Re: Посмотрел фильм и хочу заметить ...
"Плутовство" / "Хвост виляет собакой" / Wag The Dog (1997)
Фильм повествует с одной стороны о довольно мрачных реалиях в политической жизни и борьбе, с другой стороны он довольно четко прорисовывает два мифа. Миф о герое, который спасает царя, и вложенный миф - создаваемый героем миф о герое войны.
В любом хорошем повествовании должна быть угроза, герой / протагонист, антигерой / антагонист, геройская ситуация. То же самое относится и к фильму, и к драме, и к мифу.
В данном случае к правителю находящемуся в очень затруднительном положении приходит спаситель (продюсер), и путем хитрых действий позволяет правителю выйти из затруднения. Все вроде классически. Разгребание авгиевых конюшен - это самое такое занятие для героя. Где герой - продюсер, антогонистом является - другой кандидат на президентское кресло, в некоторые момент ЦРУ (и кстати, вроде оно и встает на сторону героя, но все равно ищет больше свои интересы, чем мешает герою), и конечно геройские ситуации из которых герой-продюсер так красиво выкручивается.
Но посмотрим в создаваемый продюсером миф.
С чего начинается создание мифа? С драматической ситуации. Что будет если ничего не делать? Конец света с ядерными террористами! Это сильный ход, это наибольшая угроза из списка угроз: угроза достоинству, угроза здоровью, жизни (в том числе и близких), катастрофа / война. Но, просто заявить о том, что есть такая опасность мало, надо сначала подготовить публику, надо изобразить, что "не хотелось говорить, но вы и сами узнали", и не все, только порции. И кстати, это тоже очень сильных ход. Сколько раз мы убеждались при просмотре фильма по прекрасной книге, что в фильме, что-то не то, а потому как сознание дорисовывает такие детали, какие никакой фильм не может выразить, может только приблизиться к рисуемому в мозгу.
Но, для того, чтобы кристаллы воображения росли или конденсировались капли воображения в ливень, им нужны центры кристаллизации и центры конденсации. Таким центром конденсации и становиться "съемка с мест войны". Что может быть умильнее девочки и котика? А что может быть ужаснее девочки и котенка среди потрясающе страшных криков, воев сирен, взрывов. Я пишу и даже мне становится не посебе от такой картины.
И так драматическая ситуация есть. Есть опасность и она вполне ощутима. При этом создается не только ощущение войны, но и создается, персонифицированный образ того кого надо спасать. Персей не просто спасает город и всех девушек от чудища, он спасает Андромеду, а вот Персея, то есть героя и еще не создано.
При этом герой - должен быть геройским. Он наверно должен делать какие-то героические поступки. Но, что делает солдат-герой? Ничего. Он просто попал в плен. Возможно, он и попал-то в плен, из-за того, что был труслив, или ленив, или просто заснул на посту. Но, постепенно создается миф. Нет, это не сказка, это реальность созданная в головах целой нации, в общественном сознании. Главное это ощущение героичности, а солдат находился на войне, значит спасал США от угрозы, спасал вот таких вот девочек и котят, и попал в плен, и страдает. При этом он обращается из плена к маме с коротким сообщением "держись, мама". А еще героя любило подразделение. И песня есть. И его явно любят все, так как кидаются ботинкам направо и налево. Как можно не полюбить такого героя. Его не полюбить нельзя.
Интересно, что история солдата-героя становится не совсем голливудской, так как нет хеппи энда. Герой погибает. Но, именно эта гибель героя и усиливает реальность мифа, герой становится максимально геройским.
И продюсер тоже погибает, он уходит совершив свой геройский поступок. Все, "мавр сделал свое дело, мавр может уйти", он больше не нужен.
Какой вывод мы можем сделать из всего этого? Мифологическая структура заложена глубоко в подкорке людей, и ее можно использовать, для создания образа врага, образа героя, что помогает как развлекать людей, так и управлять ими.
Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"