Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 856 0
28.07.2001 - 3.08.2001
Состав группы:

"Таймень-2":
Семенов Александр (капитан/адмирал)
Красильников Дмитрий

"Свирь":
Терентьева Наталья (капитан)
Шувалова Анна

"Жук":

Слепцов Илья (капитан, хронограф)
Сумка с тушенкой в качестве матроса
28.07.01 День первый
Начали мы наш поход, как обычно это бывает, на Финляндском вокзале, в центре зала. Добирались до места встречи мы трудно и хлопотно, в выходные дни трамваи почти не ходили, в результате чего вместо назначенного времени 7.15 мы смогли явиться туда только в 7.30. Один человек в поход не пошел, причем замену ему мы найти не смогли. Таким образом получалось, что мне придется идти на "Жуке" в одиночку. Не это, впрочем, меня пугало, а необходимость переноски сразу двух байдарок - "Жука" и "Свири", двух палаток, кострового тента, части еды и прочего барахла на моих несчастных плечах. Надо сказать, что перенести удалось (как это ни странно). Был, правда, момент, когда я растянулся на асфальте перед трамваем из-за того, что меня перевесил рюкзак с байдаркой, который я нес в руках. Но все это мелочи. До вокзала мы все же добрались. Уехали мы только на электричке в 8.47, так как Наташа не смогла добраться из своей тьмутаракани в такое раннее время. Сели мы просто замечательно, вещи запихали в угол. Саша достал по просьбе трудящихся гитару и пел нам во время пути. На середине пути пошли контролеры, от которых мы откупились полтинником (по 10 рублей с носа). В Приозерск прибыли около 11.30. Взяли вещи и двинулись назад по путям. Прошли метров 20 и повернули налево, к прекрасной поляне с зеленой травой, где и остановились. Следует отметить, что для осуществления стапеля эта поляна подходит куда лучше берега озера, на котором собирает байдарки большинство туристов. Я лично предпочитаю перенести после сборки пустые байдарки и вещи в гермомешках через пути к воде, чем собирать байды на песке. Погода нам благоприятствовала - было просто жарко, ярко светило июльское солнце и грозило устроить всем солнечный удар. Собираться мы начали не торопясь. Поначалу собрали "Таймень". Адмирал обучил меня и Диму премудростям сборки этого замечательного судна. Надо сказать, что после "Свири" и "Жука" сборка "Тайменя" поразила меня своей простотой и, что главное, скоростью. Собрали "Таймень" и настала очередь моей "Свири". Тут уже адмирал стал учиться методам сборки тритоновских байдарок, а я стал ему подробно объяснять и показывать, что куда ставить. Наш урок закончился тем, что я в пылу объяснения перепутал 2-й шпангоут с 6-м (выяснилось это, конечно, уже после того, как я закрепил все кницы скотчем и стал ставить сборки в шкуру). Пришлось перебирать каркас. Худо-бедно, но "Свирь" мы собрали. Последним был "Жук". С этой байдой проблем не было. Настал момент, когда все три судна уже лежали на траве. За этим последовал небольшой перекус. Потом - визиты в местный магазин за луком и огненной водой (у нас в походе планировался День рождения, поэтому пришлось взять немного спиртного). Вернувшись из магазина, мы перенесли байдарки к воде, и загрузили их. Места у нас было предостаточно, ведь на место моего первого номера мы запихали страшно тяжелую сумку с консервами, в надежде, что она хоть сколько-нибудь уравновесит лодку. Отплыть удалось только в 17.20. Солнце светило прямо в глаза, поэтому все как могли защищали глаза очками. Одному мне не повезло - у меня уже были одни очки и на них надевать вторые было очень неудобно. Дул легкий встречный ветер. Впереди нас шла большая группа на байдарках с детьми, которая тоже направлялась на Ладогу. Мы решили поначалу двигаться вдоль берега, чтобы не пропустить моста, ведущего в залив Снежный, из которого вытекала Тихая (если верить карте). Прошли между Бабушкиными островами и берегом по заросшей кувшинками протоке и вышли прямо к железнодорожной насыпи. Мост, обозначенный на карте, отсутствовал напрочь, поэтому нам пришлось пойти дальше и обогнуть небольшой мыс, за которым находился второй мост. Под мостом есть небольшая шиверка, где мы благополучно поврезались друг в друга. Тут только я в полной мере сумел оценить достоинства одиночного плавания на "Жуке" - верткость и управляемость моего судна были просто невообразимы, разворота на 180 градусов можно было достичь всего одним дуговым гребком. Мне удалось выбраться из общей свалки, попутно затолкав адмиральское судно на самые камни (без последствий, правда). Девчонки наши на "Свири" прошли шиверу очень быстро, гребли даже. Они-то и добавили неприятностей адмиралу, только начавшему маневрировать после моего подлого толчка кормой. Одним словом, поход начался весело. После моста надо двигаться вперед вдоль правого берега и считать заливчики. После второго мыса, в третьем по счету заливчике, находится долгожданный исток Тихой. Ширина речки невелика - от 7-10 в шиверах до 40-50 метров в заводях. Течение не быстрое, но ощутимое. Завалов нет. Дно реки изобилует камнями самых разных размеров. Три или четыре раза нам встретились недлинные шиверки, легко проходимые без осмотра. Вскоре мы достигли автомобильного моста (шоссе на Кузнечное). Перед насыпью и мостом справа река образует небольшую заводь, где удобно чалиться. Дно в заводи песчаное, на дне есть округлые камни. Под мостом - небольшой порожек. Струя вначале идет вдоль центрального быка моста, затем поворачивает влево. В месте поворота образуется небольшой слив с бочкой после него. Все - и слив, и бочка - миниатюрное. Мы с Сашей решили, что обносить байдарки в этом месте нам лень, и пошли в одиночку через порожек. Прошли без особых проблем. Выяснилась, правда, одна интересная особенность. Камни под мостом опасности не представляют - они расположены слишком глубоко, чтобы их можно было задеть брюхом байдарки. А вот сразу после выхода струи из-под моста, она "облизывает" округлый камень слева и сразу за ним поворачивает влево. Прямо напротив камня, в метре от него, есть вал и маленькая бочка. Мы с самого начала предполагали, что под валом скрывается камень, хоть его и не видно с берега. Так и оказалось. Вал образуется из-за того, что поток обтекает округлый камень, а бочка расположена еще над одним камешком. Саша на "Таймене" сел на первый камень под валом и долго потом слезал с него, а я впоследствии его успешно миновал (видимо, из-за меньшего веса своих байдарок), зато поймал камень под бочкой. Видимых повреждений не было (впоследствии все же оказалось, что на адмиральском "Таймене" шкура все же повредилась). В целом пройти можно совершенно спокойно, надо только высадить первого номера и стараться сразу же перед бочкой пройти как можно ближе к камню слева - там есть около метра чистой воды. Другое дело, что сделать это не очень просто (во всяком случае, нам не удалось), потому что поток движется вправо и относит байдарку на середину струи. Маневрировать же там просто негде - очень тесно. Ребята, которые шли впереди нас на "Тайменях", попросту провели байды под мостом. Тоже, в принципе, разумное решение. Под мостом я обратил внимание на интересную надпись. Вот уже второй раз мне попадаются подобные надписи, указывающие на исконное, финское, название мест. Здесь краской на центральном быке моста написано: "Parnayoki", а затем дублировано по-русски: "Река Пярна". Жаль только, для меня снова осталось неизвестным, что же означает финское название реки (финского-то я не знаю). В конце Тихой мы благополучно обогнали шедшую впереди большую группу байдарок, полюбовались на новорусское имение на левом берегу, а потом вышли в Ладогу. Ветер дул слева, волна была невысокой. Мы повернули влево, вдоль берега и, пройдя около получаса, остановились на Скалистом мысу. Было около десяти часов вечера. Поставили палатки, поели и залегли спать.

29.07.2001 День второй
Утром проснулись поздно (во всяком случае я) - наверстывали недосып предыдущего дня. Девушки обнаружили заросли черники на берегу, на которую все сразу же жадно набросились. После завтрака все стали заниматься своими делами - кто ягоды собирал, кто загорал, кто попросту спал. Адмирал заклеил несколько мелких продиров шкуры над кильсоном, полученных им при слезании с камня в порожке на Тихой. Вышли мы только в 17.30. Прошли между островом Котельный и островом Волчья Лапа, пересекли границу Карелии справа от острова Ягодный. Далее следовали вдоль берега острова Пакатинсари, а затем прямо перед островом Карьялансари ушли вправо в залив Уласканселькя. В этом заливе встретили байдарку под парусом, вооруженную еще и аутригерами. Зрелище довольно интересное. Прошли справа от острова Вехтисари (я, правда, в своем стремлении забежать вперед все же ухитрился отклониться влево и поплавать в бухте за островом в поисках выхода из залива). Миновали бетонный автомобильный мост. Вышли к проливу Кавантсалми, но решили по нему не идти, а обойти остров Каскисари слева, чтобы сразу пройти к острову Вяйвяренсари. И напрасно решили - протоки между Каскисари и берегом, обозначенной на карте, на самом деле нет. Мы тыкались в зарослях тростника и хвоща вправо-влево, но всюду натыкались только на землю. Так что не пытайтесь идти нашим путем - не пройдете. Пришлось нам повернуть назад, под бурные протесты наших уставших девушек, и пройти-таки вышеуказанным проливом к южной оконечности острова Вяйвяренсари. Встали на небольшом мысу справа (остров Кильпола). Было около одиннадцати вечера. Место для стоянки неплохое, черники тоже достаточно много, но есть и недостатки - много комаров и неудобно купаться - у берега много подводной травы. Вечером был почти полный штиль.

30.07.01 День третий
На сегодняшний день у нас было много чего намечено, поэтому долго спать не стали. После завтрака собрали вещи, мы с Димой искупались и затем вся компания отчалила. Перед отплытием нашли на берегу кусок лески, который мы бережно смотали и взяли с собой (рыболовных принадлежностей никто из нас не взял, а рыбки-то вдруг захотелось, причем довольно сильно). Отчалили при достаточно сильном северо-восточном ветре. Нашли еще одну несуществующую протоку между западным краем острова Лапинсало и небольшим рядом расположенным островом (название на карте не указано). Пришлось нам вернуться немного назад и обойти этот безымянный островок с запада. Далее прошли по проливу между островами Лапинсало и Корписари. Вошли в Куркийокский пролив и двинулись вдоль скалистого берега, оставив справа остров Хепосари. В это время ветер стал значительно сильнее, а вода - значительно холоднее. Чем ближе мы подходили к мысу Куркиниеми, тем выше и мощнее становились волны. Вскоре мы уже летали то вверх, то вниз на высоченных волнах. У моей байдарки нос был загружен не сильно, поэтому, добравшись до гребня волны, байдарка вылетала вверх и лишь затем, прокатив меня как на качелях, опускалась вниз - к следующей волне. Несмотря на протесты адмирала, желавшего идти вперед, мы решили подождать до вечера, когда волны стихнут, и лишь затем обходить Куркиниеми. Недолго думая, мы нырнули в узкий заливчик налево. Волна в заливе была значительно меньше, чем на открытом пространстве, и мы смогли наконец расслабиться. В глубине заливчика оказалась прекрасная стоянка - правда, она уже была занята компанией с детьми, приплывшими на стоящем рядом парусном катамаране. Пришлось нам рыскать по заливчику в поисках еще одной стоянки. К нашему разочарованию, повсюду были только скалы и тростник. Внезапно я увидел пластиковую "Пеллу", гребущую мне навстречу. Оказалось, что ребята на стоянке решили пригласить нас разделить с ними это уютное местечко. Отказываться, понятное дело, никто не стал. Мы вытащили байдарки на песок, перекусили, и решили пойти посмотреть скалы в ожидании стихания ветра. Гуляли достаточно долго, я фотографировал мхи и всякие коряги (правда, погода была пасмурной), адмирал снимал виды залива Кочерга, расположенного левее мыса Куркиниеми (его было хорошо видно сверху). Почти все небо заволокли тяжелые грозовые тучи, однако адмирал заверил нас, что все они пройдут мимо нас стороной. Прогноз этот, к сожалению, не подтвердился, потому что уже через двадцать минут мы бежали со всех ног к лагерю под проливным дождем. Пока добрались, все уже вымокли насквозь. Хуже всего было то, что мы, во-первых, не закрыли байдарки юбками и, во-вторых, почти все надели на себя сухую смену одежды. Когда мы наконец вернулись, наши байдарки были залиты водой, а мы капитально замерзли. Решили отплывать немедленно, чтобы хоть чуть-чуть согреться. Ветер к этому времени уже стих, и мы обошли мыс хоть и не по спокойной воде, но и без лишнего риска. В Кочергу заходить не стали - вместо этого добрались до следующего залива с просторной стоянкой в сосновом лесу. Быстро поставили палатки и натянули тент и, как оказалось, не напрасно. Вскоре снова пошел дождь. Вечер провели под песни адмирала.

31.07.01 День четвертый
Дневка по просьбе девушек. С утра после завтрака все стали заниматься своими делами. Девушки - приводить себя в порядок после трех ходовых дней (мне не удалось заставить себя заняться тем же из-за очень холодной воды в заливчике, но я все же сфотографировал прибрежные скалы), я - лазить по лесу в поисках красивых видов, адмирал - делать удочку (я нашел в кармане своей штормовки пару крючков, завалявшихся там еще с Соловков), а Дима - спать. Часа в три мы с Димой решили поехать осмотреть знаменитую Кочергу. Сели на "Свирь" и быстренько погребли в заданном направлении. По пути встретили компанию из 19 человек на байдарках и "Пеллах", направлявшуюся в наш заливчик. Мы с Димой уже пригорюнились, представляя веселую дневку в большой компании, но они остановились только перекусить, а затем пошли дальше. Кочергу мы прошли до конца довольно быстро, по пути не уставая восхищаться красотами этого действительно замечательного залива. У одного из берегов мы увидели необычное зрелище - железную баню на понтонах с надписью на борту:" Welcome! Баня." Рядом сидел грустный мужичок, стороживший небольшую палатку, мангал и вяленую рыбу, развешанную между деревьями. Мы поинтересовались, сколько же стоит попариться в этом чуде света? Оказалось, что с компании он берет 300 рублей (париться можно, пока весь пар не выйдет). Расценки на шашлык мы не узнавали. Единственное условие - о желании помыться надо сообщать заранее, чтобы можно было протопить баню. Дойдя до конца залива, мы повернули назад, по пути фотографируя прибрежные скалы. Выйдя из Кочерги, мы на несколько минут вылезли на камни мыса Куркиниеми, зайдя в одну из скальных бухточек. Надо сказать, что вода в этих местах поразительно чистая - камни на дне видно даже на глубине до двух метров. Маяк на мысу уже давно не работает, и нам ничего не оставалось, как сфотографироваться на нем. После этого я посвятил еще пару минут фотографированию разных интересных паутинок и низкорослых сосенок. Когда мы прибыли назад на стоянку, оказалось, что наш адмирал своей самодельной короткой удочкой наловил уже более 40 штук всяких плотвиц и густерок. Я не долго думая изготовил себе еще одну удочку и присоединился к Саше. Мне, правда, повезло меньше - клев внезапно прекратился. Вечером мы жарили рыбу, ужинали и пили черничный кисель. Перед закатом рыба снова начала клевать, и мне удалось поймать немного к пиву.

1.08.01 День пятый
Вот и настал первый день августа - первый шаг к осени. Погода изменилась не в лучшую сторону - стало прохладно, и ветерок дул совсем не летний. Купаться уже никто не лазил - вода была просто ледяной. Вышли мы только в половину двенадцатого, несмотря на ранний подъем. Причиной задержки стал я, побежавший фотографировать мхи в лучах утреннего солнца. После этого удалось сделать неплохой кадр с видом бухты Прелестной. Двинулись вперед мы довольно резво, ведь за день предстояло пройти довольно много. Пошли вдоль берега, миновали мыс Раханиеми, проплыли вдоль красивейшего острова Койонсаари с длинными песчаными пляжами, горой в середине острова и скалами на одном из его концов. Далее вошли в протоку между островом Лауватсаари и полуостровом Терву (вид налево). В залив Труба мы заходить не решились (мы просто не знали, проходима ли обозначенная на карте протока в конце залива. Если вам что-то известно по этому поводу - напишите). Оставили справа острова Палосарет, остров Харьюсаари и повернули налево в узкий пролив между полуостровом Терву и островом Котатсаари. Берега в этих местах очень красивы - повсюду хвойный лес, много выходов скальных пород на поверхность. Туристов здесь гораздо меньше, чем в районе Кочерги и Койонсари - нам встретились только три небольшие группы на байдарках, да маленькая яхта. Дойдя до острова Калксало, мы повернули направо и двинулись дальше по проливу. За Калксало свернули налево и вошли в пролив между островом Кухка и "большой землей". Тут, на середине пролива, мы и нашли небольшой мыс с костровищем для перекуса. Долго отдыхать не стали и вскоре погребли дальше. Прошли остров Пояринсаари и сразу за ним повернули в залив направо. После долгих поисков и споров высадились на рыбацкой стоянке на безымянном острове, расположенном сразу за Пояринсаари. Расчистили мусор, набросанный несознательными рыбаками, восстановили ветрозащитную стенку из камней, кем-то зачем-то разрушенную. Вечером праздновали день рождения Ани. Был у нас даже торт со свечами, коржи для которого мы везли аж из самого Питера. Роль крема выполнила сгущенка - как вареная, так и обычная. Было вкусно. Ночью адмирал опять играл на гитаре, а я как всегда спал на своем коврике у костра.

2.08.2001 День шестой и, фактически, последний
Утром всю стоянку пронизывал ветер с залива, трепал палатки и бил в берег волной. Погода была совсем уж не летняя - снова пришлось одевать штормовку и утепляться. После завтрака собрались и в половину второго отчалили. Прошли в пролив между нашим островком и Пояринсаари, а затем сразу повернули налево. Дальше двинулись вдоль левого берега, оставили слева два маленьких островка и добрались до дальнего края залива, где находится совсем неочевидный выход. Достаточно быстро миновали остров Тимонсаари справа. Сразу за этим островом слева есть мыс, на котором поставлен алюминиевый обелиск без надписей. Ребята вылезли посмотреть, кто же там похоронен, но не были вынуждены сесть обратно в байдарки, не удовлетворив своего любопытства - на обелиске вообще ничего не написано. Особенностью гребли в этот день был сильный встречный ветер, то усиливавшийся, то почти стихавший. Интересная особенность - мы со всех сил гребли к узким протокам, тростниковым зарослям и прочим препятствиям на пути ветра, надеясь хоть там найти укрытие от него, но ветер неизменно оказывался сильнее именно там, куда мы от него прятались. К пяти часам мы достигли деревни Сорола, прошли под деревянным мостом, пересекли небольшой залив после деревни и, пройдя короткое сужение с проходящей над водой линией электропередач, вышли в Якиаварский залив, откуда было видно город Лахденпохья и его порт. Вода снова стала очень холодной, руки замерзали на веслах, а я в своем подтекающем "Жуке" сидел как на иголках - у меня еще и ноги мерзли. Мы причалили сразу после портовых сооружений, между ними и лодочным кооперативом справа. Берег в этом места засыпан шлаком, но в десяти метрах от воды есть неплохая полянка с травой. Надо сказать, что если пройти правее, за лодочный кооператив, то можно найти еще одну неплохую полянку с травкой. Недостаток этого места - придется пройти лишние 150 метров по дороге с грузом. Преимущество - мало людей и побольше зелени. Мы же собирали судна рядом с деревянным кафе, которое расположено метрах в десяти от нашей поляны. Там громко играли душещипательные песни об убитом на войне молодом солдате, о "белокурой" на его могиле, о трудных солдатских буднях. Когда кассета заканчивалась, ее ставили заново. И так три раза подряд. К третьему разу мне даже стало нравиться. На веранде кафе бурно пили ребята в камуфляже и голубых беретах. И тут-то до нас дошло, что на дворе - 2 июля, день ВДВ. Вот влипли! Народ в кафе прибывал, а накал нарастал (помните: "Все сильней и сильнее накал, водопады вина и цитаты..."? Вот так и было). Мы решили не задерживаться, быстренько перекусили, уложили вещи в рюкзаки и двинулись по направлению к железнодорожной станции. Идти пришлось долго, километра четыре. По пути позвонили домой - предупредили, что мы едем (переговорный пункт работает до 24 часов). Около одиннадцати вечера добрались до станции Яккима. Никого на перроне не было, лишь в окне была видна задумчивая голова дежурной по станции, склонившейся над книгой. Эта добрая женщина сообщила нам, что дизель до Кузнечного пойдет в шесть утра (ровно). Рядом с вокзалом мы обнаружили небольшую полянку, днем используемую в качестве футбольного поля, а вечером совершенно безлюдную. Там мы быстренько поставили палатку. Нашли даже костровище, что обеспечило нас горячим чаем и едой. В час ночи все завалились спать. На улице было холодно, изо рта шел пар.

3.02.01 День седьмой - дорога домой
Ночь я спал беспокойно, все просыпался - казалось, что проспал. Последний раз проснулся в половине пятого утра, но, взглянув на будильник, спокойно заснул. Подьем был назначен на пять. Вдруг меня разбудил Сашин голос: "Мы не проспали?" На будильнике было без двадцати шесть. Он, оказывается, решил не звонить! Все бегом выскочили из палатки и лихорадочно стали собираться. Через десять минут послышался шум поезда. Он, видимо, решил поддержать будильник и пришел пораньше. Мы бегом забросили свои вещи в вагон и уселись в кресла. Успели! Теперь можно было расслабиться. За проезд заплатили что-то около двадцати рублей с носа. Чуть позже восьми утра наш поезд прибыл в Кузнечное. Там уже стояла электричка, которая должна была отправиться в 8.45. Мы спокойно уселись и расставили груз. Обратная дорога до Финляндского вокзала обошлась нам в десять рублей с человека (взятка контролеру). Никаких бумажек контролер нам, естественно, не дал. Прямо перед Питером пошли еще одни контролеры, которые на наши жалобы, что "плохой контролер нам не дал справки" только ухмыльнулись и спросили: "Так вы, наверное, по десять рублей ему дали?" Мы сказали, что дали по пятнадцать, и они, успокоившись, ушли. С Финляндского вокзала мы доехали до Удельной, откуда и разбрелись по домам. Было половина первого дня.

Стоимость похода на одного человека - 248 рублей (из них 43 рубля - дорога).

Повреждения байдарок:
"Таймень-2" - несколько дырочек вдоль кильсона (получены при слезании с камня на Тихой);

"Свирь", "Жук" - без повреждений.

Приозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 днейПриозерск - Лахденпохья за 6 дней

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию