11 декабря 2020

Приключения на Лазурном берегу 2019.

Ну, вот и 30 апреля!

Прилетели мы с небольшим опозданием, в сумерках. Поскольку аэропорт Ниццы и его окрестности нами уже изучены достаточно хорошо, направились пешком в радужном настроении к кемпингу «Ипподром», который я нашла на сайте еврокемпингов.  Прохладно. Стемнело очень быстро, но променад Des plages хорошо освещен. Идти оказалось около семи километров. Легко нашли улицу (4-ая после ипподрома) и…уткнулись в закрытые раздвижные  ворота кемпинга с надписью «Bien venu!» (то бишь «Добро пожаловать!») Позвонили в домофон, посомневались в правильности найденного входа, но все таблички показывали, что это именно он. Решили больше не бродить по незнакомым кемпингам в ночи, а сразу идти еще несколько километров до Биота, до знакомого кемпинга Loge de la brague. По пути еще видели указатели на кемпинги куда-то в сторону от дороги, но уже не было времени искать. Пришли в Биот. Увидев, что ресторанчик, на территории кемпинга тёмен, «зверьки почуяли предательство». Так оно и оказалось, кемпинг еще не работает. Пошли на соседнюю улицу по указателям другого кемпинга. Позвонили. Вышел дед, сказал, что все закрыто и посоветовал идти с палаткой на пляж. Уже за полночь установили палатку прямо на крупной гальке пляжа. Что мы имеем. Пройдено 12 км с солидными рюкзаками  за плечами (причем выход, так сказать, на маршрут состоялся в 8 часов вечера). Воды питьевой практически нет (грамм 250, то, что набрали еще в Хельсинки в туалете), туалетов на голом пляже не видать, пляжные душевые стояки не работают. В ночи пару раз в темноте сбегала пописать впрок, поскольку понятно, что когда рассветет, присесть будет негде. Слопали всухомятку финскую жрачку, купленную в аэропорту Вантаа (фрикадельки и мягкий французский сыр Бри, который неожиданно для себя вернулся на родину). Море шумит, в темном небе самолеты заходят на посадку… У нас все по частушке получилось:

Самолет летел – колеса стёрлися,

Мы не ждали вас – а вы приперлися!

1 мая 2019.

Утром проснулись рано. Ночью замерзла, как цуцык, это в куртке и спальнике. Мда…. На побережье. А что же будет в горах?  Уже рассвело, и все надежды на пописать рассеялись как дым. На берегу  цепью стояли рыбаки…

Собрали палатку и пошли в знакомую буланжри (булочную) в соседний городок Azurville. Магазин Carrefour, конечно, был закрыт в честь первого мая, но буланжри работала с 7 до 13. Взяли любимые pains aux raisins с кофейком (7.60 евро на двоих), позавтракали, но смутное ощущение нехватки туалета осталось… Вернулись на вокзал в Биот. Кассы со специально обученным человеком внутри, конечно, закрыты. Надо общаться с автоматом. И тут я обнаруживаю, что мелочи железной у меня нет, а он бумажки не принимает. Бежать метров 600 обратно до булочной ломает. И тут, на мое счастье, пришли ребята из Мексики (молодая пара со славным малышом). Они нас просто спасли. Во-первых, рассказали, что надо покрутить, куда понажимать (для таких тупых как я,  мало понимать по-французски, надо еще врубиться, что делать с круглым колесиком на автомате), во-вторых, я смогла наличкой отдать парню требуемые 8.20, а он оплатил своей банковской картой. И мы с Олегом стали счастливыми обладателями билетов до Ниццы. Почему до Ниццы, когда нам нужно было следовать дальше, до Мантоны? Ну, мы наивно надеялись, что офис туризма открыт. Фига. Но зато сходили в человеческий туалет на вокзале Ниццы (80 центов с чел.) Был еще на вокзале открыт минимаркет, но, конечно, газа для горелки в нем не было. Взяли билеты до Мантоны, в ожидании поезда решили пройтись чуть-чуть. Народ собирался с флагами и музыкой на первомайскую демонстрацию. Офигеть. Рядом с  вокзалом гигантская стройка, от которой мы пришли в ужас. Строят какую-то стекло-бетонную изогнутую гигантскую херню, которая навсегда закроет вид старой классической Ниццы слева от вокзала…Выглядеть это будет вот так (а почитать, что это такое и кого угораздило можно вот тут, например: "http://kotazur.ru/news/chto_stroyat_u_vokzala_nitstsi_brilliant_ili_oblomki_kosmicheskogo_korablya_razbiraemsya_505" rel="nofollow")

Сели в поезд. Наблюдение: как только видишь девиц, ярко размалеванных и слегка экстравагантно одетых – точно русские. Боевой раскрас и поведение наводит на мысль о попытках завоевания всех мужиков Ниццы (Лазурки?) одновременно…

Доехали до Мантоны. Погода чудесная, на солнышке даже жара. От вокзала сделали попытку попасть в офис туризма (мы в него ходили пять лет назад). Попытка не увенчалась успехом. Закрыто. Но карта большая висит. Сверили ее с навигатором, задали точку кемпинга и пошли с надеждой, что кемпинг будет открыт. На рыночке (эх, знать бы заранее, что это единственный шанс, что мужик из Италии приезжает только по праздникам) купили обалденную лонзу с трюфелями, в смысле грибами☺ (вяленое мясо-вырезка, обваленное в крошке из трюфелей).

Дорога супер! Сначала среди парковых инсталляций вернулись к вокзалу.

А потом по крутой лестнице вверх с набором 80 метров высоты. Подъем начинается недалеко от вокзала и занимает минут 15-20. На подъеме встретили мужика с псом. Мужик подтвердил, что кемпинг там и, о чудо! работает!

И вот, наконец, мы оказались на шикарном плато St-Michel с оливковым садом, в котором и расположился одноименный кемпинг. Это просто рай на земле! И санитэры (туалетно-душевой комплекс) тебе , и столики, и террасы, и цветы. Мы немного не успели заселиться до обеденного перерыва (он с 12 до 15). Но нас это, как говорится, «огорчило, но не остановило».

Разложили пожитки под оливой, взяли купленные вкусняшки, пошли на террасу ресепшн перекусить. Олег потом завалился понежиться на солнышке под вековой оливой, а я хоть в человеческих условиях, за столиком смогла записать все это. Одно плохо – сводка погоды, висящая здесь на террасе, не предвещала ничего хорошего. Я даже позволила себе усомниться в ее правильности. А зря. Через четыре дня ночные температуры должны были упасть до -1, и дожди, дожди… Позвольте, это Французская ривьера или где????  Но пока все было замечательно, только с гор тянулся туман. Поселили нас на восхитительной террасе с видом на Мантону. Пока не сезон, кемпинг почти пустой.

Горлинки кричат, около туалетов на нижней террасе цветут клементины, мои «любимые» опунции и сирень. А запах! И чабрец тут тебе, и эвкалипты. В общем, такой коктейль, прямо хоть пей носом!

Кстати, первый раз в жизни в Мантоне увидела цветущие апельсиновые деревья. Запах – одуреть! А поскольку «Флер д'оранжье» мои самые любимые духи сейчас, то я могла бы просто часами сидеть под этими деревьями и вдыхать аромат

После того, как поставили палатку, пошли в город отмечать праздник трудящихся. Далеко, правда, не ушли, осели в первой же буланжри. Дорогая, но вкусная! Наели вкусняшек на 11 евро. Худеем….

По центральному бульвару, через замечательные инсталляции прошли до центра Кокто и оттуда на мыс. Все необычно, солнечно, празднично.

На мысу в честь праздника барахолка прикольная. Блошиный рынок.

По пляжу дошли до вывески, оповещающей, что через 1 км начинается Италия. Но туда мы не собирались. Пошли обратно через старый город. Здесь перо (а вернее клавиатура компа) не может описать моего щенячьего восторга от медиевального города, с узкими улочками-лестницами, дома, которым по 300-500 лет…

Поднялись на самый верх холма. Обнаружили там кладбище и церковь. И тут мы были страшно удивлены, потому что кладбище оказалось русским. Позже в интернете я прочитала, что на Лазурном берегу, в Вильфранше в 19 веке была база российского флота.  В 1880 году в Ментоне был основан туберкулёзный санаторий, получивший название «Русский дом», где впоследствии, в частности, проходили лечение воины, участвовавшие в русско- японской войне. Сюда привозили, видимо, и членов семей моряков на лечение. Мы нашли несколько могил совсем молодых девушек.

На входе, возле ворот кладбища мы вдруг увидели карту нашего маршрута GR 52 и приветствие тем, кто дошел до Мантоны. Интересно, ведь тропа начинается (или кончается?) около вокзала Menton-Garavan. Это гораздо дальше от центра, ближе к Италии.

Решили, что назавтра обязательно найдем начало тропы, а то потом с рюкзаками метаться по всему городу….Через старый город вернулись к железной дороге, но слегка заблудились в поисках другой лестницы, ведущей к кемпингу. Но по такому городу, где на каждом шагу, за каждым поворотом всякие интересные сюрпризы, бродить одно удовольствие!

В кемпинг вернулись уже в темноте. Слопали гречку с лонзой и завалились спать.

2 мая 2019.

Сегодня день закупок и разведок. С утра лень было вставать – пасмурно. Но желание выпить кофе с плюшками победило лень. Спустились в буланжри.

Аппетиты наши растут, как видно на фотке. Потом дошли до офиса туризма. И…практически ничего не узнали про снежную обстановку в горах, про открытые или закрытые кемпинги. Очень странно, обычно в таких офисах мы получали любую информацию по региону.  Из плюсов то, что купили очень подробную карту нашего похода, правда, начиная со второго дня пути.  Где купить газ для горелки, нам тоже не могли подсказать. Пошли в супермаркеты, но те два, которые есть в центре – это магазины-экспресс, в них только еда. Наконец, кто-то нам посоветовал хозяйственный магазинчик недалеко от офиса туризма. Там-то мы и нашли нужные нам газовые баллоны. На радостях взяли три, хотя на 5-6 дней этого было много. Но мы еще не знали, что радостно будем греться в палатке при помощи газовой плитки. Пока в кемпинге мы готовим на баллончике, который нам любезно дал хозяин кемпинга. Конечно, в супермаркетах накупили вкусняшек, во фруктовой  лавке марокканца купили шикарные дыньки и, еще раз полюбовавшись розами и апельсиновыми деревьями, пошли в кемпинг обедать.

После обеда решили все-таки найти начало тропы GR 52. Решили пройти через верх, через плато Сен-Мишель и спуститься ко вчерашнему кладбищу сверху. Заранее скажу, что там, где город расположен на холмах, никогда нельзя доверять своему глазомеру. То, что кажется рукой подать, может быть отделено от тебя непроходимым (читай непролезабельным) оврагом или ущельем.  Но это мы поняли чуть позже. А сначала, выйдя из ворот кемпинга и направившись вверх по дороге к парку Сен-Мишель, мы почти сразу наткнулись на помойку, а там… Там были выброшены (вот ведь буржуины!) два шикарных шезлонга. Пройти мимо мы не смогли. И это вовсе не помоечная натура, а наш солидный возраст заставил нас цапнуть эти шезлонги и притащить к палатке. Зато теперь мы могли вкушать оставшиеся ужин и завтрак, как белые люди .

Итак, в полном восторге от нашего приобретения мы снова двинулись в сторону парка. В нем в основном растут эвкалипты, так что фитотерапия там отличная. Наблюдали интересную картинку. Совсем молодые, лет по 20,  парень с девушкой страстно целовались на живописной поляне под эвкалиптами. Когда мы вышли на шоссе, они обогнали нас, каждый сел в свою машину, оставленную на обочине дороги, и поехали друг за другом куда-то, видимо, для продолжения банкета.

А мы тихонько шли по дороге, наслаждаясь криками горлиц и пением птичек, пока не обратили внимание на то, что пение какое-то странное. Оно иногда было похоже на художественный свист человека, иногда на бормотание, и вдруг кто-то отчетливо и даже, я бы сказала, кокетливо сказал «ку-ку». Мы огляделись и увидели большую клетку с двумя попугаями, висящую над нами за оградой. Пока мы приходили в себя от удивления, один попугай склонил голову, снова жеманно сказал «ку-ку» и, устыдившись, полез  вверх по толстой ветке, помогая себе клювом. Мы подождали еще немного, но на «бис» он не вышел, и мы продолжили свой путь.

Спустились мы не совсем, куда рассчитывали, к железной дороге, практически около лестницы, ведущей в кемпинг. Но вид на черепичные крыши был прекрасен, мы пофоткались и пошли дальше через старый город искать начало тропы GR 52

И мы его все-таки нашли с помощью нашего навигатора, карты и  какой-то матери. Поняли, что от кемпинга надо спуститься к вокзалу Menton, проехать в сторону Вентимильи одну остановку до Menton Garavan, и начинать путь от указателей на тропу. Если мы пешком пойдем от кемпинга сюда, мы потеряем много времени и сил, которые нам нужны будут для преодоления первого, самого трудного этапа (более 20 км с набором высоты более километра). Вернулись в кемпинг через пляж. Погода – беда…Для поднятия боевого духа купили на вечер лимончеллу☺

3 мая 2019.

На удивление, после вчерашней грозы утром светило солнышко. Так что собрались по сухому.  Позавтракали так плотно, что дыньку пришлось тащить с собой, внутрь нас она уже не влезла. Договорились с хозяином на ресепшн, чтобы оставить до нашего возвращения любимые стульчики, и спустились к вокзалу.  В 8.48 электричка до Мантон-Гараван. В 9 ровно вышли на маршрут (из здания вокзала – налево – под ж/д мост. Там первые указатели на маршрут).

Маркировка – красно-белая (как польский флаг).

Лестница очень крутая, зато быстро идет набор высоты, до самой трассы А 8. Саму трассу пересекаем под мостом и снова по указателям вверх. Встретили народ без рюкзаков. Они на машине подъехали и чуть по тропе поднялись, вид на Кот д'Азюр посмотреть. А вид открывается шикарный, аж до самого Монако.

На тропе периодически натыкаемся на брошенные вещи, такое впечатление, что кто-то, спускаясь с гор, увидел море и помчался к нему, срывая с себя одежду на бегу. Набор высоты – офигеть. И погода стала сильно портиться. Ветер ледяной.

Начали потихоньку доставать теплые вещи. Вышли из леса под скалы к границе с Италией, вообще облако накрыло, ничегошеньки вокруг не видно, только тропа под ногами все вьется вверх, но стала более пологой – траверс пошел в ущелье.

Мы еще не знали, что впереди у нас ТРИ перевала, поскольку карта у нас начинается от Соспеля, первого этапа на ней нет. И описания в книжном магазине тоже не было. Первый перевал Col du Berceau (Коль дю Берсо). Подъем к нему идет под скалами, которые немного защитили нас от злого ветра. Но серпантин жесткий.

Сам перевал находится на высоте 1050 м. Большая поляна зеленая, сосны. В хорошую погоду здесь, видимо, классно поваляться, отдохнуть

На перевале был народ, который направлялся в сторону городка Кастеллар, который находится в стороне от нашего маршрута. На спуске с перевала впервые в сезоне услышала кукушку. Но… эта французская кукушка как-то странно куковала –  «ку-ку-ку», поэтому решила на нее ничего не загадывать.

А виды на спуске чудесные, туман остался за перевалом, и здесь еще была весна.Спускаемся, теряем высоту. И вдруг за поворотом тропы видим… гуанако.

Понятно, что немного офигели. Начали подкрадываться для фото.

Один уже совсем стриженный, другой еще нет. Смешные.

После этой встречи тропа медленно, но верно поползла вверх на второй перевал. Прошли видовое местечко под названием Morga (820 м). Там какие-то руины и шикарный вид на побережье.

Второй перевал имеет очень смешное название Colla Bassa (1107 м), конечно, он тут же был переименован нами в «Колбаса».

После Колбасы как-то совсем все затянуло, даже дождь полил немного. Мы тут же превратились в привидения, этакие Касперы с рюкзаками☺,благодаря нашим плащам-гандошкам.

Ну и наконец, третий перевал Col de Razet(1032 м)

От него уже и до Соспеля не так далеко. Перед подъемом на сам перевал в лесу вдруг встретился садик-огородик, где был сделан навес, налита свежая вода, которую можно, видимо, брать и пить, вывеска гласила, что можно заказать чай. Но местечко казалось пустынным, в маленьком домике, видимо, никого не было. Мы только чуть-чуть отдохнули там и пошли на перевал.

Уже на спуске к Соспелю встретилась ровная площадка с трубами с питьевой водой, на которой, в принципе, можно было бы остановиться на ночь. Но мы решили все-таки спускаться в Соспель, надеясь, что кемпинг в городке открыт. Дело в том, что в Соспеле несколько кемпингов, по расположению самый удобный муниципальный кемпинг, который находится недалеко от центра, около стадиона.  Второй – в двух километрах от центра, в стороне от нашего маршрута, поэтому он сразу нами был отвергнут.

Спустились мы в Соспель в 19.20. То есть чуть больше 10 ходовых часов. Пройдено 20 километров, набор высоты до 1117 м (это максимальная сегодняшняя высота), сброс 600 метров до 370 м над уровнем моря – это высота Соспеля, который стоит на реке Бавера.

Пришли мы в город к закрытию всех магазинов, поэтому направились прямо в муниципальный кемпинг….который тоже оказался закрыт. Ну, в смысле, не работали ни ресепшн, ни санитэры. Сами площадки для палаток огорожены только кустами. Поэтому мы скромно встали в уголке кемпинга, за кустами, рядом с какашками (видимо, не мы первые подпольно расположились в неработающем кемпинге). Только успели поставить палатку и залезть в нее, как пошел дождь.

4 мая 2019.

В 6 ч утра еще лил дождь. Но к семи проглянуло солнышко. Ненадолго. Но успели собрать мокрую палатку и рюкзаки. С пописать - большая проблема, народ вокруг гуляет с собаками, спортсмены бегают…. Пошли в город завтракать в буланжри. Предвидя, что путь предстоит неблизкий, решили плотно перекусить. И даже сейчас, когда пишу эти строки, не могу отказать себе в удовольствии перечислить все то, что взяли на завтрак. Итак: два киша с chèvre и jambon (с козьим сыром и ветчиной), клубничный тарт, прикольную пиццу с маринованным луком, корзиночку с орехами и карамелью и венец творения – ромовую бабу. Ромовая баба во Франции – это целое произведение кулинарного искусства, с фруктами, взбитыми сливками, в специальной формочке, куда из специальной пипеточки выдавливается настоящий ром!

Наш завтрак вылетел в копеечку – 25 евро. Но сдержаться было очень трудно. Особенно когда видишь перед собой еще кучу неизведанных вкусностей

Гастрономическая составляющая походов во Франции очень сильна!

Городок Соспель чудесен. В нем царит какая-то особая атмосфера покоя, безмятежности. В него хочется вернуться, чтобы просто пройтись по набережным, постоять на мостах, наблюдая за неторопливой жизнью города.

Офис туризма открывался в 10 часов. Решили не ждать. Из-за погоды стало ясно, что соваться далеко в горы выше 1500 м не следует, поскольку там, видимо, тропы еще закрыты снегом. Да и рефюжи (приюты) не работают. Опять-таки туда уже не будет транспортной доступности, и мы можем тупо опоздать на самолет. Решили сделать круговой маршрут с возвращением или в Ниццу, или обратно в Мантон через Соспель, благо на карте прекрасно обозначены все тропы.

Цель нашего сегодняшнего дневного перехода – маленький городок Мулине. Судя по навигатору – это около 17 км. Ночью я почувствовала, что заболеваю, начался сильный грудной кашель, так что я очень обрадовалась, что идти не так далеко да еще и по хорошей погоде… Рано радовалась.

Сначала было все чудесно. По маркерам вышли из города на тропу GR 52 (маркеры идут от старого моста). Замечательный солнечный серпантин после сытного завтрака и забега (наконец!) в кусты, прекрасные виды на Соспель и другие деревушки, разбросанные вдоль реки. Причем никаких поблажек – все время жесткий набор высоты (а набрать надо от Соспеля 1000 метров до развилки тропы на Мулине). До развилки навигатор показал 7 км. И все было здорово, пока не начался дождь…Все затянуло, похолодало, облака рваные по небу плывут. Ну, надели гандошки и снова, как два привидения, поперли по каменистой тропе вверх. Тропа размывается дождем и плывет под ногами. По GPS дошли до развилки, где есть две обратных вывески в Соспель, но нет третьей дорожки в Мулине. Стали искать. Судя по карте, она чуть дальше, а по GPS – вроде как позади осталась уже. Разошлись. Хорошо, в этот момент минут на 5 проглянуло солнышко. Я прошла вперед еще метров 200 и нашла перевал и тропу в Мулине.

Тропа начинается на поляне на высоте 1342 метра. На этой же поляне почему то лежат две генуэзские пушки 1918 года. Как они туда попали?

Начался спуск. Надо было сбросить 600 метров, что по дождю очень проблематично. Тропа травянистая, скользкая, ноги, мокрые насквозь, чавкают. Было бы солнце – красота неземная была бы, а так иногда из тумана из облаков выскакивают то окружающие горы, то городок внизу, то

церквушка на холме. Вышли мы из Соспеля в 9.45, но утренняя хорошая погода сильно нас разнежила, поэтому на развилке были около 15 часов. И только к 17 ч спустились вниз к реке около городка Мулине.

Долго искали у реки место для палатки. Ни одной ровной площадки, везде кочкарник, высокая мокрая трава, камни. Решили сходить в Мулине за пастисом, чтобы согреться – зуб на зуб не попадал. Через два моста перешли рукава реки, попутно заметив относительно ровное местечко в траве для палатки, от моста налево траверс до шоссе, а потом еще 900 метров до самого Мулине. Я с ужасом представила, что еще надо будет возвращаться обратно и ставить мокрую палатку в мокрой траве и совать под нее мокрую одежду…

Сразу же при входе в городок попали на площадь, где находится мэрия.

Женщина у машины сказала, что сегодня суббота и мэр не работает, но может быть, кабинет его все-таки открыт и там можно будет получить информацию для туристов. Спросили, где магазин. Она ответила, что в городке единственная épicerie (бакалейная лавка), она же и буланжри, и кафе и вообще, центр жизни городка Мулине.

Кабинет мэра на втором этаже в здании мэрии был закрыт, поэтому мы пошли в лавку. Я попросила сразу две рюмки пастиса ПЮР (чистого), поскольку во Франции пастис (анисовый крепкий алкогольный напиток) всегда разбавляют водой. Хозяйка слегка удивилась, но оглядев нас с ног до головы, все поняла – два абсолютно мокрых приведения в белых плащах, с голыми ногами (выходили то по солнышку, вот и выпендрились в сандаликах). На закус сырок козий взяли. Я тяпнула, порозовела. И так мне себя, мокрую с ларингитом, стало жалко, что я спросила у хозяйки, не сдают ли они комнатушку здесь же. Они с мужем переглянулись, сказали, что они не сдают, но могут обзвонить хозяек gîtes. Стала звонить – Шанталь в отъезде, Сильвии нет дома…. В общем, облом, не сезон. Тогда она позвонила прямо мэру города и сказала, что два несчастных мокрых туриста ищут ночлег. И о чудо! в мэрии на третьем этаже оказался рефюж для рандонёров (туристов-пешеходников). Просто в несезон надо было заранее созваниваться с ними, заказывать. Но мы же не знали, что попадем в Мулине. Короче, мсье лё мэр, который отдыхал спокойно у себя дома, сам пришел на площадь к мэрии, хозяйка лавочки сама отвела меня туда и познакомила с мэром. Мэр оказался приятным мужчинкой средних лет типично французской внешности. Он отвел меня наверх, открыл рефюж, все показал, оставил ключи и свалил. Офигеть! Я помчалась за Олегом, подскуливая от восторга. Итак! За 14 евро с носа мы имеем: огромную спальню человек на 20, в которой мы одни, два туалета, два душа с ГОРЯЧЕЙ водой, через лестничную площадку, большую кухню со всей утварью.

Мы опутали тенетами всю комнату, развесили палатку, коврики, спальники, все мокрые личные вещи, постирались, утюгом вещи прогладили, чтобы быстрее высохли, сами под горячим душем помылись-погрелись. Супчик сварили, слопали его с вяленым мясом, с козьим сыром. Чаю горячего стакана по три выпили. Вот он, рай на земле!!! А  за мансардными окнами сумерки неприветливые, холодные, на местной колокольне колокол часы отсчитывает. Спим сегодня на мягких постелях, подушка под головой. Казалось бы два перехода от Мантоны, а впечатление, как будто уже год в цивилизации не были.

5 мая 2019.

Ночью никак не могла уснуть из-за 3 чешек зеленого чая, выпитых на ночь. Обидно – после горячего душа да в цивильной кроватке, а заснула только часа в три. Ночью вызвездило, я еще, засыпая, порадовалась. А утром бесперспективняк… В мансардное окно дождь стучит, все туманом затянуто. А в кроватке уютно, вылезать не хочется. На кухне тоже тепло и уютно, кашка вкусная. Это же какая у нас гигантская сила воли должна быть, чтобы оставить все это и переться в неизвестные дальние ебеня под дождем… Собрались. Все вещи высохли. Все убрали, закрыли и пошли в знакомую лавку выпить кофе с изюмными хлебцами и попрощаться с любезными хозяевами. Дело в том, что накануне мы заказали эти хлебцы из Соспеля. Сами они ничего не пекут, а только каждое утро на машине возят из булочной Соспеля все, что заказывают местные жители. Нам прямо как родным там обрадовались! Внутри все маленькое пространство занято местным бомондом –воскресенье, общается народ!☺ Сели на улице в обществе парочки веселых псов.

Холодно, но терпимо. Это потому что мы еще несем в себе тепло нашего ночлега, да и вместо трекинговых сандаликов горные ботинки надели. Ядерный кофе с кувшинчиком горячего молока еще более поднял наш моральный дух. Распрощались с местными, обменялись с хозяйкой электронными адресами и в путь. Маркировка ведет от кафе (если лицом к нему стоять, то влево и вверх) до главной улицы, на которой стоит церковь.

А далее маркер показывает, что идти по главной улице надо, а наша «тетка Гармин» показывает, что надо сразу по крутой лестнице наверх. Это оказалось лучше (как потом выяснилось, когда дорожки соединились).

Как только поднялись над городком, просто обомлели: Все склоны напротив, там, где вчера спускались, горы вдали – все за ночь покрылось снегом.

Температура ненамного выше нуля. А у нас впереди набор высоты до 1600 метров. Хорошо, хоть дождя нет. Но снег на деревьях тает, течет, все равно пришлось гандошки надевать. На высоте 1200 метров граница лежащего на земле снега. Лес красивый – не передать. На зеленых деревьях снег лежит. Необычно. Наверное, не часто такое в Провансе бывает.

Чем выше, тем больше снега. Дошли до перевала, где начинается наша тропа на Пейра Кава (Peira Cava), а GR 52А выше пошла. Все в снегу. Холодно. Но солнце начало прорываться сквозь тучи. Красиво до визга!

Стали спускаться, мечтая о горячем кофе в Пейра Кава. Тропа почему-то завалена деревьями. Видимо, ближе к сезону ее почистят, но пока надо перелезать. А стволы толстые, все в снегу, перелезала, застряла, ржу-не-могу  – жопку всю замочила. Спустились к шоссе.

По нему можно в деревню Пейра Кава прийти, но тропа идет низом. Лавочка видовая стоит, мы посидели, полюбовались и пошли по нижней тропе.

И приводит тропа в деревню, но не на главную улицу, до нее надо подняться по крутой лестнице. Деревушка пустая, неприветливая, многие дома продаются (высота 1400 м над морем) Тем более странно было найти на дороге довольно большой ресторан с ужасно негостеприимной хозяйкой. Вывеска гласит, что он открыт, но на самом деле у них перерыв до вечера, сами обедают. Весь ресторан забит охотничьими трофеями, камин офигенный. Нам принесли кофе и черничный торт (18 евро, грабеж! Но черники было много)

Я спросила plat du jour (блюдо дня, дежурное блюдо) – довольно резкий ответ- не готово, еще рано. Хорошо, а сыр можно? Нет, сыр для repas… Для еды…. Долго думала. В общем, в непонятках, ну ладно, червячка заморили, пошли на спуск к реке. Даже нарисованная на карте эта тропа вызывала легкую тревогу. Что говорить, когда мы увидели этот головокружительный спуск в конце Пейра Кава. Хорошо, по солнечному склону. Указатель на Gabella. Начали спуск в 17 часов.

Решили спуститься до реки и там искать место под палатку. На спуске очень устала, да и кашель одолел. В общем, была счастлива, когда около 18.30 наткнулись на шикарную ровную терраску недалеко от реки. Выгребли колючие каштаны, поставили палатку, приготовили ужин. Даже еще при заходящем солнышке.

После ужина похолодало. Валяемся в палатке, тепло, хорошо. Река шумит где-то рядом. Но Олег все равно воду нес, на спуске тропа несколько раз пересекала ручьи,  там и набрал, вдруг бы было к реке не подойти. За сегодня прошли 16,5 км с набором высоты 960 метров и сбросом около пятисот. А всего за три дня пути пройдено 52,2 км общий набор высоты – 3460 м!!!

6 мая 2019.

Проснулись – дубак страшный, палатка мокрая, поскольку ночью шел дождь. Выглянула – солнце где-то освещает вершинки, а мы в глубокой… в глубоком ущелье стоим. До нас солнышко дошло только через час, так что позавтракали и начали собираться практически в холодильнике. Около нуля, Руки мерзнут, пар изо рта. Олег перчатки надел. Наконец, солнышко к нам пришло, но не согрело.

Поспешили выйти, чтобы согреться. Шикарные терраски, пригодные для стоянок, тянулись до самой развилки (мы не дошли до развилки метров 70, наш путь по-прежнему на Gabella).

Дальше перешли через реку, дорога хорошая, но по тенистому склону, плавный набор высоты, выходит на открытые террасы Раймондо и так в горизонте почти тянется до Габеллы. Но сама деревушка остается в стороне от тропы.

От Габеллы легкий подъем к перевалу Col de la Port. (с 900 м до 1057м). Немного по шоссе нужно было пройти, потом тропа идет над шоссе по лесу. Мы все ждали, что на перевалах будут кафешки, организмы просили горячего кофейку с плюшками, но – хрен.  И солнце опять спряталось в тучи, похолодало, хотя особо и не теплело…

И далее от перевала де ла Порт к перевалу St-Roch тропа идет вдоль шоссе (эта тропа уже называется GR 510). Вот и перевал.

ОТ него 3,9 км до городка Люсерам (Luceram), где мы надеялись найти офис туризма и  карту с тропами, ведущими в Ниццу или ля Тюрби, поскольку наша карта кончалась чуть южнее Люсерама. От перевала St Roch автодорога идет серпантином, а тропа срезками, иногда маркировку трудно заметить. Местность все более населенная.

В одном месте увидели чуть ниже что-то типа сарая. Оказалось, что это часовня (chapelle) de Bon Coeur.

От нее  тропа правее вниз (за нее ходить не надо, там тупик). Потом тропа совсем прижалась к автодороге, вышла на поворот и…открылся Люсерам! Я хотела его сфотографировать на солнышке, но не успела. Это надо же, в Провансе солнце для фотки не поймать!

Вошли в Люсерам. Маркеры сразу привели нас в офис информации, где нас ни о чем не могли проинформировать. А та информация, которую все-таки удалось раздобыть, нас огорчила – буланжри по понедельникам не работает, в магазинчике – перерыв до 16.30 (а мы пришли в 15). Спросили про тропы пешеходные, ведущие на Лазурный берег – не знает. Из Люсерама есть, вроде, автобус до городка внизу, откуда ходит электричка до Ниццы. Но мы решили идти до Соспеля, а оттуда по уже знакомой тропе в Мантону. Спросили, где хоть кофе можно попить. Указала на плане города кафе неподалеку от офиса туризма. Пошли туда. Маленькое, непрезентабельное. Вошли, побонжурили. Вышел мсье. Спросили про кофе – да, можно (мы то боялись, что и здесь сиеста). Робко спросила, что есть поесть. Курица в соусе за 13 евро. Искушение было велико. Устроились на закрытой террасе. Холодно. Впечатление питерской ноябрьской погоды не покидает нас. Вскоре нам были поданы шикарные куриные лапы под соусом с макаронами и рукколой.

Слопали все быстро и жадно, как дальнобойщики. Кофейку выпили. Вышли из  кафе, а как дальше идти, если разомлели совсем? Собрав волю в кулак, набрали воды из фонтанчика на площади и пошли вверх через весь городок к церкви (маркер ведет исправно).

Улочки – чудо, хочется фоткать на каждом шагу. Можно было бы пожалеть только, что солнца нет, но, вероятно, его вообще не бывает на этих узких каменных улочках, не достает.

Церковь наверху – 15 век, укрепления вокруг города – 12 век. Офигеть! Я Олега около церкви оставила помедитировать, а сама по вот этой кривой улице поднялась до сторожевой башни.

Слева от церкви проход на тропу GR 510, ведущую к Соспелю. Перейдя через мостик стали подниматься через террасы с миндальными и черешневыми деревьями к лесу, надеясь там найти место для ночевки.

Ну, в общем, нашли место относительно ровное среди сосен, но как-то… Время еще 17.30. От Люсерама до Соспеля 12 километров. Меня, конечно, колбасит от кашля, но надо бы еще продвинуться в сторону Соспеля. Решили набрать еще 100 метров высоты. Вышли на открытое поле под перевальчик Croix de la Plastera. Здесь не проблема найти ровное место, правда, какашки коровьи повсюду и ветер сильный, но кострище выложено, значит, кто-то до нас уже стоял здесь. Поставили палатку около 19 часов, она быстро на ветру высохла. Залезли внутрь, накипятили чаю, напились горячего – кайф! Потом стали газом палатку топить – газа-то три баллона таскаем, а еще первый не закончился.

7 мая 2019.

Утро выдалось, на удивление, солнечным, но ветер дул холодный. Никуда не торопясь, мы натянули веревки и высушили палатку. Первый раз за неделю пребывания на юге Франции Олег обнажил белоснежный свой торс, чтобы позагорать….

…и обнаружил сюрприз в виде впившегося в живот клеща. Нет в мире совершенства – если солнце, ровная площадка под палатку и неспешный завтрак, то обязательно какая-нибудь мелкая тварь обломает кайф. С помощью зубной пасты, пинцета и заклинаний в виде русских нецензурных слов, обращенных к французскому клещу, я извлекла его из олеговского животика. Слава Богу, без последствий (но это выяснилось уже в Питере, куда мы привезли эту тварь на анализ). Надо было видеть глаза медсестры в Боткинской больнице, когда на вопрос «Место укушения?» был ответ «Лазурный берег!»

Итак. Нас это огорчило, но не остановило. Тем более, что я совсем растеклась  - к жуткому кашлю прибавился поток соплей, на подъемах мне уже было трудно дышать и ртом и носом. Надо было бесславно возвращаться  в цивилизацию.

Тропа, поднявшись на седловинку Круа де ла Пластера, уходит влево и превращается в довольно широкую дорожку. Идет траверсом по склону, указатели на Соспель присутствуют.

В одном месте мы вдруг наткнулись на маленькую баррикаду на тропе. Свежая маркировка повела в обход по еще не натоптанной тропинке, хотя и бумажная карта и тетка Garmin требовали, чтобы мы шли по старой тропе. Но, как мы поняли, кто-то построил там себе большой дом, урвав кусок земли, по которой проходил GR 510. По новой тропе мы так же вышли на шоссе. Красивые голубые цветочки напоминали нам, что все-таки весна уже наступила.

Вот по этой дороге мы дошли до перевала Col de Braus. И вот тут в наших рядах случились разногласия. Тропа GR 510, которая ведет в Соспель, уходит от перевала вправо к югу, не теряя высоты (1002-1054 м) идет по хребту Лавина, а потом резкий спад высоты, и она приводит в центр Соспеля. ОТ этой тропы есть ответвление к Голове Лавины (1117 м), откуда, судя по карте, открывается «бель вю» на Соспель, и которая является отправной точкой для парапланеристов. Вторая же тропа от перевала Бро вела прямо в Соспель, причем выходила гораздо ближе к кемпингу, который мы наметили себе для ночевки. Олег непременно хотел закончить маршрут без всяких срезок, пройдя до конца по 510-ой. Я же поняла, что если мы сейчас не спустимся в Соспель по срезке (а срезка по расстоянию тоже не слабая такая, километров 5 вниз), то я вообще сегодня не дойду туда, поскольку я задыхалась от насморка, и температура поползла вверх. Пошли по срезке. Конечно, неудачно, что около километра срезка идет прямо по шоссе, надо внимательно смотреть, где маркировка показывает сход с шоссе. Но виды с нее тоже открываются замечательные.

Около двух часов дня мы спустились к реке Бавера, на дорогу, ведущую к кемпингу Le Mas Fleuri. Вход в него не так легко найти, хотя указатели присутствуют. Когда мы пришли туда, то, конечно, был перерыв. Мы решили не смущаться и поставить палатку, где нам понравится. А потом уже, после перерыва, заплатить. Нашли чудесные полянки, усеянные маленькими белыми цветами, похожими на ромашки. Даже жалко было их мять.

К этому времени погода, как это часто бывает в горах, резко испортилась, уже накрапывал дождик. Поэтому мы быстро поставили палатку, не придав значения тому, что за оградой кемпинга, где-то прямо у нашей площадки, какая-то киса орала «нечеловеческим» голосом, призывая всех котов в округе. А напрасно мы не придали этому значения, поскольку концерт почти без антрактов продолжался весь день и всю ночь, что сделало наш ночной сон несколько … беспокойным. Ну, это ж так обычно и бывает: «Глаза закроешь – в тот же миг звенит кошачий мерзкий крик»(это еще с Кавказа).

В общем, закончив обустройство лагеря, мы решили отправиться за хлебом и зрелищем в Соспель(магазин и прогулка по городу). Сначала зашли в супермаркет, накупили вкусняшек и пастис, чтобы подлечиться.

Дорога в Соспель (около двух километров). Потом решили прогуляться по городку, пока дождя не было, зайти на вокзал, узнать расписание, может, купить билеты. Еще раз повосхищались, как все устроено для комфортной жизни и отдыха людей. В центре Соспеля бурлит жизнь, тогда как боковые улочки пустынны. Не сезон. К концу прогулки наши животики начали подвывать, и мы заторопились в кемпинг. Ну и для полного гастрономического торжества в мясной лавке мы купили баночку фуа гра, развесной мусс из утки и развесной паштет. Это было неописуемо вкусно и совершенно несравнимо с тем, что покупаем в виде консервов в супермаркетах.

Дорога в кемпинг уже не казалась  долгой и трудной. Придя, мы мило пообщались с хозяином кемпинга, который посетовав на погоду, сказал, что в марте уже было лето, а сейчас «па нормаль!», оплатили что-то около 20 евро. И, расположившись под навесом за человеческим столом в компании возрастной немецкой пары, которая, впрочем, быстро поела и ушла, мы разложили вкусняшки, разогрели суп-пюре из пакета, разлили по чашкам пастис и… Нас поймут только те, кто мерз в снежных горах, промокал до костей под проливными дождями и питался разводными кашками. Скажу только, что даже кошачьи вопли за стеной мне казались в тот момент райской музыкой.

8 мая 2019.

Утром быстро собрались, свернув в очередной раз мокрую палатку под несмолкающий концерт одинокой кошки. Даже сквозь беруши слышала ночью эти душераздирающие вопли. Поспешили в город, в любимую буланжри, чтобы хорошенько угоститься на прощание.

Нам жаль было покидать Соспель, но мой сопливый нос требовал тепла, а тело – горячего душа (в кемпинге «Маз де флери» душ был горячий, но сами душевые кабинки были фактически под открытым небом и со щелью под дверью, так что при температуре +6 я не рискнула мыться). Пообещав себе еще раз вернуться сюда, но уже пройдя весь маршрут GR52, мы отправились на вокзал. Безлюдность места нас несколько смутила. Но мы заранее заготовили мелочь для покупки билетов в автоматах (конечно, в очередной праздничный день само здание вокзала было закрыто. 8 мая во Франции День победы). Купили билеты до Ниццы, хотя, как поняли позже, можно было и не покупать: все компостеры находились в здании вокзала, мы не смогли прокомпостировать купленные билеты, нервничали, но подошедшая чуть позже молодая парочка сказала, чтобы мы не парились по этому поводу. И, действительно, билеты так и не проверяли до Ниццы.

Доехав до Ниццы, мы пересели на поезд до Мантоны. И вскоре очутились на базарной площади около вокзала Мантоны. Но торговцы уже собирали остатки товаров, и мы так и не видели больше итальянца с самой вкусной лонзой с трюфелями, которую нам довелось случайно купить в начале.

Поднявшись в кемпинг, мы с восторгом обрели наши шезлонги и наше место на террасе с видом на город. Правда, я была в состоянии нестояния к тому времени. Оздоровилась, блин, в походе…

Прогулялись по городу, цапнули порцию сувениров, но было холодно, ветрено, так что быстро вернулись в кемпинг. Холодно, но в душ очень хотелось. Олег закрыл вечно распахнутую дверь в душевую и включил там отопление. Так что вечером я смогла, наконец, помыться. Но мечта поспать, наконец, без теплых курток и штанов на себе так и осталась мечтой. Я люблю тебя, Лазурный берег Франции!

9 мая 2019.

С Днем Победы! С Днем Рождения, Олег!

Погода решила, наконец, сделать подарок хотя бы ко дню рождения Олега. Солнце и почти лето. Даже можно было вот так просто, не кутаясь в куртки посидеть в шезлонгах. Не зря же мы их с помойки тащили!

На этот день у нас были большие планы. Поэтому, быстро собравшись, мы стали спускаться к вокзалу. В этот день все было такое яркое, радостное веселое. Как, например, два задорных пса, облаявших нас на спуске.

Наслаждаясь чудесными видами и запахами (апельсины по-прежнему цвели), мы спустились на вокзал и поехали в Эз.

В этой чудесной деревушке на холме мы до этого бывали уже дважды. И все равно это место не теряет своего очарования. Ну, и конечно, непременным пунктом программы является посещение парфюмерной фабрики «Фрагонар». К сожалению, ее продукцию  можно купить лишь на Лазурном берегу и в Париже.  Из Интернета:

В чём причина популярности продукции под торговой маркой ФРАГОНАР?

Во-первых, в удачной маркетинговой модели, выбранной менеджментом компании. ФРАГОНАР не вкладывает деньги в массовую рекламу, в развитие дилерской сети и тому подобные классические формы развития. Ознакомление новых потенциальных покупателей происходит через интересно организованные бесплатные экскурсии по завершению которых экскурсантам презентуется парфюм с возможностью его приобрести. Экскурсии проводятся в специально подготовленных музеях Fragonard в Париже, Грассе и Эзе. Продукция также реализуется только в бутиках собственной сети магазинов, которых около десятка по Франции.
Во-вторых, парфюмерия и косметика Фрагонар - нишевая селективная продукция, можно даже сказать практически штучная. Объемы производства по сравнению с "масспарфюмом" в десятки раз меньше, ведь в основе продукции - натуральные компоненты, а не "химия", которую можно получать в практически неограниченных объемах.
Некоторые пользователи парфюмерии Фрагонар жалуются на нестойкость ароматов, но ведь это смотря с чем сравнивать: конечно, произведенный из полностью синтетических материалов парфюм может быть очень стойким - химическая отрасль далеко ушла вперед, и относительно этой "химии" продукция Фрагонар изготовленная на натуральной основе естественно будет уступать по стойкости. Но если, например, сравнивать с духами продающимися в переходах "все за 499 руб", то и сравнивать то некорректно, потому что это "земля и небо" ("https://fragonard.ucoz.ru/" rel="nofollow")

Но сначала, конечно, мы должны были поздороваться с морем. Поэтому прямо от вокзала мы спустились на безлюдный пляж.

К сожалению, температура воды позволяла только помочить ножки.

И было бы у нас больше дней до отъезда, мы бы, может, пару часиков повалялись на пляже. Даже была мысль в день отъезда добраться сюда утром и провести здесь время до отправления в аэропорт. Планы, которым, конечно, не суждено было сбыться – лихорадка сборов сжирает все время.

С сожалением покинули пляж и начали подъем по чудесной тропе Ницше. Говорят, именно на ней он обдумывал и делал заметки своего «Заратустра». По тропе подниматься около полутора часов неспешным шагом.

Сначала идет асфальтовая дорожка мимо шикарных вилл, огороженных высокими заборами, а потом начинается обычная горная тропа.

Поскольку погода была чудесная, то на тропе было довольно много туристов.

Но никто из них почему-то не сворачивал с тропы к красивому водопаду, где можно вымыть пот с физиономии и напиться холодной воды.

И вот мы уже почти наверху. Сначала решили пойти в бутик Фрагонар, поскольку в предыдущие посещения как-то попадали на перерыв. Но тут мы опасались напрасно. Из автобусов, подъезжающих на стоянку перед фабрикой каждые 20 минут, десантировались один-два миллиона китайцев, которые готовы были скупить всю фабрику. Поэтому, конечно, магазин работал без всяких перерывов.

Устоять перед натуральными запахами очень трудно. Даже мой сопливый нос их обонял! Долго металась между ароматом для комнаты «Мимоза» (обожаю!) и любимыми духами «Флер д'оранжье». В итоге купила духи. И подарок Олегу на днюшку.

Перед прогулкой по самой, собственно, деревушке мы решили слопать дыньку, которую захватили из Мантоны. Около автобусной парковки есть чудесная поляна со столиками (в прошлое наше посещение Эза здесь мужик мыл осла из шланга ☺).

А потом направились в Эз. Эз – это медиевальный городок, каких много в Провансе. Просто он известен и очень посещаем туристами благодаря своей близости к морю, тропе Ницше, фабрике Фрагонар и прекрасному саду кактусов на самой вершине холма. Это городок художественных галерей, маленьких уютных ресторанчиков и сувенирных бутиков.

В одном из бутиков я купила местную мандаринеллу (ликер из мандаринов Эза). Хотели зайти в знакомую блинную, но везде очень много туристов.

Побродив по улочкам Эза, решили пойти пообедать в современный район города. Но место очень туристическое, цены в ресторанах не гуманные. Поэтому мы очень обрадовались, найдя  продуктовый магазин. Купив овощной суп в пакетах, багет, салаты и, конечно, нормандский сидр, мы вернулись на пикниковую поляну.

Бокалы сделали из пластиковых бутылочек. Прямо хрусталь!

Отобедав, неспешно начали спускаться вниз. Заключительный взгляд на Эз...

На обратном пути из Эз в Мантону мне очень хотелось остановиться ненадолго в Монте-Карло. Почему бы не бросить беглый взгляд на Монако, если едем мимо на поезде. Дело в том, что из вагона поезда вы ничего не увидите, потому что и железная дорога и сам вокзал в Монако находятся под землей. Ну, понятно, конечно, зачем дефицитную поверхность земли тратить на то, что можно спрятать под. То есть поезд въезжает в туннель перед Монако и выезжает после. Проезд под страной занимает не более 10 минут, причем 3 минуты – это остановка на вокзале Монте-Карло.

Вышли из поезда, пошли за народом, куда – не знаем. Вышли из подземелья – оказались как в колодце между домами, скалами и мостом.

Увидели двух школьниц, я уже заготовила французскую фразу, чтобы спросить, как выйти к достопримечательностям, как вдруг поняла, что они говорят по-русски. Вообще, как оказалось, в Монако полно русских. Кто на отдыхе, а кто просто живет там, соответствуя своим доходам. Поэтому ничуть не удивились, увидев «папика» в белоснежном костюме и с ним фифу в ярком вечернем туалете на гигантских шпильках, говорящих по-русски. Мда.

А у девочек я спросила, что посмотреть. Они сказали, что надо «взять» автобус номер один (вот она языковая интерференция!) и доехать до площади Принцев. А без автобуса можно дойти?  - спросила я, помятуя размеры страны. Этот вопрос вызвал у них недоумение. Это же очень далеко! И в гору!!! (как оказалось, нормальным шагом минут 10-15).  В общем, вышли мы на берег моря через какие-то строительные конструкции. Потом я выяснила у полицейских, что это строятся трибуны для очередного этапа кубка мира Формулы 1, электрических машин. Находясь на этой сдавленной со всех сторон домами, скалами и трибунами набережной, мы никак не могли представить, как же тут можно соревноваться на скорость, где же тут разогнаться.

Нам нужно было подняться на холм вот за этим розовым зданием на фото.

Оказалось, что дорожка наверх проходит через прекрасный парк, откуда открываются открыточные виды на бухту.

Со смотровой площадки мы прошли на площадь перед княжеским дворцом. В лучах вечернего солнца  все смотрелось великолепно.

Улочки старого города были похожи как две капли воды на улицы старой Мантоны, Эза, Мулине и других медиевальных городков. Поэтому мы просто прошли на другую сторону холма, к церкви, где венчались князья Монако. Это католический собор Святого Николая, построенный в ХIХ веке в романском стиле.

По другую сторону холма находится район, вернее город Фонвьей. Интересно, что вся страна Монако смотрится, как город средней величины, но разные районы этого города, видимо, считаются отдельными городами.

Фонвьей — этот город практически весь находится на территории, которая была отвоевана у моря.

А еще недалеко от княжеского дворца находится одна из главных достопримечательностей Монако – Океанографический музей и Океанариум. Я много слышала об этом, очень хотела побывать, но к тому времени, когда мы подошли к нему, он уже закрывался. Так что его посещение остается у нас в планах.

Еще немного побродив по городу, мы решили спускаться к вокзалу. Хорошо, что отметили его на навигаторе. Хотя указатели есть, но с улицами – лабиринтами, со ступенчатым строением города мы совсем запутались бы. Наконец, нашли спуск в железнодорожное подземелье. Уже в сумерках вернулись в кемпинг в Мантону.

10 мая 2019.

Заключительный день нашего пребывания на Лазурном берегу мы решили опять посвятить горам. Вернее, горной деревне Сент-Аньес, расположенной на высоте 800 метров над морем. Из интернета: «Крохотное селение Сент-Агнес заслуженно входит в список самых красивых городов Франции. Оно расположено высоко в горах, и из него открывается великолепный вид на Лазурное побережье. Прежде всего гости городка обычно осматривают руины древней крепости и гуляют по ухоженному средневековому саду.»

В день всего три раза автобус ходит от автобусного вокзала в Мантоне в эту деревушку. Даже не автобус, а микроавтобус типа маршрутки. Но утром желающих было немного, и мы спокойно сели. Поход – это прекрасно, но вот так, наслаждаясь красивыми видами из окон, минут за 40 взобраться на высокую гору, к вершине которой лепилось какое-то сооружение, видное от нашей палатки из кемпинга – это тоже огромное удовольствие! Оказалось, сооружение – это и есть руины замка. На подъезде к Сент-Аньес из маршрутки открывается самый «открыточный» вид на селение, но я не успела выхватить фотоаппарат.

Может показаться, что все медиевальные городки похожи друг на друга. Наверное, это так. Но каждый из них расположен в красивейшем месте, что делает его неповторимым. И в каждом городке, бродя по улочкам, вы найдете какие-то маленькие детали, украшения, закоулочки с цветами, которые будут ярко индивидуальны. Вот так и мы, выйдя из маршрутки, пошли к лестнице, ведущей к руинам замка, и на каждом шагу восхищались этими «изюминками».

Подъема к руинам после нашего славного марш-броска по снежным лесам Прованса мы даже не заметили. А какие виды открывались с лестницы!

Попав наверх, мы наткнулись на будку с охранником. Я, грешным делом, подумала, что сейчас сдерут какую-нибудь плату. Но он лишь в двух словах рассказал, что мы можем осмотреть и предупредил, что еще идут раскопки, чтобы мы были осторожны. Поскольку с нами поднялись еще несколько туристов, и они пошли сразу к руинам замка, мы решили сначала осмотреть сад. Маленький, но очень симпатичный.

Полюбовавшись садом, мы поднялись на самый верх к руинам замка-крепости.Замок был построен  около 1180 года. Благодатный климат Прованса сохранил его стены, так что, включив воображение, можно представить его былое величие. Но долго там осматривать нечего, так что мы решили спуститься в деревню, побродить по улочкам и чего-нибудь выпить в местном ресторанчике.

А спустившись вниз, к подножию крепости, мы заметили красивые, но уже подвявшие ирисы. И философскую мысль, которая пришла в голову при взгляде на них, я потом оформила в стихи:

У каждого свой срок – и у ириса,

Трепещущего красотой под легким бризом,

И у могучей крепости, руины

Которой высятся за вянущим ирисом.

Взяли по бокалу вина и тарелку с каким-то салатом (Олегу не нравится, когда я фоткаю жрачку, и вот печалька – я совсем не помню, что же мы там съели☺). Но судя по тарелке, которая стоит перед Олегом, что-то мы съели!

Итак, откушав чего-то, мы отправились бродить по Сент-Аньес. Вот они чудесные улочки и характерные детальки маленьких городков!

Пропитавшись насквозь духом Средневековья, мы решили искать тропу, ведущую вниз, в Мантону. Охранник наверху в крепости сказал, что она начинается внизу, от стоянки машин, около ресторана.

По пути туда встретилась смотровая площадка с бункером.

Из Интернета:

В 1932- 1938 году в деревушке был построен подземный оборонительный форт с бункерами для защиты побережья. Его площадь составляет 2000 м². Армия содержала укрепление до 1990 года, поэтому он сохранился в прекрасном виде. После 1990 года форт был передан деревне и был открыт для посетителей

Но нас бункер не заинтересовал, мы начали спуск к Мантоне.

Тропа очень живописная, а когда еще тащишь с собой дыньку, то можно устроить прекрасный пикник на обочине! Спуск занял у нас часа два, и мы получили от него огромное удовольствие. Тем более, что погода была прекрасная, и по пути встречались еще какие-то древности. Наша заключительная прогулка удалась на славу!