Автор - Алексей Слепухин (Екатеринбург)

I. Вступление

Человек, бродя по планете, привык к суше и её формам: он смог освоиться на островах, в горах и даже на склонах действующих вулканов. При этом он постоянно сталкивается с водой. И, несмотря на то, что
Планета называется Земля, водных просторов всё равно больше, чем суши. Это реки, озёра, и, конечно, моря и океаны. Отношения у каждого у нас с водной стихией свои: кто-то испытывает восторг, сидя на берегу, у других - боязнь, третьи жить без моря не могут. Но всегда у человека присутствует одно - уважение к Мировому океану. Да и как не уважать скрытую в темноте глубину? На извечный вопрос: что она за собой таит? - нет достоверного ответа. Вода всегда остаётся тайной, даже если кажется, что мы про неё всё знаем.
Даже небольшие реки и ручейки могут преподнести довольно необычные сюрпризы, порою чрезвычайно драматические для нас, слабых существ. Поэтому не зря мы уважаем эту таинственную глубину.

II. Начало

Лето 2003 года было сумбурным и, как всегда, не похожим на предыдущие. Жара наш Урал достигла в августе, на излёте лета, когда обычно чувствуется лёгкое дыхание осенней поры. Наша компания долго дискутировала по срокам намеченного путешествия. Сначала всех всё устраивало, затем появились различные проблемы, казалось, что мы так и не соберёмся. Но всё же к 14 числу кое-как решилось - едем.
Мы - это основной костяк КИПа из четырёх семей с детьми. Без них, отроков, как-то уже стало неинтересно отправляться в походы и путешествия. Да и где им, городским сорвиголовам, ещё научиться походным навыкам выживания в природе? В этот раз мы собрались пройти по Великой Уральской реке - Чусовой. Такое напыщенное название я употребляю не случайно. Её неоднократно воспевали уральские писатели, как Мамин-Сибиряк и Решетников; многочисленные "Камни" любят фотографировать все путешествующие, и, наконец, Чусовая - давнишний соперник Уральских гор, проверяющий не одно поколение их на прочность. Наша группа решила пройти проторенным путём: от станции Коуровка до города Старая Утка. Настолько короткий маршрут был обусловлен недостатком времени, которое итак еле-еле удалось выкроить. По нему сплавляются все, и про него написано так много, что уже никого не удивишь. Но у нас вышло всё по-другому….

III. Трудности трудностями, а топоры в реках не тонут….

Время отправления было выбрано раннее: уже в семь утра мы собирались уехать электричкой. Но это просто сказать, но не просто сделать. На всю группу - девять лодок, весла, у каждого - объёмный рюкзак и целый воз продуктов. Позже выяснилось, что часть нашей компании оказалось на вокзале уже в пятом часу утра.
Когда я с сыном и сестрой супруги появился на привокзальной площади, моему изумлению не было предела - все здесь и, почему-то довольные, наперебой кричат, что поезд не пойдёт. Оказалось, что у нас действительно проблема с выездом: на перегоне возле города Первоуральска случилась катастрофа, и попасть к месту старта нам с нашим скарбом затруднительно.
Если коротко, то мы всё-таки уехали и именно на этой же электричке. Только вот на станцию Коуровка мы так и не попали. Не доезжая до указанного Первоуральска двадцати километров, нас высадили. Что делать? Обойдя все деревенские дома, мы поняли, что помочь здесь нам никто не может - надо выбираться самим. Кое-как собрав вещи, мы вышли на захолустную автотрассу. Через минут сорок появился "Пазик", водителя которого мы всё же уговорили нам помочь. Так мы оказались на Чусовой километрах в пяти выше Первоуральска. Очень далеко от намеченного старта.
Надув лодки и распихав вещи, отправляемся вниз по реке. Скоро первое эйфоричное состояние было омрачено состоянием Чусовой. Грязь, мусор, неухоженные берега и разнообразие подводных предметов начали разочаровывать нас, взрослых. Зато детвора чуть позднее с удовольствием плескалась в тёплых неглубоких водах.
Так прошла первая половина дня, и к вечеру мы выплыли к мосту возле Первоуральска, где нас ожидал второй за тот день сюрприз: перекаты и очень непростые. Много камней, арматуры и масса разбитых мелких стёкол.
Здесь отличился Алексей Прытков, решивший на своей одноместной лодке проскочить через этот "барьер". И зря. Буквально через несколько секунд он перевернулся, потеряв практически весь свой скромный запас вещей. Зато смог спасти "не канувший в воду" тяжёлый топор и мирно плывшие сами по себе одеяла. Увидев, что дело приняло такой оборот, взрослые стали переводить потихоньку лодки, передавая, их друг другу. Потеряли массу времени, замочили часть вещей, избили и порезали ноги, но всё ж прошли. Алексею, кроме всех потерь, пришлось выдержать небольшую операцию - зашить мышцу большого пальца кисти, глубоко разрезанную. Но эту помощь оказали в ближайшем травмпункте. В общем, натерпелся наш коллега. А пока вся команда обсушилась, загорела и "пошвыркала" чай со сгущёнкой.
Когда вернулся потерпевший, а в полевых условиях мы, врачи, решили не зашивать, пока близка цивилизация, наступил вечер. Оставалось в запасе ещё полтора-два часа до темноты. Надо выбираться и искать площадку для лагеря. В условиях близости города, бесконечных садов, затопленных участков берегов, это оказалось непросто.
Уже в сумерках Лена Ерлыченкова по-хозяйски выбрала угол между двумя садовыми территориями. Расположились неплохо, вот только разворачивать лагерь пришлось в темноте. Пока готовили еду и сушились, на рюкзаках уснули Сережка Лены и мой Тим. Их, сладкоспящих, не стали будить на ужин, а просто уложили в спальники. Устроившись, накормив и отправив спать детвору, взрослые смогли, наконец, расслабиться у костра, обсудить события прошедшего дня. Устали мы настолько, что гитары в тот вечер были не востребованы - песен не пели.
Забравшись в спальник и обняв Тима, я уже сквозь дремоту сна вспомнил, что забыл намазаться мазью от комаров, но их в эту ночь так и не было. Провалился в сон незаметно, словно это и не со мной было.

IV. Это ещё не все трудности!

Наутро сын проснулся рано - та ещё пташка! - видимо, сказался голод. Зато над рекой был лёгкий туман, через пелену которого пробивались первые солнечные посланцы. Стелящаяся дымка постепенно таяла, прячась в прибрежные кусты, как пугливый кот. Ради такого зрелища можно было пожертвовать сладкими утренними сновидениями.
День выдался солнечным, настроение у всех приподнятое. Хотелось движения, быстрых проток, перекатов и экстрима. Но нам этого не досталось. Наоборот, монотонная гребля, лавирование между бесчисленными островами вездесущей травы, заполонившей всю реку, постоянные поиски лазеек для лодок да периодически толкание её на перекатах - вот наш удел во второй день путешествия. Зато, проплывая, если наши горемычные "шаги" по Чусовой можно так назвать, мы имели возможность неоднократно спугнуть множество уток. Так, вырвавшись вперёд с самым маленьким четырёхлетним Славчиком, я поднял с воды целую стаю птиц. Отдавшись течению, мы тихо заплыли в кусты травы. Нужно было выбираться. Только опустив вёсла в воду, мы подняли в воздух группу встревоженной водоплавающей братии. Шум крыльев, всплеск воды удивил нас всех. Зато как красиво они улетали от нас!
Спуск по воде. Сплав. Казалось бы, что проще? Плыви себе и плыви, река всё равно поможет. Ан нет. Сплав, пусть даже такой медленный, - это философия. Когда бредёшь вдоль речки, не думаешь, как происходит сплав, но стоит увидеть, хочется пусть на минутку попасть туда, в утлую лодчонку. Зато стоит только сесть в неё, понимаешь, что пройти и испытать придётся многое. Ты невольно становишься заложником выбранной тобой же ситуации. Когда путешествуешь на своих двоих, можно срезать путь, обойти, выбрать более лёгкое или тяжёлое направление. Сплав же подразумевает всё наоборот: всё мелководье, перекаты с острыми каменюками - твои, сколько бы ни было поворотов - не срежешь, какое течение есть - к нему и пристраивайся. Вода - уникальное живое существо, может и обрадовать человека, и огорчить. И не важно, где этот сплав происходит - случиться может всякое!
Обед. Подустав от монотонности гребли, посетовав на необычность выдавшегося маршрута, мы решаем скрасить будни обедом. Выбрав красивую скалу, "паркуемся" у её обрыва. Разогревать пищу некогда, поедаем кашу и печенье, не вылезая из своих "фрегатов". Вкус походной каши невозможно описать. В домашних условиях такую походную ни за что не приготовишь - не получится. От неё пахнет костром, травами, лесом, путешествием и надеждами.
Стук ложек, дружеское поедание, хлеб кусочками, улыбчивые мордашки детей, умиротворённые друзья…
Трава наконец-то заканчивается, но река, несмотря на большие размеры, мелкая. Потому, то и дело приходиться толкать лодки на мелководье, а нередко и выгружать и нести берегом.
Миновав посёлок Билимбай, упираемся в ещё одну преграду - мост. Под ним - снова камни, мусор, арматура, стёкла и прочее. Приходиться снимать груз и вручную перетаскивать через мост лодки. На это уходит много времени.
Чуть погодя, проплывая мимо деревушки, замечаем группку малышей, в основном, девчушек. У нас с Алей моментально рождается коварный план. Подплываем ближе. Я спрашиваю на английском: "Как ваши дела?"
От неожиданности дети начинают переглядываться, но молчат. На второй вопрос: "Что делаете?" - одна из девочек решается и отвечает: "Мы не понимаем, мы же русские!". На это приходится ответить на родном уже языке: "Мы знаем"…
От этого детвора возбуждённо переговаривается, а мы, довольные своей шуткой, плывём дальше.
Караван наших судов медленно преодолевает километры водного пути. Вот, на косогоре несколько мальчишек, оживлённо галдя, осматривают нас. Один из них чуть слышно, но многозначительно заключает: "Экспедиция!"
Они внимательно рассматривают нас, явно завидуя. Впрочем, это не мешает им последнюю лодку обкидать камнями, видимо, от избытка чувств.
Под вечер стал накрапывать дождь, сменивший радужное настроение усталостью и желанием отдохнуть.
Выбор место для ночёвки - дело ответственное. Необходимо найти достаточных размеров площадку, сухую и удобную, дрова и куда-то удобно поставить сушить транспорт.
Мы в течение часа высматриваем такое место, пока нас снова не выручает Лена. И действительно, местечко как раз для нас: узкая сухая полоса на возвышенности, ограниченная от речки небольшим отрезком берега, куда и помещаем наши лодки. Дрова, как на подбор, сухие и во множестве валяются в округе. Довольно скоро затрещал костёр, жадно облизывая ветки. Горячий ужин, чай и сгущёнка. Расстеленный спальник, сухая сменная одежда и обувь ласкают уставшее тело. Часть детей скоро затихает во сне, остальные внимательно слушают негромкие песни под гитару. Сколько раз мы их уже пели? Не сосчитать. И как бы они не были знакомы, всё равно мы их вспоминаем, машинально бормоча.
Над нами тёмное небо без звёзд, словно рассердившись, не хочет их показывать. Тепло костра выгоняет упорную влагу из обуви, кое-кому из нас подрумянивая её.
Наше лежбище устраиваем снова по-другому, натягивая сверху спасительную от влаги плёнку так, чтобы ветер с реки не холодил нас. Укладываемся организованно, хотя как всегда кому-то не хватает места, а потому приходиться сдвигаться. Всё, последние движения моих друзей и бормотания фиксирую уже сквозь сон.
Тимоша, как всегда, спит беспокойно, то и дело пинаясь. Вообще, в походах мне спится по-разному. Иногда, я не сплю несколько ночей подряд, поддерживаемый неугомонным храпом друзей, заботливо "подкатывающихся" ко мне. Порой мысли проносятся целым каскадом, словно река на быстрых перекатах, а иногда я проваливаюсь на короткий срок без сновидений и беспокойств. Но даже если сон так и не приходит ко мне, наутро не чувствую себя таким разбитым, как в городе. Природа, которую мы ценим только на бумаге, исцеляет каждого из нас, было бы только желание. Но это, хоть и важное, но отступление.

V. День третий

Утро хмурое. Дождя нет, но нет ни одного признака, что будет тепло и солнечно. Пока собираемся, выясняется, что уже опаздываем и давно пора плыть. Хмурость дня сказывается и на нашем настроении.
Чусовая начала разливаться вширь, ветер крепчал и направлял свои порывы навстречу нам, тормозя передвижение. Ребятишки удобно устраиваются, лениво осматриваясь по сторонам. Морось загоняет их под полиэтилен и плащи. Если им уже стало не интересно, то для взрослых морось - не помеха. Чтобы как-то развлечься, мы начинаем соревноваться между собой. Поначалу соперничество происходит между парой лодок, но затем все остальные быстро включаются в гонку за лидером. Уснувшие было, дети моментально просыпаются, оживлённо галдя и подзуживая, каждый своего "взрослого возчика".
Река понемногу расширяется. Берега, одетые в лесную шаль, понемногу начинают ощетиниваться то одним, то другим боком скал. Суровое серое покрывало небольших утёсов с черными вкраплениями неприветливо возвышаются над нами. Скалы пока ещё невысоки, но их суровость не вызывает ни у кого сомнения. Проплывая знаменитые Бойцы, начинаешь понимать, насколько серьёзное препятствие река встречает здесь.
Вода и камень. Вечное соперничество. Камень с упорством, а вода с терпением живут бок о бок, каждый миг, проверяя друг друга на стойкость. Сколько же будет продолжаться это соревнование? Вечность? Да, наверное. Именно вечность может рассудить их, а мы, люди, можем лишь представить, как это будет происходить.
Приближается вечер. Серые облака разрывают свою цепь, пропуская, наконец, долгожданное солнышко. Выйдя, оно начинает окрашивать серые тона в разноцветье. Вода целиком превращается в зеркало, отражая голубое небо, красное солнышко и зелёное одеяло леса.
Наше упорство вознаграждено со сторицей - мы подплываем к мощной красивейшей скале. У её основания - удобная площадка, где мы и останавливаемся. Приятно вылезти на берег и размять ноги. Пока все собираются и распаковывают вещи, мужчины готовят костёр и ужин. Остальные растягивают плёнку и раскладывают коврики. Вкусная походная еда обогревает нас и расслабляет после трудного дня.
Пока все заняты делами в лагере, Серёжка Ерлыченков уговаривает родителей разрешить перегнать одноместную лодку "куда-нибудь поудобнее". Не успеваем оглянуться, как прибегает его друг Лёшка Бердюгин, радостно кричащий, что спас друга. Оказывается, Сергей не удержался на вёрткой "одноместке" и перевернулся. Хорошо, что Чусовая здесь не глубокая! Так мы и застали горе-путешественника, стоящего по середине реки. Мокрого, но довольного своей выходкой! Друг тоже рад, так как "спас" бестолкового товарища.
Возле костра мы начинаем обсуждать походные темы. Все понимают, что сегодняшний вечер последний в этом путешествии. Гитара, старые песни, купол неба, усеянный звёздами да мои товарищи. Дети почти спят, за исключением слишком "продвинутых" Сергея и Алексея. Виновник за баловство наказан, но не чувствует себя обиженным. Ещё бы! Быть "гвоздём" вечера - это так приятно. Когда ещё так порезвишься?! Но и они вскоре засыпают, бормоча что-то своё ребячье про себя. Мы же продолжаем сидеть вокруг огня, обнимая теплые кружки с чаем и деля "стратегический запас" - сгущёнку. Всё лучшее - взрослым! Слипаются глаза, но уходить от костра и забираться в любимый спальник совсем не хочется.
Тепло размеренно обволакивает со всех сторон и убаюкивает. Всё! Пора спать. Снов в своей жизни я вижу мало, а точнее не запоминаю. И эта ночь - не исключение. Хочется увидеть что-то хорошее, ан нет. Ну да ладно.
Утром солнышко выходит неохотно. Лагерь просыпается не охотно, ища повод задержаться подольше в уютных спальниках. Тим хочет уже есть, зато остальные ещё спят. Скоро всё приходит в движение. Завтрак, приборка территории и погрузка. Нам остаётся пройти не так много - несколько километров. Но они как раз и даются не легко. Мы вынуждены обходить мели, узкие протоки и всевозможные подводные предметы, выглядывающие из-под ряби воды. Вскоре наше судно выходит на финишную прямую. Вылезая под мостом, обращаем на очередные арматуру и стёкла, разбросанные везде. Замечаю, что остальные лодки скопились и решают что-то второпях. Вскоре перегруженные они пристают к берегу. Причина задержки немедленно выясняется. Дамский экипаж Веры и Наташи "напарывается" на проволоку и получает пробоину. Повреждённую лодку сушим и вместе с другими пакуем - разбираться будем позднее. Пока идёт просушка лодок, собираемся на станцию. Вдруг становится понятно, что у нас практически не осталось времени - скоро придёт наша электричка. Наскоро спихиваем вещи в рюкзаки, и с грузом спешим на станцию. Добежать без груза туда просто, а вот с рюкзаком, лодкой и ребёнком - довольно непросто. И всё же группа успевает попасть на поезд. Влетев туда, размещаем груду в одном из углов, кое-как усаживаемся и сами. С обеда у нас остается половина котелка "гречки". Вести домой её нецелесообразно, а потому предлагаем молодёжи съесть её. Не соглашаются. Тогда предлагаем компромисс: кто съедает небольшую порцию каши, тому достанется газировка. Сначала на нас изливается волна возмущения, но потом по одному ребятишки подтягиваются к котелку. Съев необходимую малость, получают заветную газировку. Больше всех возмущается Алексей. Но потом и он "сдаётся": десяток ложек каши и вот она - заветная сладкая вода. Пока суть да дело, прибываем в Екатеринбург. Расставаться не хочется, даже, несмотря на усталость. Хочется снова путешествий и приключений!

VI. Последнее…

Резюме нашего необычного путешествия:
- река Чусовая благодаря антропогенному фактору становится всё более загрязнённой, но такой же привлекательной,
- даже, несмотря на тяжесть и необычность, путешествие вышло неординарным, впрочем, как и всегда,
- отснята очередная порция фотоплёнки и получена новая доза удовольствия,
- мы прошли очередное испытание, присовокупив к их преодолению своих чад,
- ну и пусть у нас было не такое путешествие как у всех - ведь в этом тоже есть свой смак - не должно же быть всё одинаково как у остальных.

Путешествия продолжаются, и у нас в последствии появится возможность сравнить сплавы в верхнем течении, и, скажем, в среднем. А пока до встречи.