Страницы: 1
RSS
Помогите определиться с лодочным мотором!
 
Дорогие форумчане!
Огромная просьба поделиться опытом выбора и использования лодочных моторов на туристских судах!!! Проблема следующая: собрался впервые купить мотор и не могу определиться с мощностью, тактностью и т.п. Задачи, стоящие перед агрегатом:
1) Возможность тянуть в связке 3-4 катамарана. Скорость критического значения не имеет.
2) Возможность тянуть такую связку вверх по течению равнинной реки, хотя бы и не очень быстро.
3) Минимальный расход бензина
4) По-возможности, небольшая стоимость.
С производителями все относительно понятно. Хочешь качества - плати, не хочешь платить - рискуй застрять. Склоняюсь к Тохе, как недорогому (по сравнению с Ямахой) японцу.
С тактностью более-менее все понятно - преимущества 2-х и 4-х известны, но, тем не менее, буду очень признателен за советы, какой выбрать!! Склоняюсь к 2-х тактнику, главным образом из-за большей надежности и возможности транспортировки как угодно (положение в пространстве в смысле). Да и вес маленький подкупает. Насколько понимаю, из 4-х тактников так можно транспортировать только Ямаху, а она дороговата.... Расход бензина у мелких моторов 2-х тактных примерно на 30 % больше 4-х тактных?
САМЫЙ главный вопрос для меня: какие выбрать мощность и объем??? Очень предварительно склоняюсь к 3,5 силам. Правильно ли я понимаю, что 2-2,5 сил не потянут против течения совсем? 5 сил конечно лучше тянут. Но, как я понимаю, у 5-и сильного в моей ситуации будет расходоваться больше топлива на прохождение одного расстояния по сравнению с 3,5 силами?? Потянет ли 3,5 против течения равнинной реки среднестатистической? Хотя бы очень-очень медленно?
Еще один вопрос. Смотрел на сайтах моторы разных производителей  2,5 и 3,5 сил. Очень часто объем движка одинаков, все остальные характеристики одинаковы. Отличается только мощность. Как это объяснить? Насколько такой мотор вырабатывает свои 3,5 силы?
Последний вопрос: длина транца бывает 381 и 508 мм у схожих моторов, только последний вариант дороже. На что это влияет?
Буду крайне признателен за советы!!!

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

> Очень часто объем движка одинаков, все остальные характеристики одинаковы. Отличается только мощность. Как это объяснить?

Возможно, разные обороты. Или газораспределение. Или карбюраторы. Или,.. много всяких нюансов может быть. Для буксировки лучше оборотов поменьше, объем побольше, 4х тактный. Нагрузочные диаграммы хорошо погядеть. Но чтоб такой ворох катов, да с минимальным расходом..., ну не знай, давно слишком моторчиками интересовался.

>Последний вопрос: длина транца бывает 381 и 508 мм у схожих моторов, только последний вариант дороже. На что это влияет?

Высокий транец чтоб волнами меньше заливало, для озёр, морей.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

>Расход бензина у мелких моторов 2-х тактных примерно на 30 % больше 4-х тактных?

Да, в рекламе производителя 4х тактных моторов. В реальности все зависит мотора, может и 2х тактник быть экономнее 4х тактного. Если ориентироваться на ассортимент моторов в  российских магазинах то разница будет в 10-15% в пользу 4х тактных.

>какие выбрать мощность и объем???

Более правильный вопрос: какую тягу развивает мотор на швартовых и есть ли для него грузовые винты.

> Очень часто объем движка одинаков, все остальные характеристики одинаковы. Отличается только мощность. Как это объяснить?

Заглушкой-ограничителем в карбюраторе, в моторах с меньшей мощностью.

>Потянет ли 3,5 против течения равнинной реки среднестатистической? Хотя бы очень-очень медленно?

Потянет ли сферический мотор сферическую связку катамаранов в среднестатистическом вакууме?...
- Однозначного ответа нет.

>Последний вопрос: длина транца бывает 381 и 508 мм у схожих моторов, только последний вариант дороже. На что это влияет?

Не транца а ноги. Влияет на конструкцию и высоту (над водой) транца который вам придется делать.  Ну и соответственно на высоту румпеля над бортом, или где он там у вас планируется размещаться...

Edited by mmasco on 10/06/15 04:50 AM.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Доброго времени суток!
Что бы ограничить выбор:
Нога - для использования на катах однозначно нужна короткая (проще изготовить транец для установки)
По расходу бензина - не 30%, а скорее 40-45% экономичнее четырехтактные.
Связку из двух катов потянет и 2.5лс (в таком варианте скорость по стоячей воде будет примерно 8-9км/час), а три/четыре и 3,5лс может оказаться мало для движения против течения.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Спасибо за информацию коллеги!!! А опыт подъема вверх по течению на 2-х, 3,5, 4,-х,5-и сильных моторах у кого есть поделитесь!!! Понятно, что вакум среднестатимстический, но опыт то есть!!!
Еще вопрос дилетантский, но для меня важный: условно для прохождения 100 км, какой мотор сожрет больше бензина при одинаковой нагрузке -  2-х,  3-х, 4-х или 5-и сильный?

Edited by RSV on 10/06/15 11:20 AM.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Думаю, что наиболее полный ответы на свои вопросы, Вы можете получить вот тут http://forum.motolodka.ru
Только приведите пример "среднестатистической" реки, на которую собрались карабкаться, ее протяженность и скорость течения. Ну и про  каты подробнее напишите.

Мое мнение - такой караван в 3-4 ката, да на фалах, а не на жесткой сцепке, в экономном режиме провести не удастся.

Здесь есть парни, которые на мягкой сцепке два ката таскали. Один по Гонаму - Учуру, а второй по Каре и Байдаратской губе. Ну и еще по Северной Сосьве народ на моторах каты выгуливал.

Всем удачи. Целых ног и бортов.
 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

>А опыт подъема вверх по течению на 2-х, 3,5, 4,-х,5-и сильных моторах у кого есть поделитесь!!! Понятно, что вакум среднестатимстический, но опыт то есть!!!

Еще раз повторюсь, "лошадиносильность" мотора для ваших целей не показатель, а показателем будет тяга на швартовых. На "одинаковосильных" моторах разных производителей она может отличаться более чем в два раза...

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Чтобы подниматься против течения нужен 5-сильный мотор и бочка бензина и потянет он только одну посудину. Для экономии топлива это д.б. 4-х тактник. Соответственно вес движка в районе 30 кг.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

На счет - более чем в два раза...  тут, батенька, явно загнули..
Если брать моторы одинаковой мощности )моторы китайского и отечественного производства не рассматриваем), то тяговая мощность будет отличаться процентов 10-20... в зависимости от отношения длина хода/диаметр поршня.
Что касается расхода - в зависимости от условий и характеристики реки (вы же реку не называете) 2.0-2,5 сильного может и не хватить для ваших задач, то есть попросту будете стоять на месте, а бензин будет уходить в никуда...
Гарантированный успех вам обеспечит 5 лс.
Сколько понадобиться бензина - простая арифметика. часовой расход умноженное на количество часов работы (время в пути).


 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

На счет четырехтактника поддержу. На счет бочки бензина - не соглашусь.
Часовой расход пятерки - в районе 2л/час (в зависимости от оборотов).
По гладкой воде такая связка пойдет примерно 10 км/час.
Если взять скорость течения 5км/час, то на 100 км пути понадобится 20 часов и 40 литров соответственно.
Разумеется надо запас и времени и бензина.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Уважаемый RSV, вы же на Цыпу собрались. Тогда к чему такая тема, или на Чаю замахнулись?
Если да, то как можно с вами связаться?

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

++Чтобы подниматься против течения нужен 5-сильный мотор и бочка бензина ++

Я не столь категоричен. При одном кате (не перенаселенном) достаточно 2,5 л с, 2 такта(12 кг) и 3-4 ведра бензина.
http://sdrozd.narod.ru/Pigma08/pigma.htm  Пижма Печорская
http://sdrozd.narod.ru/Timan_09/Timan_09.htm    Сула.


Edited by sergunt on 10/06/15 06:19 PM.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Да, мотор собираемся покупать под Ципу (хотим поэкономить время для пешей радиалки), но в перспективе-то и на другие реки, отсюда и против течения!  На Чаю пока не собираемся. Если что пишите sergei_rupasov@mail.ru

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Расчеты всегда весьма условны. На деле по любому топлива уйдет больше. Я думаю о 50-60 литрах, а это уже небольшая бочка.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Не смог открыть ссылку. Вы сами пробовали на 2,5-сильном движке идти против течения, ну скажем в 5 км\час?

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

У нас Ниссан Марина 2,5л.с. Есть опыт прохождения на нем Оби против течения. Катамаран Басег-4 с 6-ю членами экипажа и 240 кг снаряги тянул со скоростью 5-7 км/час. Расход  1л бензина на 10 км. Расход очень зависит от оборотов. Можно было разогнать и поболее, но тогда возрастает расход топлива, да и конструкция нашего катамарана не камильфо для большой скорости. Волна сильно захлестывает корму.
Мотор нас полностью устроил. Сбоев не давал. можно транспортировать в любом положении, а на волоке это важно. Единственный косяк, который был за ним замечен, это то, что когда глушишь мотор, нужно сразу перекрывать подачу топлива. А так мотор безотказный.
Связку катов на нем не пробовали тащить, не было надобности.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Тамара, скорость течения Оби в том месте, где Вы шли против течения, какая была?

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Вот тут еще можно почитать про опыт использования малых моторов http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=snar&Number=272832&page=0&view=collapsed&sb=5&pa­rt=all#Post272832

В прошлом году из-за временной поломки одного из моторов шли связкой из двух катамаранов под Сузуки 2,5 л.с.  4-тактном. Катамараны вязали бортами. Скорость заметно падает, т.к. при стыковке двух гандол рядом, образуется волна, которая переливается выше гандолы. Даже если не брать в расчет определенные неудобства, она просто тормозит всю связку.  Но это было на стоячей воде. Думаю что против течения можно идти только на жесткой сцепке, друг за другом.

В 2012 году видели попытку подняться по Горной Оби на моторе в 5 л.с., который тянул связку из трех катамаранов. Войкарский сор они с трудом преодолели, по Оби не смогли.
Их болтало мотало из стороны в сторону, скорость визуально была очень низкая. Анализировать почему так произошло я не могу, может опыта нет, может не подготовились должным образом.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Коллега, постарайтесь уйти от мягкой сцепки и тягового принципа буксировки. Проработайте вариант жесткой сцепки, с последним катом, в роли толкача.



Всем удачи. Целых ног и бортов.

Всем удачи. Целых ног и бортов.
 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Вообще данные вопросы Вам надо было скорее задавать на любом водомоторном форуме.В среднем расход топлива у двух тактника-450 гр. в час на каждую лошадиную силу мощности при движении на полном газу. У четырех тактника уходит 250 гр. на все тоже самое. Зато при переноске четырех тактники процентов на 15 тяжелее двух тактников, а кроме того неудобны при перевозке при наличии масла в голове двигателя-голова всегда должна находиться выше ноги и на  определенном боку (забыл уже каком). Экономия по топливу и маслу у четырех тактника по сравнению с двух тактником заметная, но зато и цена при покупке процентов на 30 выше. Если ездить один раз в году , то предпочтительнее брать двух тактник. Разница в мощности при одинаковом объеме в двигателях различных фирм достигается по-разному. Если, например взять сузу 9.9 л.с. и сузу 15 л.с., то они абсолютно идентичны. Мощность меняется за счет смены лепестковых клапанов (у них угол загиба разный), ну и у 9.9 стоит винт ограничительный на ручке газа. Из хитрости  люди берут движок 9.9 л.с.-его не надо регистрировать у ГИМСюков, потом меняют клапана и получают сузу 15. (документы остаются с 9.9 , соответственно  ГИМС идет по боку) Вся процедура занимает 15 минут и 1000 рублей в центре техобслуживания. Если сам с руками-делается просто, но с гарантии слетишь. Была у самого суза 5 л.с., весила 27 кг., сейчас  двухтактная суза 9,9 раздушенная под 15 л.с., вес 33 кг. Согласитесь, разница в лошадках заметная, а в весе -не очень.

________________________
Любите жизнь!
________________________
Любите жизнь!
 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Точно скорость течения сказать не могу. Но течение встречное было. Ширина Оби в том месте от 100 до 200 м. Вот и представьте себе сколько может быть скорость у среднестатистической равнинной реки. Хочу еще заметить, что этот же моторчик на Лагорте при сильном течении и полной нашей загрузке против течения конечно не выгребал, но нас и не сносило. Мы просто стояли на месте.
В ответ на следующий комментарий в теме хочу сказать, что тоже подумывали брать дешевый китайский вариант. Но горький опыт наших друзей, которые просто свозили на сплав лишние 13 кг груза нас остановил.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Несколько лет назад задавался подобным же вопросом. Вот тут моя Тоха 3,5 идет с привязанной сбоку Т34 со мной и грузом – скорость 12 км/ч. Условия – штиль, течения нет.
https://youtu.be/0uk0kju7EPE

Вот что хотелось бы отметить:

- выше практически не упоминался такой принципиальный момент, как шаг винта. Скорость/расход будут от него зависеть очень сильно.

- как вы наверняка знаете, скорость также будет зависеть от длины и обводов вашей итоговой конструкции. Буксир – наихудший вариант. Я бы жестко соединял каты либо бортами, либо вообще нос- к корме, если водоем и прочие условия позволяют.

- некоторые обоснованно считают, что 5лс - это вообще бесполезная ниша лодочных моторов. Ни туда, ни сюда. Т.е. на глиссер практически ничего никогда не выведет, а скорость в водоизмещающем режиме больше зависит от судна, нежели от мощности (2,5 – 3,5 – 5 лс). Я вот сейчас, возможно, взял бы вообще малыша 2,0 лс из-за меньшего веса и габаритов (Yamaha 2CMHS), ибо зачастую возится мотор в рюкзаке, в поездах... Но для вашего каравана, да и против течения конечно 2-2,5 – маловато, имхо. Хотя...

Тохой я абсолютно доволен в плане качества, простоты и надежности, рекомендовать могу смело. НО если цели не прогулочные, а «экспедиционные» (когда судно большое и тяжелое, а расход намного важнее, чем скорость) винт нужно сразу менять на грузовой (со штатного 7” на 6”) – на практике разница удивительно велика.

- любой мотор из обсуждаемых развивает лучшее соотношение обороты/расход примерно в диапазоне 1/2-2/3 газа.

- Китай: брать-не брать – вопрос почти идеологический. Если от него зависит ключевая часть путешествия… Лодочный мотор, к тому же 2тактник – вещь практически вечная (если японец). Вы же не каждый год их покупаете, и возможно даже не каждое десятилетие.

Edited by Dead_Cat on 14/06/15 01:55 AM.

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Дорогие коллеги! Большое спасибо всем за информацию! Есть над чем подумать.
В Оби естественно скорость течения будет низкая, но если при этом моторчик  2,5 сил тянул 5-7км 1 кат, то 3,5 сил наверное в таких же условиях потянет связку? Хотя бы 3-4 км в час? Понятно, что на хорошо текщей реке под ним идти против течения бесполезно. 5 сил здесь бы было конечно лучше. Но чего то дороговаты 5 сильные японцы. А нет ли у кого опыта использования китайского HDX?  Ломался ли у кого? Не хочется застрять с ломаным мотором посреди тайги конечно...

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Может чем то поможет Вам опыт. Есть/был такой одноцилиндровый двухтактный мотор Стрела. Мощность 8 л/с на 66ом бензине использовался в Армии для движения понтонов, по шт на понтон с погруженным тяжелым танком, для продвижения поперек и против течения. И в народном хозяйстве. Двух лопасной винт, двух заходный. Переделанный на 76 бенз этот моторчик считается уже 12 л/с. Из личного опыта Казанка тянет на веревочках две груженных килограмм по 250 Пеллы Фиорд, максимальная скорость (на глазок, 10 км/час). Ну чем обусловлена тяговитость мотора вроде понятно, низкие обороты, большой винт, как у электро  Миннкоты. Всё происходит медленно и мощно. Есть ли современные моторы с подобными характеристиками и под подобные цели, мне неизвестно. Факт, что ждать какой то сильной экономичности от мотора не приходиться так как режим максимальной нагрузки у Вас прописан. И главное в  выборе мотора под Ваши цели, как мне кажется - возможность приобретения и установки грузового винта, обеспечивающего максимально возможную тягу. Как тут уже писали параметр - тягу на швартовых. Тот мотор Вам и прописан, что выдаст максимальную циферку тяги. И мощность тут соответственно параметр косвенный, важнее смотреть на каких она оборотах.Чем ниже обороты, тем лучше для Вас.
Про опыт Миннкоты, то же скажу. Заявленная мощность 0,35 л/с, тяга заявлена как 30 кг. Река Ловать, течение по моему не более чем 3 км/час, против течения лодку 2,8 с загрузкой 220 кг, тянет с трудом на скорости 1-1,5 км/час.. Вот Вам ориентиры для прикидок параметров искомого мотора.

Производство вёсел, байдарок, пакрафтов, специализированных гермоупаковок для комбинированного и вело туризма
 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Дорогие форумчане! Огромное спасибо за дельные советы!
Докладываю о результатах.
Купил Тохатсу 3,5 сил и сразу уехал в Карелию на Кереть (поэтому и перестал отвечать 15 июня). Эксплуатация после обкатки показала следующее:
- Скорость связки из 3-х шестиместных катамаранов и 3-х надувных байдарок на озерах в штиль составляла 6,5 - 7,5 км/ч.
- Скорость по морю против терпимых катамаранами ветра и волны составляла порядка 3 км/ч.
- Против течения на плесах идет тихо, но уверенно. На относительно узких участках прямотока висели на одном месте. Естественно, все рассуждения о движении против течения относительны конкретным условиям.
- На одиночном кате без вещей (к сожалению, с загрузкой статистики пока нет) с 2 людьми просто "летали" - точную скорость не измерял, но по ощущениям никак не менее 15 км/ч (скорее всего больше).
В целом очень доволен, хотя были и странные вещи: не смог открутить в полевых условиях сливную пробку редуктора что бы поменять обкаточное масло; мотор после дневного перерыва периодически захлебывается на крейсерских оборотах. Это вроде проходит примерно минут через 30-40 работы. Может бензин плохой.
Теперь о сцепке судов. Как и писали коллеги, вариант мягкой сцепки всех судов в цепочку совершенно бессмыслен - заносит так, что двигаться невозможно. В результате сцепляли 3 катамарана бортами с помощью карабинов, а потом пристегивали к корме каждого катамарана по байдарке. Идет такая махина вполне нормально (мотор получается как бы в центре сцепки). Волна между катами пробивает периодически, но такого, что бы стояла и сильно тормозила движение, вроде не заметно. Время от времени, конечно, конструкцию уводит ветром и заносом, и приходится тратить относительно много времени на выправление курса. С жесткой сцепкой, к сожалению поэкспериментировать не успел. Поэтому огромная просьба еще поделиться опытом:
1. Насколько жесткая сцепка будет в данных условиях эффективнее?
2. Сколько катамаранов разумно объединять в жесткую сцепку? Разумно ли последний катамаран пускать сзади на мягкой сцепке?
3. Где наиболее рационально размещать моторный катамаран - в голове, посередине или в конце сцепки (в одну линию)?

 
Re: Помогите определиться с лодочным мотором!

Имеется опыт хождения четырьмя и пятью катами при двух моторах, тремя при одном - и однозначно в любом случае надо швартоваться бортами друг к другу максимально жестко, чтобы не было ненужной качки. По возможности даже не разрешать вставать на боковых (крайних), чтобы сцепку не мотыляло. При двух моторах - ставятся на крайние суда и один фиксируется в прямом положении, а вторым рулится. Это особенно актуально на дальних перегонах, когда все спят и делать нечего. Потом рулевые на моторах меняются, т. е. тот, которым рулили, фиксируется, а "отдыхавший" рулит дальше.
Если мотор один, то ставится только в середину - все остальные суда пришвартовываются бортами и идут шеренгой.
Если Вы что-либо будете цеплять сзади, то рыскание этого плавсредства способно заколебать любого, даже если фал максимально короток.)))

Страницы: 1
Добавить публикацию