19 ноября 2021

Изменение климата в горах: что нас ждет в будущем?
Фото Iris Dumas

Публикация отчета рабочей группы I (занимающейся оценкой научных аспектов климатической системы и изменения климата) МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменению климата) как части шестого ежегодного отчета предоставляет новые данные о тенденции изменения климата планеты и его текущем состоянии.

И если в целом этот отчет не привносит никакой научной революции в механизмы изменения климата, которые уже давно известны, то в некоторых деталях он раскрывает более подробный анализ воздействия изменения климата на отдельные районы планеты.

Прежде чем говорить о выводах и информации, представленных в последнем отчете МГЭИК, необходимо еще раз уточнить его роль.

Члены этой первой рабочей группы несут ответственность за изучение всех научных публикаций по проблеме изменения климата, анализ их методологии, а также выводов, с целью установления современное состояние и уровня уверенности в научных знаниях в глобальном масштабе.
Работа группы устанавливает консенсус в отношении изменений, вызванных антропоценом (влияние человека на физические экосистемы).

Следует понимать, что организация МГЭИК не проводит собственных оригинальных исследований; а чтобы поддерживать научную достоверность выводов своей работы в международном масштабе, она оставаться как можно более нейтральной в отношении рекомендаций, которые она выносит.
Это правило отражено в принципе организации: "доклады МГЭИК должны быть нейтральными в отношении политики, хотя в них, возможно, потребуется объективно рассматривать научные, технические и социально-экономические факторы, имеющие отношение к применению конкретной политики"

Возвращаясь к отчету группы, следует сказать, что, по мнению экспертов МГЭИК независимо от рассматриваемых сценариев (включая "сценарий чуда", который приведет к нулевому углеродному следу), в ближайшие годы последствия изменения климата будут лишь усугубляться.
Температура воздуха будет продолжать расти, как и частота и интенсивность экстремальных явлений. Вне зависимости от изучаемых сценариев, частота похолоданий и морозных дней уменьшится.
Экстремальные явления в целом связаны с деятельностью человека.
В конечном итоге мы станем свидетелями увеличения интенсивности и частоты волн повышения температуры, засух, наводнений, штормов и циклонов, лесных пожаров и т. д.
А также появление новых явлений в географических областях: например, развитие лесных пожаров в высокогорных регионах.

Изменения в горных регионах

В горных регионах потепление, зависящее от высоты (более высокогорные районы нагреваются быстрее, менее высокие), ощущается сильнее, чем в других регионах земного шара, напрямую влияя на состояние криосферы.
И это влияние изменения климата с годами будет лишь прогрессировать

В Альпах в период с 2018 по 2020 годы мы могли наблюдать продолжающееся повышение средних температур, при этом три последних года соответственно занимают первое место (2018 год), второе (2020 год) и третье место (2019 год) по шкале динамики прироста температур в среднем за 1961–1990 годы.
Это означает что средняя температура изменилась более чем на 2,1°C за эти три года.

Текущие и прошлые климатические изменения уже необратимо изменили горную среду в том виде, в каком мы ее знаем, что привело к отступлению ледников, таянию вечной мерзлоты, уменьшению снежного покрова, изменению экосистем...
Эти изменения будут продолжаться независимо от изучаемого сценария, даже если температура Земли стабилизируется.

Давайте теперь взглянем на выдержки отчета группы 1 МГЭИК, касающейся горных районов Земли

В условных обозначениях определим "Индекс достоверности / уверенности" прогноза:

♥♥♥ ♡♡ средняя степень достоверности
♥♥♥♥ ♡ высокая степень достоверности
♥♥♥♥♥ очень высокая степень достоверности

Общие изменения

• Ожидается повышение уровня заморозков в горных районах, что изменит снежно-ледовые условия ♥♥♥♥ ♡.

• Потепление, которое произошло в Гималаях, Швейцарских Альпах и центральных Андах, усилилось с высотой. Это зависящее от высоты потепление может привести к более быстрым изменениям снежного покрова, высоты линии баланса ледников и высоты перехода снег / дождь ♥♥♥♥ ♡.

• За некоторыми исключениями, со второй половины 19 века горные ледники отступили ♥♥♥♥♥.

• Отступление ледников ускорилось с 1900-х годов, и, вероятно, главным фактором является человеческое влияние. Такое поведение беспрецедентно, по крайней мере, за последние 2000 лет, ♥♥♥ ♡♡.

• Ледники будут продолжать терять массу, по крайней мере, в течение нескольких десятилетий, даже если глобальная температура стабилизируется ♥♥♥♥♥.

• Раннее начало весеннего таяния снегов, вызванное глобальным потеплением, и усиление таяния ледников уже способствуют сезонным изменениям стока в низинных горных водоразделах ♥♥♥ ♥ ♡.

• Горные ледники продолжат сокращаться, а вечная мерзлота - таять во всех областях, где они присутствуют ♥♥♥♥ ♡.

• Ожидается, что горные ледники потеряют больше массы в сценарии с самыми высокими выбросами парниковых газов в 21 веке ♥♥♥ ♡♡.

• Снежный покров в большинстве регионов суши в 21 веке уменьшится с точки зрения водного эквивалента, протяженности и годовой продолжительности ♥♥♥♥♥

• В горных районах увеличатся экстремальные осадки (с ♥♥♥ ♡♡ до ♥♥♥♥ ♡, в зависимости от местоположения), с потенциальными последствиями каскадных наводнений, оползней и разливов озер во всех сценариях ♥♥♥ ♡♡.

• Сток крупных ледников увеличивается с увеличением уровня глобального потепления. Сток ледников продолжается до тех пор, пока их масса не иссякнет ♥♥♥♥ ♡.

• Все вышеперечисленные изменения создадут проблемы для водоснабжения, производства энергии, целостности экосистем, сельскохозяйственного и лесного производства, готовности к стихийным бедствиям и экотуризма ♥♥♥♥ ♡.

В европейских Альпах

• Снежный покров будет уменьшаться на высотах ниже 1500 м - 2000 м в течение dctuj 21 века ♥♥♥♥ ♡.
  • Ожидается сокращение объема ледников ♥♥♥♥ ♡.

В высоких горах Азии

• С начала 21 века снежный покров уменьшился, а ледники истончились, отступили и с 1970-х годов потеряли массу♥♥♥♥ ♡
  • В то же время ледники Каракорума немного прибавили в массе или находятся в приблизительно сбалансированном состоянии ♥♥♥♡♡.
  • Заснеженные площади и объемы снежного покрова в период 21 века уменьшатся ♥♥♥♥ ♡, а масса ледников уменьшится с большей потерей массы в сценариях с более высокими выбросами парниковых газов.
  • Повышенные температуры и осадки могут увеличить вероятность затопления ледниковых озер и оползней на озерах, перекрытых моренами ♥♥♥♥ ♡.

В Канадских Скалистых горах и на Аляске

• Ожидается, что сокращение ледников, сезонность образования снега и льда, исчезновение неглубокой вечной мерзлоты и смещение линии перехода от дождя к снегу изменят сезонный и географический диапазон снежных и ледовых условий в течение следующих нескольких десятилетий ♥♥♥♥♥.

• Ожидается, что продолжающееся сокращение ледников приведет к образованию новых ледниковых озер ♥♥♥ ♡♡.

В Андах

• Потеря объема ледников и таяние вечной мерзлоты, продолжатся, что приведет к значительному сокращению стока и потенциально крупномасштабному затоплению ледниковых озер.

Что делать с этой информацией?

Хотя с чисто физической точки зрения все еще возможно остановить и уж тем более повернуть вспять глобальное потепление, нет никаких убедительных признаков того, что мы вообще сможем этого добиться.

Информация, представленная МГЭИК, не может быть оспорена, но не должна восприниматься как катастрофический прогноз для подкрепления коллапсологических тезисов.
По общему признанию, состояние планеты очень серьезное, ситуация неотложная и превышает все кризисы, которые мы знали до сих пор. Последствия для окружающей среды, населения и экосистем уже ощущаются очень сильно.

Хотя определенные критические пороги уже достигнуты, общего глобального критического порога для человечества не существует.
Только сумма наших индивидуальных действий и наших местных политических обязательств приведет к сильным и эффективным политическим действиям в более широком масштабе.