18 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2002
Автор:
Сергеев Михаил Александрович - руководитель группы.
1949 г. рождения. Занимаюсь спортивным туризмом с 1972 г. (первая справка). Член МКК ТСС РБ. Зампредседателя турклуба "Энергетик" ("http://www.bashkirenergo.ru" rel="nofollow"), e-mail: al111@mailru.com

Руководитель группы:
Итак, мы едем! Поход почти был сорван. Но явился Рим - наш двигатель, энергии хоть отбавляй. Такие люди двигают прогресс. Все покатилось как бы само собой. Маршрутов много. На Юг - в Саяны, на Восток - в Северное Забайкалье - (р.Томпуда), Южное (Хамар-Дабан).
Задумано путешествие было еще почти год назад. Команда уже сложилась за последние пять лет. Надо утрясти с отпусками. Все катится, как бы само собой, когда есть инициативные люди, и есть желание у всех единомышленников.
С билетами трудно. Начало августа. Самый сезон самодеятельного туризма. Рим днюет и ночует на вокзале. И результат: все едем в поезде, в одном вагоне и даже Саша, подключившийся к нам в самый последний момент - в нашем вагоне. Погода в Уфе жаркая и она уезжает вместе с нами. Поезд немного опоздал, замечаем погода изменилась - похолодало: лето меняется на осень, лето уезжает вместе с нами.
Конечная станция у нас Северобайкальск. Проезжаем озера Западной Сибири, сосны Красноярского Края, лиственницы и березы БАМа. Забайкалье, по впечатлению моих последних отпусков за два года, летом очень похоже на наш Южный Урал, только горы побольше, да мошки и комаров много.
Спасибо Виноградову - бывалому уфимскому туристу и его друзьям. Поезд приходит в Северобайкальск в 8.00, а нас на станции уже ждут. УАЗ-469. Втискиваемся, два туриста и семь рюкзаков, и едем до Яхт-клуба. Рядом Байкал, военная база подводников-глубоководников. У них сегодня смотр: маршируют и т. п. Но уже есть договоренность - нас довезут на военном катере. И вот мы в море (священное море - Байкал - из песни). Даже не успеваем съесть традиционного омуля и выпить пиво "Колчак". Погода спокойная, облака кучевые, чайки. Вдали в море яхта. По нашему заказу заходим в бухту Аяя, высаживаемся на песчаный пляж. До курорта Хакусы - 2 км (соседняя бухта). Сегодня выиграли время от графика почти сутки. Великолепно! Замечательно! Что делать? Быть на Байкале и не воспользоваться его приютом - это непростительно. Делаем обед и уходим на осмотр курорта Хакусы. Встречаем директрису курорта. "Ваша путевка?" Здесь, оказывается, монополия. 40 р. за купания в горячем источнике. Но мы же самодеятельные туристы! Ума не занимать. Вешаем "лапшу на уши". Проходим и купаемся нелегально. К вечеру возвращаемся в лагерь. Закат и восход на Байкале очень красивы. Противоположный берег (50 км) еле просматривается и кажется значительно ближе, чем на самом деле. Горы (хребет Байкальский, Черского) синеют в дымке, а к югу теряются в тумане, сливаясь на горизонте с водой. Штиль, спокойствие.
Мы еще не привыкли к сдвигу по времени (3 часа). Дежурные встают рано. Женя только и ждал, что-бы кто-то зашевелился. Зашевелился Я. ВСЕ! ПОДЪЕМ!!! Когда встали и глянули на часы - 6.20 местного времени. Но никто не жалеет потерянных для сна часов.
Море спокойное - штиль, восходящее солнце, противоположный берег, опутанный дымкой - все это вселяет в каждого праздничное настроение. Уходим рано. Дорога - почти для автомобилей, затем сужается до хорошей тропы. Идем, почти бежим. Рим идет последним. Он наш идейный вдохновитель и организатор. В первые ряды вырывается Саша - наш новичок (в рядах нашей бывалой группы). Он идет быстро, но вскоре теряет тропу. Она как-то незаметно уходит в сторону. Все-таки тайга. Решаем идти по звериным тропам. Сразу появляется и бурелом и мягкий мох под ногами. Теряем почти час ходового времени, но выходим на основную тропу. В такие моменты в первые ряды выходят Рим, Женя - почти профессионалы-охотники и Костя А. Тропа становится менее заметной, но как в песне: "Дороги трудны, но труднее без дорог". Идем. Планы - пройти сегодня перевал на озеро Фролиха и быть там к вечеру. Но планы - планами. Тропа слабая, температура воздуха почти +30, ручьев нет. Обедаем. За водой ходим по 20 минут вниз к реке без тропы. После обеда, отдохнувшие, уходим. Оказывается до ручья перед обедом не дошли всего 5 минут. Пить воду из ручьев не рекомендуется - это очень расслабляет. Я умываюсь, охлаждаю кисти рук. Помогает. Но меня начинает подводить личное снаряжение. Новые ботинки кажутся тесными, новый рюкзак подводит: пряжки рюкзака не держат 42 кг за плечами и ползут. Да, снаряжение подводит... Надо его проверять заранее. Но терплю. Перевал оказывается круче и выше, чем мы предполагали. Карты еще у нас в России слабоваты (мягко сказать) и в большом дефиците. Идем, как выразился Рим по картам, сделанным для вражеских разведчиков. Тропа делает крутой взлет. Идем, пыхтим, темнеет. Где-то громыхает гром, идет гроза. Вот и перевал. Остается полчаса светлого времени. А впереди верховое болото. Наши тигры (Женя и Костя А.) стремятся вперед к озеру. Они всегда полны энтузиазма и сил, как мне кажется. Надо их тормозить. Все! Остановились на ночлег. Все правильно. Через 10 минут начинается дождь и почти сразу темнеет.
Утро. То, что вчера казалось верховым болотом - болото, но короткое, даже удивительно всего 10…15 метров, а в темноте казалось бескрайним. Крутой спуск, и через полтора часа мы на озере Фролиха. Величественное озеро. Многие стремятся сюда. Для них это цель всего путешествия. Красивое место для отдыха. Единственно, что неудобно - мы находимся в заказнике. В реке Фролиха водится реликтовая рыба Давадчан. Это красная рыба типа гольца. Ради нее создан заказник. И за время пребывания в нем надо платить деньги. Делаем обед на песчаном пляже. Вода теплая (все относительно), купаемся. Появляется строгий егерь, который ищет группу поляков, поймавших красную рыбу Давадчан (видимо хочет высосать из них $). У нас с ним проблем нет. Пропуск выписан у нас на одни сутки и красную рыбу мы не ловим. Егерь дает нам некоторые советы. Спасибо. Уходим. Встречаем группу поляков. Выясняем, что впереди нас идет группа "тимуровцев" - группа из Уфы, руководитель Ян и составе ее Тимур - опытный старый турист-пешеходник. Они нас ждали сутки на озере. Идем вдоль берега реки по тропе. Река петляет почти кругами. Расстояние в три раза больше, чем по карте. Доходим до зимовья. Ночуем рядом с зимовьем. Впервые встречаем группу из Челябинска - 5 человек - очень интересная группа. С ними мы будем часто встречаться на маршруте. Вообще создалось впечатление, что Южный Урал переместился сюда на озеро Фролиха и реку Томпуда. Здесь мы, группа Яна (Тимура), группа Захарова (Роза Ветров) и группа из Челябинска (Попов Валерий Петрович) и никого другого. Интересно, здорово, случайно.
Утром догоняем группу Яна (через полчаса). Они нас ждут. Идем параллельно. Река прекратила свое равнинное петляние, превратилась в горную. Я иду тяжело. Рюкзак сбил мне плечи и поясницу. Передых (для некоторых - перекур). Что-то ленюсь доставать видеокамеру. А жаль - Тимур дает показательный урок ловли рыбы Давадчан. Отдых-то всего 10 минут, но затягивается - так красиво он (Тимур) ловит рыбу. Стенки, небольшие водопады, сливы на реке Фролиха. И вот красная рыба поймана. Тимур стоит внизу у воды, мы на скале на тропе. Он кидает пойманную рыбу вверх: "Гостям", т.е. нам. Наши штатные рыбаки в группе (Костя А. и Женя) убежали вперед. Рыбу в полете ловит Саша. Ее собираются "прикарманить" челябинцы (мы собрались на передыхе все вместе), но Саша на "стреме"- рыба наша! Тут же сочиняем легенду для наших рыбаков, как поймали рыбу - забили камнями - была настоящая охота. Все очень правдоподобно. Между тем Тимур вылавливает еще две рыбины. Что делать? В гору с тяжелыми рюкзаками груз нести ой как неохота, а рыбины каждая почти по килограмму. Но несем. Рыбу берет Саша - отважный человек (у него потерта спина). А мне жаль, что не снял такое прекрасное представление - ловлю рыбы. В оперативности - вся прелесть документального кино.
Вечером общая стоянка с группой Яна. Рыбаки ловят рыбу Давадчан. Солим красную икру. Костер! Песни у костра. У Тимура - гитара. Совсем как в двухдневный выезд под Уфой. Песня про "бричмуллу" и другие. В этом часть счастья таких путешествий. Хотя и Фролиха и Байкал - тоже счастье и прелесть нашего путешествия. А спортивная часть нашего водного путешествия еще впереди. Не знаю, как у пешеходников. Многие считают, что спортивная часть - это основное нашего путешествия. Но я могу поспорить еще на эту тему… Погода стоит прекрасная. В этом нам везет. Мошка, гнус? Их не так много, терпимо. Выживем!
Утром уходим раньше Тимура. Вскоре выходим на голый "пупок" - лысую вершину небольшого холма, стланика мало - видимость хорошая. Внизу у реки "шарахается" группа Яна. Видимо, не мы первые влезаем на этот "пупок", т.к. тропа к нему была. Рим, наш неутомимый разведчик, вновь находит тропу: надо идти вниз к реке. Не хочется терять высоту, но наличие тропы важнее. Уходим, находим ее и идем по тропе. Часто ее теряем. Делаем обед на слиянии двух речек (ручьев). Жарко. Дежурные где-то варят обед. Купаемся. Обмениваемся впечатлениями. И!!! В одном ручье лежишь в воде, а из другого выскакиваешь сразу. В нем вода холоднее в два раза. Все перебираются в первый ручей. Почему? Уходим. Впереди красивые верховые озера. Одно, другое. Песчаный пляж с белым мелким песком. Здорово. Остановиться бы. На песке следы всей группы Яна. Они уходят по реке Тумча. Тумча - сначала тихая, как наша Дема, вытекает из озера. Мы ее переходим и становимся на ночлег. Река вскоре падает 400 м, вертикальным водопадом, в реку Томпуда. Здесь наши пути с Тимуром расходятся. Мы пойдем в верховья Томпуды. Там пороги 5-6 к.с. У них путешествие скорее развлекательное, а у нас спортивное. Все! Уходим в разные стороны. В верховья Томпуды редко кто ходит из туристов-водников. Эта часть реки - сплошные водопады, сливы большие, воды маловато. Туристы-рыболовы, отдыхающие, сюда не ходят. Последний туристский отчет, который мы нашли, 15-летней давности. Измайлов из Новосибирска шел по воде два года эти 8 км. Все начинают сплавляться ниже порога "Аквариум". Мы идем выше. Первый и второй каньоны будем проходить. Доходим по правому берегу до брода. Все устали. Брод проходят, кто как может. Иду, кажется, из последних сил. Думаю: после брода привал. Оказывается надо идти еще. Как это трудно - менять настроение. Но все идем дальше. А всего-то 150 м - и впереди приток Ильбикайчи. Воды в нем не меньше, чем в Томпуде. Течение чуть не сбивает с ног. Кто с веслом, кто вдвоем, но переправляемся. Впереди о счастье: не надо идти пешком. Через 100 м стоянка - остановка на ночлег и переход на водный способ путешествия - сплав.
Первый период закончен. Хорошо! Что дальше? Сплошные вопросы. Стоянка. Наконец-то отдых. Что-то в этот раз я не подготовлен к пешке. Готовимся к воде. Строимся.
Первый день на воде - проходим хорошо. Река - сложные шиверы. Первую половину дня строились. Идем всю вторую половину дня. На сегодня достаточно. Проверили каты и себя немного. Второй день - начинаются пороги. В первом каньоне есть водопад с 8-метровым вертикальным сливом с боем в скалу. Попасть в него - это ЧП. Поэтому проводим тщательную разведку. У нас три экипажа. Три "двойки". Один экипаж, я называю его Кат-1 - схоженный. К нему претензий нет. Два других - сомнительные по схоженности. И здесь начинают созревать противоречия в группе. Начинаем прохождения. Один порог, другой т. д. Впереди водопад большой (по описанию). И вот сложности: командиру, чтобы подстраховаться нужны 2-3 улова до водопада, два экипажа не вселяют полной уверенности, а Кат-1 требует прохождения. Командир говорит: НЕТ. На сегодня БАСТА. Завтра обнос. Командир Кат-1 протестует - конфликт. Но протест не мне, а Риму - опытному человеку, капитану Кат-2. Пытаются что-то доказать друг другу. До меня доходят только отголоски. Но подчиняются решению. В полной мере узнаю обо всем только вечером. Вечером команда на грани срыва. Лидеры - заодно. Новички - молчат. Я - не в курсе дела. Да... положение... Что делать? Рим со мной все действия согласовал. Но он очень обижен более молодым человеком. Не может успокоиться. Капитан Кат-1 Костя обижен недоверием к его опыту, а про интересы группы и безопасности в целом забывает. Хуже всего, что кофликтуют втихую, и я узнаю об этом только вечером. Стороны уже непримиримы. Люди устали. Видимо сказались трудности пешего перехода. Трудно примирить двух взрослых людей. Помогает мне авторитет старшего по возрасту и по положению в группе. Говорю с каждым в отдельности. Надо бы сделать это раньше. А лучше сделать бы вовремя дневку. Что делать далее? Завтра трудный день - прохождение второго каньона.
Рим остается в лагере. Возможно, это наиболее верное решение в данной ситуации. Я не возражаю. Лагерь у нас теперь стационарный. По сложной реке быстро не побежишь. Как говорится - уходим на работу, на прохождение. Отдаю видеокамеру Гульсум. Вчера она проходила несколько порогов. По итогам дня жалко, что она снимала только наши прохождения. Наша работа по проводкам, переправам, разведке занимает в каньоне 95% всего времени. Гульсум отказалась от прохождения первого порога. Далее в этот день не было возможности посадить ее в кат. Она только снимала. Поэтому мне удалось пройти в экипаже почти со всеми участниками группы (они подменивали Гульсум). Это было полезно и мне, и им. Прошли начало второго каньона. Далее много габаритных непроходов. И стенки, стенки, вертикальные стенки. По руслу реки обнос невозможен. Решили обнести по тайге до окончания стенок. Есть старая просека, но она очень заросла. На тропе обноса встретили каркас плота с гребями, возможно Измайлова из 1985 года. Ностальгия... Когда-то и я ходил на каркасных плотах. Вытаскиваем Кат-1,2,3 на скалы. Гидрокостюмы, спасжилеты обносим до конца стенок. Всех устраивает обнос. Все устали. На сегодня все. Никто не хочет сегодня еще какого-либо прохождения. Работали без обеда. Увлеклись. Забыли даже про перекус. Саша-дежурный раза два напоминал, но его никто не воспринял всерьез. Обнесли личное снаряжение до конца 2-го каньона. Сейчас отдыхаем. Все устали, но очень довольны. Вечером предлагаю сократить маршрут: вторая пятерка на р. Улюгна нам ни к чему, да и не по силам. Предложил это я, видя состояние группы, ее настроение. Никто не возразил. На завтра - прохождение конца 2-го каньона и водопада "Аквариум"- его второй ступени. Все довольны сегодняшним днем. В перспективе через день - дневка. На следующий день работа менее напряженная. Проводки легче, прохождения менее сложные. И как награда прохождение второго каскада "Аквариума". Даже неоднократное. Развлекаемся. Бьем кедровые шишки. Их здесь много.
Далее река принимает более спокойный характер. Идут препятствия
4 к.с. Для нас это - отдых. Иногда останавливаемся для разведки. Есть места интересные. По ходу движения спасаем Кат-"двойку" из группы Захарова - помогаем вытащить ее из завала. Погода стоит хорошая. Солнце светит постоянно. Температура воздуха днем +25…30, воды +15. Рыбаки ловят рыбу (появилась в Томпуде после "Аквариума"). Питание хорошее. Погода в группе налаживается. Это мне нравится. В устье р. Топа делаем дневку, баню. Единственное, что меня удручает - это хорошая тропа (ее начало) в верховья р. Топа по которой мы планировали идти далее. Идем вниз по р. Томпуда к Байкалу. Сложностей пятерочных нет. Река то 4 к.с. то 3 к.с. то 1 к.с. то 2 к.с. Гоним километраж. Ловим рыбу. Отдыхаем. Ночевка. Одна, другая. Ночью дождь, утром туман. С Байкала тянет теплым ветром, и, встречаясь с прохладным, они (ветра) над каждым перекатом образуют слои тумана. Весь последний перед Байкалом день шли, вливаясь на каждом пороге, перекате в облака тумана. Шум воды среди облаков тумана создает впечатление нереальности. Вдруг из тумана вырастают камни, валуны, проступают очертания деревьев. И вверху вдруг проявляются горы. К вечеру течение реки успокаивается, долина расширяется. Впереди - большой простор. И вот он, Байкал! Ветер. Штормит. Хороший прибой. Приходится нести катамараны по берегу Байкала до метеостанции 3 км. Здесь снова встреча со старыми друзьями. Все группы с которыми мы встречались последний месяц - здесь. Ночевка на берегу, песни у костра под гитару, пешеходники, водники - это не забудется никогда.
Утром две группы уходят на яхте в Северобайкальск. Мы с челябинцами на веслах уходим в Хакусы (40 км), а там на катере в Северобайкальск. Вот и закончился наш круг.

Слово оппоненту:
Первый блин не комом. Хорошо. Билеты есть. Едем. Но вот с катами не все в порядке. Что у кого? У меня оболочка от Кат-3. У кого вторая? А еще где гондолы? Поезд что-то задерживается. Опоздал на 4 часа. И погода испортилась - внезапно похолодало. Хоть на зиму одевайся. Приходится разбирать рюкзак. А сидим еще на вокзале. Но вот и уезжаем. Погоду хорошую увезли с собой. Пересадка в Красноярске. В вагоне поднимаем тосты за будущее, за удачу. Не рано ли? Но все здорово. Рим хорошо все организовал. Прибываем в конечный пункт - Северобайкальск. Тут уже ждет авто. Документы оформлены, катер ждет у причала. А где же традиционное пиво ("Колчак","Брандмейстер"),омуль байкальский? Что-то не успеваем. Хотя все хорошо. Идем на катере в сторону курорта Хакусы (как заказали). Почему не сразу к реке Фролиха, там быстрее и лучше? Наш командир в чем-то не прав. Время теряем. Маршрут заявлен крутой. Зачем нам Байкал и Хакусы? Надо сразу уходить. Время не терпит. График есть график. Выиграем целый день - это великолепно. Надо сразу уходить. Но! Идем на курорт Хакусы. Радиалка на полдня - греть старые кости. А время не ждет.
Уходим рано утром. Спасибо дежурным - рано подняли. Идем хорошо. Дорога прекрасная. Но, блин, Саша поторопился и потерял дорогу, и Рим, нет чтобы вернуться назад на тропу, решил срезать по азимуту и, похоже, потеряли час ходового времени и, возможно, боевое настроение в группе. Идем. В общем-то хорошо. Погода хорошая, мошка в меру. Но! Некоторые отстают, тормозят группу. Снаряжение не смогли довести до ума дома, до похода. И Рим что-то тащится все время сзади. Жарко. Обед. Далеко за водой ходим вниз к реке. Пройди чуть дальше по тропе на 5 минут, дошли бы до ручья. После обеда ручьев на тропе: хоть залейся. И начинается крутой взлет тропы в гору. Ну зачем нам нужен этот перевал? Пошли бы по стандартному маршруту до озера Фролиха, а там бы собрали Каты и по воде вдоль берега.
В чем-то здесь не доработал командир. И, вообще, где у нас командир? Миша тащится сзади. Рим совсем в конце. Да! Как-то все идет самотеком. Где придется, там и встаем. Что у нас за люди? А тропа то теряется, то появляется вновь. Медведи где-то бродят (видели следы). Того и гляди нападут.
Вот и постройка судов. Кто с кем сидит? Кто строит, тот и сидит. Или кто хозяин? Никакой схоженности. А река сложная. Можно голову сломать. Ну и командир... Начинаем сплав. Прыгаем с камня на камень, как мячики. Хоть бы воды добавил... Но это от командира не зависит. Надо было сразу выбирать маршрут с водой. А сейчас вот прыгай.
Второй день сплава. Действительно сложная река. Уклон большой. Воды маловато. Часто делаем проводки. Командир говорит: "Впереди водопад 10 метров". Но нам-то что, вовремя остановимся. Скажет где. Только разогнались, командир говорит:"Стоп". Что-то не то говорит. Впереди такой красивый водопад 2 м и далее слив 1,5 м вроде бы несложный. Ну разрешил бы. Мы же проходили похожие. Ну что же он? Не разрешает. Почему? Что это за командир? Тряпка. Но приходится подчиниться. Вечером мы с ним поговорим. А сейчас обносим сразу два порога и водопад 10 м.
Сегодня работаем без Рима. Хорошо работаем, всласть. Работали без обеда (забыли). Вымотались, как собаки. Но конец второго каньона все-таки придется обнести. Сплошные габаритные непроходы и стенки. Рим советует обнести чуть больше. Наверное, он прав. Очень уж много проводки в этих каньонах. Вероятно, он прав.
Сегодня обносим вещи до порога "Аквариум". Будем проходить только его вторую ступень. Первая - это препятствие 6к.с. -обнесем. Это предложение Рима. Согласен. Вчера вечером решили сократить заявленный маршрут: на вторую пятерку не пойдем. Я думаю, это правильно. Препятствий и сложностей и здесь выше головы. А также наши настроения в группе... Нет, в этот раз второй пятерочный маршрут сходу нам не пройти, а четверочный конец нам по силам. В этом я согласен с Римом. Надо бы с ним помириться. Ведь все же хорошо, в конце концов.
Завтра дневка, рыба, баня и впереди Байкал.

Неофициальный лидер в группе:
Без меня что-то дело плохо движется. Чуть не провалилась наша задумка. Но все еще исправимо. Деньги получены. Билеты на руках. Едем. С катами не все в порядке. Перегруз почти 12 кг на группу. Это плохо. Не успел толком отдохнуть после предыдущего похода. Ничего. Восстановлюсь в поезде: ехать-то три дня. И еще надо четко выдержать график. Надо успеть вернуться к сентябрю, к следующему походу. Не должно быть никаких задержек. Кажется все в порядке.
Хакусы - курорт с горячими источниками. Надо бы сходить посмотреть. Как без этого? Когда мы еще здесь будем? Сам бог велел это сделать. Да и погреться перед пешкой не мешало бы.
Утром все почти бегут. Тропа хорошая. Пойду позади группы, посмотрю. Груз распределен равномерно. Группа настроена по-боевому. Но вот потеряли тропу. Назад не пойдем. Найдем по азимуту. Тропа где-то рядом. Вышли. Что-то замедлился темп. Саша уже хромает. Миша устал. Да и у меня плечи побаливают. Как бы не перегрузиться... Без меня им будет тяжелее и сложнее. Маршрут запланировали интересный. Если пройти его, будет призовое место в чемпионате. Надо постараться.
Перевал оказался тяжелее, чем предполагалось. Вероятно, легче было бы пройти по перевалу с реки Аяя. Выигрыша по времени сейчас не получается. Пешка первая составила шесть дней - многовато. Часто приходилось выходить вперед - искать тропу. И еще беспокоит несхоженность экипажей. Как-то пойдем по воде?
Сегодня прошли немного по воде. Попробовали Каты на воде. Вроде неплохо. Завтра пойдем порог "Змей"- первый сложный порог на реке. Далее - водопад 8 м. Как бы не влететь в него.... Из экипажей доверие пока к Жене с Костей. Они так и рвутся вперед. Сегодня поссорился с Костей. Слишком торопится. Не думает о безопасности. Безопасности не только своей, но и группы в целом. И еще не сдержан. Так и сорваться легко. В водопад попадешь - костей не соберешь. Нам ЧП ни к чему. Впереди другие путешествия, которые могут сорваться. Надо бы ускорить график движения. А тут, похоже, что я заболеваю. Да и группа устала. Но надо идти. Костя надоел, все что-то подковыривает меня. Пусть завтра работают без меня, может успокоятся. Да и мне надо отдохнуть...
Следующий день. Сегодня, видимо, поработали хорошо. Все довольны. Правильно, что сегодня был не сними. Немного успокоились. Надо бы сделать дневку. Но Костя все пристает. То одно, то другое. Никакого уважения к старшим! Миша сегодня заявил, что сокращаем маршрут. Поход труднее будет защитить, как "пятерку", но меня сокращение устраивает. Не буду вмешиваться. Костя рыбу хорошо ловит. Поймал сегодня хороших хариусов. Есть килограммовые экземпляры. Надо бы как-то с ним помириться... На р. Топа сделаем дневку - отдохнем. Все-таки дневка, баня - большое дело. Надо было сделать ее раньше. Но сейчас мы уже никуда не торопимся. Даже два дня в запасе. Поели рыбы, попарились. Вроде и у меня здоровья прибавилось. Хорошо! И Женя с Костей - рыбаки хорошие. А тропа вдоль р. Топа хорошая (начало). Жаль, что уже решили туда не ходить. Взамен время в запасе осталось. Успею на Зелинду (горячий источник) съездить, разведаю обстановку, погреюсь, здоровья прибавится. Поход заканчивается. Кажется, все довольны.

Итоги:
Маршрут пройден сложный. Удалось предотвратить развал группы. Сокращение заявленного маршрута потребует объяснений. Но сложностей пройденных препятствий с большим запасом хватает на "пятерку". Вторая "пятерка" была бы лишней, и оказалась нам не по силам. Я приношу благодарность всем участникам группы, что на маршруте они поняли меня. И это обернулось тем, что маршрут пройден и очень неплохой. Все уже почти забыли трудности и вызванный ими конфликт. Но для меня это урок на будущее. И наряду с опытом прохождения препятствий, опыт создания хорошего настроения в группе и его сохранение имеет большое значение.
Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.Р. Томпуда. Северное Забайкалье. Август 2002г.  Воспоминания и размышления.