Автор - Максим Сысоев (Санкт-Петербург)

Капитанский путеводитель  по местам скопления туристов в черте города или о клубах Санкт-Петербурга"Мамонты"
Эти симпатичные мохнатые водоплавающие ведут свою родословную от ставшего уже легендарным Ростислава "Папы" Русина, стоявшего 25 лет назад у истоков создания этого клуба. С тех пор много воды утекло, сменилось уже третье поколение неофитов, многие ветераны ушли на покой, но клуб по-прежнему существует, насчитывая в рядах своих более сорока человек. Как любая людская общность, "Мамонты" знавали взлеты и падения, периоды жесткого руководства и периоды свободы. Сменялись председатели, велись Уставные бои местного значения, но неунывающие члены клуба, по-прежнему, участвуют в основных водных соревнованиях в Лосево и на р. Белой, занимая свое излюбленные 7-8 места, что, в связи с преобладанием на дистанциях гонок спортсменов, совсем не плохо. "Постоянство - признак мастерства" - шутят "Мамонты". Летом большую часть клубного люда можно увидеть в Лосево, на "Мамонтиной" поляне. Бывает, что народ живет там неделями, особенно перед фестивалем "Вуокса". Всегда готовые к общению, не агрессивные, но умеющие дать отпор, "Мамонты" рады гостям. В уставе клуба есть даже такое понятие - гость. Многие одиночки, пожив с "Мамонтами" бок о бок летом, по окончании сезона приходят в клуб и становятся его членами, хотя это и не так просто. Дело в том, что в клубе существует кандидатский стаж. Кандидат должен за год зарекомендовать себя, подтвердить участием в соревнованиях, походах и хозяйственных делах свое право быть "Мамонтом".
У "Мамонтов" есть чему поучиться. Члены клуба неоднократно заявляли свои походы на Чемпионат России, а в 1992 году спортивный водный поход по р. Чулышман занял на Чемпионате первое место. Каждое лето "Мамонты" ходят в походы 5-6 категории сложности по рекам Кавказа, Алтая и Средней Азии, ходят и в Карелию, и на Кольский. В промежутках между походами и соревнованиями проводят свои мероприятия, одно из которых, фестиваль "Мамонт Шоу", уже переросло клубные рамки и стало городским. Осенью и зимой клубный люд участвует в соревнованиях по ночному ориентированию, технике лыжного туризма, выезжает в чум праздновать Новый Год и дни рождения. В будние дни многие члены клуба тренируются в гребном бассейне, который арендуется клубом на зимний период, оттачивая технику гребли и эскимосского переворота.
В Лосево у "Мамонтов" есть сарай, где летом хранится водное снаряжение и плавсредства. Так что в Лосево "Мамонты" ездят, как правило, налегке.

Итак, продолжим мой монолог о делах туристских. Еще несколько лет назад мне казалось, что организованное туристское движение умирает, клубы теряют своих членов, не проводится никаких клубных мероприятий, народ собирается в лес исключительно выпить водки… В общем, мучили меня призраки всеобщего развала постсоветской эпохи. Однако, получив доступ (а если честно, то просто поинтересовавшись, правда, весьма настырно), к подробной информации, я понял, что не все так плохо. Безусловно, есть свои трудности, большинство выживших "старых" клубов испытывает в настоящий момент кризис смены поколений. Активная часть молодёжи хочет кардинально изменить ситуацию, обновить правила игры, подогнать их под изменившиеся условия жизни, часто отметая многое из полезного опыта старшего поколения. Старшее же поколение боится, а иногда и не хочет перемен, считая, что молодёжь еще не доросла до бразд правления. Причем в "молодёжи" ходят вполне взрослые люди, от 28 лет и старше, часто имеющие опыт руководства коллективами…
Но, между тем, проходят туристские соревнования и фестивали, и с каждым годом их становится больше. Стали появляться новые туристские клубы. Вот об одном из них, на эмблеме которого нарисован симпатичный китёнок, я и поведу сегодня речь.

Капитанский путеводитель  по местам скопления туристов в черте города или о клубах Санкт-ПетербургаКлуб туристов-водников "КиТ"
Немного истории. Как не странно, а, может быть, это закономерно, истоки клуба приводят в эпоху советского туризма. Ибо костяк будущего клуба составили выходцы из турклуба ДК им. I Пятилетки и клуба "Маяк". Идейным вдохновителем этого проекта, а, в дальнейшем, и президентом клуба стал хорошо известный среднему и старшему поколениям питерских туристов Борис Садовой, мастер спорта, человек, имеющий за плечами большой опыт разнообразных походов. Произошло это знаменательное событие, по воспоминаниям "ветеранов" клуба, где-то между 1994 и 1995 годами. Поначалу немногочисленная группа единомышленников собиралась на квартире у Бориса. Обсуждались пройденные маршруты, планировались новые походы… Однако, со временем, количество участников домашних посиделок возросло настолько, что впереди замаячила насущная необходимость в отдельном помещении для подобных собраний. А посему, было решено оформить личные взаимоотношения в форме клуба.
Как театр начинается с вешалки, так и клуб начинается в названия. Не сохранилось данных о том, кто именно предложил название "КиТ", но оно прижилось. Хотя с расшифровкой данной аббревиатуры возникли сложности. Ну "К" и "Т" - это понятно "Клуб Туристов". А вот что делать с буковкой "и"? Поступали всяческие предложения. Я не буду их перечислять, ибо любознательные могут открыть словарь Ожегова на букве "и" и выбрать любое симпатичное им прилагательное. Примерно так же рассудили члены клуба, оставив расшифровку буквы "и" на усмотрение любопытствующего индивидуума.
В 1997 - 98 годах был сформулирован и принят Устав Клуба. Чуть ранее "киты", заручившись поддержкой актива Клуба туристов СПбГУ, переехал в подвал на Менделеевской линии (Истфак СПбГУ), принадлежащий этому клубу. В настоящий момент, всвязи с изменившимися условиями, киты собираются, как и в начале своего существования, на кухне у лидера клуба - Бориса Садового. Изначальная ориентация клуба "КиТ" - водная, о чем можно догадаться из названия. Члены клуба считают, что наиболее полно их характеризуют следующие строчки:
"Проверь себя еще сегодня, хоть в первый раз, хоть в сотый раз!
Опять выходит слалом водный на перекрестки горных трасс.
И пусть другие глушат водку, стихия каждому своя…
А мы надеемся на воду, в которой им не устоять!"

Но туристская жизнь в клубе не затихает с появлением льда на реках. "Китов" можно увидеть на соревнованиях по ночному ориентированию и на Скалах, на "Осеннем марш-броске" турклуба СПбГУ и на "Мамонт-Шоу". И везде они не в последних рядах. А на соревнованиях по лыжному туризму часто поднимаются на верхние ступеньки пьедестала. Проводят "киты" и собственные клубные соревнования. В марте традиционно проходит "KiT Club Open" - соревнования по лыжному ориентированию. Вообще, клубная жизнь "китов" весьма активна - семинары, водные и лыжные походы, походы выходного дня.
В клубе в настоящее время около двух десятков действительных членов и некоторое количество потенциальных. Для вступления в члены клуба нужно принять участие в двух клубных походах и внести вступительный взнос - 50 рублей, причем взносы принимаются и снаряжением. Ежемесячный членский взнос на сегодняшний день - 10 рублей. Но это не значит, что посещать клуб имеют право только его действительные члены - "киты" всегда рады гостям! Помимо подвала у клуба имеется теплый бивак на берегу Смородинского озера (пл. 67 - 69 км) и своя поляна в Лосево, прямо напротив платформы.
Узнать о клубе больше можно, позвонив по телефонам: 233-7935 (Борис Яковлевич Садовой) и 136-6408 (Сергей Федоров)

К моему сожалению, история клуба, о котором пойдет речь, последнее время не фиксировалась в анналах, а разыскать местных Гомеров и Баянов мне не удалось. Поэтому повествование мое будет более напоминать информационный бюллетень, за что прошу не обижаться людей, близких к этому клубу, а так же моих постоянных читателей. А слово мое будет об одном из старейших туристских клубов города. Имя ему -

Капитанский путеводитель  по местам скопления туристов в черте города или о клубах Санкт-ПетербургаКлуб туристов "Московская застава" (КТМЗ)
Более 40 лет члены клуба пропагандируют некогда популярный, а ныне, к сожалению, теряющий своих приверженцев лыжный туризм. (Буду рад, если ошибся). Причем клуб выбрал для себя наиболее трудную и неблагодарную стезю - привлечение и подготовку начинающих туристов. А поскольку, как и большинство существующих клубов в настоящее время, КТМЗ не имеет других источников финансирования, кроме членских взносов, все мероприятия клуба, в том числе и открытые, проводятся исключительно на энтузиазме его членов. Профессиональный состав клуба достаточно однороден - в основном студенты и аспиранты. Не миновал клуб и кризиса смены поколений, но КТМЗ пережил этот этап развития. Хотя и не без потерь. Прошел период матриархата, когда неформальным лидером ктмзшников стала Ирина Яковенко, тогда заместитель председателя клуба, взвалившая на свои, хоть и не хрупкие, плечи большую часть организационной и учебно-методической работы. На смену ей пришли молодые, активные, хотя и не имеющие большого руководящего опыта, люди. В настоящее время предселателем клуба является Анатолий Кононов. И пока это у него получается.
Прежде всего, КТМЗ проводит лыжные походы разных категорий сложности. Для начинающих туристов это - Лен. область, Карелия и Хибины, а для опытных лыжников - Кольский, Приполярный и Полярный Урал, Забайкалье. В клубе имеется собственная маршрутно-квалификационная комиссия с правом выпуска в лыжные походы до 4-й категории сложности включительно.
Для тех туристов-лыжников, кто хочет проверить свою выносливость и подготовленность к маршрутам высшей категории сложности, ежегодно, в середине февраля, проводится традиционный супермарафон с элементами ориентирования "100 км за 24 часа". Участвуют члены КТМЗ и в соревнованиях по технике лыжного туризма, проводимых различными туристско-спортивными организациями города, часто не только как участники, но и как члены Оргкомитета.
Но клуб не ограничивается только лыжным туризмом. Весьма популярным в КТМЗ стал горный туризм и альпинизм, скалолазание. Члены клуба ежегодно, на майские праздники, выезжают на Большие Скалы, где имеют свою "Театральную" стоянку на оз. Светлом. Там они отдыхают, тренируются, а 9-10 мая принимают участие в традиционных соревнованиях "Скалолазанье для всех".
Весной, летом и осенью ктмзшники проводят клубные слеты и соревнования, одно из которых, "Лемболовский Мемориал", имеющий многолетние традиции, уже давно вышло за рамки чисто клубных мероприятий. Календарь мероприятий, проводимых клубом, таков:
· февраль - "100 км за 24 часа";
· 1- 10 мая - выезд на Большие Скалы;
· конец мая - Весенний слет КТМЗ в Лемболово. В программе - ориентирование, ТПТ, волейбол, домбайский бокс и т.д.;
· сентябрь - "Лемболовский Мемориал" (ночное ориентирование);
· конец октября - Осенний слет КТМЗ.
Ежегодно клуб проводит семинары начальной туристской подготовки по следующим дисциплинам - лыжный туризм (с начала октября) и пешеходный туризм (с марта). Летом члены КТМЗ не чураются водных походов, ездят в альплагеря Кавказа и Тянь-Шаня, а осенью, когда погода портится окончательно, их можно встретить в Саблинских пещерах. Ну вот, собственно, и все о Клубе туристов "Московская Застава". Заинтересованные в дополнительной информации могут посетить КТМЗ в любой четверг с 19 до 21 часа по адресу: ул. Заставская, 28 (ст.м. "Московские ворота") или позвонить по телефону 388-6405.

Многие считают их "халявщиками" не имеющими отношения к туризму, как таковому. Да и сами они часто отделяют себя от туристов, считая свой метод передвижения и свою экипировку наиболее оптимальными для путешественников. На мой взгляд, это вопрос вкуса, цвета и запаха… Каждый из нас немного сноб. С моей точки зрения, это - наши люди на все 100%. По духу, а не по способу передвижения. К своему образу жизни они относятся весьма серьезно, что само по себе достойно уважения.
Представляю вниманию читателя

Капитанский путеводитель  по местам скопления туристов в черте города или о клубах Санкт-ПетербургаПетербургскую лигу автостопа
За стеклом автомобиля проносятся элементы пейзажа, в соответствии с сезоном, инспектора ГАИ выборочно проявляют принципиальность, "братаны" на "бомбах" и "мерсюках" со свистом проносятся мимо. А что это за странная фигура в желтом комбинезоне с нашивками, предлагающая вам остановится? Дорожники, встречающие министерский кортеж? Потерпевший аварию американский пилот? "Yellow Peace"? Нет, это Петербургская Лига Автостопа.
Скоро Лиге - 25 лет. 29 апреля 1978 года были проведены первые соревнования, тогда еще Ленинградской Лиги Попутщиков (именно через "Щ", тех, кто ездит на попутных машинах). Позже название изменили сначала на Ленинградскую, затем в Петербургскую Лигу Автостопа.
Постепенно накапливался опыт, создавалась теория, корректировались правила гонок, изобреталось компактное и удобное снаряжение. К середине 80-х четко определилась клубная униформа - желтые, с черными вставками, комбинезоны и нашивки - белая стрелка в синем круге - "движение только прямо!".
В "совковые" времена доступный мир замыкался государственной границей с системой многочисленных и обширных погранзон. То, что оставалось (не так уж и мало), активно обживалось гонщиками Лиги. В условиях бездорожья на помощь приходили попутки второго (локомотивы и товарные поезда), третьего (все, что плавает) и четвертого (все, что летает) родов.
В 1989 году, устав от тесноты границ, "автостоперы" вышли (или выехали) на оперативный простор - была совершена первая европейская поездка, затем - гонки по странам Балтии и Европы. И, наконец, в 1992 году стартовал "Автоколумб", экспедиция, замахнувшаяся на самый сложный из возможных маршрутов - кругосветный, пролегший по территориям трех материков и с честью пройденный до конца, без использования рейсового транспорта. Сейчас на всех материках, кроме Австралии и Антарктиды, можно найти отпечатки "вибрамов" и кроссовок гонщиков Лиги.
И все же ПЛАС - прежде всего клуб спортивного автостопа. Регулярно проходят соревнования, как по дорогам области, так и далеко за ее пределами.
Практически все члены Лиги имеют и иные туристские пристрастия. Есть здесь и водоплавающие, и пещерные люди, и те, кому не дают покоя горные вершины. Традиционными стали выезды в Хибины, как зимой, так и летом, даже Новый год члены Лиги встретили в долине реки Белой, что на Кольском. В последнее время Лига все более активно участвует в туристских мероприятиях города.
Любой желающий может попытаться влиться в дружную компанию "лигионеров". Осенью проходит набор новичков. Все желающие могут придти, получить информацию о деятельности клуба и попытаться в нем остаться. Далее - участие в тестовых выездах. Наиболее подходящие становятся новичками, прослушивают полугодовой курс лекций, участвуют в гонках и выездах. После этого новичок становится стажером и имеет шансы получить номер - пожизненное членство в клубе, право голоса и возможность участвовать в любых мероприятиях ПЛАС. Но далеко не все становятся номерами: за 24 года выдано чуть более 90 номеров.
Невозможно описать все нюансы в двух словах, поэтому, если вас заинтересовала деятельность Лиги, звоните (812) 230-3527 (Владимир Шарлаев) или шлите мейл по адресу: pasl81@mail.ru.

Капитанский путеводитель  по местам скопления туристов в черте города или о клубах Санкт-ПетербургаПетроградский клуб туристов (ПКТ)
Клубу уже более 40 лет. Один из старейших действующих клубов Санкт-Петербурга. Перелистывая сохранившиеся страницы истории клуба, я завидую белой, а может быть и черной завистью. Надеюсь, что кто-нибудь когда-нибудь так напишет и про "Объединение петербургских туристов".
Начинался клуб в период хрущевской "оттепели", период производственной романтики и споров физиков и лириков. Мода на геологов, суровых и свободных людей в выгоревших брезентовых штормовках, дала толчок развитию самодеятельного туризма, который в те годы более всего ассоциировался с горами. А мог ли городской человек, даже протопавший много сотен километров по лесам и болотам нашей области, помыслить о серьезном горном походе? Да, безусловно, мог. Но у человека опытного, трезво оценивающего ситуацию, сразу возникали вопросы по тактике похода, снаряжению, питанию и пр. Требовалась учебная и материальная база. И она была создана. В 1958 году в недрах всем известного ДК им. Ленсовета зародился туристский клуб под названием "ГВАНДРА", по месту проведения летних горных семинаров на Западном Кавказе. А при нем - Школа, дающая возможность "чайникам" качественно расти под руководством опытных горников и альпинистов. А затем и готовить из бывших новичков квалифицированных руководителей горных походов. После трагедии 1971 года в альплагере "Гвандра" было принято решение о переименовании клуба. И появилась всем известная аббревиатура - ПКТ.
Но переименование не помогло избежать кризиса - последующие 4 года клуб учебной работы не проводил и существовал скорее по инерции. Только в 1975 году, после появления новых лидеров, возобновились занятия в Школе горного туризма, была разработана новая методика обучения, впервые проведены, ставшие затем традиционными, городские соревнования на снежно-ледовом рельефе. Наступила, по утверждению старожилов, Золотая эра ПКТ. Награды на чемпионате СССР и других престижных соревнованиях, фильмы, турслёты…
Так продолжалось до начала 90-х. А затем - новый кризис, охвативший не только ПКТ, но и другие туристские клубы. Кризис отсутствия государственного финансирования. Совет по туризму и экскурсиям, через который выдавались материальные блага быстренько переквалифицировался в коммерческую организацию, Комитет по физической культуре и спорту до сих пор финансирует туризм по остаточному принципу, то есть никак. А ведь ни для кого не секрет, что горники и альпинисты у нас финансировались в первую очередь. Так что им было, что терять.
К чести Петроградского Клуба Туристов надо сказать, что они выжили. Слишком прочен был костяк клуба, слишком сильны традиции. Возобновились занятия в Школе горного туризма, хотя и на самоокупаемой основе. Безусловно, каждые проводимые соревнования требуют предварительной беготни по спонсорам с протянутой рукой. Но, как любят говорить наши премьеры - нижняя точка кризиса уже пройдена.
На сегодняшний день программа мероприятий клуба весьма обширна. Здесь и традиционные Осенние слёты, не менее традиционные Первенства ПКТ по ТМ на снежно-ледовом и скальном рельефе, Кубок экстремальных условий, лыжные соревнования и соревнования по спасработам, детские турслёты и многое другое. Регулярно проводятся летние Туриады на Кавказе и в Средней Азии. Участвуют члены клуба и в соревнованиях, проводимых другими туристскими организациями города.
В ПКТ всегда рады новичкам. Условия вступления в клуб весьма лояльны, членские взносы не велики. Клубный день - среда, с 19 до 21 часа. Расположен клуб по адресу: Каменноостровский пр., 42 (ДК им. Ленсовета), комн. 406.

Капитанский путеводитель  по местам скопления туристов в черте города или о клубах Санкт-ПетербургаАльпклуб "Штурм"
Речь пойдет о клубе, стоящем несколько особняком в ряду туристских клубов Питера. Дело в том, что альпинисты не причисляют себя к туристской братии, а посему, держат дистанцию, хотя и весьма корректно. Это вовсе не означает, что клуб, о котором пойдет речь, а это альпклуб "Штурм" - некая масонская ложа, члены которой сторонятся прочего бродяжьего люда и переговариваются друг с другом тайными знаками. Отнюдь. И всё же это не совсем туристы. Ибо альпинизм был, да и сейчас остается, государственным видом спорта. Однако, что-то я в философию опять…
Немного об этапах большого пути.
Клуб появился на свет в 1987. Достигнув солидного четырехлетнего возраста, впервые провел самостоятельные сборы, отринув "путёвочную" систему ВЦСПС. Произошло это в альплагере "Дигория", который на ближайшие два года стал базовым лагерем на территории Осетии. Проводились в эти годы сборы так же и на Чимгане (Узбекистан), в альплагерях "Безенги" и "Узункол" и "Домбай" на Кавказе. С 1995 года основным и любимым местом сборов стал альплагерь "Безенги".
Вообще с 1994 года на счету клуба много свершений. Это и спасработы в Домбае, и водружение Котовым флага на вершине Эвереста, и неоднократные экспедиции на ЧО-Ойю, где все тот же Жора Котов участвует в первопрохождении северо-восточного ребра. Это и вызвавшие большие споры среди альпинистов первопрохождения маршрутов на Западную Шхару связкой Шамало - Крымский и на Хан-Тенгри (Шамало - Корабельников).
Есть и более далекие от чистого альпинизма достижения - высотные автоэкспедиции на Эверест (достигнута высота 5750 м) Котова и Дубовикова, и курьезное звание самого высотного курильщика у Жоры Котова, и создание Сергеем Шибаевым журнала экстремальных путешествий и приключений "ЭКС"…
Были и потери. В 1995 погибла связка Кашевник -Маринин, в 1998 - трагическая гибель Баньковского и Дудкина в Безенги. К сожалению, без этого не обходится не только альпинизм, но и любой вид туризма.
Впрочем, обо всех подробностях жизни альпклуба "Штурм" вы можете узнать и из первых рук. Достаточно придти в понедельник в восемь часов вечера в подвал на ул. Смолячкова, 13 (последняя от метро парадная).

От автора.
Клубография сия не в коем случае не может претендовать на полноту и всеобъемство. Здесь нет информации о новом клубе "Стрелец", активно заявившем о себе в последние годы. Могу только привести адрес их интернет-сайта www.sagittarius2001.newmail.ru.
Не удалось мне собрать сведений и о спелеологах, хотя я знаю о существовании спелеоклуба.
Не упомянул я и о клубе "ВелоПитер", чье название говорит само за себя. А узнать подробности о нем можно, посетив магазин "Бивак", что на ул. Короленко, 2А, или зайдя на сайт "http://velopiter.spb.ru" rel="nofollow".
Ну и, конечно, никто не сможет лучше рассказать о деятельности Турклуба СПбГУ, чем Кандид (в миру - Костя Бекетов) и сервер "Диагональный Мир" www.tag.spb.ru.
Так что - звиняйте дядьки унд тетки, ежели чего не так...