11 января 2013
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 1978 0
Руководиель: Шестопалов В. С. (Долгопрудный)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5598

Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: первая.
Район путешествия: Тверская область.
Нитка маршрута: г.Москва - г. Тверь - г.Вышний Волочек - р. Тверца: плотина - пос.Обрадово - пос.Тверстянка - пос.Холохольня - пос.Выдропужск - пос.Тверецкий - пос.Будово - пос.Худяково - пос.Паника - пос.Фенино - пос.Голобово - ст.Тверца - г. Тверь - г.Москва .
Протяженность сплава по р.Тверца: 162 км.
Продолжительность активной части маршрута: 12 дней.
Количество участников: 7 человек.
Средства сплава:
1 Байдарка "Колибри -2";
1 Катамаран "Катя -4".
Время путешествия - июль 1999 года.
Уровень воды в р.Тверца - малая вода.

Фамилия Имя Отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности
1 2 3 4 5
1. Шестопалов Виталий Сергеевич 1978 2(3)у  - р. Теберда, Сев. Каказ руководитель
2. Крюков Николай Юрьевич 1976 2(3)у - р. Теберда, Сев. Каказ завхоз
3. Кувишнова Любовь Анатольевна 1979 1у - р. Которослъ, Ярославская обл.
4. Кувшинов Иван Анатольевич 1986 НК

16. 1.08.99 пос.Голобаво – ст.Тверца 12 сплав
ст. Тверца - г. Тверь 17 электричка
г.Тверь - г.Москва 160 электричка

ИТОГО: 16дней, из них  3 - заброска и выход с маршрута,  4дневки, 9дней - сплав; 53ходовых часа.

Заброска и выход с маршрута

Заброска

17 июля (1 день)

Выехали из Москвы в Тверь электричкой 12-15. Расписание на Ленинградском вкз. иногда меняется, и мы отправились на "измененной" электричке. В Твери, подождав час, сели на электричку 16-30 до Вышнего Волочка, и часа через два были там. Абориген в электричке рассказал, что автобусами можно попасть на один из каналов, а потом пешком через плотину на Тверцу. Автобус отправляется прямо от ж/д вкз., но на нем нельзя сразу добраться до канала — нужно на конечной остановке пересесть еще на один автобус (кажется, № 6. Конечная остановка располагается рядом с парком (с остановки видно колесо обозрения).

Вышли недалеко от монастыря, и дедушка-абориген указал тропинку к каналу. Время 20-00, холодает. Через 15 минут ходьбы пешком мы уже выбираем место на берегу заросшего кубышками канала. Вдоль него тянутся заросли деревьев и кустарника. Дрова есть: достаточно только "вручную" повалить сухое дерево (которых здесь достаточно). Заморосил дождь, но почти сразу прекратился.

Вова и Ваня забросили удочки, но ничего не поймали (приманка — хлеб).

18 июля (2 день)

9-00

Подъем (в палатке душно и жарко; на нее светит солнце). Ваня уже забросил удочку, и вновь безуспешно. Коля собрал "Колибри"

10-00

Коля, Света и Галя ушли в город за провизией. Остальные начали сбор вещей; надо перебираться за плотину.

12-00

Все вернулись и начали "переноситься"; часть вещей перевозится байдаркой.

Прямо за плотиной местные ловят рыбу. Вова, Ваня и Люба вновь по очереди пытаются хоть что-нибудь поймать, но снова неудача.

13-00

Света и Галя ушли разглядывать монастырь. Остальные "стапелят" катамаран.

15-00

Послеобеденные развлечения: катание на "Колибри" под "квалифицированные", а главное, громкие консультации Любы.

Выход с маршрута

1 августа (16 день)

12:00

Причалили к ЛБ рядом с ж/д мостом недалеко от ст.Тверца. Около 16-00 "поймали" электричку до Твери, где пересели на вечернюю Московскую электричку. В тот же день мы были дома.

Техническое описание маршрута

р. Тверца:

18 июля (2 день)

19-00

Отчалили. По берегам встречаются заросли или широколиственный лес, места с "сосновыми стоянками" редки.

21-00

Проплываем  место  впадения  еще  одного канала  в  Тверцу;  река  заметно расширяется, откуда ни возьмись, на ЛБ и ПБ появляются удобные сосновые места для лагеря. Но мы плывем дальше - становиться пока рано.

22-00

Холодает; начинаем искать стоянку. Хорошие стоянки вдруг куда-то исчезают. Но после очередного поворота открылась одна из них — увы, кем-то занятая (автомашина "Нива" была хорошо видна с воды). Ожили комары; они нас до сих пор еще не донимали. Заметили бобра, плывущего вдоль ЛБ, но он, увидев нас, нырнул.

22-30

Рыбаки на ПБ сказали, что где-то рядом деревня (оказалось — Обрадово). Пройдя еще пару сотен метров, зачалились на ПБ. Берег высокий, глинистый, но доступный даже для вытаскивания на него катамарана (что мы и сделали). С дровами здесь плохо: к берегу подходит поле, лес — в нескольких сотнях метров, вдоль реки только заросли высокого кустарника. Ориентир стоянки — огромный навес для сушки сена в поле. От комаров спасли только мази и дезодоранты; такое количество москитов можно встретить лишь рядом с болотами.

19 июля (3 день)

10-00

Подъем и завтрак геркулесовой кашей, которую нам еще предстоит полюбить. Готовимся к отплытию.

12-00

Отплываем. По берегам — смешанный лес. Однако, кое-где есть и сосновые места.

14-00

На одной из таких стоянок обедаем. На сухом хвойном настиле много шишек и готовых дров.

Неподалеку от нас пос. Белый омут. Послеобеденные развлечения — купание, сон и сушка хлеба.

17-30

Отчаливаем. По берегам — луга или заросли кустарника под широколиственными деревьями.

22-00

Решаем ставить лагерь, но где? Хотим остановиться в сосняке, поэтому плывем дальше. Несколько поворотов, и...

22-30

...наконец-то! На ПБ — шикарное сосновое плато. Правда, высоко приподнятое над поверхностью реки: обрывистый песчаный склон; здесь река потрудилась, подмывая берег. Самим на это плато забраться можно, а катамаран вытащить не удалось ограничились  песчаным  склоном (привязав   чалку  к  дереву)

20 июля (4 день): ДНЕВКА

Сушимся, купаемся, ловим рыбу. Поймали только маленьких гольцов; на хлеб и тесто берут лишь они, причем клюют не везде.

С дровами проблем нет, подход к воде нельзя назвать удачным, так же как и неудачным. Неподалеку отсюда расположен поc.Тверстянка.

21 июля (5 день)

9-00

Общий подъем. Неизменный, поражающий своим постоянством вкус каши-овсянки оживляет и бодрит; две-три миски каши на завтрак теперь — норма.

11-00

Только Вова отваживается на попытку доесть сие прямо на плаву. Но даже ему не под силу этот подвиг, и он бросает бесплодную затею.

14-00

Встречаются высокие подмытые берега с песчаными склонами, в изобилии мели и отмели, по которым приходится проводить даже катамаран-"трехтонку", который почти не погружается в воду  (наше путешествие пришлось на засушливый период, и, как следствие, на малую воду). Мест для купания достаточно.

На привале общими силами "добиваем" остатки каши и уху, сваренную на дневке.

14-30

Отправляемся дальше.

15-00

На ПБ замечаем отличную поляну, окаймленную соснами, с кострищем и скамейкой. Решаем сделать обеденный привал.

Мы находимся где-то между пос.Индустрия и местом впадения Любинки в Тверцу. Берег кое-где спускается к воде торфяными пластами, много ягодного кустарника, а в траве почему-то полно лягушат. Несмотря на засуху, удалось найти ягоды красной и черной смородины и малины. Грибов нет. Попытки ловить рыбу на хлеб увечались лишь гольцами.

16-30

Отправляемся дальше, но...

17-00

...начинается дождь, и мы укрываемся от него в сени хвои на ПБ, изрядно помесив глину, устилающую дно у самого берега.

17-30

Продолжаем путь, т.к. ненастье прекратилось.

18-30

На ПБ неожиданно из-за поворота появляется место для стоянки с крупно- и cредне-каменистой мелью, плавно переходящей в берег. Эта стоянка легко может использоваться для приготовления бани, т.к. здесь полно камней. Баню можно ставить прямо на мели. Выход на берег — удобный {обрыва нет); на поляне есть кострище, и рядом сосновая роща. Решаем не привередничать в выборе стоянки и остаться здесь на дневку с баней.

22 июля (6 день): ДНЕВКА

Весь день занимались устройством бани.

400 - килограммовый гранитный камень потребовал гораздо больше усилий для перетаскивания на удобное место и разогрева, чем мы предполагали. Зато баня получилась хорошая!

Вечером местные рыбаки угостили нас своим уловом: подарили недавно пойманного леща, которого мы успешно испекли на углях. По словам рыбаков, отсюда недалеко до пос.Колокольня (так поселок обозначен на карте), причем правильное название, на самом деле, Холохольня.

23 июля (7 день)

6-00

Па-а-адъё-ё-ём!!!

Выходим на реку.

По берегам все чаще встречаются сосновые участки леса. Сегодня мы одержимы идеей поскорее добраться до пос.Бабье и приобрести молока, по которому все соскучились. Плывем, черпаем, времени не замечаем. Мимо — пос. Холохольня, поc.Иевцево, пос.Локтево, и, наконец,

13-00

пос.Бабье: дома на обоих берегах. Пристали к местному пляжу на ЛБ. Обедать решили ниже по течению, после моста и заброшенной церкви, хорошо отсюда видной.

13-30

Подплыв к мосту, слышим нехарактерный плеск воды. Просмотрели, оказалось, одна из проток реки под мостом узка, из-за этого там большая скорость струи. Катамаран успешно прокатился на струе и вышел за мост к церкви, а байдарку прижало струей к остаткам деревянного мостка; ее не сразу удалось снять с пеньков.

Уже через пятнадцать минут оба судна зачалились на пологом ЛБ для привала. Дров здесь немного; зато рядом прекрасный луг, окаймленный иван-чаем, и вид на церковь за лесополосой.

16-00

Отплываем дальше; решаем добраться до пос.Выдропужск и стать за ним.

17-00

Мы в Выдропужске. Проплываем оба моста, церковь с кладбищем на ПБ, и становимся на ЛБ с удобным подходом к воде. Оказываемся на поляне; сосен нет, только широколиственный лес. Зато дров оказалось предостаточно, ибо кто-то для нас их уже заготовил и оставил рядом с кострищем. А вообще, их и без этого здесь много.

24 июля (8 день): ДНЕВКА

Решаемся на дневку с тем, чтобы восполнить запас провизии, ибо пос.Выдропужск — удобный пункт для таких целей. Здесь есть магазин, телеграф и аптека. Отсюда, кроме того, возможна выброска с маршрута. Автобус ходит до ж/д cт.Спирово, дальше — электричка на Москву. Второй вариант — автостоп по трассе Ml0, которая проходит по одному из мостов. Стираемся, купаемся, сушим хлеб.

25 июля (9 день)

10-00

Не торопясь, поднимаемся. Глубокий, до боли знакомый запах овсянки уже витает над поляной, миска и ложка зовут к действию.

12-00

Пошли в поселок отправлять телеграммы и запасаться провиантом.

14-30

Оплываем. По берегам много хороших стоянок; лес преимущественно сосновый, с характерным сухим настилом на грунте и шишками. Лишь кое-где к воде подступают участки широколиственного леса.

16-30

Видим  на  ПБ  какие-то  ягоды, останавливаемся,  чтобы потравиться  ими. Оказалось — черемуха; и наелись, и с собой набрали.

18-30

"Едем" дальше.

21-00

Солнце постепенно клонится к закату; проплываем мост перед пос.Тверецкий. Зачалились на ЛБ среди лодок; берег крупнокаменистый. Сходили за молоком, и снова "по коням!". Решили стать за поселком.

21-40

Становимся на ПБ: ровная выкошенная лужайка перед сосновым лесом, сокрытая от  противоположного  берега  высоким  кустарником, растущим  вдоль края лужайки. Одним словом, укромное место. Подход к воде удобный: к приподнятой площадке берега с воды подходит мель.

26 июля (10 день)

10-00

Подъем и завтрак, неразрывно ассоциирующийся теперь с геркулесовой кашей.

12-00

Отходим от стоянки. Хвойные леса теперь "обнимают" реку с обеих сторон. Становись, где хочешь!

14-00

В районе пос.Осуйское на перекате, где течением намело к берегу небольшую песчаную дамбу, аборигены зачем-то копошились в воде, шаря руками по дну. На наш вопрос они ответили, что ловят налимов, вытаскивая их из нор и из-под камней. Что ж, возмем на заметку!

15-00

За очередным перекатом с мощной для этих мест струей на ПБ открылась удобная приподнятая стоянка с готовой печкой для бани. Долго не размышляя, становимся на дневку.

Здесь достаточно дров, через каждые 50-100 метров по берегу располагаются хорошие места для лагеря (причем на всех есть кострища, а кое-где и готовые скамейки).

Скоро мы познакомились с соседями, уже вторую неделю отдыхающими на одной из ближайших стоянок. По их словам, с этого места можно пешком быстро дойти до пос.Будово. Девушки быстро сориентировались и отправились туда  за молоком. Возвратились через 3 часа (на дорогу "туда" уходит около часа).

27 июля (11 день): ДНЕВКА

Протапливаем печку, ловим мелкую рыбешку. На удочку ловится только мелочь (приманка — хлеб), в основном, на перекатах, где рыба лишена бдительности. Ваня успешно этим воспользовался: вытащил руками налима.

28 июля (12 день)

Подъем, завтрак, сборы.

Выходим.

Лес далеко, к воде подступают луга.

14-00

Проплыли пос.Боровое. Течение возросло (по сравнению с началом маршрута), и вместе с попутным ветром помогает нам плыть, не напрягаясь.

16-00

Аборигены на ЛБ сказали, что до Торжка около 10 км по реке (видимо, туристы своими вопросами заставили их выучить это наизусть). Решаем, что на сегодня нам хватит километров. На ПБ замечаем отличное место для лагеря (даже два). Здесь сосняк, хороший подход к воде. Становимся. Рядом по ЛБ пос.Худяково. Галя ринулась в чащу, принесла оттуда костяники и один гриб. Воодушевленные находками и вооруженные ведром, юноши последовали примеру, но вернулись не солоно хлебавши. Вывод: берите девушек в поход! (они не дают умереть с голоду).

Итак, слишком сухо, и грибов, увы, нет. Зато мы обнаружили, что лес в этом месте растет вдоль берега узкой полосой, которую можно пересечь за 10 минут ходьбы. За полосой леса — поле, за ним снова лес.

29 июля (13 день)

Подъем, геркулес, сборы.

Выход.

По берегам встречаются теперь удобные окультуренные стоянки со столиками и скамейками; население выезжает в эти ближайшие к городу места на отдых. У берега видны автомашины и палатки - стационарки. Лес — сосна.

Проплыли пос.Крюково.

14-00

На ЛБ расположен сан.Митино, где и решили остановиться на обед. Люба сразу притащила откуда-то ведро маслят, правда, червивых, а юноши тем временем сделали разведку.

Недалеко от входа в санаторий располагается автобусная остановка, автобус везет до города, или, если угодно, до ж/д вокзала (поездка занимает около 30 минут). Автобус ходит один раз в час практически весь день. Таким образом, отсюда возможна хорошая выброска с маршрута.

16-00

Отходим дальше. На сегодня решено сделать марш-бросок: пройти Торжок и плыть "до упора".

18-00

Торжок: прошли три моста (по центру). Байдаркам можно идти без потерь, т.к. никаких страшных предметов в воде не было обнаружено. У нашего катамарана осадка еще меньше, чем у байдарки, поэтому за него беспокойств не было. Вообще, он привлек внимание местных: этакий танк на воде.

20-00

Между пос.Брячково и пос.Паника встретили нагромождение плит в воде, но, просмотрев, нашли фарватер посредине, и проплыли.

21-00

За пос.Паника на ЛБ остановились среди сосен и берез. Здесь будем делать лагерь и отдыхать.

30 июля (14 день)

9-00

Подъем. Уф!...  каша... После нее поток свежих мыслей: решаем сократить предстоящие скитания и идти быстро, без долгих остановок, т.к. по карте предстоит "населенка", а это неинтересно.

11-30

Выходим.

Местность полностью соответствует карте, куча отличных стоянок.

15-00

Становимся на перекус после пос.Савинские Горки.

Отходим.

20-00

Остановка на отличном месте недоезжая до Фенино (ЛБ, чистый сосняк). Стоянка "на пять".

31 июля (15 день)

Как обычно.

11-00

Выход.

В этот день, как и предполагалось, ничего интересного. Стоянки исхоженные, но место выбрать можно. В окрестности пос.Медное лесополоса далеко отстоит от берега.

21-00

Встали на ЛБ, недоплыв до пос.Толобово. Решили завтра рывком дойти до ж/д ст.Тверца, и на ней завершить водную часть маршрута, т.к. он теперь совсем неинтересный.

1 августа (16 день)

8-00

Подъем.

12-00

Причалили к ЛБ рядом с ж/д мостом недалеко от ст.Тверца. Быстрый антистапель и обед. Выброска.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Маршрут может быть рекомендован для групп, не имеющих большого опыта, из-за отсутствия препятствий, сложных для прохождения.
  2. Маршрут представляет собой отличное место для летнего байдарочного отдыха. Вдоль р. Тверца встречается много удобных мест для установки лагеря с достаточным количеством топлива. Тверца имеет большей частью песчаное дно (местами крупно- или мелко-каменистое), по берегам можно встретить грибы и ягоду (малину, смородину, черемуху, костянику и болотные сорта). В походах по р.Тверца можно устраивать бани, т.к. есть каменистые берега. Вообще, природа Тверской области разнообразна и красива: широколиственные и хвойные леса, луга и болота, озёра и реки.
  3. р. Тверца богата рыбой. Даже в малую воду через каждые два-три километра на реке встречаются рыболовные сети (из-под воды торчат палки, натыканные поперек реки). Видимо, и в это время здесь, как обычно, можно успешно ловить рыбу.
  4. Существует много удобных мест и способов заброски на р.Тверца и выброски с нее. Для заброски можно порекомендовать нас. пункты: г.Вышний Волочек, пос.Осеченка и пос.Выдропужск. Для выброски еще больше вариантов: достаточно взглянуть на карту.
  5. Участок реки "Торжок - Тверь " сильно населен (часто встречаются деревни и поселки); не рекомендуется для желающих полюбоваться природой и отдохнуть от цивилизации. Напротив, участок "Вышний Волочек - Торжок" не страдает этим недостатком.
  6. Вообще, маршрут сочетает удобную заброску и выброску с низкой средней "населенкой".

Отчет о водном туристском походе 1 категории сложности по реке Тверца, совершенном с 17 июля по 1 августа 1999 годаОтчет о водном туристском походе 1 категории сложности по реке Тверца, совершенном с 17 июля по 1 августа 1999 годаОтчет о водном туристском походе 1 категории сложности по реке Тверца, совершенном с 17 июля по 1 августа 1999 годаОтчет о водном туристском походе 1 категории сложности по реке Тверца, совершенном с 17 июля по 1 августа 1999 года