6 августа 2020

Жизнь, дружба и смерть на Сиула-Гранде
Джо Симпсон (Joe Simpson) и Саймон Йейтс (Simon Yates)

В 1985 году два молодых британских альпиниста Джо Симпсон (Joe Simpson) и Саймон Йейтс (Simon Yates) отправились в Перуанские Анды с амбициозной целью: совершить первое в истории восхождение по Западной стене на вершину горы Сиула Гранде (Siula Grande) высотой 6260 метров.

Само восхождение прошло без особых проблем и связка стояла на вершине горы, радостно обнимаясь. Они смогли открыть первый маршрут на Западной стене.
Многие альпинисты до них пытались пройти этот колосс, но так и не смогли....
Стоит отметить, что до 2019 года южная стена этой отдаленной и малоизвестной горы также оставалась никем не пройденной.

Это была настоящая исследовательская экспедиция в все еще крайне отдаленный уголок планеты, окруженный горами, о которых они практически ничего не знали.
Два главных героя этой удивительной истории: Джо Симпсон и Саймон Йейтс, были друзьями, которые разделяли одну и ту же страсть в альпинизме: стремление открыть что-то новое, предпринять настоящую исследовательскую экспедицию.
Поэтому они продвигались вверх по стене, разделяя риски, экстремальные опасности и плохую погоду.

Джо Симпсон (Joe Simpson) и Саймон Йейтс (Simon Yates

Половина работы была сделана - вершина достигнута.

Теперь перед двойкой альпинистов стаяла не менее сложная задача - благополучный спуск вниз. Именно на этом этапе происходит множество альпинистских аварий, связанных с влиянием накопленной за период восхождение усталости на концентрацию внимания при перестёжках и организации станций страховки на спуске.
Даже малейшая ошибка здесь может стать роковой .

И такая ошибка произошла: во время спуска по северному гребню в условиях штормовой погоды, Джо подскользнулся на обледенелом скальном участке, сорвался с маршрута и получил тяжёлую травму левой ноги.
Логика подсказывала, что в таком случае лучше было бы поступить по другому: оставить травмированного товарища на стене, спустить в низ самому и позвать на помощь спаскоманду.
Одкнако, поскольку у них не было с собой бивачного снаряжения, еды, воды и т. д., и вынужденная остановка грозила смертью, Йейтс начал спускать Джо по более 1000-метровой стене...

Связав вместе две 45-метровые веревки, Саймон начал спускать Джо за раз на 90 метров. Спуск продолжался почти весь день, пока в один момент Саймон не почувствовал, что 90 метров веревки он практически выдал, а Джо по прежнему висит в пустоте, так и не имея возможности за весь этот дюльфер закрепиться за склон горы.

Саймон оказался в патовой ситуации: добраться до Джо и остаться самому в безопасности не было никакой возможности. Он чувствовал натяжение веревки, на конце которой висел Джо, но Саймон не мог ни видеть ни слышать своего товарища.

"Я не мог его поднять обратно... мне пришлось лишь держать веревку... Джо висел в воздухе, я чувствовал, что он качается, но я не видел его положения относительно скалы.
В это время начало холодать... по горе сошла лавина. Я уже дрожал от холода. Прошел целый час, мои руки начали неметь.
Я уже физически больше не мог держать веревку...она уже начала проскальзывать в руках на несколько сантиметров.

Жизнь, дружба и смерть на Сиула-Гранде
Западная стена горы Сиула Гранде (Siula Grande) высотой 6260 метров.

Я должен был что-то сделать, и сделать быстро" - вспоминает Йейтс.

Спустя час удержания Джо, Саймон принял самое трудное решение в своей жизни: перерезать веревку....

На следующий день Саймон, оставшись один на скале, продолжил спуск в базовый лагерь, наблюдая каков мог быть полет Джо на скалы внизу.
В базовый лагерь он возвращался подавленный чувством вины за причастность к смерти своего товарища.

Но случилось невероятное чудо: Джо Симпсон не был мертв!

После того, как Йейтс перерезал веревку, Джо упал с высоты 12 метров в ледовую расщелину, где удержался от дальнейшего падения а затем смог благополучно выбраться на скалу, благодаря широкой наклонной трещине.
Спустившись на ледник, истощенный голодом и упадком сил, с поломанной ногой, Джо добирался до базового лагеря еще три дня!

По возвращении на родину в течение нескольких последующих лет он был фактически прикован к постели, перенёс целый ряд сложных хирургических операций, начал писать.
О этой истории Джо рассказал в своей книге "Касаясь пустоты" (Touching the Void), которая разошлась тиражом более 300 000 экземпляров и была переведена на 14 языков.
В 2003 году книга «Касаясь пустоты» была экранизирована режиссёром Кевином Макдональдом. Фильм получил награду национальной кинопремии BAFTA, был переведён на 23 языка, разошёлся в мире тиражом более двух миллионов копий

Стоит отметить, что Джо никогда не упрекал своего партнера за то, что он перерезал веревку и позволил ему упасть. Он всегда оправдывал это действие, указывая на то, что поступил бы так же, если бы был на другой стороне веревки.
Дружба в альпинизме способна связать не только время в экспедиции, но и жизнь помимо восхождений и даже в самых экстремальных ситуациях эта глубокая связь дает правильное значение событиям.

"Вся ирония в том, что как бы я не объяснял, большинство мои ответы не поймет — у них не было подобного опыта; это как если бы они читали “Параграф 22” (автор Джозеф Хеллер – прим. переводчика) — не являясь альпинистом не возможно осознать прочитанное, представить что чувствует человек при -20°С, что с ним может сделать высота. Если у тебя не было переломов, то не поймешь насколько это мучительно.

Альпинизм это хардкор, и его сложно передать словами для тех, кто им не занимается. Стороннему человеку он может показаться прогулкой в парке. Но ведь это не так! Поэтому и не получится рассказать что в таких условиях, когда тебе кажется, будто на горе все -50°С, ты поднимался 4 дня пока не сломал ногу. Если у тебя не было ничего похожего, то для тебя оно ничего не значит, ты не сможешь сопереживать просто потому, что этого не передать в полной мере."
 - говорил Джо.

Жизнь, дружба и смерть на Сиула-Гранде
Обложка книги "Касаясь пустоты" (Touching the Void)

После травмы, полученной в 1985 году, по прогнозам врачей, Джо не только не мог больше заниматься спортом, но и вообще ходить.

Однако он смог восстановиться и вернуться в альпинизм. В 1991 году во время восхождения на вершину Пачермо в Непале он после срыва на более чем 200 метров получил тяжёлую травму правой ноги и практически лишился носа (события этого восхождения легли в основу книги «Игра Духов» (This Game of Ghosts).

В течение 2000—2003 годов Джо предпринял шесть попыток восхождения по Северной стене Эйгера, но каждый раз погода вынуждала его отступить. Во время одного из восхождений в 2000 году у него на глазах со стены лавиной были сметены двое восходителей.
В 2009 году Симпсон прошёл новый соло маршрут по юго-западной стене Мера-Пик (6470 м) в Непале, который он назвал «In Memoriam» в память о погибших товарищах Мале Даффе (партнёре по восхождению 1991 года) и Яне Таттерселле.

Саймон Йейтс после восхождения на Сиула-Гранде участвовал в экспедициях на пик Лайла и Немеку в Пакистане и несколько экспедиций на Кордильере Дарвин в Чили.
В июле 2009 года Йейтс успешно привел группу из четырех клиентов на вершину пика Ленина (7134 м).
В сентябре 2010 года он планировал вернуться в Кордильеру Хуайхуаш, спустя 25 лет после своего восхождения с Симпсоном.

Йейтс является автором трех автобиографических книг о альпинизме: «Against the Wall», посвящена экспедиции по новому маршруту по центральному столпу Торрес-дель-Пайне в чилийской Патагонии. «The Flame of Adventure» описывает серию альпинистских приключений по всему миру. Его последняя книга, "The Wild Within", описывает экспедиции в Кордильеры Дарвин, Аляску и восточную Гренландию.

Источник : "https://4sport.ua/articles?id=32911" rel="nofollow"