Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Формула счастья туриста лыжника

Автор: Александр Петрищев (Екатеринбург)

На очередном переходе где-то в снегах Северного Урала мне пришла в голову мысль о том, что должна существовать формула счастья для туриста лыжника. Это когда лыжи едут, крепы крепят, ботинки не жмут, рюкзак не трет, одежда не встает ледяным колом после первого же перехода, и на завтрак вам дежурный подает не макароны со скатов палатки, а вкусную кашу и так далее. Информации на эту обширную тему существует масса. Поэтому целью этой статьи будет скорее дележка опытом, нежели наставления от бывалого, к коим я себя не причисляю. Тем не менее, дабы не загружать текст излишними техническими описаниями, которых , кстати, полно в сети, периодике и литературе, я постарался перескочить на конечный этап  реализации решений. Итак, начнем с начала или снизу вверх.

Лыжи-крепления-ботинки

От того, как работает эта система, в основном зависит, насколько быстро, комфортно и безопасно вы пройдете маршрут. Это понятно. Понятно также то, что древнее изречение "Каждому свое" находит в этом аспекте свое полное подтверждение. Бегуну – беговое, туристу – туристическое, горнолыжнику – горное оборудование, соответственно. В отдельный ранг особо почитаемых отнесем священные термины ски-тур и телемарк, позволяющие и спускаться и подниматься, хотя и здесь полного контроля над лыжами при очередном суицидальном спуске на бэккантрийном комплекте достичь трудно. Я присутствовал при одном анекдотическом случае, когда в избу метеостанции на Хамар-Дабане зашагнула девчонка прямо на лыжах, поскольку не могла выстегнуться из штифтовых креплений. Замерзли они напрочь, и не хотели открываться, пришлось ей отогревать их, сняв ботинки.  Дежурный по метеостанции философски произнес: "Не хрен на Хамар-Дабане в феврале месяце делать на беговых лыжах", все присутствующие, естественно, заржали. Арсенал туриста лыжника рано или поздно будет разрастаться и довольно скоро представит собой нечто похожее на суму игрока в гольф с кучей клюшек на разные случаи, поскольку в один прекрасный момент захочется не только скрестись "плугом", как инвалид, а "с ветерком и снежной пылью лихо скатить по склону", то есть освоить вкусное слово "Back Country"   Одно время в сети и периодических изданиях активно продвигали оборудование для ски-тура, предлагая его взамен "изжившим себя" "Бескидам" и "тросикам". Из личного опыта могу поведать результаты теста такого оборудования на забросках  по Хамар – Дабану в район катания, в частности крепеж использовался Silveretta 555, а ботинки были Dinafit 700, то есть достаточно "жесткие". Отмечу два не очень радостных момента: во-первых, жесткий ботинок к финалу третьего перехода довольно сильно натруживает ногу, и во-вторых, ходьба по пересеченной местности выявила одну конструктивную особенность крепежа, которая лично для меня поставила крест на перспективах использования такого оборудования для лыжного туризма. И если проблему с жесткостью ботинка можно решить, использовав более мягкий, то вторая является нерешаемой.  Так вот, при ходьбе по пересеченной местности происходит следующий процесс: съезжая в очередную ямку, длина которой не превышает длину лыжи, вы своим весом эту самую лыжу прогибаете и как следствие уменьшаете расстояние между передним кронштейном, на котором закреплена рама с вашим ботинком и, собственно,  защелкой. Рама, таким образом, оказывается либо зажата под защелкой, либо при попытке совершить следующий шаг утыкается в защелку в зависимости от положения ноги. Соответственно, приходится или разгружать лыжу, либо прилагать большее усилие, чтобы вырвать раму из под защелки. Доложу вам, что ям и ямок на вашем пути в лыжном походе где-нибудь в Саянах будет много и удовольствие рвать свой стаф на каждой из них ниже среднего. Есть вариант установки защелки с большим зазором относительно рамы, однако для себя я этот вариант отбросил сразу, поскольку "затачивал" комплект под катание в первую очередь и было важно хорошее закрепление рамы в положении "Ski". Так что, не знаю, какие уловки применяют в своих конструкциях Fritschi и Naxo, но подозреваю, что они тоже не лишены рассмотренного недостатка. Таким образом, лучшее применение для такого крепежа это все-таки большие горы; на переходе от "бочек" к "Приюту одиннадцати" они покажут себя идеально. Впрочем, слышал я и восторженные отзывы об использовании в схожих условиях Silveretta 404, в которых использована та же система фиксации рамы, так что лучше всего проверить на своем опыте

Впрочем, к подобным изыскам я приступил далеко не сразу. Году этак в 95-м мой друг Юрка Бердников изобрел свой метод крепления ботинка к лыже. Поводом для этого послужили первые робкие статьи в отечественной прессе про телемарк, отсутствие в продаже дельного крепежа, желание за скромные деньги получить максимум экспириенса. Немаловажную роль в этом процессе сыграл и тот факт, что мы жили в обособленном военном городке и по роду службы не могли постоянно тусоваться в турклубах, то есть, по сути, варились в собственном соку. Юра через угловую деревянную проставку установил на солдатские лыжи (ходившие в обиходе как туристические) обычный советский четырехшпиньковый крепеж, предназначенный для беговых лыж. Угловая проставка служила компенсатором естественного прогиба ботинка в носке. Ботинки были использованы тоже армейские, которые официально называют "с высоким берцем". Путем нехитрой доработки они заимели передний рант из жесткой резины, укрепленной снизу дюралевой вставкой и закрепленной к подошве длиннющими шурупами. Сверху на ботинки Юра умудрился смастерить чехлы из авизента, причем внизу он вклеил их между подошвой и кожей. Сей стаф живет и до сих пор и вполне работоспособен. Я же после неудачного опыта с подобной конструкцией, обратил свой взор на классические восточно - сибирские крепления. Кто не ходил на харьковских тросиковых креплениях! Умирали они быстро и безнадежно.

Однако, экспериментируя именно с таким крепежем, я пришел  к выводу о том, что наиболее слабое место в креплениях, если это не тонкий плохой материал скобы, находится в месте соединения упругого элемента и тросика. Так родился гибрид, унаследовавший от универсалок скобу и лягушку и имеющий оригинальное привязное устройство с вынесенной вперед пружиной, в котором просто не было чему ломаться. Живут до сих пор. Тем не менее, пока проходили эти эксперименты, я косил глазом на "Бескиды" своего брата, с установленными на них "прыжковыми" креплениями. Классика жанра, чего не отнимешь. Поэтому, как только в Новосибирске наладили выпуск таких креплений и выкинули в свободную продажу, я их тут же и приобрел. Потом, покопавшись по углам, обнаружил старые горные лыжи своей жены и не раздумывая, поставил крепеж на них через 8-ми миллиметровые проставки, затем вырезал в хвостовике лыжин пазы для задней зацепки камуса и наклеил последний на базу. Результат превзошел все ожидания; вес конструкции не многим отличался от "Бескидов", зато пропал головняк с мазями. Стало казаться, что по крайней мере одно из неизвестных в искомой формуле отыскалось. Кстати, о противостоянии камуса и мази. Походив и на том и на другом, я пришел к такому выводу: "Мази для дерева, камус для пластика". Желающие могут проверить правоту этого тезиса на практике, однако мне приходилось видеть, как разъезжаются "Младости" при маломальском подъеме, несмотря на увесистый слой мази. И потом,  мне представляется неинтересным развлечением крутиться у костра с лыжей и на коленках пытаться втереть непослушную субстанцию в базу  лыжи, а если "не попал в мазь" потом полдня скоблить эту бедную базу о все близкорасположенные пни и коряги. С другой стороны, деревянная база сродни пленочному фотоаппрату, который прощает ошибки  экспозиции в пару ступеней. Ну, ошибся с мазилкой,  с кем не бывает, а лыжи почему-то держат. Благородный материал потому что. А для тех, кто не готов расстаться с суммой около 70 евро за синтетический камус от буржуев, у меня есть вариант от того же Юрки Бердникова. Шьем из прочной кордуры чехол для лыжи, а на нижнюю его сторону нашиваем обыкновенную липу, причем не ворсовую ее часть, а ту, которая с зацепками. Держит такая конструкция на подъемах исключительно, однако и на спусках не катит, поэтому вариант этот на любителя.

Что касается ботинок, то в то время пока Юрка улучшал свои легендарные ArmyBoots (кстати, похожие боты под стандарт 3pin я видел у Rosiggnol) я перепробовал довольно много вариантов и сочетаний ботинок и бахил. В результате пришел к убеждению, что бахилы нужно шить самому по имеющемуся ботинку. Точнее, даже не шить, а конструировать, поскольку производители бахил зачастую используют осредненную модель обуви и ваши козырные ботинки от Lowa, например, могут попросту не залезть в бахилу, хотя при покупке вы добросовестно проверили соответствие подошвы ботинка размеру калоши. Процесс конструирования довольно прост; сперва подгоняем калошу под ботинок, безжалостно срезая все лишнее (много резины на ноге – это не очень хорошо), затем из  первой попавшей под руки простыни вырезаем лекало, для чего засовываем ботинок в калошу, и моделируем руками помощника будущие обводы верха бахилы, и его же руками фиксируем нужную модель маркером. В дальнейшем вырезаем по лекалу заготовки для верха бахилы, придумываем конструкцию входа, затяжек, внутренних строп с фастексом и….. отдаем все это знакомым людям, работающим в каком – нибудь ателье по пошиву туристического снаряжения. Объяснять  много не придется, поскольку люди там грамотные и сразу поймут, чего вы от них хотите. Лично я скроил таким образом бахилы по новеньким Salomonам и очень доволен тем, что получилось.

Рюкзак

Еще одно мое глубокое убеждение касается подвесных систем рюкзаков. Если обратить свое пристальное внимание на то, когда наши производители стали продвигать различные системы быстрой регулировки плечевых лямок, то можно увидеть, что произошло это после того как на отечественный рынок хлынул поток буржуйской продукции с подобными прибамбасами. Обращает на себя внимание и тот факт, что литраж забугорных кулей редко превышает сто литров. Вместе с этим именно 120-литровый рюкзак и есть непременный атрибут серьезного лыжного похода. Так что все эти хитрые  и красивые приспособы на спине рюкзака я лично расцениваю лишь как удачный маркетинговый ход производителей. На практике, ваша IBS (или еще что-нибудь) подвеска очень скоро покажет расходящиеся швы в лучшем случае или развалится попросту в худшем. Лучший выход из положения по моему мнению – жесткое закрепление лямок с учетом анатомических особенностей именно вашей спины. Кстати, расхожий постулат о том, что система быстрой регулировки позволит быстро подогнать куль под любого участника группы, мне тоже представляется спорным. Количество возможных случаев, когда вам в походе несомненно понадобится это свойство вашего рюкзака, довольно ограничено и все они, как правило, связаны с аварийными ситуациями, когда человек уже не в состоянии тащить груз сам уже не до изысков. Я бы хотел протаскать свой рюкзак на своей собственной спине весь поход без аварий и скинуть его уже где-нибудь в населенке. В связи с этим назревает вопрос: "А как же быть с другими нужными примочками, типа "бомболюков", внешней навески и так далее?". Лично я поступил следующим образом: как только моя хваленая IBS "показала швы", я принес рюкзак тем же знакомым грамотным людям  и попросил сделать "так и так", в результате чего мне выдрали старую подвеску и вместо нее смонтировали новую по моему желанию. Теперь рюкзак прослужит еще пару сезонов.

И еще одна деталь, на которой, как правило, экономят производители – это отсутствие фастексов на компрессионных стяжках. Прочувствовать в полной мере этот недостаток можно в тот момент, когда вся группа уже вышла поутру на маршрут, а вы все еще скрюченными окоченелыми пальцами пытаетесь запихать еще более окоченелую палатку в чехол (в рюкзак, под компрессионную стяжку). А были бы фастексы сбоку – скублил, застегнул и быстрее побежал греться на первый переход. По этой же причине для своей палатки я специально заказывал три легких чехла из легкой ткани – для палатки, тента, и каркаса соответственно - запихать составляющие по своим чехлам гораздо проще, чем пытаться "с ноги" зарядить все в один мешок

Бивачное снаряжение

Помню, как утопая в снегах Хамар-Дабана, мы с Юркой придумывали конструкции подвески котелка над костром из подручного материала. Говорят, что только дураки учатся на своих ошибках, ведь костровые тросики существуют уже давно. Наверное, это правильно, но я считаю, что личный опыт плюс наличие мыслей в собственной голове лучший двигатель прогресса. В результате постоянных доработок изначальная конструкция тросика, которую я где-то подсмотрел, а затем сам изготовил, подверглась значительным изменениям. Во-первых, систему регулирования высоты подвески, основанную на эксцентриковом зажиме, я считаю единственно приемлемой. Во-вторых, лучше тросик сделать сборным из четырех основных частей: рабочая часть, на которую непосредственно вешаются подвески, натяжная часть и собственно две подвески. Добавьте в конструкцию крючки с возможностью быть зафиксированными на любой длине троса и вы избавитесь от утомительных поисков конца троса в Гордиевом узле, который образуется после быстрых утренних сборов.

Еще помню, как долго я лазил по своей будущей каркасной палатке, установленной в выставочном зале магазина "Фан-Спорт" в Иркутске и задавал идиотские вопросы директору Саше Шипилову. "В принципе, любая тряпка может потечь, и в этом нет ничего необычного" - проводил краткий ликбез Саша - "Главное, ведь, как эта тряпка натянута". Мне, естественно, хотелось приобрести нечто всесезоннее. "В конце концов, снеговую юбку можно и самому пришить" - решил я. Самое же главное, что подкупило меня в той конструкции, это система закрепления каркаса; вроде бы ничего нового на сегодняшний момент, карманы на внутренней палатке, сверху тянем тент. Однако, практика показала что, устанавливалась такая палатка легко даже одним человеком и имела нехилую ветроустойчивости за счет того, что внутренник тоже участвовал в создании общей прочности. Зимой, конечно, в такой палатке не совсем уютно, однако грамотный подбор одежды и спальника может легко скрасить эти неудобства.

Ушли в небытие спальники на вате. Красивые проспекты красиво рассказывают о комфортных и экстремальных температурах, которые способен выдерживать ваш будущий спальник. Вроде смотришь, объем утеплителя большой, а температура экстремальная заявляется всего -4° С. Это я к тому, что температуры проставляются весьма и весьма осредненно и, как правило, бывают довольно сильно завышены. То есть спальник держит и ниже, а пишут выше, так, на всякий случай. Мне представляется наиболее важным свойством спальника его способность отводить влагу наружу, потому как мокрый спальник – холодный спальник, пусть на него ободрали всех гусей в округе, чтобы отсеять самый лучший пух. Лучшей рекомендацией для спальника, чем рассказ о тест-драйве, в ходе которого участник после ночи выкидывал спальник на мороз, и по прошествии небольшого промежутка времени отряхивал с него изморозь, а вечером ложился в сухой спальник, я не слышал.

Полезности и вкусности

Формируя свой ремнабор, я в первую очередь вытряхиваю на пол всю снарягу, которая предполагается к использованию. Делаю я это для того, чтобы определить возможность унификации разных стандартных элементов, например, фастексов, коих в последнее время по форме и принципу действия развелось уйма. Было раньше "Снаряжение" и баста, теперь нас ловят как в свое время канкистадоры ловили индейцев на бусы - продали бы вам старые ружья, да к сожалению патронов к ним больше не производят. И началась вакханалия - "Salomon" не подходит к "Duraflex", а последний к "Снаряжению". Так что иметь при себе комплект хотя бы того, что у вас стоит на снаряжении, думаю, было бы полезно.

Одежда

Если вы не человек по имени "Volkl", и не девушка по имени "Colmar" из рекламы крутейшего магазина "Спортмастер", а обычный рядовой турик с претензиями на покататься, то рано или поздно вы окажитесь в положении обезьяны, мечущейся между умными и красивыми. Заговнить куртку или штаны за 17 косарей под силу не каждому человеку, но прорайдеру. Поэтому я стараюсь придерживаться в этих вопросах принципа "Разделяй и властвуй". Например, в последнее время стало модно проклеивать швы на одежде. Извините,  а зачем? Одежда -это ведь не презерватив.  Человек осознанно идет на лишения, а значит готов попотеть. Правильно, хотят денег по-легкому срубить. Мне кажется, гораздо важнее использование действительно хорошей мембраны, на которую и денег не жалко. Или еще одна спорная на мой взгляд фича - клапан на рукавицах и перчатках для вентиляции рук. Какой от него толк, если он забьется снегом очень быстро, попробуй его очисти. Смысл всего этого занудства в одной фразе: "Люди, задумайтесь, на что вы тратите деньги!"

В заключение хочу сказать, что правая часть формулы счастья все-таки штука во многом эфимерная, то есть пощупать ее трудно. Однако можно ощутить чувство нежелания снимать рюкзак вечером и жгучее желание поскорее встегнуться в лыжи поутру, поскольку "прет". Наверно это происходит тогда, когда все неизвестные в левой части удачно "срослись".

Буду рад, если кому-нибудь мой подход импонирует кому-нибудь. Также буду рад пообщаться со всеми желающими. Мои координаты: avp73@mail.ru или 89222937411 

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

[an error occurred while processing this directive]