Автор: Валерий Анисимов

Какой Тибет, если в тебе лишних 8 кг живого веса и сотня-другая стрессов из предыдущей жизни в цивилизации, обеспечивающие растёртые и опухшие до размеров ласт ноги, сплошную матерщину внутри с каждым шагом подъёма на такой высоте.

Ну да ладно. Затишье майских праздников подсказывает: Тибет так Тибет.

Хотя началось всё с Непала. Несколько утомительных перелётов, 10-ти часовое ожидание рейса в Дели с раздражающей дрёмой на лавочках и ещё более раздражающей невозможностью купить выпивку в Duty free. И вот Катманду - столица Непала. Масса бюрократических процедур успокаивают приближением начала чего-то. "Началом чего-то" оказалось предсказуемое распитие большой бутылки виски, купленной таки в последний момент в Дели, в гостинице колониального стиля, в которой, по преданию, когда-то жил не то король, не то местный бог. Чудесный восточный город предлагал на выбор фрукты, жару, скандирующих маоистов, местные храмы неземной красоты и созерцание ещё более неземной экзотической красоты местных женщин. Мы выбираем всё сразу. Хотя нетерпеливое ожидание сакрального Тибета уменьшило степень очарования гостеприимного города.

"Боря, Тибет скоро?" - спрашивали мы нашего гида из Экстрим Партии. Мы - это Валера и Олег - двое желающих временно убежать от благ цивилизации "туриста". Боря обещал: "Скоро".

"Скоро" растянулось в 2 перелёта на подобиях кукурузников, встречу отряда наших вертолётчиков с миссией ООН, распитие с оными ещё одной бутылки виски, невозможностью с непривычки подышать полной грудью на какой-то галёрке Непала с названием Симикот на высоте более 3000 м, и пяти дней пути через Гималаи, с ломкой акклиматизации на протяжении всего этого периода. Но Боря обещал ещё массу сильных впечатлений и опять не обманул. На протяжении трека мы увидели череду удивительных пейзажей, повстречали много интересных народностей, изучили их быт и обычаи. Давняя привычка фотографировать, добавившая к лишнему весу тела такой же вес аппаратуры минус возможность уверенно идти, записала на плёнку все увиденные чудеса ценой фингала, надавленного под глазом окуляром камеры.

Удивительная красота тех мест и нагрузка убрали воздействие старых стрессов, уравновесили внутреннее состояние. Виски уже не хотелось. Зато хотелось окунуться в ручей всем разгорячённым от нагрузки телом, почувствовать его трепет под серебряными струями, недавно стаявшими с древних реликтовых ледников. Энергия жизни буквально вливалась в душу и тело, глаза открывались, замечая всё больше и больше.

Но вдруг всё закончилось с попавшим в наши бренные тела каким-то местным простудным вирусом с соплями, кашлем, дрожью в коленках и острым желанием побыстрее домой.

Но русские и украинские не сдаются. Деньги уже уплачены. И началась новая эпопея: дойдём или не дойдём до Китайской границы. До границы дошли, перевалив через перевал 4500 м, одновременно взяв очередную ступень уважения к себе и по две бутылки пива в местном ларьке. Через мост - Китайская граница, она же, по совместительству, тибетская.

Безлюдное и грустное поначалу селение порадовало к вечеру праздником с перетягиванием каната, а к ночи - громкой молодёжной тусовкой с мордобоем.

Наутро, 1 мая, китайский пограничный пост порадовал радушием солдат, снисходительной улыбкой заехавшего в честь праздника генерала и чаем. Удивлённые встречей, загрузились на поджидавший джип и поехали по программе.

Тибет огромен, и за такое короткое время всё осмотреть, можно только наняв машину, способную быстро передвигаться по бездорожью.

Тибет сразу же дал понять, что он Тибет. Мы, как будто, вырвались на волю из узких ущелий Гималаев. Высота 4500 - 5000 м и долгое на ней нахождение вколотило в голову зёрнышко боли, которое разрасталось и переливалось в голове, подчиняясь известным только ему законам. Правда, две таблетки цитрамона загоняли боль обратно в зёрнышко и давали возможность опять наслаждаться впечатлениями.

Борис радовался нашей любознательности и с удовольствием рассказывал нам сакральные тайны этой страны. Но потом понял, что "благодарные слушатели" просто не могут запомнить мудрёные местные названия, и по этой причине были способны по несколько раз слушать одни и те же истории.

Древнее буддийское королевство Гуге по неизгладимости полученного впечатления можно сравнить только с холодным утюгом. Не поддающийся описанию рельеф и результаты ковыряния в нём древних строителей превзошли все наши ожидания. Наш джип стёр все тормоза на горных серпантинах от команды "Стоп", от радующихся собственному восхищению и терзающих свои камеры фотографов.

Порадовало также священное место модного бомонда русского буддизма - священные озёра Манасаровар и Ракшастал, и гора Кайлаш. Нет, оно-то, конечно, священно, прежде всего, для ортодоксального местного буддизма. Но количество паломнических групп из Украины, и, особенно, из России, превышало в несколько раз количество настоящих паломников из Тибета и Индии. А слепая вера в сомнительные выводы коммерческого литературного проекта г-на Мулдашева вызывала у меня улыбку мазохиста. Зато именно здесь я увидел, не в монастырях, нет, но в укладе жизни коренных тибетцев сложную гармонию культуры с вкрапленным в ДНК жизненно важным древним религиозным учением.

Священный обход горы Кайлаш - кора - занял два дня вместо положенных трёх - очень хотелось пожить в нормальных условиях. Долгое нахождение на значительной высоте сделало нашу акклиматизацию достаточной для беспроблемного прохождения перевала 5669 м на одном из отрогов Кайлаша.

Сакральное место предлагало ощущение какой-то особой энергетики, которую, к слову, каждый из нас ощущал по-своему. На восторженные вопросы ребят: "Ты чувствуешь, какая энергетика у этого места?" хотелось ответить цитатой из Жванецкого: "Ой, вот сейчас почувствовал!". На самом деле в слово "энергетика" вкладывался элемент "веры" каждого. Буддисты приписывают энергетике намоленность, количество погибших в медитативном экстазе монахов или присутствие бога.

Я же считаю, что живая красота и чистота мира вызывает эмоциональный подъём в человеке, и, как следствие, ощущение избытка сил и энергии. А место было действительно очень красивое!

Дальше были сотни километров пустынного, местами унылого, местами фантастического пути до столицы Тибета - Лхасы, со стадами яков, сайгаков и лошадей Пржевальского, удивлённо провожающими взглядами одинокую машину.

По мере приближения унылость и бедность отдалённых монастырей перерастала в роскошь и причудливые архитектурные формы центральных религиозных храмов. Апофеозом нашего путешествия были три стоящих с открытыми от изумления ртами туриста перед величайшим религиозно-дворцовым ансамблем - Поталой, на протяжении веков служащим прибежищем Далай-лам. До наших просвещённых умов не могло дойти, как тысячелетиями закрытая для знаний извне страна смогла найти такие необычные и гармоничные решения линий и форм.

От непрерывного хождения кругами по часовой стрелке вокруг монастырей в Лхасе - религиозной традицией священных обходов - кружилась голова. Несмотря на интересные события в столице Тибета, начиная от старой традиции философских споров монахов в крупнейшем и просвещённейшем монастыре Тибета и заканчивая уютом местных ресторанчиков с долгожданными мясными стейками и стильными, строящими глазки, официантками.

Впечатление от Тибета осталось сильнейшее, но уже хотелось домой. Самолёт из Лхасы в Катманду пролетел в милю от Эвереста, услужливо наклонившись крылом в его сторону для лучшего обзора.

Катманду - Дели - Киев. Усталость, накопившаяся за время путешествия, уходила, открывая в душе простор для ностальгии.

Ностальгии по чудной, необычайной стране, с её высотой, просторами, людьми и буддизмом, который оставил большую трещину в моём, казалось таком воинственном, атеизме…