Снаряжение

7 августа 2019
Тип материала: Тест-драйв снаряжения
0 0 0

Некоторые размышления на тему надувных байдарок "Щука" 

Автор: М. Трусков


Часть первая, написанная до похода

В начале лета 2001 года решил обновить свой байдарочный парк. По принципу - "В новое тысячелетие на новой технике". Таймень - это тривиально и пройденный этап. "Тритоны" дороги. Нашел в Интернете информацию о чудесной сверхлегкой байдарке "Щуке". Прочитал все "про" и "контра". Понравилось, но к "розовой" информации на сайте производителя отнесся не то, чтобы с недоверием, но, в определенном смысле, как к рекламе. Некоторые сомнения все-таки оставались. 
Последней каплей, подвигнувшей меня приобрести "Щуку-3" был материал опытного туриста, щуколадельца и щуковеда Андрея Чупикина "Байдарка "Щука" без прикрас и напраслины" на его сайте www.chupikin.boom.ru.
Малый вес Щуки привлёк меня в первую очередь, ибо в этом году собирался пойти вдвоем с 17-ти летним сыном на маршрут с 20-ти километровым волоком. Ну просто влом было вновь таскать Таймень. Вес и габариты Щуки позволяли бы сделать это даже без челночения.
Связался с изготовителем. Телефонный голос посетовал, что "Щук" сейчас нет, но может быть будут в четверг… Тут же пояснил, что на "Щуки" надо записываться заранее и ждать своей очереди. Прямо развитой социализм какой - то!!!
В четверг с утра голос смягчился и пообещал бросить на мой мэйл схему, как добраться до заповедных щучьих мест. В пятницу с утра бросаю все дела, сажусь в автобус Тула-Москва и еду, еду, еду…, а скорее - лечу навстречу мечте. 
Ура, "Щуки" есть! Радикально-туристского вида "щуковладелец" Михаил Чернецкий уточняет - не против ли я того, чтобы взять лодку с днищем из желтой ТЭЗы. Сразу приходит на память анекдот насчет крокодила, который ползал жёлтым пузиком по асфальту…. Соглашаюсь.
Михаил раскладывает передо мной на полу нечто капроновое, вывернутое наизнанку. Внешне походит на мечту коренного Рио-де-Жанейрца - длинные белые штаны. Не удивляюсь. Это всего лишь оболочки для баллонов.
Хозяин показывал новшества, внесенные в конструкцию за последние два месяца и еще не отраженные на сайте www.Stalker.mega.ru. Это две прорези на деке на самом носу и корме, закрытые "карманами". Через них удобно поправлять концы баллонов при накачке.
Пока я нес самую легкую лодку от офиса до метро понял, что ее родная упаковка "нетаскабельная". Узкая лямка впивалась в плечо. Решил, что капроновый мешок пригодится для домашнего межсезонного хранения "Щуки".

Тестирование на полу

Дома разложил перед собой два описания процесса сборки - авторский, прилагаемый к лодке и второй - позаимствованный на сайте А.Чупикина. Поводил взором с одной инструкции на другую, скосил глаз на разложенные на полу белые штаны и бросился в омут головой…
Вдел баллоны в штанины, расправил их, вывернул лодку налицо. Залез "по-Чупикински" в нос и корму и, поелику возможно, расправил там баллоны. Как эти толстые колбасы будут уживаться там, в узких носу и корме, пока было не ясно.
Накачивал пылесосом. Засовывал трубки в выхлопное отверстие своего "Тайфуна", закрывая оставшуюся дырку пальцами. Полной герметизации, конечно, не получалось, но баллон накачивался за 40-50 секунд примерно на 80-90%.
Пришел к выводу, что накачивать баллоны надо по - очереди. Сначала на 50% один, потом - второй. После этого поправить через прорези в носу и корме выступающие из штанов "лишние" части баллонов. Задача - дать им возможность равномерно давить друг на друга и как можно полнее заполнить узкие носы байдарки. Если где-то образовывалась впадина, достаточно было потеребить в этом месте баллон и "яма" при дальнейшем накачивании пропадала.
Первое опыт накачивания "Щуки" был не самым удачным. В районе кормы слева и на носу справа были видны явные "провалы" в строгих обводах байдарки. Спустил баллоны и там, где были изъяны, расправил баллоны в "штанах" и вновь накачал лодку. Спускал баллоны тоже пылесосом, вульгарно высасывая из них воздух.
На второй раз обводы лодки приобрели законченность и радовали глаз. После пылесосного накачивания требовалось качнуть в каждый баллон раз по 50-70 маленькой матрасной лягушкой, чтобы лодка зазвенела. Не отказал себе в удовольствии походить по лодке пешком. Баллоны держали нагрузку. Надо сказать, что оговоренные Чернецким морщины на оболочке лодки действительно имелись, но внешнего вида не портили.
Добившись желанной формы, я вновь спустил лодку и, не вынимая шпангоутов, туго её скатал, вновь раскатал и надул по проверенной схеме (пылесос 50%; 80%; лягушка 100%). Лодка накачалась идеально без какого либо моего вмешательства в ее внутренние органы. Этот эксперимент позволил поверить в утверждение авторов, что подготовив лодку к походу в домашних тепличных условиях, можно отстапелиться на реке за 20-30 минут.
Результатом моей неоднократной близости с "Щукой" стала твердая убежденность в том, что проблема сложности сборки "Щуки" несколько гипертрофирована. Согласен, что свой пластиковый "Данцер" я брошу в воду быстрее "Щуки", но с не менее родным "Тайменем" придется повозиться дольше, хотя я его собираю уже двадцать лет и сделаю это на ощупь…
Резюме. Процесс сборки "Щуки" можно, на мой взгляд, охарактеризовать фразой, сказанной одной мамой своей повзрослевшей дочери: " ЭТО только первый раз страшно, а потом люди к ЭТОМУ привыкают и некоторым ЭТО даже начинает нравиться…"

Тестирование на ровной воде

Первая проверка мореходных качеств "Щуки-3" проводилась на р.Упа на отрезке в 7 километров в пределах г.Тулы. Тестировал с сыном на пустой лодке. 
При надувании лодки на берегу сознательно не добивались идеальной формы и абсолютно равного давления в баллонах. "Щука" была вынута из рюкзака, раскатана и накачана "как есть". Отрабатывался "вариант Бельмондо" : "что получится, то и получится…". От момента прибытия на берег до отплытия прошло ровно 30 минут.
Плоскодонность "Щуки" приближает технику её управления к каячной. Поскольку мы оба имеем богатый опыт хождения на каяках, то робкие попытки "Щуки" рыскать были незамедлительно подавлены на корню. 
Лодка понравилась сразу. Она хорошо шла по прямой, легко отзывалась на наши попытки "крутить слалом". При этом никаких явных отклонений в ту или иную сторону от генерального курса не прослеживалось.
С лодки ныряли. На лодку залезали с воды. На лодке стояли и качались. Несмотря на отсутствие рядом "контрольного" Тайменя посчитали, что скорость "Щуки" практически такая же. За желтую окраску "пузика" нашей "Щуки" с берега получили реплику пацана лет 7-ми : "Банановая лодка плывет…". Название приняли единогласно.
В "минус" "Щуке" записали то, что туго накачанные баллоны непривычно давили на задницу с боков. Посчитали, что при наличии под задами гермомешков этот недостаток исчезнет сам собой. Также неудобно то, что приходится все время держать ноги сомкнутыми. Увы, обитаемость даже пустой "Щуки" хуже, чем просторный, но тяжелый "Таймень". За легкость приходится платить…


Часть вторая, написанная после похода Собь-Хараматолоу-Собь

Тестирование в походе на бечеве

Одним из этапов похода 2001 года на Полярном Урале было поднятие бечевой по рекам Хараматолоу и Малая Хараматолоу на 30 км. Опыт "бечевания" с Тайменем достаточно большой, чтобы можно было делать какие-то сравнения. Более того, почти весь этот участок уже дважды проходился ранее с Тайменем-3. 
Главное впечатление: "Щука" принципиально не хочет ходить "корабликом". Независимо от силы течения, длины веревки и угла атаки, она безвольно волочится вдоль берега. Увеличение угла атаки приводит лишь к увеличению нагрузки на веревку, но от берега лодка не отходит.
При наличии бечевника спасает матрос, отталкивающий корму от прибрежных камней шестом или веслом. При заросших или отвесных берегах, когда матросу несподручно тащить "длинномер", единственный способ вести "Щуку" против течения - идти по воде на той глубине, где уже нет камней.
В нашем случае на р. Хараматолоу большую часть бечевы пришлось идти по воде на глубине от "по колено" до "по самое не могу". Буквально, скрипел зубами, когда приходилось балансировать на скользких донных камнях, чтобы заставить "Щуку" идти в метре от берега - чудесного бечевника. С "Тайменем" я бы шел здесь посуху и лодка порхала бы в струе, повинуясь легкому велению моего указательного пальца.
Особый разговор - обвод массивных валунов, глубоко вдающихся с берега в русло. Как правило, вдоль них промывается приличная яма и имеется какой - никакой, но сливчик. Как ясно из предыдущего "плача Ярославны", вывести лодку на струю не удается, а идти по воде не позволяет глубина. Более того, попытки протащить лодку за одну носовую чалку с использованием грубой физической силы, зайдя подальше вперед по берегу, не удавались. Как оказалось, в подобной ситуации "Щука" не хотела всходить носом даже на 10-ти сантиметровый слив. Вода "закусывает" нос и начинает заливать передний наплыв.
Выход нашли следующий - матрос становился (ложился) на валун и, удерживая лодку за передний наплыв, приподнимал нос и подавал его вперед, заводя на слив. После таких манипуляций легкая "Щука" элегантно преодолевала 10-15-сантиметровый слив. При этом, если угол передней чалки с продольной осью лодки был великоват, помогало отталкивание "Щуки" ногой или веслом от препятствия.
Еще одно наблюдение. Когда "Таймень" на бечеве цепляется за камень, то чаще всего эту ситуацию можно исправить, не прибегая к помощи матроса, особенно, если течение достаточное. Увеличивая угол атаки лодки к струе, одновременно отходишь на шаг-другой назад и течение отбивает "Таймень" от препятствия, позволяя вывести его на более глубокое место и продолжить путь. С плоскодонной "Щукой" такие штуки не проходят. Она садится прочно и никакое течение уже не помогает. Либо самому, либо матросу надо шлёпать к лодке и стаскивать ее вручную.
В качестве резюме отрицательных свойств: при планировании бечевы с "Щукой" по рекам с хорошим бечевникам надо, на мой взгляд, закладывать времени на 30-40% больше, чем для бечевы с "Тайменями", и быть готовым все время идти по воде, "аки посуху". (Когда я направил эти замечания щуковеду А.Чупикину, с этим моим выводом он категорически не согласился, написав, что "надо придумывать к ней что-то типа шверта, либо вообще отказываться от этой затеи". С первым согласен, а второе предложение нереально, поскольку "Щуки", из-за их легкости, берутся, в основном для походов с волоками, а любому волоку практически всегда предшествует бечева.). 
Теперь о положительных качествах "Щуки". Они, и это ясно по определению, проистекают из ее легкости и минимальной осадки. Даже в низовьях р.Хараматолоу мы иногда сознательно выбирали для проводки не глубокую (а, следовательно, бурную) протоку, а мелкий обводной "шкуродёр". Тут, конечно, речь не шла о проводке "корабликом", но насколько легче идти по щиколотку в воду и тащить за собой "Щуку", чем " в лоб" преодолевать мощный перекат. Даже когда лодка садилась на мель, взяв ее за боковые лямки у среднего "очка" мы легко выводили ее на достойную глубину. Пяти сантиметров обычно хватало.
Река Малая Хараматолоу - череда бурных шивер с хаотично разбросанными валунами и мелких "шкуродёров". О проводке "корабликом" забываешь сразу. В этих условиях "Щука" проявила себя в полной красе. Думаю, что ни одно другое плавсредство не позволило бы преодолевать эти трудности с теми затратами сил, которые потребовались нам для проводки "Щуки".
Уже в "матрасной" части похода я ломал голову над тем, как улучшить "бечевальные" свойства "Щуки". С её врожденными патологиями, как уже пояснялось выше, наверняка столкнется любой щуковладелец, решивший пойти в более или менее серьёзный поход. Проблема, безусловно, существует и необходимо искать выход.
Решил проэкспериментировать, как поведет себя "Щука", если ей сделать хоть какой то импровизированный киль. Укрепил вдоль осевой линии "Щуки" тонкий ствол ели (Н=180, диаметр комля - 3 см, диаметр вершины - 10 мм) под задней частью лодки. Крепил тонким капроновым шнуром за боковые лямки среднего и заднего "очка" и багажные ремни на корме. Безусловно, этот "киль" провисал и в воде отходил от днища лодки, но, в целом, составлял с корпусом достаточно жесткую конструкцию. При таком оснащении и на относительно небольшом течении "Щука" начала реагировать на изменение угла атаки к струе, легко отходила от берега на 3 м. и уверенно держалась на таком расстоянии при моем движении по берегу. (А.Чупикин резонно заметил, что подобный киль будет работать лучше, если его укрепить в районе носа, а не кормы. Нос будет сильнее отбиваться от берега, да и течение там мощнее.)
Это говорит о том, что если предстоит "бечевать" по удобным берегам хотя бы 20 км (а для "Щуки" это 2-3 ходовых дня), стоит потратить время на создание любого паллиативного киля, который при миновании необходимости, мог бы легко быть оторван, отрезан и т.п.

Тестирование на бурной воде

Сплавляясь вниз по рекам Малой Хараматолоу и Хараматолоу в условиях подъема воды на 1.5 метра от среднего уровня (затяжной дождь в верховьях) и шквального ветра, убедились, что "Щука-3" великолепно управляется на бурном потоке и легко всходит на валы до 1.5 м (а может и больше, кто их мерял…). Надо уточнить одну маленькую деталь: наш общий вес с грузом и самой "Щукой" составлял около 200 кг и, чтобы лодка имела большую устойчивость, мы сознательно залили её водой на одну треть. Предохранялись не от возможных препятствий на воде, а от сумасшедшего ветра, сбивающего с ног человека. Даже с таким балластом лодка не пробивала валы, а элегантно повторяла их форму, изгибаясь то "галочкой", то "домиком". Надо отметить, что особого слалома не требовалось, поскольку практически все камни были залиты и основными препятствиями были именно стоячие валы, в основном косые. 

Проверено на себе

В этом разделе приводится субъективное мнение автора по поводу поднимаемых в Интернете вопросов о настоящих и мнимых недостатках "Щуки".
- Складки на корпусе лодки, имевшиеся после сборки в начале похода, действительно "рассосались" очень быстро. 
- Все снаряжение для 18-ти дневного похода для двух человек прекрасно разместилось в "Щуке-3". В среднем "очке" продукты (2 гермы), маленькая герма с ремнабором и маленькая герма с аптечкой; в наплывах: в носовом КЛМН и дождевой комплект матроса, в среднем рыболовные снасти, в капитанском - остальное оперативно-тактическое барахло и дождевой комплект капитана; на задней деке палатка, завернутая в трапы. Под сиденьями капитана и матроса - гермы с одеждой и спальником. Наплывы были полупустыми и парусности не добавляли.
- Подсунутые под сиденья матроса и капитана гермы с одеждой и спальником полностью избавили от неприятного сдавливания бедер надувными баллонами. 
- Обитание капитанского места достаточно удовлетворительно (рост 170 см). Матросу (174 см) было маловато места для ног. Для отдыха он частенько сдвигался по сиденью назад и сидел на деке.
- Касаясь вопроса наглухо пришитых к фартуку юбок, названных в Интернетовской дискуссии по поводу "Щуки" "братской могилой". Абсолютно не согласен. Материал юбок настолько плотный (версия "Щ-3" 2001 г !), что затягивать его на груди и не требуется, да и невозможно. Юбка стоит "колом" и ею можно удобно обернуться, никак не фиксируя к своему драгоценному телу. Прохождение бурных участков с заливанием "Щуки" и спереди и сбоку показало достаточность такого способа "крепления" юбок. 
- Касаясь вопроса: "как зафиксироваться в "Щуке" для откренивания и пр.". В нашем случае проблем не возникало ни у матроса, ни у капитана. Если бы на этот нюанс не было заранее обращено внимание, такой вопрос даже не возник бы. Ступни ног сами находили способ зацепиться за шпангоуты. Проблема может возникнуть, разве что, у обладателей сапог 46 размера и выше - все таки треугольники в шпангоутах имеет конечный размер. Думаю, что здесь, действительно, не обойтись без дополнительных набедренных лямок, предлагаемых А.Чупикиным.
- Насчет скорости. Одни и те же равнинные участки реки при аналогичном уровне воды проходил в 1994 году на здорово загруженном "Т-3" и в 2001 году на "Щ-3". "Щучья" скорость была в 2 раза больше. Делая скидку на разницу в матросах (1994 г - жена, 2001 г - 17-ти летний "сынуля") и режиме гребли, считаю, что при прочих равных условиях, скорость "Щуки", по крайней мере, не уступает скорости "Тайменя".

Маленькие хитрости

1. Много лет все мелкие дырки на "тайменевской" шкуре я клеил в походах только широким коричневым скотчем, оставляя "клеевые" ремонты до дома. В этом году я проверил эту "маленькую хитрость" на "Щуке" и убедился в ее универсальности. Заплатки на дне приходилось менять только тогда, когда по ним еще раз проползал корявый камень.
2. В "технологическую" прорезь деки на корме в процессе накачивания лодки был вставлен отрезок пластиковой трубки наружным диаметром 25 мм и длиной около 170 мм. Верхний торец трубки чуть выступал над поверхностью деки. Трубка плотно держалась за счет её обжатия со всех сторон надувными баллонами. В боковой поверхности трубки было насверлено много отверстий диам. 8 мм. Роль трубки двоякая. В нее удобно ставить флажок (некоторые это любят). Второе назначение более функционально. Чтобы вылить набранную в байдарку воду, достаточно перевернуть лодку вверх дном и чуть приподнять нос. Струйка будет тонкая, но стабильная.

Резюме: Больше "Щуков" - хороших и разных!!! Даёшь "Щуку" в бодрые туристские массы!!!


Комментарии и дополнения

Как я имел близость с "Щукой" fedor, 09.01.2010
Про обитаемость.Я обладатель Щуки-1 рост 187 вес 140 кг. Лодка естественно мало предназначена для человека моих пропорций.(лодка сильно прогибалась в районе посадочного места)))) Но я давний фанат Щуки (ходил на Щ-2 и Щ-3) и нашел отличный вариант. На лодку сделал из дюралевых трубок диаметром 30мм прямоугольных каркас, который перенес часть нагрузки на нос и корму. Первоначально вязался резиной, потом поставил в углы винты с барашками. Рама выполняет еще и роль фальшборта, что повысило "удобность" нахождения на лодке(можно подсовывать мелкие вещи под раму, поваляться на лодке совершенно не боясь уснуть, упростилось крепление груза(использую обычные резинки с крючками) в общем, не лодка- ВЕЩЬ!!!!!Несколько не порадовало повышение цены. Но Москва есть Москва.... 

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию