Re: река Льняная
Опубликую как видел эту ситуацию "второй плавец".
Погода в момент старта: ясно, ветер небольшой, 1 – 3 м/с. Состояние реки: бурное, паводковое движение воды в районе моста; просматривается только до ближайшего поворота.
От начала старта до ближайшей остановки – не более 15 мин, в этом месте мы нагнали первую байдарку (экипаж ждал нас, отставших; и за одно отливал воду ); причалили к левому (пологому) берегу после прохождения двух (или трех?) поворотов. За это время удалось ощутить непривычную (для нашего экипажа), большую скорость воды и сложный, местами «бурлящий» характер течения (наверное, на дне хватает камней и топляков). Один раз у матроса буквально выбило из рук весло притопленным стволом (от сильного удара весло улетело вперед), но оно зацепилось на ветках в 3 – 4-х метрах и было быстро поймано. Наличие касок спасало от мелких травм от многочисленных свисающих веток. Из-за большой скорости воды не всегда удавалось хорошо маневрировать судном: сравнительно длинный «Викинг» много проскакивал лагом; на одном из поворотов его даже развернуло кормой вперед.
После короткого совещания руководитель дал команду нашему экипажу идти вперед . Мы стартовали и перед вторым после старта поворотом увидели бочку более серьезную, чем первая. Неприятность заключалась еще и в том, что Солнце при этом светило прямо по курсу и заметно слепило. Вошли в бочку прямо, на хорошей скорости. На матросе была юбка, поэтому его не залило, я же юбки не одел и получил порцию воды в очко, хотя наиболее запоминающимся оказался сильный удар днищем о что-то твердое ( я тогда подумал, что попал на камень; после же обсуждения на стоянке узнал от более опытного сплавщика, что вероятнее, это был все же удар о воду). Я совершенно неверно оценил быстроту и силу прижатия струи на повороте к левому берегу и, вместо того, чтобы экстренно табанить, быстро разворачивая нос вправо, пытался подгребать, как привык делать на более спокойной воде. В результате «Викинг» не успевал развернуться по изгибу струи и мы с разгона влетели в развилку трех стволов на уровне воды, один из которых лежал практически горизонтально. Я не сумел оценить, насколько сильно мы «вклинились» и 3 – 5 секунд лихорадочно пытался отгрести назад. В итоге байдарку начало разворачивать поперек струи и заваливать на левый бок при прочно засевшем носе. Я крикнул матросу, чтобы он отстреливался и вскакивал на горизонтальный ствол (мне казалось, что облегченный нос вылетит из зажавшей его развилки и мне удастся выровнять крен), но, как выяснилось потом, не был правильно услышан из-за шума воды. В результате еще пары секунд борьбы нос согнуло и в моё очко хлынула вода. Ольга не выскакивала (как потом выяснилось, гнущимся кильсоном ей прижало ногу). К счастью, кильсон с треском лопнул (крен достиг уже 80 градусов, я выскочил в воду) и Ольга тоже отстрелилась; байдарку тут же перевернуло, вырвало из развилки и понесло в полузатопленном виде течением под горизонтальным стволом. Пришлось нырнуть, чтобы не удариться об него головой; спасика на мне не было; я схватился правой рукой за леер на байдарке. Вынырнул немного хлебанув воды, увидел что Ольгиной каски наверху не видно, а из под байдарки показались её боты. Рванул байдарку за леер на себя, удачно (опять повезло!) ухватил Ольгу за спасик со спины. Она тоже успела слегка хлебануть, но быстро откашлялась и дальше мы пошли самосплавом на спине ногами вперед (она знала, как надо, а у меня как-то само вышло) в таком порядке: Ольга – ближе к левому берегу, я – чуть позади и держа её за спасик левой рукой, а правой держась за леер на байдарке.
Вначале нам показалось, что мы легко зацепимся за свисающие ветки, тормознем и выберемся на берег, даже поуспокоились. Но силу течения явно недооценили: ветки ломались и вырывались из рук (хваталась в основном, Ольга: я был дальше от берега, да и руки заняты). Вскоре стало мельче, я почувствовал ногами, а раз даже и спиной дно и попытался встать, но течение в этом месте усилилось и попытка провалилась; нас крутануло и понесло после очередного поворота в следующую, по счастью, небольшую, бочку. Успели задержать дыхание и проскочили, даже не расцепившись. В общей сложности, мы прошли таким порядком, пожалуй, три поворота (около 150 – 200 м, может, и чуть больше), пока не оказались около мостков спуска в воду (это уже была д. Дерняки). После мостков нас прижало поближе к берегу и мы смогли зацепиться за горизонтально торчащий на уровне воды ствол. Сколько мог, толкнул Ольгу на берег; со второй попытки ей удалось зацепиться за кусты и встать. Байдарку потащило под ствол, из-под неё выскочили вёсла (оказалось, они всё время были там, придавленные притопленным корпусом), и чувствительно шарахнули мне по физиономии. Ольга сумела принять у меня весла, но тут руки у меня полностью закоченели и потеряли чувствительность (еще одна ошибка: самонадеянно не надел неопреновые перчатки!); я отпустил байдарку и Ольга помогла мне выкарабкаться на берег. Всё описываемое «путешествие» самосплавом заняло едва ли более 2-3 мин. Чуть отдышавшись, мы поспешили вдоль берега, надеясь, что наше судно скоро прибьёт где – нибудь. Но после прохождения 2-х поворотов стало ясно, что уносит его гораздо быстрее, чем мы бежим. Да еще перемещение начали затруднять заборы, спускавшиеся к самой воде.
Вскоре нас догнал первый экипаж, успешно миновавший препятствия и, увидев нас пешком и с веслами, решивший, что мы обносимся. Они развернулись, тут нам наконец удалось прокричать, что байдарка ушла. Они отправились её догонять. По счастью, нам попался местный житель в положении утреннего купания (несмотря на температуру воды!), он объяснил, что убежавшее судно надо искать не ранее, чем у прижима перед переправой. Также он (Игорь Белов), сказал, где в деревне его дом. Мы пролезли по берегу и, ничего не обнаружив, пошли к его дому – благо он любезно предложил свою помощь в качестве проводника до переправы. Когда мы туда подошли, то увидели, что наши товарищи обнаружили наше судно выброшенным на правый берег как раз в том месте, что указал Белов. К сожалению, при попытке зацепить байдарку, из неё вывалился «сплавовский» 40-литровый баул с продуктами и документами. Мы отправились в сопровождении Белова на другой берег по переправе, чтобы попробовать поймать баул ниже. И действительно, он вскоре обнаружился, зацепившимся за ветки полупритопленного ствола сосны, лежащей под 45° по течению. Ценой некоторых усилий баул удалось схватить, однако вытащился он не сразу: оказался полон воды, хотя и был закручен по всем правилам! (потом выяснилось, что пока баул «путешествовал» самосплавом, вода проникла даже через зип-локовскую застежку и под крепко закрученную крышечку пакета с сахаром… А гермопак «Алексика» разорвало почти пополам и документы в компании с сотовым телефоном основательно промокли).
Наши товарищи к этому времени сумели героическими усилиями переправить нашу байдарку на левый берег, где и смогли уже все вместе оценить повреждения. Деку на носу немного прорвало какой-то веткой (видимо, уже во время самосплава), шкура цела, а вот первую прямую (носовую) секцию кильсона скрутило и разорвало на 2 куска: ремонт в полевых условиях сомнителен, требуется его замена. Решили поход на этом окончить и устроить дневку, а на следующий день отправиться назад тем же путем, как и приехали.