24 апреля 2020

Что скрывает название Чёртовы ворота

Дорога на Домбай...  серая лента асфальта вьется среди полей, а на горизонте грозной стеной встает горная цепь... Граница Краснодарского края и Карачаево-Черкессии это место, где предгорья плавно переходят в горы, но обычно путешественники устало скользят взглядом по далекой горной цепи и отворачиваются, предвкушая сказочные виды отвесных скал Кабардино-Балкарии. А в этой цепи особняком стоит Ачешбок или, как его еще называют, —  Чёртовы ворота.

Скала и вправду напоминает своей формой исполинские ворота, ведущие в далекую сказочную страну, но почему у нее такое страшное название?

Очень многим оно не нравится, более того, в пабликах и на форумах порою разгораются самые настоящие битвы, с оскорблениями и обидами, и с пеной у рта пытаются доказать, что правильное название этой скалы, — Чётовы ворота, дескать был в этих краях некий генерал Чёт, вот в честь него и назвали.

Но обратимся к историческим документам, благо Имперские карты сейчас найти не представляет собой проблемы.

Что скрывает название Чёртовы ворота

И на карте 1877 года можно увидеть название Чортовы ворота, через «О». Хорошо, с русским названием определились, теперь давайте обратимся к черкесскому названию, — Ачешбок.

Хотя, конечно, правильней было сказать Ачэжбок («Ачьэжъ бэкъу»), что  буквально  означает «пах старого козла».

вид с Ачешбока

Вообще, в этих местах обитает огромное количество туров, которых, кстати иногда называют Чёртами, так что, как оказалось, ничего мистического в названии этой скалы нет.

Вершины ее несут названия Ачешбок Западный (2486 м.) и Ачешбок Восточный (2441,8 м.), по седловине между которыми проходит граница между Краснодарским краем и Адыгеей.

Что скрывает название Чёртовы ворота

На западный Ачешбок есть отличная пешеходная тропа, а вот на восточный попасть просто так нельзя, — это уже территория Кавказского биосферного заповедника.

Западный Ачешбок, начало подъема

Но это гора с характером. Очень часто погода меняется на нем буквально за считанные минуты, — вот только что солнце нещадно палило, как буквально за час небо заволакивает тучами и ливень нещадно хлещет незадачливого туриста.

Но виды с лихвой возмещают все тяготы пути.

Вот такой Ачешбок, величественный, с характером, но очень прекрасный!

Приезжайте к нам, в Мостовский район Краснодарского края!

Что скрывает название Чёртовы ворота

Источник : "https://sergeyvelo.livejournal.com/29368.html" rel="nofollow"