10 января 2013
Тип материала: Лоция Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 1998
Сентябрь 1998 г. (ПСН)

Автор - Фыва Цукен (Лобня)

Хронометраж

26 сентября
14.00 поплыли 14.07 автомост высотой около полуметра, за ним маленький перекат 14.25 ЛЭП бет. 7 ниток, через 300 м. железнодорожный мост 15.02 слева дер. Филино 15.15 справа строение 15.33 по берегам лес 15.52 справа лес кончился 15.55 слева лес кончился 16.09 левый приток - ручей шириной около полуметра, впадает водопадиком 16.32 справа лес 17.19 лес кончился 18.00 слева дер. Косовая 18.10 слева лес, до 18.50 ходили по берегу, искали место 18.50 встали

27 сентября
12.55 поплыли 13.25 слева лес кончился (был непосредственно после стоянки небольшой прогал - в нём деревня Татины, с реки не видна) 13.35 спр.дер.Бол.Белыничи, в реке перекат, относительно крупный 13.45 ещё один 13.52 слева лес 14.55 справа дер. Мал.Белыничи, слева лес кончился 15.12 ЛЭП дер. 3 н., справа лес 15.32 слева лес 15.35 справа лес кончился 15.40 слева лес кончился 15.57 ЛЭП бет., 3 н. 16.02 слева дер. Михалёво 16.10 слева лес 16.35 правый приток ширина меньше метра, виден плохо, за ним перекат, справа лес 16.45 на лев. берегу 2 купальных кабинки 16.58 слева лес кончился 17.38 слева дер. Трегубово 17.55 слева дер. Иванчиково, справа лес кончился. Перед Иванчиково и после него по левому берегу два небольших лесных массива 18.15 Иванчиково кончилось 18.42 ЛЭП дер. 3н., справа дер. Куково 18.49 правый приток - р. Осётрик, просматривается плохо 19.00 слева лес, встали

28 сентября
10.45 поплыли 11.15 слева лес кончился 11.30 справа дер. Карманово, за ней по правому берегу лес 12.10 справа лес кончился, слева начался 12.35-12.40 привал 12.50 через реку на высоте около 2-3 м. труба, слева лес кончился 13.15 ЛЭП бет. 3н. 13.32 справа небольшой лесной массив 14.00 слева дер. Чулки-Соколово, в дер. лев. приток - маленький ручеёк, виден плохо 14.25 слева дер. Новая Деревня 14.50 ЛЭП дер. 3н. 15.15 автомост высотой 4-5 м., по правому берегу г. Зарайск. Встали.

Подъезды и отъезды
На Осётр попадать можно весьма многочисленными способами, благо местность тут довольно плотно населена. Очень удобно приезжать на электричке из Узуново (Павелецкая дорога) или Рыбного (Рязанская дорога) до станции Лошатовка - как мы и сделали. От станции до реки метров 300-400 на юг (если ехать из Узуново, то это справа). Можно идти вдоль путей до ж.д. моста, но это немножко дальше (с полкилометра). Приезжать на 168 км. (Павелецкая дорога, направление на Узловую) вряд ли надо, так как выше Серебряных Прудов леса на реке практически нет. Можно начинать из Дудино (Павелецкая дорога, направление на Павелец), в этом случае захватывается значительный лесной массив между Серебряными Прудами и Лошатовкой. В этом случае, правда, придется проплывать через весь поселок Серебряные Пруды. Ещё этот массив можно захватить, если поехать из Серебряных Прудов на автобусе до совхоза Клёмово.
Через Лошатовку 3-4 раза в день ходит электричка Узуново-Рязань (и столько же раз - Рязань-Узуново). Весьма удобно выезжать из Москвы с утра, на семичасовой узуновской электричке. В Узунове в этом случае придется ждать около получаса. Именно этим вариантом мы и воспользовались. Кроме того, в Лошатовку наверняка ходит автобус из Серебряных Прудов, но мы этим не интересовались.
В дер. Бол.Белыничи ходит автобус из Зарайска, но когда - мы не узнавали.
Аналогичная ситуация с деревнями Трегубово и Иванчиково.
В Куково должен заходить автобус Зарайск-Белыничи.
В деревни Чулки-Соколово и Нов.Деревня примерно раз в полтора-два часа ходит автобус из Зарайска, но, видимо, пользоваться им особого смысла не имеет.
В Зарайске автовокзал находится справа от реки, до него примерно километр. Если добираться туда пешком, то проще всего идти от моста. Можно, конечно, проплыть ещё немножко - до плотины, оттуда несколько ближе, но идти придётся какими-то закоулками и задними дворами, где можно заблудиться. В то же время от моста до автовокзала можно доехать на автобусе. На левом берегу реки около моста находится автобусная остановка (строго говоря, их даже две - одна по дороге на Каширу, другая - на Серебряные Пруды, но находятся они рядом), на которой останавливаются пригородные зарайские автобусы (из Протекино, Чулки-Соколово и т.п.). Ходят они суммарно примерно раз в полчаса-сорок минут. Мы ехали как раз на таком автобусе.
В Зарайск идёт железнодорожная ветка из Луховиц, но пассажирского сообщения по ней нет, поэтому уезжать нужно на автобусе. Удобнее всего ехать до Голутвина (Коломны). Автовокзал в Коломне находится рядом с железнодорожным вокзалом (станция Голутвин), где раз в час-полтора на Москву идут электрички. Несколько менее удобно ехать до Луховиц. Луховицы - самая близкая к Зарайску железнодорожная станция, но электрички на Москву ходят, во-первых, весьма редко, а во-вторых (они идут из Рязани) к Луховицам они, как правило, уже бывают забиты народом. Подавляющая же часть электричек на Москву из Голутвина - это электрички Голутвин-Москва, и в них можно удобно устроиться.
Можно ехать также на автобусе до Богатищево. Такой путь на Москву длиннее, но несущественно (а если кто живёт рядом с Павелецкой дорогой - так может быть, и короче). Проблемы на станции Богатищево те же, что в Луховицах. С узуновской электрички в этом случае можно пересесть в Кашире же и Ожерелье, там много собственных электричек на Москву.
В самом крайнем случае можно ехать в Озёры, Серебряные Пруды, Кобылье или Макеево. Из Озёр ходят автобусы на Коломну и Каширу, а также пригородный поезд до Голутвина (4 раза в день). В Серебряных Прудах железнодорожное сообщение с Москвой налажено довольно хорошо (4 раза в день электричка до Узуново, несколько дальних поездов до Москвы), но это большой крюк. Через Кобылье (ст. Верейкино) и Макеево идет та же железная дорога, что и через Лошатовку. В Макеево останавливаются даже какие-то дальние поезда.
Есть из Зарайска и прямой автобус до Москвы, но он довольно дорогой.

Общие впечатления

Лошатовка - начало леса (14.05 26 сентября - 15.33 26 сентября)
Безлесный и сильно обжитой участок. Река течёт в каньонообразной долине, высота берегов - метров 15. Ширина реки колеблется примерно от 10 до 30 м. В общем, выглядит это всё довольно неказисто.

Начало леса - труба через реку (15.33 26 сентября - 12.50 28 сентября)
Берега у реки по прежнему высокие, но на них появляется лес, и это коренным образом меняет их внешний вид. Породы деревьев здесь лиственные (клён, берёза, ясень, дуб), и по осени эти леса смотрятся просто великолепно - особенно на высоком берегу, в свете осеннего солнца. Пожалуй, из описанных здесь осенних походов этот проходил по наиболее красивым местам. Конечно, может быть нам просто повезло со временем и мы попали в самый разгар золотой осени, но такого многообразия красок я пока в осенних походах не встречал. Самые красивые виды открываются, если подняться по берегу до конца каньона (здесь он, кстати, пожалуй, поглубже, чем был раньше). Не особенно просто, правда, найти здесь стоянку (я думаю, что это вообще характерно для Осетра), так как берег крутой и довольно трудно найти ровное место для палатки. Но с дровами (если стоять в лесу, конечно) проблем нет - много сушняка. Местных в это время года тут мало (если, конечно, не в деревне, но деревень тут не так уж много), туристов вообще нет. Приятно разнообразят реку перекаты. Ширина реки меняется от 20-30 метров у начала участка до 50-60 м. в конце.

Труба - Зарайск (12.50 28 сентября - 15.15 28 сентября)
Участок очень похож на первый из описанных - тоже практически нет леса. Ширина реки колеблется примерно от 50 до 80 м.

Резюме
Замечательный маршрут для осени. С одной стороны недолго и удобно добираться из Москвы (это немаловажно, так как осенью обычно у всех мало времени), а с другой - приосетровские леса осенью совершенно великолепны, здесь именно те породы деревьев, которые и создают основные краски осени. Весной и летом же, я думаю, тут не особенно хорошо. Во-первых, леса тут всё же не так уж много (особенно это будет заметно весной, когда деревья ещё не распустились), а летом тут, как мне кажется, очень много дачников, автотуристов и т.п. Осенью же здесь очень хорошо.