Автор: Сергей Егоров

...Лет 8-9 назад, когда всё что планировалось,обычно превращалось в реальность (студенческие годы), в очередной раз путешествуя по карте Карелии пальцем, я нашёл две речки на вид интересные, но мне асолютно не известные по книжкам, которыми я в то время руководствовался.

Я долго рассчитывал время, примеряясь к Дню Независимости и расписанию поездов, как их можно пройти, но ничего не выходило - времени не хватало , да и что там с водой будет было абсолютно непонятно...

Прошла наивность и годы, и стало понятно что времени нет них.., а на уровень воды наср.., и мой друг Костя, позвонив мне накануне Дня Победы, который мы наконец-таки собирались, видимо, встретить, с семьями сообщил, что он всё-таки вспомнил, что я иногда бурчал насчёт каких-то речек в Карелии, которые надо обязательно пройти.

Между строк стало понятно,что не только мне хочется на волю. И, выбрав в качестве средства сплава СЧуку, как наиболее неприхотливое судно, мы решили День Победы отметить в районе Медвежегорска. Для этого мы купили билеты за день до даты отправления поезда, естественно, в полной ЖЭ.., но зато обратно нас ждало купе, поскольку другого, естественно, не было.

В тот год весна выдалась оригинальной, поэтому пять раз, предварительно, подумав я всё-таки выступил с Пионерской в направлении Ленинградского вокзала и всё-таки нашёл там своего компаньона. Одновременно, обозвав друг друга Конюхами Фёдоровами, мы погрузились в вагон и стали ждать что будет дальше.

... Для того чтобы выкушать спиртное, пришлось открыть лоцию. Лоция у нас была - та единственная, которая и по сей день есть в интернете, и в целом, по ней отлично пьётся пиво и плывётся по речке. Единственное, лоция, в отличие от дневника и отчёта, не вызывает желания обязательно посетить ту или иную речку, а просто повествует о том куда надо повернуть в нужный момент, чтобы убедится, что "вода не по лоции"-))).

И у нас по приезду в Бологое не возникло желания туда сплавать - после -3 градусов и "Ясно" в Москве, -10 и "Метель", на остановке.

С такими мыслями нами овладел сон, когда он закончил нами владеть, мы съели по "Дошираку" и стали смотреть в окно. В окне были предместья Петрозаводска - наступала весна, лил дождь, снег почти растаял, по лесу журчали ручьи и бегали медведи (может было что-то ещё, но мы из поезда не успели этого заметить).

Нашей радости не было предела - вокруг куча воды и температура на пару градусов явно выше нуля.

В Петрозаводске я как обычно настроился на получасовую прогулку, а мой напарник решил поспать - в результате ливень заставил меня полтора часа любоваться спящим напарником, поскольку выяснилось, что мы едем на эксклюзивном поезде, который в столице Карелии стоит аж 1час 50мин.

В вагоне что-то не заладилось и поэтому отключившееся на остановке отопление так и не включилось, в результате чего ехали до Медвежегорска при температуре +15градусов. Нам это помогало более реалистично воспринимать картину за бортом поезда - всё было пропитано водой, с каждой веточки в лесу падали капельки, каждая травинка была насквозь мокра как от ливня, так и от весенних ручьёв, которые фигачили по всему лесу в разнообразных направлениях в зависимости от уклона.

Кумса

В районе 15-16 часов прибыли в Медвежегорск, и ещё из вагона заприметив место где кучкуются таксисты бросились к ним, чтобы выгадать минуту другую светового времени. Очереди на таксо как и ожидалось не было, даже наоборот - очередь была из таксистов, кому везти очередных клиентов. Нам достался мужичок лет сорока. Всю дорогу он трындел про войну -рассказывал про отца,как он партизанил и какие сейчас "ВСЕ КАЗЛЫ!". Поддержав его мнение мы получили возможность всё-таки доехать до запланированного населённого пункта, хотя под конец мы и слышали скверные слова, по которым соскучились в Москве.

Увидев озеро во льду, мы порадовались, что идти не более 4-5 км и, допив пиво, выдвинулись в генеральном направлении по единственной дороге в деревне.

Нет смысла описывать весь путь - скверных слов было много, особенно у меня, так как наша рыбка "Щука" лежала на загривке, снег, под снегом - ЛЕДЯНАЯ вода. Потом нашлась тропа - там много воды и нет снега, потом начались сомнения о том, что негде ставить палатку кроме как под ёлочкой, потом я представил как было хреново партизанам с пушкой и прошёл ещё километр, а затем мы услышали шум и прошли ещё километр... Ну и когда мы захотели тихо и вежливо друг друга отыметь - заметили бетонную хреновину уходящую влево в кусты. Это был хвост дамбы, через которую водичка из озера вытекает в речку Кумса. Дойдя по полностью заросшей дамбе до истока, мы сняли ношу, принесли дрова, выпили, пожрали и уснули.

Кумса

Утром, несмотря на прогноз, ещё на точке старта наши задницы, во время пакования вещей в гермы, озарило солнце, нам было приятно. Первое пп - обнос, по колену в воде, но уже в гидре и старт. Погода +-. дождя нет, солнце часто напоминает о своём присутствии. Первые препятствия на Щуке проходятся грязно (медленные шиверы с большим кол-вом камней), затем болото, затем милая жопа согласно лоции № 3, если поменять "ряжевые стенки" на "бомы", - что не так страшно. Сначала - прямая шивера, слава Богу, увидели сразу впереди пару берёз, на высоте полуметра от воды, и зачалились до начала скоростей. Берега в свисающих сугробах, по берегам снег, под снегом текущая через лес вода. Обносим берёзки и завал из лоции -страшно, иногда сугробы проминаются, а под ними реальные протоки, при этом звуки примерно как в горах, когда лавины начинаются.

За завалом острова, кусты - маленький филиал подмосковных речек типа "Г"-Выпрейка порог у Гатниц. Чалимся к началу такой протоки, задираем расчёски как можем, вспоминаем родных и близких и проходим.

Между препятствиями карельские болота, а тут ещё и плотина бобровая - разгоняемся прыгаем, впереди опять воды не видно, а ещё и грохочет - по лоции это крайнее препятствие перед озером, после которого водопад. Заход заблокирован брёвнами. останавливаемся на левом берегу, прыгаем - греемся, едим.

Кумса

Осматриваем завал - придётся обносить. Доедаем еду и тащим Щуку за завал, что неприятно весомая часть воды тоже завал по берегу обходит. Если стартовать сразу после завала то имеем классический "троешный" карелский порог с косым заходом в бочку, затем валы маленькие бочечки и вынос на середину озерца. Бочечку первую можно лишние 10 метров пронести, тогда совсем халява.

Пока на симпатичном озере вращали головами заметили, что нас куда-то несёт и оттуда сильно грохочет и видно "маковки" деревьев. Там ещё бревно торчало, на фоне "маковок", поэтому, т.к. нас учат по речкам с завалами не ходить, решили зачалится...-))

Обед. Водопад, очень красивый и не проходимый. Первое место в моей жизни, где в теории на туристов должны плевать с моста и кидать камушки не "местные пацаны", а "местные брёвна". Жалко что констракшион одряхлела, умели же строить, чёрт возьми!!!!

Порог за водопадом проходИм, но выход из улова под "мост" очень агрессивен, что представляет основную опасность,так как в случае неудачи - рылом в скобы, или, если полной неудачи не произошло, то сплавсредством в скобы, а затем под брёвна. Для нас на ЩУКЕ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ скоб в рыло а потом под брёвна было не избежать. Зато нести было легко. Спуск, на воду сразу после моста интересен, только людям которых дома за каждый обнесенный метр реки сильно порят - скалы, скользко, н.. нужно.(?)

Кумса

Чтобы компенсировать нехватку предполагаемого адреналина, рюкзаки несём по "аквапарку", лично я адреналин полностью компенсирую - скрипит и гвозди вылетают. Но идти всё-таки проще чем по лесу, обнос хоть и короткий, но и геморройный - кочки, камни, брёвна.

После водопада сплав скрашивают препятствия шиверного типа с камушками и закраинами по берегам, теоретическая возможность сплошного завала или ледяного тороса, заставляет боятся и сильно вытягивать шею, просматривая своё будущее. После мощной шиверы впадаем в очень красивое озеро. В начале озера слева и справа отвесные скалистые берега, впареди по правому берегу виден высоченный (по карельским меркам) скальный отрог, и совсем уж не карельская сыпуха рядом с ним. Сыпуха по большей части покрыта снегом и съёхать по ней сверху донизу на доске не представляется затруднительным. Также можно потренировать отличные тюленьи старты на всех судах.

Погода, однако, берёт своё, на озере начинаем подмерзать и к выходу из озера - задубеваем. Впереди интересное препятствие - заметное падение на заходе и камни, котрые из-за падения не видно с воды. Для особо везучих один из камней трансформирован в пень. После осмотра без проблем проходим препятствие и после нескольких шивер попадаем в довольно крупное озеро. На нем льда нет. Берега в принципе пригодны для ночлега, но нам вставать рано поэтому плывём дальше.

После озера река тихо меандрирует в лиственном лесу. Вокруг тихо, сыро, таинственно и холодно. На южном склоне ущелья лежат сугробы. Решаем вставать на левом(северном) берегу - широкая полка на пол -метра выше уровня реки, встречаются большие лужи, много сухостоя.

Кумса

Как и накануне бежим за дровами. разжигаем их, ставим воду, переодеваемся, натягиваем тент - периодически с неба капает, едим, пьём, бакланим и часов в 23 идём спать.

Рано утром по палатке по очереди фигачит мокрый снег, ливень,град, ливень, дождь, ливень. На удивление, к подъёму стихия несколько успокаивается и даёт возможность попытаться развести огонь. Мы ей воспользовались и в процессе приготовления завтрака облачились в защитные неопреновые костюмы. Как и всё, нахаляву защищающее, костюмы при надевании вызывали приступы нечеловеческих воплей, снабжённых плохими словами.

Плывём. Прошедший ливень трансформировал часть сугробов с правого берега в страшную субстанцию - имя ей скорее туман чем пар, так как пар бывает в бане, но там жарко, а Это заставляет цепенеть члены даже сквозь гидру. ТИШИНА, ТУМАН... такой, что видимость по воде 5 метров вперёд и вверх много метров, чу шум препятствия - видимость 2 метра, но препятствие несложное, поэтому погрелись изнутри без последствий. Опять тишина, мрачные ёлки свисают с обоих берегов в реку - будто лес хочет нас забрать в своё царство, мы молчим,боимся но гребём... "ГА-ГА-ГА" - это было единственным нашим спасением, чтобы не свихнутся от ужаса - идиоты, местные рыбаки, в качестве поплавка для сети не придумали ничего лучше, чем привязать голову детской куклы, которая, улыбаясь беззубой и безглазой улыбкой выплыла нам навстречу - видимо поклонники Хичкока.

Кумса

Река, предвкушая впадение в озеро Матка, мечется от стенки к стенке, при этом от поворота до поворота образуются небольшие сливчики в берег -типа можно плыть не по руслу, а "напрямки", но там хвойные и кустарниковые плюс бурелом. Два раза пробовали срезать - один раз удачно, второй назад приходилось сдавать.

Пока река предвкушает впасть, мы готовимся окалеть! Туман нас доконал - очень холодно, нихрена не видно, но при этом конечно очень красиво и таинственно. Сказочный лес, тишина и ДУБНЯК. В какой-то момент, чтобы потом не тратится на костыли, чалимся, очень долго разжигаем костёр, греемся, допиваем практически всю водку - становится комфортней. Прогулка по лесу вниз по течению показала, что мы в 100 метрах от озера, но что на озере разглядеть невозможно, т.к. оно покрыто туманом, а ветер в нашу сторону. Садимся в лодку, течение нас выносит в озеро и мы весело молотя вёслами влетаем в мягкий, поначалу, лёд. Долго ржём, фотографируемся, затем с трудом сползаем назад и находим вдоль северного берега закраину шириной 2-5 метра. Благодаря тому что озеро прямое как кишка, довольно просто добираемся до его окончания, правда, временами приходится веслом толкаться от лыжни по льду озера. Вот и река, скоро нас ждет интересный приток Остер а за ним и Кольозеро. Нам оно не грозит, так как твёрдо решили сваливать отсюда, впереди лёд, полноводная река и РУССКИЙ ХОЛОД!!

Доплываем до автомоста сразу грохот, слева видать остеревский падун. Чалимся, идём боятся. Холодно, боимся. В паводок сложно оценить вероятность удачного прохождения, так как большое количество пены и коричневая вода искажают истинное количество камней (явно острых) и глубину чаши. Речь идёт о катамаранах и каяках, на щуке чтобы искупаться явно нужно искать менее агрессивные сливы.

Пока ходили вроде и погода слегка улучшилась и льда на Кольозере не оказалось, да и автобус раз в день ездит - решили всё-таки плыть дальше.

Кумса

Кольозеро очень красиво - левый берег вначале скальная стенка высотой метров 32.5, в дальней части озера расположены прикольные острова и ручей водопадающий со скальной стенки высотой несколько метров. Мы к нему подходили но принимать душ даже в гидре очень не хотелось, а летом небось и воды особо нет.

Но вот озеро заканчивается и мы постепенно втягиваемся в реку. Судя по поганкам и причмокиваниям щуки на сбойках нас ждёт очень полноводная (!!Карелия!!) река. Ожидания нас не обманули. Стиль препятствий - паводковая Писта или более менее простые участки апрельской Поломети. Всё просто но несёт хорошо, добротные валы, повороты. Поиграв на нервах решили всё-таки остановится, т.к. впереди город и дачный массив перед ним, а нам хочется спокойно проантистапелится. ВСЁ!!!

Завтра будет выход к людям, попутчик, вокзал, камера хранения, прогулка по Вичке и поезд. А сегодня мы доедаем еду, допиваем питьё и сушим Щуку - "ГаГаГа" -влажность близка к абсолютной.

Вот и подошел к концу наш интересный и холодный маршрут.

Выводы - рекомендации:

Кумса

1. Очень холодно (ущелье, мало солнца, снег до последнего) - идти большим сплочённым коллективом.

2. Очень красиво - обязательно остановится на втором по ходу озере, взойти, пофоткать, взяв доску - съехать.

3. Билетов хрен достанишь - познакомится с билетёршей.

4. В Медвежегорске Медвежья гора - взгромоздится.

5. Надо сплавать - удачи.

6. Ехать туда лучше на №382-ом (прибывает в 15-5..) - Поздравляю!

7. На №16-ом лучше не ехать (прибывает в 19-..) - мои соболезнования.

8. В качестве лоции сие творение не использовать.

Всем привет! Пока!

P.S. Там, вроде как, снималась Фильма "Любовь и голуби" - очень душевная фильма.

КумсаКумсаКумсаКумса
Кумса

Карта района (JPG, 240 КБ)