3 августа 2021

Мы продолжаем публикацию статей История альпинизма в лицах >>>> , в этой статье мы расскажем о:

Рик Аллен (Rick Allen)

1955, Абойн, Абердиншир, Шотландия - 26 июля 2021г., гора К2 (Чогори, 8611 м), Пакистан

История альпинизма в лицах: Рик Аллен (Rick Allen)

Британский альпинист Рик Аллен (Rick Allen) трагически погиб 26 июля 2021 года в результате схода лавины на восьмитысячнике К2 (Чогори / Chhogori, 8611 м) - второго по высоте восьмитысячнике мира, что расположен в Пакистане.
Во время схода лавины Рик находился в палетке в первом высотном лагере. Он и его два товарища: Жорди Тосас (Jordi Tosas, Испания) и Стефан Кек (Австрия) планировали открыть новый маршрут на юго-восточной стене.
Жорди и Стефан были эвакуированы с первого лагеря вертолетами пакистанской армии. Они не пострадали в лавине..
Погибшему Рику Аллену было 66 лет.

Для многих любителей гор, лишь издале знакомых с альпинистским сообществом, впрочем, как и для профессиональных альпинистов, имя Рика Аллена было малознакомым.
Но, за свои горные достижения, Рик имел право считаться лучшим альпинистом Великобритании о котором мало кто слышал.

Как и многие британские альпинисты, Аллен впервые познакомился с горами во время походов по Озерному краю.
Позже, будучи студентом университета в Бирмингеме, он записался в альпинистскую секцию.
«Одного дня было достаточно, чтобы понять, чем я хочу заниматься», - вспоминал позже Аллен в интервью на кинофестивале в канадском Банфе.

Рик Аллен (Rick Allen)

В начале своей альпинистской карьеры у Аллена было несколько наставников в университете.
Позже, окончив университет и начав работу в нефтяной промышленности, он вдохновился другими выдающимися альпинистами Шотландии (такими как Кон Хиггинс (Con Higgins) и Мик Геддис (Mick Geddes).
Увлечение альпинизмом открыло Аллену весь мир.

К тому времени, когда он присоединился к альпинистским экспедициям в большие горы, он прошел обучение в шотландских горах и Альпах.

В 1984 году Аллен вместе с Ником Кекусом (Nick Kekus) совершил первое восхождение на вершину пика Ганеш Химал II (Ganesh Himal II) высотой 7043 метров. Двойка прошла маршрут в альпийском стиле по Западному хребту.
Это восхождение превратилось в 12-дневную эпопею, когда на маршруте у двойки закончилась еда и топливо для горелки.

В следующем, 1985 году Аллен был приглашен в состав британской эверестовской экспедиции под руководством Мала Даффа (Mal Duff). Экспедиция планировала впервые пройти северо-восточный хребет высочайшей вершины мира.
И не смотря на то, что восхождение не увенчалось успехом, Аллен смог подняться и установить одиночный бивак на отметке более 8000 метров!
В этой экспедиции он познакомился со своим напарником Сенди Алланом (Sandy Allan), с которым он в последствии совершили исторические восхождения.

Сэнди Аллен и Рик Аллен (Sandy Allan и Rick Allen) в 2012 году

Одним из первых успехов двойки Сенди и Рика был на южной стене семитысячника Пумори (7161 м) в Непале. В 1986 году двойка проложила шотландский маршрут на южной стене этой горы.
На пути к этой вершине альпинисты провели несколько холодных ночевок в снежных пещерах. Без сомнения, это восхождение было хорошей практикой для многих будущих трудных экспедиций на восьмитысячниках.

История альпинизма в лицах: Рик Аллен (Rick Allen)
Рик Аллен (крайний справа) в базовом лагере К2 в начале этого месяца. Фото: Jerry Gore

В конце 80-х годов легендарный Даг Скотт (Дуглас Кейт Скотт / Douglas Keith Scott )стал своего рода наставником и постоянным напарником в экспедициях Аллена.

В 1987 году Аллен, Сенди и Даг вернулись к северо-восточному хребту Эвереста. Однако экспедиции тогда помешали сильные вера и штормы.

В 1988 году Аллен и Даг Скотт пытались подняться по западной стене восьмитысячника Макалу. В этом восхождении Аллен был сметен лавиной на 500 метров по склону горы, к счастью ему повезло и он вышел с лавины без особых травм.

В 1991 году Рик присоединился к международной экспедиции: в составе российской команды он совершил восхождение в горах Тянь-Шаня в Средней Азии.
В следующем году он снова объединился с русскими, чтобы подняться на вершины в отдаленные Фанских горах в Таджикистане.

Апогеем сотрудничества с российской командой стало в 1993 году восхождение по новому маршруту на северной стене восьмитысячника Дхаулагири. Экспедицию возглавлял Сергей Ефимов.
маршрут был пройден по центру Северной стены в альпийском стиле.
Все участники поднимаются без кислорода: Рик Аллен, С. Богомолов, С. Ефимов (11 мая), А. Лебедихин, И. Плотников, Б. Седусов. Восхождение было номинировано на самую престижную в мире альпинистскую премию "Золотой Ледоруб".
На сегодняшний день этот маршрут не был повторен.

Дхаулагири. Северная стена. Маршрут 1993 года отмечен желтой линией

Дхаулагири. Северная стена. Маршрут 1993 года

На протяжении 40 лет восхождений в Гималаях и бесчисленных сложнейших маршрутов и экспедиций, громче всего имя Рика Аллена прозвучало в 2012 году, когда в июле месяце Сэнди Аллен и Рик Аллен совершили впервые в мире сложнейший альпинистский переход по хребту Mazeno с восхождением на восьмитысячник Нангапарбат!

Этот проект длился для Аллена практически 20 лет! Впервые в экспедицию по превопрохождению хребта Мазено он был приглашен в 1995 году. Тогда в команде участвовали такие легенды как Даг СкоттВойцех "Войтек" Куртыка (Wojciech "Voytek" Kurtyka) и Сенди Аллен

Отчет и полную хронику этого восхождения Вы можете прочитать в нашей статье ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ПРОЙДЕН ХРЕБЕТ MAZENO С ВОСХОЖДЕНИЕМ НА ВОСЬМИТЫСЯЧНИК НАНГА ПАРБАТ

История альпинизма в лицах: Рик Аллен (Rick Allen)
Маршрут экспедиции по хребту Мазено (Mazeno Ridge)

За это прохождение Сэнди Аллан и Рик Аллен получили самую престижную награду в мире альпинизма: Золотой Ледоруб (Piolets d'Or 2013)

Рик Аллен с наградой Золотой Ледоруб за прохождение хребта Мазено. Фото Lanzeni / Piolets d'Or

Хребет Мазено - до 2012 года оставался одним из самых известных непройденных линий "великих Каракорумских / Гималайских пиков". Лучшие альпинисты мира не раз безуспешно штурмовали его.
Это самое протяженное ребро на восьмитысячниках, его длину разные источники оценивают в 10-13 км.
Ветераны-гималаисты бритты Сэнди Аллан и Рик Аллен (Sandy Allan, Rick Allen), большую часть пути в компании с южноафриканкой Кэти О'Дауд, непальцев Лхакпа Рангду Шерпы Лхакпа Зарок Шерпы и Лхакпа Нуру Шерпы (Cathy O'Dowd, Lhakpa Rangdu Sherpa, Lhakpa Zarok Sherpa, Lhakpa Nuru Sherpa), подошли к решению проблемы довольно прагматично.
Акклиматизировались на первом отрезке маршрута, затем вышли из базового лагеря в альпийском стиле.
Пересекли восемь вершин Мазено и с ночевки на 7200м предприняли неудачную попытку штурма напрямую.
После чего Аллан и Аллен совершили сложный спуск на юг, траверсировали северный фланг к вершине и снова сложный спуск по классике на северном фланге.
Вся экспедиция длилась 18 дней.

Подробнее читайте в статье: ПЕРВОЕ В ИСТОРИИ ПРОХОЖДЕНИЕ MAZENO RIDGE - ИНТЕРВЬЮ С СЭНДИ АЛЛАНОМ И РИКОМ АЛЛЕНОМ

Рик Аллен в своей последней экспедиции на К2. Фото: Мирза Али

В 2018 году Рик Аллен попал в аварию, которая чуть было не стоила ему жизни и лишь чудо спасло его от гибели.
Авария произошла при восхождении на восьмитысячник Броуд-Пик( Broad Peak 8051 м — двенадцатый по высоте восьмитысячник мира).

Во время своего соловосхождения на вершину Броуд-Пик в условиях непогоды, будучи в предвершинной зоне, Рик сорвался со сложного скального участка.
Его товарищи по команде, обеспокоившись долгим отсутствием Рика, вышли по маршруту к вершине, но они лишь нашли его GPS-наручные часы и никаких следов самого пропавшего альпиниста.

Спустя 36 часов безрезультатных поисков в пределах отметки 7500 метров, Рик был объявлен пропавшим без вести... и вскоре его товарищи по команде, считая что прошло слишком много времени для выживания в таких высокогорных условиях без бивачного снаряжения и продовольствия, даже объявили о том, что Рик считается погибшим....

Однако, уже вскоре настает неожиданный переломный момент спасоперации: один из членов японской команды замечает на отметке 7500 метров рюкзак Алена.
После этого, находящийся в базовом лагере соседнего восьмитысячника К2 польский альпинист Бартек Баргель (Bartek Bargel), занимающийся документированием проекта своего брата - Анджея Баргеля решает использовать дрон для облета склонов горы.
Благодаря беспилотнику Бартека, удалось рассмотреть склон горы вплоть до отметок 8000 метров! Именно там, в предвершинной зоне и был обнаружен пропавший ранее Рик Аллен!
Он был жив, но передвигался с большим трудом.

Подробней о этой удивительной истории читайте в статье: ДРОН СПАС ЖИЗНЬ АЛЬПИНИСТУ, КОТОРЫЙ СЧИТАЛСЯ ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ НА ВОСЬМИТЫСЯЧНИКЕ БРОУД ПИК

Трагическая гибель Рика Аллена сильно ударила по его давнему напарнику по альпинизму - Сенди Аллену: "Сейчас я опустошен; я до конца своих дней буду безмерно скучать по нему. Он был абсолютно надежным партнером, великолепным парнем, очень искренним, заботливым и Вы могли быть уверены, то Рик никогда никого не подведет "

Помимо списка первых восхождений в альпийском стиле в Гималаях, имена товарищей Аллена дает хорошее представление о его статусе в альпинистских кругах: Даг Скотт, Сенди Аллан, Воцех Куртыка, Ефимов и многие другие.
И то, что в возрасте 66 лет он мог ходить в большие сложные экспедиции и ставить целью открытие новых маршрутов на восьмитысячники, означало, что Рика была огромная любовь к горам, соседствующая с выходом за рамки возможного.

И если Вы раньше не слышали о Рике Аллене, теперь перед Вами открылась краткая история скромного британского альпиниста, заслуживающего места среди величайших альпинистов своего поколения...

Рик Аллен будет похоронен у подножия К2 в соответствии с желанием его семьи.

История альпинизма в лицах: Рик Аллен (Rick Allen)
Рик Аллен на вершине Нангапарбат в 2012 году.

Источник : "https://4sport.ua/articles?id=34210" rel="nofollow"