Снаряжение

13 августа 2021
Тип материала: Прочее
0 0 0

Вступление.

Здравствуй, дорогой друг! В далеком 1994 году группа туристов-водников собралась покорять Алтайские реки. Подошли к вопросу снаряжения, в частности выбору судов для сплава, ну очень серьезно. Было решено спроектировать и построить катамаран-двоечку по всем правилам судостроения, благо, в группе руководителем был настоящий конструктор-кораблестроитель

Катамаран своими рукамиНиколай Капранов

И так, Николай Капранов (а это был именно он) в течение осени рассчитывал обводы будущего судна, с такими тонкостями, как  учет угла входа в воду, паразитные завихрения и прочие гидродинамические премудрости. На выходе должны были получить катамаран легко управляемый в потоке, пробивающий бочки, с повышенной устойчивостью к оверкилю и, самое главное легкий и компактный, т.к. в те лохматые времена к реке ходили пешком, по многу десятков километров.

Чертежи были готовы. Холодными зимними вечерами первые два судна были построены и испытаны  на пороге в Лосево. Счастью не было предела! Кат получился! Назвали его Твикс.

Катамаран своими рукамиТвикс

Почему Твикс, спросите вы…? Спишем на тлетворное влияние телевизионной рекламы. Первые реки, которые легли под его киль назывались Карагем и Аргут, маршрут 6 к.с.

Потом были почти все реки Алтая, некоторые, по нескольку раз, Азия, Забайкалье, Саяны и пр. и т.д. За 17 лет эксплуатации   Твикс показал себя настоящим бойцом… но время, время берет свое.. весь в шрамах, пвх уже не такое эластичное, потихоньку дубеет… Пришла пора делать новый.

Да, надо сказать, что был сделан еще один проект, очень похожий внешне на Твикс.

Назвали его Аргут,( просьба не путать с четверкой Тритон, у них тоже есть модель с таким названием). Отличие в объеме. Он был сделан на 10% больше, что добавило и вес и размеры. Я ходил на обоих по одним и тем же рекам, да и в Лосево накатался вдоволь, поэтому заявляю ответственно, — если живой вес членов экипажа за 80 кг у каждого, то ваш выбор Аргут, если меньше — только Твикс.

Надо сказать, что этом катамаране использованы идеи и других катамараностроителей. Надувная сидушка и способ ее крепления , сделана один в один с первых катамаранов Анатолия Кулика. Могу сказать, что у меня была одна из первых двоечек «Кулик» под номером 11, купленная в 1991 году. По своим ходовым и сплавным качествам это было, конечно, далеко не лучшее судно. При длине 3,2 метра, ширине 2 метра и ширине палубы гондолы 0,9 метра, эта штука килялась через нос-корму на счет раз…Но в нем было очень много революционных идей. По-моему, это было первое судно с надувным сиденьем. Во всяком, случае я, до этого, больше нигде не видел этой идеи, воплощенной на практике. И хотя первое время народ, сидящий на жестких сидухах, посмеивался над нами, называл пижонами и эстетами, это оригинальное решение потом вошло в суда почти повсеместно. Второе, что очень понравилось в конструкции, это система заправки внутренних баллонов в гондолы через молнии в бульбах, офигенно удобно. Петли в носах и корме — оттуда же. Клапана были взяты за основу, творчески переработаны, упрощены и выполнены в дюрале, вместо пластмассы. Ложементы в местах пересечения продолин и поперечин, были так же выполнены из алюминия вместо резины. Катамаран, так же собирался на капроновых скрутках. Была добавлена отжимная труба и кантователь.

К чему я все говорю. Многие хотели бы сделать катамаран своими руками. В межсезонье, всяко, заняться особо нечем. Купить судно сейчас не проблема, полно фирм. Но эта двоечка все-таки отдельная песня, поверьте.

Общая картина того, что вы получите к сплавному сезону.

Катамаран двойка, вес в сборе (с рамой, скрутками, закрутками, кантователем, поддувами) от 23 кг до ….. Зависит от материалов из которых вы будете строить. Вес 23 кг дан для: ПВХ днище, палуба и карманы 750 гр/м2, остальное 700 гр/м2. Труба продолины Д16Т 32х1,5 мм плюс втулки, поперечины Д16Т 40х2 мм плюс втулки, закрутки Д16Т (то, чем стропу закручивают) 12х1,5 мм, скрутки стропа капроновая «чулок» 37 мм, кантователь — из нее же, внутренние поддувы – ткань «чернуха» капрон прорезиненный с двух сторон Ярославского производства (продается в магазине при заводе резинотехники, или, по цене самолета, в Москве в фирме «Красно солнышко».). Клапана дюраль. Ложементы (кницы) дюраль. Получить вес меньше можно, где-то на 0,5 кг, не так вольготно выкроив внутренние баллоны. Я не стал заморачиваться. Выклеил простую выкройку см. сюда Меньше возни с расправлением их внутри ката.

Почему рама на скрутках.

Плюсы:

1. Труба не ослаблена в месте крепления сквозным отверстием.

2. При скручивающих нагрузках сопряжение эластично, но в тоже время очень надежно (гондолы относительно друг друга постоянно испытывают перемещения, особенно при наездах на препятствия, свечках, килях ) Просьба не воспринимать термин «эластичный», как синоним «жидкий». Рама будет всегда возвращаться в исходную. разве что, после совершенно нештатных нагрузок, геометрия будет нарушена. Но это лечится перевязкой.

3. Ремонт в условиях похода очень прост. Ставим дерево и плывем.

4. Разборка занимает уникально мало времени. Сборка по времени в сравнении с катом на болтах — такая же,  при условии, если вы научились вязать прямой узел. Опять-таки, не надо дрючить бедные отверстия, которые после предыдущих покатушек, почему-то не совпадают.

5. Минимизация травматизма при аварийных ситуевинах, о выступающие болты и гайки.

6.И ведь не ржавеет, гадюка!

7. Нет этого железного хлама в виде гаек, хомутов, болтов, шайбочек…

Минусы:

1. Придется научится это делать, в смысле, вязать.

2. Если в команде одни девушки (во что трудно поверить), — как минимум одна должна быть физически сильной, дело это требует мышцыыы..

Для облегчения страданий, поверивших в волшебную силу капрона, будет выложен видео урок по вязанию рамы. И пусть, кто ни будь попробует собрать на болтах быстрее… Разве, что на хомутах, но там — см. пункты: 3,5,6,7 не работают.

И так, для тех, у кого руки заточены в правильном направлении, начинаем строить. Здесь с разрешения Николая Капранова выложены совершенно секретные чертежи катамаранов Твикс и Аргут. Знакомимся и пользуем, не забывая об авторском праве, кто захочет использовать данную документацию в коммерческих целях прошу сюда Николай Капранов Расчитываем на Вашу порядочность

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию