Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Туристское снаряжение Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Статьи Тест-лаборатория Каталог снаряжения Магазины Рынок  


Байдарка "Свирь-К" - второй год эксплуатации

Автор - Илья Слепцов (Санкт-Петербург)

Апрель 2003 г.
Опубликовав на "Скитальце" свою статью о первом годе экслуатации байдарки "Свирь", я просто обрек себя на написание впечатлений и о втором годе эксплуатации этого судна. Попытаюсь изложить свои впечатления достаточно подробно, ведь они сильно отличаются от того, что я писал прежде. Тем более, что зимой я продал свою верную "Свирь" и купил себе подержанный "Вьюн", так что теперь отчет о проведенных со "Свирью" годах стал просто моим моральным долгом перед этой байдой.

В этом году режим походов на "Свири" был другим - в апреле было два выезда с Водным семинаром Санкт-Петербурга (в Лосево и на Тосну). Потом - зачетный поход с 1 по 10 мая на Лоймоланйоки и Видлицу, поход по Тохмайоки с 26 по 28 мая, выезды в Лосево на выходные.
Байдарка экслуатировалась достаточно интенсивно, было достаточно много бурной воды, плюс на Тохмайоки мы столкнулись с несколькими мелководными участками.
Перед этим сезоном я немного доработал байдарку - установил бедренные упоры для второго номера (их производит "Тритон" под заказ), проклеил изнутри шкуру в местах контакта с кницами, удерживающими фальшборт, обклеил шпангоуты на отрезке между креплениями кильсона, стрингера и привала стенофлексом (трубкой из пенополиэтилена, которую можно купить в каждом строительном магазине). В походе на Тохмайоки и Лоймолу между шкурой и каркасом также прокладывал изолон толщиной 7 мм. О том, пригодились ли эти нововведения, я расскажу чуть ниже.
Основной вывод, который можно сделать от второго года использования "Свири" - после определенного периода привыкания к особенностям конструкции тритоновских байдарок проблем с ними становится гораздо меньше. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы и использованные мною пути их решения.

Инструкция по сборке. После многочисленных рассказов про бестолковость старой инструкции (и моих, в том числе), тритоновцы выпустили новую, понятную и доходчивую. Она поставляется вместе с байдаркой при ее покупке. Для тех, кто покупал байдарки раньше переделки инструкции, можно порекомендовать скачать инструкцию с сайта "Тритона". Единственное, чего я не могу понять - почему на сайте эти инструкция не сверстана нормальным образом, а представлена в виде pdf-файла, да еще и с расставленными черт знает как страницами. Читать такую инструкцию можно только после ее распечатки, попытки читать с экрана вызывают просто приступы бешенства.

Сложность сборки. Здесь выход только один - надо привыкнуть. В этом году сборка "Свири" занимала у меня в среднем 40-50 минут, причем безо всякой спешки. Для обеспечения нужной скорости сборки требуется четко знать все детали каркаса, чтобы не тратить время на поиск нужной детали. Поначалу я связывал одинаковые детали резинками, но потом настолько привык к ним, что практически безошибочно выбирал из кучи деталей именно ту, которая была необходима.
Носовая и кормовая сборки каркаса собираются за 3-5 минут, потом еще около 10 минут требуется на то, чтобы промотать места крепления привального бруса и стрингера к 2-му и 5-му шпангоуту. Если этого не сделать, трубки продольного набора просто выскочат из пластиковых книц, что будет сильно осложнять сборку. На мой взгляд, собирать тритоновские байды без мотка скотча просто невозможно, поэтому на сезон сразу стоит купить упаковку липкой ленты (лишней она не будет).
Перед вставкой носовой и кормовой сборки в шкуру, желательно присоединить к ним трубки центральных стрингеров и привалов (те, которые с замками), чтобы потом не обдирать руки, присоединяя их к каркасу при натянутой шкуре. Это может сэкономить немало времени.
Перед вставкой каркаса в шкуру стоит вставить емкости непотопляемости между трубками каркаса (в пространстве от носа до 1-го шпангоута и от кормы до 6-го шпангоута). Пару раз я забывал это сделать, поэтому потом приходилось залезать внутрь байдарки и в тесноте запихивать надувные мячи за шпангоуты. Поверьте, это весьма неудобно…
Как я и писал ранее, ремни на сиденьях должны быть застегнуты в пряжках заранее - тогда не придется выкручивать руки, закрепляя ремни в пряжкам после установки сиденья на место.
Если вы собираете байдарку и прокладываете между каркасом и шкурой пенку, будьте готовы к тому, что сборка достаточно сильно осложнится. Шкура после окончания сборки будет натянута как барабан, но защелкивать кильсон и привальные брусья придется со значительным усилием. На Тохмайоки мы собирали байдарки при температуре -2 градуса, шкура была достаточно жесткой при такой температуре, и у меня долго не получалось защелкнуть привальные брусья. В какой-то момент мне даже показалось, что я вообще не смогу собрать свою "Свирь". Потом я все же додумался до маленькой хитрости - зацепил замки привальных брусьев между собой (для этого пришлось оттянуть привалы вверх на просто ужасающее расстояние) и потом очень медленно начал ставить привальные брусья на место. Здесь ключевое слово - "медленно". Постепенно опуская привал на место (у меня это заняло около минуты), я чувствовал, как растягивается шкура. То, что не удавалось мне в течение двадцати минут, когда я пытался резко защелкнуть привал, удалось теперь за минуту - трубки прекрасно сцепились и позволили надеть на себя соединительную муфту. С привальными брусьями другой стороны проблем вообще не возникло - неторопливость помогла и здесь.
Итак, сборка "Свири" никаких проблем не представляет. Теперь-то я понял, что заявленные в официальной инструкции 40 минут - это не выдумка.

Пластиковые кницы. В отличие от других авторов, часто пишущих о поломках пластиковых деталей каркаса, у меня таких проблем не было. В этом году не сломалась ни одна деталь, хотя усилия при сборке каркаса прикладывались немалые, да и на Тохме мы пару раз приложились к камням. В прошлом году у меня был случай, когда сломалось крепление шпангоута к кильсону, но теперь я, кажется, понял, что послужило тому причиной. Просто мы в прошлом году несколько раз обносили пороги, не разгружая байдарки, при этом лодки переносили вдвоем, держа их за нос и корму. Понятно, что нагрузка на каркас в этом случае была достаточно высокой. В этом году все обносы мы производили вчетвером, держа байдарку за фальшборта, - возможно, поэтому обошлось без поломок.
Еще один интересный факт. В конце Лоймоланйоки в нашей группе заломало "Вьюн" - его просто навалило на дерево и прижало к нему мощным потоком воды. Достаточно долго байдарка оставалась целой, и только после того, как мы начали вытягивать байду на берег, каркас не выдержал. Тогда сломало почти половину трубок каркаса, но пластик остался цел. Вот так-то… Я, честно говоря, такого результата не ожидал.
Кницы 2-го и 5-го шпангоутов для крепления стрингеров и привалов требуют обязательной промотки скотчем - об этом забывать не следует, поскольку трубки в этих кницах держатся очень условно (без скотча они вылетают почти со 100%-ной вероятностью).
Кницы для крепления фальшбортов удерживают трубки просто отлично, я ни разу не видел, чтобы фальшборта вылетели из своих креплений. Один недостаток - щечки книц достаточно сильно выпирают через шкуру, что в последующем может привести к протиранию шкуры над выступающими деталями. В самом начале сезона я наклеил изнутри на шкуру круги из виниплана диаметром около 8 сантиметров, расположив их в том месте, где находятся выпирающие части книц. Больше проблем с протиранием шкуры не было. Рекомендую всем производить подобную проклейку сразу после покупки новой лодки (а еще лучше это делать сразу, на производстве).
Трещины на пластиковых деталях кильсона, имевшиеся с момента покупки байдарки, так и остались всего лишь трещинами. Ничего не сломалось, поэтому и писать об этом особенно нечего. Сейчас "Тритон" изменил конструкцию пластиковых деталей кильсона - они больше не обхватывают трубки кильсона по все окружности. Вместо этого они имеют разрыв на нижней поверхности, плюс подкреплены заклепкой-стяжкой. Такие кницы трескаться не будут, хотя и со старыми проблем у меня не было.
По моей информации, "Тритоне" идет процесс перехода на новый, черный пластик для книц. Недавно я менял старые кницы на купленном зимой подержанном "Вьюне" на новые, черные, кницы. Надо сказать, что пластик - просто зверский! Кницы защелкиваются достаточно туго, порой даже излишне туго, а потом так же сложно вытащить из них трубки. Мне показалось, что черный пластик - это неплохая вещь…
Также пришлось недавно менять старые крепления шпангоутов на белые крепления, армированные железным прутком. Честно говоря, в полезность подобного нововведения верится с трудом, ведь обычно место перелома кницы расположено ниже места армирования. Хотя… все решает опыт - после нового сезона можно будет говорить об этих кницах более предметно.

Трубки каркаса. Здесь есть одна особенность. Трубки достаточно легко сминаются при ударах о камни. Видимо, это связано с тем, что стенки трубок достаточно тонки. После прохождения старой плотины на Тохмайоки, когда мы прошли крутую ступеньку высотой сантиметров 30-40, а уровень воды был невысоким, я нашел на задней вилке кильсона вмятину длиной до 7 см. Прочность каркаса от этого не изменилась, но я все же заменил смятую деталь этой зимой - благо, что ремонт в "Тритоне" весьма недорог.

Пластиковые обручи "очков". С 2002 года "Тритон" выпускает байдарки с жестким обручем на "очках", который почти не гнется. Теперь у владельцев байдарок больше нет проблем с заминанием пластикового профиля. Соответственно, изменилась и схема укладки байдарочной шкуры - трубки грузового отсека теперь можно вытащить и сложить шкуру так, чтобы не приходилось перегибать профиль на "очках". К сожалению, на моей байдарке еще стояли старые, мягкие пластиковые профили. Их сминание приводит к тому, что надевание юбки на "очко" осложняется, порой весьма значительно. Летом профиль легко изгибается и принимает нужную форму, а вот во время весенних походов при низкой температуре он становится жестким и практически не гнется. Владельцам таких байдарок можно порекомендовать смену креплений трубок грузового отсека на новые, позволяющие извлечь трубки при разборке байдарки (так я и поступил при "доводке" купленного зимой "Вьюна"). Тогда профиль не будет сильно гнуться, и проблем с надеванием юбок будет меньше. Если же после большого количества походов на профиле "очков" появились трещины, можно заменить пластиковый профиль на обода из виниплана с металлическими обручами - они-то будут служить просто вечно, плюс упаковка шкуры с такими очками получается более компактной.

Сиденья. В отличие от того, что пишется во всех рекламных проспектах, сиденья не очень удобны для посадки. Вернее, ими хорошо пользоваться, если не установлены бедренные упоры. После установки упоров изменяется посадка гребца - ноги сводятся ближе, и край сиденья начинает давить на заднюю поверхность бедра. Как хирург могу сказать, что именно в этом месте поверхностно располагается седалищный нерв. Длительное пережатие этого нерва приводит к появлению онемения в ногах и неприятных ощущений (парестезий) в виде покалываний и прочей гадости. Конструкторам из "Тритона" стоит подумать над изменением сидений в лучшую сторону или изготовлением пластиковых анатомических сидений.
Также в обязательном порядке следует рассмотреть вопрос о переделке крепления спинки сидения. Штатные липучки, на которых крепятся спинки сейчас, легко открываются при нажатии спиной. Поэтому надо придумать что-то другое - кнопки, пряжки, любой вариант, который повысит надежность крепления спинки.

Бедренные упоры. Вещь совершенно необходимая. Однозначно можно сказать одно - без упоров на "Свири" ходить нельзя. После установки упоров управляемость байдарки возрастает многократно, а контроль над креном лодки без упоров требует очень больших усилий (можете мне поверить - я даже не представлял себе, какие крены можно закладывать на "Свири" с упорами).
Единственная вещь, которую надо изменить - это расположение книц крепления бедренных упоров на 5-м шпангоуте. По умолчанию, тритоновцы их ставят длинной щечкой вниз, что приводит к выскакиванию трубки упора во время приложения нагрузки. Приходится приматывать трубки к кницам стропой, что постепенно начинает надоедать. Лучше поставить кницы так, чтобы длинная щечка кницы была сверху - это поможет избежать выскакивания трубки упора.

Крепление обвязки. В прошлой статье я, помнится, ругал петли для обвязки на носу и корме байдарки и предлагал их заменить на петли из стропы, надевающиеся на каркас снаружи. Опыт показал, что такие самодельные петли перетираются после первых двух-трех дней похода и не держат нагрузку. Фабричные петли абсолютно надежны, поскольку они не пришиты к шкуре, как мне казалось раньше, а прикреплены к чехлам из виниплана, надетым на каркас и соединенным со шкурой. Здесь никаких переделок не требуется. Боковые петли для обвязки отрываются только при очень сильной нагрузке (сам видел во время вытягивания заломанного "Вьюна"), поэтому им тоже можно доверять.

Материал шкуры. В этом году я получил несколько пробоин, из которых только одна располагалась на дне байдарки, а остальные - на деке, в проекции центрального шва деки и привального бруса. Дырка на дне была получена после того, как мы по-дурацки сели на камень на самой первой шивере Тохмайоки. Надо сказать, что мы потом еще несколько раз садились на камни, причем иногда - с разгона, но никаких повреждений не получили.
Пробоины на деке были получены на Тосне после оверкиля, когда байдарку протащило по острым камням. Дырки над привальным брусом я получил, когда приложился бортом к камню на Видлице. Все отверстия были небольшими, не более 1,5 см в длину, что еще раз подтверждает высокую прочность материала шкуры.
Выводы из этих повреждений можно сделать следующие - если вы планируете ходить на бурные реки с обилием камней, желательно заказать проклейку шкуры протектором по привальному брусу и центральному шву деки. В "Тритоне" это делают, мне проклейка "Вьюна" стоила этой зимой 650 рублей. Вес шкуры, конечно, увеличится, но надежность того стоит. В походе лучше заклеивать дырки водопроводным скотчем на тканевой основе, а уж потом, дома, производить окончательную заклейку дырок винипланом. Заклейка дырок производится без всяких проблем, клей "Уран" для этого подходит просто превосходно. Я обычно после высыхания клея заливаю заплатку дополнительным слоем клея (прямо поверх заплатки), который после высыхания образует очень прочную прозрачную пленку. Такие заплатки вообще потом не оторвать - испытано.
На мелководных реках под каркас стоит подложить пенополиэтилен толщиной 5-7 мм. У меня нет точных доказательств эффективности этого приема, но дырок в этом году на днище было значительно меньше, чем в прошлом. Возможно, помогла и проклейка шпангоутов стенофлексом.

Пластиковые проклейки на шкуре. Здесь все однозначно - вещь нужная и даже необходимая. Никуда не отваливаются, держатся железно, защищают шкуру выше всяких похвал. Полосы для проклейки бывают двух размеров - широкие и узкие. Если будете заказывать дополнительные проклейки на деку, вполне достаточно будет узких полос на центральный шов и широкой - на привал. На дне используются широкие проклейки.

Конструкция грузового отсека. Здесь есть о чем поговорить. Грузовой отсек легко закрывается, но так же легко и открывается, причем не только тогда, когда это нужно. У меня одна из половин отсека постоянно открывалась во время оверкилей (ту же проблему я видел и на "Вьюне", который опробовал в Лосево). Если бы я не фиксировал вещи к каркасу стропами с нашитыми пряжками, я многое бы порастерял. Чтобы грузовой отсек не открывался, конструкторам из "Тритона" стоит предусмотреть дополнительные замки для закрывания грузового отсека. Их можно выполнить в виде строп с пряжками, пропущенных под трубки крепления грузового отсека. После закрытия грузового отсека стропы затягиваются пряжками, которые потом прячутся под крышкой из виниплана, имеющейся на шкуре. И все - проблемы больше не будет.

Маневренность и остойчивость. Если быть кратким - по маневренности "Свирь" превосходит "Таймень", но уступает "Вьюну". Мы раскручивали байдарку на 360 градусов с 4-5 гребков. На "Вьюне" тоже самое можно сделать с 2-х гребков. Остойчивость поддувного варианта лодки значительно превышает остойчивость каркасного. Каркасная байдарка более чувствительна к сильным кренам и легче "подкусывается" потоком воды. Таким образом, если вы не стеснены деньгами и не беспокоитесь о лишних 3-х килограммах веса, покупайте поддувной вариант - "Свирь-Н" устойчивее и обладает непотопляемостью. Правда, "Свирь-К" тоже не особенно тонет - небольших емкостей непотопляемости в сочетании с воздухом в гермах и пенополиэтилене вполне хватает для того, чтобы байдарка не тонула при оверкиле. А проблемы с кренами решаются тренировкой…

Итак, заканчивая эту статью, могу сказать, что после второго года эксплуатации "Свири" я пришел к выводу, что байдарка эта - хороша. Есть проблемы, как и с любой другой байдаркой, но все они решаемы. Для карельских рек "Свирь" - это действительно универсальный вариант. Вместе с тем, если вы ходите преимущественно по бурным рекам, стоит предпочесть "Вьюна" - его маневренность значительно превышает маневренность "Свири". Для любителей спокойного озерного отдыха идеальной байдаркой будет "Ладога" - ее скорость по гладкой воде более чем в 1,5 раза превышает скорость "Свири".
Ничего особенного я здесь не сказал, это написано в любом проспекте "Тритона", но только теперь я все это осознал как следует. С появлением в моей семье ребенка, универсальная байдарка мне оказалась не нужна - на бурные реки я ходить с ребенком не буду, а для гладкой воды и семейных походов требуется более вместительная лодка с третьим посадочным местом. Поэтому я продал свою "Свирь" и купил "Вьюна" для походов по бурной воде. Теперь вот планирую купить "Тайменя" для семейного отдыха.

Из последних новостей - "Тритон" поднял цены на байдарки, и теперь "Свирь-К" стоит 360 у.е., а вариант с поддувными бортами стоит 420 у.е. Если оправдаются слухи, и байдарки "Тритона" подорожают еще, их покупка станет просто нерентабельным занятием, несмотря на всю мою к ним любовь, а рынок подержанных байдарок может стать основным рынком, где будут приобретаться эти лодки.



Комментарии и дополнения
 Макс, 05.08.2008
Ходил на Свирь-Н по несложным рекам, остойчивость выше всяких похвал, но на спокойной воде немного из-за этого "рыскает". Все приведенное в статье подтверждаю, еще раз обращая внимание на сборку - грузовой отсек закрыть не удасться, если при сборке идеально ровно не посадить носовую и кормовую часть сборки в шкуру. Дополнительные стяжки на крышке грузового отсека сделать можно самостоятельно, прорезав для них квадратные дыры в кулисе под трубки грузового отсека. А сидеть можно на пенках. скрученных в трубку и прикрепленных сверху к обвязке, поперек байды - гораздо меньше устают руки.
 Владимир, 01.05.2011
Купил Свирь-Н в 2010году, Проблемы со сборкой такие-же. Приходиться попотеть. По серьезным рекам не ходил, но для рек Беларуси -выше всяких похвал. Так же хорошо ведет себя и на озерах при сильной волне. Конструкция значительно прочнее Тайменя, а проклейка по днищу - СУПЕР.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100