28 августа 2020

2020 год остановил в том числе и гонку за рекордами на Эвересте.
Американец Дэйв Хан (Dave Hahn), который поднялся на вершину мира 15 раз и его британский коллега Кентон Кул (Kenton Cool), на счету которого 14 успешных восхождений вынуждены были пропустить текущий сезон.
Аналогичная ситуация коснулась и непальских шерп-альпинистов, которым принадлежат текущие рекорды по количеству восхождений на Эверест: Нгима Нгуру Шерпа (Ngima Nuru, 22 восхождения), Апа Шерпа (Apa Sherpa, 21 восхождение), Пурба Таши Шерпа (Phurba Tashi, 21 восхождение), Анг Доржи Шерпа (Ang Dorje, 20 восхождений) и Мингма Таши Шерпа (Mingma Tsiri, 19 восхождений).

Впрочем, в этом списке рекордсменов сейчас первое место занимает Ками Рита Шерпа (Kami Rita Sherpa), который в мае 2019 года поднялся на вершину Эвереста в 24 раз!
Безусловно, будучи шерпой и работая на Эвересте гидом, Ками совершал все свои восхождения, сопровожддая клиентов коммерческих экспедиций к вершине.
В мае 2019 года он дважды за сезон поднимался на Эверест: сперва 15 мая он сопровождал команду из 15 китайских альпинистов а шесть дней спустя он снова вышел к Эвересту, на этот раз с шестью индийскими альпинистами.
В январе 2020 года Ками исполнилось 50 лет!

Ками Рита, как и легендарный Тенцинг Норгей (Tenzing Norgay), первопроходец Эвереста, родился в деревушке Таме (Thame) в горной шерпской местности Кхумбу, что расположена между Намче-Базаром и Нангпа-Ла, на караванном пути, который ведет к подножию Чо-Ойю и к сердцу Тибета. Его история похожа на историю других успешных шерп и заслуживает того, чтобы ее рассказать.

История Ками Риты

Как подняться на Эверест: история Ками Рита Шерпы
Ками Рита Шерпа (Kami Rita Sherpa)

В детстве, только для того, что бы дойти пешком до школы, Ками тратил около четырех часов.
Сперва он мечтал стать монахом и даже учился в школе при буддийском монастыре, но из-за сложного финансового положения в семье вынужден был отказаться от своей мечты и устроиться на работу, чтобы помогать своей семье.
С 10 лет он ушел со школы и стал работать в альпинистских экспедициях носильщиком. Затем, благодаря помощи своего старшего брата Лхакпы, он попал в состав альпинистов в экспедициях.

В 1994 году Ками впервые сопровождал клиентов на вершину Эвереста.
Его успешные восхождения повторялись в 1997 и 1998 годах, а в дальнейшем практически каждый год.
Ками всегда выбирал для восхождений стандартный маршрут с южной, Непальской стороны горы, проходя через опаснейший участок - ледопад Кхумбу (Khumbu Icefall) .
В 2016 году, в своё 17-ое восхождение он пришел на Тибетскую, северную сторону горы, на маршрут который поднимается от ледника Ронгбук через Северное седло и хребет, по которому пытались подняться в 1924 году Мэллори и Ирвин.

Однако Эверест в жизни Ками Риты отмечен не только успешными восхождениями. В 2014 году, когда он уже стал одним из самых опытных гидов в Гималаях, Ками стал свидетелем обрушения серака, убившего на ледопаде Кхумбу 16 шерп, вышедших на работу над маршрутом из базового лагеря.

В последующие недели уже в Катманду, столице Непала он активно протестовал против решения правительства Непала, которое планировало ограничится мизерными выплатами - компенсациями семьям погибших шерп.

Год спустя на Эверест обрушивается еще более тяжелый удар. Во второй половине дня 25 апреля 2015 года в Катманду и центральном районе страны произошло сильное землетрясение, в результате которого в Непале погибли около 9000 человек и около миллиона остались без крова. В базовом лагере Эвереста, в 220 километрах от эпицентра, из-за колебаний земной коры, с соседней с Эверестом вершины Пумори обрушилась лавина, убив 21 иностранного альпиниста и шерп и серьезно ранив 61 человека в базовом лагере. Несколько дней спустя еще одна лавина убивает трех шерп, которые пытались проложить маршрут в верхней части горы.

Эверест никогда не бывает легким

Как подняться на Эверест: история Ками Рита Шерпы
Ками Рита Шерпа (Kami Rita Sherpa)

После катастрофических двух сезонов, победные восхождения на вершину возобновились, но Ками Рита никогда не считал Эверест простой горой. «К каждому восхождению я отношусь с таким же вниманием, как и к первому моему восхождению. Моя работа - благополучно сопроводить клиентов на вершину и спустить их в базовый лагерь, а установка рекордов - второстепенная задача », - поясняет он в интервью BBC.

«Толпы на Эвересте были всегда, и они, безусловно, могут стать причиной гибели альпинистов», - продолжает он, говоря о фотографии сделанной Нирмалом Пуржей отметке "Ступень Хиллари", - «Реальную опасность, на мой взгляд, представляет реклама агентств, которые для привлечения клиентов говорят, что восхождение на Эверест - простая, легкая задача.
Но это неправда, Эверест никогда не бывает легким. Внизу есть опасность схода лавин, вверху маршрут крутой и опасный.
С каждым годом маршрут меняется, серак, нависающий над ледопадом Кхумбу становится все более и более опасным, между Южным седлом и вершиной появляется все больше и больше скал, и маршрут становится все сложнее

Вы должны понимать, что даже самый сильный и опытный шерпа не может спустить обессилевшего или травмированного клиента с вершины, вертолеты туда тоже не долетят.
Гималаи это не Альпы!
Если Вы сомневаетесь в своих силах или безопасности маршрута, Вам просто нужно спуститься; не переживайте за неудачу, Эверест по-прежнему останется на своем месте и Вы сможете попробовать подняться на вершину в другой раз»

Подробнее о шерпах-альпинистах читайте в статье: ОДНОРАЗОВЫЕ ЛЮДИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ШЕРП РАБОТАЮЩИХ НА ЭВЕРЕСТЕ

Для шерп, включая Ками Риту, Эверест - Джомолунгма остается священной горой, населенной божествами. «За несколько месяцев до отъезда в экспедицию я начинаю молиться горе и прошу у нее прощения, потому что мне придется топтать ее тело ногами. Когда я приезжаю в базовый лагерь, я участвую в пудже, церемонии, в которой просят разрешения духов подняться на вершину их обители», - объясняет шерпа. «Даже если Вы самый сильный альпинист в мире или лучше всего подготовленный для восхождения, чтобы достичь вершины и вернуться здоровым в долину, Вам нужно благословение Джомо Мийо Ланг Сангму – Богини, обитающей на Эвересте».

Как подняться на Эверест

Как подняться на Эверест: история Ками Рита Шерпы
«Как подняться на Эверест» ( How to Climb Everest)

Как и многие шерпы третьего тысячелетия, Ками Рита - человек, балансирующий между современностью и традициями. У него есть страница в Facebook, он следит за ней, отвечает на сообщения и размещает публикации, дает советы о том, как подготовиться к большой высоте и взобраться на самую высокую вершину на Земле.
Несколько недель назад, все его советы были собраны в небольшой книге , «Как подняться на Эверест» ( How to Climb Everest ), которую можно купить в Катманду или на Amazon.

Помимо названия, автора и содержания, любопытство читателей привлекает подзаголовок «Маленькие советы для большой жизни». По словам Ками и многих других, восхождение на Эверест - это, безусловно, один из этапов Вашей большой жизни.

Все клиенты - одинаковы

Когда рассуждения на диване заканчиваются и Вы предстаете один на один перед Эверестом, Вы должны максимально сосредоточится на предстоящей задаче.
«Я общаюсь со многими потенциальными клиентами через Facebook, но в итоге турагенство, в котором я работаю, сообщает мне, кто из клиентов будет со мной в одной команде», - скромно объясняет он .

«Мне безразлична национальность клиента, для меня они все равны. Среди многих, кого я сопровождал на вершину, я с удовольствием вспоминаю 20-летнюю американку, которая поднялась без каких либо проблем, поскольку она единственная которая прошла хорошую подготовку перед Эверестом. Запоминающимся было в 2013 году восхождением Рахи Мохаррак (Raha Moharrak), молодой саудовской принцессы, которая также прошла задачу "7 Вершин". Нечасто бывает, чтобы рядом с шерпом идет настоящая принцесса! "

От Редакции:

Ками Рита начал подниматься на восьмитысячнике в 1994 году и до настоящего времени совершил 35 восхождений на высочайшие вершины мира!
В послужном списке Ками значатся такие восхождения на восьмитысячники:

1. Эверест (8,848m) 13/05/1994 с южной стороны

33. Лхоцзе (8,516m) 20/05/2011 с западной стороны

34. К2 (8,611m) 27/07/2014 по ребру Абруццкого

35. Манаслу (8,163m) 26/09/2017 по северо-восточной стене

Источник : "https://4sport.ua/articles?id=32957" rel="nofollow"