Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
р. Ка-Хем

р. Ка-Хем

Тип материала: Описание
Год путешествия: 1994
Категория сложности: нет или не указано
Регион путешествия: Саянский
Автор: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула
Протяженность сплава - 280 км
Продолжительность - 12-16 дней
Сезонность - июнь - август
 р. Ка-Хем

 р. Ка-ХемБалыктыг-Хем (рыбная река) берет начало на гольцовых вершинах хр. Сангилен в верховьях носит шиверистый характер - 3-4 к. с. Пос. Кунгуртуг связан регулярным авиасообщением с г. Кызыл, от аэродрома поселка до реки 7 км. Обычно сборку средств сплава ведут на левом берегу, в 400 метрах ниже обелиска погибшему геодезисту. В начале сплава скорость течения 4-5 км/час, средний расход воды 30 куб.м /с, препятствия отсутствуют, берега низкие.
  После впадения правого притока р. Сарыг-Эр (в устье изба) р. Балыктыг-Хем получает название р. Ка-Хем (  р. Ка-Хем,  р. Ка-Хем,  р. Ка-Хем) и резко поворачивает на северо-запад, прорезая горный хребет, стремительно набирает мощь. Появляются перекаты, шиверы с камнями. От устья р. Сарыг-Эр до устья р. Теннус 1 час сплава. Через 4 км (30 мин. сплава) начинается каскад порогов "Лестница" - препятствия 3 к. с., всего 10 степеней, протяженность каскада 6 км. Ориентиром служит безлесая гора на правом берегу. После каскада "Лестница" река успокаивается. Преодолевает ряд поперечных хребтов и сильно петляет, за что этот участок реки получил название "Ка-Хемские кольца" - красивейшее место на реке. Слева и справа по берегам громоздятся отвесные скалы, течение довольно быстрое, длина участка 55 км, препятствия отсутствуют. 
  Очередное препятствие - это   р. Ка-Хемпорогов, обязан своим названием правому притоку р. Ка-Хем - реке Мельзей. Это самый сложный участок р. Ка-Хем (особенно сложен для прохождения на байдарках), требует тщательного просмотра. Длина каскада 15 км, его принято делить на 26 ступеней. Средний уклон реки - 5 м/км, препятствия 4 - 5 к. с. Ориентиром начала каскада может служить правый поворот реки, за которым открывается длинный прямой участок, над долиной реки возвышается конусообразная вершина 2092 м. Наиболее сложные препятствия: пороги 3, 19 - мощные локальные пороги сливного типа и  р. Ка-Хем - самый трудный в каскаде, имеющий сложный заход вдоль правого берега, в конце порога слив 1,5 м. Сразу за порогом можно встать на стоянку.
  После 22-го порога остаются еще три препятствия 23-25 -несложные шиверы с обилием камней в русле. От конца каскада до начала "Щек" 70 км быстротока. Началом "Щек" принято считать место впадения руч. Арастой - правого притока, концом "стрелку" рек Ка-Хем - Кызыл-Хем, Длина участка - 12 км, уклон 6 - 20 м/км. От устья руч. Арастой начинается 5-километровая шивера, которая представляет собой каскад ступеней, возрастающих по силе. На левом повороте после заходной шиверы начинается собственно каскад  р. Ка-Хем - 11 препятствий 4 - 5 к. с. ( р. Ка-Хем  р. Ка-Хем р. Ка-Хем р. Ка-Хем), наиболее сложная вторая половина каскада. Ступени "Щек", как правило, имеют локальный перепады 1,5-2 м. Большая глубина, огромные стоячие валы, мощное течение и отвесные труднопроходимые берега - основная трудность "Щек". 
Среднегодовой расход Ка-Хема перед стрелкой 90 куб.м /с. На стрелке р. Ка-Хема и р. Кызыл-Хема обычно стоит много туристских групп. Ниже слияния Ка-Хем широк и глубок, это уже мощная река, текущая в постепенно расширяющейся долине. Через 13 км ниже пос. Унжей-Панфиловский порог - 3 к. с.. Перед пос. Чодуралыг - Васильевский порог - 3 к. с., имеет два мощных слива. Следующий пос. Ужеп - 1-й крупный населенный пункт на Ка-Хеме (магазин, почта), До Байбальского порога - 7 км. Байбальский порог - серьезное препятствие 5 к. с., протяженность - 1,5 км, перед порогом чувствуется подпор воды, слышен низкий гул. Просмотр с левого берега. До пос. Эржей остается пройти еще пороги "Интеграл", "Москва" - 3 к. с.
Пос. Эржей связан автомобильным сообщением с г. Кызыл, куда также можно доплыть на судах за 13 - 15 часов или на т/х "Заря".
Литература: 1, 2, 27, 28, 30.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.