороги "трубы" обязательно надо разведать, несмотря на трудности, связанные с прохождением бомов. Кроме того, у нас была информация о том, что группа, сплавлявшаяся здесь на "ПСН" с гребями, пренебрегла разведкой и пошла этот порог без просмотра. В в финальном сливе порога "ПСН" поставило на ребро и чудом не перевернуло. Учитывая нашу высокую воду, не хотелось повторять эту ошибку.

Внимательно изучая лоцию, некоторые участники обратили внимание на некорректное описание "трубы", из которого можно было сделать вывод, что порог, о котором шла речь, находится не на выходе "трубы", а на входе. Или же таких порогов два. Разведчики, ходившие вверх по левому ручью, вспомнили, что сверху видели участок реки, весь белый от пены и с крупными камнями в русле.

Раздираемые такими противоречиями, приняли компромисное решение: отправить вверх по долине Шишхид-Гола разведку, которая должна просмотреть реку вплоть до Чавашского порога, зарисовать схемы припятствий и составить лоцию, что позволит на окончательно разобраться с "трубой".

Разведчики отсутстовали около 4-х часов и полностью выполнили поставленную задачу - дошли по левому берегу до Чавашского порога, зарисовали схемы порогов и составили лоцию реки, что дало нам теперь полное представление об этом участке. Оказалось, что за Чавашским порогом следуют еще два очень мошных и опасных порога (схемы 6 и 7). Причем второй порог почти полностью совпадает по описанию с выходным (по лоции) порогом "трубы".

Следует сказать, что введенное первопроходцами Шишхид-Гола деление нижнего участка реки на два каскада "щек" и "трубу" весьма условно. В целом, можно считать, что после впадения слева р.Бага-Турши-Гол река входит в каньон, который кончается незадолго перед слиянием Шишхид-Гола и Бусин-Гола. Но если продолжать придерживаться деления на "щеки" и "трубу", то первый, из обнаруженных разведкой порогов, надо отнести к "щекам", а второй - к "трубе" (входной порог "трубы", фото 44 и 45), так как после первого порога река временно выходит из скал, и здесь можно спуститься к воде. Также, перед входным порогом "трубы" можно построиться, в случае обноса Чавашского порога (и, автоматически, следующего за ним порога - последнего в "щеках"). Но перед этим, конечно, надо хорошо оценить вероятность безаварийного прохождения входного порога. В нашу воду она была невысокой - реку здесь перегородил мощнейший слив с "бочкой".

Таким образом, можно считать, что 2-й каскад ""щек" содержит три участка: 1-й участок - начальные ступени (пороги) каскада; 2-й участок - Чавашский порог; 3-й участок - мощный безымянный порог. "Труба" начинается входным порогом, затем река течет в каньоне, где есть несколько прижимов и отдельные "бочки".

Все долго мусолили лоцию, пытаясь решить вопрос: "есть или нет пресловутый выходной порог?". От этого зависели наши дальнейшие действия: строиться где-то здесь, или идти пешком до выходного порога. Большого труда стоило доказать группе, что описание просто неудачно составлено, и что при личной встрече автор описания неоднократно говорил именно о выходном пороге "трубы", подчеркивал обязательную необходимость его разведки.

Наконец, благоразумие взяло вверх, и мы решили отказаться от постройки судов здесь, и попытаться завтра обойти бомы по левому ручью и спуститься к реке в районе конца "трубы".

12 августа

Утром приступили к "штурму" крутого левобережного склона. Сначала перешли на правый берег ручья и начали подниматься "в лоб" по довольно крутому лесистому склону, к тому же замусоренному камнями, сильно заросшими мхом, где ноги проваливаются чуть ли не до колен.

Вскоре нащупали слабую тропку, но она быстро исчезла. Справа по ходу был виден узкий распадок ручья. По идее, мы должны были набрать некоторую высоту, перейти на другой берег этого ручья и траверсировать склон выше бомов. Но оказалось, что ручей довольно глубоко врезан в склон и имеет собственные бомы по берегам, так что перебраться на его противоположный берег было невозможно. К тому же, склон того берега был слишком крут для передвижения, изобиловал множеством скалистых выходов. Оставался единственный вариант - выбраться на хребет выше леса и попытаться траверсировать участок там. Подъем продолжился…

Наконец, совершенно вымотанные и измочаленные, мы вышли к границе леса. Но никакого намека на хоть какое-то плато, по которому можно быстро продвигаться дальше, и тем более намека на тропу, здесь обнаружено не было. Более того, участок имел довольно сложный скалистый рельеф, где было много трудных для передвижения крупнокаменистых осыпей, расположенных в истоках ручьев. Стало ясно, что никакой тропы мы уже не найдем, потому как ее здесь просто нет. Но, как бы там ни было, бомы на реке обойти надо - и мы стали траверсировать склон.

Через некоторое время, вышли на обзорную площадку, откуда прекрасно просматривалась котловина Уш-Бельдира и сам поселок. Видно было устье Билина, просматривался хребет Обручева. В сторону верховьев Шишхид-Гола были видны грандиозные вершины Бол.Саяна. Сам Шишхид-Гол вился внизу узкой лентой - мы поднялись от него чуть ли не на километр.

Продолжили траверс, но вскоре путь нам преградило узкое ущелье очередного ручья. Давно стало ясно, что наша вылазка в горы была серьезной ошибкой, стоившей нам потери времени и сил. Не совсем ясно, чем все это закончится, т.к. ущелье встретившегося на пути ручья было узким и глубоким, на его противоположном склоне виденелось множество бомов. Судя по всему, бомы должны быть и на нашем берегу. Но возвращаться назад уже не имело смысла.

Похоже, что тропа, так бодро шедшая сначала вдоль реки до бомов, которые мы решили обойти верхом, все же проходит эти бомы у воды, не поднимаясь вверх. И наша разведка, посланная тогда на поиск прохода через эти бомы, поспешила с отрицательными выводами. Теперь у нас имелся единственный разумный (и возможный) вариант - спуск к Шишхид-Голу по преградившему путь ручью.

Спускаться, как известно, труднее, чем подниматься. Правильность этого утверждения была подтверждена и на этот раз. Сначала мы старались плавно терять высоту, т.к. склон был очень крутой, с массой курумника, покрытого мхом, с завалами из крупных деревьев. Но вскоре вышли на бреговые бомы ручья, и осталось одно - спускаться к ручью напрямую, максимально теряя высоту и надеясь, что удастся проскользнуть к воде между парой таких бомов. Конечно, оставался риск, что по ручью мы тоже не пройдем. Он, например, может войти в каньон, где могут оказаться водопады, и т.д. Но делать было нечего. Все проклинали тот день и час, когда пришла идея сделать эту "вылазку в горы".

Спуск был тяжелым, но тем не менее, успешным - мы вышли к ручью и продолжали движение по его руслу. Ручей, к счастью, оказался небольшим, и мы шли вдоль него, переходя с берега на берег. Но примерно через 200 - 300 м спуска, возникла предвиденная нами неприятность - ручей вошел в каньончик, где обрывался 2-х метровым водопадом, пройти который у воды было невозможно.

Уже темнело, и мы стали морально готовиться к ночевке на камнях в этом неприветливом ущелье. Но посланная разведка обнаружила проход по скалам левого берега. Проход оказался не из лучших - пришлось вешать веревочные перила и преодолевать несколько метров неприятных крутых скал. Быстро сгущающаяся темнота усугубляла наше положение. Тем не менее, пройдя это неприятное место, примерно через 500 м пути мы вышли на левобережную полку Шишхид-Гола. На этом наша сомнительная вылазка в горы, слава богу, окончилась.

Чуть ниже по течению был слышен рев порога, но в темноте подробностей разглядеть было нельзя. Суля по всему, это шумел финальный порог "трубы".

Как и ожидалось, на береговой полке обнаружили нашу тропу - все так же хорошо набитая и глубоко врубленная в почву, как ни в чем не бывало тропа бодро шла вдоль реки. Но радость возвращения затмила досаду за допушенную нами оплошность.

• Чистое ходовое время: 7:00
  • Рабочее ходовое время: 9:10
  • Количество ходок: 20
  • Пройдено, км: 6

13 августа

Утренной осмотр порога показал, что это действительно выходной порог "трубы". Ниже порога (за распадком следующего ручья) река временно выходила из скал, и по обоим берегам у воды были видены неплохие ровные полочки, где можно было строиться. На правом берегу был расположен прекрасный песчанный пляж. Это соответствовало описанию - краткий выход реки из скал и полки у воды условно принимались там за конец "трубы". Таким образом, окончательно стало ясно, что 6-ти километровый каньон "Труба" имеет два сложных порога - входной и выходной.

Финальный порог "трубы" не оказался очень интересным, и это разочаровало участников - такие мучения ради просмотра... Но стало понятно, почему он обязательно требуется просмотр - порог был все из той же серии, "с изюминкой".

Длина порога составляет около 250 - 300 метров (схема 8). Река здесь делает плавный левый поворот, в русле появляются отдельные небольшие камни и "бочки". Кальминационная часть порога - мощная "бочка" с обратным валом в 2 метра. Она перегородила почти всю реку, и только у скал правого берега остается узкий и довольно чистый проход. Но чтобы в него попасть, надо еще на входе в порог придерживаться правого (вогнутого!) берега. Таким образом, при прохождении порога без разведки судно неминуемо попадет в "бочку", т.к. непосредственно перед "бочкой" сместиться вправо мешает серия расставленных в шахматном порядке камней. Поэтому, разведка порога обязательна. В более низкую воду, для крупного плота, по-видимому, возможен вариант прохождения порога у левого берега, с прохождением "бочки".

Т.к. после просмотра прохождение порога не вызывало принципиальных технических трудностей и не казалось сильно интересным, а нормального места для постойки выше порога видно не было, мы решили строиться ниже порога, на полочке левого берега, в конце "трубы". Для этого сняли лагерь и прошли вниз по тропе минут 40. Леса здесь достаточно, растет ель. В этот же день приступили к постройке судов.

• Чистое ходовое время: 0:20
  • Рабочее ходовое время: 0:40
  • Количество ходок: 2
  • Пройдено, км: 1

14 августа

Строительство закончили к 3 часам дня, пообедали, и около пяти стартовали. Поскольку до обноса "трубы" мы вели на воде хронометраж, для его стыковки мы продолжили счет времени без разрыва, так, как будто не прерывали движения по реке. Естественно, надо учитывать, что прохождение 2-го каскада "щек" и "трубы" потребует минут 20 - 30 чистого ходового времени. Затраты рабочего времени трудно оценить даже приблизительно - слишком много времени уйдет на разведку участка и организацию страховки.

Несмотря на то, что формально "труба" кончилась, река по-прежнему течет в каньоне почти до самого выхода в долину Бусин-Гола (фото 46). Но препятствия здесь существенно проще, чем были раньше - это несколько порожков с валами, пару прижимов, несложные шиверы. Все это идется без труда с ходу.

Наконец, река вырывается из мрачного каньона на простор. Следуют острова, протоки. Никаких намеков на пограничный кордон не заметили, Родина встретила нас тихой солненой погодой.

Устье Бусин-Гола с воды не заметно. Не виден с воды и пос. Уш-Бельдир. Но его присутствие однозначно определяется по мелким береговым постройкам - будкам для лодочных моторов и т.п. В поселок послали гонца за продуктами, т.к. наш провиант почти кончился. Гонец закупил хлеба, круп, сигарет и сахара. Проблем с властями не было, хотя было известно, что поселок и котловина закрыты для посещения туристами.

Остановились на ночлег в районе впадения Билина (устье с воды не просматривается). Кончился день праздничным ужином по поводу успешного возвращения на родину.

• Чистое ходовое время: 1:45
  • Рабочее ходовое время: 1:45
  • Количество ходок: 2
  • Пройдено, км: 12

Примечание: в рабочее ходовое время не включено посещение магазина в Уш-Белдире.

2.5. Сплав по р.Кызыл-Хем и р.Каа-Хем

Нет необходимости подробно описывать сплав по Кызыл-Хему и Ка-Хему - эти реки хорошо известны водникам, и существует множество отчетов с описанием сплава по ним. Хочется только сказать, что после сурового Шишхид-Гола, Кызыл-Хем произвел на нас прекрасное впечатление и поразил своей нестандартной крастой и мягкостью природы (фото 47). Этому способствовала и великолепная погода, сопровождавшая нас во время сплава по этой реке. В общем, все участники восприняли прелести Кызыл-Хема, как награду за трудные километры Шишхида.

Что касается препятствий, то они, конечно, не идут ни в какое сравнение с порогами Шишхид-Гола. Достаточно сказать, что наша группа без особого напряжения прошла оставшуюся часть маршрута за 3 дня, причем почти все препятствия были лего пройдены без разведки (посмотрели лишь Байбальский порог), с ходу четко и безаварийно. Безусловно, сказалась хорошая адаптация к воде, полученная на Шишхил-Голе.

Тем не менее, оставшиеся пороги всем понравились и принесли участникам даже некоторое удовлетворение от их прохождения, поскольку все уже стали скучать по "техничным" порогам, где требуется маневр, выбор вариантов линии движения и т.п. На Кызыл-Хеме такие пороги есть, а Шишхид-Год почти лишен подобных препятствий - там пороги типа "только держись", отличающиеся высокой мощью и отсутствием сложной лавировки. Разве что участок Медвежьих шивер несколько выпадает из общего ряда.

Несмотря на кажущуюся простоту порогов Кызыл-Хема и нижнего Ка-Хема, пороги Кадраусского каскада, "Узкий", Бахаревский Кызыл-Хема, и Васильевский, Пафиловский и Байбальский Каа-Хема лучше просмотреть. Просмотр Байбальского порога обязателен в любом варианте.

Порадовал Кызыл-Хем и рыбой, где мы поймали даже маленького тайменя (4 кг). Три раза видели медведей - в районе среднего течения Кызыл-Хема и в районе пор.Васильевский на Каа-Хеме.

Дальше приведен только хронометраж движения. Лоция, которую можно без труда найти в других отчетах, опущена.

15 августа

• Пройдено, км: 75

2.6 Отъезд с маршрута

18 августа

В Эржее нам повезло - теплоход "Заря" ходил. В тот же день мы были в Кызыле, в аэропорту. До Москве можно было улететь с пересадками в Красноярске, Омске и др. городах, или прямым рейсом (ближайший был завтра). С билетами на самолет обстановка была сложная - в кассе отвечали, что билетов нет.

19 августа

Тем не менее, к вечеру этого дня все участники покинули Кызыл. Выбирались тремя группами: утром шесть человек улетело в Красноярск, затем одному удалось улететь на московском рейсе, а к вечеру остальные семь человек взяли билеты тоже на Красноярск. 20-го августа все участники были в Москве.

2.7. Результаты хронометража

Сплав по р.Каа-Хем 88 1 11:10 - -
Всего по воде 306 10 40:30 60:35 38
Всего 446   81:40 126:20 -

*) - в километраж по Шишхид-Голу не вошел обнесенный участок 2-го каскада "щек" и "трубы".

2.8. Меры безопасности на маршруте

Пеший переход ней содержит опасных горных участков - здесь требуются обычные меры предосторожности, принятые при движении в горах. Непрятности могут возникнуть при ошибке с перевалом, при взятии "чужого" перерала. Чтобы этого избежать, надо иметь в виду, что перевалы Цзун-Тулэгтэг-Дабан и Дергутуруг-дабан являются соседними и единственными, ведущими из долине Хараганты на южную сторону Восточного Саяна. При ошибке с перевалом, группа может выйти на сложный и опасный скальный рельеф. Поэтому, если перевальные седловины плотно закрыты облачностью, лучше переждать непогоду.

Шишхид-Гол отличается довольно мощной водой, что увеличивает потенциальную опасность препятствий. Наиболее сложные препятствия, такие как пор."Плотина", каньоны "Щеки" и "Труба" требуют при их прохождении хорошей разведки и надежной страховки. Наиболее приемлемым вариантом страховки на щтой реке является страховка корабликом и/или катамараном с воды (для нескольких судов). Обычная береговая страховка здесь малоэффективна из-за значительной ширины реки и высокой скорости течения.

Мощная вода требует, чтобы участники сплава имели спасжилеты объемом 30 - 40 литров. Для каждого также обязательны годрокостюм, обвязка с карабином, герметичный НЗ спичек. На группу хорошо иметь не менее 2 основных веревок по 50 м, пару-тройку репшнуров. Пригодятся и несколько скальных крючьев - для возможного прохождения бомов перед выходным порогом "трубы".

3. Итоги, выводы, рекомендации

1). Пройденный маршрут безусловно интересен как с познавательной, так и со спортивной точек зрения, отличается известной новизной. Мы познакомились с совершенно новым и незнакомым горным районом, сплавились по интересным и красивым рекам: Шишхид-Голу, Кызыл-Хему, Ка-Хему.

К сожалению, график нашего движения был довольно жестким. Отчасти, это произошло из-за некоторой недооценки сложности маршрута (слишком мало было информации по реке), отчасти из-за потери недели в Кырене (ожидание самолета), отчасти из-за очень высокого уровня воды в реке, что усложнило прохождение препятствий, а некоторые из них сделало фактически непроходимыми (потери времени на обнос).

Другим группам можно рекомендовать брать в обязательном порядке дополнительную неделю к стандарному месячному отпуску (это для случая заброске из Москвы, в варианте перелета туда и обратно самолетом).

2). Пеший переход не сложнен, но имеет довольно большую протяженность (126 км). Мы прошли его за 7 ходовых дней, не имея описания и опираясь только на хороший картографический материал. Если удастся доехать до устья Тэргэте (приток Тиссы) на тракторе (что весьма желательно), то пеший переход можно будет сократить до 4 дней. Это сильно сэкономит силы группы, сохранит их для напряженной водной части маршрута.

Основные трудности, возникающие в процессе пешего перехода - это поиск тропы, ведущей от Сархоя на его левобережное плато, и поиск выхода на перевал Цзун-Тулэгтэг-Дабан из долины Хараганты. В связи с этим, следует сказать, что пер.Цзун-Тулэгтэг-Дабан и пер.Дергутуруг-Дабан (расположенные рядом) являются единственными перевалами, ведущими из долине р.Хараганты на юг. Любые ошибки, связанные с "взятием" соседнего превала здесь должны быть исключены - хребты, замыкающие долину Хараганты, отличаются сложным скальным рельефом, обилием крутых цирков и неприступных стен, и проходить подобные участки без специальной подготовки и снаряжения опасно. (Правда, в книге Обручева [2] упомянуто, что он прошел из долины р.Лев.Тулгуте в долину Хараганты каким-то хитрым перевалом, выход на который знал его проводник, но больше об этом никакой информации нет, и других перевалов на карте не обозначено.)

В отличии от варианта пешего перехода, который выбрали мы, существует еще одна возможность выхода в долину Тэнгисин-Гола. Этот путь совпадает в целом с путем выхода в верховья р.Билин (р.Тисса - р.Саган-Гол -пер.Обогольский - пер.Тэнгисин-Дабан), но сворачивает с него перед началом спуска к Билину (выход на пер.Монгол-Шара-Дабан). Этот вариант нам кажется менее предпочтительным, т.к. придется брать три перевала, после чего группа попадает в самые верховья Тэнгисин-Гола, где для начала сплава может быть слишком мало воды, и группе придется еще некоторое время идти вдоль реки пешком.

3). Мы попали в большую воду. Это позволило начать сплав по р.Тулэгтэг-Гол от начала его нижнего каньона и без проблем пройти этот короткий, но интересный участок. В случае более низкой воды, лучше строиться на левом берегу Тэнгисин-Гола, в одном-двух километрах выше устья Тулэгтэг-Гола.

4). Водная часть маршрута достаточно насыщена и разнообразна. Характерная особенность маршрута - постепеное увеличение сложности препятствий, что позволяет экипажам привыкнуть к воде и потренироваться сначала на простых участках, а потом уже преодолевать сложные пороги.

Интересно и завершение маршрута - сплав по Кызыл-Хему и Каа-хему. После мощных препятствий Шишхид-Гола, более техничные пороги этих рек оставляют приятное впечатление. Радуют здесь и более мягкая природа, красивые пейзажи, обилие грибов и ягод. Все это позволяет участникам "насладиться жизнью" и слегка отдохнуть после трудного сплава по Шишхид-Голу.

Выше уже говорилось об особенностях порогов Шишхид-Гола. Еще раз напомним, что многие из препятствий имеют там не классический заход - под вогнутым берегом. Поэтому, в случае движения без разведки, надо идти по основной струе, не прижимаясь к выпуклому берегу на поворотах.

Еще одна особенность Шишхид-Гола - обилие и разнообразие "бочек". Трудно встретить другую такую реку, где было бы так много "бочек" - прямых, косых, пульсирующих, высотой 1.5, 2, 5 метров, шириной 1, 3, 5, 10, 15(!) метров... Скорее всего, в более низкую воду характер препятствий существенно изменится, появятся камни, усложнится техника прохождения некоторых порогов. Но мы встретились с мощной и опасной рекой, и в целом такой маршрут можно рекомендовать только группам, хорошо знакомым с "прелестями" большой воды.

Наиболее серьезными и опасными порогами Шишхид-Гола, где требуется подробная разведка и хорошая страховка - это пороги "Плотина", препятствия 1-го и 2-го каскада "щек", входной и выходной пороги "трубы". При высоком уровне воды, эти участки можно смело отнести к 6-ой категории сложности.

Несколько обособленно в ряду этих препятствий стоит Чавашский порог. Вместе со входными и выходными ступенями 2-го каскада "щек", этот порог образует очень сложный и опасный участок, вероятность успешного прохождения которого весьма невелика. Даже, как нам кажется, и для более низкой воды.

Организация безаварийного прохождения Чавашского порога потребует от группы значительных затрат сил и времени, которое уйдет в основном на разведку препятствий и расстановку страховки. Сложность здесь состоит в том, что просмотр начальных ступеней 2-го каскада и самого Чавашского порога идет по правому берегу, а следующего за ним участка - с левого (в дальнейшем выяснилось, что по правому берегу вдоль "трубы" также имеется тропа - А.Г., май 2009) Страховку придется ставить как на правом берегу (в устье Бол.Чавача) так и на левом (перед входным пор. "трубы"). Для этого группе как минимум потребуется организовать сразу за 1-м каскадом "щек" надежно действующую переправу, иметь средства для оперативного взаимодействия со страховщиками (например, радиостанции).

Для чисто плотовой группы возникают дополнительные трудности. Не так-то просто, причалившись к правому берегу для просмотра Чавашского порога, траверсировать затем на плоту на левый берег - слишком короток здесь спокойный участок. Стаховку можно будет наладить только береговую - для этого понадобятся кораблики, которые могут преодолевать расстояния до 50 м. Несмотря на экономию веса снаряжение, можно посоветовать плотовикам взять с собой небольшой "ЛАС" или легкие гондолы от катамарана - исключительно для страховки и переправ.

5). После внимательного изучения карты и последующей оценки наших действий в районе "трубы", мы пришли к выводу, что на участке от устья Джабаш-Гола до Уш-Бельдира по левому берегу Шишхид-Гола идет постоянная и довольно хорошо набитая тропа. Скорее всего, она приходит из долины Джабаш-Гола, т.к. впервые мы встретили ее у пор."Плотина". Затем мы наткнулись на тропу при разведке 1-го каскада "щек", шли по ней в обход 2-го каскада "щек" и немного вдоль "трубы". К сожалению, недооценив тропу и ошибившись с оценкой возможности пройти у воды участок левобережных бомов, находящийся перед выходным порогом "трубы", мы предприняли малооправданую (как потом стало ясно) "вылазку в горы", в обход этих бомов по верху. После спуска к Шишхид-Голу выяснилось, что тропа продолжает идти вдоль реки. Теперь ясно, что лучше потратить тот же день для навешивания веревочных перил и организации страховки при прохождении бомов, чем потратить массу сил и времени на обход этих бомов по верху.

Также, теперь ясно, что обнеся Чавашский порог, можно строиться в районе входного порога "трубы", и дальше аккуратно сплавляться в "трубе" - чалиться в устьях небольших и, как правило, водопадных притоков, по которым можно выбираться на левобережную полку и просматривать участок впереди, намечая чалку. При этом, желательно не попасть без просмотра в выходной порог "трубы".

6). Оптимальным судном для сплава по Шишхид-Голу является крупный катамаран или плот. Наш маленький катамаран (диаметр гондол 55 см, длина 4.7 м) кидало в валах, как щепку, смывало в пороге людей и даже перевернуло. Плот предпочтительнее катамарна как по соображениям большего запаса плавучести, так и с точки зрения ориентировки на воде - многие "бочки", например, с катамарана совершенно не просматриваются. Байдарка, "ЛАС" и "ПСН" мало подходят для данного путешествия.

7). Лучшая страховка для данного маршрута - это страховка с воды и/или корабликом. Береговая страховка для многих препятствий не подходит - слишком широкая река. Так, например, ширина реки в "щеках" колеблется от 15 до 100 метров. Всем участникам рекомендуется иметь гидрокостюм и спасжилет повышенной емкости (36 - 40 л), обвязку с карабином. На группу надо иметь как минимум одну основную веревку не менее 50 м длины и пару репшнуров. Пригодятся и несколько лепестковых скальных крючьев.

8). Маршрут является не совсем официальным, связан с нелегальным переходом государственной границы, и большей частью проходит по территории суверенной Монголии. И хотя фактически граница с Монголиией не охраняется (в то время, сейчас это не так, ситуация изменилась - прим. А.Г., май 2009), наши пограничники периодически прилетают на перевалы с осмотром - в основном, проверить состояние пограничных столбов и укрепленных на них гербов. Все эти пограничные нюансы отражается на моральном климате группы - возрастает нервозность и суетливость участников. Если учесть, что для данного маршрута нет полноценного запасного варианта, то такое поведение вполне объяснимо - столько сил затрачено на организацию похода, а из-за какой-нибудь "мелочи" (пограничников) все планы могут рухнуть.

В связи с этим, в качестве запасного варианта, кроме очевидных "Тисса-Ока" или просто "Ока", имеет смысл рассмотреть вариант "Сархой - Тисса -Ока". Дело в том, что Сархой (конечно, в нашу воду) показался нам достаточно интересной речкой, хотя самого интересного мы, к сожалению, не видели. На последних 15-ти километрах Сархой входит в глубокое лесистое ушелье, где имеет уклон 15 м/км и вполне достаточно воды (кубов 50) для сплава на катамаранах. Верхний участок Сархоя, вдоль которого мы шли пешком (уклон 7 м/км) не так интересен - здесь река течет в широкой долина, имеет несложные шиверы и перекаты. Учитывая это, группа, которая по каким-либо причинам не сможет пройти пер.Цзун-Тулэгтэг-Дабан, может попробовать сплавиться по Сархою, Тиссе и Оке. Сархой в низовьях может иметь интересные пороги. Не исключено, что есть там и водопады, поэтому весь участок лучше просмотреть сразу, т.к. обнос может быть весьма трудным.

9). Хороших аварийных выходов с водной части маршрута нет. Единственное, что можно предпринять я случае серьезной аварии - двигаться по тропе левого берега до пос.Уш-Бельдира (там, как правило, много рыбаков, которые помогут переправиться на правый берег, где находится поселок).

10). Что касается различных даров природы, то их на маршруте достаточно. На Шишхид-Голе это, в основном рыба, (ягод и грибов нет). Трудно найти другую реку, где в таком изобилии водятся таймени, линки, хариус (кстати, монголы рыбу не ловят). На Кызыл-Хеме рыбы меньше, но зато очень много ягод (смородина, кислица, крыжевник, малина) и грибов (подосиновики). Богат и животный мир района: на Тэнгисин-Голе очень много уток, на Шишхид-Голе, Кызыл-Хеме и Каа-Хеме мы часто встречали медведей, видели глухарей и куропаток. На пешем переходе и при сплаве по Тэнгисин-Голу встречалось много комаров и мошки - тоже, своего рода, животные...

11). Немаловажным итогом путешествия явилось, как нам кажется, составление подробной лоции реки и хронометража, которые представлены в данном отчете. В разделе 5 отчета приведены составленные нами схемы порогов, картографический материал. Что касается последнего, то он был исключительно подробным, но имел все же некоторые неточности. Например, обозначенные на Хараганте, ее притоках и Тэнгисин-Голе каньонные стенки оказались, в основном, крутыми земляными осыпями или травяниистыми склонами. На р.Шишхид-Гол, в районе "щек" и "трубы" на карте обозначены сплошные бомы по берегам. В действительности, это крутые склоны узкого ущелья реки, где много и бомов, но они достаточно локальны.

К большому нашему сожалению, отснятый на маршруте фотоматериал оказался довольно бедным. В особенности, это относится к водной части. Шричин здесь несколько: на участке до "щек" почти все препятствия мы шли без разведки, и было трудно организовать съемки, т.к. участок был насыщен препятствиями. Кроме этого, фотографы планировали проведение основных семок в "щеках" и "трубе" , экономили пленку, но там основные препятствия были нами обнесены. В дополнение ко всему, часть пленок пострадала при проявке. Снимали мы и фильм, но не долго. После переворота катамарана в "Медьвежьих шиверах", в камеру попала вода, из-за чего видоискатель надолго запотел, а скорость протяжки пленки перестала быть постоянной. Так что, фильм получился своеобразный.

В заключении, хотелось бы выразить надежду, что интересный и своеобразный район Большого Саяна будет вскоре освоен туристами -водниками так же хорошо, как и другие районы Саян, а описанный здесь маршрут войдет когда-нибудь в перечень популярных водных маршрутов наряду с другими интересными реками.

4. Литература

1. Академия наук. Предварительные отчеты ботанической, геологической и зоологической экспедиции в Сев.Монголию. 1929 г. Шифр библиотеки МГКТ: С 186, А-38.
  2. Обручев С.В. В сердце Азии. М.,"Мысль", 1965 г. Шифр библиотеки МГКТ: С 18т, 0-24.
  3. АН СССР. Труды тувинской комплексной экспедиции. Природные условия тувинской АО. "Академия Наук", 1957 г. Шифр библиотеки МГКТ: С 18т, П-77.

5. Карты, схемы

• Картосхема 1. Река Тисса от устья до впадения Сархоя (114 КБ)
  • Картосхема 2. Реки Сархой, Хараганта, пер.Цзун-Тулэхтег-Дабан (424 КБ)
  • Картосхема 3. Верховья р.Тенгисин-Гол (541 КБ)
  • Картосхема 4. Река Тенгисин-Гол (224 КБ)
  • Картосхема 5. Река Шишхид-Гол ниже устья Тенгисин-Гола (300 КБ)
  • Картосхема 6. Р. Шишхид-Гол в районе канонов "Щеки" и "Труба" (562 КБ)
  • Карта 1. Квадрат М-47-139 (р.Сархой) (1,34 МБ)
  • Карта 2. Квадрат М-47-7 (Сархаин дабан) (2,31 МБ)
  • Карта 3. Квадрат М7-47-4 (Цаган-Нур), М 1:200000 (2,28 МБ)
  • Карта 4. Квадрат М-47-17 (Аршан) (1,49 МБ)
  • Карта 5. Квадрат М-47-III (сан.Уш-Бельдир). М 1:200000 (2,31 МБ)
  • Схема 1. Река Шишхид-гол, Пор."Плотина" (215 КБ)
  • Схема 2. Река Шишхид-гол, каньон "Щеки", 1-й каскад, участок 1 (214 КБ)
  • Схема 3. Река Шишхид-гол, каньон "Шеки", 1-й каскад, участок 2 (192 КБ)
  • Схема 4. Река Шишхид-Гол, каньон "Щеки", 1-каскад, участок 3 (198 КБ)
  • Схема 5. Река Шишхид-Гол, каньон "Щеки", 2-й каскад, участок 2 (Чавашский порог) (228 КБ)
  • Схема 6. Река Шишхид-Гол, каньон "Щеки, 2-й каскад, участок 3 (202 КБ)
  • Схема 7. Река Шишхид-Гол. Порог на входе в каньон "Труба" (205 КБ)
  • Схема 8. Река Шишхид-Гол. Порог на выходе каньона "Труба" (192 КБ)

6. Приложение

6.1. Продуктовая раскладка

В этом разделе приведены информация по подуктовой раскладки, которой группа пользовалась на маршруте. Расчет раскладки проводился на ЭВМ с помощью специльно разработанной для этих целей программы (автор А.Галкин). Это позволило получить довольно сбалансированные рационы при небольшом их весе.

Ниже приведена таблица закупочной ведомости, из которой видно сколько и каких продуктов входило в раскладку. Дополнительную информацию, вроде меню на каждый день мы не приводим, т.к. она достаточно тривиальна. Скажем лишь о некоторых особенностях раскладки.

Меню было потроено по принципу "завтрак+обед+ужин", причем обед был полноценным (три блюда). Полный обед неплохо восстанавливал силы участников, его приготовление занимало около 1.5 часов, в это время участники, свободные от дежурства, отдыхали.

Мясные блюда приготовлялись в основном на завтрак. Ужин был "молочным" и включал молочные каши. Для данного похода, такая расстановка блюд оказалась как нельзя лучше, т.к. на ужин, в качестве весомой добавки, шла рыба (что, кстати, это требует увеличения количества соли в раскладке).

На пешем переходе использовалось доппитание - изюм, шоколад и сухой апельсиновый витаминизированный напиток, который мы условно называли "фантой". Этот порошок с добавкой сахара превращался в напиток в течении 3-х минут и хорошо утолял жажду на пешеходке.

Дежурства были организованы так, что участники дежурили по очереди по одному человеку. Начиналось дежурство с ужина. В процессе подготовки, каждый участник похода получал распечатку с полной информацией о всех его дежурствах, откуда было ясно, сколько и каких продуктов входило в каждое его дежурство. В соответствии с этой распечаткой, участник сам осуществлял закупку, взвешивание, фасовку на дозы и упаковку своих продуктов. (Исключение составляли дефицитные продукты, которые "добывались" централизовано, а потом раздавались участникам). В результате, в зависимости от количества дежурств на маршруте, к началу похода каждый участник имел две-три упаковки с продуктами - по одной на каждой свое дежурство. В каждой такой упаковке находилось три упаковки поменьше - продукты, предназначенные для ужина, обеда и завтрака. Никакого централизованного хранения продуктов не допускалось. Такая схема позовляла дежурному тратить минимум времени и умственных усилий на подготоку и проведение своего дежурства - достаточно достать из рюкзака упаковку с надписью, скажем, "Обед 2", и там находятся абсолютно все компоненты, необходимые для приготовления этого обеда, включая соль. В идеале, после окончания обеда, упаковка, в которой он хранился, должна остаться совершенно пустой.

Основные параметры продуктовой раскладки

крупа кукурузная 0.286 4
  • Количество используемых продуктов: 46
  • Суммарный вес продуктов на группу: 272.66 кг
  • Средний вес на человека за поход: 19.49 кг.
  • Суммарная стоимость продуктов: 692.85 руб
  • Средняя стоимость на чел. в день: 1.9 руб

6.2. Снаряжение группы

Учет веса снаряжения и его распеделение среди участников проводилось на ЭВМ с помощью специальной программы, разработанной А.Галкиным. Это позволило, с одной стороны иметь абсолютно полный список всего необходимого для похода, с указанием точного веса каждого предмета, а с другой стороны заметно облегчить сам процесс распеределения снаряжения, обеспечить точное соблюдение всех весовых норм, принятых в группе.

Ниже приведен полный список общественного снаряжения, которым группа пользовалась на маршруте.

Список общественного снаряжения

(Наименование снаряжения / Вес, кг)

1. катамаран 1, гондола 1 11.0
  64. ф/ап. "Зенит", ч/б пленка 1.5

Суммарный вес общественного снаряжения: 170.2 кг

Вес общественного снаряжения, в среднем на чел.: 12.2 кг

Верхняя граница веса личного снаряжения была следующей:

• 8 кг для мужчин;
  • 10 кг для женщин.

На каждого уч-ка приходилось в среднем продуктов: 19.5 кг

Общий вес продуктов группы составил: 272.5 кг

Суммарный вес всего снаряжения и продуктов: 542.7 кг

На каждого участника в среднем пришлось: 38.5 кг

Начальный выходной вес рюкзака составил:

• 40 - 41 кг на мужчину;
  • около 25 кг на женщину.

Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)Отчет о пеше-водном спортивном путешествии V к.с. по реке Шишхид-Гол  (район хребта Большой Саян)