Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Кубок Тритона V глазами команды "Ногами вперед"

Автор - Степан Черняев (Санкт-Петербург)

Команда "Ногами вперед":
Капитан "Свири" Корж Анатолий, 29 лет.
Матрос "Свири" Корж Ксения (Руководитель команды), 23 года
Капитан "Ладоги" Черняев Степан, 22 года
Матрос "Ладоги" Гарина Ульяна, 25 лет.

Готовиться к соревнованиям в этот раз начали задолго. Главной проблемой было найти четвертого человека в нашу команду. Сначала требования формулировались довольно жестко: девушка не старше 23 лет, приятной наружности, с опытом хождения в байдарочные походы. После того, как все знакомые вежливо отказались, дошла очередь до молодых людей, а также остальных лиц женского пола. Когда за 4 дня до начала соревнований выяснилось, что в указанном кругу желающих тоже нет, решено было повесить объявление на туристском форуме в интернете. Кончилось тем, что Ксюша нашла девушку из Школы Водного Туризма, которая и разделила с нами все трудности и радости соревнований. Это Гарина Ульяна. На фото можно видеть ее исполненное внутренней энергией лицо.
Кроме того нужна была еще вторая байдарка. После недолгих сомнений надумали купить "Ладогу-2" в Тритоне (есть такая фирма в Питере, занимается в основном понижением жизненного уровня туристов, и, кроме того, делает байдарки и прочее снаряжение). Странно, но сердце не дрогнуло потратить такие деньжищи на эту байду.
В пятницу, 10 июня 2004, мы втиснулись по своему обыкновению в переполненную Приозерскую электричку. Мирные жители при виде хмурых байдарочников вежливо уступали дорогу. Однако когда вслед за ними показались двое здоровых парней с каяками, даже у бывалых туристов шевельнулась мысль, что уж вот ЭТО в электричку не влезет точно. Влезло, кажется.
В Приозерске планировалось по быстрому собраться и стартовать часов в 8 вечера. Сборка старой "Свири" прошла быстро и гладко. А вот новенькая "Ладога" приготовила несколько сюрпризов. После покупки наше знакомство с ней не пошло дальше визуального контакта. Установка фальшбортов живо напомнила накручивание гнутых стрингеров на ржавые штыри в "Таймене". Самое сложное было в том, что те хвостики, на которые надеваются фальшборта, свободно крутятся, а ухватить их не за что, потому что они маленькие. Эту проблему решили при помощи предусмотрительно захваченного топора. Кроме того, оказалось, что держатели фальшбортов выпирают из-под шкуры, как сломанные ребра замученного в гестапо партизана. Это решили оставить на совести тритоновцев. И самое главное - это, конечно, деревянные сиденья! Как же мы по ним соскучились со времен "Тайменей"! А то в этих подвесных сиденьях, знаете ли, так неудобно.… Поначалу смутил и фартук на липучках. Но вроде ничего, прилепился как надо. Наконец, когда стали распихивать вещи, выяснилось, что в "Ладоге" места для них вообще почти нет. В грузовом отсеке - ноги капитана и рулевая трапеция. В переднем отсеке - ноги матроса, а от них до первого шпангоута - полметра. Удалось засунуть одну герму позади капитанского места. На фотографии справа - команда в полном сборе над замученной "Ладогой".

I этап
Стартовали где-то около 11 вечера. Было еще светло и на первые два контрольных пункта (КП) вышли прямиком, без колебаний. Сразу же стало очевидно превосходство "Ладоги" в скорости. Она с легкостью обходила равный по силам экипаж "Свири". Хотя Ульяна, которая сидела матросом в "Ладоге", так гребла, что капитан начал опасаться за свой авторитет. После второго КП капитан "Ладоги", который впервые в жизни видел эти места и получил карту вместе со штурманскими обязанностями только потому, что его "Ладога" плавает быстрее, допустил стратегическую ошибку. Не рассчитав времени, он решил взять лежащий в стороне КП 5. Вместо этого следовало бы плыть к финишу, беря только попутные КП. Это бы еще ничего, но и на КП 5 выйти не удалось. Промахнулись километра на 3… Подвело чувство расстояний и неизвестный масштаб карты. После этого самоуверенности поубавилось, и дальше плыли по направлению к финишу. Удалось взять 9 КП из 18, кажется. Кое-где не без помощи других команд. Есть же люди на свете! Для того чтобы оставить другим командам хоть какой-то шанс, каждый КП брали максимально неудобным способом. Приставали к противоположному берегу острова, или даже лучше к соседнему острову. Так было, например, на последнем КП, где штурману, работавшему по совместительству мальчиком на побегушках, пришлось перебираться к соседнему островку по шею в грязи. К финишу этапа приплыли часов через 7. Ясно, что участники к этому времени были уже хорошие… Метров за 400 до финиша экипаж "Ладоги" решил немного поглумиться над двумя мужиками из какой-то команды. Хотели их обойти, пока они неторопливо обмакивали весла в воду. В самый ответственный момент перетерся один из шнуров рулевого устройства. Спасибо тритоновцам за гениальную конструкцию регулировочной пряжки. Она выполнена в виде металлической полоски с четырьмя дырочками, в который пропускаются шнуры управления рулем. Края дырочек тщательно заточены, для того чтобы веревки не скользили в них. Очевидно, это ноу-хау следовало бы запатентовать. Короче, на привале вместо отдыха пришлось вытаскивать байдарку на берег и возиться с рулевым устройством.
Привал находился около автомобильного моста через Беличью протоку. Здесь организаторы приготовили моральную поддержку участникам. Каждому досталось по паре бутербродов и прекрасный крепкий горячий чай. Если серьезно, то это здорово помогло.

II этап
Через час начался второй этап. На первый взгляд, задача была предельно проста - проплыть по протоке километров 15 и взять по пути 3 КП. Чтобы придать интригу соревнованиям, первый КП разместили не там, где показано на карте. Мы же с непонятным энтузиазмом потратили минут 20 на его поиски по мокрому утреннему лесу. Когда набегались, сели в байдарки и поплыли дальше. Здраво рассудили, что на предыдущем этапе не взяли 9 КП, можно один и тут пропустить. Однако не тут-то было. Через какое-то время из кустов нас окликнул приятный мужской голос: "КП не нужно?" Мы решили что ладно, так и быть, вылезем. От нас потребовалось перевязать руку очень колоритному мужчине, которого можно видеть на фото слева. Почему-то он решил, что это будет делать Ксюша. Пришлось его разочаровать.
На втором КП организаторы соревнований, видимо вдохновленные легендой о Сизифе, предложили участникам наполнить довольно вместительный бачок водой из ручья. Бачок расположили на высоком и крутом берегу, ручей пустили внизу и запретили пользоваться чем-либо кроме походных котелков. Тем, кто ехал без котелка, разрешалось, кажется, носить воду в чашках, у кого не было чашек - черпать ложками. После того, как бачок наполнялся, его аккуратно выливали обратно, а упревшие, но довольные участники отправлялись дальше.
На третьем КП, как мы и предполагали, нужно было распилить маленькое бревнышко и отпиленный кусок доставить судьям на финише для костра.
Что с нами стало за эти долгие часы грёбли, мы поняли только когда вылезли на берег, на финише. Тут же навалился страшный холод. Кроме того, желудки, которые уже давно перестали посылать импульсы в мозг, почуяли еду и властно заявили о себе.

     

     

Несмотря на тяжелое физическое состояние, команда почти не утратила бодрости духа. Поставив палатку, переодевшись в сухое и поев, завалились спать. Использовали милостиво предоставленные регламентом соревнований несколько часов. В 17 часов уже начинался следующий номер развлекательной программы - техника спасательных работ.

Техника спасательных работ
Человеку, далекому от всей байдарочной атмосферы, этот этап показался бы особенным извращением. Суть его состояла в том, чтобы один экипаж команды отплыл от берега и перевернулся там вместе с байдаркой, после чего второй экипаж должен был успеть их выловить, пока они не утонули и не загнулись от холода. После этого те, кто остался в живых, буксировали перевернувшуюся байдарку метров 100, а потом вместе с обеими байдарками бодро бежали по берегу еще метров 100 к финишу.
В нашей команде высокая честь сидеть в первой байдарке выпала девушкам. Как мы заметили, так поступили почти во всех командах, где удалось найти пару подходящих девушек. Мужчины оправдывались в собственных глазах тем, что буксировать байдарку тяжело, мол, тут нужна их сила, и так далее. Как только стали известны правила этого этапа, на полную мощность включился мозг, пытаясь обойти жесткие формулировки правил. Так, например, было сказано, что спасаемый экипаж не имеет права грести при буксировке. Хорошо, тогда один человек из спасающего экипажа пусть пересядет в перевернутую назад байдарку, с тем, чтобы обе они шли своим ходом. Так и сделали. Впрочем, многие так поступили, хотя не все. При перевороте спасаемой байдарки в исходное положение она, конечно, зачерпнула воды. Поэтому сидеть в ней пришлось как ванне, по пояс. Самое замечательное то, что, несмотря на сотню литров воды внутри, "Ладога" лишь немного потеряла в скорости. Нам поэтому удалось обогнать команду, стартовавшую вместе с нами и занять рекордное для нас 11 место.
Когда все кончилось, сварили полный котелок картофельного пюре с тушенкой и дружно съели его на травке около палаток. Это было такое блаженство! После этого, ввиду полного истощения сил, завалились спать. Хочется отметить трогательную заботу Ульяны о своем любимом капитане, который по молодости шел на кубок не только без гидрокостюма, но и без спального мешка, предполагая ночью укрываться старым дырявым пледом.
Весь вечер можно было слушать звуки отходящего ко сну лагеря. Вот раздался раскатистый смех со стороны уставленного едой стола организаторов, вот анекдот, от которого не только покраснели бы извозчики и их лошади, но который было бы не удобно рассказать в кругу женщин. А вот и песни, да так душевно, что так и тянет встать на четвереньки и завыть на луну… А вот местный Фреди Крюгер завел свою бензопилу и исступленно тренируется на бревнах метрах в 20 от палатки… Одним словом, убаюкивает.
Поутру, с трудом разогнув все еще согнутые по форме весла окоченевшие пальцы и открыв палатку, на небе с удивлением обнаружили солнце, вместо ставших уже традиционными серо-свинцовых туч. Натягивая на ноги вчерашние стиранные-перестиранные в речной воде и обледеневшие за ночь носки, а потом такие же кроссовки, вспомнился уютный дом, мягкий диван, теплая вода в ванне и кипящий чайник на кухне. Впрочем, соревнования были организованы очень грамотно и не давали времени на размышления о жизни. В 10 утра уже все сидели по байдаркам в ожидании следующего этапа - техники водного туризма.

Техника водного туризма
Этот этап заключался в умении маневрировать на гладкой воде. На озере около лагеря, повинуясь чьему-то пресыщенному воображению, расположились 10 ворот. Разумеется, оплыть их нужно было самым неудобным образом. Этот этап, по-видимому, был специально придуман для шестиметровых гоночных "Ладог", у которых радиус поворота на спокойной воде настолько мал, что на Ладожском озере они могут разворачиваться, даже не прибегая к реверсу (то есть заднему ходу). Каждой команде давалось две попытки. Первый раз мы посадили девушек на маневренную "Свирь", а капитаны уселись в "Ладогу". Причем не просто так, а матроса посадили в грузовой отсек с тем, чтобы немного приподнялся нос. Это оказалось не очень удачной мыслью. Матрос получал веслом по очереди то по каске, то по спине. А маневренность заметно не улучшилась. Во второй раз мы сели как надо и улучшили результат на целую минуту.

Спринт
В 15-00 стартовал спринт на "короткой" дистанции около 8 км. Хотя по карте там всего километров 5, ну не важно. Самое интересное, что в этот этап входила сборка одной из байдарок всей командой. Вот здесь-то мы отличились. Собирали "Свирь" дольше всех, хотя нельзя сказать, чтобы особенно тормозили. Даже очень быстро собрали. Минут, наверное, за 20. Но остальные сделали это еще быстрее. По пути экипаж "Ладоги", как менее измученный, пересел в "Свирь". Где-то на середине дистанции мы с удивлением обнаружили на 3 см воды в "Свири". Поскольку ремнабор все равно остался в лагере, решили надеяться на то, что успеем доплыть до финиша раньше, чем утонем. Так и получилось. Любопытно, что после этого никому и в голову не пришло что-то заклеивать. Так и оставили. После спринта долго купались. Прямо в спасательных жилетах, касках и всем остальном. Пару раз перевернули байдарку, потренировались в нее залезать. Когда достаточно охладились, выползли на берег.
В этот день мы почувствовали, что остались лишние силы. Непорядок. Поэтому решили поиграть в волейбол. В нашей команде никто в него играть особенно не умел, однако нам почти удалось обыграть четырех профессионалов из команды "Прогресс". В основном за счет психологического давления.
В 7 часов вечера еще поучаствовали в ориентировании вне зачета на поляне рядом с лагерем. Надо было обежать 9 КП по периметру поляны. Не обошлось без извращения и здесь. Один КП прикрепили к буйку около берега, так что оставшуюся после него часть дистанции нужно было бежать, придерживая руками мокрые сползающие брюки. При виде упертых мужиков на старте финального забега хотелось спрятаться где-нибудь в кусты, чтобы не растоптали ненароком. Заняли, тем не менее, первое место и выиграли в качестве приза морковку (специальную спасательную веревку). Немного отыгрались за нашу втоптанную в грязь поруганную командную честь.
Потом еще поиграли в волейбол. Посмотрели, как со страшной силой сливала команда организаторов. А вечером, часов в 9, когда самое, казалось бы, время лечь спать, чтобы набраться сил перед завтрашним марафоном, Ульяна предложила прокатиться до церквушки, мимо которой проплыли вчера. Кажется, она где-то недалеко была… Залепили многократно сорванные мозоли на руках пластырем, напрягли остатки мышц, стаскивая байдарку на воду, и отплыли. Проплавали часа два, еще раз подивились, откуда берется вода в "Свири". Наверное дырка в шкуре. Где-то на полпути около развилки озера спросили бабушек на берегу, далеко ли до часовни. Оказалось, минут 15. Мы обрадовались и бодро поплыли не в ту сторону. Заехали в тупик, пораскинули мозгами, вернулись и повернули куда надо. Бабушки на берегу смотрели на эти метания с высоты своего богатого жизненного опыта и лишь в душе улыбались глупости молодежи.
     

Ночью еще попели песни у костра, и только потом пошли спать.
Часов в 7 утра нас разбудил страшный топот. Это бежала на старт команда Мамонтов. Пока мы ели, нас преследовали дикие крики: "Индейцы! Хронические! На старт, вставайте!". Около 8 к старту лихо подгребли бодрые как обычно Игреки. И так же бодро отгребли. В 8-35 отвалили и мы. Ногами вперед, как всегда. Сразу же начались обносы, проводки и прочие маленькие радости туристов-байдарочников. Потом в озере Балахановском поборолись с хорошим ветром и волнами. Поплюхавшись по волнам на "Свири", совсем другими глазами взглянули на "Ладогу". Честно говоря, нам уже хватило волн, хотя они еще далеко не кончились. Появилась даже еретическая мысль приделать на "Свирь" руль. Сзади. Где у всех нормальных байдарок он и висит.
Кстати, вы будете смеяться, но в "Свири" опять стала появляться вода. В чем же дело? Надо будет попробовать дырку заклеить…
По пути сумели-таки обогнать даже пару команд. Сначала обошли двух теток на тяжело груженом "Таймене". С трудом обошли, следует заметить к нашей чести. Потом нагнали еще одну команду. Там во второй лодке сидели два мужика. Пока они любовались на восход, мы их тихонько обогнали. Через несколько минут догнали и первую байдарку. Там сидела такая девушка, обалдеть! Она еще в ориентировании бегала, молодец, в общем, и симпатичная… А когда она сказала: "А вот и наши чемпионы плывут", намекая, очевидно, на нашу блестящую победу в ориентировании, даже спина под спасом зачесалась.
На Вуоксе еще покатались на попутных волнах. В азарте чуть не пролетели ворота времени у входа в порог. Там нас ждала наша "Ладога". В порог вошли задом, судорожно вытаскивая каски из грузового отсека, натягивая юбку на капитана и вспоминая "Отче наш". Пролетели по валам на ура, что называется. Что-то валы показались нам особенно высокими в этот раз. В одном месте наша "Свирь" встала чуть ли не вертикально. У самого финиша слишком круто вошли в суводь и чуть не перевернулись напоследок. Виноват, разумеется, оказался капитан. Выползя на берег, заметили, что идет неслабый дождь. Поскольку команда была на грани голодной смерти, быстренько поставили палатку, переоделись в сухое и бегом отправились в спасительное кафе. А там такой супчик делают! С фрикадельками. А еще сосиски с картофелем фри и ломтиками помидора. И шашлык! О, это было чудесно. На фото наши объевшиеся небритые морды.
Потом еще была разборка байдарок под дождем, поездка в туго набитой электричке. В метро Толя привычным жестом вклинил рюкзак между турникетов. Турникеты застонали и раздались в разные стороны. Стоявший поблизости милиционер хотел что-то сказать, но пока он подбирал не матерные слова, мы уже пролезли.
Так и закончилось это развлечение. В общем зачете мы заняли почетное последнее 16-е место. Однако следует учесть, что 8(!) команд из 25 до финиша вообще не добрались. Другими словами, все, кого мы обогнали, снялись с соревнований.
Будет теперь, что рассказать внукам через лет через 40, прихлебывая чай у костра где-нибудь в долине Амазонки.

Черняев Степан,
18 июня 2004

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам





© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100