Главная > Литературное творчество Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Половодье

Автор: Вениамин Бычковский (Беларусь, Брестская обл., Ивацевичский р-н, г.п. Телеханы)

Для нашей компании любителей странствий стало уже традицией во время весеннего паводка сплавляться по рекам. После снежной и бледной зимы не терпится услышать весенний перезвон ручьев, радостное пение птиц, запечатлеть первые цветные мазки природы, ещё не запыленные, не потускневшие от знойного лета. Многое значит для нас и омовение высокой водой, что расценивается как благословение на весь походный сезон. В стремительном, а порой и опасном потоке горной реки каждый из нас должен доказать себе, что зима не расслабила его дух и тело. Не нами это придумано, не нам и оспаривать это право весенних полноводных рек. И потом, в этом негласном ритуале туристов есть и другой смысл, уходящий к самым древним истокам жизни на земле. Все реки не что иное, как животворящие сосуды, через которые и проходит оплодотворение всего живого на планете. Стоит солнцу обнять землю; как все ручейки и реки быстро разносят тепло по всей плоти и размягчают земную твердь так, что она с желанием кормит своей грудью всякого, кто жаждет новой жизни. Так прорастают новые корни, оживают прошлогодние ростки, набухают почки на деревьях. Тянется к весенней земной груди и человек, тянется к тем "соскам", которыми был вскормлен с детства. Может поэтому для первого весеннего похода выбирается река, протекающая по родному краю. Эта река манит к себе, как родная улица, где родился, где вырос, и сохранил в памяти все подробности. Примерно так же держится в памяти и наша река, со всеми поворотами, перекатами, островками. И стоит одному подмытому дереву упасть на берегу, как память сразу зафиксирует потерю и будет хранить её в каких то неведомых тайниках, если не годы, то до следующей весны точно. Каждый из нас имеет способность видеть всю речку разом, будто она протекает не по руслу земли, а по "руслу" души и сердца. Отчего даже самые незначительные перемены на реке всегда замечаются, если не одним, так другим участником похода.

Нынешней весной отличился я. На одном из поворотов реки, где течение было слабее, я первый увидел упавшее старое дерево. Изрядно потрёпанный половодьем ствол слегка касался воды, а его корни, прибитые течением к каменистому берегу, заметно возвышались и представляли собой удивительное зрелище. Все корни безжизненного дерева тянулись вверх через одно общее сплетение, в котором покоился большой светлый камень, и, казалось, корни сознательно спасают его от быстрого течения воды и поднимают его так, будто выпускают из своих "рук" не камень, а птицу в небо! Ну, что же ты медлишь? Лети! Ты свободен!..

Причалив к берегу, я тронул камень, но он не поддавался, был накрепко охвачен корнями, а значит, и не мог взлететь, как мне хотелось бы. Порядком потрудившись, я отделил весь корень от трухлявого ствола и взял с собой.

На ближайшей стоянке я полностью отдался находке. Очистил от песка и земли все корни, отпилил погнившие части, но вместе с этим сделал всё возможное, чтобы сохранить единство камня с деревом. Дальше так и путешествовали вместе весь поход. Днем в байдарке, на ночь корень накрывал байдаркой. А когда мне не спалось в палатке, я выползал наружу и подолгу сидел рядом с камнем и корнем. Мне казалось, что там, в темноте ночи, под днищем байдарки, камень шептался с корнем.