Физкультпривет.
Погуляли нашей маленькой теплой компанией (Севыч, Рома и я, Маша к сожалению нынче не смогла поехать) по Ловозерам и Хибинам.
10-го марта заехали из Оленегорска на рудник Карнасурта на машине Сергея, который уже возил нас в 2008-м. По дороге посмотрели на съехавший в кювет рейсовый автобус. На участке от Ревды до рудника видимость упала до пары десятков метров, пурга набирала силу, появились снежные заносы. Сергей сказал, что связь во многих местах отсутствует, ветер оборвал кабеля.
Пообедали по традиции в столовке рудника (увы, палтуса нету). Туда же пришла закончившая маршрут группа из Рязани (ребята, привет, у нас все в порядке). Сказали, что лыжи можно не доставать, на Эльморайок придется идти на кошках. Один большой дядька-работяга даже хотел нас не пустить, мол не хочет возить наши трупы (если кто-то с рудника читает Скиталец - передайте доброму дядьке, что все хорошо).
Действительно, перейдя узкоколейку, мы убедились, что на лыжах нам не светит. Пока надевали кошки, Рома дважды размялся, пробежав двухсотметровку до узкоколейки - сначала за улетевшими палками, потом за уехавшей лыжей. Да что там палки-лыжи, приходилось держать кошки, чтобы не уехали. На Эльморайок поднялись наклонившись под некоторым углом. Закопали на перевле заброску и пошли налево, в сторону г. Карнасурты. Некоторое время шли по кровавому следу - похоже, на санях везли убитого оленя.
Встали в районе второй (ЮВ, 931.8) вершины Карнасурты. Ставили палатку примерно с полчаса, все время норовила улететь, а мы еще не натренировались.
11.03. По плану мы хотели сделать радиалки в сторону вв. Эльморайок и Куйвчорр и Светлых озер, но пурга внесла коррективы. Все равно ничего не было видно. Прождали погоды в палатке до обеда, ничего не выждали и пошли обратно на пер. Эльморайок к закладке. Выкопали ее и потопали (все так же, на кошках) на другую сторону, к Кедыквырпахку. Где-то на подходе к истокам Тулбнюнуаю встали на лыжи. Пурга усилилась (это был самый сильный ветер в моей практике), но палатку поставили уже быстрее и увереннее. Причем снег был такой плотный, что мы не стали даже закапывать палатку (опасаясь сломать лопату), только юбку прижали выпиленными кирпичиками, но она стояла как вкопанная. Умница моя, маленькая парапонца )
12.03. Пошли по В. склонам Сенгисчорра, встали на пер. Сев. Тавайок.
13.03. На пер. Куфтуай оставили заброску у подножия большого камня. Прошли г. Маннепахк и встали чуть ниже вершины недалеко от озера. В тот же день после обеда сделали радиалку на в. Чивруайлатв и на ее СВ склоны к берегу Сейдозера. Погода наконец-то улучшилась, все прекрасно видно, ветер вполне умеренный. Вечером небольшое полярное сияние.
14.03. Радиалка на весь день - пер. Чивруайлатв (поперек), ЮВ берег каньона Чивруая, ущелье Ферсмана, траверс В. и ЮВ склонов г.Энгпорр, оз. Райявр. На склонах Энгпорра видели огромные следы, очевидно, росомахи. Я таких здоровенных еще не видел - даже сначала подумали - не медведь ли это из берлоги раньше времени вылез. Следов много - и вниз, в лес и вверх на гору. После озера полезли на кошках вверх на г. Страшемпахк, вплотную к цирку озера. Тепло, солнце. Вдруг где-то начало грохотать - поначалу мы подумали уж не лавины ли. Но потом сообразили, что скорее всего это взрывные работы где-то в южных Хибинах. Опять началась пурга, к палатке выходили по жэпээсу. Но в целом с погодой повезло - все что хотели, успели посмотреть.
15.03. Идем назад к заброске на пер. Куфтуай. На Маннепахке похоже сильная магнитная аномалия (или у меня в башке) - вместо СЗ склона я поехал вниз по северному. Пришлось километра полтора возвращаться вдоль каньона верховьев Уэлькуая. Погода отличная, солнце, слабый ветер. И это хорошо, потому что случился сюрприз - мы "потеряли" заброску. Копаем-копаем вроде бы в том месте, где заложили, целый котлован вырыли - а ее нет. Начали прощупывать дугами от палатки (они у меня не на резинках, а на шнурах и поэтому могут выполнять роль лавинных щупов) и наконец нащупали - примерно в двух метрах в стороне. За день под камнем надуло столько снега, что до неузнаваемости изменило рельеф. Пообедали и пошли траверсировать С и З склоны Паргуайва чтобы спуститься к Умбозеру. По планам 15-е число было крайним сроком нашего нахождения в Ловозерах. Поначалу мы даже хотели в тот же день перейти Умбозеро, пока погода хорошая. Но огромное количество рыхлого (да еще нагретого солнцем) снега на склонах Паргуайва ниже ГЗЛ настолько вымотало нас (в одном месте мы с Севычем даже побоялись спускаться на лыжах - настолько лавиноопасным выглядел склон и мы по пояс сползали вниз), что решили таки ночевать на Ловозерском берегу. Тем более, что было уже поздно, а идти 9 км по нагретому солнцем снегу озера было бы напряжно и вряд ли бы мы в итоге что-то выиграли по времени.
16.03. В 9 вышли и к 11 перешли озеро и залив. Ветер довольно сильный, но попутный. В устье Тульйока строится база отдыха СЗФК (Северо-Западной Фосфорной Компании), издалека видны мостки и флагшток с флагами. На озере следы снегоходов, заметенные лунки сетей, отмеченные вешками. От базы ведет отличная укатанная дорога. Сначала по берегу Тульйока , потом она сворачивает на Каскаснюнйок. Встали на обед на обочине, и сразу же навстречу нам выехала группа снегоходчиков - гид и еще 4 человека из Подмосковья, 2 мужчины и 2 женщины. Они катаются от домика к домику можно сказать со всеми удобствами. Поболтали. После обеда дошли по дороге выше стрелки С. и Ю. Каскаснюнйоков, немного не доходя стрелки истоков С. Каскаса с Умбозерского и Рисчорров. Под палатку на обочине дороги пришлось долго утаптывать снег - его просто дофига. Весь день была отличная солнечная погода.
17.03. По дороге (она разделяется - на пер.Умбозерский и в сторону Академического) подошли под пер. С.Рисчорр. Похоже, что лихачи заезжают на перевал на снегоходах. До чего дошла техника. Сильный встречный ветер. Солнце. На перевал я зашел на камусах зигзагой, Севыч с Ромой - на кошках. В ущелье даже в ямах снежных надувов невозможно укрыться от ветра. Поэтому там не задерживаемся, быстренько выпиваем еще теплый чай, запасенный в бутылочке, засунутой в пуховку и едем вниз. Катуха отличная, снег плотный, а встречный ветер дает возможность притормаживать и не слишком разгоняться. Уже в Рисйоке недалеко от водопада догоняем мужчину и девушку, бодро шагающих вниз пешком, но с одной парой лыж (беговых) на двоих и флагом за плечами. Спрашиваем - что за флаг? - Нашего города Мирный. - Что, неужели из Якутии? - Нет, из Архангельской области, с космодрома Плесецк. Это руководители детской группы "кадетов", водили их на Рисчорр. Чуть ниже проезжаем мимо этих ребят.
Не заходя на базу Куэльпорр сразу сворачиваем налево на дорогу в сторону Кукиса, потом сворачиваем с дороги вправо на лыжню в сторону ручья Петрелиуса, снова выходим на снегоходную дорогу идущую вверх по ручью и чуть ниже ГЗЛ встаем на обочине. Навстречу нам спускается группа - взрослая часть коллектива из Мирного - они делали радиалку, траверс по хребту. Сказали нам, что на той стороне перевала В.Петрелиус скорее всего карниз и вряд ли его кто-то пробивал, так что лезть туда без веревки опасно. Посоветовали идти через Западный. Мы с этим согласились.
18.03. Сильный встречный ветер, но видимость хорошая - только поземка. Идем сначала по дороге, потом напрямик к пер. З.Петрелиус, находим большой камень и, с сомнительным успехом прячась за ним от ветра, надеваем кошки. Поднимаемся на перевал, траверсируя З. склон горы Петрелиуса (погорячившись, поднялись существенно выше чем необходимо перевала, потом спустились). Несколько раз ветер чуть не ронял нас, особенно легкого Рому, приходилось припадать к склону. На той стороне ветер тоже дул вниз, то есть он как бы рождался на горе (Севыч сказал, что это неплохое начало для рассказа - "Ветер рождался на горе" ). Переехали верховья Малой Белой, прошли ущелье Рамзая, на той стороне пообедали на солнышке и съехали вниз по Поачвумйоку к оз. Малый Вудъявр. Дошли по дороге до Гирваса, вызвали машину и поехали в Апатиты на станцию. Вот и все.
Для интересующихся кухней. Как всегда, ходили на бензине с примусом MSR XGK (старым). В качестве ветрозащиты экран-гармошка и кусок стеклоткани. Трехразовое горячее питание (если пропускали обед - наверстывали за ужином). 4 раза варили обед (или чай на обед) на улице, остальные готовки - в кухонном тамбуре парапонцы. Три готовки - на воде, остальные из снега. Пили _очень_ много, от пуза. На троих готовили 1.5 - 2 л чая утром и в обед и 2 - 2.5 л вечером (часто сначала чай, потом кашу и потом снова чай), на обед несколько раз пили перед чаем какао. Каши и супы тоже делали жидкими, на большом количестве воды (не менее 1л). Утренние каши - хлопья фирмы Мистраль (не требующие варки), супы пакетиковые (15-20 мин), вечером гречка (цельная), макароны и Картошечка. Всего было ровно 8 готовочных дней, то есть 24 расчетных готовки (пара-тройка обедов - совмещенные с ужином). Извели ровно 3 л бензина, то есть в среднем 125 мл (88 г) /ч*д.
Погуляли нашей маленькой теплой компанией (Севыч, Рома и я, Маша к сожалению нынче не смогла поехать) по Ловозерам и Хибинам.
10-го марта заехали из Оленегорска на рудник Карнасурта на машине Сергея, который уже возил нас в 2008-м. По дороге посмотрели на съехавший в кювет рейсовый автобус. На участке от Ревды до рудника видимость упала до пары десятков метров, пурга набирала силу, появились снежные заносы. Сергей сказал, что связь во многих местах отсутствует, ветер оборвал кабеля.
Пообедали по традиции в столовке рудника (увы, палтуса нету). Туда же пришла закончившая маршрут группа из Рязани (ребята, привет, у нас все в порядке). Сказали, что лыжи можно не доставать, на Эльморайок придется идти на кошках. Один большой дядька-работяга даже хотел нас не пустить, мол не хочет возить наши трупы (если кто-то с рудника читает Скиталец - передайте доброму дядьке, что все хорошо).
Действительно, перейдя узкоколейку, мы убедились, что на лыжах нам не светит. Пока надевали кошки, Рома дважды размялся, пробежав двухсотметровку до узкоколейки - сначала за улетевшими палками, потом за уехавшей лыжей. Да что там палки-лыжи, приходилось держать кошки, чтобы не уехали. На Эльморайок поднялись наклонившись под некоторым углом. Закопали на перевле заброску и пошли налево, в сторону г. Карнасурты. Некоторое время шли по кровавому следу - похоже, на санях везли убитого оленя.
Встали в районе второй (ЮВ, 931.8) вершины Карнасурты. Ставили палатку примерно с полчаса, все время норовила улететь, а мы еще не натренировались.
11.03. По плану мы хотели сделать радиалки в сторону вв. Эльморайок и Куйвчорр и Светлых озер, но пурга внесла коррективы. Все равно ничего не было видно. Прождали погоды в палатке до обеда, ничего не выждали и пошли обратно на пер. Эльморайок к закладке. Выкопали ее и потопали (все так же, на кошках) на другую сторону, к Кедыквырпахку. Где-то на подходе к истокам Тулбнюнуаю встали на лыжи. Пурга усилилась (это был самый сильный ветер в моей практике), но палатку поставили уже быстрее и увереннее. Причем снег был такой плотный, что мы не стали даже закапывать палатку (опасаясь сломать лопату), только юбку прижали выпиленными кирпичиками, но она стояла как вкопанная. Умница моя, маленькая парапонца )
12.03. Пошли по В. склонам Сенгисчорра, встали на пер. Сев. Тавайок.
13.03. На пер. Куфтуай оставили заброску у подножия большого камня. Прошли г. Маннепахк и встали чуть ниже вершины недалеко от озера. В тот же день после обеда сделали радиалку на в. Чивруайлатв и на ее СВ склоны к берегу Сейдозера. Погода наконец-то улучшилась, все прекрасно видно, ветер вполне умеренный. Вечером небольшое полярное сияние.
14.03. Радиалка на весь день - пер. Чивруайлатв (поперек), ЮВ берег каньона Чивруая, ущелье Ферсмана, траверс В. и ЮВ склонов г.Энгпорр, оз. Райявр. На склонах Энгпорра видели огромные следы, очевидно, росомахи. Я таких здоровенных еще не видел - даже сначала подумали - не медведь ли это из берлоги раньше времени вылез. Следов много - и вниз, в лес и вверх на гору. После озера полезли на кошках вверх на г. Страшемпахк, вплотную к цирку озера. Тепло, солнце. Вдруг где-то начало грохотать - поначалу мы подумали уж не лавины ли. Но потом сообразили, что скорее всего это взрывные работы где-то в южных Хибинах. Опять началась пурга, к палатке выходили по жэпээсу. Но в целом с погодой повезло - все что хотели, успели посмотреть.
15.03. Идем назад к заброске на пер. Куфтуай. На Маннепахке похоже сильная магнитная аномалия (или у меня в башке) - вместо СЗ склона я поехал вниз по северному. Пришлось километра полтора возвращаться вдоль каньона верховьев Уэлькуая. Погода отличная, солнце, слабый ветер. И это хорошо, потому что случился сюрприз - мы "потеряли" заброску. Копаем-копаем вроде бы в том месте, где заложили, целый котлован вырыли - а ее нет. Начали прощупывать дугами от палатки (они у меня не на резинках, а на шнурах и поэтому могут выполнять роль лавинных щупов) и наконец нащупали - примерно в двух метрах в стороне. За день под камнем надуло столько снега, что до неузнаваемости изменило рельеф. Пообедали и пошли траверсировать С и З склоны Паргуайва чтобы спуститься к Умбозеру. По планам 15-е число было крайним сроком нашего нахождения в Ловозерах. Поначалу мы даже хотели в тот же день перейти Умбозеро, пока погода хорошая. Но огромное количество рыхлого (да еще нагретого солнцем) снега на склонах Паргуайва ниже ГЗЛ настолько вымотало нас (в одном месте мы с Севычем даже побоялись спускаться на лыжах - настолько лавиноопасным выглядел склон и мы по пояс сползали вниз), что решили таки ночевать на Ловозерском берегу. Тем более, что было уже поздно, а идти 9 км по нагретому солнцем снегу озера было бы напряжно и вряд ли бы мы в итоге что-то выиграли по времени.
16.03. В 9 вышли и к 11 перешли озеро и залив. Ветер довольно сильный, но попутный. В устье Тульйока строится база отдыха СЗФК (Северо-Западной Фосфорной Компании), издалека видны мостки и флагшток с флагами. На озере следы снегоходов, заметенные лунки сетей, отмеченные вешками. От базы ведет отличная укатанная дорога. Сначала по берегу Тульйока , потом она сворачивает на Каскаснюнйок. Встали на обед на обочине, и сразу же навстречу нам выехала группа снегоходчиков - гид и еще 4 человека из Подмосковья, 2 мужчины и 2 женщины. Они катаются от домика к домику можно сказать со всеми удобствами. Поболтали. После обеда дошли по дороге выше стрелки С. и Ю. Каскаснюнйоков, немного не доходя стрелки истоков С. Каскаса с Умбозерского и Рисчорров. Под палатку на обочине дороги пришлось долго утаптывать снег - его просто дофига. Весь день была отличная солнечная погода.
17.03. По дороге (она разделяется - на пер.Умбозерский и в сторону Академического) подошли под пер. С.Рисчорр. Похоже, что лихачи заезжают на перевал на снегоходах. До чего дошла техника. Сильный встречный ветер. Солнце. На перевал я зашел на камусах зигзагой, Севыч с Ромой - на кошках. В ущелье даже в ямах снежных надувов невозможно укрыться от ветра. Поэтому там не задерживаемся, быстренько выпиваем еще теплый чай, запасенный в бутылочке, засунутой в пуховку и едем вниз. Катуха отличная, снег плотный, а встречный ветер дает возможность притормаживать и не слишком разгоняться. Уже в Рисйоке недалеко от водопада догоняем мужчину и девушку, бодро шагающих вниз пешком, но с одной парой лыж (беговых) на двоих и флагом за плечами. Спрашиваем - что за флаг? - Нашего города Мирный. - Что, неужели из Якутии? - Нет, из Архангельской области, с космодрома Плесецк. Это руководители детской группы "кадетов", водили их на Рисчорр. Чуть ниже проезжаем мимо этих ребят.
Не заходя на базу Куэльпорр сразу сворачиваем налево на дорогу в сторону Кукиса, потом сворачиваем с дороги вправо на лыжню в сторону ручья Петрелиуса, снова выходим на снегоходную дорогу идущую вверх по ручью и чуть ниже ГЗЛ встаем на обочине. Навстречу нам спускается группа - взрослая часть коллектива из Мирного - они делали радиалку, траверс по хребту. Сказали нам, что на той стороне перевала В.Петрелиус скорее всего карниз и вряд ли его кто-то пробивал, так что лезть туда без веревки опасно. Посоветовали идти через Западный. Мы с этим согласились.
18.03. Сильный встречный ветер, но видимость хорошая - только поземка. Идем сначала по дороге, потом напрямик к пер. З.Петрелиус, находим большой камень и, с сомнительным успехом прячась за ним от ветра, надеваем кошки. Поднимаемся на перевал, траверсируя З. склон горы Петрелиуса (погорячившись, поднялись существенно выше чем необходимо перевала, потом спустились). Несколько раз ветер чуть не ронял нас, особенно легкого Рому, приходилось припадать к склону. На той стороне ветер тоже дул вниз, то есть он как бы рождался на горе (Севыч сказал, что это неплохое начало для рассказа - "Ветер рождался на горе" ). Переехали верховья Малой Белой, прошли ущелье Рамзая, на той стороне пообедали на солнышке и съехали вниз по Поачвумйоку к оз. Малый Вудъявр. Дошли по дороге до Гирваса, вызвали машину и поехали в Апатиты на станцию. Вот и все.
Для интересующихся кухней. Как всегда, ходили на бензине с примусом MSR XGK (старым). В качестве ветрозащиты экран-гармошка и кусок стеклоткани. Трехразовое горячее питание (если пропускали обед - наверстывали за ужином). 4 раза варили обед (или чай на обед) на улице, остальные готовки - в кухонном тамбуре парапонцы. Три готовки - на воде, остальные из снега. Пили _очень_ много, от пуза. На троих готовили 1.5 - 2 л чая утром и в обед и 2 - 2.5 л вечером (часто сначала чай, потом кашу и потом снова чай), на обед несколько раз пили перед чаем какао. Каши и супы тоже делали жидкими, на большом количестве воды (не менее 1л). Утренние каши - хлопья фирмы Мистраль (не требующие варки), супы пакетиковые (15-20 мин), вечером гречка (цельная), макароны и Картошечка. Всего было ровно 8 готовочных дней, то есть 24 расчетных готовки (пара-тройка обедов - совмещенные с ужином). Извели ровно 3 л бензина, то есть в среднем 125 мл (88 г) /ч*д.