Полезное в библиотеке

Автор книги: Антон Кротов
Год издания: 2007

Предисловие

Каждому из нас когда-нибудь хотелось заглянуть за горизонт, чтобы увидеть не по телевизору, а своими глазами другие города и дальние страны.

Свои первые путешествия я совершил на электричках, когда мне было 15 лет. Как интересно было доезжать до конечной остановки одной электрички, а там пересаживаться на другую, затем на третью... и таким образом добираться из Москвы до Питера, Киева или Минска!

Вторым открытием был автостоп - оказалось, что машины, едущие по дорогам, иногда берут попутчиков, причём делают это бескорыстно. За несколько лет я объездил большую часть бывшего Союза, от Чёрного до Охотского моря, а после этого проник и в далёкие тёплые страны. Путешествуя автостопом по Ирану, Пакистану, Индии, по арабскому Востоку и по многим странам Африки, я ещё более убедился в изобилии и доброте окружающего мира, увидел, что методы автостопа, питания и ночлега, используемые в нашей стране, применимы почти всюду. Вы можете поехать в любой город России и в любую страну мира, и даже если вы не имеете толстого кошелька, но умеете любить и понимать окружающий мир, - мир откроется вам, машины будут останавливаться, контролёры - улыбаться, местные жители - зазывать на ночлег, и все люди станут вам братьями, а Земля - вашим домом.

Пробное издание этой книги вышло тиражом всего 100 экземпляров; я продавал его на Арбате в Москве весной 1995 года. Книга оказалась полезной и нужной. В последующие годы вышло ещё пять дополненных изданий этой книги и множество других моих книг, посвящённых вольным путешествиям в России, СНГ и в дальних странах. С их помощью десятки тысяч людей открыли для себя удивительные свойства мира, в котором мы живём.

Из этой книги вы узнаете, как достичь любого города России, как вернуться оттуда домой и даже, при необходимости, пересечь всю страну (даже если у вас нет ни рубля денег!) и как путешествовать по другим странам. Вы узнаете, как переночевать в любом городе или деревне, где у вас нет никаких знакомых, узнаете, как общаться с контролёрами и представителями власти, с местными жителями и со своими родителями, и как относиться к людям и миру, чтобы такие путешествия доставляли вам радость.

Все методы, изложенные здесь, проверены на практике. Более того - они рождены практикой. Это обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и я надеюсь, что этот опыт окажется полезен и вам.

Я буду рад вашим отзывам и добавлениям к этой книге, которые можно направлять по адресу: 125445, Москва, Ленинградское шоссе, д.112-2, кв.547, Кротову Антону.

Автостоп

Автостоп - это бесплатное передвижение на попутных машинах. Есть два ложных мнения относительно автостопа. Одно из них гласит: "сейчас просто так не берут" (или: "кто ж тебя повезёт за просто так?"). Другое мнение заключается в том, что "остановить нужную машину - чистая случайность", "невозможно предугадать, когда ты доберёшься" и т.п. К счастью, эти мнения неверны и опровергаются опытом многочисленных автостопщиков (в том числе и моим). Нас почему-то берут (как в легковые машины, так и в грузовые), везут, не требуя денег за проезд, и, помимо всего этого, процесс автостопа является управляемым.

Более того, многие закономерности, действующие на дорогах России, имеют место и в странах СНГ, Евразии и Африки, да и во всём мире. Если читатель захочет, он сможет лично убедиться в этом.

Как и любой деятельностью, автостопом можно заниматься как профессионально, так и стихийно, по надобности, от случая к случаю. "Стихийный" автостоп, не имеющий определённых методов и правил, возник с появлением автотранспорта ещё в первые десятилетия XX века. В наши дни очень многим людям приходилось где-либо останавливать машины и ехать в них, иногда и бесплатно, но далеко не все они знают, что сведения об автостопе могут быть сведены в определённую систему, позволяющую сделать автостоп мощным универсальным средством перемещения.

Человек, освоивший методы автостопа, передвигается по автодорогам России и всего мира, преодолевая до 1000 километров в сутки и даже больше, со средней скоростью (в России, днём, на магистральных дорогах) порядка 55 км/час. Например, стартуя из Москвы, за один день можно попасть в Петербург или Минск; за сутки - в Петрозаводск, или Самару, или Брест, или Ростов-на-Дону. При этом вам совершенно не потребуется денег на оплату проезда, и вы не будете никак привязаны к расписаниям поездов и электричек, двигаясь подчас быстрее их. Кроме того, ваше путешествие станет более познавательным, вы увидите и узнаете то, что никогда бы не узнали, и - почувствуете настоящий аромат дороги.

Учение автостопа

В России существует несколько школ (направлений) автостопа. Наиболее солидной является "Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС)", образованная ещё в 1978 году. Основатель Лиги Алексей Воров проехал автостопом более 1.300.000 километров, что является непревзойдённым рекордом.

Уже много лет А.Воров обучает людей спортивному автостопу - не просто ездить на попутных машинах, а ездить на них быстро и как можно быстрее. Для этого автостопщики посещают лекции, участвуют в гонках (соревнованиях на скорость), применяют специальное снаряжение... Квалифицированный гонщик ПЛАС реально проезжает (летом, по магистральным автодорогам России) 1100-1500 километров в сутки, эффективно двигаясь как днём, так и ночью, по своему желанию. Внешне спортивные автостопщики легко отличимы на трассе по характерным ярким жёлтым комбинезонам.

Кроме передвижения на автомашинах (так называемого автостопа 1-го рода) в ПЛАС разработана и используется технология движения в кабинах локомотивов (автостоп 2-го рода), а также, в меньшей мере, автостоп 3-го и 4-го рода - гидростоп и аэростоп. Автор книги сей в своё время узнал много нового для себя из общения с А.Воровым и его последователями.

Наибольшее достижение Лиги - кругосветная экспедиция "Автоколумб" (1992-93). Её участники совершили путешествие автостопом вокруг всего земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, пройдя по трассам 25 стран Евразии, Северной и Южной Америки.

Вторая школа - она так и называется "Школа Автостопа" - существует в Москве с 1994 г. Создал её московский автостопщик, Валерий Шанин, автор нескольких книг по автостопу. Основной интерес В.Шанина - страны Запада; Валерий со своими учениками из "Школы автостопа" объездили практически всю Европу - как с визами, так и без оных.

Изучив мир Запада, в конце 1999 года Шанин и его друзья отправились автостопом через Сибирь, Монголию, Китай, Юго-Восточную Азию в Австралию. На тот момент, когда я пишу эти строки, Валера находится в Новой Зеландии. Интересно, куда он направится дальше?

Внешне Шанина и его последователей можно узнать по поднятому большому пальцу, которым они обыкновенно голосуют.

Есть в автостопе и обширное хипповское направление, пожалуй, наиболее древнее и многочисленное. Сотни и тысячи волосатых людей, передвигаясь по трассам, накопили за десятилетия колоссальный и неповторимый опыт автостопа. Жаль только, что их опыт никак не систематизирован и поэтому не может быть использован другими людьми. Именно как попытка систематизации, как обобщение опыта многих и многих вольных путешественников, и написана эта глава, да и вся книга.

В 1995 году в Москве появилась ещё одна школа - Академия Вольных Путешествий (АВП). Основал её автор этой книги. Цель АВП - организация больших автостопных экспедиций, популяризация вольных путешествий, а также поиск, сбор и распространение путешественнической информации. Мы собираем расписания пригородных поездов, автобусов, теплоходов, сведения об автотрассах и автостопе на них, координаты мест, где можно переночевать, монастырей, информацию о путешествиях в странах Азии и Африки и методы получении виз... Некоторые члены АВП пишут книги - одну из них вы держите в руках.

За истёкшие семь лет мы провели 10 крупных экспедиций, а также множество поездок и походов. Мудрецы АВП побывали почти во всех регионах России и СНГ, а также впервые, в истории отечественного автостопа, достигли Ирана, Пакистана, Индии, путешествовали автостопом по многим странам Африки - от Египта до Анголы... Желающие узнать подробности о наших приключениях могут прочесть многочисленные книги А.Кротова (список литературы - см.в конце книги сей), или посетить Интернет-сайт АВП (avp.travel.ru), где помимо текстов расположены и сотни примечательных фотографий.

Периодически проходят собрания АВП, где мы рассказываем о прошедших великих путешествиях и планируем следующие. Собрания открыты для всех желающих. Желающие попасть - звоните нам по московским телефонам (095)457-89-49, Антон, или 905-97-98, Егор.

Существуют и другие клубы автостопщиков в разных городах России и СНГ, но их перечисление заняло бы несколько страниц и отвлекло бы нас от главной темы данной книги.

Выбор маршрута

При движении автостопом надо заранее представлять себе маршрут - не только через какие города, но и по каким дорогам он пройдёт. Среди путей, соединяющих два города, самый короткий - не обязательно самый быстрый! Количество машин, их скорость, характер движения, качество покрытия на разных дорогах сильно различаются. На одних дорогах автостоп удобен, на других непредсказуем, а третьи дороги, указанные в атласе, уже давно заросли бурьяном, и движения по ним нет.

При выборе нового, неизвестного вам маршрута можно пользоваться двумя принципами:

1). Классификация автодорог. Автодороги на территории России и бывшего СССР классифицируются по значению. Каждая дорога имеет своё обозначение, состоящее из буквы (это может быть М, А, Р, Н) и номера, например: М60, Р418.

М - "магистральные дороги федерального значения" (например, М5: Москва - Челябинск). Эти дороги, соединяющие крупные города, почти всегда асфальтированы, большой поток машин, много дальнобойщиков. Возможен автостоп.

А - дороги похуже (например, А114: Санкт-Петербург - Вологда). Машин обычно меньше, чем на федеральных дорогах. Тут ездить уже труднее.

Р - региональные дороги. В реальности это могут быть и более-менее приличные дороги (с преобладанием местного движения), и грунтовки, и даже зимники, где автостоп не всегда возможен.

Н - дороги местного значения. Здесь неопределённость ещё больше. Дорога, обозначенная в атласе как "местная", может быть лучше иной федеральной; а может и вообще её в реальности не оказаться. Не зная о сущности местной дороги, планировать маршрут по ней не следует.

2). Направление. Скорость и успех автостопщика зависит от направления его движения. Наибольший поток машин, наилучшее качество покрытия и наибольшие успехи в автостопе наблюдаются на шоссе, ведущих в Москву (из Москвы): это тяготение к Москве ощущается даже на расстоянии 2000 км. Неплохо ездить в Питер (из Питера) или в любой другой мегаполис, скажем, Челябинск: большие города "стягивают к себе" машины с расстояния в несколько сотен километров.

Обычно областные (краевые, республиканские...) центры "тянут на себя" машины из области (края, республики...). Райцентры притягивают локальные машины из района, и, в свою очередь, порождают машины в областной центр. На границе областей машин меньше, чем в центре области.

Мегаполис и любой город подобен магниту, стягивая машины из всех окрестностей. Чем больше магнит, чем дальше от него другие магниты, тем больше его радиус действия. Движение "по силовым линиям" приведёт к успеху, движение поперёк силовых линий - труднее. Между двумя магнитами (на границе областей, республик, стран) силовое поле отсутствует, машин меньше всего, автостопщик дольше всего "торчит", зато если наконец уезжает, то зачастую далеко.

Каждому человеку полезно иметь Атлас автодорог. Раньше наиболее распространены были Атласы минского издательства, выпускаемые ежегодно. Эти атласы охватывают всю территорию бывшего СССР. К сожалению, вплоть до 1997, из года в год эти атласы содержали в себе одни и те же ошибки. Одни дороги, обозначенные как "Асфальт", никогда не были асфальтированы, другие проходятся только пешком, третьи дороги, по которым ежедневно проезжают сотни машин, в Атласе не показаны вообще. В последние годы напечатали много новых разнообразных атласов - многие ошибки там устранены, но некоторые, наоборот, появились. В любом случае помните, что Атлас, как и любую мудрую книгу, не стоит воспринимать буквально, и за ваше застревание на трассе картографическое издательство ответственности не несёт!

Позиция на трассе

Понятие позиции - одно из основных в автостопе. Ваш успех в большой мере зависит от того, как вы умеете находить позиции - удобные места для голосования. На хорошей позиции водителю легко и удобно остановиться, и вы быстро уедете; в то время как на плохой позиции можно простоять несколько часов, пропустить сотню машин и не остановить ни одной.

Хорошие позиции встречаются на трассе нечасто, ради них стоит иногда пройти даже несколько км пешком, зато потом оттуда быстро уехать. Ради них стоит иногда выгрузиться из машины на 10-20 км раньше, чем пункт назначения машины, зато потом быстро поймать машину на 100-200 км дальше.

Самые плохие места для голосования: на мосту, в тоннеле, на эстакаде, в зоне действия знака "остановка запрещена", на крутом подъёме или спуске, а также в черте населённого пункта. Голосуя в этих местах, вы резко снижаете процент машин, которые вам остановятся. На автобусной остановке голосовать тоже не рекомендуется - вас могут принять за нетерпеливого пассажира опаздывающего автобуса.

Теперь найдём хорошие позиции. На трассе можно найти особенности - точки, перед которыми водители становятся более внимательными и снижают скорость. Это будут: 1) посты ГАИ, границы и таможни, 2) перекрёстки, разветвления дороги, 3) железнодорожные переезды, 4) большие дефекты покрытия (скажем, по асфальту полоса щебёнки), 5) светофоры, и т.д.

Наличие таких особых точек очень важно. Позиции перед ними являются неудачными: внимание водителя направлено на ожидающую его неприятность, а не на автостопщика, поэтому, например, перед постом ГАИ или таможней не остановится практически никто. Или, если дорога впереди разветвляется на две, перед развилкой тоже почти никто не остановится (потому что неясно, в какую сторону ты едешь).

Наоборот, после таких точек вероятность остановить машину резко увеличивается. Поэтому следует, выбрав себе место в 20-30 метрах за особенностью (за постом, за ж/д переездом, за полосой щебёнки), дальше уже не уходить, а ожидать успеха в автостопе. Если особенностей много, лучше стать за последней из них. Если трасса холмиста, что бывает часто, - следует выбрать вершину одного из холмов и стать там. Тогда вас будет видно издалека, а скорость машин, проезжающих мимо, будет минимальна. А вот стоять между холмами, в яме, или на подъёме - не следует.

Также хорошо голосовать на изгибах трассы, где водитель притормаживает, особенно - на левом повороте (при левом повороте дороги стопщик виден издалека, в то же время на правом повороте он появляется внезапно, как бы из-за угла). Но зимой, при гололёде стопить на повороте нельзя, во избежание аварии.

(В странах с левосторонним движением полезные свойства имеет, разумеется, правый поворот. Кстати, голосуем там левой рукой!)

Если я пытаюсь кого-нибудь застопить и внешне всё нормально, но "никто" не останавливается - значит, позиция выбрана неудачно. Полезно расслабиться, пройтись 1-2 километра пешком - возможно, впереди развилка или пост.

На хорошей позиции: 1) тебя хорошо видно издали; 2) водителя никто не отвлекает и не отпугивает (например, гаишники, продавцы, другие автостопщики); 3) остановившаяся машина не должна создавать помех движению других машин.

Ночью, если у вас нет фонарика, важно, чтобы позиция была освещена. В тёмной одежде на неосвещённой трассе человек, даже если не будет сбит машиной, не достигнет успеха в автостопе.

Полезно, выходя на трассу, заранее знать основные (наиболее удобные) позиции на ней. Вы можете узнать о сущности трасс и о ключевых позициях от более опытных автостопщиков, а также из книги "Вольная энциклопедия", в которой описаны различные города, выезды на трассу, трассы, позиции и свойства их.

Техника голосования

Голосование - это обмен жестами между автостопщиком и водителем. Сначала нужно выделить (хотя бы для себя) из потока машин именно ту, к водителю которой вы будете обращаться. Смотреть надо водителю в глаза (а не на свои ботинки или в носовой платок).

Как именно поднимать руку - существует несколько вариантов. 1) Рука вытянута параллельно дороге, кулак с оттопыренным большим пальцем - жест употребляется в Европе и усердно вводится в употребление в России Валерием Шаниным. 2) Рука согнута в локте, пальцы направлены вертикально вверх - этот жест, видимо, вызывает ассоциацию с жестом приветствия у дальнобойщиков. 3) Рука просто протягивается параллельно дороге, как шлагбаум.

Но сущность не в этом. Жест обязательно должен быть энергичным и направленным именно на этого водителя. Жест должен останавливать, а не напоминать протянутую руку нищего ("Пода-а-а-айте мне, бедному, маши-и-ну!")

Голосуйте, как вам нравится. Но не стойте "вполоборота", повернувшись к водителям боком или спиной. Также, нельзя голосовать с мыслью: "Ну, этот точно не остановится, на всякий случай подниму руку..." Не рассеивайте внимание, а поднимайте руку, напротив, с уверенностью в успехе. Если нет уверенности в успехе - лучше пропустить машину-другую, съесть конфетку.

В любом случае следует избегать "эффекта столба", когда автостопщик стоит неподвижно с протянутой рукой, никак не отличаясь от окружающей местности (да и устанешь держать руку).

Если водитель не хочет остановиться, он, как правило, пытается "оправдать" перед вами своё поведение. Например, он может провести рукой по горлу (перегружен, мест нет), показать пальцем вправо или влево (мол, скоро поворачиваю), и другими жестами пояснять, что он-де, очень рад, мол, взять, но, сам понимаешь, никак не может. Отсутствие реакции со стороны водителя говорит о том, что автостопщик делает что-то неверно.

Автостопщик может попробовать убедить водителя: если мест нет, сделать жест уплотнения; если водитель "поворачивает", можно тоже показать в ту же сторону пальцем и кивнуть (пусть довезёт хоть до поворота, если здесь плохая позиция); или наоборот, пальцем показать, что едет далеко. Если виден номер машины, и он относится к пункту назначения, можно указать пальцем на номер; если видно, что кузов пустой - указать на кузов, ..., и вообще, вести себя активно в те 5-7 секунд, пока длится "разговор" с водителем. Если машина всё же не остановилась, надо не огорчаться, а оставаться на месте и высматривать следующую машину. Поначалу вам может остановиться только 30-я или 50-я машина - но это не значит, что "машины не останавливаются", а только то, что вы ещё не натренировались останавливать их.

Голосовать на ходу при наличии машин не следует, т.к. идти приходится лицом вперёд, машины появляются сзади, а голосовать спиной неудобно. Всё время приходится вертеться. Идти - так идти, стоять - так стоять (голосовать), а одновременно это неполезно. Обычно до пункта назначения дойти пешком будет трудно, и ощутимой прибавки к расстоянию всё равно не будет.

Если машин очень много (скажем, 3-4 в минуту), быстро, выбрав более-менее приличное место, не отвлекаясь, начинайте голосовать. Если машин меньше (скажем, одна в пять минут), выберите позицию тщательнее и "пускайте корни" на ней. Но, конечно, если транспорта совсем мало (скажем, 3-4 в день), а дальше по трассе ожидается поворот или населённый пункт, которые могут выпустить дополнительные машины - только в этом случае идите вперёд, прислушиваясь, не грядёт ли машина сзади.

Таблички. Можно голосовать, используя табличку с указанием пункта назначения. Этот метод особенно часто применяют на Западе; но и на наших дорогах порою встретишь бабульку с мешком и большим полотном "КАШИРА". Применяя табличку, помните, что: 1) табличка не заменит хорошей позиции - на большой скорости её просто не успеют прочесть; 2) размахивая табличкой с надписью "ИРКУТСК" или другим удалённым пунктом вы отбраковываете более близкие машины, хотя они-то и могут оказаться весьма быстроходными и полезными для вас. Мудрецы автостопа почти никогда не используют табличек.

Сколько обычно приходится ждать машину?

Универсального ответа не существует. Время ожидания зависит от вашего опыта и снаряжения, от качества позиции, от интенсивности потока машин, от времени суток и года, от региона и страны, от того, голосуете вы в одиночку или в паре, от того, сколько других автостопщиков едет в это время по этой же трассе..., а также от случайных факторов. Бывает, что и опытные автостопщики стоят днём 2-3 часа на хорошей позиции; бывает, что и новичок быстро уезжает с плохой позиции. Ориентируйтесь не на время ожидания, а на среднюю скорость. Она достаточно стабильна и составляет 500-600 километров на каждые полные десять часов, проведённых днём на магистральной асфальтовой дороге в России.

Поведение в машине

Остановить машину - это половина дела; надо в ней уехать, да и водитель чтобы остался доволен. Итак, подбегаем к дверце, начинается общение с водителем. Многих начинающих автостопщиков интересует: что говорить? Вот один из вариантов вопроса:

- Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать по трассе?

Обычно следует ответ "садись" или "а куда?" Я, как правило, называю свой конечный пункт: "я, вообще, в Москву, - но, сколько с вами по пути". Дальний пункт назначения сразу вызывает интерес водителя и может стать темой для последующего разговора. Можно говорить и так: "Здравствуйте, можно с вами сколько-нибудь проехать в сторону Москвы?" - "Москвы, - удивляется водитель, - я только до Туймазы", - мы соглашаемся, и начинается разговор: "В Москву-у-у??" и т.д.

Если я знаю, что перед городом N. ближайшая хорошая позиция, я могу спросить так:

- Здравствуйте, можно с вами до N?

На Кавказе, в Средней Азии, во многих дальних странах, да и всюду, где вас беспокоит, не окажется ли водитель таксистом, скажите, например:

- Здравствуйте! Подвезите сколько-нибудь по трассе. Платить нечем!

или, сперва узнав у водителя, куда он едет,

- Можно с вами? Без денег!

На что водитель скажет: "Да какые дэнги, дарагой, паехали!" и вы достигнете успеха.

Можно спросить и так:

- Здравствуйте! возьмите автостопщика в сторону N!

- А что такое "автостопщик"? - спросит водитель. Вы расскажете ему сие и достигнете успеха.

...Многих интересует вопрос: о чём ещё разговаривать с водителем?

Здесь нужно избегать крайностей. Одни автостопщики непрерывно болтают, рассказывают истории и анекдоты; другие, наоборот, молчуны. Однако, наиболее мудр тот, кто заставляет разговориться самого водителя. Сам мудрец при этом спокойно воспринимает информацию, задаёт вопросы, но основную речь произносит водитель, радующийся, какого интересного собеседника в вашем лице он нашёл.

Темы для разговора могут быть различны. Спросите водителя, куда он едет, и расспросите об этом городе. Что в этом городе интересного? Старинный ли он? Как живут люди? Какие там цены? Сколько времени туда ехать? Если водитель - дальнобойщик, спросите его, приводилось ли ему быть в местах, которые вас интересуют. Давно ли работает дальнобойщиком? А раньше где работал? Предоставьте водителю возможность живописно рассказать, как развалилась та отрасль народного хозяйства, в которой он работал, прежде чем стал дальнобойщиком.

Если водитель перегоняет машины с Запада, спросите его, как живут на Западе. Напомните ему, что у нас лучше. Если машина - крутая иномарка, расспросите о её свойствах. Спросите, часто ли пристают гаишники.

Водители являются источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите городов, об особенностях трассы, а иногда - и о местных достопримечательностях. Не упускайте возможности извлечь из водителя эту информацию. Вы узнаете куда больше, чем если будете всем навязывать одну и ту же свою историю. Ну а если водитель заинтересуется и вами, тогда дело в шляпе, и вы будете довольны общением вдвойне.

Ночью автостопщиков обычно берут именно для того, чтобы отогнать сон интересной беседой. Ночью спать в едущей машине категорически запрещается!

Начинающих волнует вопрос оплаты проезда. Однако, легко убедиться, что большинство водителей на всех трассах России и во многих странах бывшего СССР не требует (и не ожидает) никакой оплаты! Даже на выезде из большого города (Москва, Питер) просят деньги только 20% остановившихся водителей или того меньше. Причём "таксист" сразу спросит: "А сколько дашь?" Если при посадке в машину водитель не сообщил об оплате, то этот вопрос и дальше не возникнет. (А вот в черте города оплата проезда может подразумеваться, поэтому там надо сразу предупредить!)

Если вы в машине, общаясь, наладили хороший контакт с водителем, то об оплате никто и не вспомнит. Более того, некоторые водители стараются накормить автостопщика и даже дать ему денег на еду или на дорогу.

С другой стороны, автостопщик сам обязан проявить заботу о водителе. Если у вас есть продукты питания, или питьевая вода, или жвачка - обязательно надо предложить. Хотя водитель, как правило, отказывается, нужно использовать шанс отблагодарить его. Подарите ему книгу "Практика вольных путешествий".

А уж если вы подружились с водителем, он провёз вас, и уже выходя из машины, вы услышали неожиданный возглас:

- А на бензин???

...Случаются ли такое? В России - крайне редко. У меня было всего несколько таких случаев. Поскольку это - свидетельство непрофессионализма автостопщика (не сумел или поленился объяснять свою сущность), то, если у меня есть деньги, то я могу пожертвовать водителю часть их. Некоторые люди предлагают в подобных случаях врать, что денег вообще нет. Но если вы не предупредили водителя заранее, и у вас есть деньги, экономить их глупо. Деньги экономить - что воздух экономить. Ну а если денег у вас действительно нет, так и скажите.

Вообще, если водитель, подвезший вас, спрашивает: "а деньги??" - это не значит, что водитель плохой, а значит, что автостопщик дурак. В дальних странах Азии и Африки водителей всегда надо предупреждать при посадке, заранее выучив на местном языке фразу "Денег нет!", ибо во многих местах оплата проезда подразумевается и ожидается, а машины и грузовики представляют собой единственный общественный транспорт.

Однажды в Замбии водитель инкассаторской машины, подвозившей нас, попросил денег! Но когда мы ему отказали, он не сильно расстроился и отправился заполнять свою машину в других местах.

В ходе путешествий вы научитесь определять, каковы ожидания водителя, уже по внешнему виду его и его машины. Если машина очень шикарная, дорогая, водитель интересуется автостопом, беседует и подкармливает вас; или это огромный грузовик, везущий дорогой и однородный груз, и водитель, взяв вас, не останавливается другим голосующим - понятное дело, водитель везёт вас не за деньги, а "за интерес". Если же машина старая и облупленная, и водитель молчит и питается отдельно от вас, и останавливается всем голосующим, подвозит их и получает деньги с них, или это облезлый грузовик или автобус, везущий кучу людей и разнородный мелкий груз, и вы забыли предупредить о своей безденежности - скорее сделайте это, пока не настал час расплаты!

Всё сказанное выше про поведение в машине полезно в том случае, если вы сам автостопщик. Если вы, читатель, являетесь не автостощиком, а водителем, примите нижеследующие советы.

1. Одиночки и пары, молодые и не очень, в ярких комбезах и без оных, иногда стоящие с рюкзаками на обочинах дорог и махающие руками - это автостопщики. Как правило, они совершенно безобидны и безопасны. Если у вас есть место в машине - подвезите их. Денег "на бензин" они не заплатят, но зато вы можете скоротать время интересной беседой, узнать нечто новое о трассах, городах и регионах. У некоторых стопщиков есть при себе аудиокассета. Автостопщики помогут вам не заснуть ночью и тем самым избежать различного рода аварий.

2. Некоторые автостопщики, хотя и являются и источником ценнейшей информации о дорогах, о транзите городов, об особенностях трассы, об ошибках в вашем "Атласе автодорог", а иногда - и о местных достопримечательностях, поначалу стесняются рассказывать. Разговорите их на эту тему; узнайте, долго ли они стояли на трассе перед тем, как вы подобрали их; спросите, как относятся к их путешествиям родители, друзья и милиционеры.

3. Многие автостопщики, как ни странно, редко встречают себе подобных. Некоторые не знают о клубах автостопа, о существовании различных технологий езды в локомотивах, теплоходах и т.п.. Расскажите им о том, что знаете сами. Подарите автостопщику книгу "Практика вольных путешествий".

Волна

В течение суток число машин на трассе сильно меняется. Наибольшее число машин выезжает из крупных городов между 7.00 и 9.30 утра. Это явление называется "волна". В будние дни волна выражена более отчётливо. Бывает небольшая вечерняя волна - на выезде из крупного города между 18.00 и 19.30.

Волна движется по трассе со скоростью около 60 км/час, постепенно "размазываясь" и ослабевая. Движение "на волне" удобно: много машин, и ты нигде долго не стоишь. Оптимальное время старта из большого города - в районе семи утра.

Ближе к вечеру автостоп ухудшается. Между 1.00 и 5.00 машин очень мало, так что пойти спать - не самая худшая идея.

В окрестностях больших городов (например, под Москвой) некоторое ночное движение всегда имеется. В то же время на мелких, глухих дорогах ночью машин почти нет. Старайтесь проехать глухие участки вашего маршрута поутру или днём.

Летом на юге (например, в Средней Азии, Индии и иных тёплых странах) немалый поток дальнобоев выползает на дорогу именно в ночь. Порой на зимних заснеженных дорогах крайнего Севера водители также предпочитают короткому дню длинную ночь, чтобы белый снег не слепил глаза. Узнавайте об этих особенностях заранее, чтобы не проспать свои машины.

Автостоп ночью

Движение автостопом в ночное время имеет свои нюансы. Во-первых, обычно поток машин ночью снижается, водители ложатся спать, тем самым намекая, что пора спать и нам. На мелких просёлочных дорогах движение вообще может прекратиться.

Во-вторых, автостопщик, всю жизнь ездивший только днём, будет удивлён тем, что ночью, в тёмном месте, машины "не останавливаются". Всё просто - водители не успевают среагировать на человека на ночной дороге. Бросаться под колёса ночных машин, размышляя, что так вас "будет лучше видно" - вредно и опасно!

Профессионалы хорошо ездят ночью, применяя яркие, светоотражающие комбинезоны, катафоты, налобные фонарики... Человек в ярком комбинезоне, мигая фонариком, привлекает внимание водителя на расстоянии в несколько сотен метров - даже на неосвещённой позиции. Некоторые мудрецы ночью останавливают 90% машин. Вообще, человек в характерном комбинезоне на ночной дороге вызывает кучу ассоциаций ("Гринпис? Парашютисты? Менты? Космонавты?"), что весьма способствует автостопу. Если вас двое и вы в одинаковой форме - тем лучше.

Несмотря на эффективность езды в комбезах, большинство простых людей как днём, так и ночью ездит без оных. В таком случае для ночного движения желательно быть одетым посветлее, налепить на себя светоотражающие полоски, иметь фонарик или хотя бы катафот, соблюдать осторожность и голосовать, по возможности, на освещённых позициях. Лучше выйти из машины на 40 км раньше и стать под фонарями, чем проехать дополнительные 40 км, а затем простоять всю ночь в какой-нибудь тёмной деревне.

Ночью водители берут вас в расчёте на то, что вы разговорами прогоните их сон. Ночью дремать в машине опасно и вредно - водитель тоже может заснуть, и вы попадёте в аварию! Не спите в машинах!

Готовность к ночной езде необходима зимой на Севере (где световой день очень короткий), а также летом на Юге, где многие машины ездят ночью, опасаясь дневной жары.

Автостоп зимой

В нашей северной стране ездить автостопом зимой значительно труднее, чем летом. Два часа ожидания на трассе при -20*С и небольшом ветре заморозят любого человека, если он не имеет тёплого зимнего снаряжения. При -30*С долгое ожидание машины на трассе может привести к гибели вашего организма. При отсутствии тёплого снаряжения выходить на трассу зимой запрещается!

Кроме того, зимой из-за заносов снега проезжая часть сужается, и на большинстве дорог две машины едва могут разъехаться. Тормозной же путь увеличивается (особенно при гололёде). При голосовании избегайте находиться на проезжей части - вы не только рискуете попасть под машину, но и можете создать аварийную ситуацию при попытке объехать вас. Избегайте стопить машину, за которой вслед идёт другая.

Некоторые позиции для голосования, которые могут быть удачны летом, опасны зимой - водитель или не может затормозить, или опасается потом не стартовать. Старайтесь, чтобы водитель имел большое пространство для торможения.

Зимой светлое время суток коротко, а скорости машин (и автостопщиков) заметно снижены. Поэтому, если вы (выезжая из Москвы) летом легко достигаете Питера, Минска, Воронежа, Пензы за световой день, зимой придётся стартовать ещё затемно и приезжать уже затемно. Итак, выходя в дальний путь, подготовьтесь к ночному стопу, возьмите фонарик, катафоты и т.д., если они у вас есть. Стартуйте из города возможно раньше. Помните, что на морозе очень быстро садятся батарейки, как у фонарика, так и у других приборов; неплохо достать фонарик "жучок", работающий без батареек, от сжимания рукой.

Одевайтесь весьма тепло! Но даже одев на себя всё, совершайте физические упражнения, пока холод не проник в вас. Не берите с собой и не потребляйте препараты алкоголя. Стоя на зимней дороге, подложите под ноги ветки деревьев, палки - ноги часто проявляют вредное свойство замерзать первыми.

Зимой на севере вообще без ночного снаряжения не обойтись - там бывает полярная ночь, когда солнце в течение суток никак не показывается над землёй, а если и показывается, то кратковременно. Бывают и снежные заносы, когда движение машин прекращается (порой на несколько суток).

Однако, несмотря на всё это, зимой в нашей стране возможности автостопа не уменьшаются, а даже увеличиваются. Это связано с тем, что многие дороги, не приспособленные для движения летом, становятся проходимыми зимой. Это - так называемые зимники. Зимники играют большую роль в снабжении удалённых районов топливом и едой; типичным зимником являлась знаменитая ленинградская Дорога Жизни по льду Ладожского озера в 1942-44 гг.

Многие зимники проходят по болотам или по льду замёрзших рек. По зимникам на машинах можно добраться, например, на Чукотку - этим воспользовался А.Воров со товарищи, совершая кругосветный путь (они прошли автостопом за два месяца от Питера до самого Эгвекинота!). Впрочем, такие дальние путешествия сопряжены с экстремальным холодом и долгим ожиданием машин (до нескольких суток). Минимальные температуры, которым подвергались автостопщики на зимних трассах Северо-Востока, составляют -55..-62*С.

В начале 2000 г. мы ездили по зимникам в заполярный город Нарьян-Мар в количестве аж 18 человек! Массовая многочасовая езда в кузове в полярную ночь, автостоп на снегоходах, вертолётах, оленьих упряжках и даже на лыжах, массовый обратный авиастоп Нарьян-Мар-Рыбинск (10 человек) и другие достижения существенно обогатили наше представление о методах путешествия на Севере. Подробности в книге "Полярное сияние".

Едучи в холодные регионы, хорошо выбирать позицию для голосования там, где есть хоть какое-нибудь жильё, и, если вас несколько человек, голосовать посменно и круглосуточно. Один человек голосует 1 или 2 часа, затем он бежит греться, а его сменяет другой, и т.д., а остальные тем временем отсиживаются в помещении в постоянной боевой готовности.

Прохождение городов

Населённые пункты - одна из основных трудностей, стоящих на пути автостопщика. Населённые пункты, и особенно города, при всех своих полезных свойствах (можно поесть, помыться и т.п.) сильно снижают скорость вашего движения.

Подъезжая к городу, где тебя собираются высадить, очень важно заранее вытащить из водителя информацию о городе.

Города на трассе для вас подразделяются на две категории: имеющие объездную дорогу и транзитные. Крупные магистральные трассы обычно идут в обход крупных городов. Это удобно - объездные дороги обычно лучше для автостопа, чем сам город. При наличии объезда, следуя мимо города, обычно в него лучше не заезжать - разумеется, если у вас нет никаких дел в этом городе. Так, при движении из Москвы в Питер (или обратно), Тверь и Новгород имеют объездные дороги и поэтому проходятся только по объездным. Если машина идёт в центр одного из таких городов, выходите на повороте на объездную!

Но многие мелкие города, посёлки и деревни объездных не имеют. Если город построен на большой реке, бывает так, что мост через реку всего один и объездной дороги тоже нет, даже если город велик. В таком случае город приходится преодолевать на городском транспорте, пешком или - опять же - автостопом. Кстати, ночью подобные "транзитные" города зачастую преодолеваются легче, чем днём.

Хорошо заранее запастись картой города или узнать путь проезда по нему. Если карты нет - не беспокойтесь, язык до Киева доведёт. Движение на городском транспорте не требует большой мудрости, однако реальная скорость городского транспорта - 10-15 км/час; движение пешком ещё проще, но едва ли быстрее. Удобная и быстрая вещь метро, но оно есть далеко не везде. Наконец, двигаясь по городу, аналогично трассе, на попутных машинах, вы проедете в среднем 20-25 км за один час. Поэтому этот метод - наиболее эффективен.

Питерский человек mc Hammer несколько лет назад написал свой трактат "Автостоп в городе, какой он есть". Проведя несколько гонок автостопом по Петербургу и Москве, он не только показал, что ситистоп (городской автостоп) возможен, но и популяризовал его. На личном опыте подтверждаю - работает! И не только в России, но и во всех крупных городах мира, даже в таких "таксичных", как Стамбул, Каир, Дамаск, Аддис-Абеба. (Хорошо для этого заранее иметь план или хотя бы представлять расположение главных улиц города.)

Во всех крупных городах имеются такси, поэтому, остановив в городе машину, сразу предупреждайте!

- Здравствуйте, без денег подвезите сколько-нибудь прямо!

В Москве и иных крупных городах вы таким образом можете отпугнуть днём до 90% водителей. По ночам ездить проще. Вообще же машин в городах много, поэтому, выбрав удобную позицию, ожидайте успеха, уедете быстро!

Расчет скорости

Расчётная скорость движения автостопщика (летом, днём, на основных дорогах Европейской России) - 55 км/час; зимой - 45 км/час. Летом за световой день реально проехать 800 км. Зимой в гололёд, по объективным причинам скорость будет снижена относительно обычной.

Днём скорость продвинутого автостопщика и непродвинутого будет примерно одинаковой. Ночью продвинутый автостопщик может рассчитывать на 50 км/час (летом), 40 км/час (зимой). Непродвинутый же стопщик двигается ночью не по расчёту, а только по везению.

Однако, для квалифицированных гонщиков на магистралях - ночью не хуже, чем днём. Хотя машин мало, скорость их ночью больше.

Ехать стопом можно как в одиночку, так и в паре. Однако, следует знать, что автостопщик-одиночка движется несколько быстрее неразделимой пары, а девушка движется несколько быстрее, чем парень.

У водителей имеются некоторые причины, почему иногда они берут одиноких стопщиков, а парных (даже с девушкой) - нет. Во-первых, во многих машинах, особенно грузовых, есть только одно свободное сиденье, а за езду в кузовах гаишники оштрафуют водителя, а не пассажира. Во-вторых, некоторые водители легковых машин опасаются перерасхода бензина (особенно если каждый из стопщиков имеет увесистый рюкзак). И, в-третьих, водители, заинтересованные в общении, предпочитают разговаривать с одним человеком, чем "эти двое будут между собой разговаривать, а я тут буду как шофёр". Эти три причины и приводят к тому, что одиночки двигаются автостопом быстрее.

Все половые-скоростные различия сглаживаются с увеличением автостопной премудрости. Ваш внешний вид, выражение лица, одежда, жестикуляция должны убедить водителя в том, что вас можно и нужно подвезти. Некоторые парни считают, что с девушкой их будут лучше подбирать, чем если бы они ехали в одиночку. Но они просто не знают, как убедить водителя затормозить, кроме как девушкой. Однако, применяя в комплексе мудрость автостопа, можно сделать просьбу остановиться не менее убедительной.

Можно ли ездить стопом нераздельной тройкой?

Можно, но в центральной России большую часть времени вы будете не ехать, а стоять, ожидая водителя-альтруиста. Некая тройка ехала из Москвы в Питер 24 часа. Лучше уж было разделиться.

Впрочем, в глухой местности, где автостоп является единственно возможным средством передвижения, где нет гаишников и водители грузовиков позволяют ездить в кузовах, - движение тройкой (и даже четвёркой) возможно. Почти во всей Африке и Азии основная часть жизни автостопщика протекает в кузовах, хотя и в кабине количество людей ничем не ограничено - жители Юга компактны.

Весной 1998 г. Р.Кокорин, Л.Крымская и В.Шарлаев ехали по Индии в кабине грузовика "ТАТА" с двумя водителями. Вдруг видят: на трассе стоит толпа голосующих людей. Водители решили взять их всех (а людей было 16 человек). Все залезли в кабину и ехали вместе более 100 км: двадцать один человек одновременно в кабине (!) одного грузовика.

Осенью 2000 г от Гедарефа (Судан) до Бахр-Дара (Эфиопия) мы проехали нераздельной шестёркой (!) за неделю, сменив 17 машин (из них 8 легковых). Но из-за плохих дорог (был сезон дождей) нам потребовалось на это более недели, хотя там было километров пятьсот.

Какое путешествие можно совершить, например, за месяц?

Хотя и можно несколько суток двигаться в круглосуточном режиме (и проехать, например, от Иркутска до Москвы за 4-5 суток), в больших путешествиях средняя скорость снижается. Чтобы смотреть отдалённые города, познавать местную жизнь и нормально высыпаться, я проезжаю всего 8-10 тысяч километров в месяц. А за полгода в Африке мой стаж увеличился всего на 30.000 км.

Автобусные секреты

Можно ездить не только на машинах, но и на попутных междугородних автобусах. Для проезда в них я предлагаю два способа: автобусный стоп и метод бедного студента. В первом случае вам вообще не потребуется денег, во втором - вы заплатите, но немного.

Двигаясь автостопом по трассе, полезно знать расписание дальних автобусов, чтобы быть готовым к проникновению в них. Узнавайте у местного населения, переписывайте на автовокзалах расписание самых главных автобусов, чтобы не пропустить их, сидя на привале и т.п. Особенное значение это имеет в отдалённых регионах, где немного машин, а почти все автобусы могут везти совершенно бесплатно (1-м способом).

Автобусный стоп - модификация автостопа, с тем отличием, что стопим именно рейсовый транспорт, междугородние автобусы. Не следует проникать в них на конечных пунктах, когда вокруг стоит толпа билетных людей, кассиры, контролёры и начальство. Но следует стопить автобус прямо на трассе, вне населённых пунктов. Он останавливается, особенно если местность глухая и позиция удачная. Входя в автобус...

- Здравствуйте! Можно с вами в сторону Дивеево? (Заходим в автобус! Не следует общаться с водителем, как "бедные родственники", стоя на улице.)

- На Первомайский.

- Ну, до поворота, если можно.

Тут возможны два варианта: 1) водитель закрывает дверь, и вы поехали; 2) водитель сообщает стоимость проезда. В этом последнем случае - негромко сообщить водителю, куда ты добираешься, и что ты - человек безденежный. В случае отказа - водитель остановился и открыл двери "на выход" или не успел закрыть их - нужно неторопливо и вежливо извиниться, поблагодарить водителя, что он остановился, сообщить ему историю своей поездки, пока водитель не скажет "Ну, ладно" или: "Выходите, не задерживайте автобус!"

Ещё лучше задавать, входя в автобус (или маршрутку), следующий вопрос:

- Бедных студентов по трассе подвезёте?

Водитель не может сказать "нет", т.к. автобус и создан для подвоза людей, в том числе студентов. Он ответит "садитесь", при этом осознавая, что вы ему, скорее всего, не заплатите.

В глухих регионах (по личному опыту: Архангельская, Вологодская, Курганская, Магаданская, Читинская области, Башкирия, Якутия и др.) и на неоживлённых трассах центральных областей большинство остановившихся автобусов повезут и бесплатно. На Кавказе и в Средней Азии берут почти всегда. А вот в цивильных регионах (например, Подмосковье) приближённо выполняется закон "50 на 50" (50% автобусов останавливается, из них 50% везут бесплатно). Пустые автобусы обычно более склонны везти "зайцев", чем переполненные.

Помните, что вероятность успеха при впрашивании на автовокзале очень низкая.

В автобусе обычно нужно сидеть тихо, не выходить на промежуточных остановках и не хвастаться тем, что вы едете бесплатно.

Междугородние автобусы часто сходят с трассы и заезжают в промежуточные города - не паникуйте!

Некоторые водители не склонны возить автостопщиков. Автобус может просто-напросто обидеться и уехать. Не огорчайтесь, часто бывает, что вы встретите его ещё раз. Если вы случайно обогнали (на быстроходной машине) уже раз не взявший вас автобус и вновь видите его - постарайтесь застопить его вторично.

Ник ехал из Волгограда в Москву и застопил "Икарус". Водитель сказал: "Так и быть, всего за полтинник до Москвы!" Ник отказался, автобус уехал, Ник на машинах вскоре обогнал его. Через некоторое время Нику опять встретился этот же "Икарус". Водитель сказал: "Ну как, не надоело ещё ехать автостопом? Так и быть, за тридцатку!" - Но Ник не сдавался. Уже подъехав к Москве, на МКАД, Ник встречает этот же "Икарус" в третий раз. "Ну, так и быть, садись!" - удивился водитель и бесплатно довёз его до метро "Щёлковская".

Метод бедного студента - платный метод, хотя вы платите, скажем, 50%, 20%, сколько можете. Его эффективность выше, чем метод автобусного стопа. Но вы должны заранее решить, сколько можете заплатить, и заранее подготовить необходимую сумму. Застопив на трассе автобус, вы спрашиваете водителя:

- Здравствуйте, можно с вами до Москвы?

Если водитель добрый, он говорит: садитесь, и дальше всё, как в автобусном стопе. Но он может и ответить:

- Садитесь. 120 руб.

В случае автобусного стопа нужно было уговорить водителя или покинуть автобус; сей же метод предлагает более либеральный выход:

- Ой, как дорого, я бедный студент (шахтёр, пенсионер, ненужное зачеркнуть), добираюсь автостопом, но я могу заплатить только (выгребаем из кармана мелочь)... 26 руб. 11 коп.

Тут возможно два варианта: 1) водитель соглашается на указанную вами сумму везти до нужного вам пункта; 2) не соглашается. Если не соглашается, вы просите провезти вас хоть сколько-нибудь - получается до какой-нибудь деревни Дыркино. Не доезжая Дыркино, вы подходите к водителю и скромно просите позволения продолжить своё путешествие, и водитель обычно позволяет.

Следует помнить, что на автостанции метод бесплатной или удешевлённой подсадки работает далеко не всегда, - а вот застопив автобус вне города, на трассе, вы обретёте успех не только в России, но и во многих странах малоцивилизованного мира.

Движение на глухих трассах

На оживлённых асфальтированных дорогах европейской России техника автостопа, при владении ею, позволяет преодолевать большое расстояние за расчётное время. Это и понятно. При плотности потока 50 машин в час вы быстро уедете в любом случае и практически с любой позиции.

Но есть в России дороги, где проходит 10-20 машин в день. Мы ездили и по Колымскому тракту, где и три машины в день - удача, а водитель, проезжающий 300 километров в день - лихой гонщик. В некоторых регионах России и мира сутки или двое ожидания - нормальное дело. Тут уже забудьте о "европейских" скоростях.

Однако, чем меньше машин и хуже дорога, тем выше процент машин, которые останавливаются вам; вырастет беручесть и вместимость машин; возможно, появится возможность ехать в кузове; автостоп станет очень ненапряжным занятием, вы сможете развести на трассе костёр, готовить ежедневную еду и не торопиться никуда, зная, что машину слышно издали.

А.Винокуров и автор этой книги, двигаясь в Магадан, проехали автостопом от Хандыги (Якутия) до Кадыкчана (Магаданская обл.) 700 км за неделю! Из них мы двигались только полтора суток, а прочее время находились в простое, ожидая машин или ночуя с водителями. Оправдывает нас лишь то, что рейсового сообщения по Колымской трассе не существует, и проехать её быстрее НИКАК было нельзя.

В 1999 г в Судане мы долго ждали машину близ города Донгола. Ежедневно мимо проезжали люди на ослах и говорили: "Сегодня машин не будет - у нас праздник! Может быть, завтра Аллах пошлёт вам машину..." Люди кормили нас, по вечерам зазывали на ночлег, а вот машин всё не было. Нам удалось уехать только через четверо суток. Слава Аллаху!

...Однако, прежде чем вы, о читатель, достигнете столь отдалённых регионов, прочитайте и другие главы сей книги, которые позволят вам кое-где облегчить и значительно ускорить и там своё перемещение.

Движение группой

Каждая трасса имеет свою перевозящую способность и может перевезти лишь ограниченное число автостопщиков в единицу времени. Это понятно хотя бы потому, что количество машин на трассе не бесконечно, и не все водители имеют желание и место в машине, чтобы перевезти автостопщика.

Существует такое явление, как перегрузка трассы - состояние, когда средняя скорость автостопщиков на трассе заметно снижается из-за большого числа автостопствующих.

Крупные, оживлённые трассы имеют очень большую перевозящую способность. Но когда и на весьма оживлённой трассе М10 (Москва-Петербург) близ деревни Ижицы на традиционные "Встречи на Эльбе" собираются по 150 человек, скорость даже опытных автостопщиков нередко снижается. Помните об этом!

В больших многодневных и массовых путешествиях также сильно эксплуатируются попадающиеся на маршруте добрые люди, предоставляющие ночлег и т.п., поэтому нужно быть внимательным - поменьше застревать в гостях у кого-либо, зная, что вслед за вами сюда же приедут иные толпы.

С другой стороны, движение по трассе большого числа автостопщиков имеет свои, положительные стороны. Одно явление называется "фильтр". Водитель видит на трассе голосующего человека с рюкзаком и не останавливается; вскоре он видит другого человека с рюкзаком, потом ещё одного и т.д.. В очередной раз, видя автостопщика, он уже не может перебороть своё любопытство и останавливается: откуда вы такие взялись? Подсаживает автостопщика и едет дальше. Автостопщик объясняет водителю сущность автостопа и тот, проникнувшись, подбирает всех последующих автостопщиков, пока машина не наполнится.

Другое явление имеет сходную природу. Если наша группа велика и растянулась по длинной трассе на несколько дней и на тысячу-другую километров, вскоре уже все водители машин и автобусов, регулярно совершающих рейсы, а также гаишники, таможенники и даже продавцы пирожков уже знают сущность автостопа, привыкают к нам и способствуют подвозу новых людей, отчего движение последних становится даже проще.

Если вы планируете путешествовать большой группой, помните следующее:

Правильный выбор трассы - основа быстрого продвижения. Если в маршруте имеется участок с малой (или нулевой) перевозящей способностью, этот участок будет тормозить всю группу. Выбирайте маршрут по хорошим, оживлённым дорогам!

Назначая места встреч, не надо их делать слишком частыми, как в пространстве, так и во времени. Частые встречи - неудобство и потеря времени для всей группы, когда все всех ждут. Встречи должны быть не чаще, чем раз в 1000 километров (если место встречи не является целевым местом, в которое мы едем специально). Когда мы ехали в Индию, первая встреча была назначена в Ереване, в 2300 км от Москвы, через 5 суток после рассчётной даты старта. Кто-то стартовал раньше, кто-то позже, на трассе не было перегрузки и толчеи, никто никого в промежуточных городах не ждал, и мы благополучно накопились в Ереване.

В большом путешествии полезно заранее назначать и последующие места встреч, на случай, что кто-то не попадёт на первую. Также неплохо договориться, чтобы люди, не явившиеся на встречу, нашли возможность сообщиться о себе по заранее обговоренному телефону или через Интернет.

Встречи многих людей на трассе трудны тем, что после много людей сразу выходит на трассу и засоряет её (как после "встреч на Эльбе"). Полезно места таких встреч подбирать вблизи хороших позиций на трассе.

Несколько вопросов

Автостопом ездят только от безденежья?

По-разному. Одни - действительно оттого, что не могут заплатить за билет; другие - оттого, что это удобно и быстро (скажем, Москва-Ярославль или Питер-Псков по трассе проходится реально быстрее, чем на поезде), третьи - потому, что это интересно (новые места, новые люди, много общаешься, узнаёшь)... В дальних странах автостоп - лучший способ увидеть реальную жизнь народа и посмотреть страну (не из окна гостиницы), изучить язык... В некоторых случаях, наконец, нет никакой другой возможности проехать какой-либо маршрут - так, мы проехали автостопом, например, Колымскую автомобильную трассу и многие дороги Азии и Африки, где все люди ездят на попутках за отсутствием общественного транспорта.

Какие основные опасности в автостопе? Как избежать их?

Самая первая и реальная опасность - попасть в автомобильную аварию. Люди, много ездившие автостопом, попадают в аварии в среднем один раз на 100-200 тыс.км. Так, однажды в северной Карелии грузовик с кефиром, в закрытом кузове которого ехал автор книги сей и его напарница К.Кольская, на большой скорости слетел с трассы (трасса шла по насыпи), перевернулся на 180* и полностью разрушился. Мы отделались испугом и царапинами, а вот машина и кефир уже не подлежали восстановлению. Другой раз, в Намибии, в сумерках, машина, в кузове которой ехали мы, врезалась в осла, стоящего на трассе. Машина тяжело пострадала, осёл улетел в канаву и погиб, люди отделались лёгким испугом. Вывод простой - не надо быть ослом (в прямом и переносном смысле).

Впрочем, жертвой ДТП может стать не только осёл или автостопщик, но и любой из нас, оказавшийся когда-нибудь в своей жизни внутри или вблизи движущегося автотранспорта. Меры же безопасности таковы. 1) Если есть возможность - пристегнитесь. 2) Не ездите с пьяными водителями и сами в дороге не напивайтесь. 3) Ночью, если вы видите, что водитель то и дело пытается заснуть за рулём, не следуйте его примеру. Если вам ночью хочется спать - спите, а не ездите автостопом. 4) Если вы видите, что машина, в которой вы едете, куда-то падает, врезается и т.п. - не выпрыгивайте из машины на ходу. 5) Голосуя, не выбегайте на дорогу под колёса едущих машин, особенно ночью и в тёмной одежде. 6) Наконец, доверяйте своей интуиции. Если вы чувствуете, что попадёте в аварию, деликатно покиньте "опасную" машину. В нашем случае мы с К.Кольской как раз говорили о разных авариях и рассуждали, едучи в кузове: если грузовик врежется во что-нибудь, завалит нас кефиром или нет? Завалило.

А что будет, если все послушают вас и все поедут автостопом?

Если люди всей Земли от мала до велика в один страшный день бросят все свои обыкновенные занятия и поедут автостопом в какой-либо дальний путь, настанет крах мировой цивилизации. То же самое произойдёт, если люди всей земли станут в одночасье все художниками, или физиками, или космонавтами, или водителями, или чиновниками, или учителями, или пенсионерами - это было бы ужасно. К счастью, мир устроен рационально, и никогда не случится такого, чтобы все люди занялись сразу одной и той же деятельностью. Однако, иметь понятие о различных видах деятельности, в том числе и о вольных путешествиях, полезно для всех, в том числе и для вас. Вдруг когда-либо это вам пригодится?

Автостопом путешествует только молодёжь?

Большинство автостопщиков - молодёжь в возрасте от 15 до 30 лет. Однако, есть среди нас и пенсионеры, ибо путешествовать в любом возрасте не противопоказано. Вот один из недавних примеров: из Москвы через Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию, Турцию в Дамаск (столицу Сирии) и назад, 10.000 км, проехали две самоходные бабушки - Н.Кутузова (69 лет) и Т.Копейко (59 лет), потратив на полуторамесячное путешествие всего по 4 доллара на нос (визы получали они бесплатно, ссылаясь на маленькую пенсию)... И таких примеров с каждым годом всё больше!

Можно ли ездить автостопом с малолетними детьми?

Можно. Обычно детям это очень нравится. Главное, чтобы не писался в машине.

У меня к вам есть ещё вопрос...

А у меня для вас есть специальная книга - "134 ответа на 134 вопроса обо всём". В ней собраны самые часто задаваемые автостопщикам вопросы и мои ответы на них. Приобретите эту книгу там же, где приобрели эту, - или прочитайте её электронную версию на нашем сайте в Интернет - avp.travel.ru.

Поезда

Железные дороги и поезда появились в Российской империи (и вообще в мире) значительно раньше, чем автодороги и машины. Вольные железнодорожные путешественники начали осваивать просторы нашей Родины ещё в первой половине позапрошлого века, и до сих пор поток их не иссяк.

Сейчас большинство крупных городов России и СНГ соединены железными дорогами, и общая протяжённость этих дорог составляет 140.000 км. Большинство людей ездят по ним при помощи билетов. Однако, у каждого из нас может возникнуть желание проехать по железной дороге и без билета. Иногда просто билетов в кассе не имеется; в других случаях отсутствуют деньги; бывает, что нет ни того, ни другого. Именно для таких случаев и написан этот раздел.

Первым делом нужно запомнить, что для добирания в нужную сторону вы можете использовать не только прямой пассажирский поезд! Вы можете ехать в нужном направлении "на перекладных", меняя поезда (дальние, местные и пригородные) и электрички и даже проезжая в кабине локомотива (с согласия машиниста). Грузопассажирские, почтово-багажные, хозяйственные, рабочие, грузовые и иные поезда, различные по своему номеру (1-9098), внешнему виду и по методам проезда в них, тоже будут вам полезны в вашем передвижении. Это, конечно, медленнее, чем прямой беспересадочный поезд, но зато значительно интереснее. Кроме того, вы экономите на билете.

Перед путешествием по ж.д. ознакомьтесь с классификацией поездов по их номерам (NN 1-9098), приведённой в Приложении 1.

Начнём обзор методик путешествий на поездах с описания езды в локомотиве.

Езда в локомотивах

Случалось ли вам ездить в локомотивах товарных поездов? Нет, для этого не обязательно поступать в техникум железнодорожного транспорта и становиться машинистом. Автостоп 2-го рода - езда в кабинах локомотивов - широко применяется как путешественниками, так и местным населением во многих отдалённых регионах, где почти не бывает автодорог и электричек, а также денег на оплату проезда. Я видел, как на БАМе в заднюю кабину локомотива залезало (с согласия машиниста) по 6-7 безбилетных пассажиров, и машинисты утверждали, что это далеко не предел.

Распространено мнение, что в локомотивы подсаживать не будут, потому, мол, что это запрещено. Если вы будете проситься в локомотивы где-нибудь в Москве на Курском вокзале, это мнение может поначалу даже укрепиться. Вас примут за чеченского террориста или иного нарушителя, и, вероятно, в кабину не возьмут. Однако, стоит вам попасть на одну из периферийных ж.д. веток, вы убедитесь: подсаживают! Технология езды на локомотивах, когда-то разработанная в ПЛАС, делает ваш успех не случайным, а закономерным. Автостоп 2-го рода оказывается весьма удобным, а порой и единственным средством передвижения. Изучим сущность его.

Понятно, что никто из мудрых не стоит на рельсах, пытаясь остановить движущийся товарный поезд (хотя при некоторых условиях, вероятно, он может застопиться). Сущность метода - ожидать нужный локомотив на грузовой станции и договариваться с машинистом во время стоянки. Ехать можно не со всякой станции, а с крупной, являющейся, как говорят железнодорожники, станцией переприцепки (или смены бригад).

Итак, вы на грузовой станции, где формируются товарняки в нужную вам сторону. Внимание! Грузовая станция часто не совпадает с пассажирской! Узнать, где находится товарная станция, можно у железнодорожников или, во многих случаях, из книги "Вольная энциклопедия".

Если на станции в данный момент нет сформированных составов в нужную сторону, найдите дежурного по станции (или диспетчера). Как найти его, вам объяснит любой железнодорожник. Дежурный по станции обычно сидит за большим пультом в помещении с надписью "Посторонним вход воспрещён!" Постучитесь и войдите туда.

- Здравствуйте! Подскажите, когда ближайший состав на Лопчу?

Движение товарняков на нужное направление может оказаться разной интенсивности - от одного до десятков в день. Пока нет локомотива, можно найти рабочую столовую (на каждой большой станции) - там можно дёшево и вкусно поесть. Обычно такие столовые работают круглосуточно. На маленьких станциях столовых нет, но у дежурного есть электроплитка; попросите разрешения поставить чай; расскажите, какие вы удалые путешественники, подружитесь с железнодорожниками, это может помочь при вписке в локомотив. Параллельно следите, не созрел ли состав.

На станции, особенно крупной, вас может обнаружить охранник. Он может помешать вашему движению и прогнать вас со станции. Но не убегайте от него, чтобы он не подумал, что вы террорист или железнодорожный вор. Имейте паспорт, неплохо и какой-нибудь документ, командировочное удостоверение или иное свидетельство, что вы - "не просто так". Если вы в комбинезоне, с рюкзаком, и вообще отличаетесь от местных бичей - это вам на руку. Но можно и не иметь комбинезона, командировочного удостоверения и т.п.: главное - ваше спокойное, уверенное поведение.

Когда мы видим локомотив, уже прицепленный к нашему поезду, или одиночный локомотив (следующий резервом), ожидающий сигнала светофора, - быстро бежим к нему. В локомотиве машинист сидит справа, а помощник - слева. Обращаться надо именно к машинисту.

- Здравствуйте! Можно с вами на Урушу? Мы путешественники, едем туда-то и затем-то, ... - объясните сущность.

Если машинист сказал "нет, нам запрещено брать!", всё же попробуйте уговорить его. Помните, автостоп 2-го рода существует! Вероятность успешной подсадки зависит от местности; чем цивилизованнее станция, тем реже берут в локомотив, и наоборот. В локомотив пассажирского поезда берут реже, чем в локомотив товарного.

Когда согласие получено, быстро поднимайтесь в дверь, ведущую в заднюю секцию локомотива (если машинист специально не пригласил в переднюю). В задней кабине находятся два (иногда три) сиденья, часто - охранник, а иногда - уже и прочие пассажиры.

Пребывая в задней кабине локомотива, ведите себя тихо, не трогайте никаких рычагов. Можно лечь спать - на полу кабины, постелив предварительно коврик. Несколько раз в час в заднюю кабину заходит помощник машиниста, щёлкает тумблерами, смотрит на приборы. Подружитесь с ним. Вас могут позвать в переднюю кабину - сходите, подружитесь и с машинистом тоже. Проходя из задней кабины в переднюю (и наоборот), соблюдайте осторожность! Без нужды в переднюю кабину переходить не следует - это опасно, можно в полумраке налететь на какой-нибудь прибор 27.000V или зацепить вращающийся вентилятор.

Товарняки могут идти и несколько тысяч километров, но локомотивная бригада обычно сменяется через каждые 4-5 часов (200-350 км) - на каждой крупной станции. С каждой новой бригадой надо договариваться отдельно, если машинист сам не замолвит словечко перед следующим машинистом.

Если поезд идёт в нужную сторону, но машинист отказывается брать вас в локомотив, спросите, можно ли подсесть в какой-нибудь пустой вагон. Двигаясь зимой, избегайте проезда в холодных, продуваемых ветром вагонах, чтобы не погибнуть от холода! Даже летом в открытых вагонах бывает холодно, поэтому полезно брать для этого полиэтиленовую плёнку и заворачиваться в неё.

...Достигнув станции, где локомотив отцепляется или меняется локомотивная бригада, повторите процедуру впрашивания в локомотив. Если следующая бригада вам откажет, опять садитесь в товарный вагон, а лучше ищите дежурного по станции (диспетчера) и выявляйте, когда будет следующий состав в нужную вам сторону.

Двигаясь в локомотивах, можно проезжать 500-600 км в сутки. Если не брезговать ездой в вагонах, можно ехать и быстрее. Но точный результат зависит от вашего опыта, настойчивости, поведения, а также от степени чеченофобии в данном регионе (уже несколько лет, как на некоторых станциях ж.д. работники, напуганные через СМИ, принимают за чеченцев любых людей, желающих уехать в локомотиве). Если, помимо товарняков, вы не забываете и о пассажирских и пригородных поездах, ваша скорость ещё увеличится.

Проезд в пассажирских поездах

В первых изданиях книги для проезда в обыкновенных пассажирских поездах были рекомендованы следующие рецепты: покупка билета на одну остановку, поездка на крыше вагона, тайное проникновение в "гроб" (рундук), ящик для белья, стояк для угля и иные. К счастью, за последнее время наука ушла далеко вперёд, и сейчас, на заре XXI столетия, у нас нет необходимости прибегать к подобным извращениям.

Мудрец, билета не имея, но при этом - никого не обманывая, едет спокойно на полке в вагоне поезда;

в то же время человек немудрый, тоже билета не имея, содержится на крыше этого же вагона и страдает от холода, голода и контактного провода.

Проще всего подсаживаться в пассажирские поезда на больших станциях, где поезд стоит не меньше 15 минут. Вы должны хорошо представлять себе, до какой станции вы желаете ехать. Двигаться на одном поезде, скажем, от Читы до Москвы - недопустимое буржуйство, и вряд ли кто повезёт вас так далеко - хотя...

Летом 1999 года москвич Андрей Филатов, возвращаясь домой из Владивостока, проник в Шилке (Читинская обл.) в поезд Благовещенск-Москва. Пару дней он прятался в нём, но потом, будучи обнаруженным, так поразил проводников своей мудростью, что они дозволили ему ехать до конечной, и так он преодолел более 6500 километров в одном поезде, поставив своеобразный безбилетный рекорд.

Егор Золотарский, также возвращаясь домой (но в 2001 г), проехал от Северобайкальска до Люберец в вагоне-холодильнике (в жилом отсеке оного). Так он проехал 5500 км.

Однако, рассчитывать на то, что вам с первого раза удастся уехать на другой конец страны, не стоит. Думайте сперва о том, как продвинуться километров на триста - чтобы достичь, как минимум, следующей крупной станции, где поезда имеют длительную стоянку (где и пересесть в следующий поезд, если дружба с проводниками в первом не продолжится или ваш поезд не идёт далее по вашему маршруту). Итак...

1). В каждом поезде имеется начальник поезда. Без разрешения оного проводники вряд ли вас пустят. Спросите, в каком вагоне начальник поезда (обычно - где-то в середине), и бегите к нему:

- Здравствуйте! Кто начальник поезда?

- Это я. Что вам нужно?

- Пустите, пожалуйста, проехать хотя бы до Тынды. Мы путешественники, из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на перекладных приходится ехать. Пустите, пожалуйста.

Важно: сперва просьба, потом мотивация, обоснование. Это обязательное правило, чего бы вы ни просили. "Подвезите, пожалуйста, мы путешественники, едем оттуда-то и туда-то." "Пустите переночевать, так-то и так-то". Если после первых слов тебе отказали, спрашиваемый человек имеет возможность, выслушав окончание твоих слов, изменить своё решение, например: "Ну, вообще-то мы не возим, но раз путешественники, садись." Или: "Ну, вообще я сейчас не вписываю, но раз уж больше некуда, приходи." Если же ты сначала "тянешь резину", рассказывая, кто ты есть и откуда, а потом вдруг просишь, и тебе откажут, - тебе больше нечего сказать, и ты уходишь.

Можно предложить прибраться, помыть полы в вагоне или оказать другие услуги, до коих не всегда доходят руки у самих проводников.

Убедившись в вашей мудрости, начальник поезда вам говорит, например: "Ладно, идите в первый вагон." Это происходит в среднем в 50% случаев; в цивильных регионах заметно реже, скажем, 25%, но это компенсируется большим количеством поездов.

Находясь в вагоне, заведите дружбу с проводниками, сопровождающими поезд милиционерами и другими официальными лицами. Если же вас решили высадить - например, уверовав в скорое пришествие контролёров, - спокойно выйдите и не пытайтесь, замаскировавшись в вагоне, проехать больше, чем позволено.

Если начальник поезда не убедился в вашей мудрости, идите к машинисту. Вас могут взять в локомотив пассажирского или пригородного поезда.

2). "Иноземный поезд". Подойдите к любому проводнику казахского, таджикского, узбекского или иного иноземного поезда и попроситесь проехать. Начальник поезда здесь уже не нужен: как сказал один проводник иноземного поезда Ташкент-Москва, - "Какой начальник поезда? Я начальник вагона!" Поезда сии везут в основном среднеазиатских "челноков", проводник интересуется не столько пассажирами, сколько грузооборотом, и вы проедете без проблем.

Запомните! Ваши шансы - очень велики! Но вы должны отличаться от местных жителей, и от всевозможных бичей, занятых тем же, чем и вы - бесплатным достижением какой-либо местности. Вы должны вызвать интерес сотрудников поезда, любопытство, желание поговорить, - и тогда вы во многих случаях достигнете успеха.

В местных поездах (N 601-699) вероятность успеха выше, чем в скорых (N 1-149). Знайте это.

Чем меньше поездов в вашем направлении, тем больше вероятность успеха. Если люди где-либо живут, они должны перемещаться, а если люди перемещаются, существует метод бесплатно перемещаться! Помните, что, как и на трассе, так и на ж.д. - рано или поздно вы уедете!

Электрички. Пригородные поезда

Самыми простыми для бесплатного проезда являются пригородные поезда - электрички, дизеля и так называемые поезда с тётками, - все они имеют NN 6001-6999. Движение на пригородных поездах из-за своей простоты издревле выделилось в самостоятельный, универсальный способ путешествия, который называется "езда на собаках".

Пригородное сообщение охватывает все основные ж/д магистрали страны. Пересаживаясь из электрички в электричку, с дизеля на дизель, покупая билет или не покупая его, можно доехать от Москвы до Петербурга или от Новороссийска до Владивостока. В этом и заключается универсальность метода.

Пригородные поезда бывают четырёх типов.

1). Электропоезда - самый распространённый вид пригородного сообщения. В центральных регионах (в окрестностях Москвы, Питера...) в электричке эпизодически возникают контролёры, проверяющие билеты. В провинции в электричке зачастую есть тётя-билетёрша, циркулирующая по вагонам и обилечивающая вновь вошедших пассажиров.

2). Дизели, подобные электричкам, с билетёром или без оного.

3). Поезда с тётками, поезда из плацкартных или общих вагонов с тётками-проводницами. Отличаются от нормальных поездов неограниченной вместимостью (в один пригородный поезд могут продать даже несколько тысяч билетов), слабым контролем и коротким путём следования (обычно до 200 км).

В некоторых глухих регионах пригородный поезд с тётками может маскироваться под "грузопассажирский" (N 951-968). Так, поезд Могоча-Амазар в одну сторону идёт как грузопассажирский, а обратно как пригородный, хотя его сущность не меняется.

4). Поезда с бич-вагоном. Бич-вагон - это теплушка или товарная платформа для бесплатного проезда пассажиров, прицепленная к поезду в качестве одного из вагонов. Проезд в бич-вагоне бесплатный. Поезда с бич-вагоном - атрибут отдалённых регионов.

Пригородные поезда следуют не дальше, чем на 200 км (за редким исключением). Этот недостаток компенсируется тем, что можно пересаживаться с одной "собаки" на другую.

Для проезда по железной дороге полезная вещь - Дорожная грамота. Отправлясь в дальний путь, напечатайте (или попросите друзей напечатать) на компьютере или даже на печатной машинке бумагу о том, что-дескать, такой-то человек отправляется по такому-то маршруту, просим оказать ему помощь в проезде и т.д.. Наклейте на сию бумагу свою фотографию, поставьте на ней любую печать - своей родной фирмы, мэрии, института, школы... - и Дорожная грамота готова. Контролёры вряд ли будут тщательно вчитываться. На вопрос "билетики" пробурчите "удостоверение" и полезьте в карман за Дорожной грамотой. Удовлетворённый контролёр перейдёт к изучению других пассажиров.

СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
Предъявитель этого письма, Кротов А.В., является участником международной экспедиции "Стальные магистрали России", организованной Академией вольных путешествий (г. Москва). Маршрут экспедиции: Москва - Тюмень - Новый Уренгой - Надым - Салехард - Лабытнанги - Вологда - Москва. Целью экспедиции является изучение истории и современного состояния железных дорог и сбор информации для книги "Вольная энциклопедия".
Академия вольных путешествий обращается к работникам железнодорожного транспорта и местных органов власти с просьбой оказать содействие участнику экспедиции на его маршруте.

Хорошо составленная Дорожная грамота пригодится вам не только при встрече с контролёром, но и поможет при попадании в погранзону, а также при приставании милиционеров или других лиц.

От Москвы до Харькова вы доедете на шести электричках, сделав пересадки в Туле, Орле, Курске, Белгороде и Казачьей Лопани. Путешествие займёт два дня (обратно можно проскочить за сутки).

Средняя скорость движения "на собаках" сильно колеблется - от 200 до 800 километров в день - в зависимости от маршрута и времени старта. Обычно это медленнее, но иногда предпочтительнее, чем автостопом. Зимой при отсутствии тёплой одежды, или же двигаясь большой компанией, или же имея очень большие рюкзаки, или же находясь в местах, где нет хороших автодорог (как: Чернышевск - Уруша), - проще ехать именно на пригородных поездах, чем по трассе.

Волна. Извлечение расписаний

Важно, при движении "на собаках", правильно выбрать время старта. Можно научно выбрать время старта и проехать из пункта А в пункт Б по возможности быстро. Можно ненаучно выбрать время старта и провести на одной из пересадочных станций долгое время, например, 20 часов.

Последовательность согласованных пригородных поездов называется сцепка, или волна. Применяйте её.

Но не думайте, что при движении, например, во Владивосток мы можем выбрать такой оптимальный день и час старта, что покатимся непрерывно, быстро и без существенных задержек. Никак нет. Волна - явление локальное, исходит она из крупных городов, проходит, с трудом и все замедляясь, 300-600 км, и, наконец, окончательно глохнет. Поэтому, совершая большие путешествия на электричках, выделите через каждые 300-600-1000 километров города, которые хотите посмотреть, или где желаете переночевать, и рассчитайте, как быстрее вам проехать МЕЖДУ этими городами.

Расчёт волны без знания расписаний - дело трудное. Знание расписаний движения пригородных поездов имеет большое значение для всего прогрессивного человечества. В предыдущих изданиях этой книги печатались расписания по многим ж.д. станциям России, но они занимали слишком много места. Сейчас продвинутые путешественники могут приобрести специальную книгу "Все электрички России", расписания в которой охватывают почти всю страну.

Пользуясь случаем, я обращаюсь к тебе, о читатель: если ты приехал в какой-либо город - перепиши расписание! Не ограничивайся расписанием, висящим на стене вокзала, попроси у дежурного или в справочной книжку служебных расписаний, чтобы переписать сведения и из неё, - и твой труд не пропадёт, а станет достоянием всего человеческого сообщества. Особенно будет хорошо, если ты пришлёшь эту информацию мне по указанному ещё в предисловии адресу.

Метод штурма

Человек, движущийся по железным дорогам только "на собаках", или только 2-м родом, или только впрашиваясь в пассажирские поезда, или только в товарных вагонах, - подобен человеку, стопящему на трассе только автобусы, или только грузовики, или только легковушки, или предпочитающему ездить только в кузове.

Поэтому мудрец, собираясь достигнуть какого-либо города по железной дороге с максимальной скоростью, применяет Метод штурма, позволяющий реально преодолевать 600-1100 км за одни сутки (в зависимости от железной дороги и своей квалификации). Человек, применяющий Метод штурма, доедет из Владивостока до Москвы за 10-12 суток. При этом он не потратит на проезд ни одной копейки и никого не будет обманывать.

Сущность метода очень проста. На мелких станциях, где останавливаются как товарняки, так и пассажирские поезда, мы дожидаемся любого состава в нужную нам сторону.

Если это товарняк, то мы стараемся уехать в локомотиве способом, описанным выше; летом, в случае неуспеха залезаем в один из товарных вагонов;

Если это пассажирский, мы просимся к начальнику поезда; в случае неуспеха - в локомотив или в багажный вагон, если он имеется;

Если это пригородный поезд, рабочий поезд, рельсосмазывательная или выправочно-подбивочно-отделочная машина, локомотив, идущий резервом, почтово-багажный поезд и т.д., мы также стараемся проехать в них одним из методов, описанных в книге сей.

На крупных станциях, где товарные поезда формируются вдали от пассажирской станции (например: Омск), мы выбираем, какой стиль движения - на товарных или пассажирских - нам больше нравится, чтобы не бегать туда-сюда с товарной станции на пассажирскую. Я думаю, что в таких случаях лучше выбирать пассажирскую станцию, хотя - думайте сами...

Участники Гонок мудрости АВП стартовали 1 мая 1997 года в 2.00 ночи от Мавзолея Ленина в Москве и меньше чем через трое суток финишировали на Центральном телеграфе г.Салехард. Сначала мы ехали автостопом (по М8 до Вельска Архангельской обл.), до Лабытнанги 1500 км в кабинах локомотивов, а тающие льды реки Обь пересекли на вездеходах. На обратном пути одни участники перешли Обь пешком, а другие на попутном вертолёте; дальше опять ехали по ж.д., а затем пересели на трассу. Подробное описание этой и других поездок вы прочитаете в моей книге "АвтоSTOPом по России" (М., Армада-Пресс, 2000, 416 стр. с рисунками и фотографиями).

В сентябре 1996 г. мы с А.Винокуровым проехали от Сов.Гавани до Тынды (2000 км) за 3 суток 6 часов - и за это время упустили только один состав. Вот на чём мы ехали: 1) пассажирский поезд, общий вагон (до Комсомольска), 2-5) в вагонах товарных поездов (до Хольгассо, до Хурмули, до Постышево, до Ургала), 6-8) с тремя бригадами машинистов пассажирского поезда (до Февральска, до ст.Тунгала, до Верхнезейска; в Верхнезейске четвёртая бригада этого же пассажирского поезда нас не взяла), 9) в выправочно-подбивочно-отделочной машине до Тынды. Это - классический пример применения метода штурма. Подробности - в вышеупомянутой книге "АвтоSTOPом по России".

Метод штурма применим не только в России, но и в Средней Азии и даже в некоторых дальних странах. В некоторых случаях, если у вас есть деньги, и проводники (контролёры) на каком-то участке жёстко требуют их, можно и заплатить - общий аромат дороги это не нарушит. Можно же обрести эти деньги непосредственно в поезде.

Я сел в городе Кигома (Танзания) в поезд, идущий в Дар-эс-Салам. Но в нём оказались навязчивые контролёры, хотевшие с меня около 10000 шиллингов (12$). Я попросил подождать два часа, и за это время прошёл по всему поезду с железной кружкой, повторяя: "Шиллинги куми, ашрини, хамсини!" ("10, 20, 50 шиллингов!" на суахили). Удивлённые пассажиры, не видя меня в вагонной тьме (ночью дело было, а вагоны не освещались) всё же бросали в кружку вышеуказанные монеты и даже купюры. Когда кружка потяжелела, я отправился на поиски контролёров и нашёл их в единственном освещённом тамбуре. Не меньше килограмма денег - 10900 шиллингов - усладили их душу, и я ехал в этом поезде целых двое суток с честно купленным билетом.

Такая же процедура сбора мелочи, в феврале 1998, в электричке Ереван-Ерасх, вызвала неподдельный интерес и улучшила настроение не только нам, но и контролёрам и другим пассажирам. Хотя нужной суммы мы так и не собрали, проверяльщики удовлетворились меньшей.

В цивильных регионах вас будут брать хуже, чем в глухих, но общее увеличение числа поездов даже повысит вашу скорость. Если на БАМе проходит в среднем 2-3 состава в сутки (из них 1 пассажирский), то на Транссибе поезда идут с интервалом в час или даже чаще. Соответственно, ехать будете быстрее.

Замечу, что двигаться методом штурма хотя и полезно, но в Центральной России довольно утомительно: всё время бегаешь то к одному поезду, то к другому. Поэтому в центральных регионах спокойнее использовать автостоп или электрички. Ну, а в отдалённых районах, как говорится, сам Бог велел...

Гидростоп

Железнодорожное и автомобильное сообщение охватывает не более 1/4 территории России. В оставшиеся 3/4 люди попадают по воздуху, что весьма дорого и неромантично, а грузы - преимущественно по воде (зимой - по автозимникам). Поскольку учение об аэростопе пока подробно не разработано, основным способом достижения отдалённых местностей был и остаётся гидростоп (бесплатное передвижение на попутных речных и морских судах), именуемый также автостопом 3-го рода.

Гидростоп известен издревле. Так, более 2500 лет назад библейский пророк Иона, договорившись с капитаном, пытался уплыть на попутном корабле в Фарсис. Впрочем, во время шторма гидростопщик-неудачник был выброшен за борт и проглочен большой рыбой. Проведя в желудке рыбы около 3 суток, он вернулся рыбостопом обратно.

Более удачливым в этом отношении был известный путешественник, писатель Ленарт Мери. В 1970-х гг. н.э. он сумел пройти гидростопом Северный морской путь и другие пути, о чём повествовал в своих книгах. Впоследствии Л.Мери стал Президентом Эстонии и плавать перестал.

Плавание на грузовых судах

Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили и другие вещества в северные посёлки доставляются летом по рекам и по морю. Таким же способом туда могут проникнуть и путешественники. При движении "туда" надо обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки навигации, 3) регулярность судоходства, 4) время в пути.

Главное - найти порт отправления. Это, как правило, одна из точек пересечения речных и морских путей с железной дорогой или трассой (Мурманск, Архангельск, Ванино, Находка, Владивосток... - для посёлков побережья Сев.Ледовитого океана; Печора, Новосибирск, Красноярск, Усть-Кут, Якутск... - для движения на север по соответствующим рекам).

Возвращение домой из отдалённой местности проще: вы ищете любой теплоход на Большую Землю и стараетесь уплыть на нём. Тут уже, как правило, не выбираем.

Крупнейшие морские порты, даже на севере (Дудинка, Мурманск, Магадан...) навигабельны круглый год, другие только летом. С июля по сентябрь действуют практически все речные и морские порты.

Расписания грузовых рейсов не существует вообще. Есть некая средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую Землю (Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю. Из Находки на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек - несколько раз в год. Из Мурманска в Дудинку ходит 1-2 теплохода в месяц, а на Хатангу - около раза в год. Постарайтесь узнать регулярность судоходства заранее, чтобы не провести в порту долгие месяцы.

Скорость морских судов - 300-500 км в сутки. Речных, как правило, меньше; бывает 300, 200, 100 км в сутки и меньше.

Чтобы уплыть грузовым рейсом, необходимо: а) узнать о наличии теплохода, б) проникнуть в порт и на борт судна, в) договориться с капитаном, г) не заскучать на борту. Итак:

В каждом порту есть диспетчерская, в которой вам сообщат, куда в ближайшие дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если теплоход ещё разгружается, иногда невозможно установить, куда он пойдёт затем: на Чукотку, во Владивосток или в Сан-Франциско. Но если началась погрузка, - будьте уверены, что порт назначения уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже несколько раз в день, наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут теплоход, идущий туда, куда вам нужно.

(На маленьких пристанях никаких диспетчерских нет, поэтому надо караулить суда ещё тщательнее, узнавая о времени их возможного появления у местных жителей.)

Погрузка и разгрузка - процессы, длящиеся от нескольких часов до нескольких дней. Поэтому торопиться стоит, только если теплоход собирается уходить пустым.

Как только такой теплоход найден, вам нужно проникнуть в сам порт. Многие порты находятся на пограничном режиме и охраняются. Тогда можно: а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти дырку в заборе (в любом протяжённом заборе есть дырка), местонахождение дырки можно спросить у того же охранника или у рабочих порта; в) выписать пропуск в бюро пропусков. Есть и неохраняемые порты.

Пускать гидростопщиков или нет - решает непосредственно капитан. На борту судна всегда есть вахтенный, но он ничего не решает. Будьте настойчивы и требуйте встречи с капитаном.

Перевозка людей на грузовых судах в пределах России не является чем-то запрещённым. Например, плавают (правда, за деньги) сопровождающие груз. От перевозки людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна с грузом 3000 тонн лишние 100 кг - сущий пустяк. А крупнейшие суда перевозят до 50 тысяч тонн - это в 600.000 раз превышает массу человека! Ясно, что перевозка дополнительного гидростопщика не должна стоить ни копейки.

Мы, пассажиры, имеем свойство питаться, поэтому с вас могут попросить некую сумму на питание, или вы сами закупитесь некоторым большим количеством еды. На некоторых морских судах, если плавание длительно, стоимость питания может достигать цены самолётного билета! Тогда предложите свои рабочие руки - ведь ваш неквалифицированный и бесплатный труд может прийтись очень кстати на судне!.. Итак, идите к капитану с внутренней уверенностью в своей правоте.

Единственная реальная причина отказа - перенаселение теплохода другими людьми. Здесь решающую роль играет не объём и не вес пассажиров, а количество спасательных средств. В дальнем морском плавании этот фактор - серьёзный ограничитель, в то же время, скажем, на барже это может не играть никакой роли.

Погрузившись на борт судна, возрадуйтесь. Хорошо, если есть работа, но она никогда не занимает всё время. Спите, читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не забудьте вернуться домой до окончания навигации!

Известно, что из Якутска в Хандыгу по автодороге летом проехать невозможно, грузы и машины перевозят по воде. Мы с Андреем преодолели этот участок (более 600 км) за шесть дней на попутной барже. Плыли мы бесплатно, но предварительно закупили еду. Единственное, что осложняло плавание - на барже плыл "Камаз" со 140 ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры часто занимались пьянством.

Стараясь вернуться из Магадана домой, мы уплыли оттуда в порт Ванино на грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода длились 4 дня, ещё три дня мы плыли, ещё день простояли в бухте Ванино, ожидая, когда освободится причал. Перевозка была бесплатной, но за еду мы заплатили. Подробности - в книге "АвтоSTOPом по России".

Зафиксированы случаи и "межконтинентального" гидростопа. Так, великий учитель всего человечества А.Воров (ПЛАС) и его спутник М.Дуткевич, завершая свою кругосветную автостопную экспедицию "Автоколумб", переплыли на грузовом теплоходе Атлантический океан, двигаясь из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Европу в 1993 г. Плавание их длилось около двух недель.

К сожалению, возможности вольных международных плаваний плохо изучены. Есть мнение, паспорт моряка мог бы помочь в сём; также говорят, что можно найти попутные яхты; но, так как моего личного опыта здесь недостаточно, давать непроверенные советы я не буду.

Рейсовое пассажирское сообщение

Есть в России и пассажирское водное сообщение по большим рекам и озёрам. Эти пассажирские суда, в отличие от грузовых, ходят регулярно, согласно расписанию. Но со времён СССР и до сих дней интенсивность движения водного транспорта и количество маршрутов из года в год равномерно снижается.

Раньше были рейсовые океанские теплоходы, перевозившие людей, например из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, но уже несколько лет, как все они отменены. Океанские пассажиры, недолго думая, перебрались на грузовые суда, заполоняя там своими телами не только свободные каюты и лазареты, но даже уже почти и туалеты. Большинство таких пассажиров платят некую мзду капитану, но вольный путешественник может, договорившись, проехать и без неё.

Впрочем, кое-где ещё остались речные пассажирские суда. В книге "Вольная энциклопедия" приведена текущая информация о них. Вы можете позвонить также по телефону (095) 905-97-98 человеку по имени Егор Пагирев и узнать у него современные сведения о водном транспорте.

Водный транспорт, ещё оставшийся в наличии, может подбирать вольных путешественников как за деньги, так и бесплатно - как и любой другой транспорт. Мудрость заключается в том, чтобы попроситься бесплатно или за уменьшенную цену. На пассажирских судах такими вопросами может заведовать "пассажирский помощник", специальный билетёр или сам капитан.

Путешествуя по Северу в 1994 году, мы оказались почти без денег на Соловецких островах. Нас это не огорчило, и мы поселились в монастыре, помогая там по хозяйству. Через четыре дня пришел теплоход "Юшар", мы обратились к пассажирскому помощнику и уплыли в Архангельск бесплатно. Плыли мы в помещении видеобара с тремя другими безбилетниками. По пути мы попали в великий шторм, но через 24 часа достигли Архангельска, о чём подробно описано в моём повествовании "Русский север".

Существует способ двигаться бесплатно и на туристических круизных теплоходах. Такие рейсы назначают не всюду, и специально поджидать где-нибудь на Индигирке круизный теплоход не нужно. Но есть два маршрута с оживленным движением: по Волге (Москва - Углич - Ярославль - Астрахань и обратно) и в Питер (Москва - Углич - Волго-Балтийский канал - Кижи - Петрозаводск - Питер и обратно). Летом на этих направлениях суда проходят ежедневно. Регулярно ходят также суда на Валаам и Соловки, а возможно и в другие местности.

Проникать в круизный теплоход на конечной станции не следует - поистине, универсальный закон для многих видов транспорта! На конечной станции садятся всяческие "новые русские", заплатившие деньги за круиз; не шокируйте их своим научным поведением.

Узнав время отправления очередного теплохода из очередного порта (скажем, Петрозаводска), вы входите с потоком туристов, возвращающихся с очередной экскурсии по городу, на борт теплохода и, будучи вскоре обнаруженными кем-либо из персонала, спокойно ожидаете высадки в следующем порту (скажем, в Кижах), что, собственно, и требовалось. Умение плавать описанным способом обнаружил, в частности, питерский человек AleXY.

Другой питерский человек, Костя Шулов, учил, что на круизных теплоходах всегда имеется определённый контингент сотрудников этого теплохода, которые могут вас вписать. Подробнее его теорию вы прочтёте в книге "Вольная энциклопедия", в статье "Валаам", а сейчас мы не будем останавливаться на этом.

Так что учитесь плавать - и вы пройдёте Печору и Колыму, посетите Чукотку и Соловки, Валаам и Норильск, - учитесь плавать, и вы увидите небо в алмазах!

"Небо в алмазах" довелось мне увидеть в феврале 2001 года в самой алмазной стране мира - далёкой Анголе, где мне, несмотря на множество контролёров и полицейских, удалось проникнуть без билета на пароход Лобито-Луанда. 24-часовое плавание на старом переполненном судне без туалетов и питьевой воды нельзя назвать высшим удовольствием, но других вариантов достичь столицы не просматривалось - автодорогу перекрыли ангольские повстанцы...

Жизнеобеспечение

Если вы в своих путях перемещались автостопом, на электричках, в товарняках и т.д., оголодали, замёрзли, загрязнились и вернулись домой недели через две с твёрдым решением: спать, есть, мыться и никогда больше не бомжевать, -

это означает, что вы занимались не научными путешествиями, а бомжизмом.

Научное путешественничество имеет глобальное отличие от бомжизма. Человек, путешествующий научно, сохраняет свой организм в здоровом виде, нормально питается, моется и спит по желанию. Бомж не придерживается здорового образа жизни, ест что придётся, моется по случаю и спит, пока не прогонят.

Научный путешественник приносит людям, встречающим его, радость, бомж - желание избавиться от оного. Научный путешественник просветляется, бомж - не достигает успеха.

НАУЧНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК - ЭТО НЕ БОМЖ!

Жизнеобеспечение - поддержание тела в пригодном для дальнейшей жизни состоянии - является одной из основных задач путешественника. Можно даже во время путешествия нормально питаться (независимо от количества денег), нормально спать, по необходимости мыться, и не только не терять, но и увеличивать физические силы организма. О том, как это делается, вы прочитаете ниже.

Каково незаменимое снаряжение? Сколько оно весит и сколько места занимает?

Незаменимых вещей нет. Можно отправиться, например, из Москвы во Владивосток без рюкзака, без спичек, без денег, без документов... Но есть один объект, который необходимо иметь всегда. Этот объект весит примерно 1500 грамм, умещается в черепной коробке человека и называется он - головной мозг.

Если у вас в голове всё правильно, вы сможете достичь любого города - при любых внешних условиях. Если же вы не умеете мыслить, то даже большое количество еды, денег, документов, одежд, зубных щёток и других предметов не приведут вас к успеху.

Конечно, даже опытные люди берут с собой в путь какие-либо вещи - я бы сказал, для комфорта. Для меня в дальней дороге полезны: спальный мешок, туристский пенопластовый коврик ("пенка"), металлическая литровая кружка, пластиковая бутылка для воды, крупа, ложка, запасная одежда...

Неплохо иметь также палатку, ножик, полиэтиленовую плёнку, странички, вырванные из "Атласа автодорог", книгу "Практика вольных путешествий"...

Чем больше у вас будет подобного туристского инвентаря, тем дольше вы сможете сохранять автономность в путешествии - и тем скорее вам надоест таскать с собой этот мешок!

Поэтому берите с собой не больше, чем вы сможете тащить всю дорогу.

Поэтому берите с собой то, что не жалко будет потерять в пути.

Питание в пути

Важно ежедневно иметь горячее питание, особенно в холодное время года. Питаясь одним хлебом или незрелыми яблоками, можно за неделю возненавидеть хлеб или яблоки, да и повредить пищеварению. Питаясь супом, кашей, кипячёной водой, тем же хлебом и яблоками, но вперемежку, можно сохранить своё здоровье и оптимизм.

Как варить кашу, суп и прочую еду в походных условиях, известно многим. Приготовление еды на своём огне широко известно во всём мире. Руководства по питанию в походных (природных) условиях написаны без моего участия, и нет смысла в этой книге повторять уже известные советы. Как разводить костёр без спичек, собирать воду в пустыне, различать съедобные/несъедобные растения - изучено также довольно хорошо. Но как, к примеру, сварить суп в Петропавловске или Северобайкальске, известно немногим.

Прямой способ "аска" (прямого попрошайничества готового продукта) хотя и распространён, но не будет описан в этой книге. Здесь же даётся другой метод.

Чтобы создать пищу (суп, кашу), нужно иметь исходный материал (воду, картошку, крупу и т.п.) и плиту. Небольшое количество крупы, например, гречки, перловки или риса, всегда полезно возить с собой в пластиковой бутылке-"торпеде". Не возите с собой слишком много - если у вас есть деньги, вы всегда сможете купить килограмм самой дешёвой крупы в любом городе или селе; если у вас денег нет, вы можете попросить крупы, постучавшись в любую квартиру. Крупа будет прекрасной основой всякой пищи. Вы можете использовать и картошку.

Почистив картошку, помыв крупу, идите со своей кастрюлей в любой ресторан, столовую, диспетчерскую, квартиру или другое место, где, по вашим гипотезам, есть пищенагревательная плита - попросите сварить вам еду. Вам сварят; пока еда варится, расскажите о своём путешествии, и отношение к вам ещё более улучшится. Возможно, если дело к вечеру, вам предложат и ночлег.

Более того, если вы варите кашу в квартире, разговорившись с хозяевами, можно получить и дополнительную еду (напр., сахар, хлеб), чтобы не есть "пустую" кашу. Чтобы ускорить получение дополнительной еды, сами предложите хозяевам свою кашу. Они скажут: "нет, спасибо, мы уже сыты", и предложат вам, в свою очередь, ещё что-нибудь съедобное, от чего вы можете не отказываться.

Однажды вечером, в феврале 1998, мы с Русланом и с большой кружкой ходили по холодному, заснеженному Еревану и мечтали о ночлеге. Наполнили кружку гречневой крупой и пришли в выбранную нами квартиру: "Сварите, пожалуйста, нашу кашу!" Пока каша варилась, нас начали угощать другой многочисленной едой. Когда каша сварилась, мы уже с большим трудом сумели съесть её. Ночлег нам не предложили, и мы ушли. Пошли в другую квартиру с той же кружкой: "Можно ли кипятка?" Пока кружка кипятилась, с нами опять подружились и позвали на ужин. Еда уже не лезла, но нас уговорили... Мы вышли из квартиры, пошатываясь. Ночлег опять не предложили. "Третьей попытки я не переживу", - сказал Руслан. "Я тоже", - отвечал я, и мы пошли в третий дом и поставили палатку на чердаке, где и легли спать. В полночь пришла милиция и нас увезли в отделение, где мы и переночевали в почти тёплой комнате, а утром отправились восвояси. Так выполнились все наши желания.

Полезным может оказаться и обыкновенный кипяток. В Москве кипяток можно получить (бесплатно) почти в любом коммерческом ларьке: продавцы тайно пьют чай, особенно в холодную погоду. А вот в Ачинске (Красноярский край) своим хождением ночью со стаканом по ларькам я удивил всех ларёчников.

Кипяток можно получить в деповской столовой - там, кстати, вас могут ещё и накормить (очень дёшево или даже бесплатно).

Интересно, что картошка (предварительно нарезанная тонкими ломтиками), гречневая крупа и некоторые другие продукты становятся съедобными при помощи кипятка. Залейте то, что желаете съесть, кипятком и держите 10 мин., завернув в одежду, газету или иной теплоизолятор. Затем слейте кипяток и налейте новый. После второй процедуры еда готова. Если не готова - выбросьте её: значит, продукт не готовится вышеизложенным способом.

Образ жизни

Весьма часто я встречаю путешественников, ведущих образ жизни, отличный от здорового. Трасса, сигарета и драные одежды в своей совокупности образовали некий стереотипный образ.

Человек, отбросив дом, цивильную работу, дорогую одежду и т.п., и сделавший своим принципом бездомность, безделие, рваную одежду и т.п., - вместо одних привязанностей получил другие и радуется этому. Мудрец же радуется отсутствию привязанностей. Можно ходить в хорошей одежде или в наихудшей, но не следует специально искать самую хорошую или самую плохую одежду. Также можно питаться, например, бесплатно обнаруживаемыми арбузами или шашлыками, но не стоит сосредотачиваться на том, чтобы есть только арбузы или только шашлыки, или именно бесплатно.

Вам будет проще, если вы не будете курить и не будете употреблять алкоголь. Не имейте привязанности к вещам, которые у вас в рюкзаке: если вы почувствуете, что не смогли бы продолжать путешествие без какой-то вещи - значит, зря вы её потащили с собой. Если вы утратили вещи либо деньги - возрадуйтесь за того, кто нашёл их.

Если вы попали в трудное положение и не знаете, что делать - не делайте ничего. Поставьте палатку, или найдите иной ночлег, или просто подождите минуту, час, день. Мы не на гонках.

Если кончаются деньги и еда - уничтожьте остатки, не оставляя никаких "неприкосновенных" запасов, и продолжайте путь по вашему усмотрению - домой, например. Объедками не питайтесь. Человек может голодать 40 дней, но вам не придётся это делать. Мир добр и изобилен, и умереть с голоду вам не дадут.

Сколько же, по минимуму, брать с собой денег?

Многие, путешествуя автостопом - как по СНГ, так и по странам всего мира, тратят на всё про всё столько же, сколько они тратят и дома. Человек, живущий скромно, тратит в дороге мало; привыкший к буржуйской жизни - много. Если у вас нет денег, можно поехать в путешествие вообще без них - ведь мир изобилен, и "минимально необходимой суммы" не существует. Но также не существует и максимального предела денег, которые человек способен потратить в дороге. Большие деньги расслабляют, и оба путешественника - и богатый, и бедный - вернутся домой, вероятно, одинаково счастливые, но с одинаково пустым кошельком.

Не экономьте. Если деньги есть - смело тратьте. Деньги экономить - что воздух экономить. Никаких "НЗ" вам не потребуется.

Не беспокойтесь ни о чём. Если вам кажется, что происходит какая-то ерунда - подождите, чем она закончится. Помните, что любая последовательность событий всегда правильна. Если нам кажется, что что-то не так - значит, последовательность событий ещё не закончилась.

Не создавайте себе проблем предварительными размышлениями о них, не думайте: что будем есть и где будем спать завтра, послезавтра и т.д.. Ближе к делу и разберёмся.

Если вы простудились или приболели иным образом - поголодайте некоторое время, употребляя только кипячёную воду. Пусть дорога вылечит вас. Кстати, полное голодание, в течение 1-2-3-5 суток, оздоровляет организм и увеличивает физические силы оного, в чём вы можете сами на опыте убедиться.

Ночлег в незнакомом городе

Одна из проблем, возникающих в процессе путешествия, - это проблема вписки (ночлега). Конечно, можно заранее найти друзей во всех городах по пути своего следования и останавливаться у них, - более того, можно ездить только специально по тем городам, в которых есть где переночевать. Однако такое передвижение отличается большой скованностью, зависимостью от наличия знакомых в разных городах и от их желания (и возможности) вписать нас. Поэтому не помешает нам приобщиться к опыту мудрецов, находящих себе ночлег в различных регионах нашей бескрайней Родины.

Можно заранее обзавестись палаткой, которая избавит от многих проблем, связанных с ночлегом. Движение с палаткою быстрее, ибо вы не тратите время на посещение городов и поиск ночлега в них. Но палатка не может всегда полностью заменить настоящее жильё, с возможностью поесть, помыться, обсохнуть и отдохнуть в долгом пути. Ночлег и организация отдыха с палаткой могут быть сопряжены с трудностями, особенно если весь день лил холодный дождь и мы промокли и замёрзли, а куда идти - неясно. Также плохая палатка много весит, а хорошая дорого стоит, поэтому не все имеют возможность ночевать в палатке. Ночёвка же при помощи описанных ниже научных методов прибавит вам много новых знакомств, друзей, информации и впечатлений.

Первый способ - тусовка. В каждом крупном городе есть тусовки неформалов и иных молодых людей по интересам. Узнайте заранее, где тусуется народ. Приступите к поиску тусовки возможно раньше: при наступлении темноты народ обычно расходится. Подружитесь с кем-либо и отправляйтесь ночевать.

Во многих городах имеется и - Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТур). Его найти нетрудно: во-первых, существует специальный справочник, в который включены адреса и телефоны около 500 таких центров по всей России; а во-вторых, адрес сего госучреждения можно узнать через городскую справочную. В ЦДЮТуре вы найдёте людей, увлекающихся туризмом, подружитесь с ними - и дело в шляпе. Так, очень душевно встречали путешественников в Магадане, Пятигорске, Салехарде, Сыктывкаре... Полезными могут оказаться и взрослый турклуб, а также альпклуб, велоклуб, лыжная база... Почему бы и не попробовать?

Третий способ найти вписку весьма распространён. Отправляясь в дальний путь, вы запасаетесь бумагой с большим количеством "вписок" - телефонных номеров и имён сомнительного вида.

Имея бродячих знакомых, вы легко получите подобный список. Но не впадайте в иллюзии - из таких вписок обычно срабатывает менее четверти. Найдя телефон, вы достаёте свои записки и начинаете звонить. Не очень напирайте на знакомство с каким-либо N - обычно человек на другом конце провода давно забыл г-на N. Не забудьте предупредить, что у вас есть спальник и коврик, а ещё лучше - и еда. Наличие у вас еды сделает вас желанным гостем на лучших вписках мира.

При попытке вписаться (или просто посетить кого-либо) надо точно сообщать, сколько нас, откуда, и как надолго. Вписка большого контингента людей - скажем, 20 человек - в одном месте затруднительна. Группы более 4-5 человек при поисках ночлега обычно раздробляются с перспективой встретиться назавтра в каком-либо условном месте. При удалении от местожительства шансы переночевать увеличиваются, так как дальние путешествия вызывают уважение. Вписка на одну ночь почти всегда легко осуществима, тогда как зависание на длительный срок (неделя, месяц, навсегда) возбуждают неприязнь.

Помните, что вписывать нас (так же, как и подвозить по трассе автостопом) никто не обязан, поэтому не будьте излишне настойчивым. Не надо унижаться и клянчить: о, я так страдаю, последний телефон, есть нечего, замёрз, грязный, две недели как из дома, денег нет и т.д... НИКОМУ НЕ НУЖНЫ НЕСЧАСТНЫЕ! Если ты такой несчастный, сидел бы ты дома. Говоря по телефону, думайте про себя так: "В любом случае я заночую в этом городе. Этот человек - не захочет ли он составить мне компанию? Он не пожалеет об этом!"

(Так же и при автостопе: никому не нужны несчастные! "Помогите, опаздываю в Читу, я замёрз, несчастный, голодный, возьмите меня, о, о,..., гад, опять не взял!!" Это неверно. С такими мыслями - не достигнете успеха. "Я еду в Читу, можете составить мне компанию!" - с такими мыслями голосуя, достигнете большего.)

Искать ночлег лучше начинать днём, и договориться заранее о времени прибытия, а приходить ночевать - в 21-22 часа, чтобы не обременять раньше времени народ своим присутствием, но никого и не разбудить. Ещё раз повторяю - не следует "радовать" хозяев своим визитом в 1-2 часа ночи! Если вы припёрлись в город в такое негожее время - переночуйте в подъезде, или найдите котельную, сторожа, или ещё какое-нибудь круглосуточное место, а наутро идите по гостям.

Придя к кому-нибудь в гости (не ночью), передавайте ему привет от Антона Кротова, составителя этой книги. Но если вы припёрлись ночью, именем А.Кротова не прикрывайтесь. Ещё более вредно приходить незванно ночью к самому А.Кротову. И не пытайтесь оправдаться, свалив свою вину на медленный КАМАЗ, доставивший вас в столицу только к трём часам ночи, а также на отсутствие у вас телефонной карточки, палатки и мозгов!

...Часто местами ночлега вольных путешественников оказываются студенческие общежития. Вечером, узнав, есть ли в городе ВУЗ и общаги, подойдите к ним вечером, и вы увидите студентов, сползающихся туда для ночлега - к ним и обращайтесь. Если студенты смущаются, ссылаясь на злое начальство - следует обратиться напрямую к сторожу, коменданту, преподавателю или другим официальным лицам.

Поиск ночлега в общежитиях нередко приводил нас к успеху не только в России, но и в странах СНГ, Азии и Африки.

Во многих районах, например, на Кавказе и в странах с развитым гостеприимством, имеется и другой способ переночевать. Желая ночлега, незадолго до захода солнца выйдите на трассу и езжайте автостопом в любом направлении. Последний водитель из числа подвозивших вас предложит вам переночевать у него - так и сделайте. Если таких предложений не будет, вы сами легко напроситесь ночевать в любой дом в сельской местности, о чём отдельно написано ниже.

В Иране, Пакистане, Судане, Сирии и других странах с ещё более развитым гостеприимством поесть и переночевать ещё проще. Вы садитесь в любом населённом пункте и ждёте. Любопытные местные жители, увидев иностранца, будут пытаться общаться с вами, предлагать чай, еду, приглашать в гости и на ночлег. Впрочем, подробное рассмотрение сего вопроса выведет нас далеко от тем этой главы, посвящённой, в основном, ночлегу в нашем Отечестве.

Как себя вести

Несколько слов следует сказать относительно поведения на вписке, безотносительно к тому, имели ли вы этот адрес заранее, или вас кто-то привёл к незнакомым людям.

Придя к кому-нибудь в гости - пообщаться, помыться, на чай, - никогда не умалчивайте о том, как вы собираетесь ночевать. Выясните этот вопрос с хозяином как можно раньше. Хитрость типа "Я приду на чай, а вот в 24 часа тактично замечу, что метро уже закрылось, и им ничего не останется, как оставить меня ночевать" - вредна!

На вписке не рекомендуется: 1) спрашивать, где кровать (если будет свободная кровать, её укажут вам, но обычно спать следует на полу), 2) расстилаться, когда люди ещё не настроены спать, 3) пытаться спать, когда все уже встают, 4) звонить по межгороду, 5) спрашивать о наличии еды (когда будут есть, предложат и вам, а лучше не дожидаться этого момента и предложить свою еду, если таковая имеется), 6) вещать всем свои слова, не заботясь о том, кого они интересуют, и задерживать отход ко сну своими речами (задерживать сон - привилегия хозяев, а не гостей), 7) приводить левых людей, 8) приходить без звонка, 9) выносить из дома чужие вещи без согласия хозяев. Жизнь на вписке может вас удивить, но в любом случае - внешне не удивляйтесь и пытайтесь своим поведением и видом не особо отличаться от других людей в помещении.

На вписке можно выяснить, можно ли там: 1) если есть плита - приготовить какую-либо еду из имеющихся расходных материалов (материалы, например крупу, полезно принести с собой, хотя бы немного; если на вписке есть др. еда, её вам предложат, если нет - ваша каша приведёт в радость всех жителей), 2) если есть телефон - позвонить по городу, 3) если есть ванная комната - помыться. Не забудьте, находясь на вписке, помыть находящуюся там в мойке грязную посуду.

На вписке полезно познакомиться со всеми обитателями и узнавать у них особенности маршрутов и методы путешествий, а также телефоны и адреса других вписок в разных городах. Вписываясь, полезно сообщить свои координаты для дальнейших контактов. Информация, полученная у людей, тоже сведущих в перемещениях, может иметь для вас большое значение.

После вашего визита квартира должна остаться в лучшем состоянии, чем была до этого. Если есть возможность, оставьте там излишки еды (не объедки, конечно!) Ещё раз помойте за собой посуду, подметите полы и вообще уберите за собой следы своего пребывания. Спросите у хозяев, не надо ли помочь в чём-либо. Подарите жителям книгу "Практика вольных путешествий".

Ночлег в монастыре

Интересно и неожиданно для многих, что при необходимости можно поесть, переночевать и даже остановиться на несколько дней в христианском монастыре - как в мужском, так и в женском, и не только в России, но и в других странах, кроме Эфиопии.

Остановиться в монастыре может любой человек, имеющий паспорт, верующий в Бога и выполняющий основные правила поведения в монастыре, о чём будет сказано ниже.

Как узнать, есть ли в городе монастырь? Если есть возможность, узнайте об этом заранее, например, в книге для автостопщика "Вольная энциклопедия".

Итак, вы оказались в монастыре. После окончания вечерней службы (примерно в 20 часов) обратитесь к любому священнику или монаху (монахине) и попроситесь переночевать. Вам объяснят, к кому обратиться (в каждом монастыре есть человек, занимающийся впиской паломников).

- Здравствуйте! Мы из Москвы сюда приехали, скажите, можно одну ночь переночевать?

При этом важно, как вы выглядите. Для мужского пола длинные волосы, борода, длинные штаны одобряются, а ирокез, серьга в ухе, анархические чёрные платочки, шорты не рекомендуются. Для женского пола косынки, длинные одежды одобряются, а брюки, косметика, эротическая одежда, татуировки не рекомендуются.

Мы (Скво, я и небольшой котёнок в картонной коробке) попали на ночлег в Борисоглебский монастырь (г.Торжок). Там было 3 монаха и несколько послушников, причём церковная служба проходила в 3 км от монастыря на кладбище. Нам выдали кровати и еду, мы переночевали, помогли с уборкой, а затем, утром, продолжили путь свой. Кстати сказать, котёнка мы оставили в подарок монастырю: одна из целей нашей поездки была - пристроить котёнка, и мы достигли в этом успеха.

Как известно, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Поэтому следите за внешним видом (одежда и поведение!), смотрите на других и делайте так, как другие. Попроситесь работать, если вы более чем на одну ночь. Работа может быть такой: пилить и колоть дрова, копать поле, сажать (выкапывать) картошку, другие работы на поле, мытьё полов, посуды, работа на кухне и др. Какая работа попалась, ту делайте. Поучаствуйте не только в работах, но и в молитвах - это ведь монастырь, а не кемпинг.

Чтобы не беспокоиться, полезно узнать заранее: в каких городах (местах) по пути следования находятся действующие монастыри. При этом не имеет значения - мужская обитель или женская, ночевать могут лица обоего пола.

В некоторых городах нет монастыря, но есть церковь. Тогда вы можете заночевать в церкви, обратившись к батюшке. Наличие паспорта, внешний вид, поведение - всё так же, как и в монастыре.

Святые обители и храмы полезны не только в России, но и во многих других странах мира. Коптские православные церкви и монастыри могут приютить автостопщика на ближнем Востоке и в странах Африки. Обладают свойством принимать на ночлег не только православные, но и католики (примечательно, что католические миссии распространены во множестве стран мира), англикане, лютеране, протестанты и разнообразные сектанты. Если обращение к пастору (священиику) не привело вас к успеху, подойдите к его пастве, выходящей из церкви после вечерней службы, и сообщите о своих желаниях. Вероятно, вам помогут. В мусульманских странах можно обратиться в мечеть, в Индии и восточной Африке - в храм сикхов... Однако, детальное изучение религиозных общин, распространённых в разных регионах, и ночлегов в них превратит сию книгу в трактат на тему "Как пользоваться религиями", чего бы не хотелось.

Может ли остановиться в монастыре человек, не являющийся верующим, и не желающий мимикрировать под верующего?

Это зависит: 1) от монастырского начальства, 2) от того, насколько вы нуждаетесь в ночлеге и 3) от того, насколько монастырь нуждается в рабочих руках. Если вы верующий неправославным образом, важно не заниматься в стенах монастыря религиозной ино-агитацией.

Ночлег в сельской местности

Часто, особенно при передвижении автостопом, вечер застаёт нас в сельской местности, где нет возможности переночевать описанными выше способами, - но спать хочется (а палатка может отсутствовать). Тут, двигаясь по трассе, можно найти населённый пункт - посёлок или деревню и стучаться там во все дома, просясь переночевать. Этот метод нужно использовать в ещё светлое время суток (человек, будящий всех жителей деревни в три часа ночи, возбуждает негативные эмоции, а вовсе не желание пустить доспать). Населённый пункт должен быть провинциальным, - в городах такой способ может не привести к успеху.

Возвращаясь домой с Соловецких островов, двигаясь по трассе Архангельск-Москва, мы с Татьяной Харук оказались к 20 часам у деревни Почтовое (Архангельская обл., 1024 км. от Москвы). Автостоп почти прекратился, хотя было ещё светло. Мы ходили по всем домам и просились переночевать. В одном из домов (примерно 15-ом по счёту) нас пустили и приняли чрезвычайно хорошо, обкормили, уложили спать, предлагали остаться у них в Архангельской обл. ещё дней десять, а потом всё же отпустили по нашим просьбам, надавав в дорогу хлеб, консервы и прочее.

Чем дальше от мегаполисов, чем провинциальнее городок и глухоманнее деревушка, - тем легче путнику найти ночлег. В провинции люди доверчивее, приветливее и проще, тут ещё сохранилось старинное хлебосольство и гостеприимство, одним словом, пропасть не дадут. Поэтому, если вы, двигаясь по трассе, застряли вечером (но ещё засветло) близ какой-нибудь деревни или села, можно вполне ходить и проситься переночевать, ожидая успеха. "Просите, и будет вам дано, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам".

На Кавказе и в Средней Азии пускают переночевать ещё охотнее, чем в России.

Мы с Русланом выехали из Еревана в ближайший город Масис, и, сойдя с электрички с кружкой гречневой крупы в руках, шли и думали: куда бы зайти сварить её? Видя нас, озирающихся с кружкой, один мужчина подошёл и спросил нас: чего мы ищем? Мы сказали: ищем, где бы сварить кашу. Мужчина повёл нас к себе домой, где нас накормили, расположили спать, а утром мы вернулись обратно в Ереван с той же кружкой в руках - так и не получилось сварить...

Напротив, ночлег в Москве, в дачных посёлках, в крупных городах, в курортных поселениях потребует от вас терпения и настойчивости (возможно, придётся обойти много домов). Для выживания в городах полезно выработать в себе привычку правильного выбора квартиры. Например, в бедных городах ходить с кружкой ("сварить кашу") лучше по богатым квартирам, определяемых по хорошей двери; в богатых городах будет полезна небогатая квартира (простая дверь). Ночлег и питание в сельской местности тоже требует наблюдательности: один двор большой и огород велик - значит, пара картофелин для вас найдётся; другой дом бедный - там проще переночевать, но лучше прийти со своей едой, с тою же картошкой, например.

На всякий случай полезно возить с собой спальник, когда отправляешься в дальний путь, чтобы не волноваться о ночлеге, - а в случае, если всё же позовут на ночлег - не утруждать хозяев заботой о кровати, одеяле, тем паче иногда для вас таковых и не оказывается.

Контакты

Вольное путешествие не обходится без контактов с людьми. От того, как вы относитесь к людям, к случаям жизни, как ведёте себя, - несомненно, зависит успех вашего путешествия. Особое значение для нас имеют способы контакта с местными жителями, с представителями власти и с родителями. Их-то и изучим.

Общение с местным населением

Часто приходится слышать, что в отдалённых городах проживают так называемые гопники, стремящиеся вас побить, отнять деньги и ценные вещи. На это следует заметить, что даже если гопники и существуют, не надо быть приманкой для них: необычные причёски, чрезвычайно разодранные или, наоборот, слишком броские одеяния, значки и изображения различных музыкантов и певцов, политические символы, - всё это может вызвать большие неприятности в пути. Берите с собой только те вещи, каких не жалко, а лучше вообще не жалеть вещей.

Не следует также вести себя вызывающе: громко петь, кричать, приходить в нетрезвое состояние.

Когда вечером по улице вам навстречу идёт странная компания, готовая испытать к вам нездоровый интерес, - предупредите их и задайте свой вопрос первым, например:

- Скажите, где здесь дорога на Челябинск?

или:

- Не подскажете, где здесь можно переночевать?

- Скажите, где в вашем городе почта?

Сбив гопников со стандартной, ими выработанной схемы поведения, - вы станете хозяином ситуации, заставите их удивиться:

- А откуда ты такой взялся?

Местные жители - поймите это! - скучают, и хотят побить вас только оттого, что других способов проведения досуга не просматривается. Заинтересуйте их своей персоной и неторопливо загрузите словесами.

Если же вас опередили, и к вам пристали представители местного населения, надо относиться к этому спокойно, не ругаться, не пугаться, не устраивать драк, а спокойно выяснить, что нужно. Для удовлетворения материальных претензий полезно иметь в наружном кармане небольшую сумму и позволять отнимать её, а прочие деньги (если они имеются) прятать. Если гопники попытаются отобрать у вас какие-нибудь вещи, подарите их людям сим.

Напомню одну простую мудрость: в каждой ситуации, даже, казалось бы, неприятной, существует правильное поведение и правильное к ней отношение. Если вам не помогло правильное поведение, - то правильное отношение поможет в любом случае. В качестве примера:

Однажды я ехал в пригородном поезде Луга-Псков. Снял кроссовки, оставил их внизу, залез на верхнюю полку и уснул. Приехал в Псков. Просыпаюсь - кроссовок нигде нет. Пошёл по Пскову босиком (летом было дело); через некоторое время нашёл комиссионку и купил себе другие кроссовки. Ну, а если бы денег не было на другие кроссовки??? - спросит непонятливый читатель. Ну, завершил бы дела во Пскове и поехал бы босиком в Москву.

Если вы - девушка, следите за своей внешностью. То, что часто используется для привлечения внимания самцов - косметика, духи, короткие одежды, выпячивающие вашу красоту, - в путешествии неполезно.

В основном же местное население взаимодействует с путешественником положительно. Местные люди часто знают расписания электричек, автобусов, поездов, могут подсказать, где находятся достопримечательности, вокзал, дешёвые столовые, шоссе, монастыри и т.д. Жители маленьких городков и деревень нередко пользуются автостопом, наружной ездой и другими методами (двигаясь на небольшие расстояния), и они могут подсказать нужные сведения. Бывают, впрочем, странные и ложные сведения и советы; критически воспринимайте их.

Контакты с представителями власти

Нередко в пути и в нашей российской жизни происходит контакт с милицией, с гаишниками, с контролёрами, с проводниками, с ОМОНом. Если в момент контакта вы делаете что-то нехорошее (например, воруете продукты из магазина, или перевозите наркотики) - вы сами допрыгались, и советов на этот случай не будет. Но обычный добропорядочного путешественника задерживают не за столь вредные, а за вполне обычные действия.

Перешёл улицу на красный свет; просился в поезд или в локомотив поезда; не имел местной прописки (регистрации); спал в палатке или в подъезде; громко разговаривал; находился с рюкзаком в общественном месте; чем-то напоминал кавказца (а на Кавказе - напротив, отличался от местных); проезжал без билета; спрашивал дорогу на Омск... - да мало ли поводов, способных задеть за живое блюстителя нашего, пост-советского, порядка!

Первое, что сделает блюститель порядка, - спросит ваши документы. При поездках весьма желательно иметь паспорт! Покажите его.

Дальше вас, задав пару вопросов, обычно оставляют в покое. На вопросы отвечайте честно! Если вы из Москвы (Питера, Урюпинска) - так и говорите. Если едете в Магадан (Берлин, Сингапур) - так и говорите. Если автостопом, тоже не скрывайте этого факта. Вы должны помнить про себя, что ваш путь велик и достоин того, чтобы вас, во всяком случае, расспросили и накормили.

В некоторых местах до сих пор пристают по поводу "где ваша регистрация?" Объясните, что путешествуете автостопом, в данный город заехали транзитом и сегодня (или завтра) уезжаете. Даже официально, пребывающим в одном месте до трёх суток, регистрация не нужна.

Длинный язык - посох путешественника. Помните это. Пусть будет ваш язык при необходимости так же длинён, как и путь, вами преодолеваемый.

Правда - двигатель мудреца! Не врите даже в мелочах - это вредно.

Не уклоняйтесь от беседы. Чем больше интересного и неожиданного от вас они узнают, тем лучше. На одно слово отвечайте двумя. Очень хорошая вещь - Дорожная грамота, официального вида бланк, желательно с печатью, показывающий, что вы - важная экспедиция, что вы не "сами от себя", а посланы кем-то - об этом уже упоминалась в разделе "Электрички". Это уменьшит желание задерживать вас на долгое время. В качестве ксивы пригодится даже командировочное удостоверение. Но можно обойтись и без неё.

Вас могут обыскать - не обижайтесь. Обыск - лишний повод поговорить.

Итак, основные компоненты правильного поведения: 1) подчинение, 2) документ/ксива, 3) загруз информацией. Не убегайте от милиционера и не сопротивляйтесь ему. И, естественно, не будьте пьяны и не перевозите наркотики.

Возвращаясь из Магадана, мы с Андреем были задержаны вохровцами на станции Чара (БАМ) за попытку переговорить с машинистом локомотива. Мы охотно подчинились, и, рассказав историю нашего путешествия, получили в подарок хлеб, сало, лук, чай, сахар и другие продукты. Потом нас переправили милиционерам. Жизнь сложилась так, что мы подружились и с ними, поужинали, помылись и переночевали в гостях у начальника ЛОВД, после чего специально вызванный конвой отвёз нас в купейном вагоне поезда на 300 км ближе к Москве - до ст.Таксимо, где конвой вышел, а мы продолжили путь свой в поезде том.

Гаишник обычно так занят извлечением штрафов из водителей, что к нашему пешему житию относится более сочувственно. Документы (паспорт) может посмотреть. Иногда может, по вашей просьбе, застопить вам нужную машину, но к его услугам прибегать не рекомендуется, т.к. гаишник и связанные с ним люди воспринимаются водителями отрицательно. Помните - обращение к тёмным силам за помощью не приводит к победе! Иногда бывает удобно заночевать на посту ГАИ (в глухой местности).

Контролёры электрички имеют свойство спрашивать билет. "Дорожная грамота", о которой уже говорилось, также удовлетворит их. Если у вас нет ничего сего, можно (по желанию) всё же поискать по карманам, а можно честно сообщить: нет билета, а на предложение оштрафоваться, воздевать глаза к небу. При предложении выйти из электрички - перейти в тамбур и стоять в нём. Высадка из электрички - явление очень редкое и происходит не чаще, чем 1 раз за 5000 км путей. Вызова милиции не стоит пугаться, но если милиционер появится и спросит документы, покажите паспорт.

Интересно, что штраф, равный повсеместно 10% от минимального размера месячной заработной платы, значительно меньше стоимости проезда в обычной электричке - скажем, Тверь-Москва. Контролёр получает в свой карман небольшой процент штрафа, так что будет удовлетворён тайно врученной мелкой мздой, разумеется, без квитанции.

Контролёра электрички, как болезнь, желательно предупредить ещё до наступления трудностей с оным. Так, на многих оживлённых направлениях существует негласное правило: контролёр не трогает торгующих. Поэтому, зная, что в электричке имеется контролёр, полезно пронести, торгуя, по вагонам навстречу контролёру некую вещь, например, эту книгу.

Есть и другой метод. Если контролёров не один, а двое, и электричка непуста, проследите - в каком вагоне находятся эти прихватчики, занятые своим неблагодарным делом, - войдите в этот вагон, пока его проверяют, и встаньте в уже проверенную часть его. Контролёры, пройдя вагон с обоих сторон, объединятся в середине его и пройдут мимо вас, на уже "проверенных" пассажиров внимания не обращая.

Бесплатная передача информации

Большое значение в обмене информацией имеет бесплатная связь. В процессе путешествия вам, скорее всего, потребуется сообщить своим родителям и друзьям, оставшимся дома, о своём перемещении или узнать что-либо от них. Мало кто знает, что можно бесплатно (и легально) передавать информацию по междугородней телефонной сети.

Метод "да-да-нет-да". Предположим, я отправляюсь в большое путешествие по некоторым городам, и хочу информировать родителей, остающихся в Москве, о своём передвижении. Приезжая в очередной город, я ищу какой-нибудь междугородний телефон-автомат, действующий от жетонов. Из такого автомата я, как обычно, звоню домой, но жетон не опускаю. Дома звонит междугородний телефонный звонок, и там снимают трубку. При этом всё, что говорят мне, я слышу, а мои слова - не передаются. Поэтому у моих родителей трубка молчит, и они могут догадаться, что звоню я. Если они не догадываются и говорят "вас не слышно, перезвоните", - я перезваниваю ещё раз, пока они не догадаются, что это я.

После этого начинается сеанс связи. На том конце провода мне могут передавать любую словесную информацию и задавать любые вопросы. После каждого вопроса им нужно перечислять возможные ответы. Когда я слышу верный ответ, я вешаю трубку на рычаг, связь прерывается - это означает "да". Тут же я перезваниваю и слушаю очередной вопрос и возможные ответы.

- Где ты находишься? В Твери? в Петербурге? в Новгороде? в Пскове? (я вешаю трубку, это означает - в Пскове, затем перезваниваю).

- Когда ты приедешь? 21-го? 22-го? 23-го? 24-го? (вешаю трубку, - это означает 24-го. Перезваниваю...)

В последние годы телефоны, действующие от жетонов, стали кое-где исчезать. Вместо них попадаются телефонные узлы, где человек вносит аванс оператору, разговаривает, а затем получает сдачу. Мудрость в том, чтобы получить сдачу, в точности равную авансу, да при этом ещё и поговорить. Делается это при помощи такого метода.

"Голос в не туда". Связавшись с абонентом по межгороду, вы говорите не в микрофон, а в слуховое отверстие телефонной трубки, причём громким голосом. Кнопку "Ответ" при этом не нажимаете. Вы можете разговаривать секунд 20-40, после чего связь отключается. Когда связь отключилась, наберите ещё раз.

При этом на компьютере, который следит за разговорами, отсчёт вашего времени разговора начинается с момента нажатия вами кнопки "Ответ". Так и не нажав кнопку сию, огласив телефонный пункт громкими криками, подойдите к оператору и получите назад свой аванс в 100% размере.

Если "голос в не туда" не работает, говорите по методике "да-да-нет-да", т.е. кнопку "Ответ" не нажимая.

Некоторые междугородние телефоны обладают 10-секундной бесплатностью (то есть отсчёт оплачиваемого времени начинается через 10 секунд после начала разговора). Тогда предварительно разделите передаваемую информацию на кванты по 9 секунд и передавайте их. Заодно научитесь лаконично выражать свои мысли.

Указанные методы бывают полезны и при городских переговорах. Хотя, если вам хочется куда-то позвонить по городу, постучитесь к любым жителям и попроситесь позвонить по городу от них, если у жителей обнаружится телефон.

В последние годы научно-технический прогресс и новейшие технологии достигли и нашей страны. В связи с этим появилась возможность отправлять бесплатные сообщения по электронной почте (E-mail). Зайдите в любую богатую фирму, в гос.учреждение, библиотеку или даже Интернет-кафе, и, объяснив свою путешественническую сущность, попросите разрешения отправить E-mail. Если вам откажут, зайдите в другое место.

Общение с родителями

Для многих людей самого разного возраста родители становятся первым затруднением при сборах в дальнюю дорогу. К сожалению, не существует универсальной технологии, позволяющей приучить родителей к вольным путешествиям потомков. Дам лишь несколько советов в этом направлении.

1). Информированность. Не маскироваться! Если я скрываю свои поездки, говоря: мол, поехал к подруге на дачу готовиться к экзаменам, - а сам отправляюсь в Мурманск, - тем самым я подсознательно признаю, что поездка - это плохо (раз это следует скрыть), а дача, подруга, экзамены - хорошо. Когда обман раскроется, возникнут большие проблемы. Лучше предупредить их и заранее сказать: куда, как, и насколько я собираюсь.

Сообщайте им письменно или устно (см.выше о бесплатном телефонизме) о своих перемещениях. Они будут радоваться. Расскажите им о других вольных путешественниках, приведите домой оных, чтобы ваши родители убедились в их существовании. Дайте родителям почитать книги по автостопу; если у вас есть Интернет - вместе посмотрите сайт АВП (www.avp.travel.ru).

2). Здоровый образ жизни! Ваш внешний вид по возвращении должен быть не хуже, чем при отъезде, иначе родители подумают, что вы портите своё здоровье, занимаясь чем-то неполезным. Водки, "травы" и подобных развлечений избегайте. Если, возвращаясь домой, вы чувствуете себя уставшим и имеете характерный бомжовый запах, - остановитесь на расстоянии дня пути от своей исторической родины, отъешьтесь, отмойтесь и являйтесь к родителям в благоустроенном виде; а на досуге перечитайте ещё раз главу "Жизнеобеспечение".

3). Безопасность. Многие родители думают, что путешествовать ("в наше время") чрезвычайно опасно. По этой гипотезе, хотя в Москве, Питере, деревне Дыркино и любой отдельно взятой точке России относительно безопасно, но человек, посещающий эти точки последовательно, подвергается большой опасности. И хотя ехать в электричке на небольшое расстояние безопасно, поездка на электричках в Красноярск - поступок весьма рискованный (по этой гипотезе). Но основных опасностей легко избежать - если вы не склонны совершать глупости, затевать драки, терять документы, спать ночью в машине, мчащейся со скоростью 140 км/час и т.п. Помните, что ваша безопасность - продукт вашего правильного поведения.

Опасности живут лишь в мозгу самого человека, боящегося их. Уже более чем десять лет в процессе моих вольных путешествий сотни и тысячи разнообразных уважаемых людей пугают меня всякими опасностями, якобы подстерегающими меня в Москве и на Кавказе, в Пакистане и Таджикистане, в Судане, Эфиопии, Кении, Анголе... Однако, ни одна из этих мнимых опасностей, разрекламированных через СМИ и уважаемых людей, - не материализовалась в моей жизни. Имейте свой, правильный взгляд на мир, и не бойтесь окружающего мира! И думайте головой!

Ну, и последний совет - постепенность. "Шоковая терапия" (А ты далёко собрался? - Да нет, на Хабаровск иду вечером!) не всегда приводит к положительному результату. Развивайте свои путешественнические свойства постепенно, и родители созреют вместе с вами.

В процессе путешествий каждый из нас может воочию убедиться в том, что мир добр, что люди отзывчивы и гостеприимны во всех уголках нашей страны и мира, и что мир открыт и принадлежит каждому, кто хоть раз всерьёз задумывался об этом. Жизнь поистине прекрасна; и, возвращаясь из дальних путей, мы по-другому видим уже привычных окружающих нас людей и стараемся лучше относиться к ним и быть достойными собратьями во всемирной человеческой семье.