10 января 2013
0 2004 0

Прислал Роман Звягин

Примерный километраж: 120 км

Состав: Таймень-2 (боцман Рома, матросы Миша и Гриша), Ильмень (адмирал Дед, старший матрос Никитос)

Скучное описание похода, прошедшего при хорошей погоде, без подгоревших канов и перевернутых байдарок

Идея данного маршрута принадлежит Деду, соответственно он и был единогласно выбран адмиралом. Учитывая уже развитую в России услугу таксомоторов было принято решение заброску осуществлять на автомобиле (Тусон с прицепом). Выезд из Москвы 15 августа в 03.10 (Бутово). В 11.00 прибыли на место предполагаемого старта. Левый берег реки ниже по течению после нового и старого мостов. Место для сборки неплохое, подход к воде есть. В 11.40 ушла машина в п. Мучкапский (там проще всего пристроить автомобиль на стоянку, но мы ставили у родственников). В 15.30 ДедОписание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область) благополучно вернулся (стоимость такси порядка 700 рублей, тел. 8(960) 666-85-85). И вот…

В 16.00 мы встали на воду!

Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)В этот день планировалось "немного" и поэтому практически сразу начали присматривать подходящую стоянку для ночевки. Приличных стоянок много (рядом Инжавино и с. Красивка), местные жители обустроили берег. Но 15 августа - это суббота, да еще и открытие охоты! Через полтора часа неспешного хода, выходя несколько раз на берег, мы остановились на правом берегу на красивой излучине реки. Дубовая роща, прекрасный вид, хороший спуск, чуть в глубь - поле для игры в футбол. Команда довольна!

Сразу расскажу про дрова, т.к. на протяжении всего похода ситуация с ними практически одинаковая. Река Ворона протекает в лесостепной зоне, сосновые и еловые леса редкость, основные это дуб, ольха, осина, ветла. Мы шли не на тросике, а на таганке, что оказалось для этой реки очень дальновидным решением. И поэтому для нас проблем с дровами не было вообще никакой, да и стоянки подбирались уже не по принципу: "а где ж мы будем вешать трос?".

Команда изначально была настроена на бодрый лад и потому рано вставали и рано выходили. Длинный маршрут за короткий отрезок времени. Первый выход на воду в 10.30 (!) и поверьте это еще не предел! Первый час река сильно петляла среди песчанных отмелей и не давала расслабляться большим количеством препятствий (топляк, коряги, поваленные деревья). Но вот после очередного кренделя на высоченном косогоре справа показалась деревня (с Карандеевка). Ворона повернула строго на юг и превратилась… в водохранилище шириной метров 80-100, практически без течения, большой глубины и моторками, шныряющими туда-сюда. Мы были поражены: из мелкой (до 1,5-2 метров глубиной), узкой (15-20 метров) Ворона превратилась в ТАКОЕ! По берегам красивые березовые рощи, удобные привлекательные места для стоянок. И это длилось ровно час хорошего хода. Косогор справа пошел на убыль и вот где он превратился в обычный берег река словно уперлась во что-то… и вновь стала резвой, игривой, петлючей и коряжистой.

Для молодых, растущих, махающих веслами 6 часов в день организмов был положен горячий обед. Положено - сделано! Выбрать подходящее место в этом течении реки не представляет никакого труда: каждый поворот - пляж. Встали на левом берегу после с. Хорошавка, по берегу идет лесная дорога, и даже проехали местные жители на велосипедах и машинах. Пока готовится обед - молодежь купается. На все про все полтора часа (спасибо таганку!). И снова в путь.

Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)И вновь мы были удивлены и очарованы рекой. Не надолго, минут на сорок, она превратилась в довольно прямую, узкую, сжатую с обеих сторон илистыми крутыми берегами, поросшими непроходимыми зарослями, речку. Деревья практически смыкались над ней, образовывая туннель. Он не пропускал ни ветер, ни солнце. Эдакое тропическое чудо в средней полосе России…Но и этому чуду пришел конец. Река приняла свой новый, четвертый облик. Она понесла свои воды привычным, размашистым шагом, медленно извиваясь среди леса, практически без препятствий. Ни глубокая - ни мелкая, ни широкая - ни узкая. Такая классическая русская река.

Четыре разных реки. И все-это за один день.

В районе д. Караул (справа) остатки старого моста, саму деревню не видно, но слева, напротив видно д. Нащекино. Еще полчаса и встали на левом высоком берегу. Устали! Выход ничего, но байдарки выносить не реально (берег больно крут). Оставили их под берегом, на пол дороги. Зато вид обалденный! И кусок соснового леса, буквально сосен десять. Уставшие, но довольны легли спать (но спали плохо кто-то всю ночь шарился по реке с прожектором на резиновой лодке с мотором, как потом выяснилось "голодные" "русские" "люди" ловили на электроудочку).

Утро 17 августа. Ночи холодноваты. Подъем в 7.00 для боцмана (он же постоянный дежурный) и в 8.00 для "пионерского лагеря". Этот режим соблюдался почти всегда. В 10.30 сытые и бодрые мы снова на воде. Практически сразу (минут через 10) слева отличная стоянка. Эх, жалко что вчера не дошли до нее!

Ворона по прежнему петляет, оголяя на поворотах прекрасный чистый песок. Но стоянок становится меньше. Жарко. Каждый час останавливаемся на купание. После него жизнь становится свежее. НоОписание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область) вот и время обеда. С таким "внимательным" экипажем как у меня обед пропустить просто нереально. Справа начался очередной высокий косогор, у его подножия вытекает небольшой ручей-родник (обозначен на карте). Там и решено сделать обед. С дровами на этот раз довольно туго, но на обед хватило сухих веток ивняка и ветлы.

Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)Еще полчаса и мы в с. Перевоз, косогор, начавшийся раньше, здесь уже сходит на нет. Мост. Осмотр. Поход с детьми в магазин (справа вверх по дороге два магазина). Купили пиво и квас. Все остальное еще в избытке. От всяких глупостей детей отговорили.После моста косогор справа совсем исчез и началась, уже ожидаемая мель. Но в этом месте реки она уж очень длинная (порядка 1 км) и очень мелкая. Наш таймень садился раз десять, мне приходилось вылезать и снимать его. Создавалось впечатление, что быстрее будет продвигаться таща его за чалку. Экипаж высаживал всего один раз. После с.Перевоз стоянок почти нет. Первая слева и которую мы заняли в часе хода. Но она оказалась просто шикарной! На берег выходит песчаный пляж, за ним поросший ивняком берег, каких на Вороне было много. В глубь идет тропинка, которая выводит на хорошую (на 5-6 палаток) ухоженную поляну. Стоит, можно сказать стационарная баня! Полиэтиленом накрыл и парься. Два стола. Чистота идеальная (спасибо Уваровцам которые там отдыхают каждый год). Дрова чуть дальше в лесу. С берега нет подхода абсолютно.

Когда ее увидела команда все захотели здесь жить (хотя по графику еще можно было бы пройти полчасика). Сразу захотелось сделать дневку, порыбачить, покупаться…но как в одной известной песнеОписание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область) "график, график, график…остальное на фиг, на фиг, на фиг…" И все же вечером, сидя у костра, решили на завтра устроить себе полудневку: течь по течению и отдыхать.

Вторник. Выход в 10.40. Уже 30 тепла! Значит будет жаркий день. Дед с Никитосом сразу размотали спиннинг - решили половить в проводку. Миша с Гришей халявят, да и я тоже не напрягаюсь, хотя руки рвутся в бой. Минут через сорок у Никитоса попался небольшой окунь, и на этом ПРОводка закончилась. В солнечный день в прозрачной воде рыбу видно прямо вблизи лодки: полосатые окуньки поджидают свою жертву на стремнине вблизи травы, крупные язи и голавли быстро пересекают русло по диагонали, длинные щуки стоят у берега и при нашем приближении медленно уходят в тень. Рыбы в реке много, но взять ее легко не получится. Легальными методами уж точно.

Через два с небольшим часа доплыли до пляжа оздоровительного лагеря по левую руку (он указан на карте и про него есть ссылки в других описаниях маршрута). До него мест для стоянок почти нет, крутые берега и вплотную подходящий лес. Прямо напротив пляжа - кусок соснового леса на высоченном берегу. При первом осмотре показалась что высадится там не представляется возможным: метров десять крутой песчаный откос внизу полоска в 50 см притопленного "пляжа", а дальше подводный обрыв с вертикальными стенками из ила. Но мы решили осмотреться, вернулись на пляж купаться. В бинокль рассмотрели - напротив наверху отличная оборудованная стоянка и ворох заготовленных дров под полиэтиленом. Из лагеря все уже уехали - сезон закончился. Со второго захода с Ильменя удалось нормально высадиться и осмотреть верх, там оказалось очень здорово! Решение однозначно: будем карабкаться наверх. И тут нам помог опыт всех членов экипажа и маленьких и больших. Гриша с Мишей носились с вещами по "отвесной" песчаной стенке как заведенные, ставили лагерь под руководством Деда, мы с Никитосом затаскивали лодки. Все прошло удачно и в добавок еще полдня впереди.Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)

Сразу после лагерных хлопот все кинулись ловить рыбу. И было непонятно кого больше рыбы или рыбаков. Я осматривал берег: подъездов к этой стоянке нет! И судя по чистоте на стоянке здесь останавливаются только байдарочники. Сосновый лес совсем маленький: клин 300 м на 50 м в основании, непонятно каким ветром сюда занесенный. В глубь от лагеря, примерно в километре, начинаются болота (что соответствует карте), иногда слышно поезд - рядом Уварово. Сон был на редкость спокойный и приятный, наверно сказались сосны и то, что ночью потеплело.

Среда. Выход в 10.15 (видимо хорошо отдохнули). До Уварово еще пару-тройку стоянок на правом берегу, и непосредственно перед пгт Уварово с левой стороны, но наверно это уже близковато. И вотОписание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область) Уварово. Поселок расположен на очередном высоком холме справа (!). Мост предварительно осмотрели, причалив с левой стороны. Перед действующим мостом напихано много всего, и несколько рядов старых свай, и старый мост. Но проход есть - по крайней правой стороне. Уварово настолько вытянуто вдоль речки, что проходили его больше часа (!). Не выдержав, еще на территории поселка нашли пляж и искупались, хотя местным жителям вода кажется холодной - на пляже никого. В Уварово не хотелось останавливаться и искать магазин, но обедать хотелось. Через сорок минут на окраине с. Петровское после остатков старого моста нашли маленький пляж слева и сделали там привал. Площадка оказалась самой неудобной: маленькая, большой наклон к воде, но местного хвороста хватило чтобы сделать супчик и вскипятить чай.

Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)Дальше река показалась немного монотонна и однообразна, вплоть до с. Моисеево (его с реки не видно). Опять огромная гора справа, река вместо юга течет на восток. После села Ворона закована в высокие илистые берега, почти без изгибов. Стоянок нет. Молодежь заскучала. Но вот гора справа кончилась и мы по обыкновению ожидали поворота реки на юг, появление песчаных пляжей, а в следствии этого и появление стоянок. Но… Ворона повернула, стала извилистой, но пляжей как ни бывало, а стоянок не видно. Теперь загрустили мы…На своем пути мы встретили рыбака на резиновой моторке. Оказалось что по реке до Н. Чуево километра два с половиной. Начали искать стоянку. Все что попадалось (а это был не большой выбор) было на левом берегу и высоко. Так мы добрались до сельского пляжа. Вариант не очень, но хороший выход и вечер. От не нужных гостей спасала холодная вода и собирающиеся тучи. За весь вечер был только один навязчивый посетитель. Местный парень, который приехал на велике искупаться, своим присутствием нас обременял около часа. От него мы узнали что деревня не очень то и близко по дороге километров пять, напрямую через лес километр.

Четверг. По моим расчетам сегодня должен был быть последний ходовой день. Отход 10.00 (рекорд!). Через 15 минут справа опять огромная гора - на ней с. Верхнее Чуево. Дальше Деда было не удержать, он почувствовал "запах" родных мест и рванул…До ж/д моста в Мучкапе мы не проплыли, а пролетели. Еще сорок минут и уже с Чащино с магазином. Было решено сходить в магазин и устроить перекус вместо обеда (единственный за весь поход). Чащино расположено на высоком холме справа. С него на противоположной стороне видно с. Кулябовка - цель нашей экспедиции. МагазинОписание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область) в километре от реки (по дороге от моста до Т-образного перекрестка и налево).

После перекуса Дед приказал всем не торопиться и на него нахлынули воспоминания детства. Он вспоминал каждый поворот речки и какие-то события которые с ним когда-то происходили. Матросы, да и я, слушали открыв рот. На одном из поворотов Дед не выдержал и причалив выскочил на берег, а за ним и Никитос. Байдарку естественно не причалили…Она "ушла". Матрос Ильменя ее героически поймал уйдя под воду. Дед был переполнен чувствами и потому они еще поймали пару коряг.

Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)Так за рассказами и мелкими происшествиями мы прошли Кулябовку. А вот и старая разрушенная ГЭС. Перед ней старые деревянные ледорезы, а справа кусок бетонной конструкции. Раньше ГЭСа на этом месте стояла мельница, и простояла 150 лет, советская же конструкция продержалась 14. Сразу за плотиной слева песчаный пляж, а в глубине поляна (3-4 палатки). Место очень хорошее. И мы считали бы, что нам очень повезло, если бы не одно НО…

С утра пятницы переправили Деда на ту сторону, он вышел на дорогу с. Андрияновка - с. Прудки, вызвал такси и уехал в Мучкап за машиной. Тут все и началось. На нашу полянку приехал УАЗик с двумя молодцами в камуфляжной форме с бенопилой и топорами. И объявили, что сейчас придет МТЗ с прицепом и они будут ставить щитовую баню на песчаном пляже. Зачем?! Для кого!? Что другого места нет?! Первая мысль: наверно охотники местные к осеннему сезону готовятся. Но не тут то было. Следом пришел трактор, как обещали, еще пару машин и десять дюжих молодцов. Путем медленного вытягивания информации, выяснилось, в ближайшие выходные день Района. Во как! Ну так для кого же баня? Для всех! (был ответ). А точнее для главы администрации и его гостей, нужных и "крутых" людей из Москвы, ну и т.д. Они, значит, на противоположном берегу будут "отдыхать", а на этот переправляться париться в бане…

>Когда вернулся Дед, приняли решение сдвинуться вниз по течению на поле, они все равно спать бы не дали. Оставшиеся два дня провели на этой стоянке.Описание байдарочного похода по реке Ворона (Тамбовская область)

Вот так неказистенько закончился поход. Как говорится: мы предполагаем, администрация района располагает.

А в общем экспедиция удалась на твердую пятерку. Цели достигнуты. Приобретен необходимый опыт для дальнейших походов.