Виды туризма
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
Проводящая организация
Группа туристов из Санкт-Петербурга.
Место проведения похода
Россия, Ленинградская обл., Бокситогорский, Тихвинский, Лодейнопольский районы. Река Генуя, озеро Капшозеро, река Капша.
Количественная характеристика пройденного маршрута
Маршрутная книжка №
Вид маршрута (вид туризма) |
Категория сложности маршрута |
Протяженность активной части маршрута, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
водный |
вторая |
115 |
5 |
5 |
21 – 26.05.2020 |
Протяженность активной части маршрута – 115 км, в том числе: пешая заброска – 27,5 км, р. Генуя – 23 км, оз. Капшозеро – 11,5 км, р. Капша – 53 км.
Заявленная нитка маршрута
г. Санкт-Петербург – дер. Рябов Конец – р. Генуя – оз. Капшозеро – р. Капша – дер.
Пирозеро – г. Санкт-Петербург.
Пройденная нитка маршрута
г. Санкт-Петербург – дер. Рябов Конец – р. Генуя – оз. Капшозеро – р. Капша – дер.
Пирозеро – г. Санкт-Петербург
Уровень воды
Р. Генуя – паводковый (20 см ниже пика), р. Капша – высокий (30 см ниже пика в верховьях, 1-2 м ниже пика – в среднем течении).
Адрес хранения отчёта
После защиты в МКК, отчет будет загружен в библиотеку tlib.ru.
Ссылка на трек
"https://nakarte.me/#m=11/60.12099/34.54788" rel="nofollow"&l=T&nktl=u9fyOdmYy5Bhce-JCc7Gbg
Отчёт рассмотрен
МКК РСФСТ Санкт-Петербурга, шифр 178-00-556644530
Сведения об участниках
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения |
Место жительства |
Туристская подготовка |
Обязанности в группе, распределение по средствам сплава |
1 |
Барышков Юрий Сергеевич |
1986 |
Санкт-Петербург |
1Р Ладожское оз., 4У р. Катунь |
Руководитель, капитан Б1 |
2 |
Никотина Алина Дмитриевна |
1991 |
Санкт-Петербург |
3У Абхазия, р. Кодор |
Завпит, матрос Б2 |
3 |
Пономарцев Сергей Вячеславович |
1987 |
Санкт-Петербург |
1У Новгородская обл., р. Кересть |
Штурман, матрос Б1 |
4 |
Сараев Павел Александрович |
1987 |
Санкт-Петербург |
3У Абхазия, р. Кодор |
Видеооператор, капитан Б2 |
Обзорная карта маршрута
Определяющие препятствия маршрута
Локальные препятствия |
Категория трудности |
Протяженность препятствия |
Характеристика препятствия |
Р. Генуя |
|||
Порог |
вторая |
5 м |
Локальный слив 0,5 м с бобровой плотины |
Шивера |
вторая |
5,3 км |
Сужение русла, валы до 30 см почти на всем протяжении, местами - до 0,6 м. Движение осложняется завалами (3 обноса). |
Р. Капша |
|||
Порог |
вторая |
10 м |
Локальный слив 0,7 м под мостом (между опорами 4-5 м, от воды до балок 1,2 м), затем небольшая бочка и серия валов. Требуется маневр при входе. |
Шивера |
вторая |
50 м |
Сужение русла, валы до 0,5 м. |
Шивера |
вторая |
1,4 км |
Сужение русла, валы до 0,6 м. Разделение русла на рукава, местами завалы. Требуется маневр на резких поворотах |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА
Общая идея маршрута
При выборе маршрута группа исходила из следующих целей:
- Пройти водный поход второй к. с. по рекам, где до этого не был ни один из участников;
- Уложиться в минимальные сроки, не требующие оформления отпуска – выходные плюс один-два рабочих дня;
- Минимизировать использование общественного транспорта из-за пандемии SARS-CoV-2;
- Маршрут должен быть разнообразным, живописным и интересным с технической точки зрения;
- Район похода должен быть преимущественно ненаселенным;
- Прохождение маршрута должно содержать элементы новизны. Очевидно, что первопрохождение рек в окрестностях Петербурга маловероятно, поэтому новизна в этом случае сводится к отсутствию свежих описаний прохождения маршрутов.
Требования к срокам и способу заброски фактически ограничивают район предполагаемого похода Ленинградской областью, Южной Карелией, севером Новгородской, Псковской и Тверской областей – теми местами, куда можно добраться на машине за 5-6 часов или меньше. В связи с пандемией SARS-CoV-2, передвижение между областями могло быть ограничено, поэтому мы остановились на Ленинградской области. Из соображений малой населенности и технического интереса логично остановиться на реках востока области, стекающих с Вепсской возвышенности.
Согласно описаниям [1] и [2], многие из рек Вепсской возвышенности имеют короткие крутопадающие для равнинных рек участки (до 10 м/км). При этом большинство из них короткие и имеют только один такой участок. Как правило, для прохождения динамичного маршрута полноценной длины требуется совершать волоки между разными притоками.
Связка Генуи и верховьев Капши позволяет пройти два достаточно длинных участка с большим уклоном (около 5 м/км на Генуе от протоки из оз. Азозеро до притока у отм. 185,8 и более 8 м/км на Капше от истока до устья р. Сарки) в рамках линейного маршрута.
Описания Генуи от истока до устья р. Новой нам найти не удалось, наиболее свежее описание ее нижнего течения датируется 1990-м годом [3]. Описания сплава по верховьям Капши чуть более поздние, но все равно достаточно старые – 2002 год: [4], [5]. Стоит отметить, что статья в книге Л. А. Плечко [1] весьма краткая, а все более поздние материалы отличаются чрезмерной эмоциональностью и мало пригодны для подготовки к походу. Подготовка и прохождение маршрута в условиях отсутствия актуальной и достоверной информации удовлетворило нашим требованиям к его новизне.
Основной вариант
Г. Санкт-Петербург – дер. Рябов Конец – р. Генуя – оз. Капшозеро – р. Капша – дер.
Пирозеро – г. Санкт-Петербург
Запасные варианты
При отставании от графика запасные варианты сводятся к сокращению маршрута с выходом с него из деревень, с которыми есть автомобильное сообщение – см. Аварийные выходы. При опережении графика маршрут может быть удлинен: вдоль Капши до устья и ниже по Паше проходит автомобильная дорога и окончание маршрута возможно практически в любой точке. Препятствий сложнее проходимых на Генуе и в верхнем течении Капши здесь нет.
Аварийные выходы
От начала маршрута до оз. Верхнее Колмозеро – выход по дороге до дер. Корвала или Красный Бор. От оз. Верхнее Колмозеро до среднего течения р. Капша – по дороге на дер. Корбеничи или Усть-Капша. Далее – в дер. Ребовичи или Пирозеро.
Изменения маршрута
Маршрут пройден в соответствии с основным вариантом.
Логистика
Варианты подъезда и отъезда
До старта маршрута в нежилой деревне Рябов Конец (400 м от истока Генуи) сейчас можно добраться только по автомобильным дорогам. Узкоколейная железная дорога Подборовского КЛПХ, использовавшаяся туристами для заброски ранее, разобрана в 2004 г
– см. [6].
Есть два варианта заброски машиной: с севера, через Алеховщину или Винницы, либо с юга – через Ефимовский – Красный Бор – Корвалу.
По северному варианту до дер. Курба 320 или 380 км в зависимости от количества грунтовок, затем 17 км улучшенной и 4 км обычной грунтовки до отворотки на Рябов Конец у оз. Сенное. Предположительно, автомобиль стандартной проходимости, но с высоким дорожным просветом должен доезжать либо до конца улучшенной грунтовки, либо до озера. В первом варианте до Генуи остается 21 км пешком, во втором – 17. Если машина сможет пройти до отворотки, то, скорее всего, получится и проехать какое-то расстояние по ней, соответственно итоговая пешая часть окажется меньше.
По южному варианту 380 км до дер. Красный Бор (асфальт чуть дальше пос. Ефимовский), затем 20 км по грунтовке до дер. Корвала и далее 12 км до Рябова Конца. В качестве альтернативы можно рассматривать старт сплава не в Рябовом Конце, а в дер. Чидово на оз. Леринском. Это уменьшает пеший переход на 2 км и добавляет около 8 км перехода по озерам Леринскому, Гарбозеру и Алозеру.
Мы предполагали, что до Корвалы и даже чуть дальше машина пройти должна, и поэтому выбрали южный вариант – 12 км вместо 17 пешком. К сожалению, через 5 км после Красного Бора мы уперлись в глубокую лужу, которую наш водитель не решился штурмовать в ночи. Таким образом, вместо планировавшихся 12 км пешая часть составила 27,5 км. Стоит отметить, что на следующий день мимо нас проехала Chevrolet Niva, которую мы впоследствии видели в Корвале, так что в целом дорогу можно считать проезжаемой – для местных жителей или при дневном свете.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Дни пути |
Дата |
Участки маршрута |
Протяжен- ность, км |
Ходовое время, ч:мин (чистое) |
Характер пути, естественные препятствия. |
1 |
21.05 |
Санкт-Петербург - дер. Красный Бор |
- |
- |
Автомобильная заброска. |
Дер. Красный Бор - р. Лижма |
5 |
1:10 (1:10) |
Пешком. Местами затопленная укатанная грунтовая дорога. |
||
2 |
22.05 |
Р. Лижма - дер. Корвала |
10 |
2:40 (2:10) |
Пешком. Местами затопленная укатанная грунтовая дорога. |
р. Генуя, дер. Рябов Конец, стапель |
12,5 |
8:50 (5:30) |
Пешком. Заболоченная и грязная грунтовая дорога, местами снег. |
||
3 |
23.05 |
Р. Генуя от дер. Рябов Конец до устья протоки из оз. Азозеро |
3 |
1:20 (0:30) |
Ширина реки 5-10 м, берега высокие сухие. Слив 0,5 м с бобровой плотины 2 к. с., шивера 1 к.с. 150 м. Три обноса завалов. |
Р. Генуя от устья протоки из оз. Азозеро до истока из оз. Среднее Колмозеро |
4,8 |
1:40 (0:50) |
Ширина реки 5-10 м, берега низкие заболоченные. Озера Верхнее и Среднее Колмозеро 0,5 и 0,4 км. Река сильно петляет, препятствий нет. |
||
Р. Генуя от истока из оз. Среднее Колмозеро до лев. притока у отм. 185.8 |
6,8 |
3:55 (1:10) |
Ширина реки 10-15 м, берега высокие сухие. Длинная шивера 2 к. с. На всем протяжении - валы 0,2 м, местами до 0,6 м. Обнос двух завалов, дважды - проводка под бревнами. |
||
Р. Генуя от отм. 185,8 - оз. Капшозеро |
8,3 |
1:40 (1:20) |
Ширина реки 10-15 м, берега высокие сухие. Одна локальная шивера 1 к. с. |
||
Оз. Капшозеро |
6,2 |
1:10 (1:00) |
Ширина озера 0,5 км, ветер слабый попутный |
||
4 |
24.05 |
Оз. Капшозеро - исток р. Капша |
5,3 |
0:50 (0:50) |
Ширина озера 0,5 км, ветер слабый попутный. Низкий проход под понтонным мостом. |
Р. Капша от истока до устья р. Сарка |
3,8 |
0:50 (0:20) |
Ширина реки 10-15 м, берега высокие сухие. Порог 2 к. с. под мостом, локальная шивера 2 к. с., длинная (1,5 км) шивера 2 к. с. Разбои, в узких протоках - завалы. |
||
Р. Капша от устья р. Сарка до м.н. в 1,5 км выше дер. Ребовичи |
13 |
2:25 (1:20) |
Ширина реки 15-20 м, берега высокие сухие. Многочисленные короткие шиверы 1 к. с. |
||
5 |
25.05 |
Р. Капша от м.н. до устья р. Поисара |
22,6 |
3:30 (2:40) |
Ширина реки 20-25 м, берега высокие сухие. Первые 8 км - деревни по берегам. Несколько коротких шивер 1 к. с. |
Р. Капша от устья р. Поисара - м. н. |
1,9 |
0:15 (0:15) |
Ширина реки 20-25 м, берега высокие сухие. Течение слабое, препятствий нет |
||
6 |
26.05 |
Р. Капша, от м. н. до дер. Пирозеро |
11,8 |
1:50 (1:40) |
Ширина реки 20-25 м, берега высокие сухие. Течение слабое, препятствий нет |
Дер. Пирозеро - Санкт-Петербург |
- |
- |
Автомобильная выброска. |
||
|
Итого |
115 |
32:05 (20:45) |
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Заброска
Выезжаем из Петербурга около 19 часов. В дер. Красный Бор – в половине второго ночи. Через 5 км езды по грунтовке упираемся в лужу выше воздухозаборника машины и выгружаемся. Пройдя 5 км пешком, останавливаемся на ночлег после моста через р. Лижма. На следующий день за 7 ходовых часов преодолеваем оставшиеся 22,5 км до Рябова Конца и стапелимся. Дорога в основном – легко проходимая песчаная грунтовка, но часто встречаются большие лужи, иногда – глина, а местами еще не растаял снег.
Река Генуя
Генуя – небольшая река востока Ленинградской области, относится к водной системе Капшозеро – Капша – Паша – Свирь – Ладожское озеро. По данным государственного водного реестра России, вытекает из озера Алозеро (Ребово-Конецкое), но на топокартах протока из оз. Гарбозеро через оз. Кегнозеро уже имеет название Генуя. Здесь и в лоции ниже считается, что Генуя вытекает из Алозера. Впадает в восточную оконечность озера Капшзеро, длина 23 км.
Всю реку можно разделить на четыре участка.
Первые 3,5 км от истока до левого притока из оз. Азозеро Генуя – узкая (5-10 м) река с неплохим течением и уклоном порядка 3 м/км. Часто встречаются завалы и бобровые плотины через всю реку. В нашем случае первая плотина была чуть выше стапеля (0,4 км от истока, слив 25 см ширина прохода около 3 м), вторая – через 350 м от первой (слив 0,5 м, 2 к. с.), третья – через 250 м после второй (30 см, 1-2 к. с.). Часто встречаются поваленные через всю реку деревья, но большинство из них можно продавить байдаркой и пройти сходу. По берегу пришлось обнести три завала. Из естественных препятствий есть только небольшая шивера 1 к. с. в 400 м ниже третьей плотины.
После впадения протоки из Азозера Генуя выходит в заболоченную пойму шириной 50- 100 м, где сильно меандрирует. Течение несильное, но присутствует; ни завалов, ни бобровых плотин, ни каких-либо других препятствий нет. Через 3,3 км развилка: направо
уходит более широкая протока к Верхнему Колмозеру, а налево узкая, около 3 м шириной протока в обход озер. Правая протока через 200 м выходит к заболоченному восточному берегу Колмозера, в которое и впадает через 500 м. Последние 250 м с юга к протоке подступает лес и она завалена, требуется проводка по затопленному низкому северному берегу. До выхода Генуи из Нижнего Колмозера нужно пройти 400 м по Верхнему Колмозеру в СЗ направлении, 150 м по протоке между озерами в ЮЗ направлении, и 400 м на юг по Среднему Колмозеру. На правом берегу протоки между Верхним и Средним Колмозером – рыбацкая стоянка. Левая протока (основное русло Генуи) через 600 м принимает слева крупнейший приток – реку Новую, а еще через 500 м впадает в Среднее Колмозеро. От места впадения до выхода из озера – 250 м вдоль южного берега. Длина второго участка – 3,3 км до развилки и 1,5 либо 1,2 км через озера или по основному руслу. Путь через озера длиннее на 200 м, но более предсказуем с точки зрения завалов.
После выхода из Колмозера Генуя становится шире, местами до 15 м, но завалы все еще сохраняются. Через 1,2 км начинается шивера 2 к. с. длиной более 5 км. Средний уклон на этом участке около 5 м/км. На всем протяжении – небольшие валы высотой до 0,3 м, в нескольких местах – до 0,6 м. Русло в целом каменистое, много обливных камней, которые могут представлять проблему для каркасных байдарок. В нашем случае потребовалось три обноса; один из завалов не позволил пройти по воде самые крупные валы шиверы. Этот участок заканчивается примерно в 500 м выше левого притока со стороны оз. Долгозеро. Длина участка от Среднего Колмозера до устья притока – 7 км.
После основной шиверы река успокаивается, но течение присутствует. До устья остается около 8 км, средний уклон 0,6 м/км. На этом участке существенных препятствий нет, можно упомянуть только короткую шиверу 1 к. с. в 5 км ниже притока со стороны Долгозера (в 3 км выше устья Генуи).
Озеро Капшозеро
Капшозеро – озеро на востоке Ленинградской области. Площадь 4 км2, имеет сильно вытянутую форму – при длине более 13 км ширина составляет не более 1 км. Основной приток – река Генуя, впадающая в озеро с восточной стороны. Из озера вытекает река Капша, исток находится на южном берегу в 2,5 км от западной оконечности водоема. В 8 км от устья Генуи (3.5 км до истока Капши) у северного берега в районе восточной окраины дер. Корбеничи видны остатки рыбоводного хозяйства. В 0,7 км к востоку от истока Капши озеро перегораживает понтонный автомобильный мост. Проход под ним возможен при отсутствии проезжающего транспорта и волнения, на минимальной скорости и в максимально согнутом положении гребцов. Возможен обнос.
Проблемы для надувных байдарок при пересечении озера от устья Генуи до моста могут возникнуть только в случае сильного северного или западного ветра.
Река Капша от истока до дер. Пирозеро
Капша – река востока Ленинградской области, относится к водной системе Паша – Свирь – Ладожское озеро. Вытекает из озера Капшозеро, впадает в реку Паша. Длина 120 км.
Участок Капши от истока до Пирозера можно условно разделить на три части, заметно отличающиеся как по длине, так и по характеру реки.
Первый участок начинается от истока и заканчивается около устья левого притока реки Сарка. Длина участка 3,8 км, падение реки на нем более 30 метров, средний уклон таким образом – более 8 м/км. Ширина реки здесь 10-15 м, встречаются завалы, но обносы не потребовались ни разу.
Через 800 м от истока первое серьезное препятствие – слив под мостом порядка 0,7 м, за ним небольшая бочка и серия валов. Между опорами моста расстояние около 4 м, расстояние от воды до балок – 1,2 м. При прохождении от касок максимально пригнувшихся гребцов до балок было около 10 см, поэтому в чуть более высокую воду прохождение будет невозможно. Чалка для осмотра и потенциального обноса рекомендуется к левому берегу – правый зарос кустами. Возможна проводка по
мелководной протоке справа от моста (очевидно, одной из ферм моста не хватает – либо недостроили, либо смыло).
На протяжении следующих полутора километров есть три локальных шиверы, не представляющих особенной сложности: через 200 м после порога – 1 к. с., еще через 300 м
-
2 к. с. и через следующие 300 м – 1 к. с. Через 600 м после третьей шиверы (1,4 км от порога под мостом) начинается главное препятствие Капши – полуторакилометровая шивера 2 к. с. Движение осложняется частыми островами в русле, при этом некоторые протоки завалены. Шивера заканчивается в 200 м выше устья левого притока – реки Сарка.
Второй участок – от устья Сарки до устья правого притока реки Поисара – нескучный, но несложный сплав: регулярно встречаются локальные шиверки 1 к. с., иногда – бревна поперек реки, которые, как правило, легко проходятся сходу. При этом, конечно же, стоит быть готовым и к более серьезным завалам. Протяженность участка – 35,5 км, средний уклон – 1,8 м/км. В 15 км после устья Сарки начинается цепочка деревень, протянувшаяся почти на 10 км. Здесь могут представлять некоторую опасность мосты: в высокую воду можно достать головой до первого моста в Ребовичах; при любой воде поперек опор мостов могут образовываться завалы. Стоит отметить, что связь здесь есть не всякая: имевшиеся в группе Мегафон и Теле2 не могли найти сеть. Впоследствии выяснилось, что работает только МТС.
После устья Поисары течение резко успокаивается, препятствий нет. Красивый лес по берегам сменяется покосами и вырубками, поэтому лучше искать место для стоянки выше. Расстояние по воде от устья Поисары до автомобильного моста в Пирозере – 14,4 км, уклон 0,4 м/км. В случае окончания похода в Пирозере рекомендуем делать антистапель в 600 м выше по течению на правом берегу: там есть хорошие травянистые поляны, а чуть поодаль вдоль берега идет грунтовка.
Лоция реки Генуя
№ |
Маршрутная точка |
к.с. |
Расст. от истока, км |
Расст. от пред. точки, км |
Описание |
Широта |
Долгота |
1 |
Исток |
|
0 |
0 |
Исток из оз. Алозеро |
60.1690290 |
34.9692890 |
2 |
П1 |
1 |
0,36 |
0,36 |
Бобровая плотина, сужение до 3 м. Высота 25 см. |
60.1685530 |
34.9643380 |
3 |
П2 |
2 |
0,73 |
0,37 |
Слив с бобровой плотины, 2 к. с. Высота 50 см. |
60.1689220 |
34.9580880 |
4 |
П3 |
1-2 |
0,98 |
0,25 |
Слив 30 см. 1-2 к. с. |
60.1695000 |
34.9540670 |
5 |
П4 |
1 |
1,4 |
0,42 |
Шивера 1 к.с. Протяженность 150 м |
60.1693510 |
34.9472310 |
6 |
Приток1 |
|
3,5 |
2,1 |
Левый приток из оз. Азозеро |
60.1655110 |
34.9222000 |
7 |
Приток2 |
|
4,6 |
1,1 |
Практически незаметный правый приток из оз. Ахтозеро |
60.1702990 |
34.9128990 |
8 |
Развилка |
|
6,8 |
2,2 |
Разделение: направо протока в Верхнее Колмозеро, налево - в Среднее |
60.1755120 |
34.8940590 |
9 |
Приток3 |
|
7,3 |
0,5 |
Устье р. Новая |
60.1710240 |
34.8885760 |
10 |
Исток2 |
|
7,9 |
0,6 |
Выход из Средн. Колмозера |
60.1719100 |
34.8785450 |
11 |
П5 |
2 |
9,1 |
1,2 |
Начало шиверы 2 к.с. |
60.1702350 |
34.8661640 |
12 |
П5_ |
|
14,4 |
5,3 |
Конец шиверы |
60.1728060 |
34.8108460 |
13 |
Приток4 |
|
14,9 |
0,5 |
Безымянный левый приток |
60.1707200 |
34.8074770 |
14 |
Приток5 |
|
16,9 |
2 |
Оз. Генозеро - фактически протоки нет, вода фильтруется под растительностью |
60.1779290 |
34.7895490 |
15 |
Приток6 |
|
19,5 |
2,6 |
На карте отмечена протока из оз. Гагарье, на местности не заметна |
60.1802390 |
34.7718570 |
16 |
П6 |
1 |
19,9 |
0,4 |
Локальная шивера 1 к.с. |
60.1834920 |
34.7735740 |
17 |
Приток7 |
|
20,4 |
0,5 |
Правый приток - р. Сарка |
60.1866300 |
34.7721470 |
18 |
Разлив |
|
22,4 |
2 |
Разлив перед впадением в Капшозеро |
60.1942630 |
34.7549920 |
19 |
Устье |
|
22,9 |
0,5 |
Устье, оз. Капшозеро |
60.1987530 |
34.7546050 |
Точки в формате gpx доступны по ссылкам: "https://nakarte.me/#m=13/60.18062/34.86151" rel="nofollow"&l=Otm&nktl=Obl2fYPddtvo5SyXxDNZKw "https://yadi.sk/d/o1nv5dsPjXlyVQ" rel="nofollow"
Лоция верховьев реки Капша
№ |
Маршрутная точка |
К. с. |
Расст. от истока, км |
Расст. от пред. точки |
Описание |
Широта |
Долгота |
1 |
Исток |
|
0 |
0 |
Исток из оз. Капшозеро |
60.2230420 |
34.5826540 |
2 |
Мост1 |
|
0,1 |
0,1 |
Мост в дер. Усть-Капша |
60.2223820 |
34.5820960 |
3 |
П01 |
2 |
0,8 |
0,7 |
Слив под мостом 2 к.с. |
60.2189290 |
34.5744360 |
4 |
П02 |
1 |
1 |
0,2 |
Шивера 1 к.с. |
60.2175660 |
34.5730950 |
5 |
П03 |
2 |
1,3 |
0,3 |
Шивера 2 к.с. |
60.2180390 |
34.5705840 |
6 |
П04 |
1 |
1,6 |
0,3 |
Шивера 1 к.с. |
60.2180390 |
34.5679770 |
7 |
П05 |
2 |
2,2 |
0,6 |
Начало шиверы 2 к.с. |
60.2206710 |
34.5635350 |
8 |
П05_ |
|
3,6 |
1,4 |
Конец шиверы |
60.2158320 |
34.5472810 |
9 |
Приток1 |
|
3,8 |
0,2 |
Левый приток - р. Сарка |
60.2150440 |
34.5447810 |
10 |
П06 |
1 |
4 |
0,2 |
Шивера 1 к.с. |
60.2164510 |
34.5432260 |
11 |
П07 |
1 |
4,6 |
0,6 |
Шивера 1 к.с. |
60.2171590 |
34.5360160 |
12 |
П08 |
1 |
5,5 |
0,9 |
Шивера 1 к.с. |
60.2164290 |
34.5261670 |
13 |
П09 |
1 |
6,1 |
0,6 |
Прижим к ЛБ, валы по центру. 1к.с. |
60.2170300 |
34.5157170 |
14 |
П10 |
1 |
6,7 |
0,6 |
Шивера 1 к.с. |
60.2173950 |
34.5069410 |
15 |
П11 |
1 |
7,3 |
0,6 |
Шивера 1 к.с. |
60.2184890 |
34.4989800 |
16 |
П12 |
1 |
8,1 |
0,8 |
Шивера 1 к.с. |
60.2184030 |
34.4855260 |
17 |
П13 |
1 |
8,8 |
0,7 |
Шивера 1 к.с. |
60.2203560 |
34.4758270 |
18 |
П14 |
1 |
9,8 |
1 |
Шивера 1 к.с. |
60.2250350 |
34.4637140 |
19 |
П15 |
1 |
10,2 |
0,4 |
Шивера 1 к.с. |
60.2252050 |
34.4567730 |
20 |
П16 |
1 |
10,5 |
0,3 |
Шивера 1 к.с. |
60.2233190 |
34.4560330 |
21 |
П17 |
1 |
11,6 |
1,1 |
Шивера 1 к.с. |
60.2240470 |
34.4425680 |
22 |
П18 |
1 |
11,8 |
0,2 |
Шивера 1 к.с. |
60.2249560 |
34.4404380 |
23 |
П19 |
1 |
12 |
0,2 |
Шивера 1 к.с. |
60.2248700 |
34.4375150 |
24 |
П20 |
1 |
12,4 |
0,4 |
Шивера 1 к.с. |
60.2246480 |
34.4331050 |
25 |
П21 |
1 |
13,1 |
0,7 |
Шивера 1 к.с. |
60.2224030 |
34.4261740 |
26 |
П22 |
1 |
16 |
2,9 |
Шивера 1 к.с. |
60.2173520 |
34.3946100 |
№ |
Маршрутная точка |
К. с. |
Расст. от истока, км |
Расст. от пред. точки |
Описание |
Широта |
Долгота |
27 |
Мост2 |
|
18,5 |
2,5 |
Дер. Ребовичи, пешеходный мост |
60.2143990 |
34.3571340 |
28 |
Мост3 |
|
19,2 |
0,7 |
Дер. Ребовичи, первый автомобильный мост |
60.2152140 |
34.3459330 |
29 |
Мост4 |
|
19,7 |
0,5 |
Дер. Ребовичи, второй автомобильный мост |
60.2168400 |
34.3397860 |
30 |
Мост5 |
|
23,8 |
4,1 |
Дер. Чидово, пешеходный мост |
60.2270490 |
34.2960330 |
31 |
Приток2 |
|
24,2 |
0,4 |
Правый приток - руч. Полгушский |
60.2296060 |
34.2932330 |
32 |
Приток3 |
|
25,6 |
1,4 |
Левый приток - р. Нижняя Явка |
60.2297020 |
34.2786100 |
33 |
Мост6 |
|
25,8 |
0,2 |
Автомобильный мост |
60.2307030 |
34.2761210 |
34 |
П23 |
1 |
27,9 |
2,1 |
Шивера 1 к.с. |
60.2298620 |
34.2559720 |
35 |
П24 |
1 |
29,8 |
1,9 |
Шивера 1 к.с. |
60.2306710 |
34.2377330 |
36 |
П25 |
1 |
30,7 |
0,9 |
Шивера 1 к.с. |
60.2311920 |
34.2256740 |
37 |
П26 |
1 |
36,4 |
5,7 |
Шивера 1 к.с. |
60.2466630 |
34.1804840 |
38 |
П27 |
1 |
37,5 |
1,1 |
Шивера 1 к.с. |
60.2477360 |
34.1668150 |
39 |
П28 |
1 |
38,6 |
1,1 |
Шивера 1 к.с. |
60.2484660 |
34.1561720 |
40 |
Приток4 |
|
39,3 |
0,7 |
Правый приток - р. Поисара |
60.2487890 |
34.1449610 |
41 |
Мост7 |
|
53,7 |
14,4 |
Дер. Пирозеро, автомобильный мост |
60.2359290 |
33.9415630 |
Точки в формате gpx доступны по ссылкам: "https://nakarte.me/#m=11/60.23160/34.26211" rel="nofollow"&l=O/F&nktl=oYpRsM8PHJj4y1tS5fiMrw "https://yadi.sk/d/lYIrN9UfdbhB8w" rel="nofollow"
День 1. 21.05.2020: Дер. Красный Бор – р. Лижма
Фото 1.1. Река Лижма, место первой стоянки. Снято 22.05
День 2. 22.05.2020: Р. Лижма – р. Генуя, дер. Рябов Конец
Фото 2.1. Дорога на Корвалу
Фото 2.2. Деревня Корвала, озеро Лерингское
Фото 2.3. Дорога между Корвалой и Рябовым Концом
Фото 2.4. Стоянка на Генуе напротив Рябова Конца. Снято 23.05
День 3. 23.05.2020: Р. Генуя – оз. Капшозеро
Фото 3.1. Генуя, бобровая плотина у места стапеля
Фото 3.2. Генуя, первый завал с обносом
Фото 3.3. Генуя, второй завал с обносом
Фото 3.4. Генуя, участок между впадением протоки из Азозера и Верхним Колмозером
Фото 3.5. Генуя, проводка вместе впадения протоки в Верхнее Колмозеро
Фото 3.6. Шивера на Генуе
Фото 3.7. Генуя, участок ниже шивер
Фото 3.8. Капшозеро
День 4. 24.05.2020: Оз. Капшозеро – р. Капша, 1,5 км выше дер.
Ребовичи
Фото 4.1. Стоянка на южном берегу Капшозера.
Фото 4.2. Мост через Капшозеро
Фото 4.3. Капша, порог 2 к. с. под мостом
Фото 4.4. Б1 в пороге под мостом
Фото 4.5. Б2 в пороге под мостом
Фото 4.6. Капша, главная шивера
Фото 4.7. Место ночевки на излучине Капши
День 5. 25.05.2020: М. н. – р. Капша, 2 км ниже устья р. Поисара
Фото 5.1. Капша, пешеходный мост в дер. Ребовичи
Фото 5.2. Капша после впадения Поисары. Место ночевки 25.05
День 6. 26.05.2020: М. н. – дер. Пирозеро
Фото 6.1. Капша, антистапель на правом берегу в 600 м выше деревни Пирозеро
ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Группе удалось выполнить все поставленные цели:
-
Пройден спортивный маршрут второй категории сложности с двойным относительно нормативного количеством определяющих препятствий. Пройденная нитка является линейной, при этом объединяет две большие сплавные секции, интересные с точки зрения спортивного туризма низких категорий. К достоинствам маршрута стоит отнести высокую степень разнообразия: здесь есть и локальные сливы, и длинные шиверы, и завалы, и заметное количество гребли по гладкой воде.
-
Фактически, весь поход пройден в режиме первопрохождения: по верховьям Генуи информации нет, по нижней Генуе и верхней Капше доступны только описания 20-30- летней давности. По результатам похода составлены подробные описания Генуи и верхней Капши, которые, как мы надеемся, будут полезны для туристского сообщества.
-
Опыт пешеходных походов высоких категорий позволил оптимизировать вес снаряжения и пройти пешую часть маршрута с относительно большой скоростью – несмотря на увеличение ее протяженности более чем в два раза, у нас осталось достаточно времени и сил для прохождения всей запланированной водной части в безопасном темпе;
-
Поход пройден в практически ненаселенной местности, что позволило познакомиться с нетронутой природой Вепсского леса. В первую очередь стоит отметить высоковозрастные коренные ельники, редкие на северо-западе России. По всему маршруту встречалось большое количество птиц. Из млекопитающих в большом количестве встречались бобры и следы их деятельности; некоторые подпускали первую байдарку достаточно близко к себе.
-
Помимо друг друга, члены группы контактировали только с водителем машины заброски и выброски, что можно считать немаловажным в условиях пандемии SARS-CoV-2
По причине большого количества завалов и обливняков, для этого маршрута рекомендуются надувные байдарки.
По той же причине, а также в связи с большой протяженностью шивер, где чалка неопытного экипажа может быть затруднена, и Генуя, и верховья Капши не могут быть рекомендованы в качестве первого маршрута второй к. с. Группы, выходящие на эти реки, должны иметь опыт сплава по имеющим завалы паводковым рекам средней полосы России, хорошие навыки маневрирования и реакцию.
Сплав по Генуе возможен только в очень высокую воду, поэтому перед походом стоит уточнить ее уровень. Мы использовали онлайн-сервис allrivers.info, ориентируясь на данные гидропоста на Паше, расположенного в пос. Часовенское.
В дер. Корвала есть грузовик с повышенной проходимостью, соответственно, если договориться с хозяевами, то возможно полностью исключить пешую часть из маршрута, начав сплав либо от оз. Леринского, либо от оз. Алозера.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области; 1987. https://skitalets.ru/information/books/vodnye-marshruty-leningradskoy-oblasti- 2410_4624/
- Завьялов В., Шварц Д. Оять и ее притоки (Сондала, Шокша, Тянукса, Шапша и Ащина); 2001. "http://slazav.xyz/lib/ojat01.htm" rel="nofollow"
- Силин О. А. Дневник водного туристского похода 2 категории сложности по рекам Новая-Генуя- Капша Ленинградской обл; 1990. "http://turizm.lib.ru/n/nikulin_w/mazoch.shtml" rel="nofollow"
- Волков М. Дневник водного похода по р. Капше; 2002. "http://tag.spb.ru/water/kapsha/kapsha.html" rel="nofollow"
- Грачев С. Дневник водного похода по р. Капше; 2002. "http://grachevsergey.ru/reka-kapsha/" rel="nofollow"
- Энциклопедия узкоколейных железных дорог бывшего СССР «Младший Брат». 3275. УЖД Подборовского КЛПХ. "https://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=3275" rel="nofollow"
Комментарии