НатяжениеНатяжение понтона регулируют вязками, огибающими стойки палатки, которые отгибают к носу и корме. Кормовая стойка наращивает высоту кормы, а передняя служит для закрепления лобового фартука 5.Подгребицы собирают отдельными секциями 6 и соединяют между собой двумя продолинами 1 с пазами, образующими шарниры. Они закрепляются верёвочками. Подгребицы дополнительно стягивают основной верёвкой.Переднюю гребь вставляют в проём между стойкой и баллоном. Для этого в лобовом фартуке предусматривают отверстие. При необходимости гребь легко вытащить на борт. Лобовой фартук надёжно защищает передних гребцов от заливания, а гибкая рама позволяет понтону принимать форму валов.Некоторые группы используют разомкнутую раму, без продолин(мы испытывали это вариант: в жёстких валах у плота недостаточна поперечная жёсткость, поэтому он плохо управляется, на нём трудно удержаться). Разомкнутая рама рекомендуется для НДЛ, имеющих большую поперечную жёсткость.Описанные конструкции рам могут быть установлены на любом типе понтонов.Экипаж плота 4-8 человек. Четверо работают на гребях. Два передних сидят на основных баллонах. В одной руке гребь, другой держаться за раму. Капитан находится в кормовой греби слева. На сложных участках он работает стоя на дне понтона(предусматривают небольшой кокпит). Помощник капитана действует справа. Свободные члены экипажа сидят на основных баллонах посреди плота и держаться за раму. При таком расположении людей капитан имеет широкий обзор, центр тяжести плота смещается вниз, уменьшая возможность оверкиля, повышается безопасность: все члены экипажа получают надёжную опору на раме, что практически исключает выпадение за борт.Понтон с рамой обладает важным преимуществом перед плотами на реках Средней Азии с непроходимыми участками: он обносится без разборки.На полноводных реках длину плота наращивают надувными элементами. На рис. 3 показана рама катунского варианта плота. Кормовой настил делают съёмным для доступа в трюм. Гребцы стоят, остальные сидят на понтоне. В управлении применяют весь арсенал вождения плота. Он, как лодка, реагирует на «тень» камней. Манёвренность в большей степени определяется загрузкой, поэтому на очень сложных участках груз обносят, а его место в трюме занимают две авиакамеры или специальные гондолы. Экипаж — 5 человек: четверо на гребях, пятый — чальщик(его обязанность — закрепить плот в любом месте, где есть возможность приблизится к берегу). Остальные члены группы на страховке.
Автор В.Говор.