Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
По Смотричу и Днестру (84)

По Смотричу и Днестру (84)

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1973
Категория сложности: II
Регион путешествия: Украина
Автор: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт"

Протяженность - 235 км. Число ходовых дней - 10. Сезонность                          - апрель - май. Категория сложности - II (схема 47).

                     

Содержание книги

                                                                              

Маршрут проходит по Хмельницкой области. Смотрич (длина                        169 км) берет начало в районе села Немирницы и впадает в                        Днестр в 795 км от его устья. Уклон 1,3 м/км. Прорезая Подольскую                        возвышенность, Смотрич образует глубокие каньоны с высокими                        скалистыми берегами. В русле на всем протяжении много порогов,                        перекатов, мелей. В межень река сильно мелеет, во многих                        местах предстоит обнос или проводка судов. От дождей уровень                        воды быстро меняется.
          Начало пути - в районном центре Городок, куда можно доехать автотранспортом            от города и станции Хмельницкий железнодорожной линии Тернопопь - Жмеринка.            О Хмельницком см. маршрут 77. В Городке Смотрич            протекает в 800 м от автобусной станции, и доставка на берег судов и            снаряжения не трудна.
                      Вначале река очень мелкая, ниже глубина увеличивается. У                        села Лесогорка - мельничная плотина (обнос). В 3 км ниже                        Смотрич очень извилист, часты завалы и мели, течение быстрое.                        Перед селом Купин река делится на два рукава, идти нужно                        правым. В конце протоки обнос плотины мельницы, а в 3 км                        далее два коротких обноса - плотины и низкогабаритного моста.                        В Большом Карабчееве перекат 20- 25 м, а затем порог, проходимый                        у левого берега.
                      За селом река становится уже, извилистее, течение быстрее.                        Нужно быть внимательным, чтобы на повороте не прижало к                        берегу или не затянуло под нависшие кусты и деревья. Через                        1,5 км за шоссейным мостом небольшой порог, а за ним низкогабаритный                        мост, который необходимо обнести. После моста 2- 3 км тянется                        плес, а затем на пути живописный и довольно сложный порог                        "Деренив Яр". В Грицкове, за 150-200 м до мельницы,                        слева узкий вход в "Кривой порог" с тремя поворотами.                        За селом берега повышаются, скалистые участки чередуются                        с площадками, заваленными щебнем и валунами, чаще мели и                        перекаты. В русле много подводных камней. В 4 км ниже Грицкова                        самый сложный участок реки с мощным порогом.
                      Далее впереди город Смотрич, связанный регулярным автобусным                        сообщением с Хмельницким и Каменец-Подольским. За городом                        вдоль берега расположен карьер по добыче известняка. В этом                        месте река течет 300 м по искусственному руслу, в конце                        обнос непроходимого порога. Еще 5-6 км - и впереди торчат                        из воды сваи моста. Перед селом Карачковцы рекомендуется                        совершить экскурсию на городище времен Киевской Руси у подножия                        горы Сокол. Ниже села в русле много мелей, подводных и надводных                        камней.
                      В Залучье река делится на два рукава, проходимы оба. В Думанове                        - обнос плотины мельницы, а в Великозалесье - плотины ГЭС.                        Затем на пути мелкий участок, где предстоит частичная проводка                        судов. У Голоскова Смотрич становится полноводнее, сказывается                        подпор плотины ГЭС. В конце села приходится идти 2 км по                        обводному каналу, а затем обносить шлюз.
                      Участок реки от Голоскова до Каменец-Подольского отличается                        наибольшим уклоном и быстрым течением. В русле несколько                        перекатов и порогов, проходимых у правого берега. В Каменец-Подольском                        река входит в глубокую долину, разделяющую старый и новый                        города. Это один из старейших городов Украины (основан в                        XII веке). Рекомендуется осмотреть исторический музей, крепость                        XIV века, городские укрепления XV- XVI веков, памятники                        архитектуры - Петропавловскую церковь и русские ворота XVI                        века, церковь Николая, Доминиканский монастырь XIV века,                        посетить памятник героям-танкистам, погибшим при освобождении                        города в 1944 году. Ниже на реке по-прежнему встречаются                        мели и плотины, требующие обноса. Берега лесистые, живописные.                        Вскоре долина расширяется, впереди водохранилище Цвиклевской                        ГЭС; здесь последний обнос на Смотриче.
                      Дальше маршрут проходит по Днестру до села Старая Ушица,                        откуда можно рейсовым автобусом или попутным автотранспортом                        уехать в Каменец-Подольский. При окончании маршрута в Старой                        Ушице и возвращении в Каменец-Подольский осмотреть город                        удобнее на обратном пути. Участок Днестра от впадения Смотрича                        до Старой Ушицы описан в маршруте 81.

По Смотричу и Днестру (84)
                     
                      Литература: 153, 161, 167,                        168.
                     
                      Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные  маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура                      и спорт", 1973.
                   

                   

Сканирование и обработка текста:                        Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.