Главная > Пешеходный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Бивак

Автор - Дмитрий Князев (г. Березники Пермской области)

Прежде всего, до начала похода руководитель группы определяет на карте места возможных стоянок. Обычно они располагаются на ровной местности, рядом с источником воды (ручей, озеро, река) и дров (кусты, лес).
В многодневном походе место для бивака выбирают тщательно, так как в таких походах группа часто стоит на месте, поэтому стоянка должна быть максимально удобная.
К месту стоянки в категорийном походе предъявляют следующие требования. Место под палатки должно быть более или менее ровным, сухим, находиться близко к воде. Иногда можно обойтись без дров, так как группы часто ходят в походы с примусом. Если же дрова есть, то костер разжигают в 4-7 метрах от палатки и располагают его так, чтобы ветер дул от палатки или вдоль палатки и костра. Это всего лишь меры безопасности - случайная искра, подхваченная ветром, спалит тент или палатку за считанные секунды: "Хорошая палатка горит со скоростью 100 баксов в секунду".
Костер играет важную роль в жизни туриста, поэтому существует много видов костров. Для разных нужд разводят различные виды костров: для варки пищи, освещения, сушки одежды - жаркие; для сигнализации и от комаров - дымовые. Каждый костер имеет свой способ укладки дров. Так, например, для получения высокого узкого или широкого пламени дрова укладывают конусообразно в виде конусообразного шалаша. Этот вид укладки так и называется - "шалаш".
В горах не рекомендуется разбивать лагерь в зоне возможных оползней, камнепадов, лавин и т.п. Иногда для палатки приходится искать более или менее ровную площадку среди камней, или самой группе разравнивать ее. У нас в походе был такой случай. Наша группа спустилась с гор в долину под конец дня, измотанная, уставшая. Карты показывали ровную местность, руковод в течение часа пытался найти ее или ее подобие. В конце концов, решили разбить лагерь там, где остановились. Это была маленькая наклонная площадка с камнями, разбросанными тут и там и с неким подобием кустов, которые с большим натягом можно назвать дровами. Не могу сказать, что это была самая приятная ночь в походе. Под утро кто-то спал у входа, кого-то так притеснили, что он спал в кармане палатки.
Заднюю стенку палатки располагают в сторону ветра. После захода солнца вход в нее должен быть закрыт, чтобы вещи не отсырели при выпадении росы. Топоры, пилы, чехлы от палаток можно и нужно подсунуть под палатку или тент. Ботинки ставятся внутрь палатки у выхода.
Хороший, умный, добрый руковод рассчитает время, отведенное для сна, в которое не должны входить вечерние посиделки. Это время может меняться в течение всего похода, так как один день похода не похож на другой, и нагрузки, соответственно, бывают разные. Как правило, к концу похода группа устает быстрее, и потому время для сна необходимо увеличивать. В походе необходим хороший сон - 9 часов минимум, и это только для дежурных. Остальная группа встает на 0,5-1,5 часа позже, к завтраку.
В снаряжение, необходимое для оборудования бивака, входит "костровое". Обычно это тросик с крючками, который натягивают над костром, на крючки вешают котлы. Зимой желательно иметь гибкую металлическую сетку с мелкой ячейкой. Ее натягивают над землей и разводят на ней костер. Сетка не позволяет костру растопить под собой снег. Сетка, на первый взгляд кажущаяся бесполезной, на самом деле - очень полезная вещь. Как-то раз зимой, я повел группу в пеший поход выходного дня. Сетку, естественно, забыли. Когда начали готовить кушать, костер стал постепенно уходить под землю, в течение получаса он растопил под собой снег и опустился на полтора метра. Так мы "готовили" в том походе около трех часов.

Камирам, 11.01.2005
Хороша фраза !
"Потребление спиртного в походе - дело добровольное, но я считаю, что потреблять спиртное в походе необходимо. "
 zero, 12.01.2005
Малограмотный опус с пропагандой пьянства в походе.Не стоит публиковать на сайте такие "советы начинающим".Имхо, но жесткое.
 Илья, 12.01.2005
Почему малограмотный? Какие конкретно места не нравятся? По поводу пропаганды пьянства в походе - штука, конечно, спорная, но я лично тоже придерживаюсь точки зрения, изложенной в статье. Только не считаю потребление "необходимым", скорее - "возможным".
 zero, 12.01.2005
Прошу прощения у автора.Илья, удали, пожалуйста, мои комментарии.Сам бы сделал, да кнопочки не нашел.
 В Геллер, 12.01.2005
Я тоже попрошу прощения у автора, но абсолютно согласен с Юрой!
Более того, указания какие именно места не нравятся займет одно слово - "все", а объяснение почему - объем вдвое больший, чем сама статья.
Но чтобы не быть голословным приведу один пример: какой рюкзак способен впитать 2-3 литра воды? Брезентовый? Когда автор в последний раз видел человека с таким рюкзаком? Все остальное не лучше.

Вообще целые фразы (если не вся статья) списаны с доисторических учебников по туризму. Не так страшен сам факт плагиата, как то, что все это устарело невероятно.
 Илья, 13.01.2005
Ну уж нет, коллеги! Комментарии оставляются не для того, чтобы сказать, что вам не нравится статья, а для того, чтобы исправить допущенные в ней ошибки. Следующие читатели смогут увидеть, в чем вы были не согласны с автором. Поэтому все же давайте описывать здесь не то, что "все не нравится", а писать о том, как надо делать правильно, на ваш взгляд.
Я вот, например, хочу сказать, что зимой вовсе не обязательно подкладывать под палатку лапник для создания в палатке комфортных условий. Толстые пенки или самонадувающиеся коврики обеспечат теплый пол, а промокнуть палатке не даст непромокаемое дно. Если все будут рубить лапник под палатки, скоро в лесу деревьев не останется.
 В Геллер, 13.01.2005
Ну, что ж, дадим критику.

«Туристы должны уметь найти безопасное и удобное для отдыха место, быстро расставить палатку и в любую погоду разжечь костер.»

С этим можно согласиться, как с вводной фразой, но и только. К примеру, Горникам не обязательно уметь разжигать костры, они ходят на примусах. Но это мелочи.

«Прежде всего, до начала похода руководитель группы определяет на карте места возможных стоянок.»

Почему на карте? Есть описания маршрутов, есть рекомендуемые места ночевок. Как правило, при планировании маршрута определяется только район ночевки (например – верховья реки такой-то) и не более.

« Обычно они располагаются на ровной местности, рядом с источником воды (ручей, озеро, река) и дров (кусты, лес).»

По этому принципу я вообще никогда не ночевал в правильном месте. В горах дров нет!!! А зимой приходится топить снег. И т.д.

«В походе руководитель может менять места запланированных стоянок, так как карты территории РФ могут быть устаревшими или не точными, и полностью полагаться на них не стоит. Часто бывает так, что вместо обозначенных на карте кустов или леса изумленный турист ни того, ни другого не видит. В этом случае группа следует далее по маршруту в поисках места для бивака.»

Если турист изумляется при виде несоответствия карты и местности, то он не турист, а чмо недоделанное. Впрочем, кто еще планирует маршрут по карте РФ?

«Надо сказать, что биваки однодневных, многодневных и категорийных походов отличаются. В однодневном походе туристы могут сильно не заботиться о месте стоянки, так как попить чайку и покушать можно в любом месте без особых удобств. Не нужно искать ровной местности, так как палатки ставить не надо. Нужно лишь, чтобы рядом были вода и дрова.
В категорийном походе группа редко стоит на одном месте, так как она должна выполнять заявленный маршрут. Поэтому возможности тщательно выбирать место для бивака зачастую нет. Если группа выползает к концу дня, измученная пересеченной местностью и руководом, то для нее может не иметь большого значения, насколько удобна будет стоянка. Потому что для такой группы пройти в поисках лучшего места 1-2 километра - это подвиг. В таком случае, не мы выбираем стоянку, а она нас.»

Сей отрезок блестящ и неповторим. Я то всегда считал, что походы делятся на однодневные и многодневные. Или на спортивные (в т.ч. категорийные) и не спортивные. И что любой категорийный поход – многодневный. А у автора своя классификация. Весьма оригинальная. Оказывается, в некатегорийном походе не надо выполнять заявленный маршрут!!! А многодневный поход, это когда группа устойчиво сидит на одном месте (видимо уменьшает запасы спиртного). Раньше это называлось палаточный лагерь или турбаза. И к самодеятельному туризму отношения не имело.
А в категорийном походе нет возможности выбрать приличное место для ночлега! И вообще, каждый километр в этом походе – подвиг. Таки, все мы герои! По Сотне-другой подвигов в каждом походе совершаем! Кроме руководителей, конечно. Они (руководы, звери, садисты) только и думают, как затащить нас в такую попу, чтобы ни воды, ни дров, ни ровной площадки).

«К месту стоянки в категорийном походе предъявляют следующие требования. Место под палатки должно быть более или менее ровным, сухим, находиться близко к воде.»

Особенно ценно требование сухости и близости к воде в лыжном туризме. И при прочих ночевках на снегу.

«Иногда можно обойтись без дров, так как группы часто ходят в походы с примусом. Если же дрова есть, то костер разжигают в 4-7 метрах от палатки и располагают его так, чтобы ветер дул от палатки или вдоль палатки и костра. Это всего лишь меры безопасности - случайная искра, подхваченная ветром, спалит тент или палатку за считанные секунды: "Хорошая палатка горит со скоростью 100 баксов в секунду".»

Ценю авторский юмор, но ветер может меняться достаточно быстро, а современные тенты и палатки не горят. Случайная искра может проплавить в них дырку, но никак не спалить. В первоисточнике этой фразы речь шла о перкалевых палатках типа «Памирка». На настоящий момент это раритет. Причем редчайший.

«Костер играет важную роль в жизни туриста, поэтому существует много видов костров. Для разных нужд разводят различные виды костров: для варки пищи, освещения, сушки одежды - жаркие; для сигнализации и от комаров - дымовые. Каждый костер имеет свой способ укладки дров.»

Ну-ка, объясните мне:
1. Кто разводит на ночевке отдельные костры для готовки, освещения и комаров?
2. Кто еще не слышал фразы: «вещи сушащиеся на костре бывают в двух состояниях: еще не высохло и уже сгорело»
3. Кто и когда сигнализировал костром?
Какое отношение весь этот абзац имеет к туризму?

«Так, например, для получения высокого узкого или широкого пламени дрова укладывают конусообразно в виде конусообразного шалаша. Этот вид укладки так и называется - "шалаш".»

Так для узкого или широкого?

«Самый распространенный костер - "колодец". После того, как растопка разгорелась, укладывают ряд поленьев, на них накрест кладут второй ряд. При этом между поленьями в ряду оставляют промежуток для циркуляции воздуха. Такой костер дает много пламени и углей, хорош для приготовления пищи, обогревания и сушки одежды.»

Описанный автором костер, действительно, самый распространенный. Правда, рядов не два, как у автора, а 3-4. И это не «колодец». В «колодце» в ряду по 2 полена. А рядов опять же не меньше четырех.

«Для растопки берутся мелкие сухие еловые веточки, бересту. В качестве альтернативной растопки можно взять кусок резины с камеры велосипеда или машины. В отличие от бересты, резина хорошо горит под дождем.»

Интересно, автор хоть раз пытался поджечь от спички или зажигалки под дождем велосипедную камеру? А слова «плексиглаз» или « оргстекло» ему знакомы? А в дубовом лесу при отсутствии велосипеда и автомобиля костер разжигать не будем? Растопки нет?

«Для ночлега и сушки вещей, когда нужно, чтобы костер давал много тепла и горел долго без дополнительного подкладывания дров, складывают таежный костер из поленьев 2-4 метров длиной, толщиной до 10-20 сантиметров. Они укладываются параллельно и немного накрест друг на друга. Также можно сложить костер под названьем "нодья". При этом способе берется три толстых 1-2 метровых полена, два из них укладывают на землю параллельно друг другу, и между ними разводят костер. Когда растопка разгорается, сверху также параллельно кладут третье бревно, при этом между ними создают зазоры с помощью щепок и палок для циркуляции воздуха. В таком костре можно использовать сырые березовые бревна, при высокой температуре они хорошо горят.»

Такое даже комментировать стыдно. Как долго прогорает полено диаметром 10 см при хорошем пламени? О каком не подкладывании речь? Про сушку уже говорил. Категорически не рекомендуется. Туристская одежда, считающаяся современной последние 25 лет высыхает на теле за полчаса-час. Кто и когда последний раз разводил нодью не из спортивного интереса? На кой хрен она вообще нужна при современных спальниках? Чисто охотничий прибабах, когда ночуешь один, зимой, с ружьем вместо спальника. Да и третье бревно в нее кладут не «когда растопка разгорается», а когда «растопка» в размере немаленького костра прогорит, оставив кучу углей.

«В сухую погоду на месте разведения костра удаляют сухую траву, мох, торф, высохшую хвою, чтобы не возник лесной пожар. Особенно опасно разводить костер в степи с высохшей травой, под еловыми, пихтовыми, сосновыми деревьями.»

Это вообще без комментариев. «Наш костерчик с вертолетов потушат». «Леса отравили туристы тем, что бросали консервные банки, а наш маленький химкомбинатик без очистных сооружений здесь не при делах. Запретить туризм и не строить очистные».
Весь раздел про костры бездумно списан с очень старого учебника по туризму. Тех времен, когда их писали отставные полковники, не ходившие в походы.

«Также важна близость воды - дежурным приготовить покушать, а остальной группе привести себя в "человечий" вид, так сказать, омыть свои бренные тела.»

Посмотрю я на «бренное тело» автора после восемнадцати дней его омовения в лыжном походе. Потом это тело к родственникам доставим, а эпитафию пусть сами пишут. Что-то я не замечал потери «человечьего» вида в течение ходового дня. Вода нужна для готовки, для утоления жажды, летом для мытья посуды. А умывание – дело сугубо добровольное, иногда даже вредное.

«В зависимости от местности, к месту для лагеря предъявляются различные требования.
В горах не рекомендуется разбивать лагерь в зоне возможных оползней, камнепадов, лавин и т.п. Иногда для палатки приходится искать более или менее ровную площадку среди камней, или самой группе разравнивать ее.»

А также в зоне хождения ишаков, местных жителей, на автомобильных дорогах и т.п. В деревнях не стоит устанавливать палатки внутри хлева. Эти советы и советы автора имеют примерно равную практическую ценность.

«У нас в походе был такой случай. Наша группа спустилась с гор в долину под конец дня, измотанная, уставшая. Карты показывали ровную местность, руковод в течение часа пытался найти ее или ее подобие. В конце концов, решили разбить лагерь там, где остановились. Это была маленькая наклонная площадка с камнями, разбросанными тут и там и с неким подобием кустов, которые с большим натягом можно назвать дровами. Не могу сказать, что это была самая приятная ночь в походе. Под утро кто-то спал у входа, кого-то так притеснили, что он спал в кармане палатки.»

Могу дать автору один совет. В дальнейшем ходить не с «руководом», а с нормальным руководителем, который:
1. Не делает выводы о ровности площадок размером 2 на 2 метра на основании карты масштаба 1: 50000.
2. В состоянии организовать выравнивание группой площадки.
3. Ходит в горы на примусах, а не на костре
А главное, имеет хоть какой-то туристский опыт.

«Также не рекомендуется располагать лагерь в руслах засохших горных рек и на отмели у воды. Дождь ночью в течение нескольких часов может резко поднять уровень воды или вызвать грязевой поток.»

Про подобные советы я уже писал.

«В тайге не рекомендуется устраивать лагерь в густом кустарнике или хвойных зарослях, так как возможно возникновение пожара, и комаров будет очень много. Место для ночлега лучше всего выбирать в редком хвойном лесу, где почва засыпана опавшей, сухой хвоей. На этом месте ветер будет отгонять часть комаров, а спать будет мягко. Следует сторониться также зарослей ядовитых трав, например, заросли люпина на Урале могут обеспечить головной болью на несколько дней.»

А опавшая сухая хвоя не горит? А если лес не хвойный? Тогда как?

«Под дно палатки подкладывают сухие листья, траву, папоротник. В зимних походах под палатку на снег кладут еловые ветки, они не дадут палатке промокнуть, и спать будет теплее.»

Слова «каремат», «пенополиэтилен», «коврик» автору неведомы. Беда!

«Оттяжки палатки, если она расположена на земле, закрепляют при помощи колышков, которые забивают обухом топора под углом 45 градусов. В горах оттяжки привязывают к большим камням, для регулирования натяжения веревок камни передвигают на нужное место. В лесу оттяжки закрепляют за деревья и кусты.»

Вопросы:
1. Где, кроме земли, может располагаться палатка?
2. Если палатка расположена не на земле, как ее крепить?
3. Кто из посетителей Скитальца продолжает ходить с двускатной палаткой типа «Домик», установку которой так подробно описывает автор. При этом принципиально не пользуясь колышками?

«Для защиты от дождя вокруг палатки выкапывается ровик с канавкой, отводящей воду, глубиной и шириной 8-10 сантиметров. В ровик попадает вода, стекающая с крыши палатки и по уклону местности.»

Чем уважаемый автор собирается окапывать палатки? Топором? Если это будет мой топор, то следующим его применением будет усекновение бестолковой башки, портящей хороший инструмент. Если же товарисч собирается таскать с собой штыковую лопату для землеройных работ, то флаг ему в руки. Я предпочитаю выбрать место под палатку, не требующее окапывания. Такое возможно ВСЕГДА.

«Заднюю стенку палатки располагают в сторону ветра. После захода солнца вход в нее должен быть закрыт, чтобы вещи не отсырели при выпадении росы.»

Какая стена у палатки задняя? Например, у этой «Баск SHARK FIN»? И вход куда должен быть закрыт? В заднюю стенку?

«Топоры, пилы, чехлы от палаток можно и нужно подсунуть под палатку или тент. Ботинки ставятся внутрь палатки у выхода.»

Сказал бы я, куда надо засунуть топоры, но неприлично. Впрочем, они туда прекрасно попадут и через дно палатки! А ботинки в лыжных (и не только) походах кладут в СПАЛЬНИК, иначе утром этот оковалок не наденешь.

«Хорошо сработавшаяся группа способна поставить бивак в течение 30 минут. При этом отдыхающих нет, и быть не может: выполнил свою работу - помоги ближнему своему.»

Что значит поставить бивак? Готовка не входит? У нормальных людей установка бивуака – время от остановки движения до момента, когда группа накормлена и лагерных работ не осталось. Каким образом автор умудряется сделать это за полчаса? Или он имеет ввиду процесс установки палаток? Тогда смею сообщить: любимые им двускатки устанавливаются вдвоем за 9 секунд.

«А вот сворачивание может затянуться до 2-3 часов. Все зависит от состояния группы наутро, настойчивости руковода, а также от погоды. Так как даже у руководителя при температуре, равной 0 градусов с дождем, не возникает большого желания выскакивать из теплого спальника и тормошить остальных. Еще труднее это сделать дежурным, которые должны встать раньше всех. В то же время при разбитии бивака плохая погода играет роль катализатора - стоять на холоде под дождем никому не охота, и потому нормальный, разумный турист постарается поскорее поставить палатку.»

Это называется «хорошо сработавшаяся группа»? . Володя Чуков при автономном переходе на Северный Полюс сворачивал лагерь за три часа. С момента подъема первого (в варианте автора – дежурного). Температуры у него были пониже 0 градусов.
Могу только повторить свой совет автору: ходить не с раздолбаем-руководом и группой чайников (не меньших раздолбаев), а с нормальными туристами и нормальным руководителем. Тогда сборы после принятия пищи не будут занимать больше часа в любых условиях.

«Также на скорость сворачивания бивака может повлиять количество и качество спиртного, потребленного накануне. Потребление спиртного в походе - дело добровольное, но я считаю, что потреблять спиртное в походе необходимо. Оно снимает стресс, в малых - разумных - дозах поднимает настроение.
Хотя иногда бывает наоборот. Однажды в одном прекрасном месте, на берегу чудесной горной речки одна девушка выпила не в меру, чуть-чуть поругалась со всеми и убежала в горы. Добрый руководитель для безопасности выделил ей для сего мероприятия сопровождающего, вместе с которым она сгинула в никуда на 2-3 часа. В результате мы имели нервный срыв у начальника и невроз у всей группы. Но это - единичный случай. Таких девушек брать в поход не стоит, а если брать, то не давать злоупотреблять спиртным. Потому что прогулки в одиночку ночью небезопасны, могут быть несчастные случаи.»

А вот теперь переходим к причинам всех несообразностей в статье и примерах. Если группа озабочена в первую очередь количеством и качеством выпитого, а девушки процессом уединения с сопровождающим на 2-3 часа, то о каком туризме вообще идет речь? Будете спать не только в кармане палатки! И не собираться по утрам, а похмеляться!
Сразу становится понятен подход автора к туризму:
Выйти в лес, поставить лагерь, нажраться спирта, уединиться с девушкой часа на три, и никуда больше не ходить, поскольку вечернюю программу можно повторить и на следующий день на том же месте.
Тем более, что в таком виде небезопасны не только одиночные прогулки и не только ночью. Примеров достаточно.
Только если это туризм – я не турист. Могу переименоваться в маршрутного альпиниста. Лишь бы с алкоголиками не путали.

«Хороший, умный, добрый руковод рассчитает время, отведенное для сна, в которое не должны входить вечерние посиделки.»

«Руковод» не может быть хорошим, умным, добрым, и, вообще, положительным. Сие слово само по себе носит уничижительный оттенок и показывает неуважение участника к руководителю. Причем не к конкретному, а к любому. Нормальный же руководитель подобных участников просто не берет.

« Это время может меняться в течение всего похода, так как один день похода не похож на другой, и нагрузки, соответственно, бывают разные. Как правило, к концу похода группа устает быстрее, и потому время для сна необходимо увеличивать. В походе необходим хороший сон - 9 часов минимум, и это только для дежурных. Остальная группа встает на 0, 5-1, 5 часа позже, к завтраку.
Дежурить удобно по 2 человека, они должны приготовить ужин, завтрак и обед для группы, а вечером передать дежурство следующей паре.»

9 часов на сон плюс вечерние посиделки плюс время установки лагеря. Плюс полтора на готовку, плюс обед. И время на пьянку. И на прогулки с пьяными девушками. На прохождения маршрута времени нет совсем. Да и не надо.
Говорить здесь о системах хождения без дежурных, думаю бессмысленно. О том, что один человек прекрасно справляется с готовкой – тоже.

«Если группа становится на дневку, а это значит пребывание на одном месте более суток, то требования к биваку предъявляются более жесткие. Нет смысла готовить пищу на примусе более суток и тратить бензин, которого всегда не хватает. Поэтому дров должно быть много, а вода нужна чистая и проточная - кто-то обязательно захочет постирать, помыться.»
Кроме дневок автор ничем не занят, но через призму похмелья и это кажется проблемой. Рекомендую автору позаниматься сбором дров на высоте 2500 м на Кавказе – традиционная высота дневок.
Отдельно посоветую научиться рассчитывать количество горючего, необходимого на поход. Может тогда ему будет бензина хватать. И не придется таскать еще и комплект кострового оборудования в придачу к примусному.
Отдельно за стирку. Через час после стирки испортилась погода и что? Хай все будет мокрое?
Про мытье я уже говорил. Кстати, почему автор считает, что на дневках надо мыться чистой, проточной водой, а на обычных ночевках – грязной и стоячей?

«Требуется уделить особое внимание месту под палатки. Человек, с удобством проспавший две ночи на мягкой ровной поверхности, в лучшую сторону отличается от участника, ночевавшего на колдобинах.
Если вы остановились в лесу или рядом оказалась пара деревьев, то лучше натянуть тент, даже если стоит хорошая погода. Тент защитит от потенциального дождя не только вас, но и ваши рюкзаки. Проведя ночь под дождем, рюкзак может впитать до 2-3 литров воды. Тент также можно растянуть на склоне холма или пригорка, над большой ямой, углублением в склоне и т.д.»

Опять же не понимаю, почему этим надо пренебрегать на обычных ночевках? Насчет рюкзаков, впитывающих по три литра воды – просто бред. Столько не впитывал даже абалаковский рюкзак из толстого брезента. Можно, конечно, набрать в непромокаемый кордуровый рюк литров сто воды, но их можно просто вылить. Тент штука хорошая, но используется по другому.

«В снаряжение, необходимое для оборудования бивака, входит "костровое". Обычно это тросик с крючками, который натягивают над костром, на крючки вешают котлы.»

Вообще-то тросик с цепочками, а не с крючками. Но это уже такая мелочь.

«Зимой желательно иметь гибкую металлическую сетку с мелкой ячейкой. Ее натягивают над землей и разводят на ней костер. Сетка не позволяет костру растопить под собой снег. Сетка, на первый взгляд кажущаяся бесполезной, на самом деле - очень полезная вещь.»

Споры о разумности применения сетки ведутся туристами лыжниками не одно десятилетие. Есть серьезные доводы и за и против. И не на уровне пешего ПВД. Это, скорее, вопрос вкуса.

« Как-то раз зимой, я повел группу в пеший поход выходного дня. Сетку, естественно, забыли. Когда начали готовить кушать, костер стал постепенно уходить под землю, в течение получаса он растопил под собой снег и опустился на полтора метра. Так мы "готовили" в том походе около трех часов.»

Сей пример говорит только о крайне низкой туристской квалификации автора. И ни о чем больше.

«Вместо тросика можно брать с собой легкие металлические стойки, поперек которых вешается лыжная палка, которая всегда есть с собой в сложном пешем походе. Это позволяет оборудовать костер там, где нет толстых деревьев, но есть кусты, пригодные на дрова, хотя бы полярная березка.»

Еще можно взять с собой железное костровище и вездеход, чтобы его везти.
Я уже писал на форуме про подобные «устройства», металлические и деревянные. Не хочется повторяться. Одним же словом – бред.
На кой хрен в пешем походе лыжная палка? Я еще могу понять альпеншток или ледоруб. Альпинисты (не все) используют телескопические палки, но если кто-то попытается использовать их для готовки – хозяин голову оторвет. И будет прав.

«На биваке не рекомендуется употреблять спиртные напитки до окончания работ с топором и другими опасными предметами. В качестве исключения и только в медицинских целях допускается принятие "рюмочки" для согрева.»

В походе вообще не рекомендуется употреблять спиртные напитки. Особенно в количествах, делающих опасной работу с топором.
Что касается «для сугреву», то эффект будет противоположный, на форуме обсуждалось.

«Также не стоит уходить со стоянки без предупреждения. По крайней мере, один человек, а лучше руководитель, должен знать о вашем местонахождении.»

Без комментариев. Таково понятие автора о дисциплине в походе.

«Весь мусор сжигается в костре, консервные банки стоит сначала обжечь в костре, так как они покрыты специальным покрытием, которое не позволит им быстро сгнить. После этого их прикрывают дерном в стороне от лагеря. Перед уходом костер надо тщательно залить во избежание лесного пожара.»

Единственная фраза, с которой с натяжкой можно согласиться. С натяжкой потому, что в последнее время принято свой мусор увозить с собой. Но в учебнике, откуда списана большая часть статьи, написано, как у автора. Ну, лучше, чем просто разбросать по лесу.

Администратору!
Илья, статья с головой выдает человека, туристский опыт которого ограничивается походами выходного дня и пьянками в лесу. Надо ли публиковать подобные «советы»? От них вреда куда больше, чем пользы.
Я сейчас убил три часа на этот комментарий. Время жалко.
 Si, 13.01.2005
:)) фантастически злой и смешной Геллер:)... Володя, браво, но оно того не стоило, ей-богу= 8).
Личная просьба: когда тебе еще раз будет нехрен делать три часа, раздолбай мою статью, плз... мне критики не хватает, а ты МОЖЕШЬ:).

ЗЫ: обсуждаемая выше статья, действительно, ацтой.
 zero, 13.01.2005
Могу только добавить: если бы, к примеру, мой сын после похода заявил, что инструктор сказал, что "потреблять спиртное в походе необходимо", то такому "инструктору" был бы гарантирован очень неприятный разговор, как минимум.
Илья, время на разжевывание столь очевидных вещей действительно жалко.Вот почему я хотел избежать полемики и просил удалить свой комментарий.Сделай, пожалуйста, такую кнопочку.
 Илья, 13.01.2005
Вот это - уже разговор...
Только надо учитывать, что статья находится в разделе "Пешеходный туризм", поэтому часть замечаний автору о горных и лыжных походах не совсем к месту.
А что касается статей - пишите их, коллеги, мы за них даже заплатить можем. Только ведь никто не пишет... все и так все знают... Вот сейчас хоть что-то по бивакам на сервере появилось, если учитывать комментарии. А так ничего вообще бы не было.
 avz, 14.01.2005
Мой комментарий на критику ВВГ сюда не влезет. Я очень со многим не согласен. Размещу на форуме.
 Илья, 15.01.2005
Я очень прошу авторов комментариев к статьям не переносить обсуждение в форум, либо обязательно публиковать адрес ветки форума, в которой продолжается обсуждение. В противном случае читатели материалов не смогут понять, чем же закончилось обсуждение, и к каким выводам пришли его участники.
 avz, 15.01.2005
См. http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=general&Number=34190&page=0&view=collapsed&sb=5&part= ("Общий форум" - "Статья про бивак Князева")

Я написал в форум, потому что мнение очень объемное и содержит разметку. Буду рад продолжить обсуждение.
 lena-vita, 15.02.2005
Если возможно, хочу немного покритиковать критика В Геллера.

Во-первых, большинство его комментариев, касающихся горного и лыжного туризмов, мягко говоря, не применимы к этой статье о ПЕШЕХОДНОМ туризме. Это примерно то же самое, как если бы я, велотурист, начала издеваться над автором, мол, какие придурки недоделанные по полутораметровому снегу зимой на велосипедах ездят, или если бы так же стали писать водники и спелики.
Абсолютно согласна с комментатором по поводу спиртного, а вот остальное...
Давайте по пунктам:

1. "а современные тенты и палатки не горят. Случайная искра может проплавить в них дырку, но никак не спалить"
Отлично! Это прекрасный довод к тому, чтобы устраивать кострище КАК МОЖНО БЛИЖЕ к палатке! Ведь спалить вам ее все равно не удастся, а несколько прожженных дырок в тенте большого вреда не сделают! Особенно при дождике этак в несколько суток протяженностью... Но комментатор-то на лыжах под дождем не ходил...

2. "Кто разводит на ночевке отдельные костры для готовки, освещения и комаров?"
Многоуважаемый комментатор в своих лыжных походах от костров, видимо, совсем отвык, если не знает такой элементарной вещи, что действительно СНАЧАЛА обычно разводят жаркий костер для готовки, а ПОТОМ уж его либо задымливают от комаров, либо ложат толстые поленья для горения всю ночь. Ну конечно, ведь какие комары в лыжном походе!

3. "Кто еще не слышал фразы: «вещи сушащиеся на костре бывают в двух состояниях: еще не высохло и уже сгорело»"
Я так понимаю, комментатор ратует за то, что промокшие вещи на костре сушить ВООБЩЕ нельзя. Интересно, посмотрела бы я на него, как бы он шел несколько дней под проливными дождями, когда сухих вещей уже не остаетсяпо определению! Он, видимо, забыл не менее известный закон туризма, что "непромокаемые вещи промокают первыми". Ах да, в лыжных походах ведь не бывает затяжных дождей! То-то комментатор вещи на костре сушить не умеет...

4. "«Так, например, для получения высокого узкого или широкого пламени дрова укладывают конусообразно в виде конусообразного шалаша. Этот вид укладки так и называется - " шалаш". »

Так для узкого или широкого?"

А это зависит от того, как ты шалаш уложишь, лыжник...

5. "Такое даже комментировать стыдно. Как долго прогорает полено диаметром 10 см при хорошем пламени? О каком не подкладывании речь?...Кто и когда последний раз разводил нодью не из спортивного интереса? На кой хрен она вообще нужна при современных спальниках?"
А вот тут уж комментатор начинает нести совсем полный бред. От костров он видимо, не просто отвык, а не был с ними вовсе знаком. Во-первых, полено диаметром 10 см в правильной НОДЬЕ горит несколько часов, то есть весь вечер. А полено диаметром 20 см так и вообще всю ночь, особенно сырое или под моросящим дождем.
Во-вторых, костра долговечнее, чем НОДЬЯ, не бывает вообще, правда бревна действительно укладываются уже на угли и без щепочек между ними, а лучше по ветру. И такой костер горит и при моросящем дожде зимой, и при снегопаде, и переносит даже кратковременные ливни. А уж польза УГЛЕЙ утром, когда все вокруг залито водой, не нуждается даже в комментарии.
В третьих, нодьями пользуются не только одинокие охотники зимой, а хотя-бы вот например мы:
www.avan.dp.ua

6. "Это вообще без комментариев. «Наш костерчик с вертолетов потушат»"
Не понимаю, почему уважаемый комментатор так взъелся на предложение в жаркую сухую погоду расчищать для кострища побольше места. Видимо, только потому, что в ЛЫЖНОМ походе поджечь сухой лес или степь случайной искрой достаточно проблематично.

7. "Где, кроме земли, может располагаться палатка? Если палатка расположена не на земле, как ее крепить?"
У комментатора, видимо, еще и со зрением и логикой очень плохо, если он чуть выше сам приводил слова автора, отвечающие на эти вопросы.
Кроме земли, палатку можно установить на скальном уступе, и оттяжки привязать к большим камням. А оттяжки нужны даже в супер современных палатках, чтобы тент не касался внутренности. Хотя в условиях ЛЫЖНОГО похода это, наверное, не так критично, там ведь нет дождей...

8. "Чем уважаемый автор собирается окапывать палатки? Топором? Если это будет мой топор, то следующим его применением будет усекновение бестолковой башки, портящей хороший инструмент"
А уважаемый комментатор на слышал ли случайно о туристических топорах с ЛОПАТКОЙ вместо обуха? Нет? Какой , однако, отсталый от жизни комментатор!

9. "Я предпочитаю выбрать место под палатку, не требующее окапывания. Такое возможно ВСЕГДА."
Ага, особенно когда ночью после ливняс гор прет селевой поток, захлестывающий дно твоей палатки. Но какой ведь ливень в лыжном походе!

10. "А ботинки в лыжных (и не только) походах кладут в СПАЛЬНИК, иначе утром этот оковалок не наденешь."
В ЗИМНИХ походах да, а вот куда девать ботинки при плюсовой температуре, прошедшие целый день по грязи по щиколотку? Тоже в спальник?

11. "Тогда сборы после принятия пищи не будут занимать больше часа в любых условиях."
Под "сбором бивака" в течении трех часов автор явно имел в виду время от подьема группы до выхода на дистанцию. Просто здесь он слегка нелогичен, называя перед этим "разбиванием бивака" время установки палаток. Смею также заметить, что легкий морозец солнечным утром переносится физически и психически намного легче, чем изматывающий промозглый дождь при небольшом плюсе.

12. "в последнее время принято свой мусор увозить с собой."
У альпинистов и лыжников, готовящих на примусе или газу, действительно, принято, и испокон веков, а не только в последнее время. А вот ПЕШЕХОДНИКИ весь свой мусор, кроме стекла, спокойненько могут сжечь в костре, а не таскать за собой. Или таскать за собой только до вечера. И совет обжигать консервные банки ОЧЕНЬ актуален для многих горе-туристов и новичков.

В общем, если простить автору его архаизмы и не обращать внимания на пьянство, то вполне нормальная совковая статья о ПЕШЕХОДНИКАХ. Ведь сейчас таких статей практически никто не пишет.
Правильно сказал Илья, вы сначала САМИ напишите, а потом других комментируйте...
 Paolo, 28.09.2005
Статья, конечно, слабоватая, а уж про спиртное написано и вовсе негодно.
 R, 05.06.2006
Статья слабая, но за неимением другой...
Абсолютно согласен с комментаторами про спиртное.
Абсолютно не согласен с Комментатором в пунктах, касающихся непеших походов. Статья написана для пеших, так что нам, водникам и лыжникам, глупо лезть со своими хитростями.
 Tramp, 07.06.2006
Из комментариев я понял, что если водник с лыжником будут вместе искать место для стоянки, ничем хорошим это не закончится... :))Статья хороша только тем, что дает повод для дискуссии. И не бесспорна даже для пеших походов. А уж если говорить про другие виды туризма, то понятно, что у лыжников, водников и горняков свои особенности. И костры даже у всех разные. Если говорить о велотуристах, на первый план выходит безопасность стоянки относительно местных жителей. Стоянки ставятся вдалеке от шоссе и минимум за 7-10 км от населенки (не считая полумертвых деревень). И это, имхо, важнеее, чем наличие водоема. Ибо каждый велотурист безо всяких проблем может взять с собой в любом ручье по пути 3 литра влаги и спокойно довезти ее до лагаеря. Для ужина, гигиены и завтрака этого обычно вполне хватает. Предложение для всех: чтобы не зубоскалить над беззубой статьей, давайте представители каждого вида туризма напишут свои мысли по поводу стоянок. И потом профессиналы будут критиковать профессионалов. А то получается, как если бы стоматолог с окулистом спорил: область одна, интересы - разные. Если интересно, могу написать про велотуризм. Интересно было бы почитать и про остальных.
 Убырба, 07.06.2006
2 Tramp: пишите про велотуризм, с интересом почитаем. А ставиться подальше от населенки желательно, думаю, не только велотуристам. Я водник и поступаю так же. И населенные пункты мы обычно стараемся просвистывать на полном ходу
 St, 21.06.2006
Господа и дамы, что вас кидает из крайности в крайность. Например, про окапывание палатки. Нужно действовать по ситуации: Идет затяжной неслабый дождь - дак проще обкопать, чем искать хорошее место, а если дождя нет и затяжных не придвидится - проще не обкапваться.
И вообще, В Геллер, чем писать саркастические мелочные замечания на каждый абзац чужой статьи, гораздо полезнее было бы опубликовать свою. Чувствуется, что вы в биваках разбираетесь.
 В Геллер, 22.06.2006
Уважаемый St.
Я разбираюсь не в биваках, а в туризме.
И у меня уже есть некоторое количество опубликованных статей. В том числе и на этом сайте.
Писать же статьи на все возможные темы у меня просто не хватит времени, поскольку статью надо прорабатывать капитально, иначе получится что-то не более полезное, чем выше опубликованное.
Нормальная статья занимает три месяца, а "саркастические мелочные замечания на каждый абзац" - три часа. Улавливаете разницу.
И не стоит преуменьшать вред от безграмотных статей.
 Ziggi, 28.06.2006
Насчет костров. Сейчас не 70е и даже не 90е - горелок, газовых или жидко-многотопливных в продаже хватает. Компактные, легкие, экономичные, надежные при аккуратной эксплуатации - это совсем не те примусы бородатых времен.
Неплохо бы помнить об этом. Конечно они стоят некоторое количество денег, требуеться носить с собой топливо, но в большинстве случаев оно того стоит (к примеру, новая газовая Kovea Camp-4 - 1500-2100р)
Извиняюсь за много одинаковых постов - сетевой глюк.

Насчет обуви в палатку - для нее можно взять пакеты. По возможности вечером просушить (например один подсушивает у костра, второй в палатке босый). Если холодно и обувь грязная (и почистить особо негде), то мы заворачивали в пакет, потом в тканевый чехол от спальника и в спальник в ноги - утром обуваться таки приятней в сырое и теплое :)
Будет с собой сухая бумага - можно для просушки напихать внутрь обуви. Один раз в полностью промокшую обувку напихали полотенец, он быстро впитал воду - на след день простирнули и за до полдня он высох на рюкзаке. Хотя это еденичный случай.
Если есть тамбур - поставить проветриваться с подветренной стороны в тамбуре.
Вариантов много - на каждый случай можно еще что придумать. От ситуации зависит.
 Утёнок, 06.07.2007
Что за время такое наступило. Куда ни плюнь - сплошные профи. Да все богатенькие. Скажу я вам дяди-комментаторы так. Все мы под Богом ходим и не кичитесь пожалуйста своим якобы "профессионализмом" в области туризма. Автор молодец, а вы не делайте из туризма кумира. Вообще не из чего его не делайте. Жить надо как можно проще, а лучшее оружие - это голова. Дал Бог ума и без спец снаряжения везде пройдёте, проплывёте, пролезете. Как же раньше. Избаловались. Цель жизни - жизнь вечная, а иначе всё теряет смысл. Нет, не буду начинать о религии и духовном. Скажу просто, что жизнь должна быть интересной, но не экстремальной. Не надо геройства и вычурности. Я до сих пор хожу с брезентовым рюкзаком, правда модернизировав его немного и не чувствую себя от этого ущербным. Почти всё снаряжение от лагерного до штурмового изготавливаю сам. И интересно, и учит многому. А начинающим эта статья очень пригодиться. Вам и читать её не стоило - вы же ПРОФЕССИОНАЛЫ!!!
 Гришин, 21.10.2007
хорошая статья, написанная живым и добрым человеком, не отягощенного честолюбием и гордыней.. для "чайников" сгодится и за букварь..