Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Река Гороховка

Река Гороховка

Тип материала: Лоция
Год путешествия: 2003
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Ленинградский район
Автор: Илья Слепцов (Санкт-Петербург)
27-28 июня 2003 года

Автор -
Илья Слепцов (Санкт-Петербург)

Байдарка "Вьюн-Н":
- Александр Семенов (2у к.с.)
- Илья Слепцов (3у-2р к.с.)

ст. Куолемоярви - оз. Пионерское - оз. Александровское -
р. Александровка - р. Гороховка - Финский залив - г. Высоцк

Протяженность маршрута - около 50 км

Заброска
Финляндский вокзал Санкт-Петербурга - электричка до Зеленогорска, затем - дизелем на Выборг через Приморск до ст. Куолемоярви (есть согласованные поезда, не требующие пересадки в Зеленогорске). Мы воспользовались электричкой 16-13 до ст. Каннельярви, затем пересели на дизель в Зеленогорске. Отправление дизеля из Зеленогорска - 18-15, прибытие в Куолемоярви - 20-00.

Выброска
г. Высоцк - дизелем до г. Выборг - электричка до Санкт-Петербурга (дизель около 20-00, прибытие в Санкт-Петербург около 23-30).

График движения
27.06.2003
20.00 - прибытие в Куолемоярви, стапель
22.00 - отплытие
23.45 - встали на стоянку в конце Александровского озера
28.06.2003
10.00 - отплытие
18.00 - выход в Финский залив
20.30 - финиш на пляже в Высоцке, антистапель

Описание маршрута

- Ст. Куолемоярви - по ходу поезда пешком по шоссе 150 м - поворот направо на пляж - стапель.
Пляж исключительно красив, мелкий песок, есть лужайки на берегу, костровища. Озеро - с множественными песчаными пляжами, берега достаточно густо заселены. Местные жители настроены достаточно дружелюбно. В поселке есть магазины, где можно купить все необходимое (находятся в противоположной от пляжа стороне, двигаться назад, против хода поезда).

- Пляж - оз. Пионерское - движение на второй по счету мыс на правом берегу (ориентир - белая крыша дома среди деревьев) - м. Пионерский - автомобильный мост - оз. Александровское - движение на мыс Тупой - стоянка на берегу озера.
Озера Пионерское и Александровское очень красивы, на берегах расположены турбазы и дома отдыха, пионерские лагеря. Место соединения озер достаточно легко проскочить, мост виден только с близкого расстояния, поэтому надежнее двигаться прямо на второй крупный мыс по правому берегу - протока находится прямо за ним. Александровское озеро меньше Пионерского, берега более дикие, без строений. Хорошие стоянки расположены в дальнем конце озера, по обоим берегам (справа - преимущественно сосновый лес, слева - преимущественно лиственный). На правом берегу - больше людей в связи с наличием дороги. Левый берег более пустынный.

- Стоянка - устье р. Александровки - деревянный мост - остатки разрушенного деревянного мостика - впадение реки Камышевки (с этого места река носит название Гороховка).
Устье р. Александровка находится в дальнем конце Александровского озера. Река узкая (не более 10 метров), с ощутимым течением. В самом начале реки находится небольшой деревянный мост, под которым легко пройти при любом уровне воды. После моста - небольшая стоянка на левом берегу (часто занята приезжающими на автомобилях рыбаками). Далее Александровка затейливо вьется среди заболоченных берегов, поросших камышом и осокой. Порою река поворачивает почти на 360 градусов. Через 2-3 километра от начала - остатки разрушенного деревянного мостика. Стоянок и препятствий на протяжении этого участка нет. Река Камышовка впадает в Александровку на левом повороте, место впадения достаточно легко проскочить, не заметив.

- Слияние Александровки и Камышовки - автомобильный мост.
Река спокойная, шириной 20-25 метров, течение медленное. Берега низкие, поросшие травой, лес преимущественно лиственный. Хороших стоянок практически нет. Перед автомобильным мостом - много рыбаков. Под автомобильным мостом начинается шивера, длиной около 30 м. Сразу за мостом - остатки старого деревянного моста (сваи, бревна). Следует соблюдать осторожность, чтобы не налететь на бревно или камень.

- Автомобильный мост - ЛЭП - впадение протоки справа - остатки разрушенного моста - стоянка на правом берегу - шивера.
Берега луговые, лиственный лес подходит порой прямо к воде. Стоянок нет. Препятствий нет. После разрушенного моста - на правом берегу хорошая стоянка в еловом лесу. На сосне, растущей прямо у берега, подвешена веревка для тарзанки. Берега - около полуметра высотой, сухие, есть дрова. Течение ускоряется. Сразу за стоянкой, на правом повороте русла - шивера (на карте - отметка первого порога). Шивера длиной около 50 метров, проходится слева, по основной струе.

- Цепь шивер - первый порог.
Далее следуют три небольшие шиверы, проходящиеся по основной струе. Во второй шивере - бревна, приходится уходить под правый берег и проходить там. После третьей шиверы, через 30-50 метров, слышен шум первого порога (2-3 к.с. в зависимости от уровня воды), находящегося на левом повороте. Порог с наплыва совершенно не просматривается, просмотр по правому берегу. В пороге - разбросанные по руслу камни, две бочки, валы. Мы проходили первую бочку по правому краю (прямо по сбойке струй), затем - резкий уход влево, обход камня в центре. Выходная шивера проходится по правому сливу, прямо за большим камнем (в левом сливе - камни, мелководье).

- Первый порог - "Каньон" - шивера.
После первого порога на протяжении 200 м - русло реки сужается, течение быстрое, берега высокие, с хвойным лесом. Над рекой переброшено бревно, затем - провешены провода. "Каньон" заканчивается шиверой длиной около 50 м (справа - дома поселка, слева - слышен шум дороги).

- Шивера - разрушенный мост - ЛЭП - разрушенный мост.
После шиверы через 300 м - разрушенный бетонный мост (3 слива, проход правым, в остальных - бревна). На левом берегу видны дома. Затем - небольшая ЛЭП. Следующий разрушенный мост - низкий, но пройти можно без проблем. Проход левым сливом. После второго моста на правом берегу появляются строения поселка. За поселком мы попали в завал, пришлось прорубаться топором.

- Зона завалов.
Дальше следует участок реки с высокими берегами. На реке несколько сумрачно, некоторые деревья упали в воду, образуя завалы. На всем протяжении русло было перекрыто только один раз, в остальных случаях всегда оставались широкие лазейки для прохода байдарки. Стоянок здесь нет. Короткие шиверки.

- Протока справа - раздвоенная шивера.
Справа впадает протока шириной около 5 метров, перекрытая запрудой из досок и бревен. Через 100 м - шивера с камнями и двумя протоками. В левой протоке - поваленное бревно, однако идти надо именно этой протокой (справа - очень мелко, обилие камней). Поваленное бревно легко обходится под правым берегом.

- Раздвоенная шивера - пос. Токарево - деревянный мост - ж/б мост - ж/б мост - последние пороги.
После шиверы река течет довольно быстро, вскоре слева появляется водокачка, знаменующая начало пос. Токарево. Мосты следуют один за одним (деревянный - ж/б автомобильный - ж/б автомобильный). В русле попадаются камни. Под вторым мостом начинается порог №2 (не выше 2 к.с.). После моста - камни в русле, лавировка. Затем - в центре несколько больших валунов с прибившимися к ним бревнами. Резкий уход в левую протоку, затем - вправо, за валуны. Просмотр - с моста. Чалка для просмотра - слева, перед мостом. После окончания второго порога, через 30 метров - начало порога №3. В большую воду он почти весь залит водой, остается только слив с бочкой. В среднюю воду порог представляет собой несколько сливов между камнями, затем - валун по центру и бочка справа от валуна. Для успешного прохождения требуется обойти валун справа. Бочка - без камней. Просмотр порога - только с правого берега. Чалиться к деревянным мосткам прямо перед началом порога.

- Пороги - автомобильный мост.
После порогов река успокаивается, течение замедляется, препятствий нет. Начинается участок плесов. Берега - луговые, есть стоянки, но не очень удобные. Лес - лиственный. Автомобильный мост (шоссе Приморск - Выборг), за мостом - шивера длиной около 30 м. У моста есть автобусная остановка, можно сняться с маршрута и уехать в Выборг.

- Автомобильный мост - ж/д мост - автомобильный мост - Финский залив.
После моста берега покрыты лесом, преимущественно лиственным. Через 500 метров после моста - на левом берегу есть неплохая стоянка с соснами. Вскоре становится слышен шум Советского ЦБК (слева). Начинается поселок Советский, Гороховка постепенно становится шире. Проходятся железнодорожный и автомобильный мосты. Перед автомобильным мостом - камни в русле, раньше на них стояли фигуры пионеров, сейчас остались только бетонные постаменты. После автомобильного моста - множество лодок по берегам. Через 500 м - выход в залив. Всюду слышен шум ЦБК, но воздух свежий (мы были там несколько раз и ни разу не чувствовали какого-либо запаха от комбината).

- Впадение Гороховки - о. Речной - о. Светоч - о. Тюлятсари - ж/д и автомобильный мосты - о. Козлиный - о. Грядовый - Высоцк.
Далее - гребля по заливу среди красивых островов. Стоянки есть на островах. Возможно продолжение сплава до Выборга (около 4 часов гребли от Высоцка). Финиш - на пляже в Высоцке, у маяка, либо перед широкой полосой камышей. До станции - около километра.

Резюме
Исключительно интересный и насыщенный маршрут. Позволяет за одни выходные побывать на красивых озерах, пройти по постоянно меняющейся реке с плесами, шиверами, порогами, быстринками, а затем выйти в шхеры Финского залива и побывать на островах. В мае Гороховка полноводна, многие шиверы полностью залиты водой, валы в порогах выше, бочки - мощнее. В конце июня река, на наш взгляд, становится интереснее, поскольку увеличивается количество препятствий, усложняется прохождение порогов из-за появляющихся из-под воды камней.