12 января 2013
Год путешествия: 2003

Дата: 2003 год

Это не отчет, а просто впечатления и зарисовки

Человек предполагает,

а Бог располагает…

(Вместо эпиграфа)

Вместо вступления

Так случилось, что все наши планы на это лето сорвались. Ни о составе команды, ни о времени похода, ни об окончательном варианте маршрута договориться никак не удавалось. И только за две недели волевым решением утвердили маршрут Лахденпохья - Приозерск. Состав команды утвердили за неделю до выхода, часть продуктов и вещей приобреталась на ходу. Уже в процессе сборов обнаружились трения между участниками, но что-то менять было уже поздно. Компания заезжала в Лахденпохью в два приема.

Время похода: 2-3 августа- 14 августа 2003 года

Компания:

1. Гашковы Эдик и Лена, их дети: Сережа и Анюта (см. Волга 2002)
  2. Кузнецовы Леша и Таня, их сын Степан (см. Волга 2002)
  3. Ирина (подруга Лены) и ее сын Лешик
  4. Валера Артишкин и Смирновы Татьяна и Антон, ее сын (друг Лешика, сына Ирины), черная кошка Карма
  5. Шаховы Валера и Ирина, их дети: Зоя и Галинка (Интернет-знакомство)

Пароходы: "Нева 3", "Таймень 2", "Вуокса 3Н", Красное каноэ (автор Валера А.), Спортивная байдарка (авторская), "Ильмень 3"

Самый опытный походник - Валера А., а самый "зеленый" - Ирина (это был ее первый поход). По Ладоге ходили только Валера А. и мы (Кузнецовы)

День 1. "Вокзал. Перрон. Посадка"

Тронулись! И большое спасибо, Ладожскому вокзалу. Какой козел придумывал все эти проходы-переходы! Поезд "Петербург - Костомукша". В поезде наряд погранцов. Спрашивают разрешение на въезд в погранзону. Пытаемся объяснить, что, мол, есть федеральный закон о Границе и ширина погранзоны по нему - 5 км. На что получаем ответ: "У нас тут свои законы". Каково! Спасла только питерская прописка. Около 9-ти вечера мы в Яккима. Нас встречает Валера А. и уазик - "буханка". На городской пляж по лесной дороге нам проехать не удалось, поэтому добрались до городского пляжа рядом с лесозаводом, там и собирались. Валера А. забрал в два приема Сережу, Аню, Зою и Галинку. Остальные собирались до 23-00 и в 23-30 отплыли в надвигающуюся темноту. Местность знали только Валера А. и семья Кузнецовых. Валера А., дав направление, поплыл первым, а наша "Вуокса" - последней (пока поправляли киль, пока разбирались с веслами…). Успели только покричать вслед уходящим: "А вы знаете куда идти?!" - и встретились с ними только через 3 часа. Ибо "Путь наш во мраке лежит и блуждает пути не знающий".

День 2. "Блуждания"

Мы плыли согласно направлению, данному Валерой А., вокруг Лахденпохьи хороших стоянок не очень много, ближайшая - остров Папинсари в получасе гребли, напротив городского пляжа (можно встать и на пляже). Через полчаса в сгустившейся тьме мы покричали, и тотчас с острова нам ответил нестройный хор детских голосов, зажглись фонарики и костер, - нас ждали. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что ни Шаховы ни Гашковы мимо не проплывали! Они заблудились! Два часа бедняги плавали в темноте от острова к острову, и спрашивали: "Нет ли среди островитян Валеры, Тани и кучи детей". Я и Лешик пытались позвонить нашим "Сусаниным", но они временно забыли включить свои мобилы. К счастью, кто-то из аборигенов днем приметил красную Валерину лодку и указал правильные координаты заблудшим. Ура! В начале 3-го семьи воссоединились. Утро. Варим любимую овсянку с изюмом. Если ваши дети что-то не ели в городе, не паникуйте! В походе, в компании таких же спиногрызов они будут есть все, что можно засунуть в рот и прожевать! Собрались, отплыли. Пацаны (Антон и Лешик) орут дурацкие песни. Как можно под рэп грести?! Нас преследует черная туча. Прячемся от грозы на ближайшем острове. По предложению Валеры А. делаем "небольшой" крюк, чтобы посмотреть интересную скалу, крюк получился километров 10, не меньше. Немного не доходя до скалы тормознулись перекусить, а после перекуса прошли к достопримечательности. Скала и действительно интересная, этакая нависающая стена над водой. Под нее можно даже подойти на лодке. Эхо там очень сильное. Надвигается очередная гроза. Делаем рывок до знакомого нам (Кузнецовым) пляжа о. Кюльвяянсари, ставим навесы и палатки. По дороге опять растеряли часть людей, - Гашковы рванули вперед и решили переждать грозу в предыдущей бухте. Понятно, что сегодня никуда не пойдем, - опять надвигается гроза. Купаемся, гуляем, готовим ужин.

День 3. "У нас, как в тропиках"

Утро тихое. Нежно-розовые облака выныривают из окутанной туманом воды и воспаряют вверх. За ними пытается воспарить солнце, и, поддерживаемое облаками, тяжело поднимается. Сушимся, собираемся. Сегодня точно идем. Вот собраны палатки, дети, лодки, но …. Никуда не идем. У Валеры Шахова "полетела" кница. Чинимся. К счастью недолго. Тронулись! Через полчаса гребли нас накрывает туча. Мелкий противный дождь. Плывем дальше. Мы в этих местах были четыре года назад, Валера А. и того раньше, не можем сориентироваться, плутаем (кстати, Ладога обмелела на 1,5 м, все, что могло, заросло травой и кустами). Где вход в протоку? Полчаса блужданий, опроса местных жителей и ловли рыбы, и, слава богу, мы в протоке. В морду теплый ветер и теплый дождь, за бортом теплая вода. Тепло и сыро. Тропики, да и только. Одежда намокла, очки запотели. Вся компания, возглавляемая нашей "слепой лодкой" двигается вперед к острову Паяринсари, а где этот остров знаем только мы. Можно не поворачиваться - сзади неутомимо орут про "силу ума" и прочую молодежную ботву. По пути встречаем две небольшие компании с детьми и буржуев на seayak-ах. Погода улучшается, это значит, мы идем правильным путем. Наконец-то остров. "Наше" место занято, но соседний мысок ничуть не хуже. Ура! Земля обетованная. Всем нравится это место. Дети бегут купаться. Тетки в черничник. Мужики на рыбалку.

День 4, 5, 6. "Хорошо, но хмуро"

Хмурое утро. Иногда проглядывает голубое небо. Иногда накрапывает дождик. Появляются свои приметы: мужики идут на рыбалку - к дождю (и сильному); пацаны перестают орать песни - к буре. Есть трения в команде, наверно действует погода. Раздражает все: и слова, и взгляды, и нежелание учитывать общее мнение, визги детей. К вечеру 5-го дня поднялся сильный ветер, сосны скрипят, оттяжки палаток гудят,. вдали ревет Ладога. С ужасом вспоминаю Сортавальский поход, - неужели опять ураган? Долго не могла заснуть, боялась, что улетит палатка. Заснула только после того, как высунулась на воздух, - "не так страшен черт, как его малюют", просто сосны очень шумят. Опять наступает серое утро. Каждый развлекается, как может. Я с детьми играю в разные игры. Если нет дождя, - в выбивало и в футбол, и казаки-разбойники. Если идет дождь, сидим под тентом и играем в "Города", в "Я так голоден, что съел бы …", "Пока вы выходили" и пр. Мама Ира и мама Таня С. сушат вещи своих великовозрастных детей. Валера А. чинит лодку. Эдик с Лешей пытаются ловить рыбу. И все собирают чернику, даже дети, и едят ее. А как предпочитаете чернику вы? Мы любим чернику со сгущенкой, и просто с сахаром, и без сахара, и компот, и кисель, и с куста. Валера и Ира Шаховы откуда-то принесли целую кепку земляники. Дует сильный ветер, волна. У противоположного берега пришвартовался рыбацкий баркас, тоже пережидает непогоду.

День 7. "За битого двух небитых дают"

Сегодня идем. Ветер слегка притих, волны уже не пугают, баркас ушел. Значит, погода налаживается. Собираемся. Под радостные вопли выплывает солнце. Решено обогнуть остров по ближайшей к Ладоге оконечности и внутренними проходами дойти до Койонсари. Хотя с нашей командой за один день этот путь не пройти. Попробуем по дороге найти стоянку. Решено. "Земля, прощай, в добрый путь!" Еще отходя от острова, на повороте, услышали какой -то странный звук, словно зацепили что-то. Странно!? Огибаем остров, а где же проход? Трава по пояс выросла там, где когда-то мы проходили, даже не задумываясь о глубине. Возвращаться не хочется. Решаем обогнуть о.Кухку и далее по плану. Выруливаем из-за острова, видна Ладога, волна нормальная (я то знаю, что бывают больше). Упираемся. Кричим Девчачьему экипажу (Лена + Ира + Анюта), чтобы не вставали бортом к волне. Всего-то 500 метров, а сколько адреналина. Заворачиваем в проход. Черт побери! Это просто залив! Да мы еще и крюка дали! Вылезли, посмотрели карту. Тот, кто раньше не ходил по Ладоге, пытается прийти в себя. На Ирину без слез нельзя смотреть, испугалась и за себя и за Лешика. Валера А. выгуливает кошку Карму. Вот такая она наша Карма - черная. Ладно. Огибать Кухку не будем. Возвращаемся к Паяринсари, и будем огибать его с другой стороны (лишь бы проход и там не зарос), крюк конечно, и не малый. Проплываем мимо своей стоянки. Останавливаемся на перекус, это разумно - время обеденное, дрова сухие есть, идти неизвестно сколько. Как приятно на родном месте. Леша К. всем наливает коньяка за боевое крещение, детям сиропа элеутерокока с чаем. Поздравляем Ирину с боевым крещением. Солнышко греет. Может не надо дальше? Едим. Идем. Впереди - Эдик с Сережей - на "Таймене", затем девчонки - на "Неве", мы - на "Вуоксе", пацаны - на спортивной байдарке, Валера - на красном каноэ и Валера Шахов - на каноэ "Ильмень". Все время подглядываем в карту. Должен тут где-то быть узкий проход, если только и он не зарос. Вижу что-то похожее, Степан подтверждает, что это проход. Стопорим всех вперед уходящих. А сами плывем на разведку, за нами Антон с Лехой, уже не поют. Действительно проход! Узкий, с торчащими камнями, но проходимый вдоль правого берега. Все проходят. Нам предстоит маневр: впереди открытое место, волны с барашками, сейчас они нам в правую скулу, но предстоит поворот на 90 град., - огибаем высокий каменный мыс, может и вынести на него, если по-глупому… Девчонкам говорим, чтобы делали как мы. Идем первыми. За нами Валера А. с Таней, за ними - пацаны, потом все остальные. Идем навстречу ветру, подальше от каменного лба, резко разворачиваемся и уходим в проход между островами ( ветер сзади сбоку). Почему-то все время захлестывает нос и не получается "ехать" на волне. Валера довольно громко что-то выговаривает Антону, тот бледный и злой еле выгребает. Лешик ничего не понял, сидит улыбается. Оказывается, ребята решили срезать и что-то там неграмотно сделали. В общем, еле выгребли. А ведь кому-то перед этим объясняли. Ладно, за битого двух небитых дают. Два часа по спокойной (почти) воде в заливах и проливах, в поисках места и перетопах. После семи вечера место было обнаружено. Возможно, места для стоянки было не очень много, но зато какое живописное это было место! При разгрузке оказалось, что на островке есть грибы (красные-прекрасные). Остров стоит на трех водных дорогах, и, рыба есть (можно ловить живца). Место клевое во многих отношениях, и мы заняли его очень вовремя. У нас авария: в лодке сломались серьги крепления фальшбортов (они пластмассовые) и сломался верхний стопор первого шпангоута, т.е. нос держался только на надувных баллонах. Есть и повод и причина задержаться. Остров наш очень маленький, 80 м в длину и 40 м в ширину, каменный, поросший лесом. Очень красивый. Южная, юго-западная и западная оконечность острова - отвесные скалы. Остальные стороны более пологие, есть почти удобные спуски в воду. Все, кто может, ловит рыбу (и те кто не может тоже). Слышны радостные визги детей - значит рыба ловится. К ужину у всех приподнятое настроение: Серый бегает с окунем на крючке, Леша почти починил лодку, Валера привез целый букет красной смородины (где-то рядом есть места), рыбаки наловили рыбы, я заклеила матрас. Тетя Ира Ш. нажарила рыбы. Вот такой был день.

День 8. "Каждый выбирает для себя"

Мимо палатки прошли рыбаки, и я встала. Утро тихое, небо чистое, по воде легкий туман. Взяла фотоаппарат. Снимать хотелось все. Здесь такие сосны, такие камни, а какая черника! Так хорошо. Вид с высокого утеса на три стороны. Красота неописуенная! Внизу на каменной полке лежит Антон, гордый и непонятый родителями. Вот сложеный из камня остов дома, от него к воде словно ступеньки вырублены… Поднимается солнце, оживает лагерь. Весь день жили растительной жизнью: дети купались и ловили рыбу, мамки купались и стирались, мужики ловили рыбу, чинились и ловили рыбу. Каждый нашел дело по себе и делал его.

День 9. "Предчувствия его не обманули"

Ходовой день. Идем на Койансари. Всем обещан золотой пляж. Кое-кто нервничает при словах "500 м с видом на Ладогу". Обходим наш островок с южной стороны и заворачиваем в протоку. А там, компания навстречу. Валера А. узнает своих знакомых и дальше следует бурная сцена обниманиями и криками восторга. Хорошая примета. По совету встречных вылезаем из лодок и проводим их по канаве, которая когда-то была судоходной для моторок. Дети довольны приключением. Родители отмывают от глины ноги. Впрочем, есть еще умельцы в наших водоемах: Валера А. провел свою лодку аки посуху (сам шел по берегу, а к лодке прицепил спиннинг, так и пробечевал). Вышли на чистую воду. Тихо, хорошо, солнышко греет. Нам навстречу все время кто-то плывет, не Ладога, а проходной двор! Жарко! Раздеваемся. Незаметно проходим открытый участок, и сообщаем Ирине, что Ладоги сегодня будет еще метров 200. Она довольна. Такая Ладога ей нравится. Устраиваем гонки на байдарках с мальчишками (у нас даже Степа гребет). Весело. Пацаны уже поют "Из-за острова на стрежень" и что-то еще в том же духе. Как все обмелело! Сколько народу вокруг и на моторках и на байдарках. А вот за тем мыском и любимый о.Койансари. Налегаем на весла. Ура! Вот он пляж (стал шире на 25 м)! Правда, вода освежающая… Народу немнго 2 или 3 команды. К нашему счастью уходит компания и освобождает место. Картина Репина: родители - бурлаки таскают вещи на гору. Дети как стая мартышек облепили ближайшую сосну, скачут, орут, кидаются шишками. Делаем быстро обед, нынче наше дежурство. За дровами никого не дозовешься, всех одолела лень. Наконец борщ кипит, мажем хлебцы фитакой: эти с чесноком, эти без чеснока, эти без всего. Кто-то обнаружил у костровища, оставленного предыдущей компанией, колоды. Каждый потащил к себе вместо стула. Начались разборки: "Это мое бревно! Это мне папа принес!" Мое терпение кончается, что за разборки! После обеда все собрались на экскурсию на Шапку Мономаха. Мы не идем ("дежурство" - это наказание такое), остаются Антоша, Лешик и Степа. Мы пообещали их сводить на ближайшую гору (150 м по лесу), там классные развалы огромных валунов. Все уплыли. А мы прогулялись, вначале я с мальчишками, потом Лешка с ними. Действительно интересные развалы - кубы размером 2х2 метра. Возвращаются экскурсанты, какие-то невеселые, - потеряли Иринин фотоаппарат. Валера А. с Эдиком плывут обратно искать пропажу. Мы готовим ужин, я готовлю фирменные голубцы, в прошлый раз я не смогла сделать их как положено: сушеную капусту, морковь и рис, затем тушенку, в конце зелень, специии. Когда почти все готово убегаю с детьми осматривать еще одну достопримечательность: пляж каменных яиц. Через 40 мин с жалостью покидаем это чудное место с тяжеленным грузом (каждый несет десяток гранитных яиц). Сегодня хороший повод выпить: чудное место, дата свадьбы у Лены и Эдика, полнолуние… Дети носятся за летучими мышами с криками: "Бэтмэн!!!". Еле-еле уложили их спать.

День 10. "Каждому - свое"

Детям после завтрака объявили скальные занятия. На мысу о.Койонсари (в сторону Ладоги) есть гора, мы в прошлые наши заходы назвали ее Махендрой (см. Индийский эпос), вот на ней-то мы и устроили скальные занятия. Повесили веревку, достали сбрую, пригласили желающих (желающих было 7 шт.). Первым полез Лешик, к счастью его попытки кончились без урона здоровью (хотя, все что можно было сделать не так, он сделал). Антоха лез осторожней, но гораздо грамотнее (молодец, на чужих ошибках учится). Лешка страховал внизу, я сверху следила, чтобы веревка не перекрутилась и не зацеплялась. Ко мне залезла Галинка и со слезами на глазах сказала, что не полезет. На мой вопрос: "Почему?" Ответила, что раз Зоя лезет хорошо, то у нее ничего не выйдет, ведь только Зоя может, а у нее всегда не получается. Так стало жаль ее, конечно же, я уговорила Галинку: "Младшие всегда лучше старших лазают по скалам! Видишь, Зоя лезет лучше, чем Лешик, а у тебя получится лучше, чем у нее!" Она полезла и была очень довольна! После обеда приняли решение двигаться дальше. Собрались быстро. Пацанов пересадили в красное каноэ (как более устойчивое), договорились держаться кучнее, успокоили Ирину и пошли. Волна становилась все тише, тучи убегали от нас вдаль, солнце грело. С удовольствием вылезли размяться на маяке. Перекусили, даже Карме достался плавленный сырок. Поплыли дальше. Женский экипаж так раздухорился, что выбился в лидеры. Все пели песни. Словно гора упала с плеч. Вдруг за бортом плеснуло. Потом еще, потом появились подозрительные моторки с рыбаками. Валера А. предложил высадиться на о.Сельнямарьянсари и встать на нем, а не на Кильполе. Мы пошли за ним. И тут в лучах заходящего солнца мы увидели то, о чем и не мечтали - бой окуня. Представляете, что стало с нашими мужиками?! Блесны летали направо и налево, окуни срывались и ловились! За нашим бесноватым ловом наблюдали с камней две ленивые нерпы, над нами носились чайки. Волны потихоньку подталкивали нас на каменную гряду. Тетки ругались: "Девятый час, нас несет на камни, а они рыбу ловят!" Разум взял свое, и мы высадились на остров с юго-западной стороны. Этот остров нужно было назвать о.Счастья! Ни души. Широкая поляна с рядом деревьев вокруг, в середине добротный стол со скамьями, мусор сложен в ямы, кустарника почти нет, только высокие березы и широкие сосны. Дорожки чистые и широкие, как в парке. Пляж - крупная галька, с отдельно стоящими валунами, с западной, северной и восточной стороны каменные гряды - рыбий рай. Забыв о дежурстве дружно принялись готовить ужин: жарили лучок, делали пюре, и щи варили по правилам с поджарочкой (под водочку). Все достали всякие вкусности. Дети радовались и салу и сгущенке… Щи были отменные! За столом было весело и шумно. Все объелись, но было так хорошо. Дети сами ушли спать. Мужики тоже отправились на боковую. Мы (лучшая половина команды) в начале пели и пили, потом пошли женские разговоры "за жизнь". И вдруг, что-то мелькнуло в ближних кустах. А затем в мешке с рыбой кто-то громко зашуршал. Испуганные, вооруженные фонариками и свечками, плотной группой мы направились к мешку. "Стукни его ногой!" - прошептала Ленка. Ириша слегка ткнула в мешок ногой. Из мешка никто не вылез. "Это наверно ежик!" - предположила я. Ирина заглянула в мешок, там никого не было! Она принялась пересчитывать рыбу, одной не хватало. Фонарями просвечивали пространство вокруг. И вдруг в луче света мелькнул какой-то зверек: "Крыса!" - воскликнула Татьяна. В темноте светились глазки, и не одна пара! Вдруг зверек пробежал поближе, у него оказался пушистенький хвост, удлиненное тело и узкая мордочка. "Это ласка!" - проявила я свои познания в биологии. Зверюшки оказались весьма нахальными: они подбегали к столу, бегали безбоязненно мимо нас, даже на продуктовую сумку забирались. "А вдруг они наши продукты сожрут или в палатку залезут?"- спросила Ирина, "Не должны, они же хищные" - ответила я. Подвесив повыше мешок с рыбой и продуктами, мы разошлись по палаткам, - жутко сидеть в лесу одним без мужиков, когда рядом шныряют хищные звери.

День 11, 12. "Наконец-то наступил отпуск"

Утро было солнечным и теплым. Южный берег острова напоминал Геленджикский пляж. Солнце припекало. Страшно тянуло в ласковую воду. Те, кто поддавался искушению, вылетали из воды со скоростью пробки от шампанского. Все намылись, нагрелись и приняли самое благостное расположение души и тела. Завтрак готовился без напряга, посуда мылась без натуги. Копченые окуни воспринимались, по меньшей мере, как осетрина по-бакински. Рыбаки пробовали с утра еще половить рыбку, но волна на северном побережье напоминала, что все же это побережье не черноморское. Обследовали остров. С востока буреломный сосновый лес, есть две заимки. В середине острова березовая роща (березы наверно еще довоенной посадки). Черничник такой обильный, что ягоды можно собирать ртом. Есть земляничник, малинник, брусничник и прочие роскошества. Все просто расслаблялись так, как хотели: кто загорал, кто бегал по тропинкам, кто собирал ягоды, кто фотографировал, кто искал интересные камушки, а кто-то просто спал. В западной оконечности острова на взгорке среди кустов обнаружилось много норок, более того, зверюшки прибежали нас проведать днем. Такая нега и приятная лень охватила всех. Только мамки иногда покрикивали на детей, плескавшихся в холоднющей воде до посинения. Все делали с удовольствием, дежурства по кухне как-то стали общими. Стол был обильным (даже излишне).Устроили с ребятами фехтование на пластиковых бутылках. Так напрыгались, и навеселились, что пришлось переодеваться. Валера А. умудрился в одну из рыбацких вылазок поймать пару хариусов на зависть прожженому рыбаку Эдику, а потом еще и засолить. Под хариусов вечерком хорошо посидели, мужики с водочкой, дамы - с коньяком. Если кто-то еще ни разу не попробовал хариуса быстрого засола с лимоном, может смело сказать, что настоящую рыбу он еще не пробовал. Хариус вообще благородная рыба, а в руках Мастера становится просто волшебной! Вечером наблюдали полнолуние над Ладогой и звездопад. Господи, как хорошо!

День 13. "Подарок Ладоги"

Время поджимало, нужно было возвращаться. Ветер немного утих, но волны по прежнему с барашками. Утром бродили по острову, собирали вещи. Уходить не хотелось, да и глядя на воду не очень-то моглось. Оказалось , что рюкзаки не очень-то полегчали - замечательные ладожские камни с вкраплениями аметистов и гранатов, розовые и белые кварцы, гранитные яйца и замечательные разноцветные песчаники заняли место тушенки и сгущенки. Собрали целый мешок чаги. Хотелось увезти с собой весь этот солнечный приветливый остров. После полудня к острову стали подкатывать моторки, позже байдарки - свято место пусто не бывает. К четырем часам мы наконец-то собрались, погрузились и с тяжелым сердцем поплыли. Почему с тяжелым? Да потому, что с острова волны казались немаленькими. Вначале нас от волн прикрывал остров, затем пошла пологая волна, но отойдя от острова на километр мы почувствовали, что ветер стихает, более того он почти попутный! Это был просто подарок какой-то. Все разделись, пели каждый о своем, гребли в удовольствие. Валера предложил перетоптаться на Заячьем острове. Этот остров замечателен тем, что только на нем есть выходы вулканического туфа. Когда мы огребли острый мыс острова и подошли поближе, кроме слов восхищения ничто не шло на ум. Это была высадка на Луну, не меньше. Пробродили в восхищении почти сорок минут, нащелкали сколько могли кадров. Только неумолимое время заставило нас тронутся дальше. Чем ближе мы подходили к большой земле, тем крепче становился ветер. Самое обидное, что Валера, который вел нас в этот день, точно не помнил сколько нам еще грести до "Финского пляжа", на котором мы хотели переночевать. Шли вдоль берега, волна на мелководье круче, того и гляди вынесет на прибрежные камни. Пришлось "поломаться" в полную силу. Ветер стремительно усиливался, словно время, которое подарила нам Ладога на переход заканчивалось. Вот и пляж. Мелководье. Волны выбегают на 1-1,5 метра на берег. Первым высадился Валера, ему проще на маленькой спортивной байдарке. Затем высадились мы, Валера удерживал нашу лодку на воде, пока мы с Лешкой выпрыгивали. Байдарку быстро занесли на берег. Следующие были девчонки. Они осознали всю серьезность момента и выпрыгнули моментально, Анюту вышвырнули за шиворот (дети соображают медленно), а из воды ее выгнал хороший материнский пинок. Дети без напоминаний выбирали место для палаток, сами ставили палатки и таскали вещи. Первая же пробежка "в кустики" огласилась нечеловеческими криками восторга: "Белые!". Вокруг пляжа густой еловый лес, в лесу белых грибов…, в общем много. Тогда мы еще не знали, что этот год станет самым грибным за последние 60 лет (как говорят бабульки). Сварганили ужин. Просушили спальники мальчишек. Завтра до ЦБК и прощай отпуск.

День 14. "Все хорошо, что хорошо кончается"

Встали рано. Не помнили сколько еще идти. На мелководье волна как вчера вечером. Девчонки переживают, а мне спокойно, т.к. я вчера изрядно корвалола нахлебалась (что-то сердце прихватило, видно веслом переусердствовала). За завтраком очень всех развеселил Степа. Ребенка в бессознательном состоянии посадили за стол , дали полную миску пюре с паштетом (как папе, а блюдо это Степан на нюх не переносит), ребенок смолотил все и сказал: "Большое спасибо, дядя Эдик, все было очень вкусно". Дядя Эдик привыкший к Степиным утренним крикам, что этого он не будет есть, просто обалдел от такого оборота дел. И под общий хохот было решено в будущем Степу кормить только сонного. Собрались довольно резво, погрузились без лишних слов. Все были напряжены: как будем выгребать и долго ли грести. Первыми усадили женский экипаж. Объяснили, чтобы отгребли от берега подальше, а затем вдоль берега шли по ветру галсами, за одно объяснили что такое галсы. Бледные но решительные они сели в лодку, мужики разогнали их и толкнули вперед... В общем, хотя вторыми отправляли нас и мы довольно шустро отплыли от берега, еле-еле нам удалось докричаться до девчачьей лодки, чтобы они поворачивали вдоль берега, так бедные со страху разогнались. А у нас как всегда проблемы с рулем, пришлось мне и семилетнему Степану выгребать с "добрыми" словами против волны, пока наш папа выпутывал всякие веревки. Пока мы корячились нас обогнал Эдик и догнали пацаны. На глубине волна оказалась не такой крутой. Обогнули мыс и увидели нечто с трубами, отвалами щепы, и прочим мусором. Ба, да это же ЦБК! Тихо заходим в протоку. Все улыбаются, почему то принялись чистить зубы и умываться - цивилизация на горизонте. Проходим под полуразвалившимся деревянным мостом и высаживаемся на грязном пляже под сосной. Приплыли! Пока все сушатся и собираются сбегала на шоссе: автобус от ЦБК ходит один раз в час, последний в 13.30, следующий в 15.30, затем в 16.10 и т.д. Когда принесла эту новость всей честной компании, начались "прения в призидиуме", но у меня решение уже было, я предложила отправить автобусом детей и теток с максимумом вещей, а мужикам собрать спокойно лодки и попытаться поймать машину, т.к. никакая грузовая машина детей не возьмет, да и всю ватагу не увезет. На чем и порешили. Елену, Ирину, меня и всех детей погрузили в автобус (он кстати идет не до вокзала, а дальше). У вокзала мы бодренько выгрузились (очень боялись что-нибудь забыть), спасибо Антону и Лешику. Снесли все под навес любимого приозерского вокзала и принялись лопать горячие столовские пирожки с пивом, ну а дети с лимонадом, конечно. Периодически звонили благоверным, узнавая как дела, смачно чавкали в трубку и рассказывали о холодном пиве. Через час с небольшим прибыли наши. Как раз в столовой нажарили новую порцию пирожков. Затем электричка, всю дорогу пили, ели и играли в разные игры. Вот, пожалуй и все. Стоит только добавить, что Ирина стала настоящей туристкой, на Финляндском вокзале они с Еленой допили последнюю водку, сидя на рюкзаках и поджидая Эдика с машиной. Ирина потом три дня принимала гостей, со всеми праздновала свое благополучное возвращение и слезно благодарила Елену, что та наконец-то вытащила ее в поход.

Отчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - ПриозерскОтчет о водном походе по Ладоге: Лахденпохья - Приозерск