Виды туризма

11 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 684 0
Автор - Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Реки Тутока, Явосьма, Паша - интересный весенний маршрут для путешествия на байдарках в Ленинградской области. Он описан в книге Л. А. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области" [1]. Протяжённость в наиболее популярном варианте от погоста Пятница около 120 км, 5-7 ходовых дней, в высокую воду "отдельные препятствия III-IV категории сложности" [1]. Маршрут проходит в лесистой и относительно малонаселённой местности на востоке Ленинградской области. Весна здесь обычно запаздывает по сравнению с Санкт-Петербургом на 1-2 недели. Настоящее описание составлено по впечатлениям двух походов - 2001 г. (низкий уровень воды) и 2004 г. (умеренно высокий уровень воды).
Река Тутока начинается из озера Тутока в Бокситогорском районе вблизи водораздела Балтийского и Каспийского морей. Сливаясь у деревни Никульское с рекой Ретешей, река даёт начало Явосьме - крупному левому притоку реки Паши. По способам подъезда и особенностям прохождения маршрут можно разделить на несколько участков, которые кратко описаны ниже.

Тутока (верховья). 10 км от истока из оз. Тутока до погоста Пятница. К деревне Сташково, лежащей в полукилометре от озера Тутока, есть от шоссе Ефимовский - Радогощь ответвление, проходимое для автомашины. В 2001 году мне довелось сплавиться по Тутоке с верховьев при низком уровне воды. Исток реки из озера искать не пришлось, он чётко заметен. Узкая лесная речка, много завалов, постоянно обновляемых многочисленными бобрами. 10 км пройдены за 3 дня. Течение всюду есть. На болоте Тутока разбивается на несколько струй, едва вмещающих байдарку. Затем встретится излучина с заметным падением, где поток журчит между обрывистых берегов. Вдоль реки нет тропинок и мало человеческих следов.

Волок от шоссе Ефимовский - Радогощь до погоста Пятница. Сделав этот волок, можно начать сплав по Тутоке ниже верхнего, наиболее "заваленного" участка. Дорога к бывшей деревне Печная Нива начинается от шоссе в 300 м к северу от моста через ручей Ундрега, текущий в Лидское озеро. Начало дороги видно чётко. Свежий след трактора, штабеля брёвен. Примерно через 0,5 км дорога выходит на вырубку и раздваивается, на север уходит насыпь, вдоль которой стоят старые покосившиеся телеграфные столбы. Туда идти не следует. Нужно свернуть налево, на запад, туда же вёл след трелёвочного трактора. Дорога мокрая, разбитая. Несколько ручьёв, через которые настланы гати для проезда лесной техники. Здесь проходит водораздел Балтийского и Каспийского морей - ручей Ундрега, впадающий в Лидь, и ручей Чухарский, текущий в Тутоку, принадлежат разным бассейнам. Через 2,5 км от развилки, сразу за бродом через ручей Чухарский (если бы не лесовозная гать, перейти было бы трудно) дорога сворачивает налево (на запад), а вправо, на север, отходит колея, ведущая к погосту Пятница. По ней лесовозных следов не было, в 2004 году всё было завалено снегом по колено, а кое-где и по пояс. Через 1,5 км колея теряется на южном краю большой поляны. На северо-восточной её опушке - погост. Сохранился фрагмент сруба часовни и захоронения, некоторые из них в хорошем состоянии.
Вдоль северного, ближайшего к реке, края поляны, идёт очень старая, еле заметная выемка бывшей узкоколейки. Сохранились остатки шпал. На снегу следы лосей, зайцев и медведя. От поляны до реки около 300 м по лесу, идти неудобно, весной здесь всё завалено снегом или залито водой. Но у самой реки, в пойме, можно поискать сухое солнечное место для палатки. При не очень высокой воде встать у самой реки вполне возможно. Если в пойме у самого берега поставить лагерь нельзя (слишком мокро), то всегда можно заночевать на краю поляны.

Тутока (от Пятницы до Ильмаса). 27 км от погоста Пятница до устья правого притока Ильмас. Интересный участок реки. Именно с него Л. А. Плечко рекомендует начинать сплав. Всюду лес, есть давние зарастающие вырубки. Скорость течения 1-1,5 м/с, плёсов нет. В 2004 году на этом участке нами преодолено 37 завалов, то есть мест, где для прохождения препятствия хотя бы одному из гребцов пришлось вылезать из лодки. Завалы следуют обычно группами, чередуясь с участками, где плавание не осложнено препятствиями. Большинство обносов короткие. При низкой воде завалов больше и появляются мели. Река делает мелкие крутые излучины, не выражающиеся в масштабе карты. Участок можно пройти за 2 дня; возможно, сильной группе удастся пройти его за 1 ходовой день, но он будет нелёгким. Два моста узкоколейной железной дороги. Один из них низкий, в половодье, возможно, затопляемый, в 2 км ниже погоста Пятница (на карте в этом месте реку пересекает просека в направлении север-юг). Второй мост более капитальный, высокий, на бревенчатых быках, отмечен на картах масштаба 1:200000 и 1:100000. На левом берегу лежат ржавые рельсы, на правом рельсы сняты. По словам жителей Ефимовского, по узкоколейке до сих пор ездят за ягодами летом на дрезинах до бывшей деревни Алёшины Нивы, но весной пути ещё завалены снегом. В 70-е-80-е годы движение летом было регулярным, жители посёлка ездили за грибами и ягодами в вагончиках, которые тянул небольшой локомотив. В 5 км ниже второго моста на карте показан брод. В этом месте с обоих берегов старые колеи и сгнившие брёвна - возможно, следы моста. Для лодок препятствия не представляет.

Тутока (от Ильмаса до порогов). 15 км от устья Ильмаса до начала Опоко-Никульского каскада порогов. Ниже устья Ильмаса единственный на реке плёс протяжённостью более километра, течение здесь слабое. Сплав леса, прекращённый около 1960 года (информация от местных жителей), по-видимому, начинался здесь, по крайней мере, выше его следы незаметны. За прошедшие 45 лет река "выздоровела" от молевого сплава, берега не захламлены, топляков в русле почти нет. Лесооттеснительных ограждений нет. В 2004 г дважды встретились бревна, преграждающие реку. За 10 км до бывшей деревни Нестерово начинаются первые несложные перекаты. На карте это то место, где река начинает сильно петлять, закладывая несколько излучин почти на 360 градусов. После быстрого участка Тутока вновь успокаивается, а у деревни Нестерово следует вторая цепь перекатов. Напротив самой деревни, около домов, река сужается в крутом повороте налево, с обеих сторон на берегах кусты и застрявшие стволы деревьев, оставляющие неширокий безопасный проход. Дно в этом месте захламлено, в низкую воду 2001 года оба наших экипажа зацепились за бревно. Далее вновь несколько километров спокойного быстрого течения.

Тутока (пороги). Опоко-Никульский каскад, последние 3 км Тутоки. В начале каскада на левом берегу есть замечательная поляна, где можно остановиться. Посреди поляны раскидистое дерево. Вероятно, когда-то здесь был сенокос деревни Опока, стоявшей на том же берегу в 1 км ниже. В высокую воду это последнее место на реке, где ещё можно пристать к берегу. При высоком уровне воды это нелегко. Чёткого ориентира стоянки нет. Начинаются перекаты со стоячими волнами, река поворачивает направо, затем резко налево, снова направо, и открывается полукилометровый прямой участок, направленный на запад. В высокую воду река бурлит и шумит так, что экипажи друг друга не слышат. Вот здесь и нужно шустро приставать к левому берегу. Сквозь ветви прибрежных кустов слева просматривается поляна, до которой от воды около 50 м через редкие лиственные деревья, которые при высоком уровне воды могут быть подтоплены.
От этого места до устья реки около 3 км, они представляют собой много разбросанных препятствий - стоячих волн, небольших бочек, порожков, хаотичных изменений направления струи; возможно затягивание под кусты или навал на прибрежные брёвна и камни. При очень высоком уровне воды, как было в 1998 г., порог опасен, высота волн более метра, удобных мест для страховки с берега нет. Река преодолевает здесь известняковую гряду, острые камни способны порезать днище байдарки даже при несильном ударе. Описывать порог подробно не берусь. Описание Плечко показалось нам довольно точным. Просмотр необходим. Остановившись на упомянутой поляне, мы за полтора часа неспешно дошли до моста в д. Никульское вдоль левого берега реки. Вблизи бывшей деревни Опока (несколько покосившихся дырявых срубов) крутой известняковый обрыв, с которого удобно осмотреть начало каскада препятствий. Собственно, слово "опока" и значит именно "известковый камень". Ниже Опоки вдоль реки тропы нет, но можно пробраться по прибрежным камням и сквозь кусты. В одном месте на левом берегу "непропуск", то есть столь крутой берег, что пройти вдоль воды трудно, лучше взобраться на холм, на вершине которого остатки деревянной беседки, от которой открывается вид на бегущую реку. На правом берегу ниже бывшей д. Мелехово хорошо заметен камень с плитой в память о погибшем туристе. Наиболее сильные валы как раз сразу ниже этого места. Как только показывается первый дом Никульского, река слегка "успокаивается", можно выгрести влево и причалить к берегу, отдохнуть (мы заранее при осмотре обратили внимание, что здесь можно притормозить и причалить). Ориентир - впереди слева едва показывается первый дом деревни, линия электропередачи, на левом берегу свалка и колея, уходящая в воду (брод).
Далее, как и описано у Плечко, река разделяется на два рукава. Книжка рекомендует идти в левый, но при высоком уровне воды правый тоже оказался проходим, а выгрести влево не удалось из-за мощной струи. Висячего моста над левым рукавом, упомянутого в [2], не заметили. Автомобильный мост в д. Никульское при очень высокой воде, возможно, опасен - зазор между мостом и водой может оказаться мал.
Сразу за мостом можно пристать к левому берегу (в высокую воду трудно). У моста препятствия не заканчиваются. Течение продолжает быстро нести байдарку, норовя затянуть в прибрежные кусты, но уклониться от них оказалось несложно. На стрелке Тутоки и Ретеши струи обеих рек смыкаются, образуя хаотичные завихрения воды. Байдарки тянет к левому берегу. Когда мы проносились под мостом, местные жители махали нам руками - это было предупреждение, но мы его не поняли. Оказывается, при слиянии двух рек образовался затор брёвен, существующий уже несколько лет. Под него уходит основная струя из Тутоки. Для того, чтобы миновать затор, необходимо вопреки струе прижиматься как можно ближе к правому берегу Тутоки, а впоследствии Явосьмы. Нам это не удалось. Обе лодки влетели под завал, и нам пришлось вызволять их оттуда под сочувственные взгляды местных жителей с противоположного берега. Впоследствии местный старожил дядя Саша, дом которого находится напротив места слияния рек, рассказал, что завал уже стал могилой для нескольких байдарок, с которыми здесь случился "галстук" - перелом пополам. Мы этого избежали и, пройдя ещё несколько сотен метров вниз по Явосьме, остановились на стоянку на левом берегу. Правый берег населён и менее удобен.
В низкую воду каскад порогов красив, но проходим лишь проводкой. Входная шивера превращается в "шкуродёр". Обнажаются камни. 8 мая 2001 года воды было по колено, и лодки пришлось проводить за верёвочку, что не составило особого труда. Посередине реки обнажились отмели, на которых разбросаны диковинные окаменелости - слепки древней морской фауны, встретилось несколько почти целых отпечатков раковин моллюсков.
В деревню Никульское с левого берега Явосьмы можно пройти, поднявшись до моста через Ретешу, находящегося в нескольких сотнях метров выше её устья; мост показан на карте. В доме, стоящем у устья Тутоки на правом берегу, живёт дядя Саша с супругой, у них можно попробовать купить молоко и яйца. Деревня хранит следы более благополучных времён, но и сейчас летом почти все дома жилые, есть дачники, два раза в неделю приезжает автолавка. Ходит автобус до Шугозера (редко). К майским визитам туристов-водников жители Никульского привыкли. По их словам, в 2003 году не было ни одной группы (экстремально поздняя весна), в 2000 году при очень высокой воде несколько байдарок опрокинулось, были спасработы. В 2004 году наша группа вторая, 2 мая кто-то приезжал на покатушки на автомобиле.
Сливаясь с Ретешей, Тутока даёт начало крупному левому притоку Паши - реке Явосьме.

Явосьма. Протяжённость Явосьмы 53 км, всю реку при помощи течения вполне возможно пройти за 1 ходовой день. Первые 5 км реки сплошной быстроток, струя живо несётся между заросших подтопленных берегов. Каждое препятствие в отдельности (бревно, куст, поворот, перекат) было бы простым, но они следуют одно за другим, не позволяя ослабить бдительность. Конкретных ярко выраженных препятствий в высокую воду нет, но непрерывное их следование заслуживает внимания. После каскада Тутоки ожидаешь более спокойного сплава, но слишком расслабляться здесь опасно. На Явосьме есть ещё несколько таких участков, но первый, пожалуй, наиболее интересен и труден. Все перекаты можно пройти без просмотра. Река широкая, завалы маловероятны, но нам всё же встретился один, ниже д. Заречье. Пришлось обносить лодки по крутому левому берегу.
Описанную у Плечко демонтированную ГЭС у д. Паньшино не заметили. Ниже д. Чуганово течение в который уже раз ускоряется, на протяжении 6 км следуют мощные перекаты, на одном из них остатки ГЭС, взорванной в 1957 г. (по словам местных жителей). Проход свободен, течение быстрое, стоячие волны, отбойники, камни.
На реке несколько жилых деревень, ни в одной из них нет магазина.
В устье Явосьмы куст деревень. На правом берегу не доходя 1 км до д. Давыдовщина удобное место для стоянки на краю луга. Отсюда можно сходить в Давыдовщину или Новинку в поисках молока. Нам не повезло - единственная корова давала мало молока, и всё оно заранее распродано дачникам.

Паша. От д. Наволок до д. Новая Усть-Капша. Широкая река с быстрым течением. В межень есть препятствия - мели и камни. В 1 км Ниже д. Заборовье - порог, в высокую воду несложный (стоячие волны), возможно, в межень обнажаются камни и прохождение усложняется. Плечко рекомендует просмотр с берега. Много живописных мест и удобных площадок для стоянок. В 2 км ниже д. Щекотовичи оборудованная стоянка на правом берегу, видна с воды (стол, лавки, место для костра).
Ниже моста шоссе Лодейное Поле - Тихвин удобная поляна на левом берегу сразу за устьем Капши. Берег крутой, течение быстрое, но пристать и вытащить лодки на берег можно. Поляна не видна с дороги и из деревни. До шоссе 300 м через лес по тропинке вдоль реки (слякоть, ручей, кусты). Остановка автобуса в 500 м от моста. В Новой Усть-Капше нет магазина, только автолавка два раза в неделю.
В Тихвин отсюда можно уехать местным автобусом (№ 157). Есть также прямой междугородный автобус Шугозеро - Санкт-Петербург. Оба они проходят утром около 9:15 (местный ещё и вечером). Междугородный автобус не имеет здесь остановки, поэтому местные жители рекомендовали нам пошире размахивать руками, намекая, что ехать хотим до самого Петербурга - тогда водитель остановится. Так оно и получилось. Время в пути до станции метро "Ломоносовская" 4,5 часа.

Подъезд к маршруту. От посёлка Ефимовский (железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Вологда) грунтовое шоссе на Радогощь, проходимое для УАЗа в любую погоду. Рейсовые автобусы редки и нерегулярны. Можно нанять машину в посёлке. До погоста Пятница придётся пройти 5 км по разбитой лесной дороге и лесу. К истоку Тутоки можно подъехать почти вплотную, но тогда предстоит прохождение трудного верхнего участка со многими завалами.
Деревня Никульское в устье Тутоки связана с посёлком Шугозеро и г. Тихвин автодорогой с автобусным сообщением (автобусы редки). Весной 2001 г. в Никульском нам удалось нанять машину до Тихвина. От Шугозера до Тихвина автобус ходит 1-2 раза в день. Деревни на р. Явосьма связаны с шоссе Шугозеро - Григино - Никульское.
Через д. Новая Усть-Капша проходит шоссе Лодейное Поле - Тихвин. Ежедневно ходят автобусы на Тихвин. Есть также прямой междугородный автобус Шугозеро - Санкт-Петербург, его расписание зависит от времени года.

Литература
[1] Л. А. Плечко. Водные маршруты Ленинградской области. www.skitalets.ru/books/lenobl/21.htm
[2] А. Симо, Т. Симо, Д. Пугачев, И. Дашевская. Описание похода 1998 г. на байдарках при очень высоком уровне воды. radio.stu.neva.ru/~abris/tutoka/
[3] Отчёт группы С. А. Офицерова о походе 1998 г. на катамаранах и байдарках при очень высоком уровне воды. fortis.mami.ru/doc/05.98.doc.
[4] Топографическая карта Ленинградской области, М 1:200000.
[5] Атлас Ленинградской области М 1:100000.
[6] Карты Ленинградской области масштаба 1:50000 на сайте www.ktmz.org.
Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.Сплав на байдарках. Описание по итогам походов 2001, 2004 гг.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию