Автор - Наталья Яценко (Новосибирск)

К вулканам КалараПо полиэтиленовому тенту барабанит дождь. Вторые сутки висит непогода над Каларским хребтом, протянувшимся от свинцово-серых вод шишковской Угрюм-реки - Витима до чистых струй притоков Олекмы.В этом полевом сезоне, нам, членам Новосибирского спелеологического клуба "Сибирь", удалось вплотную подобраться к крупнейшему в Восточной Сибири вулканическому району. Здесь, относительно недавнем прошлом, предки аборигенов - эвенков каларского племени, могли наблюдать извержения полутора десятка вулканов.Гигантский кратер одного из них - Аку, находится километрах в трех. Но, пока, туда не добраться. Путь прегражден потоком.
И под монотонный шум дождевых капель очень хорошо вспоминается…

…Десятое июля. Поезд, по местному "бичевоз", состоящий из одного пассажирского вагона и багажной платформы, доставил нас к маленькому разъезду извилистой одноколейки, еще недавно известной всей стране под гордым именем Байкало-Амурской магистрали. Отсюда начался почти ста километровый переход, а с одного из безымянных перевалов, у самого горизонта, мы впервые увидели изломанную линию некогда огнедышащих гор.
Сто сорок два года отделяют нас от июля одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмого года, когда, впервые, географы отряда поручика Усольцева, члена Сибирской экспедиции Русского Императорского географического общества пересекли этот удивительный край. Но, как и тогда, ныне, путь здесь - бесчисленные броды и заболоченная тайга. В географической справке о местности на обороте современной карты читаем: "…дорожная сеть представлена кочевыми тропами, большинство из которых не используется более пятидесяти лет". Реально, это путь по зарослям кедрового стланника и низкорослой ольхи. И броды, броды… Все более сложные и сложные: глубже поток, быстрее течение. Ведь теперь реки прокладывают русло в толще сине-черных лав, пропиливая в них глубокие каньоны, срываясь пенистыми водопадами с уступов, сложенных огромными каменными шестигранниками.
К вулканам КалараПамятниками катастрофических сражений огня и воды стали эти гремящие ступени. Здесь, под зеленоватыми струями, видно, как наползала раскаленная лава на древнее русло, растекаясь по гранитным валунам. Горел лес, образуя под толщей лавы прослойку древесного угля. Вскипала вода, и перегретый пар вспучивал расплавленный камень, создавая пещеры и гроты. Вот уж, во истину: был бы спелеолог, а пещеры найдутся! На многие километры от огнедышащих кратеров разлетались вулканические бомбы. Стены же каньонов, порой напоминают каменное кружево. Все это узорчатое великолепие возникло при остывании расплавленного базальта.К вулканам КалараВодопады преградили путь рыбе, поднимающейся с низовьев к истокам рек. В пенистых водобойных котлах скопились целые косяки. Рай для рыболова. Сколько раз забрасываешь удочку, столько раз вытягиваешь рыбку. Хариус и таймень. Ленок и налим. Сказывается факт, что по словам эвенков, люди здесь рыбачат один раз в десять лет.Поднимаясь к истокам рек, наша группа совершала путешествие во времени. Из разгара лета, мы возвращались в весну. Все чаще исчезала вода под толщей не успевшего растаять льда, ярче становились цветы. Менялся и окружающий ландшафт. Из зоны тайги мы вступили в зону высокогорной тундры. В сухом ущелье, где воду пришлось добывать растапливая снег взятый из чудом сохранившегося снежника, был разбит очередной бивак.Ночью же начался ливень…
По прежде сухим камням потек ручей, превратившийся затем в беснующийся поток. Временами из его глубины доносился глухой гул - вода тащила по дну огромные валуны.

К вулканам Калара

Только двадцать первого июля нам удалось выйти к гигантскому кратеру Аку.
Вулкан образовался в несколько этапов. Сперва возник общий кратер-кальдера, через который базальты изливались в верховья реки Сыни. Затем, по-видимому, произошел взрыв, и в кальдере вырос базальтовый конус с куполовидной "рогатой" вершиной. Позже, в результате очередного взрыва, возник еще один кратер, затопленный ныне водами озера.
Но не всегда образовывалось воронкообразное жерло. Иногда раскалывались горы, и через возникшую расщелину вырывались раскаленные газы. Вулкан такого типа напоминал паяльную лампу. В адском огне кипел камень, кипели металлы, перегорая в разноцветные шлаки. Так было в верховьях ручья Инаричи, так действовал вулкан Сыни, по мнению многих исследователей, самый эффектный вулкан Сибири.
Красные и черные шлаки.
Зелень кедра и нежные розовые цветы.
Необычность красок, необычность скульптурных форм, созданных богом огня.
Часами можно бродить по шлаковым полям, выискивая, то необычной формы лавовую бомбу, то следы снесенного огнем полиметаллического месторождения.
Каждый вулкан имеет свой неповторимый облик, свою особенность.
Аку и Чепе - колоссальные кратеры.
Сыни - монументальность родившихся в огне нерукотворных скульптур.
Сынок - обилие лавы, затопившей дно долины.
У подножия же вулканов, там, где до сих пор, по трещинам поднимаются из земных глубин различные газы, бьют минеральные источники. Обжигающе холодные, вспенивающиеся от углекислого газа нарзаны. Желтоватые, отдающие сероводородом сульфатные ручьи. Минерализация воды столь велика, что соли белесым порошком оседают на камнях, создают кальцитовые плотинки, хорошо знакомые нам по путешествиям в тьму пещер. Но, те под землей. Эти же здесь, под лучами солнца.
Источники бьют отовсюду. Минеральная вода появляется меж огромных, покрытых красноватой корочкой окислов, валунов. Многочисленными ручейками стекает в русло речек. Там, где река образует естественные ванны, насыщенная газом вода кажется кипящей. Заплыв в нарзане. Секунды, и снята усталость дневного перехода.
От воды холодной, переходим к воде горячей. Наши друзья со станции Куанда, обнаружившие этот радоновый источник с температурой воды в сорок восемь градусов, оборудовали среди тайги мини купальню. Наверное, у костра, возле таких источников и зарождались легенды о мертвой и живой воде…
Удивительно, что почти во всех источниках вода разная на вкус, разная по температуре. Иногда, почти горячий ручеек и струйку с температурой близкой к нулю может разделять менее метра.
Незаметно пролетели тридцать дней в северной тайге. А август здесь, это уже почти осень. Это ранние сумерки. Это сырые вечерние туманы, полосами поднимающиеся по распадкам. Это необходимость укрыть от моросящего дождя полиэтиленовым тентом не только палатку, но и костер.
Удалось увидеть лишь самый краешек вулканического массива в междуречье Эймнаха и Калара. Многое ускользнуло от нашего внимания. На многое, просто, не хватило времени. С каждой новой вершины открывались десятки других.
А значит есть еще для чего вернуться в необычные горы Северного Забайкалья.